Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

I « К Р А С Н О Е ЗНАМЯ» ® 8 декабря 1977 года ф 3 стр. / ч П я т и л е т к а , . У ч и т е л и . К а ч е с т в о . Интерес уч ени к а— творче ство учи теля 1 сентября в нашем городе впервые сели за школьную парту 1217 девочек и мальчиков. Первоклассники... Им все ново, все их интере­ сует. Они учатся не только читать, писать и счи­ тать. Они учатся учиться. А для этого надо ув­ лечь их, дать понять, что полученные знания — маленькая частица по сравнению со знаниями взрослых. Маленькая ступенька к большой нау­ ке. Если не будешь знать этого, не узнаешь другого, более интересного. Только тогда у школьника не иссякнет интерес, не снизится ак­ тивное творчество во время уроков. Прошло три месяца. Желание увидеть, какие теперь они, что дала им школа за этот краткий срок, привело меня на урок математики к учи­ тельнице 3. М. Измалковой (восьмилетняя шко­ ла № 17). НАСТАВНИЧЕСТВО — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Наш добрый помощник З ВОНОК, и дети на своих местах. Они еще тихонько переговариваются, что-то по­ правляют на партах, устраива­ ются поудобнее. — Раз, два, три, — голос Зои Михайловны спокоен и ме­ лодичен. Как по мановению палочки дирижера, 37 пар глаз устремлены на учительницу. Все 37 человек готовы к заня­ тиям. На чистеньких партах — чи­ стенькие тетради, счетный ма­ териал. Ребята хорошо знают ежедневное требование учите­ ля: «Приведите в порядок свое рабочее место!» С этого начи­ нается воспитание культуры труда. С красоты, чистоты и опрятности класса, с привычки содержать в хорошем состоя­ нии парты, учебники, тетради. С внешнего вида самих учени­ ков. Сегодня у них повторение и закрепление материала о нахождении суммы и остатка, неизвестного слагаемого (в пределах первого десятка). Цель учителя — закрепить знания детей на решении при­ меров и задач, подготовить их к контрольной работе. Ребята ведут счет четными и нечетными парами. Работают над составом чисел 9 и 10. Уверенно составляют и решают примеры на применение пере­ местительного свойства сложе­ ния. Пользуются при этом геометрическими фигурами. Знают прямоугольник, тре­ угольник. Знают, что такое сум­ ма. слагаемое и правило: от перемещения слагаемых сум­ ма не меняется. Знают, как найти одно из слагаемых, ес­ ли известно другое и сумма. Часто учителем ставится воп­ рос: какое правило вы упо­ требили при счете? Дети очень активны. Работают весело. Все хотят отвечать, и поднятые руки дрожат от не­ терпения. —Правильно. Хорошо. Мо­ лодец, — с ласковой улыбкой поощряет Зоя Михайловна. Счи­ тая, дети пользуются красоч­ ным счетным материалом а форме флажков, звездочек, морковок, яблок и других ве­ селых картинок. И числа для них не сухи, не абстрактны. Дети считают с увлечением. Задание. Минуты две — раз­ думье. И радостно взлетают руки — решили! О СМОТРЮ на Зою Михай- ловну. Ее глаза, выраже­ ние лица, освещенного доброй улыбкой, как будто говорят де ­ тям : «Смотрите, как интерес­ но то, что мы с вами делаем. Каждое новое упражнение — загадка, которую вы непре­ менно разгадаете, если будете думать, стараться,.,» Я вижу, что она наслаждает­ ся своей работой, ей интересно вместе с детьми постигать за­ коны чисел. И это наслажде­ ние передается детям . А вот у одного мальчика что- то не ладится. Он считает, что слагаемые числа девять—6 и 4. Учительница не спешит испра­ вить его сама, не призывает на помощь класс. — В чем твоя ошибка? — спрашивает и спокойно, нето­ ропливо ведет ученика к пра­ вильному ответу. А тот доволен тем, что сам сообразил, сам себя поправил. С особенным интересом ма­ лыши составляют и решают за­ дачи. Условия диктуются инте­ ресными картинками, что до поры до времени прятались за белоснежной шторкой на доске. Про алую клубнику, про гру­ ши и яблоки, про кроликов, поедающих аппетитную мор­ ковку. Каждая задача в устах первоклассника — маленький рассказ, дающий простор дет­ скому воображению. А теперь уже другой мальчик под нетерпеливыми взглядами товарищей что-то очень уж медленно составляет задачу про белые и красные розы, что изображены на четырех открыт­ ках на доске. И ему учительница дает возможность самому разобраться, самому добиться успеха, испытать радость побе­ ды. Она ободряет его: «Ты решил правильно, .хотя и медленно. Но ты обязательно научишься счи­ тать быстрее». П ЕРВО КЛАССНИ К обычно ■• •11 идет в школу с горячим желанием учиться. Это желание сходно р огоньком. Ребенок несет его-учителю с безгранич­ ным доверием. А огонек так легко погасить резким словом или равнодушием... Вспомина­ ются слова умного и чуткого педагога Сухомлинского о том. что для слабенького огонька жажды знаний необходим жи­ вительный воздух. А этим воз­ духом является только успех в учении. Осознание ребенком той мысли, что он делает шаг вперед, а не топчется на месте. Если же ребенок не видит у с ­ пехов в труде , он теряет не только веру в свои силы, но и весь интерес к школьной жиз­ ни. В конце урока дети пишут арифметический диктант на слух и по картинкам. И в нем то, что развивает логическое и математическое мышление, ис­ ключает механическое вос­ приятие (назавтра я узнаю ре­ зультаты контрольной работы: 3/4 класса получили «4» и «5». Дети с работой справились). Подводя итоги урока и объ­ являя оценки, учительница по­ казала классу 3 тетради, на обложках которых краснели звездочки. Их счастливые обла­ датели — Ира Нагель, Ира Гу­ сева и Лариса Генниг — учатся только на «5». Она пожелала всем ребятам добиваться та­ ких же успехов. Урок закончен. Он заставляет задуматься над тем , что сде ­ лало труд учителя и учеников столь плодотворным? Известно: чем сильнее интерес ученика к труду , тем продуктивнее труд. Когда просыпается в ребенке интерес, появляется и твор­ чество. т. е. начинает работать воображение, ему хочется сде­ лать что-то лучше. От кого за­ висит интерес ученика к учебе? Конечно, от учителя! Интерес­ ным может быть не только со­ держание материала, но и техника преподнесения его, сам процесс выполнения того или иного задания. Органич­ ность и эстетическая действен­ ность наглядных пособий. Интерес ученика — главный признак творчества учителя, его серьезной подготовки к за­ нятиям. Зоя Михайловна рас­ сказывает: — Нынче я начала свой 21 учебный год. Не в первый раз начинаю учить семилетних. Встреча с ними 1 сентября — встреча старых знакомых. До того, как дети стали моими уче­ никами. был контакт с воспита­ телями детсада, знакомство с семьей, летние подготовитель­ ные занятия. Все это помогло узнать внутренний мир ребенка, понять, как можно завладеть его вниманием, сделать уроки для него интересными. Интерес приходит к детям, если сам об этом заботишься. Вот. скажем, счет до 10. Ка­ жется, какая тут подготовка? А нужно обязательно поду­ мать, какие примеры возь­ мешь и какие вопросы поста­ вишь, чтобы мышление ребят развивалось. И какие картинки подобрать, чтобы заставить работать воображение. Какие дидактические игры провести, чтобы уроки проходили ожив­ ленно и не утомляли ребят. Д А, ЧТОБЫ каждый день давал детям познание, надо пробуждать и поддержи­ вать в них интерес к учению. Надо готовиться к урокам так. чтобы каждый день ре­ бенка — день учения—был ра­ достным, праздничным днем. О. НИКОЛЬСКАЯ, наш внештатный корреспондент. Трудный подросток. Как по­ мочь ему? Мы, работники ин­ спекции по делам несовершен­ нолетних, контролируем пове­ дение ребят, выявляем небла­ гополучные семьи, ведем разъ­ яснительную работу в школах, училищах и по месту житель­ ства. Помогают нам справлять­ ся с этой работой внештатные инспектора. Хочу рассказать об одном из них — замечательном челове­ ке, Вере КазьминичНе Самой­ ловой, инженере завода «Эль- та», активном нашем помощни­ ке, председателе совета об­ щественности по работе с трудными детьми и подро­ стками на опорном пункте № 3 поселка Строитель. Вера Казьминична — человек занятый. У нее семья, работа. Она —член городского народ­ ного контроля, председателе совета ветеранов войны заво­ да, внештатный инструктор ГК КПСС. И тем не менее у нее находятся время, силы, желание участвовать в воспита­ нии молодежи. Она — комму­ нист с 1943 года и считает себя ответственной за все, что про­ исходит вокруг нее, за буду­ щее страны. А это — дети. И среди них — неблагополучные. —Окончил Володя С . восемь классов. Не пожелал ни учить­ ся дальше, ни работать. Много вложила в него душевного теп­ ла Вера Казьминична. Взяла над ним шефство, устроила на свой завод, где сейчас работа­ ет Володя. И он доволен, и ро­ дители его довольны. Вспоминаем мы и Сережу О. Не прошли даром те много­ численные беседы, что вела она с Сережей и его матерью. Те­ перь он благополучно учится в ГПТУ № 25, а о прежних правонарушениях уже и речи нет. В. К. Самойлова всегда сре­ ди молодежи. Организовала во Дворце культуры завода «Эльта» клуб «Поиск». Созда­ ла спецдружину из сорока че­ ловек по работе с неблагопо­ лучными семьями и «трудны­ ми» подростками. Ее постоянно можно встретить на опорном пункте № 3. Она сама держит в поле зрения десятки неблаго­ получных ребят и семей и за каждым членом спецдружины закрепила подростка или семью. Дежурство комсомоль­ цев, коммунистов на опорном пункте обеспечивает порядок в микрорайоне. Вера Казьминична полна мо­ лодого комсомольского задо­ ра. В 1936 году она вступила в ряды Ленинского комсомо­ ла и до сих пор считает себя комсомолом «мобилизованной и призванной». Недаром в 1976 году коммунисту Самойло­ вой навсегда выдан комсомоль­ ский билет. Служба в Советской Армии, работа в органах МВД... ...Торжественное собрание во Дворце культуры завода «Эльта». Подводятся итоги ра­ боты дружины к 60-летию Со­ ветской власти1и советской милиции. Заместитель секретаря парт­ кома завода «,Эльта» В. И. Рыбалка, вручая Почетную гра­ моту и денежную премию В. К. Самойловой, отметил ее неиссякаемую энергию, сер ­ дечную заботу о воспитании молодежи и пожелал ей успе­ хов и счастья. В. ЛИЗУНОВА, участковый инспектор по делам несовершеннолетних, лейтенант милиции. НА С Н И М К Е : слесарь молокозавода Александр Александрович Кодыкин. Он обслуживает станок-автомат, на котором выпуска­ ются плавленые сыры «Омичка», «Сказка» и «Янтарь». Произ­ водственник переконструировал станок и добился увеличения его производительности до двух тысяч штук сыров в час. Фото А. БО ЕВ А . ЗАВОД. ПРОДАВЕЦ. ПОКУПАТЕЛЬ, Заметки о том, почему посетители хлебных магазинов уходят иногда без покупок На хлебозаводе № 3 на вид­ ном месте вывешен лозунг: «Наш девиз — дать продукции боль­ ше, лучшего качества, с наи­ меньшими затратами». Как же выполняют работники хлебозавода этот девиз? Исполком горсовета утвердил план круглосуточного завоза хлебобулочной продукции в торговую сеть в количестве не менее пяти наименований в каждый завоз. Магазины начинают торговлю в семь—полвосьмого. И чтобы хлеб был свежим, его нуж­ но выпекать не ранее 19-20 часов. Но происходят у нас, к сожа­ лению, и такие случаи. Ночью в магазины города поступил хлеб. Его приняли, про­ верив накладные. Они не вызы­ вали опасений, срок выпечки продукции — 19 часов, зна­ чит, утром все будет свежим. Но не тут-то было. Утром бказалось, что продукция чер­ ствая и торговать нечем. Стали разбираться. Оказалось, что хлеб испекли не в 19, а в 7 ча­ сов. А кладовщик Пищу- лина, дежурившая ночью, спе­ циально поставила в накладных неправильный срок выработки. Это привело к тому, что продукция была возвращена назад на завод. И магазины до тех пор, пока не завезли но­ вую, остались без товара. Казалось бы, Пищулиной нуж­ но было сделать выводы. Но не тут-то было. Через месяц она допустила второе нару­ шение. Чтобы «насолить» заве­ дующим магазинов, вернув­ шим продукцию, она направила им только нарезной батон, хо­ тя в кладовой были хлебобу­ лочные изделия пяти наимено­ ваний. Подобные случаи происходили и раньше. Почему же стало возможным такое самоуправство? Да потому, что работу кла­ довщика никто не контролиру­ ет Потому, что хлебозавод вы­ пекает продукцию и завозит ее в торговую сеть не в том ас­ сортименте, на который даются заявки, а по своему усмотре­ нию, и претензии горпищеторга в расчет не принимает А ведь работники торговой сети лучше знают спрос покупате­ лей. В. МИХАИЛОВ, наш внештатный корреспондент. у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz