Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРА СНО Е ЗНАМЯ» 1 июля 1978 года 2 стр. «Имя водителя Александра Николаевича Мацана навечно занести в списки работников автоколонны № 1499-фотографию оставить на стенде «Ветераны тру­ да». организовать работу по воспитанию молодежи на примере его жизненного пути». (Из приказа) В М АЦАН вел многоместный «Икарус» по маршруту Грязи— Е лец . Навстречу бы ст­ ро приближался трактор с при­ цепным траллером . Из-за не­ исправности рулевого управ­ ления и тормозной системы трактор неожиданно выбро­ сило на встречную полосу дви­ жения . С толкновение было неиз­ бежным . Что делать? Свернешь в кювет — перевернешь ав­ тоб ус . Взять вправо— удар по пассажирам . Все решилось в считанные секунды . По статистике боль­ шинство водителей сворачива­ ют, спасая себя . Он не свернул . Люди не пострадали . А его привезли в больницу в шо­ ковом состоянии . Ко гда заплаканная жена склонилась над ним, он все вол­ новался о пассажирах, о ра з­ битом автобусе . — Неуж ели ты не мог спас­ тись? — спрашивала она. — Мог, — говорил он , — но люди погибли бы . Врачи, товарищи по работе сделали все , чтобы он остался жив. Спасти не смогли . АВТОКОЛОННЕ № 1499 был обычный рабочий день. Шло совещание в кабинете ди­ ректора. Отправлял водителей в рейс диспетчер. Ремонтировались в мастер­ ских машины. Здесь более четверти века трудился он — Александр Ни­ колаевич Мацан. С этими людь­ ми встречался. — Расскажите о нем, — по­ просила я водителей Николая Кирилловича Занина, Николая Васильевича Матюхина, Алек­ сея Владимировича Богатикова, Ивана Андреевича Климова и других. Но они как-то сразу замк­ нулись. Посерьезнели. Задума­ лись. Задела я в их душах боль­ ное место. Больное — потому что ушел из жизни хороший человек. — До сих пор не верю, — обронил кто-то. И словно в ответ на эту реплику, они вдруг заговорили разом. Перебивая друг друга. Вспоминая все новые и новые примеры. Говорили о нем так, словно он находился рядом. Н А О С ТАНО ВК Е было б е з ­ лю дно . Рано ещ е . Но А л е к ­ сандр Николаевич любит ран­ нее у тро . Привык уже — ра­ бочий день водителей начи­ нается в пять часов. Вот и автобус. Первый , д е ­ журный . Знакомые лица това­ рищей , атмо сф ера друж еских поддевок . — Хорошо отдохнул в вы­ ходной , А лександр Николае­ вич? См ею тся . Знают , что вчера его сменщик Николай Занин за­ метил неполадки в двигателе . Заехал за Мацаном . Целый день ремонтировали они ав­ томобиль . Сделали . Хо тя д р у ­ гие на этот же ремонт два— три дня тр атят . Они с Николаем редко при­ бегаю т к помощи слесарей , И обязательно проверяют потом их работу . Некоторые обижа­ ются, А лек сандр Николаевич объясняет : — Конь и то спо тыкается . А это машина. Он и к Николаю первое вре­ мя присматривался. Потом убе­ дился : хотя и молодой у него сменщик , но трудолюбивый . Ни разу они д р у г д р у гу не­ исправной машину не оставили. Чуть что-то не то , заезж аю т д р у г за дру гом и вместе по­ ломку исправляют. И вы ход ­ ные приходится прихватывать, и допоздна иногда оставаться , зато таксомотор у них как но­ венький. Коэффициен т выхода всегда сто процентов. Хороший сменщик достался Николаю , «Врожденный так­ сист» — говорят про него. Как дру га чувствует он машину. Где какая деталь когда долж ­ на износиться — знает точно, всегда запасную имеет нагото­ ве. Недаром его таксомотор кам , как не они, ветераны ! Д а­ же если азов не понимают, объ­ ясни, поделись опытом, зна­ ниями Только не все, к сожа­ лению , так делаю т. Увидел Мацан как-то на обо­ чине машину. Сразу видно: по­ ломка вышла. Водитель Николай Матюхин только начал рабо­ тать на предприятии , стоит , не знает, за что взяться , Мацан остановился рядом . Нашел поломку, исправил. — Без вас я, д яд я Саша, еще несколько часов простоял бы, — сказал Николай. — Что же помощи не попро­ сил? — Я пробовал. Ехал кто-то из наших, поднял руку , а он мимо. Некогда , мол . Вот и вы, д ум ал , не остановитесь . Но плохо тогда еще знал Николай Мацана. Не было у него такого слова «некогда» , если речь шла о лю дях . Не случайно звание «Лучший на­ ставник молодежи Липецкого транспортного управления» присвоено ем у . М А Л О пассажиров в шесть ■'I утра . Но у Мацана, как обычно, нет в машине свобод­ ных мест . ОЧ Е Р К 111Ш11111111111111Ш1111111Ш111Ш111ШШ11Ш1111Ш ДОРОГА . I . ................ .. Г. ИВАНОВА прошел без капитального р е ­ монта пятьсот тысяч километ­ ров. Более шести тысяч руб­ лей предприятию сэкономле­ но. И план он всегда перевы­ полняет на двадцать— пятьде­ сят процентов, независимо от то го , новая или старая у него машина. — Александр Николаевич Мацан из года в год становил­ ся победителем социалистиче­ ского соревнования. Обещал выполнить задания девятой пятилетки за четыре с полови­ ной года. Выполнил за три го­ да семь месяцев. Награжден почетным знаком «Ударник девятой пятилетки». Ему пер­ вому в хозяйстве вручен орден Трудовой Славы III степени,— с гордостью рассказывает о нем Николай. Трудовой день Мацана за ­ полнен до предела . За долгие годы работы научился рассчи­ тывать его по минутам . Есть ещ е и дела , на первый вз гляд , не связанные с производством . С е го дн я нужно поговорить с Андреем К. Молодой парень. Пришел в хозяйство сразу по­ сле армии . Смышленый . А с са­ мим собой справиться долго не мог . То на работу прихо­ дил выпивши, то прогул совер­ шал. С колько раз его , бри гади­ ра, да и всю бри гаду подводил . Но Мацан его не ру гал . С та ­ рался понять , почему он такой . По душ ам с ним говорил , убеждал . И стыдно станови­ лось Андрею . Обещ ал он ис­ правиться . И вот держ и тся . Но утром в автобусе зам е ­ тил А лек сандр Николаевич , что хмурый Андрей на работу ехал . Не случилось ли чего? Таксомотор у него старень­ кий, ломае тся часто. Не от­ било бы это парню радости в работе . Нужно сходить к на­ чальнику автоколонны , погово­ рить, мож ет , дадут Андрею новый. Кто же поможет нович- А люди Недаром на его — Почему? — удивляю тся но­ вички. ' . — А вы присмотритесь, как он работает, — отвечают то ­ варищи постарше . А лександр Николаевич ни­ когда не ждет , когда его так­ сомотор найдут пассажиры . Он заходи т в здание автостанции , объявляет маршрут , разгова­ ривает с людьми . Помогает донести вещи, откроет двер ­ цу, а потом обязательно на­ до ему убеди ться , что Всем удобно . Только тогда зайдет в машину сам . Хмурый человек сидит ря­ дом — Мацан что-нибудь ве­ селое расскажет . Если пасса­ жир в незнакомый горор е д е т— обязательно или до дома до ­ везет , или объяснит, как туда лучше добраться . Вроде бы мелочи , любят с ним езди ть , большинство заказов имя поступает. С разными людьми каждый день А лександр Николаевич встречается . И ко всем подход у него есть . Вот, например, в салоне закурил пассажир . Д е ­ лать это правилами запрещ е­ но, а сам А лександр Николае­ вич и вообще никогда не к у ­ рит. Как быть в таком случае? Сделать замечание? Но Мацан поступает иначе. Останавливает машину, пред ­ лагает выйти пассажирам , го­ ворит кур ящ ем у : — Вы покурите , а мы пока от­ дохнем . О днажды заметил механик , что вернулся Мацан слишком рано. — Что случилось? — поинте­ ресовался . О казалось , около Задонска застрял один из водителей-не- профессионалов . Колеса спус­ тили. Александр Николаевич снял камеры с его машины, привез в хозяйство , завулка- низировал и отвез назад. Ранней весной как-то при­ ехал домой мокрый , но ве­ селый. Рассказал жене , что до ­ вез женщину с детьми до Д о ­ на. А ей нужно было на д р у ­ гой берег. Он ей вещи помог перенести. А стал возвращ ать­ ся — лед тронулся . — Со всеми, даже незнако­ мыми людьми Александр Ни­ колаевич обращался очень вржливо. Никогда в просьбах не откажет. Малознакомые лю­ ди просили завезти их детям- студентам что-нибудь в Воро­ неж или Липецк. И он отвозил, — вспоминает Алексей Бога­ тиков.—Перешли мы с ним ра­ ботать на «Икарус». Возвра­ щались из Тамбова в Елец позд­ ней осенью. Холодно было. Смотрим, на дороге женщина с маленьким ребенком стоит. Ей в Елец нужно. Посадили мы ее в автобус. Приехали на ав­ тостанцию. Так Александр Нико­ лаевич сам ей такси нашел. — Таких людей, как Мацан, все любят и уважают,—говорит Николай Занин. И рассказыва­ ет, что попал он несколько лет тому назад в аварию, разбил машину. За ремонт нужно пла­ тить. И немалую сумму. Мацан заплатил половину. А когда по­ лучил Николай квартиру, по­ жаловался он Александру Ни­ колаевичу, что шкаф никак купить не может. Весь Елец объездил — нет о продаже. Возвращается Занин с работы- шкаф стоит у него в квартире. Там, где должен стоять. Как раз такой, какой хотелось. Только потом узнал он, что Ма­ цан за ним в Воронеж ездил — Человечность — главная черта его характера, — утверж­ дает И. А, Климов.—Недаром, его в 1976 году депутатом го­ родского Совета народных де­ путатов избрали. К А К быстро летит время! Словно километры под ко­ лесами его машины. Доро га , до ­ рога , дорога! Каждый день она знакомит с новыми людьми . Каждый день прибавляет что- то новое в характере . Много дает . Но и много требует . Си ­ лы, воли, умения отстоять пра­ воту. Ж ИЗНЬ человека. Что она? Вечная дорога вперед . Ко­ торая один раз дается . Одних ждет в конце забвение . Д р у ­ гих — бессмер тие . Короткая и бесконечно длинная эта доро ­ га. Не прожитыми годами ме­ рял ее Александр Николаевич Мацан — добрыми делами . Всю свою жизнь день за днем шел он по ней. Шел к тому по след ­ нему в своей жизци поступку. Шестнадцатилетним мальчиш­ кой он защищал Ленинград . Терял в боях товарищей. Они умирали, закрывая собой амбра­ зуру , бросаясь на танки со связ­ кой гранат. Умирали за людей . За жизнь на земле .' Такой же подвиг он совершил в мирное время . Потому что любил жизнь. Любил страстно , всеобъемлюще . Любил и хо­ тел сделать ее лучше. ...Что оставляют после себя люди? Строители — дома . Писатели — /<ниги. Садоводы — сады . Водители — километры прой­ денны х дорог . Люди оставляют после себя добрые дела . Воплощенную в них свою жизнь . И мы не мо ­ жем сегодня без этих садов, книг, километров. Не можем без доброй памяти об ушедших. На снимке: Василий Василь­ евич Ковнир— кандидат техни­ ческих н аук , начальник отдела механизации и автоматизации производственных процессов элементного завода , пропаган­ дист . Руководитель теоретиче­ ского семинара по кур су « А к т у ­ альные вопросы теории и поли­ тики К П С С в свете решений X X V съезда партии». Василий Васильевич являет­ ся одним из лучших пропаган­ дистов города. Зан яти я прово­ дит на высоком методическом уровне, тесно увязывая теоре­ тические положения с практи­ ческими делами коллектива . Слуш атели Ковнира— инженеры, техники о тдела—активно уч а с т ­ вуют в создании новых меха­ низированных линий, автома­ тов , рационализации. Р я д разработок, авторами ко­ торых были слуш атели семи­ нара инженер-конструктор И . Т . Сапрыкин и начальник конст­ рукторского бюро В . И. Коно- ныхин, экспонировался на Вы с ­ тавке достижений народного хозяйства С С С Р и получил там высокую оценку— медали В Д Н Х . Ф о то А. Боева к о м с о м о л ь с к а я ЖИЗНЬ : ИНФОРМАЦИЯ Снят фильм В день Всесоюзного комсо­ мольско-молодежного суб­ ботника, посвященного XI Все­ мирному фестивалю молоде­ жи и студентов, на заводе ме­ дицинского оборудования снят фильм. Съемочную группу возглавил начальник бюро научно-техни­ ческой информации А . И. Сав­ вин. В ее состав вошли также помощниц директора по кадрам и быту В. В. Никифо­ ров, техник-технолог НОТ Л. И. Саввина, техник центральной заводской лаборатории В. Ф . Пивненко, Основное место в ленте отводится тр уд у молодежи и ветеранов производства очко­ вых оправ предприятия . В отснятых кадрах запечатлен высокий энтузиазм , празднич­ ное настроение коллектива . Работа над фильмом об уча­ стии юношей и девуш ек , вете­ ранов труда завода медицин­ ского оборудования во Всесою з­ ном ком сомольско -молодеж ­ ном субботнике продолж ается . Т. ТИМОШИНА, - член внештатной молодежной редакции . Смотр гласности — смотр активности Двенадцатого июля в Доме культуры состоится смотр средств гласности групп и по­ стов народного контроля пред­ приятий. учреждений и органи­ заций Ельца. В городе трудятся 4162 на­ родных контролера, более по­ ловины из них— рабочие. До­ зорные ведут борьбу за укреп­ ление трудовой дисциплины. сохранность социалистической собственности. выполнение плановых заданий и повыше­ ние качества выпускаемой про­ дукции. Результаты своей работы народные контролеры освеща­ ют в стенной печати, радио, листке «НК — в действии!», «колючке», «молнии». Эффективно используют сред­ ства гласности председатели групп народного контроля ло­ комотивного депо М. К- Гну- сарев, швейной Фабрики мас­ сового пошива И. Н. Тутаре- ва и другие. Положительный опыт дозор­ ных элементного завода обоб­ щен областным комитетом НК, выпущен плакат «Им до всего есть дело». Однако не везде средства гласности используются в пол­ ной мере. Неоднократно отме­ чалась слабая работа в этом направлении группы НК сель­ ского строительного комбината, которую возглавляет М. А. Рощупкин. Не лучше обстоят дела у дозорных заводов «Про­ жекторные угли» и медицин­ ского оборудования, СУ-1 трес­ та «Елсцтяжстрой». Разнообразные средства глас­ ности работы ГРУПП И П0СТ01 НК должны способствовать ук реплению дисциплины и по. рядка, воспитанию трудовы> коллективов. Городской смотр станет важ­ ным этапом в повышении ак­ тивности дозорных и эффек­ тивности их деятельности. н ЧЕРНЕЦОВ , заместитель председателя горкома народного контроля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz