Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 6 мая 1978 года 3 стр. ДНЕВНИК ИСКУССТВ «ИГОРЬ САВВОВИЧ» Рецензия на новый роман Виля Липатова Новый роман Виля Липатова «Игорь Саввович», опублико­ ванный в журнале «Знамя»' (№ 7, 8, 9 за 1977 г.), даже в читальных залах библиотек за­ стать трудно. Он постоянно у кого-то на руках. Его читают, о нем спорят. Мнёния высказы­ ваются самые противоречивые. Одни называют Игоря Саввови­ ча Гольцова героем нашего времени, другие — эгоистом, третьи — просто сломанным жизнью человеком, фигурой трагической. И со всеми услышанными мнениями соглашаешься. Такую уж противоречивую натуру по­ казал нам писатель. Собственно, образ этот не нов. В нем действительно мно­ гое есть от пушкинского Оне­ гина и лермонтовского Печо­ рина. Разница в том, что Игорь Саввович — наш современ­ ник, и ведет он себя совсем по- современному. Почему же он оказался лишним человеком? В завязке романа — главах «Сын», «Врачи», «Отец», «Друзья», «Женщина», «Рабо­ та» — Виль Липатов показывает нам будни своего героя. Они не радуют Игоря Саввовича. Ни­ чего ему не хочется, ни к чему он не стремится. Апатия, равно­ душие, страх перед своею же собственной жизнью заставля­ ют его обратиться к врачу, и у него находят сложную мало­ изученную форму болезни — эндогенную депрессию. И вот кульминация: ЧП в жизни Гольцова — в день три­ дцатилетия он впервые в жизни напился и подрался с группой хулиганов, напавших на него. Одного из них доставили а больницу в тяжелом состоянии. Против Игоря Саввовича воз­ буждено уголовное дело. Как же ведет он себя теперь? Выздоравливает. — Ты вышел из спячки, ты проснулся..,, — говорит его же­ на Светлана. — Сейчас ты жи­ вешь полной жизнью — напа­ даешь, защищаешься, думаешь, хитришь... Да, Игорь Саввович начинает вести свое следствие. Почему он стал таким? Каковы они — люди, которые его окружают? Жена Светлана, любящая его «так же сильно, как и до заму­ жества». Она — человек очень наивный, стремящийся создать во всем уют и материальное благололуч.-е. Это она покупа­ ет гараж у каких-то мошенни­ ков. Гараж, построенный на ме­ сте детской площадки. Из-за нее и возникла драка. Мать и отчим. Научные ра­ ботники медицинского институ­ та, с детства незаметно опека­ ющие сына, решающие за не­ го все сложные вопросы. Само собой разумелось, что он, за­ кончив десятилетку, поступит учиться к ним, в медицинский. И только случайно, когда гар ­ деробщица тетя Вера назвала Игоря «саменком» («Самому пальто подаю, самой подаю, а саменок не хочет»), гордый Игорь поступил в лесотехниче­ ский. «Целый год, сразу после то­ го, как начался последний вы­ пускной курс, родители Игоря, могущественные люди в горо­ де, — осторожно, умно и лов­ ко налаживали контакты с та­ кими же могущественными людьми из лесотехнического». «Все это делалось для того, чтобы младший Гольцов — на­ дежда, опора и любовь— сразу стал своим человеком на ка­ федре высшей математики, за­ числение куда аспирантом — при его-то таланте и успехах — было делом предрешенным, все это, чтобы освободить младшего Гольцова от лесоза­ готовок, всех этих бензопил, тракторов, крохотных поселков, комаров и самих лесозагото­ вителей». Но и после решения Игоря ехать по направлению в трест «Ромсксплав» мать открывает ему тайну, предварительно взяв с него слово молчать, что глав­ ный инженер треста Валенти­ нов — его отец. О приезде сына она сообщила и своему бывшему мужу, Валентинову, пе­ репоручив ему заботу об Иго­ ре, И за короткий срок с отда­ ленного участка Гольцова пере­ водят работать в трест, потом он становится заместителем главного инженера. Обо всей этой опеке Игорь Саввович узнает лишь теперь, когда ве­ дет свое следствие. И в его ду- К р о с с в о р д Составил В. КИСЕЛЕВ, По горизонтали: 1. Прибор для записи числа часов солнеч­ ного слияния. 8. Безлесное пространство. 9. Химический элемент. 11. Геометрическое те­ ло, 13. Башнеобразное соору­ жение в форме усеченной пи­ рамиды. 14, Хищный зверек из семейства куньих. 15, Ценный металл. 16. Искусственное рус­ ло, 17. Город в Эстонии. 18. Плотная ткань. 21. Животное из отряда млекопитающих. 24, Порт в Приморском крае. 27. Мера веса ценного металла. 28. Созвездие северного полу­ шария неба. 29. Продавец в киоске. 31. Столица Эквадора. 32. Город у Таганрогского за­ лива. 33. Соленое озеро РСФСР . По вертикали: 2. Город Ли­ пецкой области. 3. Певчая пти­ ца. 4. Остров в Нормандских островах. 5. Река на Дальнем Востоке, 6 Сырье для приго­ товления саманного кирпича. 7. Женское имя 10. Опера Д, Вер­ ди. 12. Хищная рыба, обладаю­ щая электрическим зарядом. 19. Судовая лестница. 20. Растение из семейства ми­ мозовых. 22. Областной го­ род УССР . 23. Полуостров на севере страны. 25. Сель­ скохозяйственная культура. 26. Остров в Енисейском зали­ ве. 29, Полуостров в виде от-, мели. 30, Овощ. Пословицы об отдыхе Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре. Отдыхать без работы — значит, жить без заботы- ше назревает бунт—бросить теп­ лое уютное местечко, уехать работать снова на один из уча­ стков. В чем же заключалось несча­ стье Гольцова? Что вызвало болезнь его? Неумение найти свое место в жизни. Роскошь, окружавшая его с детства, желания, которые исполнялись мгновенно. Оди­ ночество. Ибо при всем оби­ лии друзей Игорь одинок, ведь дружба и любовь всегда требу­ ют взаимности, умения жертво­ вать собой, а он оказался не­ способным на это. Эгоизм. Что толку в честности, гордости, уме и силе Гольцова, если они только для него одного? И, не выдержав тяжелого жестокого разговора с сыном, умирает от инфаркта Валенти­ нов. Выговор с занесением в личное дело получает его тесть, заместитель председателя обл­ исполкома Карцев. Но Игорь даже не чувствует себя вино­ ватым. Двойственное отношение и у самого писателя к своему ге­ рою, хотя в целом он его оп­ равдывает и принимает. Мне кажется, в этом и сила Виля Липатова: любимого героя всегда хочется видеть идеаль­ ным. Но будет ли это соответ­ ствовать правде? «Если писатель глубоко и серьезно раздумывает о себе, о людях, о времени, следить за ходом его живой, развивающей­ ся мысли всегда интересно. Такие произведения имеют принципиальное значение для развития нашей литературы» — так считает современный со­ ветский критик Григорий Бров- ман. И я с ним согласна. Г. ТАРАСОВА, Говорят дети В кабинете Саша увидел мно. го игрушек. — Когда вы нам дадите их? — спросил у воспитательницы. — Через несколько дней, — ответила та. — А они у вас не заржаве­ ют? На деревьях во дворе дет­ ского сада жили грачи. Услышав их крики, Миша сказал своему сверстнику Гене: — У грачей, наверно, тоже милиция есть. — А то как же, — не за­ думываясь, ответил тот. — Кто же там сейчас порядок наво­ дит? Бабушка с внучкой Наташей отдыхали на даче. Увидев на грядке желтый перезревший огурец, оставленный на семена, Наташа заинтересовалась: — Бабушка, а этот соленый огурец можно сорвать? УГОЛОК п о э з и и Из новых стихов А. Синельниновой Человек и птица Приумолкла роща. Опустело поле. Снова птичьи стаи собрались в отлет. То ли поневоле, то ль по доброй воле Над моим окошком ласточка поет. Может быть, взлетела, да ослабли крылья, Начал круто на бок падать небосвод. Или в ее жизни дни такие были, Что воспоминаньем лишь о них живет? Серый плащ заката кинул день на плечи. Провода заныли, знать, перед дождем. Что же без умолку ласточка щебечет: Проводила друга или его ждет? Клен полураздетый в раму постучится, Ветер, заплутавшись, заскулит в ночи, Я в бессонье слышу: сердце малой птицы Вперекор ненастью в лад с моим стучит. Человек и птица. Ничего не просим. Да и нет обиды на житье- бытье. А на крышу листья шумно сыплет осень, Словно очень хочет утеплить ее Зеленый луч Промчался ветер в золотом плаще Вдоль улицы по-городскоМу тесной. Он был подобен Пущенной праще, Он был подобен молнии небесной. За кем спешил: за тенью ли мечты? Или вослед потерянной надежде? На мостовой сияли лоскуты Его тяжелой царственной одежды. Стояли молча люди у окон В какой-то неосознанной тревоге. За городской чертою далеко Клубилась пыль до неба по дороге. Где село солнце, вдруг мелькнул на миг Зеленый луч, взбираясь выше, выше... В безмолвии угадывался крик: — Верни его! Верни его! Верни же! Стучало сердце. Била кровь в виски В тоске неутолимой о прекрасном. А метроном отсчитывал шаги Невидимо идущего в пространстве. К. СУШЕНЦЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz