Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
I « К Р А С Н О Е ЗНАМЯ» ® 8 декабря 1977 года ф 3 стр. / ч П я т и л е т к а , . У ч и т е л и . К а ч е с т в о . Интерес уч ени к а— творче ство учи теля 1 сентября в нашем городе впервые сели за школьную парту 1217 девочек и мальчиков. Первоклассники... Им все ново, все их интере сует. Они учатся не только читать, писать и счи тать. Они учатся учиться. А для этого надо ув лечь их, дать понять, что полученные знания — маленькая частица по сравнению со знаниями взрослых. Маленькая ступенька к большой нау ке. Если не будешь знать этого, не узнаешь другого, более интересного. Только тогда у школьника не иссякнет интерес, не снизится ак тивное творчество во время уроков. Прошло три месяца. Желание увидеть, какие теперь они, что дала им школа за этот краткий срок, привело меня на урок математики к учи тельнице 3. М. Измалковой (восьмилетняя шко ла № 17). НАСТАВНИЧЕСТВО — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Наш добрый помощник З ВОНОК, и дети на своих местах. Они еще тихонько переговариваются, что-то по правляют на партах, устраива ются поудобнее. — Раз, два, три, — голос Зои Михайловны спокоен и ме лодичен. Как по мановению палочки дирижера, 37 пар глаз устремлены на учительницу. Все 37 человек готовы к заня тиям. На чистеньких партах — чи стенькие тетради, счетный ма териал. Ребята хорошо знают ежедневное требование учите ля: «Приведите в порядок свое рабочее место!» С этого начи нается воспитание культуры труда. С красоты, чистоты и опрятности класса, с привычки содержать в хорошем состоя нии парты, учебники, тетради. С внешнего вида самих учени ков. Сегодня у них повторение и закрепление материала о нахождении суммы и остатка, неизвестного слагаемого (в пределах первого десятка). Цель учителя — закрепить знания детей на решении при меров и задач, подготовить их к контрольной работе. Ребята ведут счет четными и нечетными парами. Работают над составом чисел 9 и 10. Уверенно составляют и решают примеры на применение пере местительного свойства сложе ния. Пользуются при этом геометрическими фигурами. Знают прямоугольник, тре угольник. Знают, что такое сум ма. слагаемое и правило: от перемещения слагаемых сум ма не меняется. Знают, как найти одно из слагаемых, ес ли известно другое и сумма. Часто учителем ставится воп рос: какое правило вы упо требили при счете? Дети очень активны. Работают весело. Все хотят отвечать, и поднятые руки дрожат от не терпения. —Правильно. Хорошо. Мо лодец, — с ласковой улыбкой поощряет Зоя Михайловна. Счи тая, дети пользуются красоч ным счетным материалом а форме флажков, звездочек, морковок, яблок и других ве селых картинок. И числа для них не сухи, не абстрактны. Дети считают с увлечением. Задание. Минуты две — раз думье. И радостно взлетают руки — решили! О СМОТРЮ на Зою Михай- ловну. Ее глаза, выраже ние лица, освещенного доброй улыбкой, как будто говорят де тям : «Смотрите, как интерес но то, что мы с вами делаем. Каждое новое упражнение — загадка, которую вы непре менно разгадаете, если будете думать, стараться,.,» Я вижу, что она наслаждает ся своей работой, ей интересно вместе с детьми постигать за коны чисел. И это наслажде ние передается детям . А вот у одного мальчика что- то не ладится. Он считает, что слагаемые числа девять—6 и 4. Учительница не спешит испра вить его сама, не призывает на помощь класс. — В чем твоя ошибка? — спрашивает и спокойно, нето ропливо ведет ученика к пра вильному ответу. А тот доволен тем, что сам сообразил, сам себя поправил. С особенным интересом ма лыши составляют и решают за дачи. Условия диктуются инте ресными картинками, что до поры до времени прятались за белоснежной шторкой на доске. Про алую клубнику, про гру ши и яблоки, про кроликов, поедающих аппетитную мор ковку. Каждая задача в устах первоклассника — маленький рассказ, дающий простор дет скому воображению. А теперь уже другой мальчик под нетерпеливыми взглядами товарищей что-то очень уж медленно составляет задачу про белые и красные розы, что изображены на четырех открыт ках на доске. И ему учительница дает возможность самому разобраться, самому добиться успеха, испытать радость побе ды. Она ободряет его: «Ты решил правильно, .хотя и медленно. Но ты обязательно научишься счи тать быстрее». П ЕРВО КЛАССНИ К обычно ■• •11 идет в школу с горячим желанием учиться. Это желание сходно р огоньком. Ребенок несет его-учителю с безгранич ным доверием. А огонек так легко погасить резким словом или равнодушием... Вспомина ются слова умного и чуткого педагога Сухомлинского о том. что для слабенького огонька жажды знаний необходим жи вительный воздух. А этим воз духом является только успех в учении. Осознание ребенком той мысли, что он делает шаг вперед, а не топчется на месте. Если же ребенок не видит у с пехов в труде , он теряет не только веру в свои силы, но и весь интерес к школьной жиз ни. В конце урока дети пишут арифметический диктант на слух и по картинкам. И в нем то, что развивает логическое и математическое мышление, ис ключает механическое вос приятие (назавтра я узнаю ре зультаты контрольной работы: 3/4 класса получили «4» и «5». Дети с работой справились). Подводя итоги урока и объ являя оценки, учительница по казала классу 3 тетради, на обложках которых краснели звездочки. Их счастливые обла датели — Ира Нагель, Ира Гу сева и Лариса Генниг — учатся только на «5». Она пожелала всем ребятам добиваться та ких же успехов. Урок закончен. Он заставляет задуматься над тем , что сде лало труд учителя и учеников столь плодотворным? Известно: чем сильнее интерес ученика к труду , тем продуктивнее труд. Когда просыпается в ребенке интерес, появляется и твор чество. т. е. начинает работать воображение, ему хочется сде лать что-то лучше. От кого за висит интерес ученика к учебе? Конечно, от учителя! Интерес ным может быть не только со держание материала, но и техника преподнесения его, сам процесс выполнения того или иного задания. Органич ность и эстетическая действен ность наглядных пособий. Интерес ученика — главный признак творчества учителя, его серьезной подготовки к за нятиям. Зоя Михайловна рас сказывает: — Нынче я начала свой 21 учебный год. Не в первый раз начинаю учить семилетних. Встреча с ними 1 сентября — встреча старых знакомых. До того, как дети стали моими уче никами. был контакт с воспита телями детсада, знакомство с семьей, летние подготовитель ные занятия. Все это помогло узнать внутренний мир ребенка, понять, как можно завладеть его вниманием, сделать уроки для него интересными. Интерес приходит к детям, если сам об этом заботишься. Вот. скажем, счет до 10. Ка жется, какая тут подготовка? А нужно обязательно поду мать, какие примеры возь мешь и какие вопросы поста вишь, чтобы мышление ребят развивалось. И какие картинки подобрать, чтобы заставить работать воображение. Какие дидактические игры провести, чтобы уроки проходили ожив ленно и не утомляли ребят. Д А, ЧТОБЫ каждый день давал детям познание, надо пробуждать и поддержи вать в них интерес к учению. Надо готовиться к урокам так. чтобы каждый день ре бенка — день учения—был ра достным, праздничным днем. О. НИКОЛЬСКАЯ, наш внештатный корреспондент. Трудный подросток. Как по мочь ему? Мы, работники ин спекции по делам несовершен нолетних, контролируем пове дение ребят, выявляем небла гополучные семьи, ведем разъ яснительную работу в школах, училищах и по месту житель ства. Помогают нам справлять ся с этой работой внештатные инспектора. Хочу рассказать об одном из них — замечательном челове ке, Вере КазьминичНе Самой ловой, инженере завода «Эль- та», активном нашем помощни ке, председателе совета об щественности по работе с трудными детьми и подро стками на опорном пункте № 3 поселка Строитель. Вера Казьминична — человек занятый. У нее семья, работа. Она —член городского народ ного контроля, председателе совета ветеранов войны заво да, внештатный инструктор ГК КПСС. И тем не менее у нее находятся время, силы, желание участвовать в воспита нии молодежи. Она — комму нист с 1943 года и считает себя ответственной за все, что про исходит вокруг нее, за буду щее страны. А это — дети. И среди них — неблагополучные. —Окончил Володя С . восемь классов. Не пожелал ни учить ся дальше, ни работать. Много вложила в него душевного теп ла Вера Казьминична. Взяла над ним шефство, устроила на свой завод, где сейчас работа ет Володя. И он доволен, и ро дители его довольны. Вспоминаем мы и Сережу О. Не прошли даром те много численные беседы, что вела она с Сережей и его матерью. Те перь он благополучно учится в ГПТУ № 25, а о прежних правонарушениях уже и речи нет. В. К. Самойлова всегда сре ди молодежи. Организовала во Дворце культуры завода «Эльта» клуб «Поиск». Созда ла спецдружину из сорока че ловек по работе с неблагопо лучными семьями и «трудны ми» подростками. Ее постоянно можно встретить на опорном пункте № 3. Она сама держит в поле зрения десятки неблаго получных ребят и семей и за каждым членом спецдружины закрепила подростка или семью. Дежурство комсомоль цев, коммунистов на опорном пункте обеспечивает порядок в микрорайоне. Вера Казьминична полна мо лодого комсомольского задо ра. В 1936 году она вступила в ряды Ленинского комсомо ла и до сих пор считает себя комсомолом «мобилизованной и призванной». Недаром в 1976 году коммунисту Самойло вой навсегда выдан комсомоль ский билет. Служба в Советской Армии, работа в органах МВД... ...Торжественное собрание во Дворце культуры завода «Эльта». Подводятся итоги ра боты дружины к 60-летию Со ветской власти1и советской милиции. Заместитель секретаря парт кома завода «,Эльта» В. И. Рыбалка, вручая Почетную гра моту и денежную премию В. К. Самойловой, отметил ее неиссякаемую энергию, сер дечную заботу о воспитании молодежи и пожелал ей успе хов и счастья. В. ЛИЗУНОВА, участковый инспектор по делам несовершеннолетних, лейтенант милиции. НА С Н И М К Е : слесарь молокозавода Александр Александрович Кодыкин. Он обслуживает станок-автомат, на котором выпуска ются плавленые сыры «Омичка», «Сказка» и «Янтарь». Произ водственник переконструировал станок и добился увеличения его производительности до двух тысяч штук сыров в час. Фото А. БО ЕВ А . ЗАВОД. ПРОДАВЕЦ. ПОКУПАТЕЛЬ, Заметки о том, почему посетители хлебных магазинов уходят иногда без покупок На хлебозаводе № 3 на вид ном месте вывешен лозунг: «Наш девиз — дать продукции боль ше, лучшего качества, с наи меньшими затратами». Как же выполняют работники хлебозавода этот девиз? Исполком горсовета утвердил план круглосуточного завоза хлебобулочной продукции в торговую сеть в количестве не менее пяти наименований в каждый завоз. Магазины начинают торговлю в семь—полвосьмого. И чтобы хлеб был свежим, его нуж но выпекать не ранее 19-20 часов. Но происходят у нас, к сожа лению, и такие случаи. Ночью в магазины города поступил хлеб. Его приняли, про верив накладные. Они не вызы вали опасений, срок выпечки продукции — 19 часов, зна чит, утром все будет свежим. Но не тут-то было. Утром бказалось, что продукция чер ствая и торговать нечем. Стали разбираться. Оказалось, что хлеб испекли не в 19, а в 7 ча сов. А кладовщик Пищу- лина, дежурившая ночью, спе циально поставила в накладных неправильный срок выработки. Это привело к тому, что продукция была возвращена назад на завод. И магазины до тех пор, пока не завезли но вую, остались без товара. Казалось бы, Пищулиной нуж но было сделать выводы. Но не тут-то было. Через месяц она допустила второе нару шение. Чтобы «насолить» заве дующим магазинов, вернув шим продукцию, она направила им только нарезной батон, хо тя в кладовой были хлебобу лочные изделия пяти наимено ваний. Подобные случаи происходили и раньше. Почему же стало возможным такое самоуправство? Да потому, что работу кла довщика никто не контролиру ет Потому, что хлебозавод вы пекает продукцию и завозит ее в торговую сеть не в том ас сортименте, на который даются заявки, а по своему усмотре нию, и претензии горпищеторга в расчет не принимает А ведь работники торговой сети лучше знают спрос покупате лей. В. МИХАИЛОВ, наш внештатный корреспондент. у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz