Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРА СНО Е 3 МАЛАЯ» ® 22 января 1977 года © 3 стр. КРАСНОЕ знамя '' Рецензия на книгу стихов нашего земляка Виктора Пахомова * Из поэтической тетради А. Ильина * Понемногу о разном ТВОЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ ТЕБЯ И ПРО ТЕБЯ Мелькает под коньками синий лед, и только | стадионе «Локомотив». И утром и вечером — ветер свистит в ушах! \ всегда здесь многолюдно. С первых дней нового года работает каток на Фото В. ДУРН ЕВА . Н а г а с т р о л и в С Ш А Многие ельчане хорошо зна­ ют художника Виктора Пахомо­ ва. Он много лет аккуратно по­ сещал занятия литературной группы при редакции городской газеты «Красное знамя», прино­ сил с собой исписанные мелким почерком листы школьных тетрадей и читал товарищам свои стихи. Это были лирическйе раз­ думья об отчем доме, о кра­ соте родной природы, о месте человека на земле. В них нема­ ло поэтически точных деталей, неожиданных метафор. В от­ дельные строфы он умело впле­ тал народные пословицы, пого­ ворки, Однажды на очередном за­ нятии литгруппы он с присущей ему увлеченностью прочитал цикл стихотворений. Особенно нам понравились лирические миниатюры. И вскоре они были опубликованы. Их встретили с большим интересом, доброже­ лательно. Редакция получила много писем, в которых читате­ ли отмечали, что В. Пахомов — поэт тонкого чувства и наблю­ дательности. Тогда трудно было еще ска­ зать, как сложится творческая судьба безусловно способного человека. Но одно было ясно: слово прозвучало и довольно громко. Шло время, и ельчане знако­ мились с новыми и новыми сти­ хами В. Пахомова, хотя появля­ лись они в газетах уже реже •— автор не спешил с их публика­ цией. Он упорно добивался лучшего звучания каждой стро­ ки, чтобы они доходили до сердца человека, волновали его. К тому же молодой автор стре­ мился сказать непременно свое, выстраданное. И вот сравнительно недавно московское издательство «Сов­ ременник» выпустило в свет сборник стихов Виктора Пахо­ мова. Легко понять радость моло­ дого поэта. И ельчанам радост­ но читать и перечитывать не только его первую книгу, но и дарственную надпись на ее пер­ вой странице: «От одного йз литгрупповцев». Многие читатели увидели в его стихах себя, свои дела, свои заветные думы. У поэта зоркий и точный глаз, тонкий слух, ясное, образ­ ное слово. Диапазон его чело­ веческих чувств чрезвычайно широк. Он умеет и грустить, и задумываться, и вспоминать, и огорчаться. Рассказывая о жиз­ ни и труде дорогих его душе людей, размышляя о судьбах Родины, он подчеркивает: Какими бурями, казалось, Мир ни трясло, Стоит большой России малость — Мое село, И как там, далеко ли, близко, В какой глуши, Здесь постоянная прописка Моей души. Он нежно любит неповтори­ мую красоту своего родного края и часто возвращается к этой теме: Провода высоковольтных линий Над землей провисли тяжело. Лезвием просвета бледно-синим Высвечено дальнее село. Источником долгих раздумий ( поэта является война. Рассказы- \ вая о своем военном детстве, сверстниках, земляках, которые дарили ему сердечное участие и поддержку, В. Пахомов по­ вествует о солдате, который, встретив его в суровую осень обороны Москвы, поделился крошками сухаря, похвалил «за то, что он роет окопы». А затем: Мне шапку на лоб нахлобучив. Поднялся и скрылся вдали. Где темно-багровые тучи Цеплялись за кромку земли. Кончается это лирическое сти­ хотворение такими строками; Прошел ты огни все и воды! С победой вернулся назад!™ Тебя я узнал через годы В одном из скульптурных солдат. Пересказать такие стихи нель­ зя. Их надо читать сердцем. С подкупающей искренностью пишет поэт о победном 1945-ом: Победа! Нас до ночи шало Бросала радость в каждый дом. ...А что отцов у нас не стало, — Та весть ударила потом, А вот до боли трогательная картинка: через многие годы награда отыскала героя: Он заслужил ее мальчишкой, А получает стариком. Но главное не в этом ; Ему цветы и комплименты, Мол, уши береги, герой!— Оглохнешь от аплодисментов!... А он еще с войны глухой. В этом стихе — зрелость ра­ зума и сердца поэта. Каждая строка заставляет думать. Про­ чтешь и опять читаешь, дума­ ешь. Самое дорогое впечатление от прочитанной книжки — это то, что она как будто написана для тебя и немножко про тебя. Думается , что читатель доб­ рожелательно примет эту книж­ ку, эти стихи и подружится с их автором. В Соединенных Штатах Аме­ рики 5 января начались трех­ месячные гастроли Государст­ венного академического рус­ ского народного оркестра име­ ни Осипова. Музыканты высту­ пят более чем в 50 городах. — В программе, которая подготовлена для выступлений в США , — сказал директор ор- После ремонта в Будапеш­ те открылся Музей филате­ лии, знаменитый не только своей коллекцией (около 9 миллионов экземпляров марок), но и марками-сюрпри­ зами. Здесь хранится, напри­ мер, первая венгерская мар­ ка с изображением императо­ ра Франца-Иосифа. В катало­ ге Ивера, недавно вышедшем во Франции, она оценивается в 50 тысяч франков. И вот по­ чему. Когда заказчики получи­ ли ее и увидели обезображен­ ное, словно оспой, лицо его императорского величества, они кестра Кирилл Бителев, — и классика, и русские народ­ ные мелодии. Оркестр народных инстру­ ментов, исполняющий музы­ кальную классику, — явление необычное. Инструментовку для такого ансамбля сделать очень сложно. Поэтому боль­ шинство обработок музыкаль- приказали уничтожить всю пар­ тию. Несколько экземпляров однако уцелело и даже попало в почтовый оборот. Есть в коллекции еще одна необычная марка. В 1861 году почтмейстер бывшей англий­ ской колонии Нью-Брансуик Чарльз Коннель, убедившись в том, что запас марок с изо­ бражением английской коро­ левы иссяк, заказал в метропо­ лии новую партию. Получив па­ кет, служащие почты в ужасе отпрянули: с марок на них гля­ дело бородатое лицо почтмей­ стера. (АПН). ных произведений оркестр де­ лает собственными силами. Вместе с оркестром имени Осипова в гастролях по США примет участие группа певцов и артистов балета. Они пред­ ставляют оперные и музы­ кальные театры Москвы, Ле- нинцэада, Киева и Одессы. ПРЕМИЯ Премии было 250 рублей. Нас тоже было 250. Человек. Целый отдел. Все мы прекрас­ но понимали, что первым пре­ тендентом на эту сумму был младший инженер Молчанов. Потому как он, и только он, раз­ работал проект новой автомати­ зированной линии и внедрил ее в производство. Но Молча­ нов куда-то запропастился пос­ ле известия о премии, и мы ста­ ли делать все возможное, что­ бы не обидеть и себя. —Поделим поровну, — пред­ ложил старший инженер Дер- гачев. —Вот-вот, — поддакнула ко­ пировщица Шаблонова. —Предлагаю половину на­ чальнику отдела, — вывернул­ ся откуда-то техник Трясинин. —Но1 — многозначительно подняла кверху указательный палец наш профгрупорг Нашу- мелова. — Но!.. Где же спра­ ведливость? Мы украдкой вздохнули и в опустились на грешную землю. Действительно, Молчанов был всем, а мы — никем. — Ладно... Отдадим все ему, — с сожалением в голосе ска­ зала Шаблонова. — Где справедливость?! —по­ высила голос Нашумелова и грозно сверкнула своими под­ крашенными глазами. —Поче­ му меня забыли?! Мы вновь до хрипоты в голо­ се стали делить премию. В это время вошел Молчанов с грудой кульков в руках. —Что это? — настороженно спросил Дергачев. —Подарки. Вам, — просто от­ ветил Молчанов. — Решил я свою премию израсходовать. Что проку от денег? А тут па­ мять будет Мы— замерли. А НЕЖНЫХ В. СТЕБАКОВ, член Союза журналистов СССР . НА ОХОТЕ. Фото С. Семенова. ЛИРИКА Город белый, ветер снежный, Окна в розовом огне. Напевает- голос нежный Песню светлую во мне. Черно-белы в парке краски, В старых кронах ветра всхлип. Шапки снега, словно каски. На бровях у сонных лип. Их вчерашнею метелью Только тронуло едва, Будто дедушки артелью Навязали кружева. Озорно, легко, умело, Постарались от души. Изумляя тканью белой, До чего же хороши! Завороженное счастье. Иней... тени... тишина... И следы на белом насте Словно чьи-то письмена. Если их прочесть сумею, Если их в строку свяжу, То сегодня встречу фею И, ей-ей, обворожу! Подожди, постой немного, Улыбнись, не прячь лица... Где ты ходишь, недотрога, В зимних улочках Ельца? * * * Давным-давно, во время оно, В полузабытые года, Все так же ласково и сонно Журчала тихая вода.. Леса весною из-под прели Чадили сотнями кадил. И, раздвигая ветви елей, Олень на берег выходил И припадал к воде журчащей, И, чутко вслушиваясь в мглу, Стремительно срывался в чащу Почуяв звонкую стрелу. ...И нынешнему поколенью На светлом зеркале воды Все видятся глаза оленьи, Как две печальные звезды. А. ИЛЬИН. Александр ГРИГОРЬЕВ, корреспондент АПН. М у з е й с с ю р п р и з а м и ЮМОРЕСКА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz