Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)
Есть в городе улочки , на ко то рых не слышны автомобильные гуд ки и мож но еще увидеть русские сани. Это — Елец ста рый. На его глазах прошла история. Он помнит Бунина и Пришвина, часто ходивших по его улицам . М ож е т быть, где- то здесь, среди старых домов, гулял молодой Арсеньев — один из героев Бунина. А М и ша Пришвин впервые научил ся в этом тихом угол ке России понимать и любить природу. Прошли годы. Менялся на глазах город. Он стал свиде телем революции и граж д ан ской войны, пережил фашист с к ую о ккупацию . Сейчас мно гие улицы уж е не узнать . Вы росли новые микрорайоны . Но старые елецкие улицы и по сей день хранят память о наших знатных земляках. Фото Ю . ТИ ТО В А . жКРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 11 февраля 1978 года © 3 стр. «Наш долг — сохранить и ум ножи ть для поколений, ко торые будут ж и ть в коммуни стическом обществе, все богат ства и красоту природы». (И з Постановления Верхов ного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению ох раны природы и рациональному использованию природных ре сурсов»). На коннурс ,,Нрай мой родной'• ПРАКТИЧЕСКИМИ ДЕЛАМИ В нашей стране ш и ро ко о су ществляются мероприятия по защите о кр уж ающ ей среды . Необходимость и важность их проведения подчеркнута в К он ституции СССР. В статье 50 Основ лесного законодательства СССР и со юзных республик установлена ответственность за уни чтож е ние полезной для леса фауны и указаны размеры штрафа за возмещение вреда, а статья 18 Конституции СССР прямо ука зывает на необходимость мер по охране недр, водных ресур сов, воздуха, растительного и ж ивотно го мира. На пятом и шестом съездах Всероссийского общества ох раны природы , проходивших в 1971 и 1976 гг. в М оскве , гово рилось о необходимости обра тить особое внимание на улуч шение преподавания основ зна ний по охране природы в ш ко лах, средних и высших учебных заведениях страны, а та кж е на усиление практической вне- учебной природоохранитель ной работы среди молодежи . Основы знаний по охране природы включены в ш коль ные про граммы , разделы учеб ников природоведения , гео гра фии, ботаники, зоологии , ана томии и физиологии , общей биологии, химии. Кром е того, проводятся разнообразны е вне классные мероприятия. Так, на пример , в школах №№ 7, 8 и дру гих работают лектории по природоохранительной темати ке, демонстрирую тся ки н о фильмы «Заповедники СССР», «Охрана редких животных», «Вымершие виды животных», «Вредители и санитары леса», «Животный м ир океана», «Охра на природы» , «Акклиматизация животных», «Беловежская пу ща» и дру гие . В школах №№ 1, 15, 24 о р ганизуются экскурсии в лес и поле, проводятся вечера на те мы : «Природа и мы», «Люби и охраняй природу своего края», организуется работа на участ ке, по озеленению улиц, гото вятся выставки, дневников уча щихся и т. д. * Члены к р уж ко в «Юный нату ралист» ш кол №№ 21, 23 к а ж д ую осень принимают участие в сборе семян кустарни ков и декоративных растений, о зеле нении приш кольных участков, благоустройстве и озеленении Дорог. Учащиеся ш колы № 3 имеют земельный участок на берегу реки Сосны, за которым ухажи вают с весны до осени, ш ко лы № 8— следят за санитарным состоянием Петровско го пар ка и территорий во кр у г школы . ✓ Выпускники школы № 23 по установившейся традиции уж е несколько лет подряд остав ляют о себе память — высажи вают деревья. В большинстве школ на ур о ках труда учащиеся изготовля ют зимой скворечники и д уп лянки, подкармливают птиц. Весной традиционным пра зд ни ком стал «День птиц». Тогда ребята выступают с доклада ми о пернатых друзьях , читают стихи, исполняют песни, разве шивают скворечники и дуплян ки в садах, парках и на при ш кольных участках. Ш и р о ко е распространение в некоторых средних сельских школах получила новая форма натуралистической работы — лесничества. Однако работа многих школ, связанная с охраной природы , все еще носит эпизодический характер, зачастую подменя ется проведением кра ткосроч ных массовых кампаний. Не везде еще имеются кабинеты биологии и ведутся календари природы . Слабо организуются наблюдения за животными в природе , а также охрана рас тительного и ж ивотно го мира р одн о го края . , Для привития детям ко м м у нистического отношения к родной природе следу ет шире использовать крае ведческий материал, активнее заниматься перепод готовкой кадров учителей через м е тодический кабинет и институт усовершенствования учителей. Причем в первую очередь — учителей природоведения , биологии и химии, ко то рым придется быть ор гани заторами природоохранитель ной работы в школе . Настойчивая, терпеливая про паганда знаний по охране при роды среди местно го населе ния является постоянной зада чей каж до го ш кольно го учи теля. А. ПОНОМАРЕВ, заведующий кафедрой педагогики и методики начального обучения пединститута. ТАЙГА НАХОДИТ СЛЕД Э ТОГО щенка пятилетняя Иринка подобрала на ули це в тот день, когда ее родите ли переселялись в новый мно гоэтажный дом. Щ енок был худенький , с рыжеватой шер стью, на которой налипли грязь и всякий мусор. Он мелко дро жал от пронизывающего весен него ветра, жалобно скулил, будто жаловался на свою нес частную судьбу, Иринка прижимала его к себе, нежно поглаживая по голове и спине: — Не плачь, маленький, Я те мя молочком напою, одену. На лестнице встретился стар ший брат Толик , ученик треть его класса. Увидев собаку, он брезгливо поморщился: — Сейчас же отнести обрат но Мама все равно его выбро сит. Но маме тож е стало ж ал ко щенка. Она налила в блюдечко молока, постелила в уголке пр и хожей старое И рин кино паль тиш ко . Папа тоже одобрил по с тупо к дочери. Щ ен ка назвали Тайгой. Рос" он веселым, ласковым, особен но подружился с Иринкой . К середине лета заметно преоб разился. Роста Тайга была не большого, но с широкой грудыо, лобастая. Шерсть стала глад кой, на спине серой, с рыжева тыми искорками , а снизу с подпалинами. А на кончике хвоста белая кисточка . И ринка часто выводила Там гу на про гул ку . От мальчишек и девчонок не было отбоя: каж д ом у хотелось подержать в рука х ременный поводок . К о г да Тан гу спускали с поводка, она носилась, к а к угорелая, но по первому зову хозяйки под ходила к ней и ласково за гля дывала в глаза. Д н и стояли жаркие и только к вечеру, когда годное ч, лило за д р у гую сторону дома, около подъездов наступала дол гожданная прохлада. Тог да на улицу выходили взрос лые и дети. Начинались все возможные игры . О ЭТОТ ВЕЧЕР особенно азартно разгорелась и г ра в прятки . У ж е стало смер каться, когда водить досталось Толи ку . П ока он, повернув шись к дому, считал до тр и дцати , играющие разбежались во все стороны, лишь Иринка несколько замешкалась и в са мый последний момент спры г нула в неглубокий смотровой колодец теплотрассы. М аль чишки и раньше туда наведы вались, Подняв общими усили ями чу гунн ую крыш ку , они рас полагались на насыпанных опилках , рассказывая разные небылицы. Не раз бывала там и Иринка . Поэтому, видя лю к откры тым , она, не раздумывая, спрыгнула и затаилась. И надо же было в это са мое время мимо люка прохо дить председателю домкома. Увидев лю к открытым , он уже который раз мысленно п о ж у рил непослушных ребяУ, лег ко поднял крыш ку и положил на место. . ..И гра в пря тки подходила к концу . Нашлись все, только не было Иринки . И скали ее вмес те, обшарили все угол ки , где можно было спрятаться, — де вочки нигде не было. Толик побежал домой и рас сказал обо всем родителям. Вскоре у подъездов собралось почти все население дома. Вновь начались поиски— и опять безрезультатно. Родители уже хотели позвонить в милицию, когда Толи к вывел па поводке Тай гу . —Тай гуша , — причитал он плаксивым голосом, — Ириш ка пропала, помоги найти ее. Тайга, будто понимая обра щенные к ней слова, заволно валась. Сильно натягивая по водок, она стала кидаться из стороны в сторону, обнюхивая землю. Обежав газоны и все группы собравшиеся людей, Тайга, повизгивая, ринулась че рез дорогу . Подняв торчком уши, присела, к чему-то при слушиваясь, и т у т же, громко лая, бросилась к лю ку . М и гом была снята крыш ка , и в свете фонаря все увидели И р и н к у . Она тихо всхлипыва ла, размазывая кулачками сле зы по щекам. Ко гда ее вынули из люка . Тайга рванулась, вырвав из р у к Толика поводок, с ра достным лаем подскочила к Иринке и лизнула своим шер шавым языком ее мокрые ще ки П. ВЕРИН. Материалы полосы под готовлены внештатным от делом охраны природы. ДОЖДЬ Июльский дождь собрался неожиданно. Небо вдруг по темнело, где-то вдалеке глухо пророкотал гром. Следом на землю упали первые крупные капли. Мы схоронились под густыми кронами дубов- И сделали это вовремя. По ши- 1 роким листьям деревьев с шу мом ударил проливной дождь. Как он был нужен земле и всему живому! Лес шумел, будто радуясь живительной вла ге- Птицы, не страшась, пере пархивали с ветки на ветку. Гордо вскинули вверх свои го ловки синие колокольчики, с ближней полянки запахло зем ляникой- Вот одна серенькая птаха се ла на ветку против нас. Капли дождя, пробив густоту листьев, стали падать на землю. Птица посидела, встряхнулась и не ожиданно ловко стала ловить клювом падающие крупные дождевые капли- П. ЗАХАРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz