Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 15 июня 1978 года ф 3 стр. ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА Закончились экзамены по литературе в 10-х классах. На- ; ступило время анализа и обоб щений: какие знания и убеж дения уносят выпускники с уроков литературы? Какую роль сыграло изучение лите ратуры в их нравственном, эс тетическом, идеологическом воспитании? Наиболее яркое воспомина ние осталось у инспекторов и методистов гороно от экзаме на в трех десятых классах средней школы № 24. Собранные, подтянутые юно ши и девушки с комсомоль скими значками на груди. Как хороши, красивы серьезные лица, освещенные чувством н мыслью! Первой отвечает Марина Бур цева. Она рассказывает о том, какую роль поэту и поэзии в жизни общества отводил Мая ковский. Глубина анализа, точ ность литературного языка, эмоциональность сочетают ся с прекрасным знанием ху дожественных текстов. Ее от вет на второй вопрос экзаме национного билета об «особен ном человеке» Рахметове в романе Чернышевского «Что делать?» свидетельствует о том, что девушка понимает; литература — неотделима от жизни общества. Ее ответ— гимн революционеру - про фессионалу. Марина любит современную поэзию и по просьбе экзаменаторов чита ет любимые стихи Симонова. Читает прекрасно. Ирина Булгакова, которой до стался вопрос о ленинской те ме в литературе 50—60 годов, назвала, проанализировала и сделала оценку едва ли не всем значительным произве дениям этого времени, посвя щенным вождю революции. Композиция ее ответа безуко ризненна, речь выразитель на. Безукоризнен и ответ вы пускницы Е. Лисавкиной, в рав ной степени отлично знающей ранние произведения Горько го и литературу второй поло вины 19 века. И она тоже с глубоким пониманием и чувст вом читает стихи «Синие гуса ры» Н. Асеева. Проходят перед экзаменаци онной комиссией и другие де сятиклассники школы, и мы испытываем наслаждение, слу шая их уверенные ответы, ко торые отличают высокая куль тура речи, проникновение в суть литературного явления, умение отобрать самое глав ное и убедительность аргу ментации в выводах и обоб щениях. Отлично сдают экзамен вы пускники 10 «б» класса! Смот рю классный журнал—более 80 процентов отличных и хоро ших годовых отметок. Лучшее доказательство того, что здесь любят и знают литературу. Как не сказать слова бла годарности учителю! Тамара Ивановна Бурцева любовь к литературе, увлечение поэзи ей передала своим питом цам, Поэтому в каждом экза менационном ответе — «по черк» учителя. Все до единого читают свои любимые стихи. Тут и Я Сме- ляков, и Е. Евтушенко, и А. Пуш кин, и П. Бровка, и А Межи- ров, и многие другие поэты. Несомненно, это результат по стоянного внимания учителя к эстетическому воспитанию, к воспитанию возвышенного по нимания любви, дружбы, дол га. Глубокое знание текстов больших прозаических произ ведений — свидетельство того, что учителю удалось воспи тать вдумчивых читателей, а это, как и поэзия, на всю жизнь. Тамара Ивановна благодаря высокой требовательности к выразительности речи сумела воспитать у своих учеников уважение к слову. А это не пу стяк. Ведь интонация в любой речи, а в поэтической особен но, неотделима от смысла. И результаты экзаменов говорят за себя: из 92 экзаменующих ся учеников Бурцевой—76 сдали на «хорошо» и «отлич но». Комиссия довольна. Усенко, Лисавкиной, Бурцевой, Родионо вой, Кузютичевой, Бирюковой дарятся книги с надписью «За лучший ответ на экзамене». На фоне успешных результа тов экзамена по литературе в СШ № 24 особенно заметны недостатки, которые, к сожа лению, нам приходилось наблю дать в ряде школ. В основном они прежние. Подход к худо жественному произведению, как к сборнику различных све дений, конгломерату образов и идей Отношение к художе ственной литературе только как к источнику информации. Во многих ответах чувствуется неудержимое стремление «вы ложить» все, что знает деся тиклассник, скажем, о Мая ковском или Чернышевском, чему обычно сопутствует ком позиционный беспорядок. Ма ло обращается внимания на выразительность речи, оче видно, не только на уроках литературы, но и вообще в школе. Вот и слышишь туск лую, монотонную речь. Встре чались и в этом году классы, где почти никто из десятиклас сников ничего не мог про честь наизусть И даже не все прочитали «Войну и мир». Грустно слышать от выпускни ка: «Книгу не читал. Видел эк ранизацию произведения...» Пришлось наблюдать и за бвение истины, что литература неотделима от жизни. Выпуск ница рассказывает о «новых людях» в романе «Что де лать?», упоминает немало красноречивых деталей и, ко нечно, утыканный гвоздями матрац, на котором спал, за каляя волю, Рахметов. Но ни слова об исторических предпо сылках, исторической неиз бежности появления «новых людей». А без этого тускнеют, становятся не очень понятными их помыслы и дела. Многие ответы выпускников вызывали огорчение: не сумела школа влюбить их в литерату ру, не выработала у них эстети ческих критериев оценки произ ведений, не научила наслаж даться ими. ...«Что дало вам изучение литературы в вашем нравст венном воспитании?» — такой вопрос был предложен многим экзаменующимся. —Литература учит борьбе за счастье народа Учит не замыкаться в личном, учит жить с обществом и для обще ства, — сказала Татьяна Бори сова, выпускница средней шко лы № 3. —Книги учат нас быть смелы ми, честными, сильными, на стоящими гражданами, —ска зал Евгений Лавров — вы пускник средней школы № 1. — Без литературы невозмож но познать глубоко жизнь. Она учит меня мужеству и доброте. Литература, поэзия научили меня познавать пре красное, — так воспринимают значение литературы в своей жизни выпускницы средней школы № 24 Марина Бурцева и Елена Лисавкина. О НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР. Г в р О И НАШИ ЗНАТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ Социалистического Труда Автоматчица линии КБС-2 первого цеха элементного завода Александра Георгиевна Позднякова по праву носит почетное зва ние ударника коммунистического труда . Она постоянно добивает ся высоких показателей. И сейчас, участвуя в соревновании за успешное выполнение обязательств третьего года пятилетки, вы полняет сменную норму выработки на 115— 120 процентов. На снимке: передовая автоматчица цеха № 1 А. Г . Позднякова. Фото А . БО ЕВ А . 11||111111111М11111111111111111111111111111111111!11111111111111111!111!М1111111111111111М1|||1|| Н а л е т н е й э с т р а д е В книге «Сибиряки», вышед шей в свет в 1976 году в Крас ноярском книжном издательст ве, рассказывается о Герое Со циалистического Труда Г. В. Антипине Георгий Васильевич родился в 1911 году в Ельце в рабо чей семье. С ранних лет он узнал, что такое голод, разру ха, беспризорность. Ему уда лось окончить школу и посту пить разнорабочим в паровоз ное депо. Любознательного, смышле ного и настойчивого парня за метили. Сначала его взяли ко чегаром на паровоз, через некоторое время он стал по мощником машиниста. А с 1936 года Георгий начал само стоятельно водить грузовые поезда в Москву и Дебальцево. Работая машинистом, Антипин по почину лучших железнодо рожников страны боролся за то, чтобы водить полновесные составы, перевозить больше на роднохозяйственных грузов. То варищи уважали его за добро совестное отношение к делу, успешное выполнение произ водственных заданий. Не слу чайно в 1936 году коммуни сты приняли Георгия Василье вича в свои ряды. В конце 30-х—начале 40-х го дов в стране особенно остро ощущалась необходимость ос воения сибирских богатств. И Антипин едет в Красноярск, за несколько тысяч километров от родного дома, чтобы быть в гуще новых интересных собы тий, закалить свой характер на суровой сибирской земле Когда началась Великая Оте чественная война, Георгий Ва сильевич одним из первых ушел на защиту Родины. Был командиром отделения маши нистов бронепоезда. Сражался под Москвой и Ельцом... Отгремели орудийные залпы победного салюта. Антипин снова вернулся в Красноярск, стал работать машинистом. Много сил отдал восста новлению разрушенного народ ного хозяйства Георгий Ва сильевич. Он выступил инициа тором ряда ценных начинаний, которые получили широкое распространение на сибирских железных дорогах. А когда началась электрификация сталь ных магистралей, одним из первых стал водить мощный электровоз. За выдающиеся успехи, до стигнутые в развитии желез нодорожного транспорта в Си бири и Красноярском отделе нии дороги, в 1959 году Г. В. Антипин был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Самоотверженный труд Геор гий Васильевич совмещал с большой общественной рабо той. Он неоднократно избирал ся депутатом районного и Красноярского городского Со ветов народных депутатов, чле ном партийного бюро депо, бюро Октябрьского райкома КПСС. Несмотря на то, что сейчас Георгий Васильевич на заслу женном отдыхе, он продол жает принимать активное уча стие в общественной жизни, уделяет особое внимание во спитанию молодежи. А. БЕЛЬСКИЙ, г. Ачинск, Красноярского края, В городском парке показана эстрадно - игровая программа «Полет в космос». Перед зрителями выступили две команды под условным названием «Союз» и «Салют». Они состязались в ловкости, хорошей реакции, смекалке. Затем участники игры испол нили несколько песен о космо навтах. Подготовил и провел эту эст радно - игровую программу работник городского Дома культуры, лауреат Всероссий ского смотра кул ьторгани зато ров В. П. Вождаев. В ближайшие выходные дни на летней эстраде городского парка будет проведен еще ряд конкурсов, викторин и других развлекательно - игровых про грамм. Г. КОРНЕВА, заведующая автоклубом Дома культуры. ПИСЬМО В НОМЕР „Автобус идет вгараж" На конечную остановку, что расположена в районе совхо за «Солидарность», не спеша подходили люди. Вдали еще виднелся только что ушедший маршрутный автобус. Было это 7 июня в 20 часов 45 минут. Прошло двадцать, а затем три дцать минут с тех пор, как ушел автобус. Прошел час. Затем еще двадцать минут. И только через час три дцать минут к конечной оста новке подъехал автобус ЛПН 16—45. Все ожидающие поспе шили занять места. Водитель, дождавшись, когда «уплотнит ся» салон автобуса, объявил по микрофону: «Автобус идет в гараж!». Такие объявления в это ве чернее время очень часто слы шат пассажиры одиннадцатого маршрута- В чем дело? Все, говоря языком диспет чера пассажирской автоколон ны X : 1499 , обстоит просто. В это время у многих водите лей наступает перерыв. Пра вильно: закон есть закон. И водитель, у которого труд не из легких, должен перекусить, отдохнуть. А когда и как это лучше сделать—решать ад министрации автоколонны. Ре шать так, чтобы и водителю бы ло хорошо, и пассажиру. А пока на маршрутах неразбериха. Но вернемся к тому авто бусу ЛПН 1 6 - 4 5 . Он подъ ехал к гаражу автохозяйства, его водитель открыл двери. Десятки пассажиров вышли, а пустой автобус поехал..- в город. Водитель решил по обедать... дома. Живет он, кстати, в Мельничном пере улке, у автобусной останов ки баня X : 2. Бывают перерывы, пересмен ки у водителей автобусов, троллейбусов в городах Вороне же, Липецке, Москве, Киеве. Но там и в эти часы общест венный транспорт работает по графику, ритмично. У нас же в городе (заметьте) в часы пе ресмены, обеда водителя авто бус превращается в его личное такси и следует туда, где проживает шофер. Здесь хорошенько следует подумать руководителям. авто колонны, как сделать, что бы водитель мог отдохнуть не в ущерб пассажиру. При су ществующей системе контроля, нехватке автобусов проблему ритмичной работы транспорта не решить. Организация пересмен и от дыха водителей требует серьез ного решения. Ссылки на не хватку автобусов и плохие до роги— это лишь одна сторона дела. Пора, давно пора по-серь езному продумать организацию труда водителей, вплоть до таких вот «мелочей», как обе денный перерыв. А. ПАСТУХОВ, Н. ОБОРОТОВА, М. СМОРОДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz