Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

г \ т.тдигвгитавгр~• ; " ' Л № ^ » , ^ м я т » и 'Ш 'и ч я и «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» Ф 5 января 1979 года 3 стр. ДОРОГОЙПОИСКОВ,ДОРОГОЙРОСТА П е д а г о г и ч е с к о м у и н с т и т у т у — 2 Б л е т Страницы истории Елецкий государственный пе­ дагогический институт открыт на базе учительского в 1953 году. Вначале было три фа­ культета: физико-математиче­ ский, русского языка и лите­ ратуры, исторический (в 1955 году он был переведен в г. Липецк). На них обучалось 600 студентов. С 1956 года при факультете русского языка и литературы открывается прием на отделе­ ние иностранного языка. Ин­ ститут получает второй корпус (по улице Коммунаров, 15). Ес­ тественно, это вызывает приток новых преподавателей. В 60-е годы вуз переходит во вторую категорию. Кроме упомянутых, работают факульте­ ты иностранных языков, на­ чальных классов. Преподавате­ ли интенсивно повышают свою квалификацию. Одни из них— Н. Н. Демочкин, И. А. Фигу- ровский — становятся докто­ рами, другие — кандидатами наук. Всего в институте в это время работают 75 преподава­ телей и учатся 2400 студентов. 60-е годы — годы большой исследовательской работы линг­ вистов института по изучению говоров Липецкой и Орловской областей. За составление ат­ ласа говоров наш коллектив был награжден Почетной гра­ мотой института языкознания АН СССР . Крепнут связи со школой, обобщается и рас­ пространяется передовой опыт учителей. С 1962 по 1969 годы в Елецком, Становлянском, Измалковском, Долгоруков­ ском, Задонском районах было проведено девять научно - пе­ дагогических конференций, на которых заслушано свыше 200 докладов. По результатам пер­ вой же конференции издается сборник научных статей «О ра­ циональной организации уро­ ка». В 1968 году институту предо­ ставляется почетное право провести у себя Всесоюзную научную конференцию буни- новедов. От нашего пединсти­ тута с докладом «Елецкие реа­ лии в творчестве И. А . Буни­ на» выступила Старший препо­ даватель кафедры литературы С. В. Краснова. По материалам конференции под руковод­ ством зав. кафедрой литерату­ ры Б. С . Бесчеревных был из­ дан сборник статей «Бунин». Интенсивно идет в это время научная работа и на других факультетах. Доклады от наше­ го пединститута можно было услышать на региональных, республиканских, Всесоюз­ ных конференциях. В эти годы активизировалась и научная работа студентов. В 1'964 году состоялась их пер­ вая научная конференция. С хорошими докладами тогда вы­ ступили В. Красова, В. Астахов, Г. Карпова, А. Полева. С 1965 года наши питомцы дают заяв­ ки для участия во Всесоюзном конкурсе студенческих работ по общественным наукам и всякий раз выступают с докладами. Студентка А. Романова за док­ лад «Елецкие большевики в борьбе за победу Октябрьской революции» была награждена поощрительной грамотой седь­ мого конкурса 1978 года. А всего нашими студентами на областных, зональных, рес­ публиканских конференциях сделано 218 докладов. Не слу­ чайно Липецкий обком ВЛКСМ наградил пединститут Почетным дипломом. Научная активность студентов позволила лровести в 1969 году на нашей базе зо­ нальную конференцию по рус­ скому языку для вузов Цент­ рально-Черноземного района. В 1956 году студенты выез­ жали на целину, чтобы при­ нять участие в уборке хлеба. Памятная ампула с пшеницей Казахстана и сегодня хранится у нас. Преподаватели и студен­ ты института активно участво­ вали в строительстве в Ельце новой электростанции, киноте­ атра «Россия», средней школы № 5, создании парка 40-летия Великой Октябрьской социа­ листической революции, бла­ гоустройстве микрорайона. Сейчас продолжается совер­ шенствование структуры педин­ ститута. С 1979 года будет от­ крыт новый факультет до­ школьной педагогики и психо­ логии, на ряде факультетов возобновляется работа отделе­ ний заочного обучения. Очень важно то, что в основном будет прекращено дублирование фа­ культетов Липецкого педин­ ститута. Так, факультеты педа­ гогики и методики 'начального обучения, педагогики и психо­ логии (дошкольный) будут функ ционировать только у нас. Три учебных корпуса, новое об­ щежитие на 640 мест, профи­ лакторий на 75 мест, 87 препо­ давателей и около 30 человек учебно - вспомогательного персонала — таким должен стать институт. Е. АНТОНОВА, ректор пединститута, доцент. НА СНИМКЕ: главный корпус пединститута. Фото А. БОЕВА. Подход—комплексный Высокие морально - поли­ тические качества будущего учи­ теля должны приобретать не только на занятиях, но и путем активного участия в обществен­ но полезной деятельности. Для решения этой задачи парторга­ низация пединститута стремит­ ся к тесному Объединению уси­ лий всех административных и общественных организаций, преподавателей и студентов. Практическому осуществлению комплексного подхода способ­ ствуют «План по коммунисти­ ческому воспитанию студентов на весь период обучения в Елецком пединституте» и «План по общественно-политиче­ ской практике студентов», со­ ставленные доцентами института А . И. Святкиным и М. Ф ‘. Сила­ евым. В идеологической работе главное внимание обращается на формирование у студентов марксистско-ленинского миро­ воззрения. Ведущая роль здесь принадлежит кафедре марксиз­ ма - ленинизма, преподавателе которой И. С. Глотов, М. Ф . Силаев, А . К. Федорченко, Н. С . Шарова добиваются от студентов хорошего знания произведений К. Маркса, Ф . Эн­ гельса, В. И. Ленина, докумен­ тов КПСС и международного коммунистического движения. С большим интересом наши студенты прослушали лекции и участвовали в семинарских за­ нятиях, посвященных книгам Л. И. Брежнева «Малая зем­ ля», «Возрождение», «Целина». Не менее важное значение имеют и другие формы идей­ но - политической работы. Это прежде всего политическая ин­ формация. Каждый месяц под руководством А. К. Федорченко проводятся семинары, на кото­ рых студенты-политинформа­ торы получают советы по определению тем и выбору ли­ тературы к очередным выступ­ лениям в своих группах. Еще одним каналом полити­ ческой информации является стенная печать. Редколлегии факультетских газет «Словес­ ник», «Слово физмата», «Пед- факовец» настойчиво трудятся над тем, чтобы сделать их как можнсг содержательнее и ин­ тереснее. Большое внима­ ние уделяется проведе­ нию коммунистически воспиты­ вающих вечеров, встреч с луч­ шими учителями, знатными людьми, различных культур­ но-массовых мероприятий. Ка­ федра педагогики и психоло­ гии, комитет ВЛКСМ привле­ кают студентов к. пионерско- шефской работе., При каждой кафедре орга­ низованы студенческие лектор­ ские группы, которые участву­ ют в работе многих народных университетов города, высту­ пают с лекциями и беседами на общественно-политические, атеистические, литературные и естественно-научные темы. Наши студенты участвуют в трудовой деятельности. Так, в период летнего трудового се­ местра 1978 года ими было сформировано четыре строи­ тельных отряда. Они успешно поработали на различных объ- и ектах Добринского, Елецко­ го й Хлевенского районов. В сентябре - октябре вес$> кол­ лектив института трудился на уборке урожая в совхозах име­ ни Тимирязева, «Авангард» и «Ключ жизни». В результате всей этой рабо­ ты наши студенты не только успешно овладевают учитель­ ской специальностью, но и по­ лучают навыки организатора, пропагандиста, наставника мо­ лодежи, способного воспи­ тывать новые поколения со­ ветских людей Как активных строителей коммунистического общества. В. ПАЛАБУГИН, I доцент, * секретарь партбюро института. Для сельских школ Уже сейчас более 60 процентов нового пополне­ ния приходит в студенческую среду из отдаленных сель­ ских районов. И все-таки учи­ тельских кадров там не хва­ тает. Поэтому в институте стали традиционными поезд­ ки преподавателей в сель­ ские школы для проведения профориентационной работы с учащимися и их родителя­ ми, для оказания научно - методической помощи мест­ ным учителям. В нынешнем году мы планируем принять из сельских школ примерно 70 процентов абитуриентов. У нас сложилась определен­ ная система адаптации не­ давних абитуриентов к усло­ виям учебы в институте. Прак­ тикумы по школьным курсам специальных дисциплин, до­ полнительные занятия, кон­ сультации, продуманная ор­ ганизация самостоятельной работы студентов, совершен­ ствование деятельности учеб­ но - воспитательных комиссий факультетов и многое дру­ гое используется с целью повышения качества подго­ товки специалистов. Усилия коллектива прино­ сят свои плоды: общая успе­ ваемость в институте в 1977— 78 учебном году повысилась по сравнению с предыдущим годом1на 3.5 процента и со­ ставила 94,7 процента, что выше среднереспубликанско­ го уровня. В настоящее время факти­ чески все кафедры активно включились в разработку комплексной темы «Совер­ шенствование качества под­ готовки учителя сельской школы в свете решений XXV съезда КПСС», выполнение которой осуществляется при координации Министерства просвещения РСФСР . Институт не порывает свя­ зи со своими питомцами и по­ сле того, как они, получив заветные дипломы, уезжают на работу в села. Мы внима­ тельно наблюдаем за их пер­ выми шагами на ниве народ­ ного просвещения. Не случайно наш пединститут выступил в Липецкой области инициато­ ром проведения система­ тической целенаправленной работы с выпускниками - ста­ жерами. Каждый из них вме­ сте с дипломом получает под­ готовленное специальными кафедрами индивидуальное задание, определяющее ос­ новные направления дальней­ шего повышения квалифика­ ции молодого специалиста на весь период стажировки. Кол­ легия областного отдела на­ родного образования пол­ ностью одобрила опыт рабо­ ты нашего пединститута. А. ВОЛКОТРУБ, доцент, проректор по учебной и научной работе. С лекциями перед населением Преподаватели пединститу­ та принимают активное участие в работе городской органи­ зации общества «Знание». Мно­ гие годы его правление воз­ главляли доценты И. И. Руд­ нев и И. И. Приворотский. Сейчас — преподаватель ка­ федры марксизма - лениниз­ ма А . К. Федорченко. Все преподаватели вуза — члены общества «Знание». Ак­ тивными лекторами являются члены кафедры марксизма - ленинизма В. К. Палабугин, М. Ф . Силаев, И. С. Глотов, А. А. Волкотруб и другие. Их выступления посвящены глубо­ кой и всесторонней пропаган­ де марксистско-ленинской тео­ рии, творческого вклада КПСС в ее развитие, великих завое­ ваний нашего народа, преиму­ ществ социалистического обра­ за жизни, новой Конституции СССР , актуальных проблем внешней политики КПСС и Со­ ветского государства. Сейчас особое внимание мы уделяем пропаганде новых программных трудов Гене­ рального секретаря ЦК КПСС , Председателя Президиума Вер­ ховного Совета СССР Л. И. Брежнева, пропаганде решений июньского (1978 г.) и ноябрь­ ского (1978 г.) Пленумов ЦК КПСС. Преподаватели кафедры пе- й дагогики А. И. Святкин, В. П. Кузовлев, Т. П. Селезнева, Т. М. Забровекая занимаются про­ пагандой педагогических ’ зна­ ний. Некоторые из них к тому же читают лекции и по нрав­ ственному воспитанию. Препо­ даватели кафедры литературы Ю. Б. Егерман, С . В. Красно­ ва, Г. П. Климова, И. И. Приво­ ротский выступают на темы литературы и искусства, лите­ ратурного краеведения. Н. ШАРОВА, председатель первичной организации общества «Знание».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz