Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 6 апреля 1978 года ф 3 стр. ИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОПУБЛИКОВАНЫ В НАШЕЙ ГАЗЕТЕ / СОРЕВНОВАНИЕ ПОМОГАЕТ Клавдию Ивановну Грушину и Надежду Ивановну Приходь ко— кавалера орденов Трудово го Красного Знамени и «Знак Почета», руководителей сорев нующихся бригад, связывают давняя дружба и долголетняя совместная работа. Вместе со многими эльтовца- ми они принимали самое актив ное участие в становлении предприятия. А Клавдия Ива новна участвовала в строитель стве родного завода и после сдачи его в строй осталась здесь. Члены ее бригады Нина Гри горьевна Киселева и Антонина Иванникова, несмотря на раз ницу в возрасте, не уступают друг другу в мастерстве. Поэтому, когда бригада Н. И. Приходько вызвала на соревно вание своих товарищей по тру ду , было над чем подумать. Соперник сильный, и мериться с ним силами совсем не про сто. Коллектив, руководимый Надеждой Ивановной, посто янно занимал классные места не только в цеховом, но и в заводском соревновании. Тем не менее вызов именитой бригады был принят. Особую ответственность от- жигальщицы почувствовали пос ле опубликования их обяза тельств в газетах «Красное зна мя» и «Электрон». За ходом их соревнования следят теперь тысячи ельчан, а с особым вни манием—товарищи по работе. Обе бригады поддержали почин москвичей и решили вы полнить задание трех лет пя тилетки к 7 октября — годов щине принятия новой Конститу ции СССР . С того времени, когда были приняты обязательства и нача лось соревнование, прошло около трех месяцев. Уже мож но говорить о некоторых его итогах. В трудовом соперничестве ли дирует коллектив Н. И. При ходько. Он опережает график на три месяца. На IV ! календа ре сейчас конец июля 1978 го да. Всего несколько дней усту пает ' бригада К. И. Груши ной. — Работаем мы, - на первый взгляд, одинаково, — говорит она,— кажется, все резервы изысканы И все-таки они есть. Члены бригады находят их и ставят на службу эффективно сти и качества работы. Казалось бы, что отжиг в ва кууме давно освоен, и приме нить здесь что-либо новое для ускорения операций без ущер ба качеству трудно. Однако, тщательно изучив процесс, жен щины нашли способ повыше ния производительности труда. Это стало возможным потр- му, что отжигальщицы хорошо освоили оборудование. Начальник участка Г. М. Стри- жевская говорит, что недавно на квалификационных экзаме нах производственницы показа ли глубокие технические зна ния. Им даже позавидовали присутствовавшие здесь слеса ри-наладчики, которые ремон тируют печи отжига и другие механизмы. Сказывается и тесный контакт бригад с технологами. Совме стный поиск резервов дает по ложительные результаты. Это, несомненно, отражается на росте производительности тру да и повышении качества про дукции. Результаты труда отжигаль- щиц во многом зависят от дру гих производственников, напри мер, от гальваников. Стоит им недостаточно качественно про мыть детали, и отжиг их ста новится более затруднитель ным, изменяются временные и температурные режимы. Резервом повышения произ водительности труда явилось освоение членами бригады но вого оборудования. Работа на вакуумных установках позволи ла уплотнить рабочее время от- жигальщиц. Но не все бывает гладко. Много неприятностей доставля ют внезапные прекращения по дачи электроэнергии. Послед ствия серьезно сказываются на эффективности работы, приво дят к вынужденным простоям. И сегодня еще изделия для отжига с участка на участок члены бригады доставляют са ми, что требует дополнительно го расхода времени. Закрепление достигнутых ус пехов и устранение имеющихся недостатков в соревновании двух пеоедовых бригад будет достойным ответом на Письмо ЦК КПСС Совета Министров СССР , ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Г. СКАРЕДНОВ, сотрудник многотиражной газеты «Электрон» завода «Эльта». Т О В А Р Ы — ШАР О Д У Куйбышевская область. Производство бытовых надллитных воздухоочистителей увеличит в этом году электротехнический за вод в Тольятти. Прибор очищает и озонирует воздух на кухне. Укрепляется он над газовой плитой, а питается от сети перемен ного тока. На снимке: работница цеха Татьяна Сапаркина демонстрирует бытовой воздухоочиститель, Фото Ю. БЕЛОЗЕРОВ (Фотохроника ТАСС ) Верным спутником и хорошим советником у работников элементного завода стала многоти ражная газета «Энергия». Из нее электрохимики узнают о новостях жизни предприятия, творче ских успехах товарищей по труду , о передовом опыте лучших коллективов. НА СН И М К Е : работникам цеха № 10 принесли свежий номер «Энергии».1 Фото А , БО ЕВ А . Пятилетка . Учители . Качество . УРОКУ- ОТЛИЧНУЮ ПОДГОТОВКУ Главной задачей общеобра зовательной школы является по следовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного сред него образования, дальнейшего совершенствования учебно-вос питательного процесса. Партия и правительство ставят задачу полнее использовать воспита тельный потенциал урока, ук репить связь изучения основ наук с жизнью. Решительны^ поворот к улучшению подготов- . к-и школьников к труду в сф е ре материального производст ва настоятельно требует усилить политическую направленность уроков. Это имеет существен ное значение для профессио нальной ориентации, для поли тической и практической под готовки к работе в промышлен ности, сельском хозяйстве и т. д. Главное — научить детей по полнять свои знания и практи чески применять их в разных условиях. Разнообразные ме тоды проверки знаний, стиму лирующие познавательную дея тельность, привлечение к ак тивной мыслительной деятель ности учащихся и многое дру гое применяют лучшие препо даватели на занятиях. Мы на уроке математики в 5 классе СШ № 21, который ведет заслуженная учительни ца РСФСР Т. П. Першина. Ка бинет хорошо обставлен моде лями, сделанными самими уча щимися, на стенах — плакаты с высказываниями выдающихся математиков. Изучается тема «Приведение подобных слагае мых». Казалось, ничего осо бого в урок внести нельзя. Но Тамара Петровна строит урок интересно и увлекательно. Предлагая задачу для устного счета, она ярко показывает, как возросло число учащихся сред них школ в 1976 году по срав нению с 1914 годом, увязав Это с заботой партии и правитель ства о нашей молодежи. Осу ществляет коммунистическое воспитание через урок. При контроле знаний (математиче ском диктанте) применяет маг нитофонные записи. Освободив шееся время она использует для проверки домашних заданий у слабых учащихся. Сильным предлагает задачи повышенной трудности, на сообразитель ность. большое внимание уделя ется самостоятельной работе на разных этапах урока. Учащие ся все включены в нее. Они приучаются думать, размыш лять. Все это обеспечивает эф фективность процесса обуче ния. О качестве знаний и активно сти говорит итог урока: за урок поставлено четыре пятер ки и три четверки. Завуч средней школы № 97 А. П. Благодурова на занятиях по математике часто использу ет технические средства. Так, при изучении темы «Решение задач с помощью векторов» она для проверки домашнего задания вызывает к доске трех учащихся. Остальные решают задачи по готовым чертежам. Выясняются вопросы, свя занные с определением поня тий скрещивающихся прямых, сечений, повторяются ранее изученные теории. Вызванные учащиеся ясно и обстоятельно дают ответ. А в случае затруднения учитель обращается к классу, и все раз решают проблему вместе. При опросе по домашним задани ям учитель спрашивает основ ные моменты решения задачи (свойства, теории), задает до полнительные вопросы, кото рые раскрывают глубину по нимания материала отвечаю щим, Затем трое учащихся вы ступают с докладами на изучае мую тему, в объяснениях ис пользуют таблицы, изготов ленные ими самими. Учитель, обобщая пройденный материал, подводит учащихся к тому, что многие задачи и теоремы до казываются легче с помощью векторного аппарата. В под тверждение этого демонстриру ется фрагмент о средней линии прямоугольника из фильма «Векторы на плоскости». Далее к доске вызываются двое уча щихся решать задачи, осталь ные отвечают на вопросы учи теля. Урок завершается самостоя тельной работой по заданиям, заготовленным на листочках. Проверка их осуществляется с помощью контрольных устройств «Огонек». Итог урока: пятеро учеников получили «отлично», трое — «хорошо». Такие уроки отвечают совре менным требованиям, девизу «Каждому уроку — отличную подготовку». А. АГИБАЛОВ, старший преподаватель пединститута, руководитель секции математиков. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ В Алма-Ате в издательстве «Наука» готовится к выпуску известный старотюркский па мятник письменности «Кодекс Куманикус», что в переводе означает «Книга куманов» (ку- маны — народ, некогда жив ший в Средней Азии). Создан ное в X I I I—X IV веках, это про изведение содержит словари куманского, персидского и латинского языков. Оно вклю чает также выдержки из текстов некоторых религиоз ных писаний. Кодекс изучали тюркологи разных стран. Четырежды осу ществлялось его издание полностью или по частям на разных языках. В 1828 году он вышел в Париже на француз ском языке, в 1880 году — в Будапеште на латинском, за тем в Санкт-Петербурге на не мецком. В 1936 году в Копен гагене было выпущено фак симильное издание. Куманский язык является предшественником современ ного казахского языка. Со трудники института языкозна ния Академии наук Казахской ССР перевели рукопись на современный казахский язык и готовят ее русский перевод. С помощью электронно-вы числительной машины они со ставили алфавитный, частот ный и обратный словари, пе реведя почти 3,5 тысячи куман- ских слов. Теперь «Кодекс Ку маникус» смогут читать люди нынешнего времени. Древняя рукопись до не давнего периода была недо ступна казахским ученым, так как в эпоху Возрождения ее оригинал оказался в Италии и поныне хранится в Венеции. Сейчас они при содействии Ле нинградского отделения Ин ститута языкознания Акаде мии наук СССР сняли фото копию с копенгагенского фак симильного издания и готовят пятое издание рукописи на казахском языке. Азат РАВГАТОВ. (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz