Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» # 2 июня 1978 года ф 3 стр. —А Д ет и . С е м ь я . О бщ е ст в ен н о ст ь . КАК ПРОРАСТАЕТ ЖЕСТОКОСТЬ В КИНОТЕАТРЕ перед сеан­ сом американского филь­ ма «Лихорадка на белой поло­ се» мальчишки-семиклассники, захлебываясь от восторга, пере­ сказывали его содержание друг другу . Они пришли по­ смотреть картину второй раз и сейчас, блестя глазами, ожив­ ленно жестикулируя, упива­ ются воспоминаниями о физи­ ческой ловкости гангстеров: «А он его ногой в лицо... Они его как бросят... А тот схватил же­ лезный прут да как даст по животу его жене...», идет опи­ сание драк, жестоких издева­ тельств. фильм рассказывает о страшной трагедии честного человека в бесчеловечном ка­ питалистическом обществе, но они этой трагедии не видят; до них не доходит социальный, антигуманный смысл происхо­ дящих на экране событий. Обращаясь к самому росло­ му и активному мальчику, го­ ворю: «Какое счастье, что мы с вами не живем в этом страш­ ном мире!». «А я хотел бы там пожить! —азартно восклицает он. — Там надо быть ловким, сме­ лым, сильным». Продолжаю до­ пытываться: «А если бы это твою сестру бандит ударил железной палкой по животу?» Мальчик на секунду задумыва­ ется потом, хотя уже и без прежнего азарта, заявляет: «Зато я бы стал мстить!». ...Задумываясь о том. отку­ да у некоторых подростков жестокость, вспоминаешь мно­ гие ее приметы. Вот велико­ возрастный парень стреляет во дворе из рогатки воробья и, подобрав его, раскручивает за ножки, как пращу. Вот ребята —ученики 23-й средней шко­ лы,—наловив карасей в пруду у многострадальной березо­ вой рощи, пускают в их от­ крытые рты папиросный дым. А рядом засыхают березы, изрубленные топором или ошкуренные до древесины. Учащиеся СШ №№ 12, 21, 22, ПТУ №№ 2, 4, 15 угоняют кол­ хозных лошадей и мучают их... Случаи редкие? Среди мас­ сы хороших ребят с их ре­ бячьими интересами, книгами, пионерскими и комсомольски­ ми делами, спортом — дейст­ вительно редкие и исключи­ тельные. И тем более тревож­ ные. Они заставляют задумать­ ся, все ли мы делаем для того, чтобы и эти исключительные проявления жестокости не имели места. Почему мама не останавли­ вает своего малыша, который забрался в цветник в обще­ ственном саду, топчет цве^ы, ловя бабочку, а потом отрыва­ ет ей крылышки? Почему клас­ сный руководитель не учит своих питомцев культуре об­ щения с природой, любов­ ному отношению живому. Почему семья и школа не раскрывают смысл кинофиль­ мов, укользающий от под­ ростков, чтобы жестокость на экране вызывала протест, что­ бы просыпалось в детях со­ страдание правому и слабому? Чтобы не восхищались они оскалом подлости и зверства? Постоянно предъявляя экра­ ну претензии, делая его ответ­ ственным за поведение и нрав­ ственное сознание наших детей, мы редко пытаемся разобрать­ ся; а где же наше место и на­ ша ответственность? «Добрые чувства должны уходить свои­ ми корнями в детство, а чело­ вечность, доброта, ласка, до­ брожелательность рождаются в труде , заботах, волнениях о красоте окружающего мира»,— утверждает В. А. Сухомлинский. Да, добрые чувства одними поучениями не воспитаешь. Раз­ ве не слышали те ребята, что сломали десятилетнюю краса­ вицу липу, что к деревьям надо относиться бережно? Слы­ шали. В добрых поступках че­ ловека надо упражнять с са­ мого детства, как упражняют его в правилах правописания или личной гигиены. Посадил школьник дерево —выходи его. Заложил опыты на грядке, по­ кажи осенью результат — что на них выросло. Отмечает шко­ ла День птиц — сделай к этому дню скворечник. Пришел на очередной сбор отряда — помни: с тебя спро­ сят, какие добрые поступки ты совершил за это время? Кому помог? Если в классе много говорят о доброте, а хороших поступ­ ков нет, значит, в воспитании уже не «пробел», а «провал». Несомненно и то, что жесто­ кое отношение взрослых к бессловесным «братьям на­ шим меньшим» — четвероно­ гим, пернатым — воспитывает у детей тоже жестокость, а в конечном счете бессердечное отношение и к человеку. Н. К. Крупская предостерега­ ла, что жестокость к живой при­ роде пробуждает в детях низ­ менные чувства. Огромная от­ ветственность здесь ложится на школу, которая всей системой обучения и воспитания должна формировать у детей культуру чувств. Нельзя, чтобы маль­ чишка, изобличенный в жес­ токосердии, мог рассчитывать легко получить аттестат зрело­ сти—среднего образования. ...В одном из детских садов я задала вопрос детям подгото­ вительной группы: «Какими бы людьми вы хотели стать?» Все дружно ответили: сильными, храбрыми, смелыми, умными. Никто не хотел стать добрым! Может быт», над этим надо за­ думаться? О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР . Вместо доргои— полоса препятствий Скоро исполнится год после того, как были начаты работы по благоустройству участка улицы Разина (от центрального рынка до улицы Маяковско­ го) и улицы Маяковского (от улицы Разина до улицы 9 Де­ кабря). Жители нашего квар­ тала были свидетелями, как сначала здесь было обилие различной техники: бульдозе­ ры, экскаваторы. Ну, думаем, теперь дело пойдет на лад. Проходили дни, а машины с места не трогались. Те, кто должен был ими управлять, только и знали, что просижива­ ли с утра до вечера в будке. Оттуда неслись смех, бранные слова и пьяные голоса. Видимо, о благоустройстве эти люди совсем не болели душой. Простаивали механизмы, си­ дели люди, работали двигатели, «пожирая» горючее. Было мно­ го шума, а улицы Разина и Маяковского не менялись. И, странное дело, в течение дол­ гого времени никто не про­ верил, не проконтролировал, чем заняты люди. Как и прежде, по этим улицам ни пройти, ни проехать. После дождей грязь по колено, ноги не вытащить из глины. Неболь­ шой участок стал своеобраз­ ной полосой препятствия для жителей северной части горо­ да. Ежедневно ее пытаются преодолевать женщины с деть­ ми, с детскими колясками, ста­ рики, люди, идущие на работу. Сотни горожан страдают из- за чьей-то бесхозяйственности, головотяпства, равнодушия. Когда же завершится эта «ве­ ликая стройка»? Г. НЕЧАЕВ, ул . Северная. 9. С о в е т д е й с т в у е т На заводе «Эльта» постоянно действует технике - экономи­ ческий совет. В его составе— главные специалисты предпри­ ятия, руководители экономи­ ческих служб, начальники крупных цехов. Председатель совета — директор завода В. И. Локотунин. В этом году на заседаниях совета рас­ сматривались ход выполне­ ния планов капитального строи­ тельства, социального развития коллектива, состояние эконо­ мической учебы в цехах. Наступили школьные кани­ кулы По традиции горком ВЛКСМ и городской спорт­ комитет проводят соревнова­ ния юных футболистов на приз клуба «Кожаный мяч». Турнир этот посвящен 60- летию ВЛКСМ. В этом году соревнования будут проведены по четырем возрастным группам. В ближайшее время намече­ но заслушать отчеты специали­ стов о путях повышения коэф­ фициента сменности оборудо­ вания, о качестве. Совет, рассматривая те или иные вопросы, кроме оценки работы отчитывающегося ру­ ководителя, намечает конкрет­ ные предложения по устране­ нию недостатков, по ускоре­ нию выполнения намеченных мероприятий, что способствует повышению эффективности производства. П. СОБОЛЕВ, начальник планово- экономического отдела. К участию в турнире допу­ скаются: по детской группе мальчики 1968-69 годов рож­ дения; по младшей— 19«*'-68 г.г.; по средней — 1965 66 г .г.; по старшей 1963-64 г.г. рождения. В соревнованиях по детской группе участвуют команды ЖЭКов, домоуправлений, отря­ дов пионерских лагерей, клас­ сов и школ. В состязаниях по младшей и средней группам участвуют команды, организованные по На этом снимке вы видите одну из технологических линий табачной фабрики. Здесь изго­ товляются папиросы «Беломор­ канал» и «Любительские». Обслу­ живает линию бригада, возглав­ ляемая В . И. Авдеевым. В кол­ лективе хорошо организовано соревнование за повышение эф­ фективности и качества работы. Все имеют индивидуальные со­ циалистические обязательства, настойчиво борются за их вы­ полнение. Не случайно бригада ежемесячно занимает на фабри­ ке одно из ведущих мест. Ее сменная выработка составляет 115— 120 процентов. Фото В. Д У Р Н Е В А . месту жительства из ребят, про­ живающих на территории од­ ного домоуправления, ЖЭКа, ЖКК, не имеющих деления на домоуправления. В старшей группе участвуют команды, организованные из учащихся одной школы. Городские соревнования нач­ нутся 7 июня. Команды - по­ бедительницы будут награждены кубками горкома ВЛКСМ, а На приз клуба «Кожаный мяч» Н о в о с т и х с у л ъ т у р ы В КЛУБЕ к н и г о л ю б о в В городской библиотеке им. М. Горького состоялось органи­ зационное заседание клуба любителей книги. Присутство­ вали работники завода «Эль­ та» А. В. Дмитриев и М. Ю. Фролов, пенсионерка М. А. Ильина и другие активисты. Участники заседания избрали новый состав совета клуба, да­ ли ему наказ широко вести ра­ боту по пропаганде литерату­ ры. Был обсужден ряд меро­ приятий на нынешний год. В частности, намечено проведе­ ние литературных вечеров, об­ зоров, книжных выставок и базаров. Было поддержано предложение об устройстве вы­ ставки экслибрисов. Г. КОСЯКОВ, секретарь городского общества книголюбов. КОНЦЕРТ ДАЮТ ПЕРВОКЛАССНИКИ Учащиеся 1-го «в» класса средней школы № 21 выступи­ ли с концертом на родитель­ ском собрании, посвященном завершению учебного года. Вместе со своей первой учи­ тельницей Клавдией Николаев­ ной Леньшиной они подготови­ ли немало интересных номе­ ров о лете, дружбе, предстоя­ щих каникулах. Были исполнены хором и соли­ стами песни «Звенит звонок ве­ селый», «Чибис», «Чебурашка», «Голубой вагон» и другие, та­ нец «Во поле береза стояла», стихи. А Люба Меркулова, На­ таша Бородина, Олег Назаренко и Оля Щедрина задорно спели частушки. Активное участие в концерте приняли также Ната­ ша Козлова, Лена Ломунова и другие первоклассники. Н. АНДРЕЕВА. ЭКСКУРСИЯ В ВОРОНЕЖ Студенты четвертого курса физике - математического фа­ культета педагогического инсти­ тута совершили на автобусе экс­ курсионную поездку в город Воронеж. Они побывали на экскаватор­ ном заводе имени Коминтер­ на—одном из крупнейших промышленных предприятий города, ознакомились с орга­ низацией производства. А по­ смотреть здесь было что. На заводе высок уровень механи­ зации и автоматизации. Про­ дукция предприятия постав­ ляется в 50 стран мира. Кро­ ме того, им выпускается боль­ шое количество товаров шир­ потреба. Состоялась поездка по горо­ ду . Студенты ознакомились с архитектурными памятниками, побывали в цирке, где в этот день выступали московские артисты. Поездка в Воронеж была ор­ ганизована преподавателем ка­ федры физики пединститута И, И. СафоноЕ 1 /ч- и экскурсион­ ным бюро. Л. ЧЕПУРИНА, студентка пединститута. лучшие игроки — памятными призами. Победители городского пер­ венства и областного зональ­ ного будут допущены к обла стным финальным соревнова­ ниям, которые пройдут 5—9 июля. Жеребьевка городских сорев­ нований состоится 5 июня в 16 часов в горкоме ВЛКСМ. И КОЛОДКО, второй секретарь ГК ВЛКСМ, редактор внештатной молодежной редакции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz