Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
е «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 19 апреля 1978 года ф 3 стр. ПРАВОФЛАНГОВЫЙ ПЯТИЛЕТКИ Р я д о м с молодежью «Пример для многих», —так говорят в локомотивном депо Елей о машинисте-инструкторе Валентине Павловиче Ильин ском. И не случайно. Тридцать с лишним лет трудится он в де по. Последние три года являет ся машинистом-инструктором. Валентин Павлович один из лучших наставников в коллекти ве. Только за последние годы 15 бывших его помощников стали классными машинистами, а че тыре из них водят пассажир ские поезда. Срок ученичества, | как правило, небольшой. Но и за это время В . П . Ильинский в каждом подопечном подме тит доброе начало и направит в нужное русло. Используя свой богатый жиз ненный опыт, Валентин Пав лович помогает машинисту не только приобрести профессио- | нальные навыки, но и воспиты вает у новичка чувство ответ- I ственности за порученное дело, дисциплинированность и общест венную активность. Главный его принцип обучения: делай, как я. И потому щедро, по-отцов- \ ски делится с молодежью своим богатым опытом и передовыми приемами труда. Долгие годы работы убедили В . П . Ильинского в том, что получение классности — еще не конец учебы. Поэтому Ильин ский постоянно держит молодо го машиниста в поле зрения, контролирует, как он сделал свой рейс, добился ли экономии топлива. Порой садится вместе с молодым машинистом разби рать допущенные ошибки. Валентин Павлович и один из лучших агитаторов депо. Члены его колонны всегда в курсе политических событий, происходящих в стране и за ру бежом. Только в прошлом году он провел с ними 36 бесед на самые различные темы. И д у т годы, многие из учени ков В. П . Ильинского уже са ми стали кадровыми, классны ми машинистами. Но по старой привычке идут за советом к нему. Это дань уважения на ставнику. Тепло говорят о Валентине Павловиче его бывшие ученики Алексей Федоров, Анатолий Ти- 8 мофеев, Александр Ляпин, Ми- В хайл Пальчиков и многие дру- I гие. Ведь в том, что они стали настоящими мастерами своего дела, уважаемыми людьми и активными общественниками, большая заслуга их наставника. А. НЕСТЕРОВ, сотрудник дорожной газеты «Вперед». У наших друзей- соперников 490 ВАГОНОВ СВЕРХ ЗАДАНИЯ С приходом весны прибави лось дел железнодорожникам. С севера на юг (где с каждым днем ширится фронт полевых работ) заметно растет продви жение поездов с сельскохозяй ственными машинами, запасны ми частями к ним, горюче-сма зочными материалами. И коче- товские транспортники делают все возможное, чтобы каждый вагон с грузом номер один об рабатывался и отправлялся в рейс вне очереди. Заметного успеха добились недавно движенцы смены дис петчеров Н. И. Терехова и В. М. Богданова. За дежурство сверх задания они распустили с го рок 490 вагонов, а их рабочий парк сократился на 195 единиц. По материалам газеты «Мичуринская правда». Д я т д л е т к а . У т и г е л ь . К а чество. ЭСТЕТИКА УРОКА не только углубляет процесс познания, р ож д а ет энергию мысли, ж елание учиться , но и несет в с е б е нравственные начала Существует мнение, что уроки русского языка — скучные уро ки. То ли дело — литература! Наблюдаю, слушаю, как идет урок в 4 классе средней школы № 21 по теме «Имя прилага тельное», и думаю: как велика познавательная и нравственная сила обучения, организован ного в хороших эмоциональ ных условиях, когда ученик ра дуется своей деятельности. В классе тихо, чисто. Стро гая красота в скупом оформ лении. С голубых листов на стенного панно с вами говорит великий поэт. Безукоризненны все записи, сделанные учите лем перед уроком: и те, что на переносной доске, и те, что пока прикрыты на основной доске цветной бумагой. Самодельные таблицы и не большие плакаты по теме уро ка свежи и красочны. На пар тах, как по линеечке, аккурат но размещено все необходи мое для урока: дневник, тет радь, учебник, дидактический материал. И сами дети — все в пионер ских галстуках, красиво под стриженные и причесанные, ак куратные — прекрасны в своей готовности, собранности. Вот только что перед звон ком к уроку у дверей класса они радостно встретили лю бимую учительницу—отличника народного образования На талью Ивановну Агапитову. Ла сковая рука ее мимоходом на комгтр поправила в о р о т н и ч о к , пригладила чьи-то волосы. Ма теринский жест, внимательный взгляд улыбающихся черных глаз — и в ответ доверительная готовность ко всему, что по требует учитель. Контакт с классом. Без него немыслим плодотворный учеб но - воспитательный процесс. Дети должны радоваться встре че с учителем, это начало ра дости от встречи со знанием. В течение всего урока я ви жу, как укрепляется этот кон такт. Внимание учителя к каж дому, побуждение к мысли, действию ласковым словом, улыбкой, взглядом. Поощре ние: «Юра, ты много читаешь и находишь самые верные, точ ные слова. Молодец!». ...В процессе познания — своя красота, своя поэзия. Думается, мы можем говорить об эстетике учебного труда так же, как говорим об эстетическом воспитании средствами музыки или живописи. Неорганизованный, бессистем ный и плохо подготовленный урок — печальное зрелище, способное вызвать у детей только отрицательные эмоции, Мало убедить ребят в полезно сти учебного труда, мало вы звать интерес к теме, предмету. Нужно еще организовать сам учебный труд таким образом, чтобы он приносил школьникам приятные эмоции, удовлетво рение. Н. И. Агапитова отлично ре шает эту практическую учитель скую задачу: создавать на уро ке условия, в которых приятные чувства рождают энергию мыс ли и желание учиться. Проверяются знания учеников по теме «Имя сущестзительное». Методика повторения опирает ся не на механическое запоми нание, а на активную мысли тельную деятельность. Почему в одном случае в окончании су ществительного в творительном падеже пишется «е», а в дру гом — «о»? Почему в одном существительном после шипя щих «ь», а в другом его нет? Что можно сказать о правопи сании такого-то слова? А попут но — все виды грамматическо го разбора. Фонетический ана лиз. Упражнения в правописа нии на выборочных текстах. Про верка правильности выполнен ного задания экономична: дети поднимают карточки с нужной буквой. Темп урока быстр. Но нет ни суеты, ни торопливости. Чет кость, точность речи учителя зеркально отражаются в пол ных, ясных ответах детей, Мгновенная реакция класса на каждый вопрос, естествен ный и оправданный методиче ский переход от одного вида работы к другому, связь ранее изученного с новым материа лом, опора на знания, вынесен ные из начальных классов, ши рокое применение наглядности — во всем виден почерк учите ля-мастера. Класс в его руках все вре мя в движении. Он идет к осу ществлению цели урока — по стичь грамматическое, стилисти ческое и синтаксическое зна чения имен прилагательных. Вот одно звено на этом пути. Девочка читает наизусть сти хи Прокофьева: «Люблю березку русскую, То светлую, то грустную...» Ребята находят слоза, созда ющие образ березы, — прила гательные. По предложению учителя читают, отбросив при лагательные, и приходят к вы воду, что изучаемая ими часть речи очень важна. Пытаются определить ее значение в язы ке: прилагательные в речи нуж ны «чтобы было красиво и все понятно...», «чтобы правильно выразить мысль и чтобы наша речь была богатой»... Чтобы дети поняли значение конкретности, точности, полно ты, заключенной в имени при лагательном, учитель ставит перед ними задачу: опишите именно этого медвежонка. И на его ладони появляется за бавный зеленый мишка. В урок ворвалась веселая нотка. Заработало творческое воображение. „ - Что обозначают имена при лагательные, как согласуются с существительными, какими чле нами предложения являются? Ответы на эти вопросы ребята ищут сами. Многолетний опыт Натальи Ивановны, глубокое знание методики предмета и психологии детско-о возраста говорят, что успех обучения менее всего основан на меха ническом запоминании. А эсте тика учебного труда не может базироваться на созерцатель ности. Если ребятам привит вкус к поисковой работе, если в ру ках учителя главный инстру мент — проблемный метод обучения, его ожидают хоро шие результаты. Ребята хорошо усвоили тему. В процесс'е многообразных форм работы (учебник, коммен тированное письмо, самостоя тельная работа, разбор, выводы, подготовка к домашнему зада нию) рождалась радость позна ния. Открывалась еще одна грань в красоте русской ре чи и ее богатстве. Одновременно они усваива ли и нравственные понятия в соответствии с той воспитатель ной целью, что в плане учи теля сформулирована кратко: воспитывать в детях чувство добра и справедливости. Рабо тая над словарем — благородст во, справедливость—они запи сывали текст о настоящем чело веке, который должен быть смелым, честным, благород ным и справедливым. Анализи ровали по таблице текст об Александре Матросове, силь ном и смелом человеке, кото рого беззаветная любовь к Ро дине позвала на подвиг. Разбирая предложение о ла сковой и отзывчивой Наташе, подбирали синонимы к слову «отзывчивая». В конце урока дети выпол няли грамматическое задание по магнитофонной записи текста «Вечер в семье Ульяновых». Саша и Володя Ульяновы раз мышляют над вопросом: что нужно человеку, чтобы прине сти пользу Родине? Любовь к ней. Честность. Высокие помыс лы. Крепкая дружба. Твердость характера. Ум и знания. Учитель обращает внимание ребят на то, как в диалоге ра скрывается характер Володи Ульянова, и предлагает им по думать, какие же черты харак тера они должны воспитывать в себе. Так познание внутренней кра соты русского языка сочеталось с сознанием красоты высоких нравственных качеств. И в этом тоже отражалась эстетика учеб ного труда, рождающая в де тях энергию познания. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР . 111!11111М11111111111111111111Л1111111111111111Ш11111111111П11<1111111111111111111111111111111111111Н111111Н111III >111!111111111II11III1111II11111II111111111111111111111111II111ШНИ1111II111111 Мария Игнатьевна Щербатых возглавляет * бригаду по пошиву легкого женскою платья в ателье «Фантазия» , Работает на фаб рике индпошива 15 лет. Мастер первого класса. Дневное задание выполняет на 110—120 процентов. Наставница молодежи Фото В . М Е Р К У Л О В А . КОНСУЛЬТИРУЕТ ЮРИСТ УВОЛЬНЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ «Каковы специфика увольнения по собственному желанию и значение двухнедельного срока увольнении! Рабочие и служащие имеют право расторгнуть трудовой договор, заключенный на не определенный срок, предупре див об этом администрацию письменно за две недели. По истечении их они вправе прекратить работу, а админи страция предприятия, учрежде ния, организации обязана вы дать трудовые книжки и про извести расчет. По договоренности между работником и администрацией трудовой договор может быть расторгнут и до истечения этого времени. Однако подача работником заявления об уходе не исклю чает возможности его увольне ния по другому основанию, ес ли оно имеется к моменту из дания приказа. Отказ админи страции уволить по истечении двух недель со дня предупреж дения незаконен. Но в течение срока отбыва ния исправительных работ без лишения свободы запрещает ся увольнение осужденных с работы по собственному жела нию без разрешения орга нов, ведающих исполнением этого вида наказания. предупреждения о предстоящем А. Т. Степанов». Администрация не вправе уволить работающего без его согласия, пока не прошли две недели со дня его предупреж дения. Самовольное оставление ра бочим или служащим работы до истечения двухнедельного срока рассматривается как про гул без уважительной причины. В случае задержки админист рацией оформления увольне ния по собственному жела нию работник, оставив работу, имеет право требовать с пред приятия выплаты заработной платы за время задержки тру довой книжки и расчета. Но все это касается только трудовых договоров, заключен ных на неопределенный срок. Если же заключен срочный тру довой договор, то требовать его досрочного расторжения можно лишь при наличии ува жительных причин, предусмот ренных законом. В. ПЕЧЕНИНА, адвокат юридической консультации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz