Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 1 апреля 1978 года ф 3 стр. ВЕШНИЕ ВОДЫ. Фото Ю. ТИТОВА. ДНЕВНИК ИСКУССТВ Её души прекрасные порывы М ОСКОВСКОЕ время шесть часов, пять минут, - бодрым и немного торжествен ным голосом произнес диктор центрального радио. Санька приоткрыла глаза и, за шуршав одеялом, переверну лась на другой бок Немного досадуя на мать, которая име ла привычку рано вставать и на всю громкость включать ра дио, Санька попыталась опять заснуть. Но, вспомнив, какое сегодня число, а было ше стое марта, нахмурилась и, недовольно зевнув, поднялась с кровати. Мать уже давно во зилась на кухне, оттуда доно сился звон посуды и шум бе гущей воды. Когда мать работала в пер вую смену, она, встав по раньше, готовила завтрак. Если же Санька приходила из школы первой, то она, в свою очередь, делала уборку по дому и готовила матери обед, вкладывая в это дело все ку линарное умение пятнадцати летней девчонки. Отца у Саньки не было, вер нее, он был, но остался где- то далеко за чертой первых Санькиных лет. Отец умер от рака, говорила мать. С тех пор жили они вдвоем. — Шурик, ты уже встала?— послышался ее веселый голос. — Скорее делай зарядку и умывййся. — Не получив ответа, но безошибочным чутьем ма теринского сердца уловив на строение дочери, мать спро сила: — У тебя неприятности? — Нет. С чего ты взяла? — как можно ласковее ответила Санька, всем своим видом по казывая, что все в порядке. Да и как сказать, что давно же лаемого и уже было приме ренного по собственной руке подарка для матери не стало. Крохотный коробочек, в кото ром тикали часы «Заря», куплен ные на сэкономленные от завт раков и мороженого деньги, Санька потеряла. В комнату вошла мама. — Нет. У тебя что-то опре деленно случилось, — участливо предположила она. — Твои вес нушки так красноречиво сму щаются, что не заметить этого нельзя. — Ну, мама! — недовольно протянула Санька, обиженно на дув губы. — Ну-ну. Не буду, не буду ,— примирительно и вместе с тем лукаво заверила мать. — А во- обще-то, да будет тебе из вестно, милая дочь, что вес нушки в настоящее время вещь модная. Так что скоро, ког да еще немного подрастешь, ты у меня будешь первой невестой. Санька встала, умылась По том они сели за стол завтра кать, — Что это ты, мам, сегодня такая веселая? — после недол гого молчания спросила Сань ка. — Как это что? Хороших причин, моя сердитая, целый короб, — и мать весело начала загибать пальцы на левой руке .— Во-первых, весна — раз, во-вто рых, Послезавтра—восьмое мар та — два, в-третьих, я сегодня получу сто двадцать рублей премии, и мы с тобой будем объедаться мороженым. Да, в-четвертых, после работы я зайду в магазин и выберу те бе подарок Тебе что больше нравится, покупать или да рить? — Покупать, — с трудом пробормотала Санька. — А по-моему, все-таки приятнее дарить, — утверждала мать. —Ну как,я все правильно подсчитала? — и она победно взглянула на дочь. Санька вздо/нула и грустно кивнула головой. —Да. Дарить — это действи тельно приятно. — Ты что-то сегодня плохо вато ешь. Давай побыстрее, а то опоздаем. Наскоро поев и убрав посу ду , обе привели себя в порядок и вышли из дома. Ехать им бы ло в одном направлении, но Санька заявила, что пойдет пешком Как только мать села в автобус девочке опять ста ло не по себе Чувство горечи и досады испытывала Санька. В школе она никак не мог ла сосредоточиться. Привыч ный интерес к занятиям пропал, так что уроки для нее прошли бесцветно и нудно. Учителя по нескольку раз делали ей заме чания, удивляясь Санькиному поведению, обычно такому при лежному. 1111111111111111111111111111111| | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 РАССКАЗ М. ВОРОТЫНЦЕВ 11П1111Ш1М11111111ШШ11|||||||||||Ш||||| После уроков Санька пошла к своей подруге, как она это часто делала раньше. Потом они вместе учили уроки, и Санька нарочно оттягивала время, чтобы попозже вернуть ся домой. Но сиди не сиди, а идти все же надо. Начало темнеть. Бредя по улице, Санька инстинктивно замедлила шаги, боясь подумать о предстоящем празднике Она представляла, как наступит этот радостный день. Как они вста нут рано утром, и мать будет весело напевать, а она, Санька, начнет помогать мате ри готовить праздничный завт рак Потом, все приготовив, мать оденется в свое лучшее платье, с таинственном видом вышлет Саньку на кухню Про верив, не подглядывает ли она, начнет рыться в шифоньере. Мать будет очень волноваться, забудет, куда спрятала подарок, все перероет, а лотом, совер шенно растерянная и смущен ная, откроет дверь кухни и по зовет Саньку Потом наступит Санькина оче редь. И она, сияющая, препод несет матери свою покупку. Впрочем, что же она теперь преподнесет? Что она скажет маме? Что подарка нет? Что Санька — растеряха? Она шла, низко опустив голо ву, думая о своей беде, кляня собственную рассеянность. Пройдя хлебный магазин, Санька обратила внимание на лежащий чуть в стороне ма ленький сверток, завернутый в газету. Она с досадой пнула его ногой, и тот полетел, закру тился на еще не начавшем таять льду Сверток был сов сем крохотный, перетянутый черной резинкой от бигуди. Санька еще раз его поддала, а потом заинтересовалась, подня ла и принялась разглядывать. Сняв резинку и развернув бу магу, девочка увидела деньги. Пересчитала. Их было ровно сто двадцать рублей. Противо речивые чувства охватили Сань ку Вначале она обрадовалась своей находке, увидев в этом возможное спасение — купить матеои новый подарок От радости у нее даже захватило дух. Но потом, вспомнив свою пропажу, девочка вздохнула. Ведь кто-то так же, как и она, горюет о потерянном. Кто-то останется ни с чем. И ему так же вот будет горько и обидно. А мама? Разве мама приняла бы подарок, узнав, откуда эти деньги? Санька стояла и не знала, как ей быть. В ее душе боро лись два чувства, но ни одно из них не могло одержать верх. Постояв еще немного и приняв твердое решение, девочка быст ро зашагала домой. Но несмотря на поздний час, матери дома не оказалось. Санька разогрела обед и только собралась сесть к столу, как прозвенел звонок. Вошла мать. Поставила сумку с хлебом на стол, разделась и устало опу стилась на стул. — Ма, что это ты сегодня так поздно? — спросила Санька. — Торжественное у нас бы ло. Потом в магазин заходила. Вон батон в сумке достань ,,— проговорила мать. Потом они сели ужинать. И, странное дело, впервые за многие годы ужин протекал безмолвно. Покончив с едой, Санька быстро помыла грязные тарелки и подошла к приго рюнившейся матери. — Ну вот, дочка, через день наш праздник, — мать, немно го помолчав и пристально взгля нув на дочь, добавила: — а ко му-то не до веселья будет. Поняв материнские слова по- своему, девочка опустила голо- вт. Ей стало стыдно. В словах матери слышался упрек, и она готова была разреветься. А мать между тем вынула из кармана маленькую коробоч ку. — Вот кто то потерял, — она сделала паузу и с трудом до бавила,—а я вот... Подобрала.— И устало пряча глаза от до чери, протянула коробочку. Некоторое время Санька смот рела на находку, узнавая ее. Это была та самая коробочка, а в ней та «Заря», что она поте ряла. Потом, решительно по дойдя к лежащему портфелю', вытащила найденный сверток из портфеля. , — Я тоже нашла. Посмотри. — Санька просительно смотре ла на мать Но та молчала, как бы осуждая дочь.—Мамоч ка, я, честное слово, не хотела себе брать,—на Санькиных гла зах показались слезы, и в то же время ей показалось, будто го ра с плеч свалилась.— Я подарок твой потеряла. Я не знаю, что с этими деньгами делать. Ма мочка. Ты сердишься? Ну по смотри на меня. Я хотела эти сто двадцать рублей отдать, но не знала кому. Мать медленно подняла го лову и удивленно посмотрела на сверток Потом, видимо, по няв, в чем дело, обняла дочь и заплакала. — Это же я потеряла деньги, а они нашлись, слава богу! Ведь я что так долго не прихо дила — я премию свою пропа щую искала. А нашла коробоч ку и в ней часы. Несу эти часы, а сама казнюсь — будто украла чего. Мать смущенно взглянула на Саньку Санька, наконец, поняв переживания матери, ви новато заморгала длинными рес ницами. — Э то . , : эти:.-; В общем эти часы я тебе в подарок купила... и потеряла, — девочка всхлипнула и разревелась. Они еще долго сидели и го ворили, говорили, перебивая ДРУГ друга. Д ОЖДЬ Сильный. Теплый. Сквозь его пелену краски окружающей природы кажутся размытыми и очень яркими. Люди прячутся от него, бегут. Стоп , кадр. Остановись, мгнове- , ние. Ты прекрасно. Она тоже бежала. Чтобы успеть проводить моряка в плаванье. Чтобы последние ми нуты пребывания на земле бы ли для него теплыми. ...С ней его свело несчастье. У Анатолия умерла мать, и Клав дия оказалась случайно в его доме. И потом приходила, чтобы взять на себя заботу о похоро нах и скрасить подавленному горем человеку первые самые горькие минуты одиночества. — Чему вы удивляетесь? Если у человека случится беда, обязательно кто-нибудь придет на помощь, — говорит она. Сначала Анатолию (артисту Игорю Ледогорову) видится в этих ее настойчивых заботах о нем тонкий расчет, потом оп ределенный чисто женский ин терес. В самом деле! С чего бы эта совершенно чужая женщи на стала тратить на почти не знакомого ей человека свое время и силы, бегать по знако мым, одалживать деньги на по хороны и поминки, сидеть с ним в опустевшем доме. Но постепенно Анатолий по нимает, что Клавдия и расчет ливость — понятия несовмести мые и что ему посчастливи лось встретить редкое по доб роте и самоотверженности су щество. Трудное сближение двух немолодых людей и со ставляет сюжет фильма «Порт рет с дождем». Клавдия всегда взволнована чужими неприятностями, чужи ми волнениями И не прини мать их близко к сердцу она не может. Отказывается от квартиры, потому что один из ее товарищей по работе разо шелся с женой и теперь ему негде жить. Пожалела молодо го парнишку, оставшегося без ноги, вышла за него замуж, ро дила ему сына, а он нашел себе другую. Вторично полю била человека—и снова ошибка. Близких, причинивших ей горе, она не винит. Она всегда ста рается понять человека, всегда заботится о нем, забывая о се бе. И, несмотря на массу хло пот. на одиночество, на двух взрослых детей, требующих внимания, что-то простодушно девическое сохранилось в ее «. облике, в круглых веселых ще ках и синих глазах, с любопыт ным доброжелательством гля дящих на нас с экрана. Любовь, взаимоотношения героини со взрослыми детьми, у которых тоже идет своя жизнь, свои знакомства и влюб ленность, маленькие события дома и на работе в типографии, где к Клаве относятся с друже ским уважением, как к близко му всем человеку,—вот, собст венно, тот жизненный материал, из которого создают А Воло дин и Г. Егиазаров свой порт рет. В центре их внимания не исключительная личность, а са мая обычная женщина — не слишком везучая, не семи пя дей во лбу, не одаренная ни какими способностями, кроме бескорыстия и доверчивости. Роль Клавдии сыграла арти стка Галина Польских. Сыграла очень правдиво, очень тепло. Сумела показать все обаяние, всю поэтичность этого образа. Струи дождя бегут по окон ному стеклу. И заставляют ду мать о человеке, стоящем на улице около ее подъезда, за ставляют схватить зонтик и броситься на улицу. Струи дождя — они не только кале фон для портрета. Они, как чув ства Клавдии: бурные, яркие. Не знающие покоя. Но имен но они делают окружающий ее мир богаче. Г. ТАРАСОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz