Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 6 апреля 1978 года ф 3 стр. ИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОПУБЛИКОВАНЫ В НАШЕЙ ГАЗЕТЕ / СОРЕВНОВАНИЕ ПОМОГАЕТ Клавдию Ивановну Грушину и Надежду Ивановну Приходь­ ко— кавалера орденов Трудово­ го Красного Знамени и «Знак Почета», руководителей сорев­ нующихся бригад, связывают давняя дружба и долголетняя совместная работа. Вместе со многими эльтовца- ми они принимали самое актив­ ное участие в становлении предприятия. А Клавдия Ива­ новна участвовала в строитель­ стве родного завода и после сдачи его в строй осталась здесь. Члены ее бригады Нина Гри­ горьевна Киселева и Антонина Иванникова, несмотря на раз­ ницу в возрасте, не уступают друг другу в мастерстве. Поэтому, когда бригада Н. И. Приходько вызвала на соревно­ вание своих товарищей по тру­ ду , было над чем подумать. Соперник сильный, и мериться с ним силами совсем не про­ сто. Коллектив, руководимый Надеждой Ивановной, посто­ янно занимал классные места не только в цеховом, но и в заводском соревновании. Тем не менее вызов именитой бригады был принят. Особую ответственность от- жигальщицы почувствовали пос­ ле опубликования их обяза­ тельств в газетах «Красное зна­ мя» и «Электрон». За ходом их соревнования следят теперь тысячи ельчан, а с особым вни­ манием—товарищи по работе. Обе бригады поддержали почин москвичей и решили вы­ полнить задание трех лет пя­ тилетки к 7 октября — годов­ щине принятия новой Конститу­ ции СССР . С того времени, когда были приняты обязательства и нача­ лось соревнование, прошло около трех месяцев. Уже мож­ но говорить о некоторых его итогах. В трудовом соперничестве ли­ дирует коллектив Н. И. При­ ходько. Он опережает график на три месяца. На IV ! календа­ ре сейчас конец июля 1978 го­ да. Всего несколько дней усту­ пает ' бригада К. И. Груши­ ной. — Работаем мы, - на первый взгляд, одинаково, — говорит она,— кажется, все резервы изысканы И все-таки они есть. Члены бригады находят их и ставят на службу эффективно­ сти и качества работы. Казалось бы, что отжиг в ва­ кууме давно освоен, и приме­ нить здесь что-либо новое для ускорения операций без ущер­ ба качеству трудно. Однако, тщательно изучив процесс, жен­ щины нашли способ повыше­ ния производительности труда. Это стало возможным потр- му, что отжигальщицы хорошо освоили оборудование. Начальник участка Г. М. Стри- жевская говорит, что недавно на квалификационных экзаме­ нах производственницы показа­ ли глубокие технические зна­ ния. Им даже позавидовали присутствовавшие здесь слеса­ ри-наладчики, которые ремон­ тируют печи отжига и другие механизмы. Сказывается и тесный контакт бригад с технологами. Совме­ стный поиск резервов дает по­ ложительные результаты. Это, несомненно, отражается на росте производительности тру­ да и повышении качества про­ дукции. Результаты труда отжигаль- щиц во многом зависят от дру­ гих производственников, напри­ мер, от гальваников. Стоит им недостаточно качественно про­ мыть детали, и отжиг их ста­ новится более затруднитель­ ным, изменяются временные и температурные режимы. Резервом повышения произ­ водительности труда явилось освоение членами бригады но­ вого оборудования. Работа на вакуумных установках позволи­ ла уплотнить рабочее время от- жигальщиц. Но не все бывает гладко. Много неприятностей доставля­ ют внезапные прекращения по­ дачи электроэнергии. Послед­ ствия серьезно сказываются на эффективности работы, приво­ дят к вынужденным простоям. И сегодня еще изделия для отжига с участка на участок члены бригады доставляют са­ ми, что требует дополнительно­ го расхода времени. Закрепление достигнутых ус­ пехов и устранение имеющихся недостатков в соревновании двух пеоедовых бригад будет достойным ответом на Письмо ЦК КПСС Совета Министров СССР , ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Г. СКАРЕДНОВ, сотрудник многотиражной газеты «Электрон» завода «Эльта». Т О В А Р Ы — ШАР О Д У Куйбышевская область. Производство бытовых надллитных воздухоочистителей увеличит в этом году электротехнический за­ вод в Тольятти. Прибор очищает и озонирует воздух на кухне. Укрепляется он над газовой плитой, а питается от сети перемен­ ного тока. На снимке: работница цеха Татьяна Сапаркина демонстрирует бытовой воздухоочиститель, Фото Ю. БЕЛОЗЕРОВ (Фотохроника ТАСС ) Верным спутником и хорошим советником у работников элементного завода стала многоти­ ражная газета «Энергия». Из нее электрохимики узнают о новостях жизни предприятия, творче­ ских успехах товарищей по труду , о передовом опыте лучших коллективов. НА СН И М К Е : работникам цеха № 10 принесли свежий номер «Энергии».1 Фото А , БО ЕВ А . Пятилетка . Учители . Качество . УРОКУ- ОТЛИЧНУЮ ПОДГОТОВКУ Главной задачей общеобра­ зовательной школы является по­ следовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного сред­ него образования, дальнейшего совершенствования учебно-вос­ питательного процесса. Партия и правительство ставят задачу полнее использовать воспита­ тельный потенциал урока, ук ­ репить связь изучения основ наук с жизнью. Решительны^ поворот к улучшению подготов- . к-и школьников к труду в сф е ­ ре материального производст­ ва настоятельно требует усилить политическую направленность уроков. Это имеет существен­ ное значение для профессио­ нальной ориентации, для поли­ тической и практической под­ готовки к работе в промышлен­ ности, сельском хозяйстве и т. д. Главное — научить детей по­ полнять свои знания и практи­ чески применять их в разных условиях. Разнообразные ме­ тоды проверки знаний, стиму­ лирующие познавательную дея­ тельность, привлечение к ак­ тивной мыслительной деятель­ ности учащихся и многое дру­ гое применяют лучшие препо­ даватели на занятиях. Мы на уроке математики в 5 классе СШ № 21, который ведет заслуженная учительни­ ца РСФСР Т. П. Першина. Ка­ бинет хорошо обставлен моде­ лями, сделанными самими уча­ щимися, на стенах — плакаты с высказываниями выдающихся математиков. Изучается тема «Приведение подобных слагае­ мых». Казалось, ничего осо­ бого в урок внести нельзя. Но Тамара Петровна строит урок интересно и увлекательно. Предлагая задачу для устного счета, она ярко показывает, как возросло число учащихся сред­ них школ в 1976 году по срав­ нению с 1914 годом, увязав Это с заботой партии и правитель­ ства о нашей молодежи. Осу­ ществляет коммунистическое воспитание через урок. При контроле знаний (математиче­ ском диктанте) применяет маг­ нитофонные записи. Освободив­ шееся время она использует для проверки домашних заданий у слабых учащихся. Сильным предлагает задачи повышенной трудности, на сообразитель­ ность. большое внимание уделя­ ется самостоятельной работе на разных этапах урока. Учащие­ ся все включены в нее. Они приучаются думать, размыш­ лять. Все это обеспечивает эф ­ фективность процесса обуче­ ния. О качестве знаний и активно­ сти говорит итог урока: за урок поставлено четыре пятер­ ки и три четверки. Завуч средней школы № 97 А. П. Благодурова на занятиях по математике часто использу­ ет технические средства. Так, при изучении темы «Решение задач с помощью векторов» она для проверки домашнего задания вызывает к доске трех учащихся. Остальные решают задачи по готовым чертежам. Выясняются вопросы, свя­ занные с определением поня­ тий скрещивающихся прямых, сечений, повторяются ранее изученные теории. Вызванные учащиеся ясно и обстоятельно дают ответ. А в случае затруднения учитель обращается к классу, и все раз­ решают проблему вместе. При опросе по домашним задани­ ям учитель спрашивает основ­ ные моменты решения задачи (свойства, теории), задает до­ полнительные вопросы, кото­ рые раскрывают глубину по­ нимания материала отвечаю­ щим, Затем трое учащихся вы­ ступают с докладами на изучае­ мую тему, в объяснениях ис­ пользуют таблицы, изготов­ ленные ими самими. Учитель, обобщая пройденный материал, подводит учащихся к тому, что многие задачи и теоремы до­ казываются легче с помощью векторного аппарата. В под­ тверждение этого демонстриру­ ется фрагмент о средней линии прямоугольника из фильма «Векторы на плоскости». Далее к доске вызываются двое уча­ щихся решать задачи, осталь­ ные отвечают на вопросы учи­ теля. Урок завершается самостоя­ тельной работой по заданиям, заготовленным на листочках. Проверка их осуществляется с помощью контрольных устройств «Огонек». Итог урока: пятеро учеников получили «отлично», трое — «хорошо». Такие уроки отвечают совре­ менным требованиям, девизу «Каждому уроку — отличную подготовку». А. АГИБАЛОВ, старший преподаватель пединститута, руководитель секции математиков. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ В Алма-Ате в издательстве «Наука» готовится к выпуску известный старотюркский па­ мятник письменности «Кодекс Куманикус», что в переводе означает «Книга куманов» (ку- маны — народ, некогда жив­ ший в Средней Азии). Создан­ ное в X I I I—X IV веках, это про­ изведение содержит словари куманского, персидского и латинского языков. Оно вклю­ чает также выдержки из текстов некоторых религиоз­ ных писаний. Кодекс изучали тюркологи разных стран. Четырежды осу­ ществлялось его издание полностью или по частям на разных языках. В 1828 году он вышел в Париже на француз­ ском языке, в 1880 году — в Будапеште на латинском, за­ тем в Санкт-Петербурге на не­ мецком. В 1936 году в Копен­ гагене было выпущено фак­ симильное издание. Куманский язык является предшественником современ­ ного казахского языка. Со­ трудники института языкозна­ ния Академии наук Казахской ССР перевели рукопись на современный казахский язык и готовят ее русский перевод. С помощью электронно-вы­ числительной машины они со­ ставили алфавитный, частот­ ный и обратный словари, пе­ реведя почти 3,5 тысячи куман- ских слов. Теперь «Кодекс Ку­ маникус» смогут читать люди нынешнего времени. Древняя рукопись до не­ давнего периода была недо­ ступна казахским ученым, так как в эпоху Возрождения ее оригинал оказался в Италии и поныне хранится в Венеции. Сейчас они при содействии Ле­ нинградского отделения Ин­ ститута языкознания Акаде­ мии наук СССР сняли фото­ копию с копенгагенского фак­ симильного издания и готовят пятое издание рукописи на казахском языке. Азат РАВГАТОВ. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz