Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«К Р А СН О Е ЗНАМ Я ’ 27 сентября 1978 года® 3 стр. С Е ГО ДН Я В НОМ ЕРЕ : О Рассказ заслуженной учительницы школы РСФ С Р О. Н. Никольской о педагоге-тренере Е . И. Карпухине. О Как помочь отстающему однокласснику? © Воспоминание о летних каникулах. т / о 9 Ь а с т о к > “ КОГДА СПОРТ ВОСПИТЫВАЕТ После занятий в школе. Фото Ю. ТИТОВА. НАШ Е И Н Т ЕРВЬЮ 111111111111111111111111111111111111111111111111111 ДРУЖНО—НЕ ГРУЗНО Новый день в школе — новые знания. На уроках математики, физики, русского языка и литературы, мальчишки и девчонки под руководством педагогов-наставников изучают формулы, чертежи, правила, знакомятся с литературными героями. Подчас путь этот бывает тернист и труден. Не каждому удается пройти его без препятствий, И тогда на выручку приходят друзья-одноклассни ки. Помогут, если ты отстал, строго взыщут, если ленишься. Наш корреспондент встретился с ребятами средних школ № 3 и № 15 и попросил их рассказать, какую работу проводят они с товарищами, отстающими в учебе. [ / ОГДА думаешь, что являет- ся самым трудным в рабо те с детьми по месту житель ства, приходишь к выводу: найти человека. Воспитателя. Потому что воспитатель—са мый сильный аргумент в тановлении подростка- У оспитателя должно быть пре восходство в уме, знаниях, тер пении, человечности. Ведь по допечный всегда ищет в нем «самого лучшего человека». Таким быть не легко. Но ес ли не сможешь сказать себе: да, я счастлив, что работаю с детьми, и не представляю себе иной жизни при всех ее труд ностях, — нельзя быть воспи тателем. ,.,Домоуправлению N° 24 по везло. Педагог - организатор Евгений Иванович Карпухин, ру ководитель детско-юношеского спортивного клуба «Радуга», — человек увлеченный, отдающий себя своим воспитанникам са мозабвенно, Его рабочий день не регламентируется «от и до >. Он всегда среди ребят- В руководимом им клубе пять секций: футбольная, хок кейная, бокса, акробатики и легкой атлетики, В них посто янно занимается 200 ребят от второго до десятого класса, У клуба свой устав и свое прав ление. —Ни в чем не нуждаемся,— с удовлетворением говорит Ев гений Иванович.—НГЧ, ДУ № 24, шефы из числа пред приятий железной дороги, за крепленные за каждой спор тивной секцией, оказывают и материальную, и моральную поддержку. Помогает активно райсовет ДСО «Локомотив». У клуба «Радуга» много ви димых положительных резуль татов, Начинали «с нуля», а сейчас почти половина ребят— разрядники по боксу, футбо лу, хоккею и легкой атлетике. Входя в сборные города, спорт смены «Радуги» выступают в соревнованиях различного мас штаба и становятся призерами. Так, «старожил» детско-юно шеского клуба Слава Лебедев стал чемпионом города, затем области, вошел в состав сбор ной области и участвовал во всесоюзном турнире в Липецке и Волгограде. Юра Саввин стал чемпионом по боксу Юго-Вос точной железной дороги. Три надцатилетний Виталий Петров —чемпион города по боксу. Хоккеист Гена Морозов, высту пая в составе команды «Сне жинка» ДУ-24, ставшей чемпио ном области, был признан луч шим игроком. Разносторонний спортсмен Гена Каопачев име ет и первый юношеский раз ряд по теннису, и является чемпионом среди юношей по футболу и призером первенст ва города по хоккею. Об этих и других ребятах пе дагог - организатор говорит охотно, радуясь их успехам. Он знает их интересы, внутрен ней мир. Глубоко убежден в пользе воспитания подростка средствами спорта. Оздоров ление, воспитание воли, со бранности, мужества — вот что такое спорт. Это разумный вы ход молодой энергии. Возмож ность воздействия на ребят.— такой смысл видит Евгений Ива нович а деятельности руково димого им спортивного клуба. И в частности, в своей работе. —У нас тренер еще и вос питатель. В этом сложность его работы. Он следит за успевае мостью юных спортсменов в школе, проводит мероприятия по плану: и походы, и лекции, и беседы, и приведение в по рядок спортплощадок, и под готовка художественной само деятельности, и многое другое, —говорит Е. И. Карпухин, отзы ваясь с большой теплотой о таких тренерах, как Н. Г. Еро хин, преподаватель СШ № 97, на общественных началах ве дущий секцию акробатики, большой энтузиаст и друг ре бят; как Н- Чурляев, воспитан ник спортсекции домоуправле ния N° 24, учащийся ТУ № 1. Он ведет секцию хоккея, а его прилежание, выдержка, мастер ство служат примером для юных спортсменов. Воспитывать всегда трудно. Это испытал на себе Евгений Иванович, три года на общест венных началах проработавший тренером при домоуправле нии № 24. Он не идет на под ростка в лобовую атаку- Его тактика—заставить мальчишку приобщиться к деятельности и радостному чувству солидар ности с коллективом, дости жению общей победы. Дружба в коллективе. Чест ность в спорте. Ответственность- Все это куется повседневно. На тренировках, в соревнова ниях, на спортивных праздни ках, в труде, беседах с глазу на глаз с воспитанником. У педагога - организатора установились с ребятами о-4-но- шения взаимного доверия и доброжелательности. Он знает всех, «трудных»—тем более. Их не отталкивает, а старается привлечь. Помочь их нравст венному становлению. В прошлом году четырех вос питанников клуба, стоявших на учете в детской инспекции ми лиции, стало возможным снять с учета. ...Он пришел в клуб с ре путацией драчуна. Не хотел учиться. Попал в команду, го товящуюся к соревнованиям,и показал себя вспыльчивым, невыдержанным. Мог обру гать товарища, задеть малыша. Проще всего было его от числить, чтобы другим не ме шал. Но Евгений Иванович дал возможность коллективу самому решить его судьбу. Ребята поведение парня осу дили, но оставили. Влияние дружного коллектива сказа лось — паренек переменил ся к лучшему. Участвовал в соревнованиях. Команда ста ла чемпионом города и при зером областных соревнова ний. Успех окрылил, заставил поверить в себя, проявить во лю и самоотверженность. По ведение его изменилось к луч шему. Дисциплина у спортсменов здесь, на первый взгляд, уста навливается как-то сама собой. Вспоминаю их слаженные, стройные действия в «Солнеч ном» на открытии «Малой олимпиады». Все идет как будто, действительно, само собой. Евгений Иванович, не бегает, не суетится, не по вышает голоса... Думаешь: действительно, воспитание — это хитрый ме ханизм, который должен дей ствовать незаметно, но без отказно: не греметь, не ляз гать, не чадить. Мне кажется, что сам об лик молодого коммуниста Карпухина воздействует на воспитанников своей интелли гентностью, аккуратностью, подтянутостью. Умением слу шать, заинтересованностью в деле, которому он служит. Его нельзя не уважать. Он— тот, кто может научить, по казать, как надо быть лучше, честнее, ответственнее. Он уме ет вселить уважение к спорту. Не случайно в конце каждо го учебного года в клубе «Радуга» подводятся спор тивные итоги и в торжествен ной обстановке вручаются по дарки лучшим спортсменам. ...Евгений Иванович чело век скромный. О себе говорит неохотно и заслуг себе ни каких не приписывает. А вот что говорят о нем люди. За меститель начальника НГЧ В. Ф. Низов: — Человек он обаятельный. В нем — увлеченность делом, настойчивость, самодисципли на, культура. Ему нельзя от казать в помощи... Председатель ДСО «Локомо тив» В. А. Краснов: — Если бы не Карпухин, не было бы такой слаженной си стемы в спортивной работе с подростками, такой общей заинтересованности в этом важном дл$) воспитания мо лодежи деле. А о чем думает Евгений Иванович? О том, как добиться, чтобы в городе не было «трудных» ребят. О необходимости вый ти в школы, чтобы из самых маленьких готовить кадры для спортивного клуба. О том, что еще слаб контакт с родите лями и нужно создать роди тельские комитеты по секци ям. Хочется привлечь к ра боте с детьми энтузиастов. Крайне нужно помещение для клуба. Много планов, надежд, и все они связаны у Е. И- Карпухи на с любимым делом — вос питанием средствами спорта настоящих людей. — НАШ 7 «б» — КОЛЛЕКТИВ ДРУЖНЫЙ, — говорит Петя Варламов, ученик средней школы № 15. — Благодаря товарищеской взаимовыручке добился в прошлом учебном году 100- процентной успеваемости. Только вот еще некоторые девочки и мальчики понимают взаимовыручку неправильно. В их представлении это значит— давать списывать домашние за дания, подсказывать; на уроке. С такой «помощью» мы бо ремся. Если уж ты решил подтянуть отстающего в учебе друга, так помоги ему делом. Может быть, он йлохо усвоил тему, в чем-то не разобрался, или во обще ему предмет трудно да ется. Но какие бы причины ни были — одноклассника надо подтянуть. Что у нас для этого делается? Создан ученический сектор. Его члены посещают неуспева ющих школьников, проверяют, как готовят они уроки. Разго варивают с родителями, инте ресуются, чем занять: их сын или дочь в свободное время. Кроме этоуо, за каждым от стающим закреплен хоро шист или отличник, который остается с ним после уроков, чтобы еще раз повторить труд ный материал. Был у нас такой случай, Ле на Телешова после долгой бо лезни отстала от учебной про граммы. Тогда ее подруги Ирина Быкова и Лена Пухаль- ская помогли наверстать упу щенное, занимались с ней ма тематикой и русским языком. Особенно строги члены сектора к лентяям С ними у нас разговор особый. На клас сном собрании разбираем их отношение к занятиям. Назна чаем ответственных, которым поручаем контроль за «труд ными» ребятами в школе и дома. —«МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ», — продолжает разговор Ве ра Рябчикова, ученица 8 «а» класса средней школы № 15. — Как часто приходится слы шать эти слова от педагогов, когда они говорят о неради вом ученике. А у того, как всегда, отговорки на все слу чаи жизни. К примеру, назовет кого-либо из знаменитостей, не любивших математику, или со шлется на то, что некотооые предметы ему даются с трудом. Правда, бывает, что уче ник старается, а у него не все гладко выходит. Тут нужна по мощь. Вот, например, в нашем классе есть ученик Слава Гав рилин. Получал хорошие оценки по всем предметам, кроме математики. Не дава лась она ему. Стала с ним за ниматься Оля Кобзева. Теперь сам Слава помогает по этому предмету отстающим. Или другой пример. Учат ся у нас два Олега — Волоки тин и Егоров. Друзья неразлуч ные, только что за партами разными сидят. Один из них хорошо успевал по математике, но с литературой было не все в порядке, А у другого — наобо рот. Стали вместе учить уро ки, помощь друг другу оказыва ли—появились в дневниках пя терки и четверки^ Вот что зна чит товарищеская взаимовы ручкаI —Ленится ученик, — в раз говор включается Оля Бабки на, ученица 8 класса средней школы № 3, — что тогда делать? И педагоги с ним бьются, и родители, но, наверное, лень раньше его родилась. Не хочет заниматься—и все тут. Есть у нас такой мальчик. Но учебный сектор взял его в свои руки. Разве можно позволить, чтобы этот ученик весь класс назад тянул? — ТЯЖЕЛО НА УРОКАХ, ЛЕГКО НА КОНТРОЛЬНОЙ, — рассказывает ученица 8 класса средней школы № 3 Ма рина Токарева. — Иной раз только изучили новую тему, а через неделю контрольная. Трудно, конечно, в одиночку подготовиться к ней. То ли де ло—нескольким ребятам. Вот и собираемся все вместе—и от стающие, и успевающие, реша ем задачи, проверяем друг у друга знание теорем, правил., Таким образом, сразу двух зайцев убиваем — материал глубоко усваиваем и за конт рольную получаем хорошие оценки. Правильно пословица говорит: «Дружно — не груз но». О. НИКОЛЬСКАЯ. 111111111111111111111111 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ЭТО БЫЛО НЕДАВНО... Пролетело лето. Но впечатления от него до сих пор не оставляют ребят, севших за школь ные парты. Тема проведенного летнего отды ха — главная сейчас в разговорах мальчишек и девчонок. В июле я отдыхала в пионерском лагере «Белая березка». Интересно и весело там бы ло! Походы в лес, на речку- Викторины, спор тивные состязания. Постоянно наш второй от ряд занимал в них первые места. А все благо даря вожатой, которая с увлечением занима лась с нами. Особенно запомнился мне один конкурс. На лучшую придуманную песню. Как поставили перед нами такую задачу, а мы и руки опусти ли. Сидели в пионерской комнате, голову ло мали — ничего не могли сочинить. Вдруг по телевизору началась передача «Салют, фестиваль!». И вожатая сказала: — А что, если нам песню про фестиваль сложить, ведь сейчас это главная тема в жизни молодежи? Идея была нами с радостью подхвачена. Об щими усилиями написали текст, а мотив к не му взяли из известной песни «Куба — лю бовь моя!» Всем понравилось наше выступление на конкурсе. Строгое жюри присудило нам пер вое место. И. ПИСКАРЕВА, ученица средней школы N2 22.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz