Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«К Р А СН О Е ЗНАМЯ» ф 30 сентября 1978 года ф 3 стр. З А В Т Р А—Д ЕН Ь У ЧИ Т ЕЛ Я ТРУД СЛОЖНЫЙ, ТРУД НАША А Н К Е Т А И скажут питомцы: „Спасибо ! 11 1. Почему вы избрали профессию учителя! 2. Такой ли оказалась ваша работа, какой представлялась она в студенческие годы! 3. Каковы ваши творческие планы, что делаете для их осу ществления! На эти вопросы нашей анкеты отвечают учителя Белла Филип, повна Палабугина (средняя школа N° 15) и Галина Александров на Колыхалова (средняя школа № 1). НА СНИМ КЕ ; Галина Владимировна Шульц— учительница географии средней школы № 24, де легат Всесоюзного съезда учителей. На каждом ее уроке происходит маленькое чудо. Не выходя из класса, ребята путешествуют вместе с ней по странам и континентам, открывают для себя мно го нового. Фото И. МИХАЙЛОВА. РА С С КА ЗЫ О П ЕДА ГО ГА Х Каждый деньинтересный Б. Ф. ПАЛАБУГИНА, учительница химии средней школы № 15. Трудовой стаж 20 лет, 1. Мечта стать учительницей у меня появилась еще в дет стве. И причиной тому, ду маю, были очень интересные уроки Петра Савельевича Ко валенко — одного из лучших педагогов школы, в которой я училась. А после желание походить на своего наставника знаниями, взглядами. интересами пере росло в прочное убеждение, что профессия учителя— очень нужная обществу. Именно в школе берет свое начало все то великое, доброе, что созда ется людьми. Окончив Пермский универси- ситет имени Горького, я была очень довольна, что моя мечта сбылась. 2. Скажу прямо, многое ока залось не таким, как я счита ла в студенческие годы. Ведь даже прохождение практики в школах не давало полного представления о всех особен ностях избранной профессии, ибо в то время больше при влекала внешняя сторона уро ка. Когда работаешь самостоя тельно. то чувствуешь очень большую ответственность за ре бят, которых тебе доверили, за то, чтобы каждый из них вышел из школы грамотным, высоко нравственным человеком. При ходится тщательно готовиться к каждому уроку, ежедневно пополнять свои знания. Не слу чайно в доме у меня сейчас довольно-таки обширная биб лиотека. В ней имеются, в ча стности, полные комплекты журналов «Химия и жизнь». «Химия в школе», брошюр из дательства «Знание» из серии «Химия» и другая литература. Нелегко, конечно, приходит ся. Но радует, что труд не про ходит даром. Многие мои быв шие ученики стали высококва лифицированными специалис тами химической промышлен ности. Галина Иванова, Юрий Каверин, Вера Сапрыкина и другие в настоящее время — студенты медицинских инсти тутов. И нынешние ученики как Анна Щекотурова, Ольга Кали нина, Людмила Гусева, Ирина Бурмистенко и другие, имеют по химии только <•пятерки». 3. В моих планах—перенять как можно больше элементов из практики построения урока известного в стране учителя математики одной из школ г. Донецка т. Шаталова. С этой целью постоянно слежу за пу бликациями в газетах и жур налах, телевизионными переда чами об опыте коллеги - но ватора. Мечтаю побывать на его уроках. Г. А. КОЛЫХАЛОВА, учительница математики сред.* ней школы N° 1. Трудовой стаж* 5 лет. 1. На выборе профессии в ос новном сказались два обстоя тельства Во-первых. я очень люблю детей. Во-вторых, моя мама, которая сейчас на пен сии, около тридцати лет пре подавала в школе русский язык и литературу. Вполне понятно, что я с малых лет была знако ма с ее профессиональными ра достями и заботами. И все больше и больше проникалась почтением к профессии учите ля. Поэтому, когда окончила сред нюю школу, я без долгих раз думий поступила в Елецкий пе дагогический институт. Кстати, и мой старший брат Валерий Александрович тоже выбрал профессию учителя и сейчас работает в средней школе № 5 2. Тогда я считала так: ребя та — народ любознательный. Рассказывай им больше и до ходчивее, контролируй выпол нение домашних заданий, и де ло пойдет на лад. Но в дей ствительности все сложнее. Ока залось, что успех зависит не только от того, насколько уме ло учитель строит свои уроки. К примеру, я очень быстро убедилась, насколько важны здоровая моральная атмосфера в доме ученика, постоянное внимание к нему со стороны взрослых. Вот в нынешнем восьмом классе, где я руково дителем, есть две девочки — Ирина Бородина и Ирина Фила това. Они не только хорошо учатся, но и активные общест венницы — одна староста, дру гая комсорг класса. И в нема лой степени потому, что их родители и сами высокомоавст- венные люди, и своим детям прививают лучшие моральные качества. К сожалению, пока еще есть и такие семьи, где о правиль ном воспитании детей не про является никакой заботы. Из-за постоянного пьянства родите лей или кого-то из них,скан далов ребенку даже уроки не всегда удается выучить. Прихо дится посещать такие сеМьи—и не раз-два, а длительное вре мя, Зато бываю очень доволь на, когда удается изменить что-нибудь к лучшему. 3. Планов много. В первую очередь хочется сделать высо коэффективным каждый урок Стараюсь брать как можно больше из практики опытных коллег К примеру, много по учительного нахожу для себя на уроках директора школы Семе на Самойловича Шикова, кото рый также преподает матема тику. Внимательно присматрива юсь к работе учительницы на чальных классов Клавдии Алек сеевны Ивановой. Средняя школа № 97. Здесь уже около тридцати лет рабо тает учителем математики Ва лентина Григорьевна Ломакина. Столько же времени она явля ется классным руководителем. Многие ее питомцы работают в различных отраслях народного хозяйства, и все с благодарно стью вспоминают свою добрую наставницу. Последние три года Вален тина Григорьевна руководит нынешним шестым классом «а». И дела здесь идут хорошо. В прошлом учебном году ребята собрали семь тонн металлоло ма, около тонны макулатуры, заняли первое место по школе в смотре песни и строя. Не однократно выступали они с концертами художественной са модеятельности перед сверст никами и рабочими локомотив ного депо Елецкого отделения Юго-Восточной железной до роги, совершили ряд экскур сий на местные предприятия, по историческим местам горо да, сдали нормы спортивного комплекса ГТО. И сейчас их будни наполнены интересными д-лами. И по успеваемости нынешние шестиклассники уже не пер- Сейчас я нахожусь вдалеке от родного Ельца —в городе Ижевске Удмуртской АССР. Здесь учусь в медицинском институте, куда поступила в нынешнем году. Накануне праздника — Дня учителя — хо чу от всего сердца поблагода рить тех, кто вводил меня в мир знаний. Я с теплотой в сердце вспо минаю учительницу начальной школы № 10 Нину Александ ровну Ананьевскую. Она всег да напоминала нам, своим пи томцам: «Если ты что-то де лаешь, то старайся делать хо рошо». Нина Александровна вый год являются в школе пра вофланговыми. Она у них сто процентная. Так, в 1977-78 учеб ном году более 20 мальчиков и девочек из 38 имели только «пятерки» и «четверки». И этот год ребята начали с высокими оценками. Шестиклассники, все как один, любят уроки Валентины Григорьевны. Они всегда про ходят интересно. И это не уди вительно. В. Г. Ломакина хоро шо знает свой предмет и ме тодику его преподавания. К каждому уроку готовится очень тщательно. Умело использует уплотненный опрос, учит ре бят самоанализу и самоконт ролю. ...Очередной урок алгебры в Шестом «а». Первые семь минут Валентина Григорьевна отво дит на устное решение алгеб раических примеров, вычисле ние процентов. Учащиеся то и дело поднимают вверх инди видуальные доски с ответами, написанными мелом. — Правильно, — говорит учительница одним. — Подумайте, — советует другим. Основная часть урока — са мостоятельная работа. Каждый очень интересно проводила уроки природоведения. Не по тому ли этот предмет был для меня одним из самых люби мых. Когда училась в средней школе № 8, многое переняла от Екатерины Терентьевны Саранцевой, Людмилы Алек сеевны Фастовой, Василия Петровича Агапитова, Они постоянно учили трудолюбию, видеть перед собой конкрет ную цель, настойчиво к ней стремиться. Именно они по могли мне еще до выхода на самостоятельную дорогу оп ределить свою будущую про ученик получает картойки', на которых написаны алгебраиче ские примеры. И вот все при ступают к их решению. Тиши на. Только чуть слышен ше лест бумаги. 23 человека справляются с заданием на «пять» и «четыре» и лишь не многие — на «три». Неудов летворительных оценок нет... Валентина Григорьевна при нимает активное участие в об щественной работе. Она являет ся руководителем кустового методического объединения учителей математики. Часто да ет открытые уроки. Оформила в школе кабинет математики. Как коммунист выполняет мно гие поручения партбюро. В течение ряда лет является пред седателем ревизионной комис сии профсоюзной организации школы. Высоким профессиональным мастерством, активным участи ем в общественной работе В. Г. Ломакина снискала боль шое уважение среди педагогов школы, учащихся, их родите лей. фессию. Спасибо и маме. Дома на подоконниках у нас часто можно было видеть банки с различными насекомыми, их куколками, за которыми я ве ла наблюдения. На полу, на скатерти нередко оставались следы от моих химических опы тов. Но мама никогда не ру гала меня за это. Наоборот, видя мой интерес к естествен ным наукам, всячески стара лась поддерживать его. Я очень рада, что еще в школьные годы у меня по явилась мечта, что сейчас она сбывается. Спасибо вам за это, мои наставники! Н. ЗАХАРОВА, студентка Ижевского медицинского института. Учитель входит в класс. И ребята знают, что сейчас он, как всегда, начнет рассказывать о чем-то новом, еще не знакомом им. А после, когда выйдут на самостоятельную трудовую доро гу, будут на практике применять полученные знания, не раз вспомнят добрым словом своего нынешнего наставника. Почти 800 учителей работают сегодня в школах города. И каж дый из них — будь то ветеран, за плечами которого десятки лет, отданных воспитанию подрастающего поколения, или недав ний выпускник педагогического института — заслуживает боль шого уважения за свой самоотверженный труд, П. МУХИН, внештатный корреспондент. пи„соьмиЕ°рв I СБЫЛАСЬ МЕЧТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz