Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«К Р А СН О Е ЗНАМ Я ’ 27 сентября 1978 года® 3 стр. С Е ГО ДН Я В НОМ ЕРЕ : О Рассказ заслуженной учительницы школы РСФ С Р О. Н. Никольской о педагоге-тренере Е . И. Карпухине. О Как помочь отстающему однокласснику? © Воспоминание о летних каникулах. т / о 9 Ь а с т о к > “ КОГДА СПОРТ ВОСПИТЫВАЕТ После занятий в школе. Фото Ю. ТИТОВА. НАШ Е И Н Т ЕРВЬЮ 111111111111111111111111111111111111111111111111111 ДРУЖНО—НЕ ГРУЗНО Новый день в школе — новые знания. На уроках математики, физики, русского языка и литературы, мальчишки и девчонки под руководством педагогов-наставников изучают формулы, чертежи, правила, знакомятся с литературными героями. Подчас путь этот бывает тернист и труден. Не каждому удается пройти его без препятствий, И тогда на выручку приходят друзья-одноклассни­ ки. Помогут, если ты отстал, строго взыщут, если ленишься. Наш корреспондент встретился с ребятами средних школ № 3 и № 15 и попросил их рассказать, какую работу проводят они с товарищами, отстающими в учебе. [ / ОГДА думаешь, что являет- ся самым трудным в рабо­ те с детьми по месту житель­ ства, приходишь к выводу: найти человека. Воспитателя. Потому что воспитатель—са­ мый сильный аргумент в тановлении подростка- У оспитателя должно быть пре­ восходство в уме, знаниях, тер­ пении, человечности. Ведь по­ допечный всегда ищет в нем «самого лучшего человека». Таким быть не легко. Но ес­ ли не сможешь сказать себе: да, я счастлив, что работаю с детьми, и не представляю себе иной жизни при всех ее труд­ ностях, — нельзя быть воспи­ тателем. ,.,Домоуправлению N° 24 по­ везло. Педагог - организатор Евгений Иванович Карпухин, ру­ ководитель детско-юношеского спортивного клуба «Радуга», — человек увлеченный, отдающий себя своим воспитанникам са­ мозабвенно, Его рабочий день не регламентируется «от и до >. Он всегда среди ребят- В руководимом им клубе пять секций: футбольная, хок­ кейная, бокса, акробатики и легкой атлетики, В них посто­ янно занимается 200 ребят от второго до десятого класса, У клуба свой устав и свое прав­ ление. —Ни в чем не нуждаемся,— с удовлетворением говорит Ев­ гений Иванович.—НГЧ, ДУ № 24, шефы из числа пред­ приятий железной дороги, за­ крепленные за каждой спор­ тивной секцией, оказывают и материальную, и моральную поддержку. Помогает активно райсовет ДСО «Локомотив». У клуба «Радуга» много ви­ димых положительных резуль­ татов, Начинали «с нуля», а сейчас почти половина ребят— разрядники по боксу, футбо­ лу, хоккею и легкой атлетике. Входя в сборные города, спорт­ смены «Радуги» выступают в соревнованиях различного мас­ штаба и становятся призерами. Так, «старожил» детско-юно­ шеского клуба Слава Лебедев стал чемпионом города, затем области, вошел в состав сбор­ ной области и участвовал во всесоюзном турнире в Липецке и Волгограде. Юра Саввин стал чемпионом по боксу Юго-Вос­ точной железной дороги. Три­ надцатилетний Виталий Петров —чемпион города по боксу. Хоккеист Гена Морозов, высту­ пая в составе команды «Сне­ жинка» ДУ-24, ставшей чемпио­ ном области, был признан луч­ шим игроком. Разносторонний спортсмен Гена Каопачев име­ ет и первый юношеский раз­ ряд по теннису, и является чемпионом среди юношей по футболу и призером первенст­ ва города по хоккею. Об этих и других ребятах пе­ дагог - организатор говорит охотно, радуясь их успехам. Он знает их интересы, внутрен­ ней мир. Глубоко убежден в пользе воспитания подростка средствами спорта. Оздоров­ ление, воспитание воли, со­ бранности, мужества — вот что такое спорт. Это разумный вы­ ход молодой энергии. Возмож­ ность воздействия на ребят.— такой смысл видит Евгений Ива­ нович а деятельности руково­ димого им спортивного клуба. И в частности, в своей работе. —У нас тренер еще и вос­ питатель. В этом сложность его работы. Он следит за успевае­ мостью юных спортсменов в школе, проводит мероприятия по плану: и походы, и лекции, и беседы, и приведение в по­ рядок спортплощадок, и под­ готовка художественной само­ деятельности, и многое другое, —говорит Е. И. Карпухин, отзы­ ваясь с большой теплотой о таких тренерах, как Н. Г. Еро­ хин, преподаватель СШ № 97, на общественных началах ве­ дущий секцию акробатики, большой энтузиаст и друг ре­ бят; как Н- Чурляев, воспитан­ ник спортсекции домоуправле­ ния N° 24, учащийся ТУ № 1. Он ведет секцию хоккея, а его прилежание, выдержка, мастер­ ство служат примером для юных спортсменов. Воспитывать всегда трудно. Это испытал на себе Евгений Иванович, три года на общест­ венных началах проработавший тренером при домоуправле­ нии № 24. Он не идет на под­ ростка в лобовую атаку- Его тактика—заставить мальчишку приобщиться к деятельности и радостному чувству солидар­ ности с коллективом, дости­ жению общей победы. Дружба в коллективе. Чест­ ность в спорте. Ответственность- Все это куется повседневно. На тренировках, в соревнова­ ниях, на спортивных праздни­ ках, в труде, беседах с глазу на глаз с воспитанником. У педагога - организатора установились с ребятами о-4-но- шения взаимного доверия и доброжелательности. Он знает всех, «трудных»—тем более. Их не отталкивает, а старается привлечь. Помочь их нравст­ венному становлению. В прошлом году четырех вос­ питанников клуба, стоявших на учете в детской инспекции ми­ лиции, стало возможным снять с учета. ...Он пришел в клуб с ре­ путацией драчуна. Не хотел учиться. Попал в команду, го­ товящуюся к соревнованиям,и показал себя вспыльчивым, невыдержанным. Мог обру­ гать товарища, задеть малыша. Проще всего было его от­ числить, чтобы другим не ме­ шал. Но Евгений Иванович дал возможность коллективу самому решить его судьбу. Ребята поведение парня осу­ дили, но оставили. Влияние дружного коллектива сказа­ лось — паренек переменил­ ся к лучшему. Участвовал в соревнованиях. Команда ста­ ла чемпионом города и при­ зером областных соревнова­ ний. Успех окрылил, заставил поверить в себя, проявить во­ лю и самоотверженность. По­ ведение его изменилось к луч­ шему. Дисциплина у спортсменов здесь, на первый взгляд, уста­ навливается как-то сама собой. Вспоминаю их слаженные, стройные действия в «Солнеч­ ном» на открытии «Малой олимпиады». Все идет как будто, действительно, само собой. Евгений Иванович, не бегает, не суетится, не по­ вышает голоса... Думаешь: действительно, воспитание — это хитрый ме­ ханизм, который должен дей­ ствовать незаметно, но без­ отказно: не греметь, не ляз­ гать, не чадить. Мне кажется, что сам об­ лик молодого коммуниста Карпухина воздействует на воспитанников своей интелли­ гентностью, аккуратностью, подтянутостью. Умением слу­ шать, заинтересованностью в деле, которому он служит. Его нельзя не уважать. Он— тот, кто может научить, по­ казать, как надо быть лучше, честнее, ответственнее. Он уме­ ет вселить уважение к спорту. Не случайно в конце каждо­ го учебного года в клубе «Радуга» подводятся спор­ тивные итоги и в торжествен­ ной обстановке вручаются по­ дарки лучшим спортсменам. ...Евгений Иванович чело­ век скромный. О себе говорит неохотно и заслуг себе ни­ каких не приписывает. А вот что говорят о нем люди. За­ меститель начальника НГЧ В. Ф. Низов: — Человек он обаятельный. В нем — увлеченность делом, настойчивость, самодисципли­ на, культура. Ему нельзя от­ казать в помощи... Председатель ДСО «Локомо­ тив» В. А. Краснов: — Если бы не Карпухин, не было бы такой слаженной си­ стемы в спортивной работе с подростками, такой общей заинтересованности в этом важном дл$) воспитания мо­ лодежи деле. А о чем думает Евгений Иванович? О том, как добиться, чтобы в городе не было «трудных» ребят. О необходимости вый­ ти в школы, чтобы из самых маленьких готовить кадры для спортивного клуба. О том, что еще слаб контакт с родите­ лями и нужно создать роди­ тельские комитеты по секци­ ям. Хочется привлечь к ра­ боте с детьми энтузиастов. Крайне нужно помещение для клуба. Много планов, надежд, и все они связаны у Е. И- Карпухи­ на с любимым делом — вос­ питанием средствами спорта настоящих людей. — НАШ 7 «б» — КОЛЛЕКТИВ ДРУЖНЫЙ, — говорит Петя Варламов, ученик средней школы № 15. — Благодаря товарищеской взаимовыручке добился в прошлом учебном году 100- процентной успеваемости. Только вот еще некоторые девочки и мальчики понимают взаимовыручку неправильно. В их представлении это значит— давать списывать домашние за­ дания, подсказывать; на уроке. С такой «помощью» мы бо­ ремся. Если уж ты решил подтянуть отстающего в учебе друга, так помоги ему делом. Может быть, он йлохо усвоил тему, в чем-то не разобрался, или во­ обще ему предмет трудно да­ ется. Но какие бы причины ни были — одноклассника надо подтянуть. Что у нас для этого делается? Создан ученический сектор. Его члены посещают неуспева­ ющих школьников, проверяют, как готовят они уроки. Разго­ варивают с родителями, инте­ ресуются, чем занять: их сын или дочь в свободное время. Кроме этоуо, за каждым от­ стающим закреплен хоро­ шист или отличник, который остается с ним после уроков, чтобы еще раз повторить труд­ ный материал. Был у нас такой случай, Ле­ на Телешова после долгой бо­ лезни отстала от учебной про­ граммы. Тогда ее подруги Ирина Быкова и Лена Пухаль- ская помогли наверстать упу­ щенное, занимались с ней ма­ тематикой и русским языком. Особенно строги члены сектора к лентяям С ними у нас разговор особый. На клас­ сном собрании разбираем их отношение к занятиям. Назна­ чаем ответственных, которым поручаем контроль за «труд­ ными» ребятами в школе и дома. —«МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ», — продолжает разговор Ве­ ра Рябчикова, ученица 8 «а» класса средней школы № 15. — Как часто приходится слы­ шать эти слова от педагогов, когда они говорят о неради­ вом ученике. А у того, как всегда, отговорки на все слу­ чаи жизни. К примеру, назовет кого-либо из знаменитостей, не любивших математику, или со­ шлется на то, что некотооые предметы ему даются с трудом. Правда, бывает, что уче­ ник старается, а у него не все гладко выходит. Тут нужна по­ мощь. Вот, например, в нашем классе есть ученик Слава Гав­ рилин. Получал хорошие оценки по всем предметам, кроме математики. Не дава­ лась она ему. Стала с ним за­ ниматься Оля Кобзева. Теперь сам Слава помогает по этому предмету отстающим. Или другой пример. Учат­ ся у нас два Олега — Волоки­ тин и Егоров. Друзья неразлуч­ ные, только что за партами разными сидят. Один из них хорошо успевал по математике, но с литературой было не все в порядке, А у другого — наобо­ рот. Стали вместе учить уро­ ки, помощь друг другу оказыва­ ли—появились в дневниках пя­ терки и четверки^ Вот что зна­ чит товарищеская взаимовы­ ручкаI —Ленится ученик, — в раз­ говор включается Оля Бабки­ на, ученица 8 класса средней школы № 3, — что тогда делать? И педагоги с ним бьются, и родители, но, наверное, лень раньше его родилась. Не хочет заниматься—и все тут. Есть у нас такой мальчик. Но учебный сектор взял его в свои руки. Разве можно позволить, чтобы этот ученик весь класс назад тянул? — ТЯЖЕЛО НА УРОКАХ, ЛЕГКО НА КОНТРОЛЬНОЙ, — рассказывает ученица 8 класса средней школы № 3 Ма­ рина Токарева. — Иной раз только изучили новую тему, а через неделю контрольная. Трудно, конечно, в одиночку подготовиться к ней. То ли де­ ло—нескольким ребятам. Вот и собираемся все вместе—и от­ стающие, и успевающие, реша­ ем задачи, проверяем друг у друга знание теорем, правил., Таким образом, сразу двух зайцев убиваем — материал глубоко усваиваем и за конт­ рольную получаем хорошие оценки. Правильно пословица говорит: «Дружно — не груз­ но». О. НИКОЛЬСКАЯ. 111111111111111111111111 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ЭТО БЫЛО НЕДАВНО... Пролетело лето. Но впечатления от него до сих пор не оставляют ребят, севших за школь­ ные парты. Тема проведенного летнего отды­ ха — главная сейчас в разговорах мальчишек и девчонок. В июле я отдыхала в пионерском лагере «Белая березка». Интересно и весело там бы­ ло! Походы в лес, на речку- Викторины, спор­ тивные состязания. Постоянно наш второй от­ ряд занимал в них первые места. А все благо­ даря вожатой, которая с увлечением занима­ лась с нами. Особенно запомнился мне один конкурс. На лучшую придуманную песню. Как поставили перед нами такую задачу, а мы и руки опусти­ ли. Сидели в пионерской комнате, голову ло­ мали — ничего не могли сочинить. Вдруг по телевизору началась передача «Салют, фестиваль!». И вожатая сказала: — А что, если нам песню про фестиваль сложить, ведь сейчас это главная тема в жизни молодежи? Идея была нами с радостью подхвачена. Об­ щими усилиями написали текст, а мотив к не­ му взяли из известной песни «Куба — лю­ бовь моя!» Всем понравилось наше выступление на конкурсе. Строгое жюри присудило нам пер­ вое место. И. ПИСКАРЕВА, ученица средней школы N2 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz