Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«К Р А СН О Е ЗНАМЯ» ф 30 сентября 1978 года ф 3 стр. З А В Т Р А—Д ЕН Ь У ЧИ Т ЕЛ Я ТРУД СЛОЖНЫЙ, ТРУД НАША А Н К Е Т А И скажут питомцы: „Спасибо ! 11 1. Почему вы избрали профессию учителя! 2. Такой ли оказалась ваша работа, какой представлялась она в студенческие годы! 3. Каковы ваши творческие планы, что делаете для их осу­ ществления! На эти вопросы нашей анкеты отвечают учителя Белла Филип, повна Палабугина (средняя школа N° 15) и Галина Александров­ на Колыхалова (средняя школа № 1). НА СНИМ КЕ ; Галина Владимировна Шульц— учительница географии средней школы № 24, де­ легат Всесоюзного съезда учителей. На каждом ее уроке происходит маленькое чудо. Не выходя из класса, ребята путешествуют вместе с ней по странам и континентам, открывают для себя мно­ го нового. Фото И. МИХАЙЛОВА. РА С С КА ЗЫ О П ЕДА ГО ГА Х Каждый деньинтересный Б. Ф. ПАЛАБУГИНА, учительница химии средней школы № 15. Трудовой стаж 20 лет, 1. Мечта стать учительницей у меня появилась еще в дет­ стве. И причиной тому, ду­ маю, были очень интересные уроки Петра Савельевича Ко­ валенко — одного из лучших педагогов школы, в которой я училась. А после желание походить на своего наставника знаниями, взглядами. интересами пере­ росло в прочное убеждение, что профессия учителя— очень нужная обществу. Именно в школе берет свое начало все то великое, доброе, что созда­ ется людьми. Окончив Пермский универси- ситет имени Горького, я была очень довольна, что моя мечта сбылась. 2. Скажу прямо, многое ока­ залось не таким, как я счита­ ла в студенческие годы. Ведь даже прохождение практики в школах не давало полного представления о всех особен­ ностях избранной профессии, ибо в то время больше при­ влекала внешняя сторона уро­ ка. Когда работаешь самостоя­ тельно. то чувствуешь очень большую ответственность за ре­ бят, которых тебе доверили, за то, чтобы каждый из них вышел из школы грамотным, высоко­ нравственным человеком. При­ ходится тщательно готовиться к каждому уроку, ежедневно пополнять свои знания. Не слу­ чайно в доме у меня сейчас довольно-таки обширная биб­ лиотека. В ней имеются, в ча­ стности, полные комплекты журналов «Химия и жизнь». «Химия в школе», брошюр из­ дательства «Знание» из серии «Химия» и другая литература. Нелегко, конечно, приходит­ ся. Но радует, что труд не про­ ходит даром. Многие мои быв­ шие ученики стали высококва­ лифицированными специалис­ тами химической промышлен­ ности. Галина Иванова, Юрий Каверин, Вера Сапрыкина и другие в настоящее время — студенты медицинских инсти­ тутов. И нынешние ученики как Анна Щекотурова, Ольга Кали­ нина, Людмила Гусева, Ирина Бурмистенко и другие, имеют по химии только <•пятерки». 3. В моих планах—перенять как можно больше элементов из практики построения урока известного в стране учителя математики одной из школ г. Донецка т. Шаталова. С этой целью постоянно слежу за пу­ бликациями в газетах и жур­ налах, телевизионными переда­ чами об опыте коллеги - но­ ватора. Мечтаю побывать на его уроках. Г. А. КОЛЫХАЛОВА, учительница математики сред.* ней школы N° 1. Трудовой стаж* 5 лет. 1. На выборе профессии в ос­ новном сказались два обстоя­ тельства Во-первых. я очень люблю детей. Во-вторых, моя мама, которая сейчас на пен­ сии, около тридцати лет пре­ подавала в школе русский язык и литературу. Вполне понятно, что я с малых лет была знако­ ма с ее профессиональными ра­ достями и заботами. И все больше и больше проникалась почтением к профессии учите­ ля. Поэтому, когда окончила сред­ нюю школу, я без долгих раз­ думий поступила в Елецкий пе­ дагогический институт. Кстати, и мой старший брат Валерий Александрович тоже выбрал профессию учителя и сейчас работает в средней школе № 5 2. Тогда я считала так: ребя­ та — народ любознательный. Рассказывай им больше и до­ ходчивее, контролируй выпол­ нение домашних заданий, и де­ ло пойдет на лад. Но в дей­ ствительности все сложнее. Ока­ залось, что успех зависит не только от того, насколько уме­ ло учитель строит свои уроки. К примеру, я очень быстро убедилась, насколько важны здоровая моральная атмосфера в доме ученика, постоянное внимание к нему со стороны взрослых. Вот в нынешнем восьмом классе, где я руково­ дителем, есть две девочки — Ирина Бородина и Ирина Фила­ това. Они не только хорошо учатся, но и активные общест­ венницы — одна староста, дру­ гая комсорг класса. И в нема­ лой степени потому, что их родители и сами высокомоавст- венные люди, и своим детям прививают лучшие моральные качества. К сожалению, пока еще есть и такие семьи, где о правиль­ ном воспитании детей не про­ является никакой заботы. Из-за постоянного пьянства родите­ лей или кого-то из них,скан­ далов ребенку даже уроки не всегда удается выучить. Прихо­ дится посещать такие сеМьи—и не раз-два, а длительное вре­ мя, Зато бываю очень доволь­ на, когда удается изменить что-нибудь к лучшему. 3. Планов много. В первую очередь хочется сделать высо­ коэффективным каждый урок Стараюсь брать как можно больше из практики опытных коллег К примеру, много по­ учительного нахожу для себя на уроках директора школы Семе­ на Самойловича Шикова, кото­ рый также преподает матема­ тику. Внимательно присматрива­ юсь к работе учительницы на­ чальных классов Клавдии Алек­ сеевны Ивановой. Средняя школа № 97. Здесь уже около тридцати лет рабо­ тает учителем математики Ва­ лентина Григорьевна Ломакина. Столько же времени она явля­ ется классным руководителем. Многие ее питомцы работают в различных отраслях народного хозяйства, и все с благодарно­ стью вспоминают свою добрую наставницу. Последние три года Вален­ тина Григорьевна руководит нынешним шестым классом «а». И дела здесь идут хорошо. В прошлом учебном году ребята собрали семь тонн металлоло­ ма, около тонны макулатуры, заняли первое место по школе в смотре песни и строя. Не­ однократно выступали они с концертами художественной са­ модеятельности перед сверст­ никами и рабочими локомотив­ ного депо Елецкого отделения Юго-Восточной железной до­ роги, совершили ряд экскур­ сий на местные предприятия, по историческим местам горо­ да, сдали нормы спортивного комплекса ГТО. И сейчас их будни наполнены интересными д-лами. И по успеваемости нынешние шестиклассники уже не пер- Сейчас я нахожусь вдалеке от родного Ельца —в городе Ижевске Удмуртской АССР. Здесь учусь в медицинском институте, куда поступила в нынешнем году. Накануне праздника — Дня учителя — хо­ чу от всего сердца поблагода­ рить тех, кто вводил меня в мир знаний. Я с теплотой в сердце вспо­ минаю учительницу начальной школы № 10 Нину Александ­ ровну Ананьевскую. Она всег­ да напоминала нам, своим пи­ томцам: «Если ты что-то де­ лаешь, то старайся делать хо­ рошо». Нина Александровна вый год являются в школе пра­ вофланговыми. Она у них сто­ процентная. Так, в 1977-78 учеб­ ном году более 20 мальчиков и девочек из 38 имели только «пятерки» и «четверки». И этот год ребята начали с высокими оценками. Шестиклассники, все как один, любят уроки Валентины Григорьевны. Они всегда про­ ходят интересно. И это не уди­ вительно. В. Г. Ломакина хоро­ шо знает свой предмет и ме­ тодику его преподавания. К каждому уроку готовится очень тщательно. Умело использует уплотненный опрос, учит ре­ бят самоанализу и самоконт­ ролю. ...Очередной урок алгебры в Шестом «а». Первые семь минут Валентина Григорьевна отво­ дит на устное решение алгеб­ раических примеров, вычисле­ ние процентов. Учащиеся то и дело поднимают вверх инди­ видуальные доски с ответами, написанными мелом. — Правильно, — говорит учительница одним. — Подумайте, — советует другим. Основная часть урока — са­ мостоятельная работа. Каждый очень интересно проводила уроки природоведения. Не по­ тому ли этот предмет был для меня одним из самых люби­ мых. Когда училась в средней школе № 8, многое переняла от Екатерины Терентьевны Саранцевой, Людмилы Алек­ сеевны Фастовой, Василия Петровича Агапитова, Они постоянно учили трудолюбию, видеть перед собой конкрет­ ную цель, настойчиво к ней стремиться. Именно они по­ могли мне еще до выхода на самостоятельную дорогу оп­ ределить свою будущую про­ ученик получает картойки', на которых написаны алгебраиче­ ские примеры. И вот все при­ ступают к их решению. Тиши­ на. Только чуть слышен ше­ лест бумаги. 23 человека справляются с заданием на «пять» и «четыре» и лишь не­ многие — на «три». Неудов­ летворительных оценок нет... Валентина Григорьевна при­ нимает активное участие в об­ щественной работе. Она являет­ ся руководителем кустового методического объединения учителей математики. Часто да­ ет открытые уроки. Оформила в школе кабинет математики. Как коммунист выполняет мно­ гие поручения партбюро. В течение ряда лет является пред­ седателем ревизионной комис­ сии профсоюзной организации школы. Высоким профессиональным мастерством, активным участи­ ем в общественной работе В. Г. Ломакина снискала боль­ шое уважение среди педагогов школы, учащихся, их родите­ лей. фессию. Спасибо и маме. Дома на подоконниках у нас часто можно было видеть банки с различными насекомыми, их куколками, за которыми я ве­ ла наблюдения. На полу, на скатерти нередко оставались следы от моих химических опы­ тов. Но мама никогда не ру­ гала меня за это. Наоборот, видя мой интерес к естествен­ ным наукам, всячески стара­ лась поддерживать его. Я очень рада, что еще в школьные годы у меня по­ явилась мечта, что сейчас она сбывается. Спасибо вам за это, мои наставники! Н. ЗАХАРОВА, студентка Ижевского медицинского института. Учитель входит в класс. И ребята знают, что сейчас он, как всегда, начнет рассказывать о чем-то новом, еще не знакомом им. А после, когда выйдут на самостоятельную трудовую доро­ гу, будут на практике применять полученные знания, не раз вспомнят добрым словом своего нынешнего наставника. Почти 800 учителей работают сегодня в школах города. И каж­ дый из них — будь то ветеран, за плечами которого десятки лет, отданных воспитанию подрастающего поколения, или недав­ ний выпускник педагогического института — заслуживает боль­ шого уважения за свой самоотверженный труд, П. МУХИН, внештатный корреспондент. пи„соьмиЕ°рв I СБЫЛАСЬ МЕЧТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz