Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАЛАЯ» ф 26 ноября 1977 года ф 3 стр. СТРАНИЦА Рецензия на книгу М. Глазкова «Горюч-камень» Детство, опаленное войной В ВЕРХНЕ-Волжском книжном издательстве увидела свет книга нашего земляка пи сателя Михаила Ивановича Глазкова «Горюч-камень», с творчеством которого хорошо знакомы читатели «Красного знамени». На страницах газеты публиковались его стихотворе ния, рассказы «Обида», «Свя тая неправда» и другие произ ведения. М. И. Глазков начинал свой творческий путь как журналист в нашей газете. В настоящее время он известен всесоюзно му читателю как поэт, работа ющий в жанре лирики и са тиры. «Горюч-камень* — по существу его первая книга в прозе. Повесть Глазкова написана по впечатлениям детства, опа ленного войной: десятилетним подростком автор познал ужа сы фашистской оккупации в. родном селе Казаках. Однако произведение нельзя считать автобиографическим. Реальные факты тесно переплетаются с элементами домысла. Это по зволяет писателю создать глу боко психологические образы своих героев, передать траги ческие мотивы повествования. На наших глазах сорванцы-ре бята превращаются во взрос лых, умудренных опытом лю дей. Война отняла у них детст во. Взамен дала голод и раз руху, преподнесла суровые уроки мужества, гражданствен ности. «...Бабку Коновалиху маль чишки недолюбливали, а Миш ка особенно. Однажды ему бы ла устроена дома порка за то, что он разбил окно в Конова- лихином доме. ...И вот Мишка с Семкой л е жат на меже Коновалихиного огорода и выжидают удобный момент. До подсолнухов —ру кой подать, надо только кар тофельные грядки переско чить...» «Операция» завершена у с пешно, но в этот момент ре бята узнают, что на фронте убили сына Коновалихи Леньку. «...Что творилось в душе у ребят в ту минуту! Готовы бы ли провалиться от стыда и зла на себя. У человека такое го ре, а они!.. Каждый невольно представил себе безутешно плачущую старую женщину, потерявшую единственного сы на. Шляпы подсолнухов поле тели в придорожную крапиву, и ребята поспешили разойтись поодиночке, чтобы забиться куда-нибудь в густарь». Многие строки повести нель зя читать без волнения. Вот мальчишки находят немецкие гранаты и решают их испро бовать — одна из них взрыва ется в руках у Севки. Мы узна ем, что вожак ребятишек Петь ка вместе с друзьями соверша ет героический поступок — спасает советских военноплен ных, а затем погибает от рук фашистов Семка случайно на тыкается на вражескую мину и теряет зрение^ Венька получа ет известие о смерти отца, у Мишки умирает бабушка. Но ребята не сломлены. Они верят в победу, приближают ее, как могут. И наступает тот день, когда вражеские войска изгна ны из родного села. В этой негаснущей вере в светлое будущее, безграничном оптимизме заключаются цен ность повести, основные ее до стоинства. Каждый, кто пере листает страницы новой книги, еще раз убедится, что победа была завоевана благодаря то му, что на защиту Родины встал и стар и млад. Вот что пишет о повести «Го рюч-камень» известный совет ский писатель лауреат Госу дарственной премии РСФСР Сергей Воронин: «Эта повесть о застигнутом войной детстве, о жестокостях фашистского нашествия. Основа ее реальна. Чувствуется, что автор многое сам видел и ис пытал, и это придает произве дению достоверность происхо дившего. В ней есть и приклю ченческий элемент и некото рая доля необходимого вымыс ла, без чего не может быть интересного сюжета. Повесть рассчитана на юного читателя, но и я — немало поживший и прочитавший книг — прочел ее с удовольствием и нарастаю щим интересом. В ней есть добрый идейный и нравствен ный заряд, такой необходимый в деле патриотического воспи тания нашей молодежи». 8 книгу, кроме повести, во шли рассказы, в которых писа тель говорит о героизме и мужестве русских людей, о трудовых буднях и сложных переплетениях человеческих судеб. А также пьеса «Комму нары», В предисловии к пьесе гово рится, что действие происходит летом 1919 года в среднерус ском уездном городке. Среди действующих лиц — командир укрепрайона, герой гражданской войны Ян Фабрициус, командир красноармейского отряда Вер- мишев. Даже беглое знакомство с произведением позволяет опре делить, что речь идет о коммуне, которая была созда на в нашем городе в первые годы Советской власти, о на ших земляках — героических защитниках завоеваний Ок тября. Книга представляет не сомненный интерес для широ кого круга читателей, осо бенно дорога она ельчанам. Остается добавить что в ка нун 60-летия Великого Ок тября Госкомиздат РСФСР , Со юз писателей РСФСР и ЦК ВЛКСМ объявили Всероссийский конкурс произведений для де тей и юношества. На него было представлено 260 рукописей. Двадцать из них удостоены Почетного диплома. Дипломан том стала и книга М. Глазкова «Горюч-камень». Она будет из дана более широким тиражом в издательстве «Детская лите ратура». Пожелаем же нашему земляку писателю М. И. Глаз- кову новых творческих успе хов. Н. ИЗМАЙЛОВСКИЙ. Октябрь День осенний свеж и светел. Вьется дымка в синеву. В легком танце кружит ветер Разноцветную листву. Лес украшен позолотой, Но задумчив, тих и пуст. Дарит солнце с неохотой Нам остаток летних чувств. Смотрит грусть в глубинах сада. На полях горбят стога. Катит волнами прохлада На поляны и луга. Клен горит букетом алым, Над рекой клубится мгла. Скоро с белым покрывалом К нам пожалует зима. А. ТЕЛЕГИН, прессовщик завода «Эльта». Я сто лет тебя ждала Ты не думай, ты не думай, Я сто лет тебя ждала. Грела душу, грела губы У кленового костра. В перезвонах, в перелесках С сентября до декабря Я краснела, как невеста, У рябины алтаря. За спиною желтых листьев, В шебуршании травы . Все мне чудились так 6лизкс| Осторожные шаги. Я смотрела для порядка: Может, где-то рядом ждешь? Полыхали листья ярко Пахло ветром и дождем. Капли падали как звезды, Оставляя мокрый след ... Мерзла я. И сердце мерзло И ждало тебя сто лет. Г. ТАРАСОВА, Новые стихи А. Молчат сирены Как облака, не возвращаясь, Уходит вдаль за годом год. Что было: счастье иль несчастье,— Оно обратно не придет. А те года, сороковые, — Они вне времени стоят. Молчат сирены боевые. — Вставай, солдат! Вставай, солдат! Над Шпрее, Клязьмой иль над Доном Давно черты нет фронтовой. — Вставай, солдат, иди до дома, Ты позабудь, что неживой!.. Пусть над могилой краснозвездной Шумит высокая трава. — Вставай, солдат, пока не поздно, Пока старушка-мать жива! Иль ты забыл домой дорогу ,— Все перепутала война? Дорог на белом свете много, К порогу отчему — одна. Над нею ветры все попутны, Над ней всегда звезда горит. Как крепок сон твой непробудный! Проснись, солдат, заговори! Не верит мать, что пал ты в битве. Ты для нее всегда живой. И шелестят слова молитвы За здравье, не за упокой. Они мою пронзают душу . А ты и не открыл глаза. Я боле сон твой не нарушу. Но что мне матери сказать? Синельниковой Знаномые лица Давно отполыхали войны. И ныне тихо у границ. А я в толпе, помимо воли, Ищу черты знакомых лиц. Один — слыхала краем уха — До Дня Победы был живой. Другой, что был смирнее мухи, Имеет орден боевой. Иные весточку подали, А от других — ни пары строк. Куда ушли? В какие дали Увел их властный зов дорог? Мои ровесники! Быть может. Нелеп он, смысл моих речей, Но были мы друг с другом схожи. Нет, не лицом. Не знаю, чем. Не взглядом острым и пытливым, Не тем, что легки на подъем. А в общем, тем неуловимым, Что «духом времени» зовем. Что наше время было всяко, На перекрестках не кричим. А души не покрыты лаком: Затронешь чуть — кровоточит! Пусть седины белеют нити, От прежней стати — только штрих, В прохожих, словно по наитью, Узнаю сверстников своих. ...Знакомых л!щ в толпе ищу я. Замечу — не окликну вслед. Но станет на сердце теплее: Тридцатых вспыхнет яркий свет. Зима в моем городе Я ночью сегодня услышала, как К нам зима постучалась, Как снегом запорошила Дорожки и поля. И песню как зимнюю спела, И в трубах как загудела. И как покрыла инеем Стройные тополя. И утром, проснувшись пораньше, Увидела я в окно, Что улица вся украшена Искристым серебром. Маргарита СЫТИНА, — ученица средней школы N° 97, Это ведь писал ваш сын Осень. Скажешь это слово, а в памяти всплывают слова Пуш кина: «Унылая пора. Очей очарованье. Приятна мне твоя про щальная краса». И Прокофьева вспоминаешь «Позолотчик сен тябрь прикатил с позолотой...» Это великие. А у мальчишек и девчонок свое видение мира. Свое восприятие осени. Читаешь иные их сочинения и поражаешься, как многое они умеют видеть даже в 10 лет. И невольно добрым словом помя нешь их большого друга — учителя. Сумевшего научить ребят видеть прекрасное. Любить природу. Наблюдать и мыслить. Сегодня ребята, чьи сочинения об осени мы предлагаем чита телям, — ученики 4-го класса. Сочинения же ими написа|<ы в прошлом году, когда они учились в 3 «б» классе средней школы № 21 у Надежды Александровны Водопьяновой. П О ЗД Н Я Я О С ЕН Ь Кончился октябрь, пришел ноябрь — пора поздней осени. Опустели поля, деревья уже не красуются своим ярким осен ним убранством. Лес стоит опустевший и унылый. Он как бы поседел с приходом поздней осени. Деревья стоят посереб ренные первым инеем. Дунет ве тер, и иней посыплется серебря ным дождем. На поблекшую траву все па дают и падают мелкие капельки влаги. В пустом лесу пахнет сыростью. В лесу стоит тишина, только деревья покачиваются от ветерка. А на тонкостволь ной рябине сидит красногрудый снегирь и клюет красные гроз дья рябины. По вечерам ложит ся на лес полумрак Мне эта пора осени нравится потому, что выпадает первый снег и воздух пахнет молодым снегом. Наташа ЖДАНОВА. П О ЗД Н Я Я О С ЕН Ь В ГО РО Д Е На улице грязь Неслышно падают снежинки. Деревья усыпаны весело мигающим ине ем. Все вокруг тихо, только слышно, как проезжают маши ны Во дворе залаяла собака Слышатся голоса людей. Я ви жу. что идут учащиеся первой смены. Мне пора в школу. Но я не могу отойти от окна. Так приятно смотреть на улицу, когда падает снег. Все хорошо, только плохо, что нет солнпа. Сережа ДОЛГОШЕЕВ . О С ЕН Ь В Л Е С У Однажды поздней осенью мы с папой поехали в лес. Выехали мы рано утром, и поэтому, ког да мы ехали, злой осенний ве тер окутывал меня с ног до головы. В лесу была тишина, ни звука. Все пошли искать грибы. И даже маленький пес Бинька тоже искал. Трава в росе. Между дере вьями тонкие паутинки. Трава будто в александрите. А де ревья алмазные. Небо прозрач ное и чистое, будто один гро мадный сапфир загородил его. Вокруг, будто дворцы, муравей ники. Красивое это время года. Сережа ГУДИЛИН. Наши дети. Даже 17-летними они кажутся нам маленькими, а уж в десять... Прислушайтесь к ним. при смотритесь, и вы поймете, что они уже личности, наши дети. И не снисходительной улыбки за «умные» свои рассуждения заслуживают они, а самого большого уважения. Много они доставляют нам хлопот, наши дети. Но ведь много и радости. Раскройте тетрадь своего сы на. Прочитайте его сочинение, и вы получите не меньше удо вольствия от знакомства с его сочинением чем от тех, которые мы предложили вашему вниманию. Эго ведь писал ваш сын.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz