Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

е «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 19 апреля 1978 года ф 3 стр. ПРАВОФЛАНГОВЫЙ ПЯТИЛЕТКИ Р я д о м с молодежью «Пример для многих», —так говорят в локомотивном депо Елей о машинисте-инструкторе Валентине Павловиче Ильин­ ском. И не случайно. Тридцать с лишним лет трудится он в де­ по. Последние три года являет­ ся машинистом-инструктором. Валентин Павлович один из лучших наставников в коллекти­ ве. Только за последние годы 15 бывших его помощников стали классными машинистами, а че­ тыре из них водят пассажир­ ские поезда. Срок ученичества, | как правило, небольшой. Но и за это время В . П . Ильинский в каждом подопечном подме­ тит доброе начало и направит в нужное русло. Используя свой богатый жиз­ ненный опыт, Валентин Пав­ лович помогает машинисту не только приобрести профессио- | нальные навыки, но и воспиты­ вает у новичка чувство ответ- I ственности за порученное дело, дисциплинированность и общест­ венную активность. Главный его принцип обучения: делай, как я. И потому щедро, по-отцов- \ ски делится с молодежью своим богатым опытом и передовыми приемами труда. Долгие годы работы убедили В . П . Ильинского в том, что получение классности — еще не конец учебы. Поэтому Ильин­ ский постоянно держит молодо­ го машиниста в поле зрения, контролирует, как он сделал свой рейс, добился ли экономии топлива. Порой садится вместе с молодым машинистом разби­ рать допущенные ошибки. Валентин Павлович и один из лучших агитаторов депо. Члены его колонны всегда в курсе политических событий, происходящих в стране и за ру­ бежом. Только в прошлом году он провел с ними 36 бесед на самые различные темы. И д у т годы, многие из учени­ ков В. П . Ильинского уже са­ ми стали кадровыми, классны­ ми машинистами. Но по старой привычке идут за советом к нему. Это дань уважения на­ ставнику. Тепло говорят о Валентине Павловиче его бывшие ученики Алексей Федоров, Анатолий Ти- 8 мофеев, Александр Ляпин, Ми- В хайл Пальчиков и многие дру- I гие. Ведь в том, что они стали настоящими мастерами своего дела, уважаемыми людьми и активными общественниками, большая заслуга их наставника. А. НЕСТЕРОВ, сотрудник дорожной газеты «Вперед». У наших друзей- соперников 490 ВАГОНОВ СВЕРХ ЗАДАНИЯ С приходом весны прибави­ лось дел железнодорожникам. С севера на юг (где с каждым днем ширится фронт полевых работ) заметно растет продви­ жение поездов с сельскохозяй­ ственными машинами, запасны­ ми частями к ним, горюче-сма­ зочными материалами. И коче- товские транспортники делают все возможное, чтобы каждый вагон с грузом номер один об­ рабатывался и отправлялся в рейс вне очереди. Заметного успеха добились недавно движенцы смены дис­ петчеров Н. И. Терехова и В. М. Богданова. За дежурство сверх задания они распустили с го­ рок 490 вагонов, а их рабочий парк сократился на 195 единиц. По материалам газеты «Мичуринская правда». Д я т д л е т к а . У т и г е л ь . К а чество. ЭСТЕТИКА УРОКА не только углубляет процесс познания, р ож д а ет энергию мысли, ж елание учиться , но и несет в с е б е нравственные начала Существует мнение, что уроки русского языка — скучные уро­ ки. То ли дело — литература! Наблюдаю, слушаю, как идет урок в 4 классе средней школы № 21 по теме «Имя прилага­ тельное», и думаю: как велика познавательная и нравственная сила обучения, организован­ ного в хороших эмоциональ­ ных условиях, когда ученик ра­ дуется своей деятельности. В классе тихо, чисто. Стро­ гая красота в скупом оформ­ лении. С голубых листов на­ стенного панно с вами говорит великий поэт. Безукоризненны все записи, сделанные учите­ лем перед уроком: и те, что на переносной доске, и те, что пока прикрыты на основной доске цветной бумагой. Самодельные таблицы и не­ большие плакаты по теме уро­ ка свежи и красочны. На пар­ тах, как по линеечке, аккурат­ но размещено все необходи­ мое для урока: дневник, тет­ радь, учебник, дидактический материал. И сами дети — все в пионер­ ских галстуках, красиво под­ стриженные и причесанные, ак­ куратные — прекрасны в своей готовности, собранности. Вот только что перед звон­ ком к уроку у дверей класса они радостно встретили лю­ бимую учительницу—отличника народного образования На­ талью Ивановну Агапитову. Ла­ сковая рука ее мимоходом на комгтр поправила в о р о т н и ч о к , пригладила чьи-то волосы. Ма­ теринский жест, внимательный взгляд улыбающихся черных глаз — и в ответ доверительная готовность ко всему, что по­ требует учитель. Контакт с классом. Без него немыслим плодотворный учеб­ но - воспитательный процесс. Дети должны радоваться встре­ че с учителем, это начало ра­ дости от встречи со знанием. В течение всего урока я ви­ жу, как укрепляется этот кон­ такт. Внимание учителя к каж­ дому, побуждение к мысли, действию ласковым словом, улыбкой, взглядом. Поощре­ ние: «Юра, ты много читаешь и находишь самые верные, точ­ ные слова. Молодец!». ...В процессе познания — своя красота, своя поэзия. Думается, мы можем говорить об эстетике учебного труда так же, как говорим об эстетическом воспитании средствами музыки или живописи. Неорганизованный, бессистем­ ный и плохо подготовленный урок — печальное зрелище, способное вызвать у детей только отрицательные эмоции, Мало убедить ребят в полезно­ сти учебного труда, мало вы­ звать интерес к теме, предмету. Нужно еще организовать сам учебный труд таким образом, чтобы он приносил школьникам приятные эмоции, удовлетво­ рение. Н. И. Агапитова отлично ре­ шает эту практическую учитель­ скую задачу: создавать на уро­ ке условия, в которых приятные чувства рождают энергию мыс­ ли и желание учиться. Проверяются знания учеников по теме «Имя сущестзительное». Методика повторения опирает­ ся не на механическое запоми­ нание, а на активную мысли­ тельную деятельность. Почему в одном случае в окончании су­ ществительного в творительном падеже пишется «е», а в дру­ гом — «о»? Почему в одном существительном после шипя­ щих «ь», а в другом его нет? Что можно сказать о правопи­ сании такого-то слова? А попут­ но — все виды грамматическо­ го разбора. Фонетический ана­ лиз. Упражнения в правописа­ нии на выборочных текстах. Про­ верка правильности выполнен­ ного задания экономична: дети поднимают карточки с нужной буквой. Темп урока быстр. Но нет ни суеты, ни торопливости. Чет­ кость, точность речи учителя зеркально отражаются в пол­ ных, ясных ответах детей, Мгновенная реакция класса на каждый вопрос, естествен­ ный и оправданный методиче­ ский переход от одного вида работы к другому, связь ранее изученного с новым материа­ лом, опора на знания, вынесен­ ные из начальных классов, ши­ рокое применение наглядности — во всем виден почерк учите­ ля-мастера. Класс в его руках все вре­ мя в движении. Он идет к осу­ ществлению цели урока — по­ стичь грамматическое, стилисти­ ческое и синтаксическое зна­ чения имен прилагательных. Вот одно звено на этом пути. Девочка читает наизусть сти­ хи Прокофьева: «Люблю березку русскую, То светлую, то грустную...» Ребята находят слоза, созда­ ющие образ березы, — прила­ гательные. По предложению учителя читают, отбросив при­ лагательные, и приходят к вы­ воду, что изучаемая ими часть речи очень важна. Пытаются определить ее значение в язы­ ке: прилагательные в речи нуж­ ны «чтобы было красиво и все понятно...», «чтобы правильно выразить мысль и чтобы наша речь была богатой»... Чтобы дети поняли значение конкретности, точности, полно­ ты, заключенной в имени при­ лагательном, учитель ставит перед ними задачу: опишите именно этого медвежонка. И на его ладони появляется за­ бавный зеленый мишка. В урок ворвалась веселая нотка. Заработало творческое воображение. „ - Что обозначают имена при­ лагательные, как согласуются с существительными, какими чле­ нами предложения являются? Ответы на эти вопросы ребята ищут сами. Многолетний опыт Натальи Ивановны, глубокое знание методики предмета и психологии детско-о возраста говорят, что успех обучения менее всего основан на меха­ ническом запоминании. А эсте­ тика учебного труда не может базироваться на созерцатель­ ности. Если ребятам привит вкус к поисковой работе, если в ру­ ках учителя главный инстру­ мент — проблемный метод обучения, его ожидают хоро­ шие результаты. Ребята хорошо усвоили тему. В процесс'е многообразных форм работы (учебник, коммен­ тированное письмо, самостоя­ тельная работа, разбор, выводы, подготовка к домашнему зада­ нию) рождалась радость позна­ ния. Открывалась еще одна грань в красоте русской ре­ чи и ее богатстве. Одновременно они усваива­ ли и нравственные понятия в соответствии с той воспитатель­ ной целью, что в плане учи­ теля сформулирована кратко: воспитывать в детях чувство добра и справедливости. Рабо­ тая над словарем — благородст­ во, справедливость—они запи­ сывали текст о настоящем чело­ веке, который должен быть смелым, честным, благород­ ным и справедливым. Анализи­ ровали по таблице текст об Александре Матросове, силь­ ном и смелом человеке, кото­ рого беззаветная любовь к Ро­ дине позвала на подвиг. Разбирая предложение о ла­ сковой и отзывчивой Наташе, подбирали синонимы к слову «отзывчивая». В конце урока дети выпол­ няли грамматическое задание по магнитофонной записи текста «Вечер в семье Ульяновых». Саша и Володя Ульяновы раз­ мышляют над вопросом: что нужно человеку, чтобы прине­ сти пользу Родине? Любовь к ней. Честность. Высокие помыс­ лы. Крепкая дружба. Твердость характера. Ум и знания. Учитель обращает внимание ребят на то, как в диалоге ра­ скрывается характер Володи Ульянова, и предлагает им по­ думать, какие же черты харак­ тера они должны воспитывать в себе. Так познание внутренней кра­ соты русского языка сочеталось с сознанием красоты высоких нравственных качеств. И в этом тоже отражалась эстетика учеб­ ного труда, рождающая в де­ тях энергию познания. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР . 111!11111М11111111111111111111Л1111111111111111Ш11111111111П11<1111111111111111111111111111111111111Н111111Н111III >111!111111111II11III1111II11111II111111111111111111111111II111ШНИ1111II111111 Мария Игнатьевна Щербатых возглавляет * бригаду по пошиву легкого женскою платья в ателье «Фантазия» , Работает на фаб­ рике индпошива 15 лет. Мастер первого класса. Дневное задание выполняет на 110—120 процентов. Наставница молодежи Фото В . М Е Р К У Л О В А . КОНСУЛЬТИРУЕТ ЮРИСТ УВОЛЬНЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ «Каковы специфика увольнения по собственному желанию и значение двухнедельного срока увольнении! Рабочие и служащие имеют право расторгнуть трудовой договор, заключенный на не­ определенный срок, предупре­ див об этом администрацию письменно за две недели. По истечении их они вправе прекратить работу, а админи­ страция предприятия, учрежде­ ния, организации обязана вы­ дать трудовые книжки и про­ извести расчет. По договоренности между работником и администрацией трудовой договор может быть расторгнут и до истечения этого времени. Однако подача работником заявления об уходе не исклю­ чает возможности его увольне­ ния по другому основанию, ес­ ли оно имеется к моменту из­ дания приказа. Отказ админи­ страции уволить по истечении двух недель со дня предупреж­ дения незаконен. Но в течение срока отбыва­ ния исправительных работ без лишения свободы запрещает­ ся увольнение осужденных с работы по собственному жела­ нию без разрешения орга­ нов, ведающих исполнением этого вида наказания. предупреждения о предстоящем А. Т. Степанов». Администрация не вправе уволить работающего без его согласия, пока не прошли две недели со дня его предупреж­ дения. Самовольное оставление ра­ бочим или служащим работы до истечения двухнедельного срока рассматривается как про­ гул без уважительной причины. В случае задержки админист­ рацией оформления увольне­ ния по собственному жела­ нию работник, оставив работу, имеет право требовать с пред­ приятия выплаты заработной платы за время задержки тру­ довой книжки и расчета. Но все это касается только трудовых договоров, заключен­ ных на неопределенный срок. Если же заключен срочный тру­ довой договор, то требовать его досрочного расторжения можно лишь при наличии ува­ жительных причин, предусмот­ ренных законом. В. ПЕЧЕНИНА, адвокат юридической консультации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz