Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАЛАЯ» ф 26 ноября 1977 года ф 3 стр. СТРАНИЦА Рецензия на книгу М. Глазкова «Горюч-камень» Детство, опаленное войной В ВЕРХНЕ-Волжском книжном издательстве увидела свет книга нашего земляка пи­ сателя Михаила Ивановича Глазкова «Горюч-камень», с творчеством которого хорошо знакомы читатели «Красного знамени». На страницах газеты публиковались его стихотворе­ ния, рассказы «Обида», «Свя­ тая неправда» и другие произ­ ведения. М. И. Глазков начинал свой творческий путь как журналист в нашей газете. В настоящее время он известен всесоюзно­ му читателю как поэт, работа­ ющий в жанре лирики и са­ тиры. «Горюч-камень* — по существу его первая книга в прозе. Повесть Глазкова написана по впечатлениям детства, опа­ ленного войной: десятилетним подростком автор познал ужа­ сы фашистской оккупации в. родном селе Казаках. Однако произведение нельзя считать автобиографическим. Реальные факты тесно переплетаются с элементами домысла. Это по­ зволяет писателю создать глу­ боко психологические образы своих героев, передать траги­ ческие мотивы повествования. На наших глазах сорванцы-ре­ бята превращаются во взрос­ лых, умудренных опытом лю­ дей. Война отняла у них детст­ во. Взамен дала голод и раз­ руху, преподнесла суровые уроки мужества, гражданствен­ ности. «...Бабку Коновалиху маль­ чишки недолюбливали, а Миш­ ка особенно. Однажды ему бы­ ла устроена дома порка за то, что он разбил окно в Конова- лихином доме. ...И вот Мишка с Семкой л е ­ жат на меже Коновалихиного огорода и выжидают удобный момент. До подсолнухов —ру­ кой подать, надо только кар­ тофельные грядки переско­ чить...» «Операция» завершена у с ­ пешно, но в этот момент ре­ бята узнают, что на фронте убили сына Коновалихи Леньку. «...Что творилось в душе у ребят в ту минуту! Готовы бы­ ли провалиться от стыда и зла на себя. У человека такое го­ ре, а они!.. Каждый невольно представил себе безутешно плачущую старую женщину, потерявшую единственного сы­ на. Шляпы подсолнухов поле­ тели в придорожную крапиву, и ребята поспешили разойтись поодиночке, чтобы забиться куда-нибудь в густарь». Многие строки повести нель­ зя читать без волнения. Вот мальчишки находят немецкие гранаты и решают их испро­ бовать — одна из них взрыва­ ется в руках у Севки. Мы узна­ ем, что вожак ребятишек Петь­ ка вместе с друзьями соверша­ ет героический поступок — спасает советских военноплен­ ных, а затем погибает от рук фашистов Семка случайно на­ тыкается на вражескую мину и теряет зрение^ Венька получа­ ет известие о смерти отца, у Мишки умирает бабушка. Но ребята не сломлены. Они верят в победу, приближают ее, как могут. И наступает тот день, когда вражеские войска изгна­ ны из родного села. В этой негаснущей вере в светлое будущее, безграничном оптимизме заключаются цен­ ность повести, основные ее до­ стоинства. Каждый, кто пере­ листает страницы новой книги, еще раз убедится, что победа была завоевана благодаря то­ му, что на защиту Родины встал и стар и млад. Вот что пишет о повести «Го­ рюч-камень» известный совет­ ский писатель лауреат Госу­ дарственной премии РСФСР Сергей Воронин: «Эта повесть о застигнутом войной детстве, о жестокостях фашистского нашествия. Основа ее реальна. Чувствуется, что автор многое сам видел и ис­ пытал, и это придает произве­ дению достоверность происхо­ дившего. В ней есть и приклю­ ченческий элемент и некото­ рая доля необходимого вымыс­ ла, без чего не может быть интересного сюжета. Повесть рассчитана на юного читателя, но и я — немало поживший и прочитавший книг — прочел ее с удовольствием и нарастаю­ щим интересом. В ней есть добрый идейный и нравствен­ ный заряд, такой необходимый в деле патриотического воспи­ тания нашей молодежи». 8 книгу, кроме повести, во­ шли рассказы, в которых писа­ тель говорит о героизме и мужестве русских людей, о трудовых буднях и сложных переплетениях человеческих судеб. А также пьеса «Комму­ нары», В предисловии к пьесе гово­ рится, что действие происходит летом 1919 года в среднерус­ ском уездном городке. Среди действующих лиц — командир укрепрайона, герой гражданской войны Ян Фабрициус, командир красноармейского отряда Вер- мишев. Даже беглое знакомство с произведением позволяет опре­ делить, что речь идет о коммуне, которая была созда­ на в нашем городе в первые годы Советской власти, о на­ ших земляках — героических защитниках завоеваний Ок­ тября. Книга представляет не­ сомненный интерес для широ­ кого круга читателей, осо­ бенно дорога она ельчанам. Остается добавить что в ка­ нун 60-летия Великого Ок­ тября Госкомиздат РСФСР , Со­ юз писателей РСФСР и ЦК ВЛКСМ объявили Всероссийский конкурс произведений для де ­ тей и юношества. На него было представлено 260 рукописей. Двадцать из них удостоены Почетного диплома. Дипломан­ том стала и книга М. Глазкова «Горюч-камень». Она будет из­ дана более широким тиражом в издательстве «Детская лите­ ратура». Пожелаем же нашему земляку писателю М. И. Глаз- кову новых творческих успе­ хов. Н. ИЗМАЙЛОВСКИЙ. Октябрь День осенний свеж и светел. Вьется дымка в синеву. В легком танце кружит ветер Разноцветную листву. Лес украшен позолотой, Но задумчив, тих и пуст. Дарит солнце с неохотой Нам остаток летних чувств. Смотрит грусть в глубинах сада. На полях горбят стога. Катит волнами прохлада На поляны и луга. Клен горит букетом алым, Над рекой клубится мгла. Скоро с белым покрывалом К нам пожалует зима. А. ТЕЛЕГИН, прессовщик завода «Эльта». Я сто лет тебя ждала Ты не думай, ты не думай, Я сто лет тебя ждала. Грела душу, грела губы У кленового костра. В перезвонах, в перелесках С сентября до декабря Я краснела, как невеста, У рябины алтаря. За спиною желтых листьев, В шебуршании травы . Все мне чудились так 6лизкс| Осторожные шаги. Я смотрела для порядка: Может, где-то рядом ждешь? Полыхали листья ярко Пахло ветром и дождем. Капли падали как звезды, Оставляя мокрый след ... Мерзла я. И сердце мерзло И ждало тебя сто лет. Г. ТАРАСОВА, Новые стихи А. Молчат сирены Как облака, не возвращаясь, Уходит вдаль за годом год. Что было: счастье иль несчастье,— Оно обратно не придет. А те года, сороковые, — Они вне времени стоят. Молчат сирены боевые. — Вставай, солдат! Вставай, солдат! Над Шпрее, Клязьмой иль над Доном Давно черты нет фронтовой. — Вставай, солдат, иди до дома, Ты позабудь, что неживой!.. Пусть над могилой краснозвездной Шумит высокая трава. — Вставай, солдат, пока не поздно, Пока старушка-мать жива! Иль ты забыл домой дорогу ,— Все перепутала война? Дорог на белом свете много, К порогу отчему — одна. Над нею ветры все попутны, Над ней всегда звезда горит. Как крепок сон твой непробудный! Проснись, солдат, заговори! Не верит мать, что пал ты в битве. Ты для нее всегда живой. И шелестят слова молитвы За здравье, не за упокой. Они мою пронзают душу . А ты и не открыл глаза. Я боле сон твой не нарушу. Но что мне матери сказать? Синельниковой Знаномые лица Давно отполыхали войны. И ныне тихо у границ. А я в толпе, помимо воли, Ищу черты знакомых лиц. Один — слыхала краем уха — До Дня Победы был живой. Другой, что был смирнее мухи, Имеет орден боевой. Иные весточку подали, А от других — ни пары строк. Куда ушли? В какие дали Увел их властный зов дорог? Мои ровесники! Быть может. Нелеп он, смысл моих речей, Но были мы друг с другом схожи. Нет, не лицом. Не знаю, чем. Не взглядом острым и пытливым, Не тем, что легки на подъем. А в общем, тем неуловимым, Что «духом времени» зовем. Что наше время было всяко, На перекрестках не кричим. А души не покрыты лаком: Затронешь чуть — кровоточит! Пусть седины белеют нити, От прежней стати — только штрих, В прохожих, словно по наитью, Узнаю сверстников своих. ...Знакомых л!щ в толпе ищу я. Замечу — не окликну вслед. Но станет на сердце теплее: Тридцатых вспыхнет яркий свет. Зима в моем городе Я ночью сегодня услышала, как К нам зима постучалась, Как снегом запорошила Дорожки и поля. И песню как зимнюю спела, И в трубах как загудела. И как покрыла инеем Стройные тополя. И утром, проснувшись пораньше, Увидела я в окно, Что улица вся украшена Искристым серебром. Маргарита СЫТИНА, — ученица средней школы N° 97, Это ведь писал ваш сын Осень. Скажешь это слово, а в памяти всплывают слова Пуш­ кина: «Унылая пора. Очей очарованье. Приятна мне твоя про­ щальная краса». И Прокофьева вспоминаешь «Позолотчик сен­ тябрь прикатил с позолотой...» Это великие. А у мальчишек и девчонок свое видение мира. Свое восприятие осени. Читаешь иные их сочинения и поражаешься, как многое они умеют видеть даже в 10 лет. И невольно добрым словом помя­ нешь их большого друга — учителя. Сумевшего научить ребят видеть прекрасное. Любить природу. Наблюдать и мыслить. Сегодня ребята, чьи сочинения об осени мы предлагаем чита­ телям, — ученики 4-го класса. Сочинения же ими написа|<ы в прошлом году, когда они учились в 3 «б» классе средней школы № 21 у Надежды Александровны Водопьяновой. П О ЗД Н Я Я О С ЕН Ь Кончился октябрь, пришел ноябрь — пора поздней осени. Опустели поля, деревья уже не красуются своим ярким осен­ ним убранством. Лес стоит опустевший и унылый. Он как бы поседел с приходом поздней осени. Деревья стоят посереб­ ренные первым инеем. Дунет ве­ тер, и иней посыплется серебря­ ным дождем. На поблекшую траву все па­ дают и падают мелкие капельки влаги. В пустом лесу пахнет сыростью. В лесу стоит тишина, только деревья покачиваются от ветерка. А на тонкостволь­ ной рябине сидит красногрудый снегирь и клюет красные гроз­ дья рябины. По вечерам ложит­ ся на лес полумрак Мне эта пора осени нравится потому, что выпадает первый снег и воздух пахнет молодым снегом. Наташа ЖДАНОВА. П О ЗД Н Я Я О С ЕН Ь В ГО РО Д Е На улице грязь Неслышно падают снежинки. Деревья усыпаны весело мигающим ине­ ем. Все вокруг тихо, только слышно, как проезжают маши­ ны Во дворе залаяла собака Слышатся голоса людей. Я ви­ жу. что идут учащиеся первой смены. Мне пора в школу. Но я не могу отойти от окна. Так приятно смотреть на улицу, когда падает снег. Все хорошо, только плохо, что нет солнпа. Сережа ДОЛГОШЕЕВ . О С ЕН Ь В Л Е С У Однажды поздней осенью мы с папой поехали в лес. Выехали мы рано утром, и поэтому, ког­ да мы ехали, злой осенний ве­ тер окутывал меня с ног до головы. В лесу была тишина, ни звука. Все пошли искать грибы. И даже маленький пес Бинька тоже искал. Трава в росе. Между дере­ вьями тонкие паутинки. Трава будто в александрите. А де­ ревья алмазные. Небо прозрач­ ное и чистое, будто один гро­ мадный сапфир загородил его. Вокруг, будто дворцы, муравей­ ники. Красивое это время года. Сережа ГУДИЛИН. Наши дети. Даже 17-летними они кажутся нам маленькими, а уж в десять... Прислушайтесь к ним. при­ смотритесь, и вы поймете, что они уже личности, наши дети. И не снисходительной улыбки за «умные» свои рассуждения заслуживают они, а самого большого уважения. Много они доставляют нам хлопот, наши дети. Но ведь много и радости. Раскройте тетрадь своего сы­ на. Прочитайте его сочинение, и вы получите не меньше удо­ вольствия от знакомства с его сочинением чем от тех, которые мы предложили вашему вниманию. Эго ведь писал ваш сын.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz