Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ЗА РАДЖУНМЫИ ЦИФРАМИ Н А ПЕРВЫЙ взгляд строители трудятся успешно, ибо план пяти месяцев по генеральному подряду они выполнили на 101, собственными силами— на 105 процентов. Однако не стоит обольщаться цифрами, так как строители из месяца в месяц срывают пусковую программу. Следует отметить и тот факт, что с созданием в Ельце еди­ ного заказчика в лице УКСа облисполкома заметно сокра­ тились капитальные вложения на строительство объектов жилья, социально-бытового и культурного назначения. Если в 1976 году на их со­ оружение выделялось 6,4 мил­ лиона рублей, то в следующем году в план подрядных работ коллективу треста «Елецтяж­ строй» включено 5,5 миллиона рублей. Сейчас эта цифра со­ ставляет 4,6 миллиона рублей. Не следует, конечно, понимать, что дело идет к прекращению строительства в городе объек­ тов жилья и коммунального хозяйства, здравоохранения и просвещения. Однако такое положение тревожит. Подоб­ ное планирование не способ­ ствует удовлетворению расту­ щих потребностей ельчан. К сожалению, коллектив треста «Елецтяжстрой» —основ­ ная наша подрядная органи­ зация — из года в год не ос­ ваивает даже эти выделенные средства на развитие столь важных отраслей народного хозяйства города. Значительная часть объектов все еще вводится в эксплуата­ цию с нарушением норматив­ ных сроков. Недостаточно вы­ сокий уровень трудовой и тех­ нологической дисциплины, по­ тери рабочего времени, плохое материально-техническое снаб­ жение, нерациональное ис­ пользование машин и механиз­ мов—все это не позволяет вес­ ти строительство индустриаль­ ным способом. Государствен­ ный план не стал законом для подрядных и субподряд­ ных организаций. Они трудят­ ся там, где выгодно. Тресту «Елецтяжстрой» в текущем году примерно 30 про­ центов работ необходимо вы­ полнить на пусковых объектах. Однако строители не концентри­ руют на них материальные и людские ресурсы и распыляют их по многочисленным стройкам, где, кстати, нужно выполнить объем работ, равный тройной программе прошлого года. Не случайно в городе велик объем незавершенного строитель­ ства. По состоянию на 1 мая он превысил 40 миллионов рублей. Работники треста «Елецтяжстрой» сейчас трудят­ ся на 200 объектах, хотя чис­ ленность их составляет около полутора тысяч человек. Такая практика наносит боль­ шой экономический и мораль­ ный вред: омертвляются ог­ ромные капитальные вложе­ ния, устаревают проектные ре­ шения, оборудование. Только по Ельцу из-за несвоевремен­ ного ввода мощностей в ны­ нешней пятилетке недодано продукции народному хозяй­ ству на десять миллионов руб­ лей. Объем строительно-монтаж­ ных работ в городе медленно растет и потому, что строитель­ но-монтажный поезд № 663 не наращивает мощностей, не развивается и по сути дела из года в год топчется на одном месте. Известно, что у строителей велики потери рабочего време­ ни, однако здесь не очень решительно внедряют такой прогрессивный метод труда, как бригадный подряд. Внедре­ ние хозрасчета на отдельные ви­ ды работ не позволяет достичь ускорения ввода мощностей в эксплуатацию. Конечно, при на­ личии в Ельце специализирован­ ного механомонтажного управ­ ления вопрос внедрения бригад­ ного хозрасчета решался бы проще, но об этом пока идут только разговоры. Трест не может наращивать свои мощности без дальней­ шего развития завода ЖБИ-5, автобазы № 4. В настоящее время сборный железобетон высоких марок, балки, фермы, сваи и многое другое прихо­ дится доставлять из других го­ родов Не удовлетворяются потребности строителей и в товарной арматуре. Готовится техническая документация на реконструкцию завода, и стро­ ители приступили к работам. Но их темпы желают лучшего. Не развивается и управление «Спецстрой» и потому сдержи­ вает работы чуть ли не на всех объектах города. В нынешнем году коллектив треста должен сдать в эксплу­ атацию производственные мощ­ ности на заводах «Прожектор­ ные угли», элементном, маши­ ностроительном, тракторных гидроагрегатов, мазутное хо­ зяйство ТЭЦ, локальные очист­ ные сооружения на двух пред­ приятиях, свыше 30 тысяч квад­ ратных метров жилой площа­ ди, детсад, среднюю школу и ряд других объектов. Но рабо­ ты на этих важных стройках ведутся неудовлетворительно. Взять, к примеру, гальва­ нический корпус элементного завода, строительство которого ведет СУ-11. Здесь освоено 92 процента выделенных средств. Не выполняется план по произ­ водительности труда. На объ­ екте должно работать 140 чело­ век, фактически трудятся 100. Технологическим оборудовани­ ем корпус обеспечен полностью, но его монтаж при сущест­ вующих темпах начнется неиз­ вестно когда. Следует отметить и тот факт, что заказчик — элемент­ ный завод— неплатежеспосо­ бен и не в состоянии перечис­ лить аванс подрядчику на стро­ ительство. В конечном счете это обстоятельство также тор­ мозит ход сооружения корпуса. Неудовлетворительная рабо­ та на пусковых объектах при­ вела к тяжелому финансовому положению строителей. В на­ стоящее время они должны поставщикам материалов и банку более шести миллионов рублей, половину этой суммы задолжал трест «Елецтяж­ строй». Управления не в состо­ янии своевременно выплачивать заработную плату, рассчиты­ ваться за материалы, машины и механизмы. Не выполнен план по снижению себестои­ мости строительно-монтажных работ, получению прибыли. Рост заработной платы опере­ жает рост производительно­ сти труда, что также приводит к нежелательным последстви­ ям А, РАСПОПОВ. управляющий отделением Стройбанка. «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 21 июня 1978 года ф 3 стр. На снимке: шлифовщица цеха № 10 завода «Прожекторные у г­ ли* Любовь Николаевна Недилько. Она по праву считается на предприятии правофланговой соревнования. 115— 120 процентов — такова ее сменная выработка. Фото А. БО Е В А . Д о с т о й н п о х в а л ы —Молодцы, ребята! Отлично поработали, — так сказал на прощание юношам ТУ-2 на­ чальник ПМК Липецкого трес­ та «Промстрой» В. А . Резепов. Около месяца будущие ки- повцы, наладчики радиоаппа­ ратуры, .электрики трудились на областной ударной комсо­ мольской стройке — пусковом объекте десятой пятилетки— Добринском сахарном заводе. Учащимся группы № 1 бы­ ло дано задание не из легких: подготовить траншею для про­ кладки телефонного кабеля. Работы ребята выполнили на «отлично». Одиннадцать учащихся ТУ-2 награждены Почетными грамо­ тами комсомольского штаба стройки. В. КОЛЧЕВ, секретарь комитета ВЛКСМ ТУ-2, член внештатной молодежной редакции. е й * Родители 4 «6» средней шко­ лы № 21 вручили мне огром­ ный букет роскошных тюльпа­ нов и попросили: — Скажите вы от нашего имени. Легко сказать «скажите». А что, как! сказать в этот день прощания с Марией Федоров­ ной Змеевской. Классным ру­ ководителем нашего 4 «6». Вот она перед нами — краси­ вая и какая-то по-особому тор­ жественная. А еще взволнован­ ная: вертит в руках список ре­ бят, щеки разрумянились, в больших темных глазах едва за­ метная грустинка. Голос слег­ ка дрожит. Смотришь на нее и думаешь: держит человек еще один от­ ветственный экзамен в своей жизни. Экзамен на прочность ребячьих знаний, на их доброту, коллективизм. — В общем я нашими ребя­ тами довольна. Из 34 человек у нас 11 отличников, 14 хороши­ стов. Четверо имеют лишь по одной четверке, четверо — по одной тройке. В пятый класс перешли все. В этом прежде всего ваша, родители, заслуга. Наша! Да, да. Я вспоминаю, как растолковывала сыну при­ чины поражения крестьянской войны под предводительством Пугачева, как объясняла сек­ рет нахождения одного процен­ та от целого, как почти час билась над тем, чтобы убе­ дить его в том, что правильно писать не «клювать», а «кле­ вать», а сын упорно твердил: «клевать — это от слова клев, а птица клювом клюет». Трудно было, только ведь у учителя истории Марии Нико­ лаевны Целыковской задача была сложнее: не только увле­ кательно рассказывать ребятам о походах Александра Невско­ го, декабристах, Петре Алек­ сееве, Великой Отечественной войне, но и шаг за шагом по­ степенно подвести их к понима­ нию святого чувства любви к своей Родине. Мы досадовали на детей за допущенные в сочинении ошибки, а Наталья Ивановна Агапитова учила их понимать и чувствовать каждое слово, рассуждать о каждой прочи­ танной книге и в оценке ребят умела уловить то главное, что присуще их характеру. Уло­ вить и вмешаться, воспитывая доброту, честность, товарище­ ство. Мы в душе огорчались по по­ воду разлитой по полу воды, когда сын или дочь проводили по природоведению опыты, а Софья Дмитриевна Соломенце- ва обязательно увидела бы в этом совсем иное—желание ре­ бят своими руками прикоснуть­ ся к истине. Сегодня к совсем маленькой, завтра — к боль­ шой, открывающей, быть мо­ жет, путь к исследованию. Мы радовались каждой ре­ шенной самостоятельно сыном или дочерью задаче, а Марии Федоровне важно было, чтобы они еще и рассуждали, без это­ го ни алгебры, ни геометрии не постичь. Мы довольствовались днем нынешним — она думала о дне будущем. Переживая за класс (кому не хочется, чтобы коллектив, в котором учится ваш ребенок, был самым лучшим!), мы все- таки больше беспокоились о своем сыне или дочери. Разбира­ ясь с отдельными темами, конт­ ролируя выполнение домашних заданий, мы тревожились за то, что получит наш ребенок завт­ ра. Учителя, думая о каждом, заботились о коллективе. Вы­ ставляя оценку за урок, трево­ жились за знания по всему кур­ су, ведь они учили наших детей не просто темам—предмету. Ис­ тории, русскому языку, матема­ тике, природоведению. Одиннадцать отличников, че­ тырнадцать хорошистов... Да наша ли, родителей, главная в том заслуга! Сказать бы сейчас об этом Марии Федоровне, да переби­ вать неудобно. Потом, навер­ ное, прежде чем говорить, на­ до бы справиться с волнением. А она как раз характеризует моего сына: — Знаете, что самое обид­ ное. Мог бы учиться лучше, да уж больно непоседлив. Ор­ ганизованности недостает. Спра­ виться бы с этим... Другой бы и не беспокоился: в табеле моего сына четверки и пятерки — чего же еще надо! А она не удовлетворена — не может быть удовлетворенной!— если человек способен на большее. Задумавшись о своем, я на мгновение упускаю нить разго­ вора. А Мария Федоровна уже рассказывает о каком-то кон­ фликте: — Ссора произошла из-за ко­ тенка. Подарила его Наташе Та­ ня, а потом потребовала котен­ ка обратно. «Отдай,—говорит,— а то Алешка его совсем заму­ чит». Наташа в слезы, а Таня на своем настаивает. Пришлось вмешаться: убеждать Таню, что подарок назад не отбирают — некрасиво это очень, а Ната­ шу просить последить за тем, чтобы братик котенка не мучил. Впрочем, чего это я подроб­ ности рассказываю, вы, навер­ ное, и сами обо всем этом зна­ ете! Мама Наташи пожимает пле­ чами. Мать Тани отрицательно качает головой. Нет, они о ко­ тенке ничего не знают. И вооб­ ще их дочери как дружили, так и дружат—вроде между ними ничего такого и не было. Нет, нет, их в отсутствии вни­ мания к девочкам не обвинишь. Да и делятся с ними дочери всем. Просто все дело в том, что на сей раз Мария Федо­ ровна первой заметила конф­ ликт и сумела свести его к ну­ лю—так и не дошел он до ро­ дителей! Впрочем, только ли Танина и Наташина мамы, слушая сейчас Марию Федоровну, отрицатель­ но покачивают головой и по­ жимают плечами. Многие из «геройств» и наших сыновей не дошли до нас. Щадила ли нас Мария Федо­ ровна, не знаю, но, кажется мне, дело не в том. Просто уме­ ла она < шалостями и мелочами справляться сама, а родителей беспокоила, когда речь шла о чем-то более серьезном. В оценке же ребенка исходила не из частностей, а из того об­ щего, что есть в нем. — Знаете, что нравится мне в вашем Вите! Его необыкновен­ ная доброта. Сколько в нем нежности и какие удивитель­ ные слова он находит, когда го­ ворит о животных. Я не помню, чтобы хоть с кем-то произошел у него конф­ ликт. Напротив, если поссори­ лись ребята — он тут как тут. Вмешается спокойно, смотришь —те и утихомирились. Я смотрю иа Витиного папу. Он смущен, но горд. Горд за своего сына. — Ваша Таня — удивитель­ ная девочка. Честная, прямая, принципиальная. И умница. — Ну, а об Олеге и гово­ рить не приходится. Светлая го­ лова. И так почти о каждом. Постойте: ведь получается, что ни ученик, то личность!! (А каждый из нас считал своего ребенка — это ведь не чей-то —наш ребенок!—просто хоро­ шим сыном или дочерью]. Не берусь судить, возможно пи такое: что ни человек, то личность, — но после слов Ма­ рии Федоровны что-то будто меняется в нас самих. Будто мы, 34 пап и мам, после такой характеристики ребят становим­ ся вдруг лучше, чище, силь­ нее. Причвстнее ко всему кол­ лективу. Формируя своего ребенка, мы создаем всего лишь эскиз. Цельное же произведение, имя которому коллектив, создает учитель. От него зависит, каким быть этому коллективу. ...Сегодня наш последний раз­ говор с Марией Федоровной Змеевской. 17 ребят из 4 «б» уходят в новую школу. Как-то они приживутся на новом ме­ сте! Как поладят с новыми учи­ телями! С новым классным ру­ ководителем! Пусть бы поладили... А собрание уже закончилось, Я беру в руки тюльпаны и под­ хожу к Марии Федоровне. 1 Что же сказать ей!.. А. АЛЕКСЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz