Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» О 29 ноября 1977 года Ш 3 стр ч П я т и л е т к а . Учп ггелх» . К а ч е ст в о . К о гд а гор а не и д е т к М а гом е ту Городу нужны рабочие руки. Будущие строи­ тели и шоферы, токари и фрезеровщики обуча­ ются еще в школе, а потом многих из них ждет ПТУ—один из важнейших источников пополнения рабочих кадров. И от того, насколько проду­ манной, гибкой и прочной будет связь школа— училище—производство, зависит надежный ре­ зерв рабочей силы. Давайте посмотрим, как налажена эта связь. И в каждом ли своем звене она безупречна. вн НА С Н И М К Е : контролеры первого цеха элементного завода Валентина Андреевна Гришина (слева) и Нина Яковлевна Кон­ дакова. К ним поступают партии готовых батарей К Б С , качество которых они проверяют. Обе производственницы — ударники коммунистического труда . Фото А. БО Е В А . 111111111111111Ш111111111Ш1111Ш111111М11М1ШШ1П11Ш11Ш1)11Н111Ш111ШШШИШ1 Н У Ж Н А В О Д А Открытое письмо жителей дома № 10 улицы Радио­ технической директору завода «Эльта» В. И. Локоту- нину и начальнику производственного управления во­ допроводно - канализационного хозяйства А. А. Чер­ нышеву. ОСТРАЯ ПРОБЛЕМА УЧИЛИЩ С РАВНИТЕЛЬНО недавно про- звенел первый звонок, а училища уже начинают подго­ товку к новому осеннему на­ бору учащихся. При этом пред­ стоит решить главный вопрос — где брать людей? Последнее время многие профессиональные учебные за­ ведения Ельца к началу учеб­ ного года оказываются на гра­ ни недобора учащихся. Даже такое первоклассное училище, как ТУ -1, переживает значи­ тельные трудности в этой об­ ласти. В чем же дело? Может быть, училища не имеют со­ ответствующей материальной базы? Не похоже. Возьмем, к примеру, ГПТУ-25, где набо­ ры, как и почти всюду, прохо­ дят весьма болезненно. К ус­ лугам учащихся здесь единый комплекс зданий, включающий учебный корпус с девятью от­ лично оборудованными мастер­ скими и двадцатью кабинета­ ми, библиотеку с богатыми и разнообразными фондами, ак­ товый зал на 380 мест с кино- установкой, общежитием со все­ ми удобствами на 360 мест, малый зал для просмотра те­ лепрограмм, столовую на 290 мест и т. д. Рядом — единственный в учи­ лищах области спортивный комплекс с площадками для волейбола, баскетбола, тенни­ са и хоккея, с футбольным по­ лем и беговыми дорожками, с гимнастическим городком. На высоте здесь и художе­ ственная самодеятельность. И еще много доброго можно сказать о развитии техниче­ ского творчества, о вниматель­ ном отношении преподавате­ лей к учащимся, о трудовой славе выпускников. Казалось бы, здесь только жить и учить­ ся, а наборы учащихся идут с большим трудом . Училища прилагают массу усилий, чтобы привлечь к се ­ бе школьников: проводят спе­ циальные вечера, посылают в школы агитбригады, обес­ печивают их плакатами и стен­ дами, пропагандируя профес­ сии. А отдача от этих меро­ приятий невелика. Ибо школа с большим трудом идет на­ встречу училищу. ПОЗИЦИИ ШКОЛ В ОПРОСЫ профессиональной ориентации в школах слож­ ны и болезненны. Прежде все­ го надо отметить, что педкол­ лективы здесь оказались меж­ д у двух огней. С одной сто­ роны, отдел народного обра­ зования требует 65 процентов выпускников 8-х классов остав­ лять за партой. С другой — исполком горсовета считает, что чуть ли не половину этого же выпуска нужно направить в училища. В такой ситуации школа, ес­ тественно, старается прежде всего выполнить требование своего ведомства. Так, в СШ № 3 из 53 восьмиклассни­ ков выпуска-76 в училище по­ шло лишь 6 человек. К тому же придерживать у себя выпускников восьмых классов школу вынуждают и другие обстоятельства. Во-первых, недобор в девя­ тые классы грозит сокра­ тить общее количество клас­ сов. А если, например, вме­ сто двух девятых классов, как прежде, набирается один, это влечет за собой переукомплек- тацию учителей, перестройку кабинетов, пересмотр перспек­ тивных планов и т. д. И школа старается набрать нужный процент, чтобы не связывать се­ бя многими непредвиденными хлопотами. Во-вторых, по неписаным законам о работе школы су ­ дят по количеству учащихся, набранных в девятый класс: чем больше их, тем выше оцен­ ка. Вот и стараются педкол­ лективы поднять свой пре­ стиж, не отпуская восьмиклас­ сников в ПТУ, Такой подход к делу не вызывает, конечно, большого желания у учителей ориентировать школьников на овладение рабочими профес­ сиями. А без желания дело, как известно, хорошо не де ­ лается. Как же быть? Кто решит эту проблему? Недостаточной заинтересо­ ванностью объясняется, види­ мо, и преобладание неэффек­ тивных форм профориента­ ции в школе. Основное зна­ чение здесь придается на­ глядной агитации и словесно­ созерцательным мероприяти­ ям: оформлению стендов, альбомов, беседам , встречам, экскурсиям на производство. И гораздо меньше внимания уделяется практическому при­ общению ребят к рабочим про­ фессиям . Так, в школах №N2 3, 6, 15 нет ни одного технического круж­ ка, где были бы воедино сли­ ты и серьезное дело, и массо­ вое привлечение школьников. Если бы плаванию обучали с помощью стендов, бесед, встреч с чемпионами и экс­ курсий в бассейн, не допуская обучаемых к воде, немногие из нас могли бы сегодня пла­ вать. А вот выковывать таким созерцательным методом ра­ бочего человека почему-то считается возможным. Между тем во многих горо­ дах страны уже накоплен опыт передачи настоящих рабочих навыков школьникам. Школь­ ные мастерские ликвидируют­ ся как малоэффективные. На их месте создаются крупные междушкольные кабинеты, от­ лично оснащенные техникой, укомплектованные лучшими преподавательскими кадра­ ми. И обучают здесь не во­ обще труду , а десяткам нужных городу профессий. Здесь обес­ печивается стопроцентное при­ общение школьников к насто­ ящему рабочему делу, опре­ деляется призвание многих ребят к производственным профессиям. Однако при тех условиях, в которые сейчас поставлена школа, при том очевидном не­ желании ее идти навстречу ПТУ многие вопросы, касающиеся набора в училища, решить не так просто. Где же выход? ДИЛЕММА: ЖДАТЬ ИЛИ ИДТИ НАВСТРЕЧУ! Н А ОБЩЕМ фоне в особом положении находится тех­ ническое училище № 2. Набо­ ры здесь проходят с такой уверенностью, что директор училища И. Ф . Баскаков смело заявляет: «При необходимости можем набрать еще 300 чело­ век, и без особого труда». При этом 90 процентов поступа­ ющих сюда учатся на «4» и«5». Почему ТУ-2 может обеспе­ чить набор, а другие училища нет? Ответ, думаю, отчасти кроет­ ся в следующем факте . Если, например, по комсомольским путевкам в ГПТУ-25 был при­ нят в 1976 году 1 человек, а в 1977 году — два, то в ТУ-2 ежегодно по путевкам поступа­ ют 450 человек. Кроме того представителей ТУ-2 всегда ра­ душно встречают в школе. По­ чему? Директор ТУ-2 И. Ф . Баска­ ков на этот вопрос отвечает так: — Если бы мы, сообщив о своем визите по телефону, при­ езжали в школу, то нас ско­ рее всего выпроводили бы. Мы действуем по принципу «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Согласуем время встречи с руководством шко­ лы, определим круг вопросов, задачи, цели, формы встречи со школьниками. Одним сло­ вом, мы заинтересуем школу и, зная, что нас ждут, едем. Вместе с собой берем ребят, которые учились именно в этой школе. Мы выступаем, рассказываем об училище, спе­ циальностях, условиях приема1 но главное — агитация делом. Выйдут, например, на сцену наши модельеры или парик­ махеры. Продемонстрируют сделанные руками наших ре­ бят костюмы и прически по­ следней моды — ползала стар­ шеклассников ахнет от вос­ хищения. Потом приглашаем их к себе в музей, где выстав­ лены десятки наших изделий, побывавших на ВДНХ и полу­ чивших там медали. Многие по­ сетители после этого изъявля- I ют желание лично приобщить­ ся к таким увлекательным д е ­ лам. И 450 человек, поступивших в ТУ-2 по комсомольским пу­ тевкам, также результат кро­ потливой и настойчивой рабо­ ты всего коллектива училища. Достаточно сказать, что се­ кретарь комсомольской орга­ низации училища В. И. Колчев лично присутствует едва ли не на каждом школьном комсо­ мольском собрании, где речь идет о выборе профессии. И не только присутствует, а убеж­ дает, агитирует, настаивает. В ТУ-2 ни один из вопросов набора учащихся не пущен на самотек, все хорошо про­ думывается и завершается по­ иском наиболее эффективно­ го практического решения. Вот, например, наступил мо­ мент, когда стало ясно, что нужное количество юношей в текущем году не набрать. И тут же разрабатываются кон­ кретные, убедительные пред­ ложения о создании новых групп для овладения такой пер­ спективной профессией, как ав­ томатчики-шлифовщики, из де ­ вушек. Доводы подтверждаются убе­ дительными ссылками на проч­ ную материальную базу учи­ лища, точным расчетом и представляются высшим орга­ нам на обсуждение. Можно привести немало при­ меров, подтверждающих, что в ТУ-2 не ждут, когда школы пошлют сюда учащихся, здесь берут их сами, согласно вос­ точной мудрости «когда гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ. Уважаемые Валерий Ивано­ вич и Анатолий Алексеевич! После неоднократного обра­ щения в жилищно-коммуналь­ ный отдел завода «Эльта», во­ доканал мы, жители дома № 10 по улице Радиотехнической, вынуждены обратиться к вам с открытым письмом, с просьбой помочь нам практическими де ­ лами. Дело в том, что на протяже нии полутора лет квартиры пя­ того этажа нашего дома не обеспечиваются нормальной по­ дачей воды. Ее не бывает по несколько дней подряд, а если и бывает (что случается •доволь­ но редко), то напор воды та­ кой слабый, что газовая водо­ нагревательная колонка не мо­ жет работать. Вот уже полтора года мы не имеем возможности ни мыть­ ся, ни стирать, а за водой для приготовления пищи ходим на нижние этажи дома. Сами понимаете, товарищи, это не всегда удобно как для нас, так и для соседей. Повторяем, мы не стали бы к вам обращаться лично по/ этому вопросу, но на неодно­ кратные просьбы к работникам ЖКО завода, водоканала слы­ шали только одно— напомина­ ние об уплате за воду. А ведь нам нужны не отговорки. Нуж­ на вода. С уважением жители дома: ЗИБОРОВ, ЩЕДРИНА, КОМОВ и другие — .все го 14 подписей. ||1ШШ11Ш>ШШШМ1ШШШШ11М1ШШМ1Щ1НП1ШМ11Ш1||Ш1МШ1|1П1Ш1ШШ РУБЕЖИ ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ С почетным пятиугольником УЛЬЯНОВСК. Первый авто­ фургон «УАЗ-452», отмеченный государственным Знаком каче­ ства, сошел с главного конвейе­ ра автомобильного завода имени В. И. Ленина. Пробег вез­ дехода без капитального ре­ монта увеличен до 180 тысяч километров. ЛЕНИНГРАД. Балтийский су­ достроительный завод имени Орджоникидзе спустил на во­ ду рудовоз типа «Балтика». С е ­ рия этих судов вновь удостое­ на Знака качества. Нынешняя «Балтика» лишь названием повторяет предыдущие суда этой серии. Мощность ее глав­ ных дизелей повышена на две тысячи лошадиных сил. Управ­ ляются они дистанционно с ходового мостика, что позво­ лило упразднить постоянную вахту в машинном отделении. Все жилые помещения обору­ дованы кондиционерами, к у с ­ лугам моряков — кинозал, би­ блиотека, бассейн. Государственного Знака ка­ чества удостоены три серии су­ дов, строящихся на верфях Ле­ нинграда, (Керр. ТАСС), Г А З Е Т А В Ы С Т У П И Л А . ЧТО С Д ЕЛ АН О ? Получен ответ на статью «Не­ завершенка», в которой шла речь о недостатках в организа­ ции строительного производства в городе. Управляющий тре­ стом «Елецтяжстрой» С . Н. Крупнов сообщил: «Трестом принимаются меры по сокращению незавершенного производства в IV квартале 1977 г . В каждом строительном управлении и тресте разрабо­ таны графики-мероприятия со­ кращения незавершенного про­ изводства и сдачи заказчикам законченных объектов и этапов на 4 миллиона рублей. Проведены совещания по во­ просу утверждения и выполне­ ния мероприятий. Сокращение незавершенного производства за октябрь составило 1253 ты­ сячи рублей. Формирование плана 1978 года по тресту «Елецтяжстрой» производится с учетом сокра­ щения количества строящихся объектов и максимума сдачи в эксплуатацию начатых сооруже­ ний. Кроме того, «Главлипецк- строй» намерен с 1978 года пе­ ревести наш трест на новую си­ стему планирования, где одним из основных показателей рабо­ ты треста будет реализация незавершенного производства». /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz