Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

Есть в городе улочки , на ко то ­ рых не слышны автомобильные гуд ки и мож но еще увидеть русские сани. Это — Елец ста ­ рый. На его глазах прошла история. Он помнит Бунина и Пришвина, часто ходивших по его улицам . М ож е т быть, где- то здесь, среди старых домов, гулял молодой Арсеньев — один из героев Бунина. А М и ­ ша Пришвин впервые научил ­ ся в этом тихом угол ке России понимать и любить природу. Прошли годы. Менялся на глазах город. Он стал свиде­ телем революции и граж д ан ­ ской войны, пережил фашист­ с к ую о ккупацию . Сейчас мно­ гие улицы уж е не узнать . Вы­ росли новые микрорайоны . Но старые елецкие улицы и по сей день хранят память о наших знатных земляках. Фото Ю . ТИ ТО В А . жКРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 11 февраля 1978 года © 3 стр. «Наш долг — сохранить и ум ножи ть для поколений, ко ­ торые будут ж и ть в коммуни ­ стическом обществе, все богат­ ства и красоту природы». (И з Постановления Верхов­ ного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению ох ­ раны природы и рациональному использованию природных ре­ сурсов»). На коннурс ,,Нрай мой родной'• ПРАКТИЧЕСКИМИ ДЕЛАМИ В нашей стране ш и ро ко о су ­ ществляются мероприятия по защите о кр уж ающ ей среды . Необходимость и важность их проведения подчеркнута в К он ­ ституции СССР. В статье 50 Основ лесного законодательства СССР и со­ юзных республик установлена ответственность за уни чтож е ­ ние полезной для леса фауны и указаны размеры штрафа за возмещение вреда, а статья 18 Конституции СССР прямо ука ­ зывает на необходимость мер по охране недр, водных ресур ­ сов, воздуха, растительного и ж ивотно го мира. На пятом и шестом съездах Всероссийского общества ох ­ раны природы , проходивших в 1971 и 1976 гг. в М оскве , гово ­ рилось о необходимости обра ­ тить особое внимание на улуч ­ шение преподавания основ зна­ ний по охране природы в ш ко ­ лах, средних и высших учебных заведениях страны, а та кж е на усиление практической вне- учебной природоохранитель ­ ной работы среди молодежи . Основы знаний по охране природы включены в ш коль ­ ные про граммы , разделы учеб ­ ников природоведения , гео гра ­ фии, ботаники, зоологии , ана­ томии и физиологии , общей биологии, химии. Кром е того, проводятся разнообразны е вне­ классные мероприятия. Так, на­ пример , в школах №№ 7, 8 и дру гих работают лектории по природоохранительной темати­ ке, демонстрирую тся ки н о ­ фильмы «Заповедники СССР», «Охрана редких животных», «Вымершие виды животных», «Вредители и санитары леса», «Животный м ир океана», «Охра­ на природы» , «Акклиматизация животных», «Беловежская пу­ ща» и дру гие . В школах №№ 1, 15, 24 о р ­ ганизуются экскурсии в лес и поле, проводятся вечера на те­ мы : «Природа и мы», «Люби и охраняй природу своего края», организуется работа на участ­ ке, по озеленению улиц, гото ­ вятся выставки, дневников уча­ щихся и т. д. * Члены к р уж ко в «Юный нату­ ралист» ш кол №№ 21, 23 к а ж ­ д ую осень принимают участие в сборе семян кустарни ков и декоративных растений, о зеле ­ нении приш кольных участков, благоустройстве и озеленении Дорог. Учащиеся ш колы № 3 имеют земельный участок на берегу реки Сосны, за которым ухажи ­ вают с весны до осени, ш ко ­ лы № 8— следят за санитарным состоянием Петровско го пар ­ ка и территорий во кр у г школы . ✓ Выпускники школы № 23 по установившейся традиции уж е несколько лет подряд остав­ ляют о себе память — высажи­ вают деревья. В большинстве школ на ур о ­ ках труда учащиеся изготовля ­ ют зимой скворечники и д уп ­ лянки, подкармливают птиц. Весной традиционным пра зд ­ ни ком стал «День птиц». Тогда ребята выступают с доклада ­ ми о пернатых друзьях , читают стихи, исполняют песни, разве ­ шивают скворечники и дуплян­ ки в садах, парках и на при ­ ш кольных участках. Ш и р о ко е распространение в некоторых средних сельских школах получила новая форма натуралистической работы — лесничества. Однако работа многих школ, связанная с охраной природы , все еще носит эпизодический характер, зачастую подменя ­ ется проведением кра ткосроч ­ ных массовых кампаний. Не везде еще имеются кабинеты биологии и ведутся календари природы . Слабо организуются наблюдения за животными в природе , а также охрана рас­ тительного и ж ивотно го мира р одн о го края . , Для привития детям ко м м у ­ нистического отношения к родной природе следу­ ет шире использовать крае ­ ведческий материал, активнее заниматься перепод готовкой кадров учителей через м е ­ тодический кабинет и институт усовершенствования учителей. Причем в первую очередь — учителей природоведения , биологии и химии, ко то ­ рым придется быть ор гани ­ заторами природоохранитель­ ной работы в школе . Настойчивая, терпеливая про ­ паганда знаний по охране при ­ роды среди местно го населе­ ния является постоянной зада­ чей каж до го ш кольно го учи ­ теля. А. ПОНОМАРЕВ, заведующий кафедрой педагогики и методики начального обучения пединститута. ТАЙГА НАХОДИТ СЛЕД Э ТОГО щенка пятилетняя Иринка подобрала на ули ­ це в тот день, когда ее родите­ ли переселялись в новый мно­ гоэтажный дом. Щ енок был худенький , с рыжеватой шер­ стью, на которой налипли грязь и всякий мусор. Он мелко дро­ жал от пронизывающего весен­ него ветра, жалобно скулил, будто жаловался на свою нес­ частную судьбу, Иринка прижимала его к себе, нежно поглаживая по голове и спине: — Не плачь, маленький, Я те­ мя молочком напою, одену. На лестнице встретился стар­ ший брат Толик , ученик треть­ его класса. Увидев собаку, он брезгливо поморщился: — Сейчас же отнести обрат­ но Мама все равно его выбро­ сит. Но маме тож е стало ж ал ко щенка. Она налила в блюдечко молока, постелила в уголке пр и ­ хожей старое И рин кино паль­ тиш ко . Папа тоже одобрил по ­ с тупо к дочери. Щ ен ка назвали Тайгой. Рос" он веселым, ласковым, особен­ но подружился с Иринкой . К середине лета заметно преоб­ разился. Роста Тайга была не­ большого, но с широкой грудыо, лобастая. Шерсть стала глад ­ кой, на спине серой, с рыжева ­ тыми искорками , а снизу с подпалинами. А на кончике хвоста белая кисточка . И ринка часто выводила Там­ гу на про гул ку . От мальчишек и девчонок не было отбоя: каж д ом у хотелось подержать в рука х ременный поводок . К о г ­ да Тан гу спускали с поводка, она носилась, к а к угорелая, но по первому зову хозяйки под ­ ходила к ней и ласково за гля ­ дывала в глаза. Д н и стояли жаркие и только к вечеру, когда годное ч, лило за д р у гую сторону дома, около подъездов наступала дол гожданная прохлада. Тог­ да на улицу выходили взрос­ лые и дети. Начинались все­ возможные игры . О ЭТОТ ВЕЧЕР особенно азартно разгорелась и г ­ ра в прятки . У ж е стало смер­ каться, когда водить досталось Толи ку . П ока он, повернув­ шись к дому, считал до тр и ­ дцати , играющие разбежались во все стороны, лишь Иринка несколько замешкалась и в са­ мый последний момент спры г ­ нула в неглубокий смотровой колодец теплотрассы. М аль­ чишки и раньше туда наведы­ вались, Подняв общими усили ­ ями чу гунн ую крыш ку , они рас­ полагались на насыпанных опилках , рассказывая разные небылицы. Не раз бывала там и Иринка . Поэтому, видя лю к откры тым , она, не раздумывая, спрыгнула и затаилась. И надо же было в это са­ мое время мимо люка прохо ­ дить председателю домкома. Увидев лю к открытым , он уже который раз мысленно п о ж у ­ рил непослушных ребяУ, лег­ ко поднял крыш ку и положил на место. . ..И гра в пря тки подходила к концу . Нашлись все, только не было Иринки . И скали ее вмес­ те, обшарили все угол ки , где можно было спрятаться, — де­ вочки нигде не было. Толик побежал домой и рас­ сказал обо всем родителям. Вскоре у подъездов собралось почти все население дома. Вновь начались поиски— и опять безрезультатно. Родители уже хотели позвонить в милицию, когда Толи к вывел па поводке Тай гу . —Тай гуша , — причитал он плаксивым голосом, — Ириш ка пропала, помоги найти ее. Тайга, будто понимая обра­ щенные к ней слова, заволно­ валась. Сильно натягивая по ­ водок, она стала кидаться из стороны в сторону, обнюхивая землю. Обежав газоны и все группы собравшиеся людей, Тайга, повизгивая, ринулась че­ рез дорогу . Подняв торчком уши, присела, к чему-то при ­ слушиваясь, и т у т же, громко лая, бросилась к лю ку . М и гом была снята крыш ка , и в свете фонаря все увидели И р и н к у . Она тихо всхлипыва­ ла, размазывая кулачками сле­ зы по щекам. Ко гда ее вынули из люка . Тайга рванулась, вырвав из р у к Толика поводок, с ра­ достным лаем подскочила к Иринке и лизнула своим шер­ шавым языком ее мокрые ще­ ки П. ВЕРИН. Материалы полосы под­ готовлены внештатным от­ делом охраны природы. ДОЖДЬ Июльский дождь собрался неожиданно. Небо вдруг по­ темнело, где-то вдалеке глухо пророкотал гром. Следом на землю упали первые крупные капли. Мы схоронились под густыми кронами дубов- И сделали это вовремя. По ши- 1 роким листьям деревьев с шу­ мом ударил проливной дождь. Как он был нужен земле и всему живому! Лес шумел, будто радуясь живительной вла­ ге- Птицы, не страшась, пере­ пархивали с ветки на ветку. Гордо вскинули вверх свои го­ ловки синие колокольчики, с ближней полянки запахло зем­ ляникой- Вот одна серенькая птаха се­ ла на ветку против нас. Капли дождя, пробив густоту листьев, стали падать на землю. Птица посидела, встряхнулась и не­ ожиданно ловко стала ловить клювом падающие крупные дождевые капли- П. ЗАХАРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz