Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

« К Р А С Н О Е З Н АМ Я » ф 30 июля 1977 года ф 3 стр, На темы воспитания ДАРЕНОЕ НЕ ДАРЯТ Опять проблема. Опять ее «подсунул» мне сын. И опять предстоит решать эту пробле­ му мне. А как? Сын устроился на диване. Перед ним — раскрытый аль­ бом, из которого он одну за другой вынимает марки и, лиз­ нув их обратную сторону язы­ ком, наклеивает на блокнот, который вчера выпросил у ме­ ня. — Зачем ты это делаешь? — рассердилась я и дернула од­ ну из только что наклеенных им марок. Она поддалась, но правый верхний угол оторвался и остался в блокноте. — Я ... я... — спотыкается сын, готовый заплакать. — Я обещал отдать альбом Сереже. У него марки в мешочке. В том, что сын решил от­ дать альбом другу, не было ничего необычного: я сама учи­ ла его умению всем делиться с другими, наказывала, если он жадничал и, твердо заявляя «а... а, это мое», закрывал игрушку или какую-либо другую. ему принадлежащую вещь руками. (Не терплю в людях жадности. На мой взгляд, она — главный враг доброты, а без доброты человек разве человек). Но все дело в том, что аль­ бом для марок — подарок. Его Сеньке вручила моя невестка в день его 9-летия, которое мы отметили всего лишь два меся­ ца назад. Альбом Сенька не имел права дарить. «Дареное не дарят, — вспом­ нилась детская присказка, — вареное не варят...». Сказала Сеньке, а он в ответ свое: — Почему, Сережа ведь по­ просил?. Ребенку не скажешь: подож­ ди, я подумаю. Ему ответ не­ медленно подавай. А родители универсалы, что ли, что долж­ ны все знать? Впрочем, знать — это не самое сложное: вряд ли кто из взрослых не знает, что дарить подаренное неэтично. Самое сложное — суметь объ­ яснить девятилетнему суще­ ству, почему этого делать нель­ зя. А сын смотрит в самые гла­ за. Уже настойчивее повторя­ ет: — Ну почему, а? — Тебе, — робко, будто сту­ пая по топи, начинаю объясне­ ние, — нравится костюм, кото­ рый я тебе на день рождения подарила? Сенька не задерживается с ответом. — Нравится! — Очень? — Очень! — И мне тоже, — говорю.— Ты в нем такой красивый. Сов­ сем взрослый. Вот и выходит, мой подарок доставил мне и тебе радость. Ну, а если кто-то сейчас попросит костюм у те­ бя и ты отдашь его, как ду­ маешь, мне приятно будет? — Н...нет, — нетвердо отве­ чает Сенька, по-моему мало что понявший из моего объяснения, но почувствовавший, что сле­ дует отвечать именно отрица­ тельно. — Вот и тете Нине, если она узнает, что ты ее подарок от­ дал Сереже, будет неприятно. Она подумает, что альбом не понравился тебе, потому ты его и отдал другому. А это ведь не так? — Не так, — соглашается Сенька. — Но ведь у Сережи марки в мешочке. Приходится объяснять, что и наклеивание марок — не са­ мый лучший способ хранения. Если вдруг захочется подарить марку или с кем-то обменяться, как тогда быть: отрывать? вы­ резать? Пробую это сделать. Оторванная от листа марка ко­ робится. Вырезанная выглядит неуклюже. Сын не может этого не видеть: он тяжело вздыхает. И опять глаза на мокром ме­ сте. , — Да... а, — шмыгает он но­ сом, — я ведь Сереже обещал. Как же тогда? — Обидно, — говорю, — что ты со мной не посоветовался. Мы бы вместе что-нибудь придумали. Сенька плачет уже навзрыд. Я понимаю его: мальчишка он 1 самолюбивый. Не выполнить данного слова он не может. Тем более что он дал его сво­ ему самому хорошему другу. Мне жаль Сеньку. — Ладно. — успокаиваю его, — я дам тебе денег, и ты ку­ пишь Сереже точно такой же альбом. Данное слово держать нужно обязательно. Только в следующий раз ставь в изве­ стность меня о своих действиях. Сын еше раз шмыгает носом, утирает нос рукавом рубашки, широкоскулое . лицо его вдруг расплывается в улыбке. Конф­ ликт исчерпан. Для него. А я еще долго думаю о слу­ чившемся. О сыне. О воспита­ нии: о никогда не кончающемся процессе совершенствования личности. Трудное это дело, ведь поч­ ти каждый день ребенок под­ совывает нам проблемы. Как их решать — зависит от того, чем прежде всего мы сами, родите­ ли, располагаем. От того, ка­ кова наша душа. Наше понима­ ние жизни. Наши принципы. Ведь когда, кажется, Шекспир в одном из своих сонетов при­ зывал «Повтори себя в сыне своем», он имел в виду не внешнюю схожесть, а родство душ. , В этом родстве и заключено счастье. И родителей. И детей. ...Не знаю, права ли я в том, что вмешалась в данную ситу­ ацию (соседка сказала, что все происшедшее гроша ломаного не стоит и нечего было «воспи­ тывать» ребенка — портить и себе, и ему настроение), но мне очень хочется, чтобы Сенька понял меня. Понял и научился думать' прежде чем поинимать решение, А . БОРИНА . «Советским морякам слава!» Плакат художника И. Коминарца. Издательство «Плакат». Фотохроника ТАСС. Служи, солдат Мы смело движемся вперед, Возводим домны, школы. Мы знаем: армия и флот Нас защитить готовы. Служите, славные сыны. Чтоб мы спокойно спали. Чтоб в мире не было войны, Разлуки и печали. Служи, солдат, будь верен ты Мужской солдатской дружбе, Храни заветные мечты О доме, о подружке. Наступит срок уйти в запас. Вы снимете мундиры. Служите так, чтоб после вас Скучали командиры. А . Т Е Л Е Г И Н , прессовщик завода «Эльта» . Полюс ЖЗИНИ Волна за волною , прибой за прибоем На море желтеющ ей ржи. И в небо, как сами они, ^ голубое Гл яд я т васильки у межи. А ширь-то , а ширь без конца и б е з края— С коротким названием Русь! Я в этих просторах солидность теряю Девчонкой опять становлюсь. С ебя с отчим краем не мыслю я порознь . Здесь полюс всей жизни моей. Колосьям и травам я кланяюсь в пояс, Целебному ветру полей. Люблю тополиный и вишенный иней, Сентябрьский березовый дож д ь . На этих бескрайних могучих равнинах Всю прелесть России поймешь. Хоть ты сячу раз это все мне знакомо , Д л я сердца все— новая новь, Что вижу вокруг в золотом окоеме— Как первая в жизни любовь! Душой сберегаю я эту влюбленность. Она нераздельна со мной. Но есть в ней какая-то неутомленность . Как ж ажда в пылающий зной. Все пью я и пью и не чаю напиться Знакомых до донца красот. Над краем родимым бессонной зарницей Любовь моя тихо взойдет . А. СИНЕЛЬНИКОВА. А есть ли где такое в галактике дру гой , на дру гой планете далекой , незнакомой ,— все алчные и злобствующие— чтобы вне закона? И чтобы вне закона— вандал , фискал любой? И— все питекантропствующие— чтобы вне закона? И все праздношататели? И послехотьпотопствующие — чтобы вне закона? А смерть изобретатели — в цепи чтоб закованы? Все инопланетяне — чтоб за то в о т в е т е . . Есть ли где такое на дру гой планете? А. ДОБРИН. Любимая „Эльта" Немало на свете хороших заводов , Богатых историей славной своей, А мне полюбилась на долгие годы И главною стала судьбою моей «Эльта» , любимая «Эльта» , З де сь дом мой родной и семья . Рабочая гордость , Рабочая совесть , Рабочая слава моя, З де сь дом мой родимый , С ем ья тр удовая . Не надо любую др у гую суд ьб у . Пусть встретит, как д р у га , меня проходная — Я вновь на свидание с «Эльтой» иду. Иду на свиданье ни поздно , ни рано. Меня ожидаю т большие дела . Здесь совесть ш лифую т точнее экрана И варят характеры чище стекла . Закончена смена , и ветер уставший Колышет деревьев зеленый наряд , И, кажется , звезды над городом нашим О гнем кинескопов елецких горят . «Эльта» , любимая «Эльта» , З де сь дом мой родной и семья . Рабочая гордо сть , Рабочая совесть , Рабочая слава моя . Г . С К А Р ЕД Н О Е . К празднику советских моряков Дети. Родители. Семья. Стихи наших читателей 31 июля — День Военно-Морского Флота

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz