Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 15 июня 1978 года ф 3 стр. ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА Закончились экзамены по литературе в 10-х классах. На- ; ступило время анализа и обоб­ щений: какие знания и убеж­ дения уносят выпускники с уроков литературы? Какую роль сыграло изучение лите­ ратуры в их нравственном, эс­ тетическом, идеологическом воспитании? Наиболее яркое воспомина­ ние осталось у инспекторов и методистов гороно от экзаме­ на в трех десятых классах средней школы № 24. Собранные, подтянутые юно­ ши и девушки с комсомоль­ скими значками на груди. Как хороши, красивы серьезные лица, освещенные чувством н мыслью! Первой отвечает Марина Бур­ цева. Она рассказывает о том, какую роль поэту и поэзии в жизни общества отводил Мая­ ковский. Глубина анализа, точ­ ность литературного языка, эмоциональность сочетают­ ся с прекрасным знанием ху­ дожественных текстов. Ее от­ вет на второй вопрос экзаме­ национного билета об «особен­ ном человеке» Рахметове в романе Чернышевского «Что делать?» свидетельствует о том, что девушка понимает; литература — неотделима от жизни общества. Ее ответ— гимн революционеру - про­ фессионалу. Марина любит современную поэзию и по просьбе экзаменаторов чита­ ет любимые стихи Симонова. Читает прекрасно. Ирина Булгакова, которой до­ стался вопрос о ленинской те­ ме в литературе 50—60 годов, назвала, проанализировала и сделала оценку едва ли не всем значительным произве­ дениям этого времени, посвя­ щенным вождю революции. Композиция ее ответа безуко­ ризненна, речь выразитель­ на. Безукоризнен и ответ вы­ пускницы Е. Лисавкиной, в рав­ ной степени отлично знающей ранние произведения Горько­ го и литературу второй поло­ вины 19 века. И она тоже с глубоким пониманием и чувст­ вом читает стихи «Синие гуса­ ры» Н. Асеева. Проходят перед экзаменаци­ онной комиссией и другие де­ сятиклассники школы, и мы испытываем наслаждение, слу­ шая их уверенные ответы, ко­ торые отличают высокая куль­ тура речи, проникновение в суть литературного явления, умение отобрать самое глав­ ное и убедительность аргу­ ментации в выводах и обоб­ щениях. Отлично сдают экзамен вы­ пускники 10 «б» класса! Смот­ рю классный журнал—более 80 процентов отличных и хоро­ ших годовых отметок. Лучшее доказательство того, что здесь любят и знают литературу. Как не сказать слова бла­ годарности учителю! Тамара Ивановна Бурцева любовь к литературе, увлечение поэзи­ ей передала своим питом­ цам, Поэтому в каждом экза­ менационном ответе — «по­ черк» учителя. Все до единого читают свои любимые стихи. Тут и Я Сме- ляков, и Е. Евтушенко, и А. Пуш­ кин, и П. Бровка, и А Межи- ров, и многие другие поэты. Несомненно, это результат по­ стоянного внимания учителя к эстетическому воспитанию, к воспитанию возвышенного по­ нимания любви, дружбы, дол­ га. Глубокое знание текстов больших прозаических произ­ ведений — свидетельство того, что учителю удалось воспи­ тать вдумчивых читателей, а это, как и поэзия, на всю жизнь. Тамара Ивановна благодаря высокой требовательности к выразительности речи сумела воспитать у своих учеников уважение к слову. А это не пу­ стяк. Ведь интонация в любой речи, а в поэтической особен­ но, неотделима от смысла. И результаты экзаменов говорят за себя: из 92 экзаменующих­ ся учеников Бурцевой—76 сдали на «хорошо» и «отлич­ но». Комиссия довольна. Усенко, Лисавкиной, Бурцевой, Родионо­ вой, Кузютичевой, Бирюковой дарятся книги с надписью «За лучший ответ на экзамене». На фоне успешных результа­ тов экзамена по литературе в СШ № 24 особенно заметны недостатки, которые, к сожа­ лению, нам приходилось наблю­ дать в ряде школ. В основном они прежние. Подход к худо­ жественному произведению, как к сборнику различных све­ дений, конгломерату образов и идей Отношение к художе­ ственной литературе только как к источнику информации. Во многих ответах чувствуется неудержимое стремление «вы­ ложить» все, что знает деся­ тиклассник, скажем, о Мая­ ковском или Чернышевском, чему обычно сопутствует ком­ позиционный беспорядок. Ма­ ло обращается внимания на выразительность речи, оче­ видно, не только на уроках литературы, но и вообще в школе. Вот и слышишь туск­ лую, монотонную речь. Встре­ чались и в этом году классы, где почти никто из десятиклас­ сников ничего не мог про­ честь наизусть И даже не все прочитали «Войну и мир». Грустно слышать от выпускни­ ка: «Книгу не читал. Видел эк­ ранизацию произведения...» Пришлось наблюдать и за­ бвение истины, что литература неотделима от жизни. Выпуск­ ница рассказывает о «новых людях» в романе «Что де­ лать?», упоминает немало красноречивых деталей и, ко­ нечно, утыканный гвоздями матрац, на котором спал, за­ каляя волю, Рахметов. Но ни слова об исторических предпо­ сылках, исторической неиз­ бежности появления «новых людей». А без этого тускнеют, становятся не очень понятными их помыслы и дела. Многие ответы выпускников вызывали огорчение: не сумела школа влюбить их в литерату­ ру, не выработала у них эстети­ ческих критериев оценки произ­ ведений, не научила наслаж­ даться ими. ...«Что дало вам изучение литературы в вашем нравст­ венном воспитании?» — такой вопрос был предложен многим экзаменующимся. —Литература учит борьбе за счастье народа Учит не замыкаться в личном, учит жить с обществом и для обще­ ства, — сказала Татьяна Бори­ сова, выпускница средней шко­ лы № 3. —Книги учат нас быть смелы­ ми, честными, сильными, на­ стоящими гражданами, —ска­ зал Евгений Лавров — вы­ пускник средней школы № 1. — Без литературы невозмож­ но познать глубоко жизнь. Она учит меня мужеству и доброте. Литература, поэзия научили меня познавать пре­ красное, — так воспринимают значение литературы в своей жизни выпускницы средней школы № 24 Марина Бурцева и Елена Лисавкина. О НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР. Г в р О И НАШИ ЗНАТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ Социалистического Труда Автоматчица линии КБС-2 первого цеха элементного завода Александра Георгиевна Позднякова по праву носит почетное зва­ ние ударника коммунистического труда . Она постоянно добивает­ ся высоких показателей. И сейчас, участвуя в соревновании за успешное выполнение обязательств третьего года пятилетки, вы­ полняет сменную норму выработки на 115— 120 процентов. На снимке: передовая автоматчица цеха № 1 А. Г . Позднякова. Фото А . БО ЕВ А . 11||111111111М11111111111111111111111111111111111!11111111111111111!111!М1111111111111111М1|||1|| Н а л е т н е й э с т р а д е В книге «Сибиряки», вышед­ шей в свет в 1976 году в Крас­ ноярском книжном издательст­ ве, рассказывается о Герое Со­ циалистического Труда Г. В. Антипине Георгий Васильевич родился в 1911 году в Ельце в рабо­ чей семье. С ранних лет он узнал, что такое голод, разру­ ха, беспризорность. Ему уда­ лось окончить школу и посту­ пить разнорабочим в паровоз­ ное депо. Любознательного, смышле­ ного и настойчивого парня за­ метили. Сначала его взяли ко­ чегаром на паровоз, через некоторое время он стал по­ мощником машиниста. А с 1936 года Георгий начал само­ стоятельно водить грузовые поезда в Москву и Дебальцево. Работая машинистом, Антипин по почину лучших железнодо­ рожников страны боролся за то, чтобы водить полновесные составы, перевозить больше на­ роднохозяйственных грузов. То­ варищи уважали его за добро­ совестное отношение к делу, успешное выполнение произ­ водственных заданий. Не слу­ чайно в 1936 году коммуни­ сты приняли Георгия Василье­ вича в свои ряды. В конце 30-х—начале 40-х го­ дов в стране особенно остро ощущалась необходимость ос­ воения сибирских богатств. И Антипин едет в Красноярск, за несколько тысяч километров от родного дома, чтобы быть в гуще новых интересных собы­ тий, закалить свой характер на суровой сибирской земле Когда началась Великая Оте­ чественная война, Георгий Ва­ сильевич одним из первых ушел на защиту Родины. Был командиром отделения маши­ нистов бронепоезда. Сражался под Москвой и Ельцом... Отгремели орудийные залпы победного салюта. Антипин снова вернулся в Красноярск, стал работать машинистом. Много сил отдал восста­ новлению разрушенного народ­ ного хозяйства Георгий Ва­ сильевич. Он выступил инициа­ тором ряда ценных начинаний, которые получили широкое распространение на сибирских железных дорогах. А когда началась электрификация сталь­ ных магистралей, одним из первых стал водить мощный электровоз. За выдающиеся успехи, до­ стигнутые в развитии желез­ нодорожного транспорта в Си­ бири и Красноярском отделе­ нии дороги, в 1959 году Г. В. Антипин был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Самоотверженный труд Геор­ гий Васильевич совмещал с большой общественной рабо­ той. Он неоднократно избирал­ ся депутатом районного и Красноярского городского Со­ ветов народных депутатов, чле­ ном партийного бюро депо, бюро Октябрьского райкома КПСС. Несмотря на то, что сейчас Георгий Васильевич на заслу­ женном отдыхе, он продол­ жает принимать активное уча­ стие в общественной жизни, уделяет особое внимание во­ спитанию молодежи. А. БЕЛЬСКИЙ, г. Ачинск, Красноярского края, В городском парке показана эстрадно - игровая программа «Полет в космос». Перед зрителями выступили две команды под условным названием «Союз» и «Салют». Они состязались в ловкости, хорошей реакции, смекалке. Затем участники игры испол­ нили несколько песен о космо­ навтах. Подготовил и провел эту эст­ радно - игровую программу работник городского Дома культуры, лауреат Всероссий­ ского смотра кул ьторгани зато­ ров В. П. Вождаев. В ближайшие выходные дни на летней эстраде городского парка будет проведен еще ряд конкурсов, викторин и других развлекательно - игровых про­ грамм. Г. КОРНЕВА, заведующая автоклубом Дома культуры. ПИСЬМО В НОМЕР „Автобус идет вгараж" На конечную остановку, что расположена в районе совхо­ за «Солидарность», не спеша подходили люди. Вдали еще виднелся только что ушедший маршрутный автобус. Было это 7 июня в 20 часов 45 минут. Прошло двадцать, а затем три­ дцать минут с тех пор, как ушел автобус. Прошел час. Затем еще двадцать минут. И только через час три­ дцать минут к конечной оста­ новке подъехал автобус ЛПН 16—45. Все ожидающие поспе­ шили занять места. Водитель, дождавшись, когда «уплотнит­ ся» салон автобуса, объявил по микрофону: «Автобус идет в гараж!». Такие объявления в это ве­ чернее время очень часто слы­ шат пассажиры одиннадцатого маршрута- В чем дело? Все, говоря языком диспет­ чера пассажирской автоколон­ ны X : 1499 , обстоит просто. В это время у многих водите­ лей наступает перерыв. Пра­ вильно: закон есть закон. И водитель, у которого труд не из легких, должен перекусить, отдохнуть. А когда и как это лучше сделать—решать ад­ министрации автоколонны. Ре­ шать так, чтобы и водителю бы­ ло хорошо, и пассажиру. А пока на маршрутах неразбериха. Но вернемся к тому авто­ бусу ЛПН 1 6 - 4 5 . Он подъ­ ехал к гаражу автохозяйства, его водитель открыл двери. Десятки пассажиров вышли, а пустой автобус поехал..- в город. Водитель решил по­ обедать... дома. Живет он, кстати, в Мельничном пере­ улке, у автобусной останов­ ки баня X : 2. Бывают перерывы, пересмен­ ки у водителей автобусов, троллейбусов в городах Вороне­ же, Липецке, Москве, Киеве. Но там и в эти часы общест­ венный транспорт работает по графику, ритмично. У нас же в городе (заметьте) в часы пе­ ресмены, обеда водителя авто­ бус превращается в его личное такси и следует туда, где проживает шофер. Здесь хорошенько следует подумать руководителям. авто­ колонны, как сделать, что­ бы водитель мог отдохнуть не в ущерб пассажиру. При су­ ществующей системе контроля, нехватке автобусов проблему ритмичной работы транспорта не решить. Организация пересмен и от­ дыха водителей требует серьез­ ного решения. Ссылки на не­ хватку автобусов и плохие до­ роги— это лишь одна сторона дела. Пора, давно пора по-серь­ езному продумать организацию труда водителей, вплоть до таких вот «мелочей», как обе­ денный перерыв. А. ПАСТУХОВ, Н. ОБОРОТОВА, М. СМОРОДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz