Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

« К Р А С Н О Е З Н А М Я » @ 6 о к т я б р я 1977 года @ 3 стр. Пушкинские с р е д ы Качество . Советское го с уд а р с тв о ста ви т своей целью ра сш и рение реальны х в о зм о ж н о ­ стей для р а зв и ти я и применения г р а ж д а ­ нам и своих твор че с ки х сил , способно ­ стей и д а ро вани й , для всесторонне го р а з ­ ви тия личности - (И з п р о е к та К о н с т и т у ц и и С С С Р ) . Пятмлетжса. Учитель . " Г* УМЕРКИ. В изящных старин- ных подсвечниках горят свечи. На столе копии писем, рукописей , зарисово к «певца свободы». В вазах, украшенных рисунками по произведениям Пушкина, осенние цветы. Рядом желтый кленовый лист. Тихо звучит «Октябрь» П. И. Чай­ ко вс ко го . Идут занятия. Читаются страницы из днев­ ника Александра Сергеевича, день за днем открывая по др о б ­ ности жизни поэта в его самый плодотворный период деятель­ ности — в селе Болдино П ер ­ вые дни : письма невесте На­ талье Николаевне, стихотворе­ ние «Элегия», повесть «Гробов­ щик». Занятие завершается фильмом «Работа над р у к о ­ писью», разумеется, о Пушкине. Здесь решительно все: под ­ свечники, поделки и роспись старинных ваз, подбор ка д о к у ­ ментов и р е прод у кций с ка р ­ тин, — сделано руками юных пушкинистов. Восьмиклассницы Ира Карташова и Лена К ур га ­ нова отлично подготовили чте­ ние дневника, стихов, повести. Ребята вместе с учителем хо ­ рош о продумали план занятия и все тонкости е го оф ормле ­ ния. Так увлекательно и серьезно работает общество юных пуш ­ кинистов, ко торым руководит учитель литературы К. Г. Ш е ­ пелева. «Секреты» ее успехов заслуживают д олж но го внима­ ния. «Воспитатель, — отмечал А. С. М акаренко , — это п р еж ­ де всего организатор». И о р ­ ганизации ребят уделено о со ­ бое внимание. Общество п уш ки ­ нистов разбито на четыре не­ большие, а значит и ле гкоуп ­ равляемые группы : худ ож ни ки - реставраторы, светооформите- ли, хранители собранно го ма­ териала и лекторы . Во главе каж дой группы — ответствен­ ный. Общее руководство о су ­ ществляет дире ктор и е го за­ меститель (восьмиклассники). Каждая группа выполняет зада­ ния согласно общ ем у плану работы на неделю , месяц, учеб ­ ный год. Подготовка пуш кинских сред начинается с творческо го об ­ суждения занятия всеми ответ­ ственными с дире ктором во главе. Когда план проведения намечен и ответственные уяснили задачи, ясно представ­ ляя свою роль, начинается энергичная подготовка в груп ­ пах. Здесь и ответственные, ; и рядовые пушкинисты заинте­ ресованы сделать порученное им дело лучшим образом , обеспечивая себе и всем завт­ рашнюю радость. Отсюда по ­ мощ ь д р у г д ру гу , повышенная ответственность каж д о го за свой участок работы, взаимо конт ­ роль (ведь не справится один — лишатся радости все), завид­ ное чувство локтя — характер ­ ные черты юных пушкинистов. Здесь важно то, что ребята не только сами стараются стать лучше, но стремятся, чтобы то ­ варищ с каждым днем стано­ вился деловитее и интереснее. Обращает на себя внимание необычность званий ребячьих командиров — директор , заме­ ститель. Не совсем обычны и должности рядовых членов общества — реставраторы, хра­ нители. Пока это игра. Но игра такая, что ребята вовсе ее не замечают. Здесь мальчиш­ ки и девчонки , м ожет быть, впервые в жизни , начинают чувствовать себя настоящими руководителями или реставра­ торами. Возьмем хранителей фондов общества. В их хранилищах сотни репрод у кций с картин, собственные зарисовки , книги, выписки, вырезки из газет и журналов , документы Если не уметь со знанием дела ра ­ зобрать все это, составляя с о ­ ответствующие описи, придется днями искать нужное . А здесь все под рукой , ка к в настоя­ щем архиве. По описи умело , в считанные минуты находят нужный материал. «Подросток уж е не ребено к ,— говорит Н К. Крупская, — но он еще и не взрослый». Как не ребен ку ему нужна настоящая работа, а как не взрослом у — неотъемлемая от детства игра. У Клары Григорьевны Ш е пел е ­ вой теория и практика тесно взаимосвязаны . Хорошо владеет учитель и приемом получения и отдачи, о ко тором соратник А. С. М а ка ­ ренко . известный педагог В Н. Терский говорил : «Научив одного , мы научим миллионы». Обученная Кларой Гри горьев ­ ной Марина Машанова, на­ пример . как д ире ктор общест­ ва, передает свои знания и умения командирам групп , те — своим пушкинистам , те— своим товарищам по парте. Передача знаний, интереса идет ка к цепная реакция. И еще. Клара Григорьевна знает цену творческо го содру ­ жества учителя со своими уче ­ никами Поддерживает • поиск, исследования творческую ж ил ­ ку каж до го . Предложил , на­ пример, заместитель д и ре кто ­ ра Саша Гоменю к ввести гр уп ­ пу исследователей. И учитель уж е думает, ка к интереснее, полнее охватить и эту сторону дела. Не поставить ли перед самыми увлеченными ребята­ ми проблему — был ли Пуш ­ кин в Ельце? Вопрос ставился мно го раз, но отпадал за не­ имением должных подтверж ­ дений. Найти эти под тверж д е ­ ния — значит решить задачу. Но их м ож е т и не быть. Тогда будет доказана несостоятель­ ность предложения . Работа и в этом случае не будет напрас­ ной. Еще совсем недавно замеча­ тельный советский педагог А. С. Сухомлинский отмечал: раз­ витие творчества в ш коле— еще нетронутый пласт теории и практики педагогики . В работе юных пуш кинистов этот пласт уж е начинает вскрываться. Умелая организация , игра, творчество — вот, по -моему , главные секреты успеха юных пушкинистов. Поэтому не вя­ нет со временем и не распа­ дается общество Напротив, растет и расцветает. В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ. Внимание! Идет месячник В Ельце за последние годы м но гое сделано для улучшения пассажирских перево зо к . Парк автобусов пополнился новыми машинами «ЛИАЗ-677» и «Ика­ рус». Значительно возрос объем пассажирских перевозок . О т ­ крыты новые маршруты , что позволило создать для ельчан больше удобств. В основном все город с кие автобусные ли­ нии переведены на бе с конд у к - торное обслуживание. Бригада водителей Н. Красова, работаю ­ щая на маршрутах №№ 5 и 8, борется за образцовое обслу ­ живание пассажиров . В городе оборудован ряд посадочных площадок, установ- ? лены павильоны у маш инострои ­ тельного завода, на площади Победы. Такие же строятся на остановке у ж е ле зн одорож н ой больницы и других . Однако предстоит немало сделать для того, чтобы улучшить пасса­ ж ир с ки е перевозки . Вот почему с перво го о ктября в нашем городе проводится месячник массового кон троля за работой пассажирско го транспорта. Мы обращаемся к трудящ имся Ельца с просьбой принять в нем : активное участие. Все предложения и отзывы помо гут нам выявить ряд недо ­ статков в работе диспе тчерско ­ го состава и водителей по со ­ блюдению графиков движения, повышению культуры об сл уж и ­ вания. Н. СОЛОМЕНЦЕВ, заместитель начальника по эксплуатации автоколонны № 1499. НА СНИМКЕ: члены бригздь, упаковщиц из сборочного цеха завода «Эльга» (слева напра­ во) Любовь Дмитриевна Косы- рева, Евгения Васильевна Гриднева, Анастасия Григорьев­ на Лабузова* Ангелина Алек­ сандровна Преснякова. Тамара Ивановна Афанасьева. В дни работы внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР этот коллектив завершил задание двух лет пятилетки. Выполнив социалистические обязательства, принятые в честь 60-летия Великого Ок­ тября, бригада внесла весомый вклад в своевременную отправ­ ку продукции потребителям. ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ. К А К ОН ВНЕДРЯЕТСЯ Барьеры на пути подряда П бри гадном подряде , или, ка к ** его называют, методе Н. Злобина, м но го писалось и говорилось в нашем городе . М нение о нем у всех склады ­ вается одно — это эффектив­ ный способ строительства, на его основе м ож н о значи ­ тельно ускорить сро ки со ­ оружени я и сдачи объектов, по ­ высить качество строительно- монтажных работ, снизить их себестоимость. Сделать этот шаг не первый год пытаются елецкие подрядные ор гани за ­ ции. Оно и понятно , кто ж е от­ кажется от передово го опыта, обещ ающ его большие п ер спе к ­ тивы. Тем более что объемы ра­ бот год от года растут, и строить по старинке не го­ дится. О дна ко распространение б р и ­ гадно го подряда осуществляет­ ся значительно медленнее , чем хотелось бы. Проследим , напри ­ мер , ка к эта работа ведется в управлениях треста «Елецтяж- строй» . Согласно заданию на се го д ­ няшний день здесь должны быть переведены на хозрас ­ чет 22 бри гады к з 54, а пере ­ шли двадцать. По данному ме­ тоду надо выполнить 30 процен ­ тов общ е го объема строитель­ но -монтажны х работ. Фактиче ­ ски же этот показатель не пре ­ вышает 22 процентов . Но если бы даже трест и уложился в плановые цифры, то и тогда нельзя заявить во весь голос, что передовой опыт получил здесь настоящую прописку . И вот почему. То, что здесь при ­ меняется, никак не назовешь бригадным подрядом ... Строить дом по -злобински ,— значит обес ­ печить непрерывную , последо ­ вательную работу, начиная от закладки фундамента и кон -" чая сдачей здания в эксплуа ­ тацию. Ничего похоже го в на­ шем город е вы не найдете. Зато сталкиваться с подрядом в уре занном виде приходится повседневно. Вот ка кой случай вышел с бри гадой м он тажников А . Со ­ колова из СУ-1. Она взяла под ­ ряд на сооружение 90-квартир­ ного крупнопанельно го дома. Приступила к е го мон тажу 1 марта, обязуясь закончить 30 мая. Ф актически работы были выполнены в июне. Задерж ка вышла потому, что монтажников из-за нарушения графика п о ­ ставки панелей перебрасывали на д ру гие объекты . Дни . отра ­ ботанные там, из общ е го вре ­ мени исключили , и получилась отличная картина — бригада сократила сро ки монтажа, за что ей выдали премию в сум ­ ме 2782 рублей . Такое ни как не назовешь подрядом . А сейчас здесь затишье, ни какие работы не производятся . И таких при ­ меров хоть отбавляй. Разумеется, при подоб ­ ной организации высокой эффективности строительства не достигнуть. Есть ли выход из положения? На этот вопрос однозначно не ответишь. Взве­ сим все «за» и «против». С одной стороны , для ш и ро ко ­ го внедрения хозрасчета бри га ­ дам достаточно принимать обя ­ зательства на выполнение не отдельных видов работ, а на ввод в действие поочередно ря­ да ком пле ксов или объектов в целом. С д р у г о й — строители не ри с кую т брать на себя та­ к ую ответственность, ибо нет гарантии, что в ходе работ б у ­ дет обеспечено своевременное поступление материалов. А это, пожалуй, самое главнее. Когда на объекте все есть, дела идут успешно (это прослеживается на примере бригады А. Сары ­ чева на новом здании АТС). Стоит с опозданием подвезти раствор или кирпич , ка к ло ­ маются составленные графики, сидят без дела люди. Тормозит развитие подряда в тресте некомплектность тех­ ноло гической документации а тот момент, ко гда строители приступают к возведению объектов. Уже выросли стены корпусов птицефабрики совхоза «Светлый путь», а работающей здесь бригаде чертежи не переданы полностью . В ре зуль ­ тате нарушалась технология строительно -монтажных работ, и з -з а чего допускались передел­ ки. Коллектив завысил себестои ­ мость отдельных работ Не прав­ да ли, странйо? Бригада, рабо ­ тающая на хозрасчете, д оп у ­ скает удорожание строитель­ ства. М ож н о понять, почему они с нежеланием встречают предложение администрации треста заключить договор на бригадный подряд . Знают зара ­ нее: будет плохое снабже ­ ние, переброска с объекта на объект, переделки , задери .ки с документацией и дру гие неж е ­ лательные явления. Да, на пути бри гадно го под ­ ряда барьеров мно го . И чтобы их преодолеть, следует пере ­ строить работу строителей и тех организаций , от которых за­ висит их ритмичная работа. А. РАСПОПОВ, управляющий Елецким отделением Стройбанка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz