Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
« К Р А С Н О Е ЗНАМ Я» ф 20 февраля 1979 года ф 3 стр . П Я Т И Л ЕТ К А . У Ч И Т ЕЛ Ь - К А Ч ЕС Т В О . В КАБИ НЕТЕ БИОЛ ОГИИ Методический кабинет гороно организовал цикл открытых уроков у ма стеров педагогического труда. Цель его — не только показать, какие требования предъявляет • современный урок к учи телю, но и, в частности, научить, как должно ис пользоваться современ ное оборудование кабине та, какая роль в учебно- воспитательном процессе отводится наглядности, техническим средствам. Мы в кабинете биологии средней школы № 8. Удиви тельное дело: в пасмурный, серый денек здесь как будто светит солнышко. На окнах и стенах ухож енные зеленые растения. Поблескивают аква риумы с рыбками. Чучела птиц —- как ж ивая стайка, го товая вспорхнуть. На одной из стен— строгие портреты основоположников биологической науки. Среди них Ламарк . Линней. Дарвин, Тимирязев. На другой— расте ния нашего края. У доски — биологический календарь. А там — схема эволюции расте ний и ж ивотных, развития высших приматов. Наготове киноаппарат. Современность говорит в кабинете биологии языком де сятой пятилетки: на искусно исполненных плак атах записа ны ее главные задачи в обла сти зерноводства, ж ивотно водства, лесной промышлен- . ности и индустрии здоровья. Молодых учителей ин тересует все. Оци спрашивают у учителя биолог!^ Людмилы Алексеевны Фастовой, кто де лал наглядные пособияь как приобретались технические средства, все ли классы име ют возмож ность проводить уроки биологии в кабинете. Кто- то списывает тек ст со стенда «Хлеб — это ж изнь, он вечен, как мать, как Роди на. Человек растит хлеб, а хлеб растит человека»... Людмила Алексеевна Фа- стова ведет урок с десятиклас сниками. Она сообщает не только тему и цель его, но и план. Заранее мобилизует внимание учеников на этапах пути, по которому поведет их 45 минут учебного времени. Учитель анализирует по плак ату суть фотосинтеза. За писывает вместе с учениками формулу реакции. Демонст рирует для закрепления ки нофрагмент: как происходят4 процессы фотосинтеза в расте ниях при световой и темновой фазах. Д ает задание: рассмот реть заготовленный заранее плакат с перечислением про цессов фотосинтеза и опреде лить, к каким фазам они от носятся. Задание рассчитано на развитие мышления и про верку степени сознательного усвоения. В конце урока Фастова под водит итоги: не только сооб щает оценки, но и комменти рует их. О качестве знаний, полученных на этом и преды дущих занятиях, серьезном от ношении учащихся к биологии Дают представления их отве- Э Н ЕР Г О М О С Т УФ А . Широкие просеки прорезали уральскую тайгу — началось сооруж ение ли нии электропередачи напря ж ением 500 тысяч вольт. Эта Л ЭП протяж енностью 285 ты. Полные, логичные, точ- ] ные. Только на «4» и «5». На этом уроке молодые учи1 теля увидели, как возрастает его эффективность, если он | проводится в кабинете, где все Способствует пониманию, | усвоению и закреплению зна ний. К ак помогают уплотнен ному опросу таблицы и инди видуальные карточки. Отме тили целесообразность методи ческих приемов в применении наглядности. Оценили высо- г к^ю организацию урока. Обсуж дая урок , молодые ] учителя подчеркнули не толь- ко высокий научный уровень объяснения самого материала, но и то,, что учитель наце- I лил своих питомцев на позна- I ние того, что еще не раскры то в проблеме фотосинтеза. Расск аз о роли растений в и ж изни планеты Земля учитель связывает с вопросами со- | хранности природы, «нашего дома», который мы можем, по словам Л . И . Бреж нева, оставить потомкам обогащен ным или обезображ енным. Н а поминает постановления пра вительства о необходимости оберегать окруж ающую среду, предлагает ученикам прочесть I вывешенный плакат с выдерж ками из Конституции СССР , касающимися охраны природы. | - Несмотря на слож ность ма териала, урок Л . А . Фасто- ! вой имеет лирическую окрас ку. Речь ее образна, эмоцио нальна. — Мы ж ивем в век ато ма и космоса. Но это и век биологии, — сказала она уче никам, приступая к уроку. — ! Нас пораж ают ракеты, унося- ! щие сынов Земли в космиче ские дали, новые машины — луноходы, и мы не удивля емся растениям, которые нас окруж ают с детских лет. А ведь это они когда-то превра- | тили голую Землю в прекрас- I ный, многоцветный мир... Она предлож ила ребятам прочесть на плакате, что висит | у окна над цветами, чудесное : сравнение великого физиолога Тимирязева: «Растение — по средник меж ду небом и зем лей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. По глощенный им луч Солнца го рит и в едва мерцающей лучине, и в ослепительной I искре электричества». — К ак вы расцениваете роль кабинета в учебно-вос питательном гфоцессе? — спро сила я Людмилу Алексеевну. — Работа в кабинете при носит большое удовлетворе ние, — ответила она. — Здесь эосредоточена вся нагляд ность. На каж дый с1гол — мик- I роскоп, лупы. Для выполнения лабораторных работ подведена вода. Собрана масса различ ного материала, Многое сдела но самими ребятами. Закончено обсуж дение уро ка. Дав ему высокую оценку, , молодые учителя горячо бла годарят Л . А . Фастову. Все, что они увидели и услышали, послуж ит им материалом для | размышления и внедрения в | свою педагогическую практи ку. О. Н И К О Л ЬСК А Я, заслуж енный учитель школы РСФ СР . Ч ЕРЕЗ УРАЛ километров станет новым зве ном энергомоста Ц еутр— Урал. Она разгрузит мало мощные линии, связывающие Уфу й М агнитогорск . ( ТАСС) . Спасибо, строители! С каждым годом хорошеет родной Елец / И в этом большая заслуга строителей. Они и для нас сделали недавно чудесный подарок, закончили к апитальный ремонт нашего многоквартир ного дома: провели газ, воду, сделали водяное отопление. А к а кими светлыми, просторными стали, теперь комнаты! Большое спасибо, говорим мы строителям дистанции граждан ск их сооружений мастеру Евгению Васильевичу Гусеву, брига дирам Алексею Игнатьевичу Полянскому и Анатолию Петровичу Александрову, маляру Алексею Васильевичу Черкасову, столя рам Леониду Васильевичу Решетбву и Николаю Григорьевичу Бык ову. От всего сердца мы желаем им успехов в их трудной, но такой нужной работе. М . ТРУХАЧЕВА , Соцгородок, д. 7. Внимательно следит Алек сандра Ефимовна Бахова за оборудованием. Езде бы, не доглядит — и восточная часть города может остаться без света. Обеспечить норма лысую работу аппаратуры, чтобы не случилось аварий, пере ключать оборудование должна она, дежурная подстанции. После окончания Воронежско го энерготехнического техни кума работала сначала в А л тайском, потом Красноярском краях, и вот уж е пятнадцать л ет— в Елецких электросетях. Опытным специалистом заре комендовала она себя. НА СНИМКЕ: А . Е. Бахо ва за работой. Фото А . БОЕВА . Более двух недель внимание посетителей кинотеатра «Рос сия» привлекала фотовыставка, на которой были представлены работы местных фотографов- любцтелей. До этого она распо лагалась, во Дворце к ультуры за вода «Эльта»,' где первыми ее увидели участник и тематиче ского вечера инженерно- техни ческих работников города. На выставке демонстрирова лось 40 фотографий семи авто ров — С. Иванова, Ю. Титова, А. Бухтоярова (элементный за вод), 10 Романова (завод «Эль- та»), М. Сорокина, В. Мейрана, М. Баркова (завод > «Гидропри вод»), Большинство фоторабот выполнено на высоком профес сиональном уровне. Их отлича ли высокая техник а исполнения, отточенность композиции, худо ж ественная завершенность. Каж дый фо-ограф имеет свое творческое «я», и снимки одно го никак нельзя сп утать . со снимками другого, хотя темати ка работ приблизительно одина кова в жанровом отношении. Для участников выставки щелчок за твора фотоаппарата перед красивой натурой не оз начает е ще гарантии успеха. Гла вное.для них — вложить в снимок душу, передать то, что взволновало автора, не остави ло его безучастным к увиден ному... И в этом е ще раз убеж даешься, внимательно вгляды- аясь в фотографии. ...Необыкновенно лиричны снимки Ю. Титова, с творчест вом которого хорошо знакомы читатели «Красного знамени». Здесь часто поме щаются его ра боты — фотографии перед ови ков производства, городских новостроек, старинных тихи х улочек Ельца. Но самый из любленный жанр Титова — пейзаж . Картины русской при роды занимают в его творчест ве ведущее место. Замечательны по своему ис полнению/ пейзажи «Утро ту манное, утро седое...», «Вечер няя заводь», «Элегия», «Теп лый снег», «За Ельчик ом», «Белое безмолвие». Пронизан глубоким философским смыслом снимок «Старость и ... мла дость». И нельзя не смотреть без улыбки на фотографию «На проказничали», наполненную Д Н ЕВ Н И К И С К У С С Т В М и р. . отк р ЫТЫЙ объе КТИВОМ мягким юмором. ...Трое взлох маченных растрепанных маль чишек сидят* с понурым видом. Где-то что-то натворили. Ох и достанемся! А вот другая работа Титова «Полночь». Карак умский мост». Глядя на нее, вспомина ются строчки из рассказа И. Бу нина «Поздний ч ас», действие в котором происходит в Ельце: «И я пошел по мосту через ре к у , далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи... Мост был такой знакомый, прежний, точно его я видел вч ера...». На фотографиях другого ав тора — А. Бухтоярова — виды Северного Кавк аза, Карелии, Як ути и . Вершины снежного Эльбруса и суровый Оймякон. Фотокамера для Бухтоярова — верный спутник путешествий. И он не только запечатлевает уви денное на пленке, но л напол няет его эмоциональным содер жанием. Снимки заставляю т восхищаться необъятными про сторами «с южных гор до север ных морей». Не случайно се рия названа «Родные просторы». ...На черном фоне два белых одуванчика. Точно ж ивые. Ка ж ется, дунешь на них, и поле тит серебристый п ух белыми парашютиками. Красота сним к а, автор которого С. Иванов, в предельной лаконичности. А вот другая его работа «На зорьке». ...Ок утана Сосна у т ренним туманом. Тишина. Вда ли виднеются фигурки рыбо ловов. Самый час для клева. Снимок выполнен в светло-се рой гамме, что особенно пере дает прелесть предрассветного утра. Впечатляю т портретные фо тографии, сделанные Ю. Рома новым («Этер и», «Го ды»). Вы к ак бы знакомитесь с челове ком, узнаете его судьбу. \ Но в то же время у других авторов изображаемое на сним к ах иногда сводится лишь к простому фиксированию дейст вительности- Ю. Титов, С. Иванов, Ю. Ро манов являю тся членами фото клуба «Елец », созданного при редакции газеты «Красное зна мя», ведут большую работу по пропаганде фотоискусства. Несомненно, что организа ция выставк и фотографов-люби- телей явилась большим собы тием в к ультурной жизни горо да. А . ДЕМЕНТЬЕВ , Т. ЧУРСИНА , директор кинотеатра «Россия» .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz