Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«К Р А СН О Е ЗНАМЯ» @ 25 августа 1977 года @ 3 стр. П ят и л ет к а , , У ч пте л ь . К а ч е ст в о Урок, Обычный и необычный В Пярну, на стадион «Калев» съехались почти полторы сотни старинных автомобилей, мотоциклов и велосипедов. После торже­ ственного парада состоялись состязания по фигурной езде. НА С Н И М К Е : мотоциклист из Москвы А . Замотин на «Рове­ ре» 1910 года и водитель из Риги Г . Михайлов на автомобиле «Морган 4x4» 1936 года. Фото Э. Таркпеа (Фотохроника Т А С С ) . Эксперимент, который про­ делал коллектив средней школы № 2, показал, что из трех шестых самая высо­ кая успеваемость была в классе, руководит которым В. Н. Вавилов. Из 39 уча­ щихся 29 успевают на «че- | тыре» и «пять». Двоечников нет. ] ! Урок. Обычный. Их много уже ; было в моей жизни. И необыч- \ ный одновременно: какие но- 1 вые проблемы предложат мне | сегодня ученики, что подскажут? I Начинаю его с первой же | минуты. Проверка домашнего I задания. Опрос. Чтобы знать, как усвоили пройденный мате­ риал все учащиеся, провожу его в письменной форме. Раз­ биваю ребят на варианты, каж­ дому даю по вопросу, который выявил бы их знания. Пять-семь I минут, и листочки с ответами у меня на столе. ( Теперь объяснение нового материала. Стараюсь не только проще, доходчивей расска­ зать, но и наглядно показать, продемонстрировать все, о чем говорю. : Закрепление. Самая любимая ; моими воспитанниками часть урока. Применение учебного пособия. Над составлением его мне пришлось поработать немало. Продумать оборудование, со- | ставить руководство к нему и учебнику. Экспериментировать, пробовать, использовать его в классе, дома. Теперь проходим мы, напри- , мер, тему «Строение вещества». | Учащиеся читают в руководстве: ! изучить с первого по четвертый абзацы учебника. В них описыва­ ется опыт с мячом, учениче­ ской резинкой. То же самое ' предлагается проделать им. И мяч и резинка входят в состав пособия и уже лежат у каждого из них на столе. Ребята сдав­ ливают их, наблюдают за де­ формацией, делают вывод, что ! промежутки между частицами ] воздуха уменьшаются. Это еще | раз доказывает им молекуляр- : ную структуру вещества. Я прохожу между рядами. ‘ Наблюдаю за опытами. Все ре- : бята заняты, увлечены. У Лю­ ды Чернякиной, Ларисы Безрод­ ной, Светы Райковой, Сергея Черных работа подходит к кон- ■ цу. Им можно дать дополнитель- | нов задание. Материал пройден и закре­ плен. Объявляю оценки, объяс­ няю, кто и за что их получил. Вот и сегодня троек почти нет. И это естественно: учащиеся увлечены физикой, им интерес­ но заниматься самостоятельно, они осваивают элементы науч­ ной работы при помощи посо­ бия. Недаром мои коллеги, присутствующие у нас на ла­ бораторных занятиях, отмети­ ли у учащихся привычку к самостоятельности, умение об­ ращаться с приборами. — Учебное пособие облегча­ ет изучение физики, — сказал шестиклассник Сережа Корни­ лов. — В нем объясняется, как учить, как производить опыты. А они очень интересны. — Оно экономит время, — добавил Женя Попов. — Помогает лучше и быстрей усваивать материал. Продела­ ешь опыт, и все станет понят­ ным, не надо зубрить, — такое мнение высказала Лиля Мануй­ лова. В комплект учебного пособия входят пятьдесят девять прибо­ ров, опыты с которыми предла­ гаются в учебнике. Часть их можно приобрести в магазинах, например, ученическую ли­ нейку, моток ниток и т. д. Другие — легкоподвижную те­ лежку, манометр жидкостный, динамометр со столиком — изготовить самим. В этом мне значительную по­ мощь оказали сами ребята и их родители Н. И. Корнилов, В. С. Попов, А. И. Гусаков, В А. Евсикова, В. Н. Зотова, А. И. Саввина, С. И. Мануйлов, И. Н. Джанерьян, Р. И. Суханова и другие. Много приборов изготовили шестиклассники и учащиеся старших классов на уроках тру­ да в школьных мастерских и на элементном заводе. Наш об­ щий труд не пропал даром. Успеваемость по физике зна­ чительно повысилась. Это отме­ тили и учителя, присутствующие на моем открытом уроке. Эмилия Анатольевна Лопухи­ на, преподаватель средней шко­ лы N5 15: — Учащиеся показали пре­ красные знания. На уроке цари­ ла высокая организация учебно- воспитательного процесса. Уче­ ники постоянно заняты актив­ ной и плодотворной работой. Пользуясь учебным пособием, они с большим интересом учат­ ся самостоятельно. Это осво­ бождает их от перегрузки до­ машним заданием, дома им остается только повторить изу­ ченное в классе. Хорошо бы этот опыт распространить на все школы города. Вячеслав Иванович Якунин, преподаватель средней школы № 2 : — Несколько уроков в этом классе я замещал заболевшего Виктора Николаевича. Убедил­ ся в глубоких и прочных зна­ ниях учащихся. Как правило, за свои ответы они получали хо­ рошие и отличные оценки. Уро­ ки отличались высокой органи­ зацией труда. Я обязательно воспользуюсь учебным посо­ бием. Игорь Иванович Иванов, ин­ спектор гороно: — Применение учебного по­ собия позволило педагогу так организовать учебный процесс, что даже сам урок воспитывает ребят. Предлагаю не только распространить опыт Вавилова в школах города, но и поручить ему разработку учебного посо­ бия для седьмого класса. Мне, как учителю, работаю­ щему целый учебный год с по­ собием, организация уроков позволила сделать следующие выводы: повысились качество и проч­ ность знаний, 29 учащихся из 39 закончили учебный год на 4 и 5; наиболее плодотворно исполь­ зуются все виды памяти: двига­ тельная, эмоциональная, сло­ весная, образная; учащиеся лучше осваивают методы самостоятельной рабо­ ты; повышается их ответствен­ ность за свои знания; сокращается время на подго­ товку домашнего задания; улучшается профессиональная ориентация. Видимо, учебные пособия можно разработать, применять и при изучении других предме­ тов. Это очень важно, ведь идет десятая пятилетка — пятилетка эффективности и качества. А значит, нужно овладевать новы­ ми, прогрессивными средства­ ми и методами обучения, ис­ кать оптимальные формы разви­ тия познавательных возможно­ стей учащихся, правильно орга­ низовывать их самостоятельную работу. В. ВАВИЛОВ, учитель физики средней школы № 2, отличник народного образования. _____________________________________________ НАШ ГОРОД — НАШИ ЗАБОТЫ До рей доходит- вдушу незападает Нельзя сказать, что территория Соцгородка раньше была хо­ рошо благоустроена. И когда люди узнали, что здесь намече­ но поправить дороги, подлатать тротуары, то очень обрадова­ лись. — Будет и на наших улицах чистота и порядок, — говорили они, веря только во все хоро­ шее. А хорошее это поручали сделать начальнику отдела во­ доснабжения отделения дороги Н. К. Сутырину. Потом по горо­ дку ходили рабочие с теодо­ литами и другими геодезиче­ скими приборами и что-то раз­ мечали. Приезжали груженые самосвалы. Постепенно на тер­ ритории Соцгородка образовал­ ся щебеночный пояс, соединен­ ный между собой стежками. Но рабочие щебень разровнять по-настоящему не старались. В основном это делалось кое-как. Правда, дорожку, что ведет от гаража начальника водоснабже­ ния к его сараю, они сделали на совесть. В тот самый момент, когда, по мнению жителей, благоустрой­ ство должно было достигнуть своего апогея, работы прекра­ тились. И люди потеряли покой. Прошло почти полгода, а они никак не могут привыкнуть к новой «перепланировке» терри­ тории. По неукатанному щебню трудно ходить, особенно в ноч­ ное время. Дорога, по которой ездит на своей машине Суты- рин, проходит в двух метрах от подъезда дома N° 15, хотя по техническим условиям она должна быть расположена не ближе семи метров. Только Николаю Константиновичу, по­ хоже, нет дела до каких-то там строительных норм. Он здесь как хочет, так и делает. По дороге не только легковые машины снуют, но и грузовые нередко проносятся. Так что носа из подъезда не высовы­ вай, если, конечно, под колеса угодить не хочешь. — Это еще не все, — говорит инвалид Великой Отечественной войны Д . В. Александров, — насыпанная дорога мешает сте­ кать дождевой воде, и она по­ падает прямо в коридор дома. — Раньше на месте дороги была клумба с цветами, те­ перь здесь щебень, — добав­ ляет другой житель. Не постеснялся Сутырин уста­ новить гараж для своего авто­ мобиля на территории детско­ го сада-яслей № 71. Пришлось малышам потесниться, обжал их дядя Коля. Фактов бездушного отноше­ ния к жильцам района Соцго­ родка, безразличия к их быту и благоустройству территории можно приводить немало. Возмущенные жильцы бы­ ли в райпрофсоже, но там от­ махнулись: мы ничего не знаем, и дело с концом. И у начальни­ ка домоуправления № 24 В. По- даева тоже были — все без толку. Это красноречиво сви­ детельствует о стиле и методах работы руководителей водо­ снабжения, райпрофсожа, домо­ управления № 24, которые по роду своих обязанностей долж­ ны проявлять заботу о людях. А. РОМАНОВ. КИНО РЕПЕРТУАР В сентябре в кинотеатрах города будут демонстриро­ ваться следующие кинофиль­ мы: «Сладкая женщина» — новый 1 цветной широкоформатный ху­ дожественный фильм (произ­ водство киностудии «Лен- фильм»), Жила-была смешливая про­ стодушная девчонка Аня, жи­ ла, не печалясь, не задумыва­ ясь ни о чем. Выросла, а все такая же легкомысленная, без­ заботная. Но с возрастом без­ думность обернулась бесцель­ ностью, простодушие — без­ духовностью, внутренняя не­ развитость — мещанским ци­ низмом. С вялой самоуспоко­ енностью, без волнений и дер ­ заний, удобно жила Анна Доб­ рохотова — работница одной из кондитерских фабрик, не взявшая на себя труда даже восемь классов закончить. Все порывы се сводились к тому, чтобы благоустроиться, дефицитный гарнитурчик до- СЕНТЯБРЯ стать, вся ее радость была в лишней обновочке. Во всем добром способна она была видеть лишь негативную по­ доплеку, не веря в бескорыс­ тие, не ведая, что такое д у ­ шевная щедрость. Даже обще­ ственные поручения свои нес­ ла ради лишь личной выгоды. И никому не было радости от близости с ней. В итоге несладко сложилась жизнь этой ‘ «сладкой» женщи­ ны, приехавшей когда-то из послевоенной деревни в го­ род за счастьем. Поставил «Сладкую женщи­ ну» Владимир Фетин. В филь­ ме снимались Н. Гундарева, О. Янковский, П. Вельяминов, С. Карпинская и другие акте­ ры. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (про­ изводство киностудии «Мос­ фильм»), Новый цветной художествен­ ный фильм по мотивам произ­ ведений А. П. Чехова. Режис­ сер - постановщик Никита Ми­ халков. В фильме снимались А . Ка­ лягин, Е. Соловей, Ю. Богаты­ рев, О. Табаков, П. Кадочни­ ков. «Жить по-своему...» Новый цветной широкоэк­ ранный художественный фильм производства киностудии «Мос­ фильм». Картина, действие ко­ торой происходит в наши дни в крупном портовом городе, рассказывает о судьбах разных людей, о высокой ответствен­ ности рабочего человека за свой труд. «Несовершеннолетние». Так называется новый цвет­ ной художественный фильм, созданный на киностудии имени Горького режиссером-поста- новщиком Владимиром Роговым. Кроме советских, будут де ­ монстрироваться кинофильмы зарубежных стран. «Квартальный отчет» (произ­ водство Польши). Картина рассказывает о 30- летней женщине, нашей сов­ ременнице, в жизни которой как будто ничто не предвеща­ ло драмы : существование без особых забот. спокойная лю ­ бовь к мужу и сыну. Но нео­ жиданно приходит ощуще­ ние того, что такая жизнь, ли­ шенная творческой радости, похожа на ловушку. И Марта пытается изменить свою судь­ бу. «Жених и невеста» (совмест­ ное производство Мексики и Аргентины). Это рассказ о том, как моло­ дой агент по рекламе и его друг — композитор — стремят­ ся завоевать мир варьете, мир песен и танца и вместе с красивой продавщицей ма­ газина грампластинок достира­ ют поставленной цели. «Вопрос чести» — франко­ итальянская кинолента. «Под голубым небом» (про­ изводство Бангладеш). «Нефтяной войны не будет» (Марокко). «Мне нравится эта девчон­ ка» — производство Аргенти­ ны. «Бегущий человек» — про­ изводство США . «Ни с кем» (Болгария). «Красный реквием» — про­ изводство Венгрии. В. ПЕРЕЛЕТОВА. директор городской киносети. ' О т к р ы л а с ь конф ер енц ия ЛАГОС. В столице Нигерии открылась Всемирная конферен­ ция действий против апартеи­ да. Для участия в этом между­ народном форуме, созванном по инициативе Организации Объ­ единенных Наций и Организа­ ции африканского единства, прибыли делегации около 70 стран мира. Участники конференции рас­ смотрят положение на юге Аф­ рики, вопросы координации и усиления всесторонней под­ держки справедливой борьбы народов этого района против апартеида и расовой дискри­ минации, за свободу и незави­ симость. Они обсудят конкрет­ ные меры, направленные на изоляцию расистских режимов ЮАР и Родезии- Будет также разработан план проведения в 1979 году международного го­ да борьбы против апартеида.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz