Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» # 18 мая 1978 года ф 2 стр 11 а / Н ОЦ 0 0 0 1 НЮ 1 Й - ? - к « н т 1 » ц и » Городской комитет НК рассмотрел на своем заседании ряд вопросов о деятельности групп народного контроля предприятий и организации города. Некоторые из них, несомненно, пред ставляют интерес для широкого круга читателем. Полнее использовать права На заводах «Гидропривод», тракторных гидроагрегатов, машиностроительном продела на определенная работа по со кращению расходования чер ных металлов как того тре бует постановление ЦК КПСС «Об организаторской и поли тической работе Челябинско го обкома партии по эконо мии черных металлов на пред приятиях и стройках области в свете решений XXV съезда КПСС». В прошедшем году на заводе тракторных гидроагрегатов бы ло сбережено 350 тонн черных металлов, что составляет почти трехдневную потребность пред приятия. Здесь проведен кон курс на лучшее рационализа торское предложение по эко номии металла. Больше 50 предложений внедрено. Об щий экономический эффект со ставил 180 тысяч рублей. На предприятии нашла пропис ку прогрессивная технология холодного выдавливания кор пусов гидроцилиндров в по движных матрицах, что позво лило значительно снизить вес многих получаемых заготовок. За счет усовершенствования тех нологического процесса уда лось сэкономить 100 тонн ме талла. Выступила в поход за эко номию и бережливость и груп па народного контроля завода тракторных гидроагрегатов. В конце прошлого года она пред ставила материал в городской комитет НК, в котором говори лось, что в первом цехе брако ванные детали выбрасываются вместе со стружкой, работники отдела технического контроля не составляют актов на брако ванную продукцию, В резуль тате был допущен перерасход металла на сумму более двух тысяч рублей. По сигналу дозорных бы ли приняты меры. С виновных — начальника первого цеха В. А . Неделина и мастера Б. П. Оськина — произведен де нежный начет в размере полу месячного оклада. За счет улучшения раскроя сортового проката для насо сов и проведения некоторых организационно - технических мероприятий на заводе «Ги дропривод» расход металла снижен на 3 процента по срав нению с плановым. Здесь сэкономлено 110 тонн ценного сырья. 64 тонны черных ме таллов удалось сберечь на м а шиностроительном заводе. Однако группы НК этих пред приятий еще не в полной ме ре используют предоставлен ное им право контроля. На за водах «Гидропривод» и маши ностроительном часто для про изводства заготовок использу ют трубы большего диаметра, чем того требует необходи мость, встречаются другие факты бесхозяйственности. Со всеми этими недостатками долж ны бороться народные контро леры. Сократить простои На ряде предприятий города продолжают оставаться вы сокими пгуг.ри вагонов. Осо бенно это относится к горно- обогатительному руднику и эле ментному заводу. На протяжении нескольких лет на горно-обогатительном руднике не решается вопрос об удлинении железнодорож ных путей. В зимнее время здесь накапливается много мытого щебня, который смер зается. Это затрудняет погруз ку, увеличивает простои ва гонов. В январе и феврале нынеш него года ухудшилась работа транспортного цеха элементно го завода. При норме простоя вагона 2,3 часа он достиг 23,4 часа. Городской комитет НК обя зал директора рудника А. И. Проскурякова и начальника транспортного цеха элемент ного завода Б. В. Меренко- ва принять необходимые меры по сокращению простоя ваго нов. Учитывая, что в послед нее время положение замет но улучшилось, ограничился обсуждением этих товарищей на комитете, предупредив, что, если подобные факты повторят ся, к ним будут приняты бо лее строгие меры. Председателям групп НК предложено уделить боль ше внимания работе транс портных цехов предприятий, активизировать работу групп и постов в борьбе за сокращение простоя вагонов под погруз кой и разгрузкой. Накоплен богатый опыт В педагогическом институте группа НК состоит из 12 чело век. Создано два сектора: сек тор учебно-воспитательной ра боты и материально-финансово го обеспечения педагогическо го процесса и сектор студен тов, преподавателей и сотруд ников учебного заведения. 8 каждый входят по 5—6 человек. Группа народного контроля составляет перспективный план, который рассматривает и утвер ждает, партийное бюро. На его основе намечаются мероприя тия на каждый квартал, В планах работы группы на ходят место такие вопросы, как контроль за выполнением пла на приема и выпуска специали стов, обеспечение оборудовани ем лабораторий факультетов, работа столовой в корпусе № 2, правильность назначения сти пендий, и другие. Особенное внимание уделяется работе хо зяйственной части института. В 1977 году проведено 16 проверок и рейдов. Результа ты их оформляются актами или справками. Проконтролирова ны, в частности, выполнение плана научно-исследователь ской работы института, органи зация самостоятельной работы студентов на кафедре марксиз ма-ленинизма, состояние учеб ной и трудовой дисциплины на факультете педагогики и ме тодики начального обучения, ход строительства общежития института. Во многих рейдах участвуют, представители об щественности: члены партий ного бюро_ комитета ВЛКСМ, месткома. Гласность работы дозорных осуществляется с помощью двух стендов «Народный конт роль действует». По результатам проверок из дано два приказа ректора: «О рациональном использовании электроэнергии в институте» и «Состояние учебной и трудо вой дисциплины на факультете педагогики и методики началь ного обучения». Главное в работе народных контролеров — действенность всех проводимых мероприятий. Благодаря их настойчивым пред ложениям, в частности, была произведена побелка котельных в двух учебных корпусах и об щежитии, утеплены двери, про изведен ремонт пристройки во втором корпусе, приобретена недостающая мебель. На мечено провести ряд других мероприятий. Одобрив деятельность груп пы народного контроля пед института, городской комитет НК рекомендовал распростра нить богатый опыт работы сре ди дозорных учреждений куль туры, здравоохранения и учеб ных заведений. Учеба помогает Группа НК вагонного депо со стоит из 62 человек. 46 из них заняты различными формами учебы. Школу основ марксиз ма-ленинизма посещают три человека, школу комтруда —23, в системе комсомольской уче бы занимается 20 человек. В конце 1977 — начале 1978 года для народных контроле ров были прочитаны такие лекции: «XXV съезд КПСС — новый исторический рубеж в развитии советского общест ва», «Новая Конституция об органах народного контроля в СССР» , «О ленинских принци пах контроля» и другие. В цеховых группах НК были проведены занятия по изуче нию Положения народного контроля в СССР , о порядке проведения проверок, рейдов, их реализации и т. п. Учеба дозорных явилась од ним из важных условий успеш ного выполнения задач, сто ящих перед группами в борьбе за выполнение производствен ного плана, использование ре зервов, усиление режима эко номии, сокращение потерь ра бочего времени, повышение качества ремонтных работ. Рейды й проверки народных контролеров способствовали тому, что коллектив вагонного депо перевыполнил в прошед шем году плановые задания по ремонту вагонов. пропуску грузовых и пассажирских ва гонов, производительности тру да и другим показателям. В 1977 году на предприятии внедрено 92 рационализатор ских предложения с общим экономическим эффектом 55.1 тысячи рублей, В числе нова торов ■— народные контроле ры М. И. Коннов, К. П. Бара нов, В. П. Шаповалов, Г. Е. Суш- ков и другие. «Все профессии нужны, все профессии важны» — эти слова из известного стихотворе ния можно с успехом отнести к первому цеху элементного завода. Посудите сами, здесь трудятся автоматчицы, сборщи цы, прессовщицы, паяльщицы, оклейщицы, рабочие других спе циальностей. Цель у них одна— выпустить больше продукции высокого качества. И добиться этого можно лишь при условии, что каждая работница будет добросовестно относиться к де лу , уважать труд товарищей. Успешно работает в первые месяцы этого года укладчица агломератов ударник комму нистического труда Ольга Се меновна Родионова. Она и преж де перевыполняла сменные зада ния, но в апреле ей удалось до биться рекордной выработки — уложить агломератов в 1,5 раза больше намеченного плана. НА С Н И М К Е : О. С. Родио нова за работой. Фого А. БО ЕВА . Н. Г. Чернышевский- педагог К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В жизни и творчестве велико го русского мыслителя и рево люционера Николая Гаврило вича Чернышевского вопросы воспитания нового человека за нимают выдающееся место. После окончания Петербург ского университета два года работал учителем словесности гимназии в Саратова. Здесь он был властителем дум лучшей части гимназистов. «Я делаю здесь такие вещи, которые пах нут каторгой...»,—писал Черны шевский невесте. В своей научной и литератур ной деятельности ученый раз работал революционно-демок ратическую педагогическую си стему — вершину домарксист ской педагогической мысли. Педагогические взгляды Чер нышевского нахосятся в нераз рывной связи с его фило софскими и политическими воз зрениями. Молодое поколение, по его мнению, есть полный наследник того богатства, кото рое создано предыдущими поколениями. Целью воспитания он счи тал воспитание человека—бор ца, революционера. «Лучше не развиваться человеку,—читаем у Чернышевского,— нежели раз виваться без влияния мысли об общественных делах». Необ ходимо воспитывать человека— общественного деятеля, высо коидейного, всесторонне раз витого. Этот идеал дан в обра зе Рахметова в романе «Что делать?». Тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья нет». Развитого человека личный ин терес толкает на акты благо родного самопожертвования, он свободно, без всякой мыс ли о долге, жертве и воздаянии делает все, что нужно для торжества им избранного иде ала. Чернышевский понимал, что революционерам России предстоят величайшие жертвы. Главная жизненная потреб ность — труд. Кто не способен трудиться, тот не способен к на стоящей жизни. В будущем обществе все будут грудиться, ибо труд оказывает благотвор ное влияние на человека. Человек должен приносить максимум пользы обществу. Но этого можно достичь, если он образован, воспитан, здоров. Педагог пишет: «Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного вос питания, дурного ли общества, в котором с младенчества на ходится, или от ужасающей необходимости быть злодеем или негодяем, или умереть с голоду». Чернышевский боролся за ко ренное преобразование про свещения в России, чтобы сде лать последнее доступным для всех слоев населения, «Об разованным человеком назы вается тот, — писал он, — кто приобрел много знаний и, кро ме того, привык быстро и вер но соображать, что хорошо и , что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык мыслить, и, наконец, у кого понятия и чувства полу чили благородное и возвышен ное направление, т. е. приоб рели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходи мы, чтобы человек был образо ванным в полном смысле этого слова». Писатель осуждал ложь, ли цемерие, подхалимство. Он вос хищался способностью Добро любова резать правду-матку всегда, при всяких условиях, у не взирая на лица. «Будь честен, и все будет отлично, когда все честны, всем легко Жить на свете»—сказано в романе «Что делать?». Ученый отвергал дог матическое преподавание: «Ес ли наши дети хотят быть в са мом деле образованными, они должны приобретать образо вание самостоятельными зна ниями». Чернышевский высоко ценил педагогические взгляды Ради щева, Белинского, Герцена, Пирогова, Л. Толстого. Влияние творчества и лично го примера Чернышевского огромно. Прав был А. В. Лу начарский, когда писал: «Раз ве в русской литературе есть положительный тип более гран диозных размеров, чем Рахме тов? Разве Рахметов не живет такой же жизнью как Чацкий, Печорин и т. д. Разве их всех не заставляет посторониться в сознании революционной части читателей огромная и последовательная фигура Рах метова?» Можно увидеть чер ты, общие с Рахметовым, у та ких выдающихся революцио неров, как Бауман, Бабушкин, Свердлов, Димитров и др. В. И. Ленин считал Чернышев ского не только великим уче ным, мыслителем, но и круп ным художником. Он говорил: «Вот это настоящая литерату ра, которая учит, ведет, вдох новляет! Я роман «Что делать?» перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые вол нующие мысли». А. СВЯТКИН, заведующий кафедрой педагогики и психологии пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz