Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

К Р А С Н О Е З Н А М Я » ® 6 января 1978 года ® 3 стр. Пятилетка. Учитель. Иачество. „Я МОГЛА БЫ УЧИТЬСЯЛУЧШ.,Е" написала в анонимной анкете старшеклассница. 64 из 65 опрошенных ребят считают так же. Как помочь им ! Сегодня мы начинаем разговор на эту тему. Пусть в нем прим ут участие преподаватели, врачи, психологи , родители и сами школьники . Ж дем ваших писем , товарищи. СЭ СВОИХ письменных отве- * тах на вопрос анонимной анкеты : что мне мешает лучше учиться — учащиеся 8— 9 классов пытаются проанали­ зировать свое отношение к учебе. Они пишут о семье, школе, улице, увлечениях, ка ­ честве своего характера. Они откровенны . М ож е т быть, впервые им приходится вот так углублен ­ но посмотреть на себя со сто­ роны, попытаться разобраться в себе. Одни лаконичны . Д р у ги е многословны . Перебирая страницы, видишь прежде всего приметы социалисти­ ческо го образа жизни . Ни один подрос то к не выставляет причиной, мешающей учиться лучше, материальную необес ­ печенность, отсутствие учебни ­ ков и других пособий. Никто не сетует на тесно­ ту и неприспособленность ш кольных помещений . На­ оборот , они не упускаю т слу­ чая отметить, что дома им созданы все условия для ус­ пешной учебы. Они пишут о просторных, светлых и хорош о оборудованных ш кольных ка ­ бинетах. О возможности посе ­ щать м узы кальную шкоду . Об увлечении спортом . Об инте­ ресных книгах, О телевизоре. Никто не ссылается на слабые природные способности . Лишь 1 человек из 65 пожаловался на слабую память: «Я не р а з ­ виваю ее, так ка к мало чи­ таю...» I Характерно : все остальные считают, что учатся ниже своих возможностей . Почему? Причины выставляются са­ мые разнообразные . В не ко то ­ рых ответах содержится кр и ­ тика ш кольной дисциплины . Так, одна ученица пишет: «Мне кажется , что мы не так. ка к надо, слушаем учи ­ теля. У нас есть молодой учитель. Он, казалось бы, и у р о к хорош о рассказывает, и знает мно го , но слушают его плохо. Именно на этот предмет У меня и времени не остается. М ож е т быть. потому , что он спрашивает нестрого !» Дру гая девочка затрагивает проблему , бли з кую к первой, — проблему несовершенства педа го гическо го процесса: «Спрашивают ред ко . Когда получишь оцен ку , перестаешь учить и пропускаеш ь тему за темой , ко торы е потом уже трудно понять». Есть и такие чистосердечные признания : «Я часто пропус каю уроки . И еще — -мне постоянно м е ­ шает мой д р у г — сосед по парте, и поэтому он учится так же , ка к и я». Как видно, справедливы на­ рекания некоторых ребят, ука ­ зывающих на «шум в классе, мешающий воспринимать но ­ вый материал». Учебный труд... Все относятся к нему по -разному . Один пи­ шет, что тратит на приготовле­ ние домашних заданий 3 ча­ са. Д р у го й — 30 минут! При ­ знаются: «Для того, чтобы сделать домашнее задание, у меня не хватает терпения и времени...», «Если я села делать уроки , то до конца ни за что не д о ­ делаю. Обязательно что-то оставлю на утро, а потом забу ­ ду. И так каждый раз...», «Мне мешают различные увлечения. Если начну чем -то интересным заниматься, то на весь день, п уро ки учить некогда». Так, 80 процентов давших от ­ вет на вопрос : что мне меша­ ет лучше учиться, ссыла­ ются на лень, неумение дово ­ дить дело до конца на то, что мир их увлечений сильнее чув­ ства долга. И на дряблость воли: «Мне кажется, что большинство у ч е - , ников, в числе которы х и я, не имею т достоточно силы воли, чтобы заставить себя учить веб уроки» . Великое- благо наших дней — телевизор — тоже в числе «причин», мешающих учиться. «Часто см отрю кино по 4-й про грамме до 11 вечера, — признается старшеклассник. — Ложусь в Л ночи. У тром мне очень трудно вставать в ш ко ­ лу, а в ш коле до 12 часов дня хожу ка к в воду опущ ен ­ ный». Никто из 65 учащихся не у ка ­ зал, что учится ниже своих возможностей из-за отсут­ ствия правильного режима и навыков умственного труда. Никто не жалуется на свое не­ умение организовать жизнь так, чтобы хватало человека и на труд, и на отдых. А ведь дело-то именно в этом ! Из анкеты узнаем, как ор га ­ низую т подростки свой день. Никто не планирует своего времени. Не составляет р еж и ­ ма дня, чтобы сосуществовали в м ирном равновесии мир дол ­ га и мир увлечений. Отдыхают ли ребята после уро ков на свежем воздухе? Хотя 2— 3 человека признались, что им мешает лучше учиться «улица», большинство сетует на другое . «Многие учителя считают, что если ученик учится не на «от­ лично», то он мно го времени проводит на улице, а я на ули ­ це не была с сентября», — пишет девочка. «Гуляю по во ­ скресеньям и то редко» , — замечает другая. ■ И в то ж е время, как пи­ шут ребята, у них уходит д ор о ­ гое время на пустое ничегоне- деланье, а домашние учебные занятия бессистемны. Невольно вытекает вывод, что НОТ не захватывает деятель­ ности подростка в самом глав­ ном — в е го учебном труде. А ш кола не нашла еще дейст­ венных методических приемов, воспитывающих привычку к систематическому врлевому усилию , без ко торо го немыслим учебный труд . Именно учитель должен учить детей организованности с пер ­ вого класса. Распорядок дня для всех один составить нель­ зя, да это и не нужно . У каж ­ д о го он м ож е т быть свой, особый. Но он должен ор га ­ низовывать. Это залог здо ­ ровья, успешного ученья, ра­ ботоспособности, культурного роста. Самая напряженная, но бессистемная работа не приносит тех результатов, какие она могла бы дать в усло ­ виях правильного режима . Часто ли м ож но увидеть а плане работы классного р у ­ ководителя беседу о важности правильного режима в дея ­ тельности человека? М но гим ли ученикам он помо г вырабо­ тать индивидуальный распоря ­ д о к дня? Привлекается ли внимание родителей к этому важному вопросу в жизни их ^етей? Ставится ли перед подростком проблема самовоспитания? Как надо работать над со­ бой — этот вопрос может стать темой увлекательных бесед учителя с учениками. Се­ годня, как один, они пишут, что им мешают лучше учиться «лень», «неусидчивость», «не­ собранность». Задача семьи и школы — учить их бороться с собой за себя, с отрицательными черта­ ми в характере. Главное — о ней не надо забывать. О. НИКОЛЬСКАЯ, наш внештатный корреспондент . На экране — многоцветье радуги «Рубин», «Радуга», «Элект­ рон».., Телевизоры цветного изображения этих и других ма­ р о к прочно вошли в быт совет­ ских людей. С каждым годом растет их выпуск, на прилавках магазинов появляются новые, более совершенные модели. В Ленинграде, в научно -про ­ изводственном объединении «Позитрон» освоено серийное производство малогабаритного переносного цветного телеви­ зора «Электроника-430Ц». Он собран на интегральных схе­ мах, снабжен сенсорным пе­ реключателем каналов и может работать ка к от сети перем ен ­ ного тока, так и от автомобиль­ ного аккумулятора . Размер его экрана— 25, сантиметров по диа­ гонали. На снимке : монтажница Тать­ яна Зайцева демонстрирует те­ левизор «Электроника-430Ц»( Ф о то М. Блохина. (Ф о тохрони ка ТАСС). Станок - ювелир Ленинград. Станок-автомат, к о ­ торый обрабатывает приборные подшипники величиной со спи­ чечную головку , стал серийной продукцией станкостроительно­ го объединения имени Сверд ­ лова. Первая партия таких м е ­ таллообрабатывающих «ювели­ ров» отправлена заказчикам с полугодовым опережением пла­ новых сроков . Ускорение выпуска новинки—] результат ш и ро ко развернувше ­ гося соревнования за со кращ е ­ ние цикла «разработка— внед­ рение». Десятки творческих бригад в полтора— два раза быстрее реализовали свои комплексные планы. (ТАСС). Зимние каникулы — счаст­ ливое время. Хочешь — стано­ вись на лыжи и отправляйся в лес, там сейчас тихо и ска­ зочно. Хочешь — бери коньки и— на каток. А хочешь— мо­ жешь посмотреть, как идут со­ ревнования по баскетболу, шах­ матам, хоккею. Или пойти в кино- Во всех кинотеатрах го­ рода утром демонстрируются детские кинофильмы. А еще хороши каникулы тем, что больше времени ты мо­ жешь провести со своими друзьями. Поспорить о прочи­ танной книге, заняться вме­ сте любимым делом, а то и просто погулять по городу. Фото А. БОЕВА. В ДНИШКОЛЬНЫХ каникул ДЕТСКИЙ ПАРК ДРУЗЕЙ ВСТРЕЧАЕТ Идут школьные каникулы. Каждый день в Детский парк приходит множество ребят. Чем они занимаются? Как отдыха­ ют? «Я ТЕБЕ РАЗОЖГУ КОСТЕР НА СНЕГУ» Есть такая песня. 0 том. как друг выручает друга, за­ жигая для него спасительный костер. Но сделать это, оказывается, не так-то просто. Нужно знать немало очень важных мелочей: как очистить место от снега, выложить его камнем, где най­ ти сушняк и как сложить его шалашиком. Только тогда за­ бьется, затрепещет живое пла­ мя. Воспитанников Бориса Гри­ горьевича Лес;ока костром на снегу не удивишь. Они сами могут приготовить шщ у , раз­ бить палатку в зимних усло­ виях, правильно сориентиро­ ваться на местности, что тоже нелегко, когда кругом снег. Всему этому научили их од­ нодневные зимние походы в лес. которые совершают сей­ час члены туристического клу­ ба старшеклассников. На ка­ никулах. когда у ребят есть много свободного времени, они целые дни проводят в Детском парке. Занимаются общей фи­ зической подготовкой, изучают основы морского дела, приво­ дят в порядок туристическое снаряжение. Все они должны знать, уметь. Ведь когда программа теорети­ ческих и практических заня­ тий будет полностью пройдена, они получат удостоверение ту­ ристического организатора. БЫЛИ ПОБЕДЫ И НИЧЬИ В комнате шахматного клуба — тишина- Спокойно высту­ кивают часы на столах. Не­ слышно передвигаются фигу­ ры. С фотографий на стенах строго смотрят чемпионы ми­ ра по шахматам всех времен. Между столиками прохажи­ ваются судьи первой категории А. М. Голиков. Н. В Иванни­ ков, И. Д. Гудилин, С. А. Ас­ тафьев, И. И. Карасев. Заканчиваются соревнования по шахматам в зачет кругло­ годичной спартакиады школь­ ников. В них приняли участие 90 мальчиков и девочек. Вче­ ра подведены итоги борьбы уча­ щихся восьмилетних школ. Чемпионом оказалась команда школы X: 7.Ей вручены пере­ ходящий кубок города, дипло­ мы первой степени, Почетные грамоты, сувениры. Сегодня определился победи­ тель и среди средних школ города. Это команда СШ № 2 1. Первыми ее поздравили глав­ ный судья соревнований И. У. Ефанов, председатель шахмат­ ной федерации К. И. Сусоров. инспектор гороно И. И. Иванов. Определены победители. Но шахматные баталии не кончи­ лись. Г. ТАРАСОВА. Редактор А. В. АЛЕКСЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz