Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
К Р А С Н О Е З Н А М Я » ® 6 января 1978 года ® 3 стр. Пятилетка. Учитель. Иачество. „Я МОГЛА БЫ УЧИТЬСЯЛУЧШ.,Е" написала в анонимной анкете старшеклассница. 64 из 65 опрошенных ребят считают так же. Как помочь им ! Сегодня мы начинаем разговор на эту тему. Пусть в нем прим ут участие преподаватели, врачи, психологи , родители и сами школьники . Ж дем ваших писем , товарищи. СЭ СВОИХ письменных отве- * тах на вопрос анонимной анкеты : что мне мешает лучше учиться — учащиеся 8— 9 классов пытаются проанали зировать свое отношение к учебе. Они пишут о семье, школе, улице, увлечениях, ка честве своего характера. Они откровенны . М ож е т быть, впервые им приходится вот так углублен но посмотреть на себя со сто роны, попытаться разобраться в себе. Одни лаконичны . Д р у ги е многословны . Перебирая страницы, видишь прежде всего приметы социалисти ческо го образа жизни . Ни один подрос то к не выставляет причиной, мешающей учиться лучше, материальную необес печенность, отсутствие учебни ков и других пособий. Никто не сетует на тесно ту и неприспособленность ш кольных помещений . На оборот , они не упускаю т слу чая отметить, что дома им созданы все условия для ус пешной учебы. Они пишут о просторных, светлых и хорош о оборудованных ш кольных ка бинетах. О возможности посе щать м узы кальную шкоду . Об увлечении спортом . Об инте ресных книгах, О телевизоре. Никто не ссылается на слабые природные способности . Лишь 1 человек из 65 пожаловался на слабую память: «Я не р а з виваю ее, так ка к мало чи таю...» I Характерно : все остальные считают, что учатся ниже своих возможностей . Почему? Причины выставляются са мые разнообразные . В не ко то рых ответах содержится кр и тика ш кольной дисциплины . Так, одна ученица пишет: «Мне кажется , что мы не так. ка к надо, слушаем учи теля. У нас есть молодой учитель. Он, казалось бы, и у р о к хорош о рассказывает, и знает мно го , но слушают его плохо. Именно на этот предмет У меня и времени не остается. М ож е т быть. потому , что он спрашивает нестрого !» Дру гая девочка затрагивает проблему , бли з кую к первой, — проблему несовершенства педа го гическо го процесса: «Спрашивают ред ко . Когда получишь оцен ку , перестаешь учить и пропускаеш ь тему за темой , ко торы е потом уже трудно понять». Есть и такие чистосердечные признания : «Я часто пропус каю уроки . И еще — -мне постоянно м е шает мой д р у г — сосед по парте, и поэтому он учится так же , ка к и я». Как видно, справедливы на рекания некоторых ребят, ука зывающих на «шум в классе, мешающий воспринимать но вый материал». Учебный труд... Все относятся к нему по -разному . Один пи шет, что тратит на приготовле ние домашних заданий 3 ча са. Д р у го й — 30 минут! При знаются: «Для того, чтобы сделать домашнее задание, у меня не хватает терпения и времени...», «Если я села делать уроки , то до конца ни за что не д о делаю. Обязательно что-то оставлю на утро, а потом забу ду. И так каждый раз...», «Мне мешают различные увлечения. Если начну чем -то интересным заниматься, то на весь день, п уро ки учить некогда». Так, 80 процентов давших от вет на вопрос : что мне меша ет лучше учиться, ссыла ются на лень, неумение дово дить дело до конца на то, что мир их увлечений сильнее чув ства долга. И на дряблость воли: «Мне кажется, что большинство у ч е - , ников, в числе которы х и я, не имею т достоточно силы воли, чтобы заставить себя учить веб уроки» . Великое- благо наших дней — телевизор — тоже в числе «причин», мешающих учиться. «Часто см отрю кино по 4-й про грамме до 11 вечера, — признается старшеклассник. — Ложусь в Л ночи. У тром мне очень трудно вставать в ш ко лу, а в ш коле до 12 часов дня хожу ка к в воду опущ ен ный». Никто из 65 учащихся не у ка зал, что учится ниже своих возможностей из-за отсут ствия правильного режима и навыков умственного труда. Никто не жалуется на свое не умение организовать жизнь так, чтобы хватало человека и на труд, и на отдых. А ведь дело-то именно в этом ! Из анкеты узнаем, как ор га низую т подростки свой день. Никто не планирует своего времени. Не составляет р еж и ма дня, чтобы сосуществовали в м ирном равновесии мир дол га и мир увлечений. Отдыхают ли ребята после уро ков на свежем воздухе? Хотя 2— 3 человека признались, что им мешает лучше учиться «улица», большинство сетует на другое . «Многие учителя считают, что если ученик учится не на «от лично», то он мно го времени проводит на улице, а я на ули це не была с сентября», — пишет девочка. «Гуляю по во скресеньям и то редко» , — замечает другая. ■ И в то ж е время, как пи шут ребята, у них уходит д ор о гое время на пустое ничегоне- деланье, а домашние учебные занятия бессистемны. Невольно вытекает вывод, что НОТ не захватывает деятель ности подростка в самом глав ном — в е го учебном труде. А ш кола не нашла еще дейст венных методических приемов, воспитывающих привычку к систематическому врлевому усилию , без ко торо го немыслим учебный труд . Именно учитель должен учить детей организованности с пер вого класса. Распорядок дня для всех один составить нель зя, да это и не нужно . У каж д о го он м ож е т быть свой, особый. Но он должен ор га низовывать. Это залог здо ровья, успешного ученья, ра ботоспособности, культурного роста. Самая напряженная, но бессистемная работа не приносит тех результатов, какие она могла бы дать в усло виях правильного режима . Часто ли м ож но увидеть а плане работы классного р у ководителя беседу о важности правильного режима в дея тельности человека? М но гим ли ученикам он помо г вырабо тать индивидуальный распоря д о к дня? Привлекается ли внимание родителей к этому важному вопросу в жизни их ^етей? Ставится ли перед подростком проблема самовоспитания? Как надо работать над со бой — этот вопрос может стать темой увлекательных бесед учителя с учениками. Се годня, как один, они пишут, что им мешают лучше учиться «лень», «неусидчивость», «не собранность». Задача семьи и школы — учить их бороться с собой за себя, с отрицательными черта ми в характере. Главное — о ней не надо забывать. О. НИКОЛЬСКАЯ, наш внештатный корреспондент . На экране — многоцветье радуги «Рубин», «Радуга», «Элект рон».., Телевизоры цветного изображения этих и других ма р о к прочно вошли в быт совет ских людей. С каждым годом растет их выпуск, на прилавках магазинов появляются новые, более совершенные модели. В Ленинграде, в научно -про изводственном объединении «Позитрон» освоено серийное производство малогабаритного переносного цветного телеви зора «Электроника-430Ц». Он собран на интегральных схе мах, снабжен сенсорным пе реключателем каналов и может работать ка к от сети перем ен ного тока, так и от автомобиль ного аккумулятора . Размер его экрана— 25, сантиметров по диа гонали. На снимке : монтажница Тать яна Зайцева демонстрирует те левизор «Электроника-430Ц»( Ф о то М. Блохина. (Ф о тохрони ка ТАСС). Станок - ювелир Ленинград. Станок-автомат, к о торый обрабатывает приборные подшипники величиной со спи чечную головку , стал серийной продукцией станкостроительно го объединения имени Сверд лова. Первая партия таких м е таллообрабатывающих «ювели ров» отправлена заказчикам с полугодовым опережением пла новых сроков . Ускорение выпуска новинки—] результат ш и ро ко развернувше гося соревнования за со кращ е ние цикла «разработка— внед рение». Десятки творческих бригад в полтора— два раза быстрее реализовали свои комплексные планы. (ТАСС). Зимние каникулы — счаст ливое время. Хочешь — стано вись на лыжи и отправляйся в лес, там сейчас тихо и ска зочно. Хочешь — бери коньки и— на каток. А хочешь— мо жешь посмотреть, как идут со ревнования по баскетболу, шах матам, хоккею. Или пойти в кино- Во всех кинотеатрах го рода утром демонстрируются детские кинофильмы. А еще хороши каникулы тем, что больше времени ты мо жешь провести со своими друзьями. Поспорить о прочи танной книге, заняться вме сте любимым делом, а то и просто погулять по городу. Фото А. БОЕВА. В ДНИШКОЛЬНЫХ каникул ДЕТСКИЙ ПАРК ДРУЗЕЙ ВСТРЕЧАЕТ Идут школьные каникулы. Каждый день в Детский парк приходит множество ребят. Чем они занимаются? Как отдыха ют? «Я ТЕБЕ РАЗОЖГУ КОСТЕР НА СНЕГУ» Есть такая песня. 0 том. как друг выручает друга, за жигая для него спасительный костер. Но сделать это, оказывается, не так-то просто. Нужно знать немало очень важных мелочей: как очистить место от снега, выложить его камнем, где най ти сушняк и как сложить его шалашиком. Только тогда за бьется, затрепещет живое пла мя. Воспитанников Бориса Гри горьевича Лес;ока костром на снегу не удивишь. Они сами могут приготовить шщ у , раз бить палатку в зимних усло виях, правильно сориентиро ваться на местности, что тоже нелегко, когда кругом снег. Всему этому научили их од нодневные зимние походы в лес. которые совершают сей час члены туристического клу ба старшеклассников. На ка никулах. когда у ребят есть много свободного времени, они целые дни проводят в Детском парке. Занимаются общей фи зической подготовкой, изучают основы морского дела, приво дят в порядок туристическое снаряжение. Все они должны знать, уметь. Ведь когда программа теорети ческих и практических заня тий будет полностью пройдена, они получат удостоверение ту ристического организатора. БЫЛИ ПОБЕДЫ И НИЧЬИ В комнате шахматного клуба — тишина- Спокойно высту кивают часы на столах. Не слышно передвигаются фигу ры. С фотографий на стенах строго смотрят чемпионы ми ра по шахматам всех времен. Между столиками прохажи ваются судьи первой категории А. М. Голиков. Н. В Иванни ков, И. Д. Гудилин, С. А. Ас тафьев, И. И. Карасев. Заканчиваются соревнования по шахматам в зачет кругло годичной спартакиады школь ников. В них приняли участие 90 мальчиков и девочек. Вче ра подведены итоги борьбы уча щихся восьмилетних школ. Чемпионом оказалась команда школы X: 7.Ей вручены пере ходящий кубок города, дипло мы первой степени, Почетные грамоты, сувениры. Сегодня определился победи тель и среди средних школ города. Это команда СШ № 2 1. Первыми ее поздравили глав ный судья соревнований И. У. Ефанов, председатель шахмат ной федерации К. И. Сусоров. инспектор гороно И. И. Иванов. Определены победители. Но шахматные баталии не кончи лись. Г. ТАРАСОВА. Редактор А. В. АЛЕКСЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz