Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

« К Р А С Н О Е ЗНАМ Я» ф 20 февраля 1979 года ф 3 стр . П Я Т И Л ЕТ К А . У Ч И Т ЕЛ Ь - К А Ч ЕС Т В О . В КАБИ НЕТЕ БИОЛ ОГИИ Методический кабинет гороно организовал цикл открытых уроков у ма ­ стеров педагогического труда. Цель его — не только показать, какие требования предъявляет • современный урок к учи ­ телю, но и, в частности, научить, как должно ис ­ пользоваться современ ­ ное оборудование кабине ­ та, какая роль в учебно- воспитательном процессе отводится наглядности, техническим средствам. Мы в кабинете биологии средней школы № 8. Удиви ­ тельное дело: в пасмурный, серый денек здесь как будто светит солнышко. На окнах и стенах ухож енные зеленые растения. Поблескивают аква­ риумы с рыбками. Чучела птиц —- как ж ивая стайка, го­ товая вспорхнуть. На одной из стен— строгие портреты основоположников биологической науки. Среди них Ламарк . Линней. Дарвин, Тимирязев. На другой— расте­ ния нашего края. У доски — биологический календарь. А там — схема эволюции расте­ ний и ж ивотных, развития высших приматов. Наготове киноаппарат. Современность говорит в кабинете биологии языком де­ сятой пятилетки: на искусно исполненных плак атах записа­ ны ее главные задачи в обла­ сти зерноводства, ж ивотно­ водства, лесной промышлен- . ности и индустрии здоровья. Молодых учителей ин­ тересует все. Оци спрашивают у учителя биолог!^ Людмилы Алексеевны Фастовой, кто де­ лал наглядные пособияь как приобретались технические средства, все ли классы име­ ют возмож ность проводить уроки биологии в кабинете. Кто- то списывает тек ст со стенда «Хлеб — это ж изнь, он вечен, как мать, как Роди­ на. Человек растит хлеб, а хлеб растит человека»... Людмила Алексеевна Фа- стова ведет урок с десятиклас­ сниками. Она сообщает не только тему и цель его, но и план. Заранее мобилизует внимание учеников на этапах пути, по которому поведет их 45 минут учебного времени. Учитель анализирует по плак ату суть фотосинтеза. За ­ писывает вместе с учениками формулу реакции. Демонст­ рирует для закрепления ки­ нофрагмент: как происходят4 процессы фотосинтеза в расте­ ниях при световой и темновой фазах. Д ает задание: рассмот­ реть заготовленный заранее плакат с перечислением про­ цессов фотосинтеза и опреде­ лить, к каким фазам они от­ носятся. Задание рассчитано на развитие мышления и про­ верку степени сознательного усвоения. В конце урока Фастова под­ водит итоги: не только сооб­ щает оценки, но и комменти­ рует их. О качестве знаний, полученных на этом и преды­ дущих занятиях, серьезном от­ ношении учащихся к биологии Дают представления их отве- Э Н ЕР Г О М О С Т УФ А . Широкие просеки прорезали уральскую тайгу — началось сооруж ение ли­ нии электропередачи напря­ ж ением 500 тысяч вольт. Эта Л ЭП протяж енностью 285 ты. Полные, логичные, точ- ] ные. Только на «4» и «5». На этом уроке молодые учи1 теля увидели, как возрастает его эффективность, если он | проводится в кабинете, где все Способствует пониманию, | усвоению и закреплению зна­ ний. К ак помогают уплотнен­ ному опросу таблицы и инди­ видуальные карточки. Отме­ тили целесообразность методи­ ческих приемов в применении наглядности. Оценили высо- г к^ю организацию урока. Обсуж дая урок , молодые ] учителя подчеркнули не толь- ко высокий научный уровень объяснения самого материала, но и то,, что учитель наце- I лил своих питомцев на позна- I ние того, что еще не раскры­ то в проблеме фотосинтеза. Расск аз о роли растений в и ж изни планеты Земля учитель связывает с вопросами со- | хранности природы, «нашего дома», который мы можем, по словам Л . И . Бреж нева, оставить потомкам обогащен­ ным или обезображ енным. Н а­ поминает постановления пра­ вительства о необходимости оберегать окруж ающую среду, предлагает ученикам прочесть I вывешенный плакат с выдерж ­ ками из Конституции СССР , касающимися охраны природы. | - Несмотря на слож ность ма­ териала, урок Л . А . Фасто- ! вой имеет лирическую окрас­ ку. Речь ее образна, эмоцио­ нальна. — Мы ж ивем в век ато­ ма и космоса. Но это и век биологии, — сказала она уче­ никам, приступая к уроку. — ! Нас пораж ают ракеты, унося- ! щие сынов Земли в космиче­ ские дали, новые машины — луноходы, и мы не удивля­ емся растениям, которые нас окруж ают с детских лет. А ведь это они когда-то превра- | тили голую Землю в прекрас- I ный, многоцветный мир... Она предлож ила ребятам прочесть на плакате, что висит | у окна над цветами, чудесное : сравнение великого физиолога Тимирязева: «Растение — по­ средник меж ду небом и зем­ лей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. По­ глощенный им луч Солнца го­ рит и в едва мерцающей лучине, и в ослепительной I искре электричества». — К ак вы расцениваете роль кабинета в учебно-вос­ питательном гфоцессе? — спро­ сила я Людмилу Алексеевну. — Работа в кабинете при­ носит большое удовлетворе­ ние, — ответила она. — Здесь эосредоточена вся нагляд­ ность. На каж дый с1гол — мик- I роскоп, лупы. Для выполнения лабораторных работ подведена вода. Собрана масса различ ­ ного материала, Многое сдела­ но самими ребятами. Закончено обсуж дение уро­ ка. Дав ему высокую оценку, , молодые учителя горячо бла­ годарят Л . А . Фастову. Все, что они увидели и услышали, послуж ит им материалом для | размышления и внедрения в | свою педагогическую практи­ ку. О. Н И К О Л ЬСК А Я, заслуж енный учитель школы РСФ СР . Ч ЕРЕЗ УРАЛ километров станет новым зве­ ном энергомоста Ц еутр— Урал. Она разгрузит мало­ мощные линии, связывающие Уфу й М агнитогорск . ( ТАСС) . Спасибо, строители! С каждым годом хорошеет родной Елец / И в этом большая заслуга строителей. Они и для нас сделали недавно чудесный подарок, закончили к апитальный ремонт нашего многоквартир ­ ного дома: провели газ, воду, сделали водяное отопление. А к а­ кими светлыми, просторными стали, теперь комнаты! Большое спасибо, говорим мы строителям дистанции граждан ­ ск их сооружений мастеру Евгению Васильевичу Гусеву, брига­ дирам Алексею Игнатьевичу Полянскому и Анатолию Петровичу Александрову, маляру Алексею Васильевичу Черкасову, столя­ рам Леониду Васильевичу Решетбву и Николаю Григорьевичу Бык ову. От всего сердца мы желаем им успехов в их трудной, но такой нужной работе. М . ТРУХАЧЕВА , Соцгородок, д. 7. Внимательно следит Алек ­ сандра Ефимовна Бахова за оборудованием. Езде бы, не ­ доглядит — и восточная часть города может остаться без света. Обеспечить норма лысую работу аппаратуры, чтобы не случилось аварий, пере ­ ключать оборудование должна она, дежурная подстанции. После окончания Воронежско ­ го энерготехнического техни ­ кума работала сначала в А л ­ тайском, потом Красноярском краях, и вот уж е пятнадцать л ет— в Елецких электросетях. Опытным специалистом заре ­ комендовала она себя. НА СНИМКЕ: А . Е. Бахо ­ ва за работой. Фото А . БОЕВА . Более двух недель внимание посетителей кинотеатра «Рос­ сия» привлекала фотовыставка, на которой были представлены работы местных фотографов- любцтелей. До этого она распо ­ лагалась, во Дворце к ультуры за­ вода «Эльта»,' где первыми ее увидели участник и тематиче­ ского вечера инженерно- техни ­ ческих работников города. На выставке демонстрирова­ лось 40 фотографий семи авто ­ ров — С. Иванова, Ю. Титова, А. Бухтоярова (элементный за­ вод), 10 Романова (завод «Эль- та»), М. Сорокина, В. Мейрана, М. Баркова (завод > «Гидропри­ вод»), Большинство фоторабот выполнено на высоком профес­ сиональном уровне. Их отлича­ ли высокая техник а исполнения, отточенность композиции, худо ­ ж ественная завершенность. Каж дый фо-ограф имеет свое творческое «я», и снимки одно­ го никак нельзя сп утать . со снимками другого, хотя темати ­ ка работ приблизительно одина­ кова в жанровом отношении. Для участников выставки щелчок за твора фотоаппарата перед красивой натурой не оз­ начает е ще гарантии успеха. Гла вное.для них — вложить в снимок душу, передать то, что взволновало автора, не остави ­ ло его безучастным к увиден ­ ному... И в этом е ще раз убеж ­ даешься, внимательно вгляды- аясь в фотографии. ...Необыкновенно лиричны снимки Ю. Титова, с творчест­ вом которого хорошо знакомы читатели «Красного знамени». Здесь часто поме щаются его ра­ боты — фотографии перед ови­ ков производства, городских новостроек, старинных тихи х улочек Ельца. Но самый из­ любленный жанр Титова — пейзаж . Картины русской при­ роды занимают в его творчест­ ве ведущее место. Замечательны по своему ис­ полнению/ пейзажи «Утро ту ­ манное, утро седое...», «Вечер ­ няя заводь», «Элегия», «Теп ­ лый снег», «За Ельчик ом», «Белое безмолвие». Пронизан глубоким философским смыслом снимок «Старость и ... мла­ дость». И нельзя не смотреть без улыбки на фотографию «На­ проказничали», наполненную Д Н ЕВ Н И К И С К У С С Т В М и р. . отк р ЫТЫЙ объе КТИВОМ мягким юмором. ...Трое взлох­ маченных растрепанных маль­ чишек сидят* с понурым видом. Где-то что-то натворили. Ох и достанемся! А вот другая работа Титова «Полночь». Карак умский мост». Глядя на нее, вспомина­ ются строчки из рассказа И. Бу ­ нина «Поздний ч ас», действие в котором происходит в Ельце: «И я пошел по мосту через ре­ к у , далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи... Мост был такой знакомый, прежний, точно его я видел вч ера...». На фотографиях другого ав ­ тора — А. Бухтоярова — виды Северного Кавк аза, Карелии, Як ути и . Вершины снежного Эльбруса и суровый Оймякон. Фотокамера для Бухтоярова — верный спутник путешествий. И он не только запечатлевает уви ­ денное на пленке, но л напол­ няет его эмоциональным содер­ жанием. Снимки заставляю т восхищаться необъятными про­ сторами «с южных гор до север­ ных морей». Не случайно се­ рия названа «Родные просторы». ...На черном фоне два белых одуванчика. Точно ж ивые. Ка­ ж ется, дунешь на них, и поле­ тит серебристый п ух белыми парашютиками. Красота сним­ к а, автор которого С. Иванов, в предельной лаконичности. А вот другая его работа «На зорьке». ...Ок утана Сосна у т ­ ренним туманом. Тишина. Вда­ ли виднеются фигурки рыбо­ ловов. Самый час для клева. Снимок выполнен в светло-се­ рой гамме, что особенно пере­ дает прелесть предрассветного утра. Впечатляю т портретные фо­ тографии, сделанные Ю. Рома­ новым («Этер и», «Го ды»). Вы к ак бы знакомитесь с челове­ ком, узнаете его судьбу. \ Но в то же время у других авторов изображаемое на сним­ к ах иногда сводится лишь к простому фиксированию дейст­ вительности- Ю. Титов, С. Иванов, Ю. Ро ­ манов являю тся членами фото­ клуба «Елец », созданного при редакции газеты «Красное зна­ мя», ведут большую работу по пропаганде фотоискусства. Несомненно, что организа­ ция выставк и фотографов-люби- телей явилась большим собы­ тием в к ультурной жизни горо­ да. А . ДЕМЕНТЬЕВ , Т. ЧУРСИНА , директор кинотеатра «Россия» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz