Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» # 18 мая 1978 года ф 2 стр 11 а / Н ОЦ 0 0 0 1 НЮ 1 Й - ? - к « н т 1 » ц и » Городской комитет НК рассмотрел на своем заседании ряд вопросов о деятельности групп народного контроля предприятий и организации города. Некоторые из них, несомненно, пред­ ставляют интерес для широкого круга читателем. Полнее использовать права На заводах «Гидропривод», тракторных гидроагрегатов, машиностроительном продела­ на определенная работа по со­ кращению расходования чер­ ных металлов как того тре­ бует постановление ЦК КПСС «Об организаторской и поли­ тической работе Челябинско­ го обкома партии по эконо­ мии черных металлов на пред­ приятиях и стройках области в свете решений XXV съезда КПСС». В прошедшем году на заводе тракторных гидроагрегатов бы­ ло сбережено 350 тонн черных металлов, что составляет почти трехдневную потребность пред­ приятия. Здесь проведен кон­ курс на лучшее рационализа­ торское предложение по эко­ номии металла. Больше 50 предложений внедрено. Об­ щий экономический эффект со­ ставил 180 тысяч рублей. На предприятии нашла пропис­ ку прогрессивная технология холодного выдавливания кор­ пусов гидроцилиндров в по­ движных матрицах, что позво­ лило значительно снизить вес многих получаемых заготовок. За счет усовершенствования тех­ нологического процесса уда­ лось сэкономить 100 тонн ме­ талла. Выступила в поход за эко­ номию и бережливость и груп­ па народного контроля завода тракторных гидроагрегатов. В конце прошлого года она пред­ ставила материал в городской комитет НК, в котором говори­ лось, что в первом цехе брако­ ванные детали выбрасываются вместе со стружкой, работники отдела технического контроля не составляют актов на брако­ ванную продукцию, В резуль­ тате был допущен перерасход металла на сумму более двух тысяч рублей. По сигналу дозорных бы­ ли приняты меры. С виновных — начальника первого цеха В. А . Неделина и мастера Б. П. Оськина — произведен де­ нежный начет в размере полу­ месячного оклада. За счет улучшения раскроя сортового проката для насо­ сов и проведения некоторых организационно - технических мероприятий на заводе «Ги­ дропривод» расход металла снижен на 3 процента по срав­ нению с плановым. Здесь сэкономлено 110 тонн ценного сырья. 64 тонны черных ме­ таллов удалось сберечь на м а ­ шиностроительном заводе. Однако группы НК этих пред­ приятий еще не в полной ме­ ре используют предоставлен­ ное им право контроля. На за­ водах «Гидропривод» и маши­ ностроительном часто для про­ изводства заготовок использу­ ют трубы большего диаметра, чем того требует необходи­ мость, встречаются другие факты бесхозяйственности. Со всеми этими недостатками долж­ ны бороться народные контро­ леры. Сократить простои На ряде предприятий города продолжают оставаться вы­ сокими пгуг.ри вагонов. Осо­ бенно это относится к горно- обогатительному руднику и эле­ ментному заводу. На протяжении нескольких лет на горно-обогатительном руднике не решается вопрос об удлинении железнодорож­ ных путей. В зимнее время здесь накапливается много мытого щебня, который смер­ зается. Это затрудняет погруз­ ку, увеличивает простои ва­ гонов. В январе и феврале нынеш­ него года ухудшилась работа транспортного цеха элементно­ го завода. При норме простоя вагона 2,3 часа он достиг 23,4 часа. Городской комитет НК обя­ зал директора рудника А. И. Проскурякова и начальника транспортного цеха элемент­ ного завода Б. В. Меренко- ва принять необходимые меры по сокращению простоя ваго­ нов. Учитывая, что в послед­ нее время положение замет­ но улучшилось, ограничился обсуждением этих товарищей на комитете, предупредив, что, если подобные факты повторят­ ся, к ним будут приняты бо­ лее строгие меры. Председателям групп НК предложено уделить боль­ ше внимания работе транс­ портных цехов предприятий, активизировать работу групп и постов в борьбе за сокращение простоя вагонов под погруз­ кой и разгрузкой. Накоплен богатый опыт В педагогическом институте группа НК состоит из 12 чело­ век. Создано два сектора: сек­ тор учебно-воспитательной ра­ боты и материально-финансово­ го обеспечения педагогическо­ го процесса и сектор студен­ тов, преподавателей и сотруд­ ников учебного заведения. 8 каждый входят по 5—6 человек. Группа народного контроля составляет перспективный план, который рассматривает и утвер­ ждает, партийное бюро. На его основе намечаются мероприя­ тия на каждый квартал, В планах работы группы на­ ходят место такие вопросы, как контроль за выполнением пла­ на приема и выпуска специали­ стов, обеспечение оборудовани­ ем лабораторий факультетов, работа столовой в корпусе № 2, правильность назначения сти­ пендий, и другие. Особенное внимание уделяется работе хо­ зяйственной части института. В 1977 году проведено 16 проверок и рейдов. Результа­ ты их оформляются актами или справками. Проконтролирова­ ны, в частности, выполнение плана научно-исследователь­ ской работы института, органи­ зация самостоятельной работы студентов на кафедре марксиз­ ма-ленинизма, состояние учеб­ ной и трудовой дисциплины на факультете педагогики и ме­ тодики начального обучения, ход строительства общежития института. Во многих рейдах участвуют, представители об­ щественности: члены партий­ ного бюро_ комитета ВЛКСМ, месткома. Гласность работы дозорных осуществляется с помощью двух стендов «Народный конт­ роль действует». По результатам проверок из­ дано два приказа ректора: «О рациональном использовании электроэнергии в институте» и «Состояние учебной и трудо­ вой дисциплины на факультете педагогики и методики началь­ ного обучения». Главное в работе народных контролеров — действенность всех проводимых мероприятий. Благодаря их настойчивым пред­ ложениям, в частности, была произведена побелка котельных в двух учебных корпусах и об­ щежитии, утеплены двери, про­ изведен ремонт пристройки во втором корпусе, приобретена недостающая мебель. На­ мечено провести ряд других мероприятий. Одобрив деятельность груп­ пы народного контроля пед­ института, городской комитет НК рекомендовал распростра­ нить богатый опыт работы сре­ ди дозорных учреждений куль­ туры, здравоохранения и учеб­ ных заведений. Учеба помогает Группа НК вагонного депо со­ стоит из 62 человек. 46 из них заняты различными формами учебы. Школу основ марксиз­ ма-ленинизма посещают три человека, школу комтруда —23, в системе комсомольской уче­ бы занимается 20 человек. В конце 1977 — начале 1978 года для народных контроле­ ров были прочитаны такие лекции: «XXV съезд КПСС — новый исторический рубеж в развитии советского общест­ ва», «Новая Конституция об органах народного контроля в СССР» , «О ленинских принци­ пах контроля» и другие. В цеховых группах НК были проведены занятия по изуче­ нию Положения народного контроля в СССР , о порядке проведения проверок, рейдов, их реализации и т. п. Учеба дозорных явилась од­ ним из важных условий успеш­ ного выполнения задач, сто­ ящих перед группами в борьбе за выполнение производствен­ ного плана, использование ре­ зервов, усиление режима эко­ номии, сокращение потерь ра­ бочего времени, повышение качества ремонтных работ. Рейды й проверки народных контролеров способствовали тому, что коллектив вагонного депо перевыполнил в прошед­ шем году плановые задания по ремонту вагонов. пропуску грузовых и пассажирских ва­ гонов, производительности тру­ да и другим показателям. В 1977 году на предприятии внедрено 92 рационализатор­ ских предложения с общим экономическим эффектом 55.1 тысячи рублей, В числе нова­ торов ■— народные контроле­ ры М. И. Коннов, К. П. Бара­ нов, В. П. Шаповалов, Г. Е. Суш- ков и другие. «Все профессии нужны, все профессии важны» — эти слова из известного стихотворе­ ния можно с успехом отнести к первому цеху элементного завода. Посудите сами, здесь трудятся автоматчицы, сборщи­ цы, прессовщицы, паяльщицы, оклейщицы, рабочие других спе­ циальностей. Цель у них одна— выпустить больше продукции высокого качества. И добиться этого можно лишь при условии, что каждая работница будет добросовестно относиться к де­ лу , уважать труд товарищей. Успешно работает в первые месяцы этого года укладчица агломератов ударник комму­ нистического труда Ольга Се­ меновна Родионова. Она и преж­ де перевыполняла сменные зада­ ния, но в апреле ей удалось до­ биться рекордной выработки — уложить агломератов в 1,5 раза больше намеченного плана. НА С Н И М К Е : О. С. Родио­ нова за работой. Фого А. БО ЕВА . Н. Г. Чернышевский- педагог К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В жизни и творчестве велико­ го русского мыслителя и рево­ люционера Николая Гаврило­ вича Чернышевского вопросы воспитания нового человека за­ нимают выдающееся место. После окончания Петербург­ ского университета два года работал учителем словесности гимназии в Саратова. Здесь он был властителем дум лучшей части гимназистов. «Я делаю здесь такие вещи, которые пах­ нут каторгой...»,—писал Черны­ шевский невесте. В своей научной и литератур­ ной деятельности ученый раз­ работал революционно-демок­ ратическую педагогическую си­ стему — вершину домарксист­ ской педагогической мысли. Педагогические взгляды Чер­ нышевского нахосятся в нераз­ рывной связи с его фило­ софскими и политическими воз­ зрениями. Молодое поколение, по его мнению, есть полный наследник того богатства, кото­ рое создано предыдущими поколениями. Целью воспитания он счи­ тал воспитание человека—бор­ ца, революционера. «Лучше не развиваться человеку,—читаем у Чернышевского,— нежели раз­ виваться без влияния мысли об общественных делах». Необ­ ходимо воспитывать человека— общественного деятеля, высо­ коидейного, всесторонне раз­ витого. Этот идеал дан в обра­ зе Рахметова в романе «Что делать?». Тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья нет». Развитого человека личный ин­ терес толкает на акты благо­ родного самопожертвования, он свободно, без всякой мыс­ ли о долге, жертве и воздаянии делает все, что нужно для торжества им избранного иде­ ала. Чернышевский понимал, что революционерам России предстоят величайшие жертвы. Главная жизненная потреб­ ность — труд. Кто не способен трудиться, тот не способен к на­ стоящей жизни. В будущем обществе все будут грудиться, ибо труд оказывает благотвор­ ное влияние на человека. Человек должен приносить максимум пользы обществу. Но этого можно достичь, если он образован, воспитан, здоров. Педагог пишет: «Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного вос­ питания, дурного ли общества, в котором с младенчества на­ ходится, или от ужасающей необходимости быть злодеем или негодяем, или умереть с голоду». Чернышевский боролся за ко­ ренное преобразование про­ свещения в России, чтобы сде­ лать последнее доступным для всех слоев населения, «Об­ разованным человеком назы­ вается тот, — писал он, — кто приобрел много знаний и, кро­ ме того, привык быстро и вер­ но соображать, что хорошо и , что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык мыслить, и, наконец, у кого понятия и чувства полу­ чили благородное и возвышен­ ное направление, т. е. приоб­ рели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходи­ мы, чтобы человек был образо­ ванным в полном смысле этого слова». Писатель осуждал ложь, ли­ цемерие, подхалимство. Он вос­ хищался способностью Добро­ любова резать правду-матку всегда, при всяких условиях, у не взирая на лица. «Будь честен, и все будет отлично, когда все честны, всем легко Жить на свете»—сказано в романе «Что делать?». Ученый отвергал дог­ матическое преподавание: «Ес­ ли наши дети хотят быть в са­ мом деле образованными, они должны приобретать образо­ вание самостоятельными зна­ ниями». Чернышевский высоко ценил педагогические взгляды Ради­ щева, Белинского, Герцена, Пирогова, Л. Толстого. Влияние творчества и лично­ го примера Чернышевского огромно. Прав был А. В. Лу­ начарский, когда писал: «Раз­ ве в русской литературе есть положительный тип более гран­ диозных размеров, чем Рахме­ тов? Разве Рахметов не живет такой же жизнью как Чацкий, Печорин и т. д. Разве их всех не заставляет посторониться в сознании революционной части читателей огромная и последовательная фигура Рах­ метова?» Можно увидеть чер­ ты, общие с Рахметовым, у та­ ких выдающихся революцио­ неров, как Бауман, Бабушкин, Свердлов, Димитров и др. В. И. Ленин считал Чернышев­ ского не только великим уче­ ным, мыслителем, но и круп­ ным художником. Он говорил: «Вот это настоящая литерату­ ра, которая учит, ведет, вдох­ новляет! Я роман «Что делать?» перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые вол­ нующие мысли». А. СВЯТКИН, заведующий кафедрой педагогики и психологии пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz