Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ З Н А М Я » ф 11 апреля 1978 года ф 2 стр в ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - Как мы уже сообщали, состоялась городская научно-прак­ тическая конференция на тему «Экономическое образование — важный фактор развития трудовой активности трудящихся». Се­ годня мы публикуем подробный отчет о ее работе. Из доклада секретаря ГК КПСС Т. Н, Денисовой В повышении действенности экономического образования, отметил докладчик, огромную роль сыграли постановления ЦК КПСС «Об улучшении эко­ номического образования тру­ дящихся» и «О задачах пар­ тийной учебы в свете решений XXV съезда КПСС». В нашем городе работают 191 экономи­ ческая школа, 225 школ ком­ мунистического труда, три на­ родных университета. В них свыше 12,5 тысячи человек изу­ чают курсы «Основы экономи­ ческих знаний», «Социализм и труд», «Инженерный труд», «Передовой опыт повышения эффективности производства и качества работы», «Труд ру­ ководителя». Такого размаха экономиче­ ское обучение раньше не до­ стигало. Ему соответствуют и успехи в хозяйственном строи­ тельстве- Если два года назад в городе не выполняли государ­ ственный план по реализации пять предприятий, то в 1977-м и I квартале текущего года с заданием по реализации про­ мышленной продукции справи­ лись все. Говоря о тесной взаимосвя­ зи экономической учебы с производством, Т. Н. Денисова подробно остановилась на ра­ боте школы коммунистическо­ го труда завода «Эльта», где пропагандистом А. В. Телегйн. Взвесив свои возможности, все слушатели этой школы решили выполнить план трех лет пяти­ летки к 7 октября, годовщине принятия новой Конституции СССР . И свое слово держат крепко. Заслуживает поддержки и распространения опыт органи­ зации экономического обра­ зования на элементном заводе. В текущем году экономику здесь изучают 2 тысячи рабо­ чих и ИТР. В результате освоения опыта передовиков (таких, как А. И. Пономарева, Т. Е. Хрипунова, Г. В. Гусева и другие) произво­ дительность труда слушателей возросла в среднем на 3—4 процента, улучшилось качество выпускаемой ими продукции. Изучение во всех звеньях экономического образования материалов XXV съезда КПСС, других важных партийных доку­ ментов помогло многим слуша­ телям конкретнее осмыслить свое место в выполнении пла­ нов и социалистических обяза­ тельств коллективов. Так, комму­ нисты МЗЦ завода «Эльта» мон­ тажница 3 . И. Шеламова и то­ карь В. А. Стельмах выступили с инициативой «План двух лет пятилетки — к 60-летию Вели­ кого Октября». Их почин был одобрен бюро ГК КПСС и на­ шел широкую поддержку в кол­ лективах. Далее докладчик отметил, что первыми наставниками и по­ мощниками слушателей эконо­ мических школ являются пропа­ гандисты. Их в городе 416. Из них 63 процента — коммуни­ сты. 56 процентов — инженер­ но - технические работники. Многим слушателям они по­ могли в разработке экономи­ чески обоснованных социали­ стических обязательств, пла­ нов повышения производитель­ ности труда. Умелыми пропа­ гандистами зарекомендовали себя начальник экономическо­ го бюро цеха № 1 элементно­ го завода 3. А. Селезнева, ма­ стер четвертого цеха завода «Гидропривод» А. К. Мерен- ков и другие. Большое место в докладе уделено школам коммунистиче­ ского труда. Их в городе 225. Около 5 тысяч слушателей изу­ чают на занятиях вопросы эко­ номической теории, нравствен-! но - этические темы, передо­ вой производственный опыт. Например, на сахарном заво­ де распространен метод рабо­ ты бригадира токарей И. И. Кального, награжденного за ус­ пехи в девято»* пятилетке ор­ деном Ленина. На швейной фабрике массового пошива — швей - мотористок В. П. Сап­ роновой, К. Г. Целых, В. И- Григорьевой. В горлромторге — коллектива магазина № 42 по повышению культуры обслу­ живания покупателей и т. д. Развивая движение за ра­ боту по встречным планам, городская партийная органи­ зация поставила задачу полнее использовать в этих целях си­ стему экономического образо­ вания- Содержание принимае­ мых обязательств, их эконо­ мическое обоснование стано­ вятся предметом рассмотрения на занятиях и семинарах. Характерным для лекцион­ ной пропаганды экономических знаний в городе является пе­ реход к чтению циклов лекций, организации лекториев- 330 лек­ торов - общественников (из ’ййх 268 членов КПСС, 9 комсо­ мольцев) прочитали в 1977 году 718 лекций на научно-техни­ ческие темы, 662 — об опыте передовиков и новаторов, 584 — по экономике промышленно­ сти, транспорта, строительства. Постоянно выступают перед ра­ бочими и ИТР руководители предприятий В. И. Локотунин (завод «Эльта»), Н. С. Грид­ нев (завод тракторных гидроаг­ регатов), А. И- Проскуряков (горно - обогатительный руд­ ник). А. П. Коваль (локомотив­ ное депо) и другие. В городе практикуется про­ ведение единых политдней, вы­ ступление информационных групп. Более стройной и целе­ направленной стала система экономической подготовки ру­ ководящих кадров. Она вклю­ чает в себя школу партийно­ хозяйственного актива при I К КПСС, университет марксизма- ленинизма, широкую сеть тео­ ретических семинаров, создан­ ных на промышленных пред­ приятиях, курсы мастеров при ГК КПСС. При горкоме КПСС и на пред­ приятиях созданы советы по экономическому образованию. В их состав входят партийные и профсоюзные работники, руко­ водители предприятий и пропа­ гандисты. Советы руководят экономической учебой, обобща­ ют и распространяют опыт луч­ ших пропагандистов. Говоря о подготовке лекто­ ров, пропагандистов экономи­ ческого образования, Т. Н. Де­ нисова сказала о том, что 30 процентов из них обучаются на курсах при Доме политпро­ свещения обкома КПСС, осталь­ ные — в городском семинаре пропагандистов. За период пос­ ле выхода в свет постановления ЦК КПСС «Об улучшении эко­ номического образования тру­ дящихся» 247 человек закончи­ ли экономическое отделение университета марксизма-лени­ низма. Докладчик подробно рассказал о ежемесячных се­ минарах пропагандистов, в ко­ торых принимают участие сек­ ретари горкома КПСС, заведу­ ющие отделами, хозяйствен­ ные руководители. Т. Н. Денисова отметила и недостатки. Не нашли должного развития на предприятиях комплексные планы пропаганды экономических знаний. Некото­ рые пропагандисты преподносят слушателям лишь теорию, без всякой попытки связать ее с практикой. Во многих случаях наблюдается пассивность слу­ шателей. Только 50 процентов из них участвуют в собеседо­ ваниях, выступают с докладами и рефератами. На заводах ме­ дицинского оборудования, ма­ шиностроительном, молочном, табачной фабрике экономиче­ ское обучение пущено на са­ мотек. Учеба должна шире исполь­ зоваться для анализа причин не­ выполнения принятых обяза­ тельств. Это важно потому, что в городе есть отдельные пред­ приятия, цехи, рабочие, кото­ рые не справляются с планом. На конец 1977 года 1155 чело­ век не выполняли нормы вы­ работки. Снижается фондоотда­ ча, на 7 миллионов 198 тысяч рублей увеличилась себестои­ мость, 1.064 тысячи рублей со­ ставили потери от брака. Не на всех предприятиях уделяется должное внимание экономии металла, электроэнергии, топли­ ва. На элементном заводе про­ цент выпускаемых изделий высшей категории качества снизился с 10,7 в 1975 году до 8,7 в 1977. Все эти вопросы должны по­ стоянно находиться в центре внимания руководителей пред­ приятий, пропагандистов эко­ номических школ и руководи­ телей школ коммунистического труда. Рекомендации научно-практической конференции В целях повышения роли си­ стемы экономического образо­ вания в коммунистическом вос­ питании трудящихся, повышения эффективности производства и качественных показателей разви­ тия всех отраслей народного хо­ зяйства городская научно-прак­ тическая конференция рекомен­ дует: Шире и эффективнее использо­ вать возможности системы эко­ номического образования для углубленного изучения трудя­ щимися города экономической стратегии, выработанной X X V съездом КП С С и конкретизиро­ ванной декабрьским (1977 г .) Пленумом Ц К КП С С , выступ­ лением Генерального секрета­ ря Ц К КП С С , Председателя Президиума Верховного Совета С С С Р тов. Л . И. Брежнева на торжественном заседании в честь 60-летия Октября, статьей «Исторический рубеж на пути к коммунизму». Для изучения ос­ нов и актуальных проблем хо­ зяйственного и культурного строительства, передовых мето­ дов труда, организации произ­ водства и управления научно- техническим процессом, для раз­ вития творческой инициативы, новаторства работников, повы­ шения их квалификации. Исполь­ зовать как важное средство мобилизации трудящихся на у с ­ пешное претворение в жизнь планов коммунистического строительства. Улучшить содержание учебы, более полно и глубоко раскры­ вать программные вопросы марксистско-ленинской экономи­ ческой теории, широко исполь­ зовать произведения К . Маркса, Ф. Энгельса, В . И. Ленина, .Пар­ тийные документы, выступления руководителей партии и прави­ тельства по вопросам экономи­ ческого развития страны. Усилить связь экономи­ ческой учебы с хозяйственной практикой. Пропагандистам и преподавателям необходимо пол­ нее сочетать лекции и беседы с проведением конференций, прак­ тических занятий по разбору производственных ситуаций и вариантов их решения, защитой рефератов. Практиковать прове­ дение специальных занятий по экономическому анализу хозяй­ ственной деятельности, социали­ стических обязательств и встреч­ ных планов, по изучению пере­ дового опыта новаторов произ­ водства. Хозяйственным руководите­ лям, профсоюзным комитетам своевременно обеспечивать про­ пагандистов и слушателей ма­ териалами о хозяйственной дея­ тельности, описаниями передово­ го опыта и методическими сове­ тами по проведению практиче­ ских занятий. Лучше использовать в учеб­ ном процессе технические сред­ ства обучения. Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, хозяйственным руководителям, советам по экономическому об­ разованию, пропагандистам об­ ратить особое внимание на то, чтобы приобретенные в процес­ се коллективной и самостоя­ тельной учебы знания станови­ лись мировоззрением, убежде­ нием человека, способствовали формированию у него активной жизненной позиции в борьбе за успешное осуществление пла­ нов 10-й пятилетки. Участники конференции обра­ щаются ко всем пропагандистам и слушателям с призывом пол­ нее использовать систему эконо­ мического образования для обес­ печения выполнения планов 1978 года и пятилетки в целом, ши­ рокого вовлечения трудящихся в соревнование по выполнению планов 3-х лет пятилетки К 7 октября — годовщине принятия новой Конституции С С С Р . На снимке слева: выступает начальник планово-экономического отдела завода тракторных снимке справа: участники научно-практической конференции. гидроагрегатов, руководитель экономического совета Г. Ф. Лях, На Фото И. СТЯГОВА , нашего внештатного корреспондента.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz