Красное знамя. 1978 г. (г. Елец)

е «К РА СНО Е ЗНАМЯ » ф 29 д екабря 1978 года ф 3 стр. КАЧЕСТВО - ЗАДАЧА ГЕНЕРАЛЬНАЯ ИМЯ КРЕПЯТ ДЕЛАМИ Рассказ о том, как трудятся монтажницы смены ма­ стера А. И. Морозовой монтажного участка завода «Эльта». „ГОРЕВАЛ НЕДЕЛЯ1, ИЛИ О ДВОЙКЕ НЕ ЗА ЗНАНИЯ И О НЕЗАСЛУЖЕННОЙ ПЯТЕРКЕ Когда я включаю телевизор и на экране появляется яркое четкое изображение, всегда вспоминаю девчат из смены ма­ стера Александры Ивановны Морозовой с завода «Эльта», Комсомольске - молодежный коллектив, носящий имя X V I II съезда комсомола. Задания трех лет пятилетки он выпол­ нил к годовщине принятия Конституции СССР . Доля труда этих девушек есть в том, что вот уже в тече­ ние многих лет и мой «Рекорд» работает безотказно. Миллионы людей не только в нашей стра­ не, но и в разных концах зем­ ного шара, если бы имели та­ кую возможность, сказали бы им, наверное, «спасибо»- За их кропотливый, требующий боль­ шой точности труд. За их отно­ шение к работе. По-государст- венному серьезное. По-совет­ ски добросовестное, творче­ ское. ...Стерильно белые халаты, ко­ сынки.За столами, стоящими в несколько рядов, сидят девуш­ ки. Склонились над приборами. Они — монтажницы - вакуум­ щицы. Собирают электронно­ оптическую систему, входящую в состав цветных и черно-бе­ лых кинескопов. Частично собранная арматура поступает на участок из сосед­ него цеха. Клавдия Князева ак­ куратно ставит на ней цифры: месяц, год выпуска. В этом дружном коллективе она тру­ дится с июля, но уже в полто­ ра раза перевыполняет смен­ ные задания. Специальность мзркировщицы на • первый взгляд несложная, но требует навыка, точности. Овладеть ею Клавдии помогла бригадир Ва­ лентина Саввина. Валентина ра­ ботает на участке двенадцать лет. Технологию изготовления систем изучила в совершенстве, всеми операциями владеет. Вот и взяла она под свой контроль новичка. Помогали и другие девчата. И успех К. Князевой —это победа всего коллектива. В бригаде почти все ударни­ ки коммунистического труда. И наставников тоже немало: Ма­ рия Гурова, Валентина Пашко­ ва, Светлана Лентюгова, Нина Филина. Каждая из них не толь­ ко хорошая работница, но и интереснейший человек. Близкими подругами для Ма­ рии Гуровой стали ее бывшие подопечные Галина Малышева и Тамара Сарычева. Они пере­ выполняют сменные задания на тридцать процентов, как и она, стремятся глубже вникать в производство. Светлане Лентюговой помога­ ла на первых порах Валентина Пашкова. С первых же дней работы Светлана легко подру­ жилась со всеми. Ей до всего есть дело : немало интересных мыслей высказала она и об улучшении социалистического соревнования, и о повышении производительности труда, и об организации досуга. Благодаря Светлане интерес­ нее стала жизнь в бригаде. И когда подошло время проводить отчетно-выборное комсомоль­ ское собрание, члены ВЛКСМ решили единогласно — быть С . Лентюговой их вожаком. И она не подвела товарищей, Группа монтажного участка вто­ рого сборочного цеха считается одной из лучших в комсомоль­ ской организации завода. Со­ брания здесь проходят актив­ но, и темы их злободневные, важные для участка. Особенно часто говорят комсомольцы о качестве продукции. Хотя им, казалось бы, волноваться нече­ го: брак в бригаде — «ЧП», бы­ вает он редко. Стараются девчата трудиться как следует. К этому их обязы­ вает еще и высокая честь: си­ стемы, выпускаемые ими, идут для изготовления кинескопов, отмеченных государственным Знаком качества. Поэтому все операции на участке ответст­ венны. Маркированную арматуру про­ мывают в нескольких горячих водах с использованием ультра­ звука — так лучше отстают мельчайшие частички металла. Потом по специальной таблице проверяется калибровка моду­ лятора, спесора, катода. Они должны строго соответствовать технологии, иначе изображение на эране будет нечетким. Почти на всех операциях де­ тали проходят контроль. Стро­ гий и требовательный. Но для Галины Малышевой, Марии Гу­ ровой, Валентины Пашковой, Нины Филиной и других сделано исключение. Они в течение мно­ гих лет сдают продукцию с первого предъявления и полу­ чили право работать с личным клеймом. Быть передовиками не просто. Для этого нужно постоянно совершенствовать свое мастер­ ство. Большинство девчат имеют четвертые — пятые разряды, владеют всеми операциями на участке. Многие учатся в выс­ ших и средних учебных заведе­ ниях. Без отрыва от производ­ ства закончила институт Вален­ тина Саввина, техникумы—Гали­ на Спицына, Валентина Пашкова. В вечернем заводском техни­ куме повышают знания Светла­ на Чернышова и Ольга Долма­ това, заканчивает заочное от­ деление Московского техникума Светлана Лентюгова. А у себя в цехе девушки по­ сещают занятия техминимума, успешно сдают экзамены, повы­ шая разряды. Агитаторы брига­ ды коммунисты Галина Кирпит- нева и Раиса Водолажская руко­ водят кружками комсомольской и партийной учебы, где изуча­ ется Конституция развитого со­ циализма. Бурлит жизнь в бригаде. И ритм у нее напряженный, де­ ловой. Как раз такой, какой и должен быть в смене, носящей имя XV I II съезда ВЛКСМ. Г. ИВАНОВА, ; И З школы сын возвратился с виновато опущенной голо­ вой. — Случилось что-нибудь?—с тревогой спросила я его. — Д . да, — слегка споткнув­ шись, подтвердил он и рас­ сказал, что получил замечание от учителя истории за то, что рассматривал картинки, а ново­ го материала не слушал. Мы долго вели с ним бесед/ на эту тему : сын обещал боль­ ше себя на уроке так не вести. Вечером, когда после работы я вошла в его комнат/, чтобы проверить выученные им уро­ ки, увидела в дневнике еще и двойку по истории. Она была для меня больше, чем неожиданностью: историю сын любил, да к тому же вчера я с особой тщательностью ра­ зобрала с ним новую тему «Передняя Азия в первой по­ ловине I тысячелетия», еще раз проверила все даты: год по­ стройки пирамиды Хеопса, год, в который произошло самое крупное в Египте восстание ра­ бов и бедноты, время возник­ новения земледелия. Спроси­ ла, когда Тутмос III двинулся с войсками в Азию, годы царст­ вования царя Хаммурапи. На урок сын уходил, как всегда, подготовленным и вдруг двойка. —Да не волнуйся ты, мама, эта двойка не за знания. Ме­ ня вовсе не спрашивали. Я кар­ тинки рассматривал, а учитель­ ница мне двойку поставила и замечание записала. В душе я понимала, что учи­ тельница не права, но все-таки защищала ее. Я объясняла сы­ ну, что так и надо было по­ ступить, что двойка эта за от­ ношение к предмету. Сын ска­ зал, как отрезал’: —В дневнике есть слово при­ лежание, пусть бы за него двой­ ку ставили. Так мы и разошлись: я со своей попыткой оправдать, он — со своим мнением, что и учи­ тель и я вместе с ним не пра­ вы и что двойку ставить бы­ ло не за что и не надо. У меня было такое чувство, будто я провинилась перед сыном и чем-то навредила учи­ телю. Долго раздумывала, а не пойти ли поговорить с Ольгой Викторовной—ей ведь не один год учить и воспитывать Вовку, —но, если честно, побоялась: поймет ли она меня так, как хотелось бы? Не посчитает ли мои сомнения за жалобу и не отразится ли, как говорит моя соседка, все это в конце кон­ цов на отношении к моему сыну? Не Пошла, но тем не менее не уверена, что поступила пра­ вильно, а тут еще Вовка при­ нес еще одну «запутанную» двойку, и та, первая, по исто­ рии, отодвинулась на задний план, —Ну, мам,—сказал тогда пря­ мо с порога сын,—целая неде­ ля у меня какая-то горевая. Сказал, будто подводил итог нелегким своим трудам и раз­ думьям. —Двойку по физкультуре по­ лучил. —Баловался? — спросила я, поймав себя на мысли, что опять подумала о двойке за плохое поведение на уроке. —Не баловался. Подтянуться на перекладине не сумел. —Наверное, и не пробовал? —Пробовал. Даже очень про­ бовал. Не получается. Я взглянула на сына, будто впервые увидела его. Строй­ ный, худенький и тонкокост­ ный, он стоял передо мной, яв­ но не чувствуя себя виноватым. И, наверное, был прав. Два года назад он тяжело болел желтухой, потом ему долго не разрешали занимать­ ся физкультурой. Да и не будь всего этого, вряд ли Вовка су­ мел бы подтянуться: не та ком­ плекция, что ли. Бегать, пры­ гать—это в его силах, а подтя­ гиваться... —Ну что ж ,—невесело поды­ тожила я.—Двойка, так двойка. А сама подумала: ну поста­ вил учитель двойку. В следую­ щий раз поставит еще. Но на­ учится ли от этого Вовка под­ тягиваться? Вряд ли, потому что даже потренироваться ему негде: ни во дворе, ни тем бо­ лее дома перекладины нет. А потом нужны, наверное, долгие тренировки, чтобы удачно под­ тягиваться. Пригласить бы учителю Вов­ ку в секцию, в спортзал, объ­ яснить бы, какие упражнения надо выполнять, чтобы укре­ пить мышцы рук, он не пригла­ сил, не посоветовал, И боязно С хорошим настроением тру­ дятся в последние дни 1978 го­ да члены бригады отжим-. щиц дубильного цеха юфтевого производства кожевенного за­ вода Екатерина Алексеевна Но­ викова и Надежда Павловна Кожеватова. Вновь, как и год назад, ветераны производства признаны победителями социа­ листического соревнования по итогам четырех кварталов. На снимке (слева направо): отжимщицы Е. А. Новикова, и Н, П. Кожеватова Фото А. БОЕВА, мне стало за сына, а вдруг см, как сосед Славка Пахомов, у которого что-то тоже не клеэи- лось, станет убегать с урока физкультуры : что толку ходить —только двойки получать. —Мам, Иван Петрович ска ­ зал, тебя в школу вызывать будет, что я подтягиваться* не умею. Выслушала я сына и по дума­ ла: неужели учитель только для того и существует, чтобы контролировать? А кто и<е бу­ дет учить? Подумала, п вслух сказала: —Ну что ж, вот мы геместе с Иваном Петровичем и подума­ ем, как научить тебя подтяги­ ваться. В субботу сын принес.-.пятер­ ку по труду. Сообщая мне о ней, сказал: —Чудеса какие-то. То по истории и физкультуре двойку ни за что поставили, а сегодня пятерку ни за что получил, —Каю это ни за что? — спро­ сила я. —Да так. Говорит нам с Се­ режкой учитель: «Сходите в другую школу за планами». Мы сходили, а он нам по пятерке поставил. И снова я расстроилась. За­ чем эта пятерка Вовке? Он от­ лично выжигает, любит масте­ рить—он и так может получить отличную оценку, а тут выпол­ нил просьбу—и получай награ­ ду. Это ведь все равно, как если бы я попросила его под­ мести пол и дала бы ему рубль. Некрасиво это все, если не сказать больше. Я думала, на том и за­ кончилась Вовкина «горевая не­ деля», что она была не боль­ ше, чем эпизод в его жизни, что она забылась, как забывает­ ся многое из того, что мы пе­ режили, передумали. Но, ока­ залось, зря так думала. Закончилась первая четверть, и я спросила у Вовки, как его дела в школе. Он добросовест­ но перечислил мне все оценки и даже за поведение, но ни словом не обмолвился ни о четверке по истории, ни о пя­ терке по труду. Видно, «горевая неделя» ему не забылась. Не называя оце­ нок по истории и труду , он, сам того не подозревая, про­ тестовал против того, что «эта двойка не за знания», против того, «что чудеса какие-то». И если только есть у 12-летнего подростка своя жизненная по­ зиция, то это была она — Вов­ кина жизненная позиция. Только лучше, если бы по­ вод для ее проявления был иной. О. ВОРОБЬЕВА. В Д Н И З И М Н И Х К А Н И К У Л У школьников начались зим­ ние каникулы. Куда пойти ре­ бятам, чем заняться? Вот что ответила на этот вопрос инспек­ тор гороно Р. Н. Парфенова: — Много интересного ожида­ ет ребят в Доме пионеров. Для них подготовлены новогодние утренники, представления, спек­ такли ТЮЗа и театра кукол, утренники, которые будут про­ водиться ежедневно с 11 до 14 часов. В кинотеатрах «Россия», «Ударник», ‘«Прожектор» уже начались фестивали детских фильмов. Перед сеансами — у т ­ ренники, игры, викторины, кон­ церты. Спектакли Липецкого театра кукол, выступления уча­ стников художественном само­ деятельности, малышей дет­ ских садов, кинофильмы увидят ребята во Дворце культуры за­ вода «Эльта». Каждый день будет интерес­ ным для юных спортсменов. Так, в ДЮСШ № 1 второго ян­ варя состоятся соревнования по спортивной гимнастике среди учащихся 1—4 классов. В Дет­ ском парке проводится шахмат­ ный турнир на первенство школ. 3 , 4 и 8 января ребята 6—7 классов примут участие в соревнованиях по легкой атле­ тике по программе «Старты на­ дежд». В течение всех каникул пройдут хоккейные встречи йа приз клуба «Золотая шайба». Много мероприятий будет проведено также Домом куль­ туры, домоуправлениями, шко­ лами. В частности, состоятся спектакли, утренники, походы, читательские конференции. В МЕШКЕ ЗА ПРИЗАМИ Представители нескольких школ города приняли участие в первом туре спортивных игр «Веселые старты», организо^ ванных при Доме пионеров. Большой интерес у ребят вы­ звали эстафеты «Матрешек» «Хоккеистов», «Кто быстрее?», бег в мешках и масках и дру­ гие виды соревнований. Призовые места в этих играх заняли учащиеся школ № 1, № 7 и 24 . Г. ПЕТРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz