Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«КРА СНО Е ЗНАМЯ» 1 июля 1978 года 2 стр. «Имя водителя Александра Николаевича Мацана навечно занести в списки работников автоколонны № 1499-фотографию оставить на стенде «Ветераны тру да». организовать работу по воспитанию молодежи на примере его жизненного пути». (Из приказа) В М АЦАН вел многоместный «Икарус» по маршруту Грязи— Е лец . Навстречу бы ст ро приближался трактор с при цепным траллером . Из-за не исправности рулевого управ ления и тормозной системы трактор неожиданно выбро сило на встречную полосу дви жения . С толкновение было неиз бежным . Что делать? Свернешь в кювет — перевернешь ав тоб ус . Взять вправо— удар по пассажирам . Все решилось в считанные секунды . По статистике боль шинство водителей сворачива ют, спасая себя . Он не свернул . Люди не пострадали . А его привезли в больницу в шо ковом состоянии . Ко гда заплаканная жена склонилась над ним, он все вол новался о пассажирах, о ра з битом автобусе . — Неуж ели ты не мог спас тись? — спрашивала она. — Мог, — говорил он , — но люди погибли бы . Врачи, товарищи по работе сделали все , чтобы он остался жив. Спасти не смогли . АВТОКОЛОННЕ № 1499 был обычный рабочий день. Шло совещание в кабинете ди ректора. Отправлял водителей в рейс диспетчер. Ремонтировались в мастер ских машины. Здесь более четверти века трудился он — Александр Ни колаевич Мацан. С этими людь ми встречался. — Расскажите о нем, — по просила я водителей Николая Кирилловича Занина, Николая Васильевича Матюхина, Алек сея Владимировича Богатикова, Ивана Андреевича Климова и других. Но они как-то сразу замк нулись. Посерьезнели. Задума лись. Задела я в их душах боль ное место. Больное — потому что ушел из жизни хороший человек. — До сих пор не верю, — обронил кто-то. И словно в ответ на эту реплику, они вдруг заговорили разом. Перебивая друг друга. Вспоминая все новые и новые примеры. Говорили о нем так, словно он находился рядом. Н А О С ТАНО ВК Е было б е з лю дно . Рано ещ е . Но А л е к сандр Николаевич любит ран нее у тро . Привык уже — ра бочий день водителей начи нается в пять часов. Вот и автобус. Первый , д е журный . Знакомые лица това рищей , атмо сф ера друж еских поддевок . — Хорошо отдохнул в вы ходной , А лександр Николае вич? См ею тся . Знают , что вчера его сменщик Николай Занин за метил неполадки в двигателе . Заехал за Мацаном . Целый день ремонтировали они ав томобиль . Сделали . Хо тя д р у гие на этот же ремонт два— три дня тр атят . Они с Николаем редко при бегаю т к помощи слесарей , И обязательно проверяют потом их работу . Некоторые обижа ются, А лек сандр Николаевич объясняет : — Конь и то спо тыкается . А это машина. Он и к Николаю первое вре мя присматривался. Потом убе дился : хотя и молодой у него сменщик , но трудолюбивый . Ни разу они д р у г д р у гу не исправной машину не оставили. Чуть что-то не то , заезж аю т д р у г за дру гом и вместе по ломку исправляют. И вы ход ные приходится прихватывать, и допоздна иногда оставаться , зато таксомотор у них как но венький. Коэффициен т выхода всегда сто процентов. Хороший сменщик достался Николаю , «Врожденный так сист» — говорят про него. Как дру га чувствует он машину. Где какая деталь когда долж на износиться — знает точно, всегда запасную имеет нагото ве. Недаром его таксомотор кам , как не они, ветераны ! Д а же если азов не понимают, объ ясни, поделись опытом, зна ниями Только не все, к сожа лению , так делаю т. Увидел Мацан как-то на обо чине машину. Сразу видно: по ломка вышла. Водитель Николай Матюхин только начал рабо тать на предприятии , стоит , не знает, за что взяться , Мацан остановился рядом . Нашел поломку, исправил. — Без вас я, д яд я Саша, еще несколько часов простоял бы, — сказал Николай. — Что же помощи не попро сил? — Я пробовал. Ехал кто-то из наших, поднял руку , а он мимо. Некогда , мол . Вот и вы, д ум ал , не остановитесь . Но плохо тогда еще знал Николай Мацана. Не было у него такого слова «некогда» , если речь шла о лю дях . Не случайно звание «Лучший на ставник молодежи Липецкого транспортного управления» присвоено ем у . М А Л О пассажиров в шесть ■'I утра . Но у Мацана, как обычно, нет в машине свобод ных мест . ОЧ Е Р К 111Ш11111111111111Ш1111111Ш111Ш111ШШ11Ш1111Ш ДОРОГА . I . ................ .. Г. ИВАНОВА прошел без капитального р е монта пятьсот тысяч километ ров. Более шести тысяч руб лей предприятию сэкономле но. И план он всегда перевы полняет на двадцать— пятьде сят процентов, независимо от то го , новая или старая у него машина. — Александр Николаевич Мацан из года в год становил ся победителем социалистиче ского соревнования. Обещал выполнить задания девятой пятилетки за четыре с полови ной года. Выполнил за три го да семь месяцев. Награжден почетным знаком «Ударник девятой пятилетки». Ему пер вому в хозяйстве вручен орден Трудовой Славы III степени,— с гордостью рассказывает о нем Николай. Трудовой день Мацана за полнен до предела . За долгие годы работы научился рассчи тывать его по минутам . Есть ещ е и дела , на первый вз гляд , не связанные с производством . С е го дн я нужно поговорить с Андреем К. Молодой парень. Пришел в хозяйство сразу по сле армии . Смышленый . А с са мим собой справиться долго не мог . То на работу прихо дил выпивши, то прогул совер шал. С колько раз его , бри гади ра, да и всю бри гаду подводил . Но Мацан его не ру гал . С та рался понять , почему он такой . По душ ам с ним говорил , убеждал . И стыдно станови лось Андрею . Обещ ал он ис правиться . И вот держ и тся . Но утром в автобусе зам е тил А лек сандр Николаевич , что хмурый Андрей на работу ехал . Не случилось ли чего? Таксомотор у него старень кий, ломае тся часто. Не от било бы это парню радости в работе . Нужно сходить к на чальнику автоколонны , погово рить, мож ет , дадут Андрею новый. Кто же поможет нович- А люди Недаром на его — Почему? — удивляю тся но вички. ' . — А вы присмотритесь, как он работает, — отвечают то варищи постарше . А лександр Николаевич ни когда не ждет , когда его так сомотор найдут пассажиры . Он заходи т в здание автостанции , объявляет маршрут , разгова ривает с людьми . Помогает донести вещи, откроет двер цу, а потом обязательно на до ему убеди ться , что Всем удобно . Только тогда зайдет в машину сам . Хмурый человек сидит ря дом — Мацан что-нибудь ве селое расскажет . Если пасса жир в незнакомый горор е д е т— обязательно или до дома до везет , или объяснит, как туда лучше добраться . Вроде бы мелочи , любят с ним езди ть , большинство заказов имя поступает. С разными людьми каждый день А лександр Николаевич встречается . И ко всем подход у него есть . Вот, например, в салоне закурил пассажир . Д е лать это правилами запрещ е но, а сам А лександр Николае вич и вообще никогда не к у рит. Как быть в таком случае? Сделать замечание? Но Мацан поступает иначе. Останавливает машину, пред лагает выйти пассажирам , го ворит кур ящ ем у : — Вы покурите , а мы пока от дохнем . О днажды заметил механик , что вернулся Мацан слишком рано. — Что случилось? — поинте ресовался . О казалось , около Задонска застрял один из водителей-не- профессионалов . Колеса спус тили. Александр Николаевич снял камеры с его машины, привез в хозяйство , завулка- низировал и отвез назад. Ранней весной как-то при ехал домой мокрый , но ве селый. Рассказал жене , что до вез женщину с детьми до Д о на. А ей нужно было на д р у гой берег. Он ей вещи помог перенести. А стал возвращ ать ся — лед тронулся . — Со всеми, даже незнако мыми людьми Александр Ни колаевич обращался очень вржливо. Никогда в просьбах не откажет. Малознакомые лю ди просили завезти их детям- студентам что-нибудь в Воро неж или Липецк. И он отвозил, — вспоминает Алексей Бога тиков.—Перешли мы с ним ра ботать на «Икарус». Возвра щались из Тамбова в Елец позд ней осенью. Холодно было. Смотрим, на дороге женщина с маленьким ребенком стоит. Ей в Елец нужно. Посадили мы ее в автобус. Приехали на ав тостанцию. Так Александр Нико лаевич сам ей такси нашел. — Таких людей, как Мацан, все любят и уважают,—говорит Николай Занин. И рассказыва ет, что попал он несколько лет тому назад в аварию, разбил машину. За ремонт нужно пла тить. И немалую сумму. Мацан заплатил половину. А когда по лучил Николай квартиру, по жаловался он Александру Ни колаевичу, что шкаф никак купить не может. Весь Елец объездил — нет о продаже. Возвращается Занин с работы- шкаф стоит у него в квартире. Там, где должен стоять. Как раз такой, какой хотелось. Только потом узнал он, что Ма цан за ним в Воронеж ездил — Человечность — главная черта его характера, — утверж дает И. А, Климов.—Недаром, его в 1976 году депутатом го родского Совета народных де путатов избрали. К А К быстро летит время! Словно километры под ко лесами его машины. Доро га , до рога , дорога! Каждый день она знакомит с новыми людьми . Каждый день прибавляет что- то новое в характере . Много дает . Но и много требует . Си лы, воли, умения отстоять пра воту. Ж ИЗНЬ человека. Что она? Вечная дорога вперед . Ко торая один раз дается . Одних ждет в конце забвение . Д р у гих — бессмер тие . Короткая и бесконечно длинная эта доро га. Не прожитыми годами ме рял ее Александр Николаевич Мацан — добрыми делами . Всю свою жизнь день за днем шел он по ней. Шел к тому по след нему в своей жизци поступку. Шестнадцатилетним мальчиш кой он защищал Ленинград . Терял в боях товарищей. Они умирали, закрывая собой амбра зуру , бросаясь на танки со связ кой гранат. Умирали за людей . За жизнь на земле .' Такой же подвиг он совершил в мирное время . Потому что любил жизнь. Любил страстно , всеобъемлюще . Любил и хо тел сделать ее лучше. ...Что оставляют после себя люди? Строители — дома . Писатели — /<ниги. Садоводы — сады . Водители — километры прой денны х дорог . Люди оставляют после себя добрые дела . Воплощенную в них свою жизнь . И мы не мо жем сегодня без этих садов, книг, километров. Не можем без доброй памяти об ушедших. На снимке: Василий Василь евич Ковнир— кандидат техни ческих н аук , начальник отдела механизации и автоматизации производственных процессов элементного завода , пропаган дист . Руководитель теоретиче ского семинара по кур су « А к т у альные вопросы теории и поли тики К П С С в свете решений X X V съезда партии». Василий Васильевич являет ся одним из лучших пропаган дистов города. Зан яти я прово дит на высоком методическом уровне, тесно увязывая теоре тические положения с практи ческими делами коллектива . Слуш атели Ковнира— инженеры, техники о тдела—активно уч а с т вуют в создании новых меха низированных линий, автома тов , рационализации. Р я д разработок, авторами ко торых были слуш атели семи нара инженер-конструктор И . Т . Сапрыкин и начальник конст рукторского бюро В . И. Коно- ныхин, экспонировался на Вы с тавке достижений народного хозяйства С С С Р и получил там высокую оценку— медали В Д Н Х . Ф о то А. Боева к о м с о м о л ь с к а я ЖИЗНЬ : ИНФОРМАЦИЯ Снят фильм В день Всесоюзного комсо мольско-молодежного суб ботника, посвященного XI Все мирному фестивалю молоде жи и студентов, на заводе ме дицинского оборудования снят фильм. Съемочную группу возглавил начальник бюро научно-техни ческой информации А . И. Сав вин. В ее состав вошли также помощниц директора по кадрам и быту В. В. Никифо ров, техник-технолог НОТ Л. И. Саввина, техник центральной заводской лаборатории В. Ф . Пивненко, Основное место в ленте отводится тр уд у молодежи и ветеранов производства очко вых оправ предприятия . В отснятых кадрах запечатлен высокий энтузиазм , празднич ное настроение коллектива . Работа над фильмом об уча стии юношей и девуш ек , вете ранов труда завода медицин ского оборудования во Всесою з ном ком сомольско -молодеж ном субботнике продолж ается . Т. ТИМОШИНА, - член внештатной молодежной редакции . Смотр гласности — смотр активности Двенадцатого июля в Доме культуры состоится смотр средств гласности групп и по стов народного контроля пред приятий. учреждений и органи заций Ельца. В городе трудятся 4162 на родных контролера, более по ловины из них— рабочие. До зорные ведут борьбу за укреп ление трудовой дисциплины. сохранность социалистической собственности. выполнение плановых заданий и повыше ние качества выпускаемой про дукции. Результаты своей работы народные контролеры освеща ют в стенной печати, радио, листке «НК — в действии!», «колючке», «молнии». Эффективно используют сред ства гласности председатели групп народного контроля ло комотивного депо М. К- Гну- сарев, швейной Фабрики мас сового пошива И. Н. Тутаре- ва и другие. Положительный опыт дозор ных элементного завода обоб щен областным комитетом НК, выпущен плакат «Им до всего есть дело». Однако не везде средства гласности используются в пол ной мере. Неоднократно отме чалась слабая работа в этом направлении группы НК сель ского строительного комбината, которую возглавляет М. А. Рощупкин. Не лучше обстоят дела у дозорных заводов «Про жекторные угли» и медицин ского оборудования, СУ-1 трес та «Елсцтяжстрой». Разнообразные средства глас ности работы ГРУПП И П0СТ01 НК должны способствовать ук реплению дисциплины и по. рядка, воспитанию трудовы> коллективов. Городской смотр станет важ ным этапом в повышении ак тивности дозорных и эффек тивности их деятельности. н ЧЕРНЕЦОВ , заместитель председателя горкома народного контроля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz