Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

Пятилетка. Учитель. Начество. Физическое вописатние З АБОТА о здоровье детей — обязанность не только врача и семьи. Это и школьная забо ­ та. Ребенок проводит на уроках от 4-х часов в первом классе до 6—8 — в десятом . Кром е того, ка к правило, все внеклассные мероприятия : пионерские сбо ­ ры, ком сомольские собрания, конф еренции , классные часы— тож е проходят в ш кольном п о ­ мещении . Каким воздухом дышат дети эти дол гие часы занятий? Каким освещением пользую т ­ ся? На какой мебели сидят и ка ­ к ую д о с к у перед собой видят? Все имеет значение для их з д о ­ ровья, физического развития и в конечном счете влияет на ус ­ певаемость. Детский возраст, как никакой иной, требует движения , физи­ ческих упражнений . М но го ли их в ж и зни детей ш кольного возраста? ...Идет у р о к в начальной ш коле . 45 минут напряженной работы. Понаблюдайте за клас ­ сом. Вот мальчик потянулся, зевнул, хотя все, что делается не у р о ке , интересно.Вот девоч­ ке перестала писать, положила р уч ку и трясет кистью руки . Вот еще один маленький человек отключился от работы класса. Он устал. Наступило то рм ож е ­ ние, и голос учителя доносится до него, ка к ш ум д ож дя . Чтобы снять охранительное тормож ение , следует подви ­ гаться хотя бы 3— 4 минуты. Дыхательные упражнения , на­ клоны , приседания, работа к и ­ сти р у ки . . . Но нет, учитель п р о ­ должает выполнять учебный план урока . Хочется прервать увлеченного работой учителя, обратившись к нему со словами м удро го пе­ дагога Ушин ско го : «Дайте р е ­ бен ку нем но го подвигаться, и он подарит Вас опять десятью минутами внимания, а 10 минут ж и во го внимания, если Вы с у ­ меете ими воспользоваться, да­ дут Вам в результате больше целой недели полусонных за­ нятий». И в перемены м еж д у ур о ка ­ ми дети не получают нужной ра зряд ки . Они не м о гу т побе ­ гать. Представьте себе, что было бы в ш кольных к о р и д о ­ рах, если бы им предоставить та кую возможность . Но почему бы не организовать игры для младших классов в залах, хол­ лах, ш иро ки х коридорах? Игры типа состязаний , ко гда играют 5— 6 человек, а остальные смот­ рят, тож е полезны . Ученые у т ­ верждают , что у всех детей— и играющих , и только наблю даю ­ щих за и грой — мышцы рабо ­ тают, обмен веществ увеличи ­ вается. Организовать игры для млад ­ ших ш кольников — дело стар­ шеклассников, пионервожатых . Учителя физвоспитания п ом о ­ гут, научат, ка к это делать с максимальной пользой для ма­ лышей. А почем у в большинстве школ не делается физзаряд ка перед началом учебных занятий? Утренняя зарядка школьника , бодрость, помогая активной работе м оз га на уро ках , со ­ здают и закрепляю т благодат­ ную привы чку на всю жизнь : начинать рабочий день с физи ­ ческих упражнений . В учебной сетке школ, к со ­ жалению , мало ур о ко в физ­ культуры : всего 2 часа в не­ делю . И хотя в каж дой ш коле работают различные спортив ­ ные секции , спорт еще не стал массовым . Учителя физвоспи ­ тания не используют всех во з ­ можностей , чтобы «влюбить» в него ребят. Д аже в эту снеж ную зиму мало ш кольников во внеуроч ­ ное время катаются на лыжах. Только недостатками в поста­ новке физического воспитания в школах м ож но объяснить тот факт, что детские спортивные секции при ДСО «Локомотив», элементном заводе, при Д во р ­ це культуры завода «Эльта» работают с малым количест­ вом ребят, а посещение дет­ ской спортивной школы остав­ ляет желать лучшего. Ф актически в школах физи ­ ческое воспитание отдано на откуп учителям физкультуры . Это так же немыслимо, ка к от ­ дать нравственное воспитание учителям только! одно го пред ­ мета. А ведь интерес к у р о ­ кам физвоспитания увеличит­ ся, если и остальные учителя позаботятся об этом. Матема­ тик не пожелеет трех минут, чтобы рассказать о спортивных победах Пифагора, за что ему, ка к чемпиону , был при жизни поставлен памятник. Биолог расскажет о знаменитом уче ­ ном Лепешинской , которая в 90 лет сохранила бодрость и работоспособность благодаря ежедневной напряженной физ­ зарядке и занятиям всеми ви­ дами спорта с детства. Пусть литератор напомнит ученикам , что Байрон, Пушкин, Толстой любили спорт, а исто ­ р и к — о ф изическом режиме в жизни неутомимого С уворо ­ ва. Надо, чтобы ш кольни к знал о том , что В. И. Ленин, несмот­ ря на свою занятость, всю жизнь делал ф иззаряд ку , в юношестве выступал в спор тив ­ ных состязаниях и имел медаль за первое место в призовых соревнованиях на велосипед ­ ных гонках . Руководителям ш кол следу­ ет уделять больше внимания руководству физическим воспи­ танием и кон тролю за ним. Кое -где не все благополучно со спортивным инвентарем. Где-то есть пренебрежение к санитарным требованиям. Не все ур о ки физкультуры пр о хо ­ дят на долж ном уровне . На днях пришлось наблюдать за отдыхом на свежем во зд у ­ хе детей группы продленно го дня. На всю группу — ни од ­ них санок! «Часто ли ты была со своим пионерским отрядом на про гул ке или экскурсии?»— спросила я весной пятиклассни­ цу. «Один раз», — ответила девочка. О том ж е рассказала и ученица 6-го класса: 1— 2 раза за весь учебный год ! Р ед ко -ред ко классный р у к о ­ водитель выносит свою работу с детьми, даже весной и осенью , на свежий воздух. Вспоминает­ ся замечание, ко гда -то сделан­ ное мужественным борц ом с фашизмом Г. Д им итровым о том, что 50 процентов всей пионерской и ком сомольской работы д олж но быть работой физкультурной . Задача воспитания гарм они ­ чески развитой личности без физической культуры неразре ­ шима. Из ш колы ее питомцы должны унести не только зна­ ния и коммунистические у б е ж ­ дения, но и здоровье , физиче­ с кую тренированность, закалку, ко торые наделяют на всю жизнь бодростью , чувством юмора, ж изнелюбием , желани ­ ем трудиться с полной отдачей сил. О . НИКОЛЬСКАЯ, , заслуженный учитель ш колы РСФСР. Хорошо Интересно прошли зимние ка ­ ни кулы у учащихся ГПТУ-25. М но гие из них отдохнули на турбазе треста «Елецтяжстрой», которая является базовым пред ­ приятием училища. Для ребят были организованы э кскурсии на отдохнули стройки города , посещение краеведческо го м узея, лыж ­ ные про гул ки и викторины , со ­ ревнования по настольному тен­ нису, стрельбе, д ру гие м е р о ­ приятия. С. КОЗЛОВ . ■ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 21 февраля 1978 года © 3 стр. НА С Н И М К Е : передовик производства ТЭ Ц занимала призовые места в социалистическом со- старший машинист турбинного цеха Михаил ревновании на предприятии. М . И. Гавриленко— Иосифович Гавриленко. Его вахта неоднократно один из лучших рационализаторов. К 60-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО -МОРСКОГО ФЛОТА Это было в 18-ом Звучат стихи великого поэта На царском троне скучал Сал- тан. Пытйясь развлечь его, гость вдохновенно рассказывал о заморских чудесах. Салтан вздыхал, собирался «дивный остров навестить», да все ме­ шали. ему, отговаривали. Идет постановка «Сказки о Царе Салтане» А . С. Пушкина. Сегодня в средней школе № 2 торжественное событие — пуш­ кинскому клубу исполняется год. За это время восьмиклас­ сники много нового узнали о ве­ ликом поэте, глубоко изучили его творчество. И вот звучит письмо Татья­ ны к Онегину: «Я к вам пишу, чего же боле, Что я еще могу сказать?» Один за другим на сцену вы­ ходят юноши, девушки. Читают «Домик в Коломне», ставят «Барышню-крестьянку» и «Цы- ганы». Много сил, выдумки, творче­ ской энергии понадобилось учащимся восьмых классов Ле­ не Кургановой, Оле Ядыкиной. Тане Петрищевой, Игорю Ляй - риху. Саше Гоменюку и другим организаторам вечера, а также их преподавателю литературы Кларе Григорьевне Шепелевой. I I праздник удался. Он приоб­ щил к великой поэзии Пушкина новых почитателей его таланта. В. ПАЛЬЧУН, со трудни к мно готиражной газеты «Энергия». После ремонта После капитального ремонта гостеприимно распахнул двери продовольственный магазин № 60 горпищеторга, располо­ женный в микрорайоне завода «Эльта» на улице Радиотехниче­ ской. Торговый зал ярко освещен. Здесь установлено современ­ ное оборудование: холодильные шкафы, электронные весы, кас­ совые аппараты, имеются све­ тящиеся табло, смонтировано 7 грузовых лифтов. В магазине, который работа­ ет по методу самообслуживания, есть отделы бакалейный, гаст­ рономический, кондитерский, хле­ бобулочных изделий, молочных продуктов и другие. Тысячи эльтовцев, членов, их семей и жителей микрорайо­ на уже воспользовались услу­ гами магазина. 6. КИРИЛЛОВ. Вопрос о создании Воору ­ женных Сил встал перед пар­ тией большевиков непосредст­ венно после Великой О ктябрь ­ ской социалистической рево ­ люции . Народу после этой п о б е ­ ды пришлось не только строить новое общество, но и защищать е го с ор уж и ем в р у ­ ках от контрреволюции , от не­ однократных нападений м еж ­ д ународно го империализма. 21 февраля 1918 года Совет­ ское правительство обратилось к народу с д е кр е том -во з ­ званием: «Социалистическое Отечество в опасности». Этим д е кре том было положено на­ чало ф ормированию воинских частей. которые вступили в бой против германских войск. На защиту завоеваний О к ­ тября поднялись рабочие и крестьяне нашего края. «Так ка к власть Советов является на­ шей властью,— заявили крестья­ не нашей Ястребинской волости Елецкого уезда,— и притом един­ ственной защитницей всего бед ­ нейшего крестьянства и так как империалисты всех стран объ ­ единились с тем, чтобы задавить Советскую власть, мы все, как один, по первому зову рабо- че - крестьянского правительст­ ва выступили на защиту Совет­ ской власти». В марте— апреле 1918 года шла запись добровольцев в ра- боче - крестьянскую Красную А рм ию и формирование из них боевых отрядов . Рабочие и крестьяне Елецкого уезда ста­ новились красноармейцами и в составе добровольческих о тря ­ дов уходили на фронт. В р е ­ золюции митинга ж еле зн одо ­ р ож н и ко в — красноармейцев Ельца от 2 апреля 1918 года есть запись: «Принимая во внимание, что темные силы подняли свои ядовитые голо ­ вы ... мы, красноармейцы -ю гово - сточники , стоим и будем стоять на защите Советской власти и завоеваний трудово го народа и обещаем ему всемерную под ­ д е рж к у , мы, чак один, высту­ пим в бой на всех, посягающих на эти завоевания». Уж е в первые дни сзое го су­ ществования Красной Армии пришлось отражать натиск вра­ гов 18 февраля 1918 года гер ­ манские войска двинулись на Советскую 1 республи ку . Они шли через Прибалтику к П ско ­ ву, у грож ая с двух сторон Пет­ ро град у . Под П сковом и Нар­ вой германская армия встре­ тила героическое сопротивле ­ ние первых отоядов молодой Красной Армии . В ознамено ­ вание всеобщей мобилизации революционных сил, массового подъема народа на защиту со ­ циалистического Отечества, а также мужественно го сопротив­ ления первых отрядов Совет­ ских Вооруженных Сил гер ­ манским захватчикам 23 февраля с тех пор ежегодно отмечается ка к всенародный пра здни к—День Советской А р ­ мии и Военно -М орского Флота. 18 августа 19)8 года в Ельце состоялся первый уездный съезд комитетов бедноты , на ко тором с докладом выступил Н арком земледелия Середа, Он передал делегатам съезда при­ вет от Совета Народных Коми с ­ саров и от В. И. Ленина, с ка ­ зал, что Совнарком и лично В. И. Ленин возлагают на к р е ­ стьянское население Елецкого уезда большие надежды , о со ­ бенно в вопросах снабжения Красной А рм ии хлебом . В ответ съезд принял реш е ­ ние и отправил ответное привет­ ствие, в ко тором говорилось : «Елецкий съезд деревенской бедноты и трудово го крестьянст­ ва приветствует Совнакром в его героической борьбе с врагами трудящихся и заявляет, что все­ ми силами поддерживает эту священную борьбу и представит весь излишек хлеба гор о д с ком у пролетариату и Красной А р ­ мии». 617 вагонов хлеба было от­ правлено голодающ им рабочим и детям М осквы и Петрограда из Ельца. Летом 1919 года из Ельца вместе с созданными от­ рядами Красной Арм ии на борь ­ бу с Колчаком отправились все комсомольцы Ельца. П реодо ­ левая невероятные трудности и лишения, при острейшем недо ­ статке оружия , боеприпасов и обмундирования Красная А р ­ мия нанесла серьезное пора ­ жение армии Колчака , В 1919 году, разгромив армии Д е н и ки ­ на, Юденича , Колчака, Совет­ ские Вооруженные Силы обес­ печили стране м ирную пере­ дыш ку , Она была использована для дальнейшего укрепления ее обороноспособности , В годы гражданской войны Комм уни с ти ­ ческая партия и товарищ Л е ­ нин уделяли постоянное внима­ ние строительству и деятельно­ сти Советских Вооруженны * Сил, ко торые и в годы Отече­ ственной войны покрыли себя неувядаемой славой Р. АЛЕКСАНДРОВА , научный сотрудник краеведческо го м узея . *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz