Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 14 июня 1977 года ф 2 стр, Комсомольское собрание: каким ему быть! ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ТАК МОЖНО НАЗВАТЬ СОБРАНИЕ КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА. КОТОРОЕ СОСТОЯЛОСЬ НА ЗАВОДЕ ТРАКТОРНЫХ К а з а н с к и й п о л и э т и л е н ГИДРОАГРЕГАТОВ. Сначала несколько цифр. На нашем предприятии каждый пя­ тый — комсомолец. Каждый четвертый — молодой рабочий в возрасте до 30 лет. Ежегод­ но в коллектив приходит попол­ нение: 125— 130 подростков, из которых около 40 не имеют среднего образования. Это не могло не обеспокоить комсомольскую организацию. Тем более что в десятой пяти­ летке проходит всесоюзный смотр под девизом «Каждому молодому труженику — сред­ нее образование». Вот почему вопрос «Задачи комсомольской организации по повышению общеобразователь­ ного, политического и техниче­ ского уровня юношей и деву­ шек» был вынесен на повестку дня нашего собрания. Нет случайности и в том, что проведено оно именно сейчас, когда завершен 1976/77 учеб­ ный год во всех формах обу­ чения. Мне часто приходится бывать на собраниях. И вот что заме­ тил. Ход собрания, активность его участников, эффективность принимаемых решений во мно­ гом зависят от выбора повест­ ки дня. Ее актуальности. Помню случай, когда в одном из це­ хов комсомольцы обсуждали вопрос о соревновании. Не о действенности его. не об эф ­ фективности. А просто говори­ ли о том, что надо соревно­ ваться. Хотя это и так понятно каждому. Результат — собра­ ния не получилось, время три­ дцати комсомольцев было за­ трачено зря. У нас такого не произошло. Готовились тщательно. Заранее оповестили всех о дате и месте проведения собрания. Заранее пригласили директора завода Н. С . Гриднева, секретаря парт­ кома Н. А, Черных, директора ШРМ № 3 В. П. Подколзина. Пои подготовке комитет ВЛКСМ провел небольшое ис­ следование двух групп моло­ дых производственников в воз­ расте от 18 лет до 21 года (стаж работы на заводе от го­ да до 3 лет). В первую группу были включены 15 юношей и девушек (из цехов первого, второго и инструментального), которые учатся в ШРМ, технику­ мах, кружках комсомольского политпросвещения. Во вторую группу (из тех же цехов) — столько же человек, но не охва­ ченных никакими формами учебы. Выяснилось, что все участники первой группы рабо­ тают без брака, сменные зада­ ния перевыполняют на 10— 12 процентов, активно участвуют в общественной жизни. У моло­ дых рабочих второй группы все показатели почти в два раза ниже. Результаты исследования ис­ пользовала в докладе секре­ тарь комитета ВЛКСМ Галина Астафьева . Сколько важных проблем было в нем затронуто! Приятна для всех похвала ди­ ректора ШРМ № 3 В. П. Под­ колзина: «Завод в основном справился в прошедшем учеб­ ном году с проблемой образова­ ния». Но в повестке дня стоит слово «Задачи...» Значит, их нужно, их предстоит решать. А, следовательно, и разговор больше — о недостатках, упу­ щениях. Да, сказала Г. Астафьева, план набора в ШРМ был пере­ выполнен. Но из 270 человек, направленных на учебу, 58 вы­ было, 29 не аттестованы. Много пришлось разговаривать с Ана­ толием Шевкуном, Александ­ ром Клоковым, Тамарой Пашен- цевой и другими. Беседы эти проходили в парткоме, завкоме, комитете ВЛКСМ. А в цехах контроль за учебой ведется сла­ бо. С трудом здесь прижива­ ются такие формы, как специ­ альные табели успеваемости и посещаемости. В настоящее время на пред­ приятии не имеют средне­ го образования 250 человек в возрасте до 30 лет. Всего же не охвачено никакими формами учебы 320 производственников. Разумеется, доклад, насыщен­ ный цифрами и фактами, заста­ вил не только задуматься каж­ дого, но и высказать свое мне­ ние. Предложения были деловые, конкретные. Сверловщица вто­ рого механосборочного цеха Лидия Осипова и инженер Ва­ лентина Сочетаева из инстру­ ментального дали высокую оценку заводским классам — новой форме обучения: «Очень удобны они для тех, кто не может посещать школу вече­ ром. Если в прошедшем учеб­ ном году их закончили около 60 человек, теперь желающих гораздо больше. На новый учебный год нужно увеличить этот контингент». Контролер ОТК Нина Мануй­ лова из собственных наблюде­ ний сделала вывод: чем ниже разряд, тем ниже качество продукции. «Курсы повышения квалификации просто необходи­ мы», — сказала она. — А нам нужно наладить техническую учебу, — заявила токарь МСК Валентина Ефремо­ ва. — Оборудование новое, современное. Необходимые же знания есть не у каждого. Татьяна Ларина — замести­ тель секретаря комитета ВЛКСМ. Она говорила о поли­ тической и экономической уче­ бе комсомольцев. Более 120 человек на итоговом Ленин­ ском уроке «Революционный держим шаг!» показали проч­ ные знания. Т. Ларина предло­ жила создать в новом учеб­ ном году еще один кружок «Основы экономических зна­ ний». Как видим, все выступления— забота о повышении уровня об­ разования своих сверстников. Комсомольское собрание. Каким оно должно быть? Этот вопрос волнует многих комсо­ мольцев, секретарей комитетов ВЛКСМ. Думаю , что наше со­ брание удалось. Потому что по­ вестка дня не была случайной, подготовка велась тщательная, а разговор получился серьез­ ный, деловой. И постановле­ ние принято с конкретными сроками, конкретными испол­ нителями. Верится, что оно бу­ дет выполнено: за школьные парты в новом учебном году сядут около 300 молодых агре­ гатчиков. Да, собрание сыграло воспи­ тательную и организаторскую роль. Считаю, именно таким оно и должно быть. И. СЕЛЕЗНЕВ. фрезеровщик. ОТ РЕДАКЦИИ : Интересный вопрос о том, каким должно быть комсомольское собрание, затронул И. Селезнев. Мы приглашаем к разговору наших читателей: напишите, как проходят собрания в вашей организации? Какие темы. проблемы решаете вы на них? Какова действенность собраний! Ждем ваших писем. Татарская АССР . Десяти мар­ кам казанского полиэтилена присвоен государственный Знак качества. Теперь более пятиде­ сяти процентов этой продукции объединения «Органический синтез» аттестовано почетным пятиугольником. Исходным сырьем для про­ изводства полиэтилена является нефть, добываемая на промыс­ лах Татарии. Мощные установки Нижнекамского нефтехимком- бината, рассчитанные на выпуск, сотен тысяч тонн продукта в год, вырабатывают сжиженный газ — этилен. По трубопроводу этилен поступает на производ­ ственное объединение «Орга­ нический синтез», где его поли- меризуют. Казанский полиэтилен широко используется в народном хо­ зяйстве СССР , экспортируется в другие страны. На верхнем снимке: панорама Нижнекамского нефтехимком- бината. На среднем снимке: полиэти­ лен в гранулах. На нижнем снимке: на одном из нефтяных промыслов Тата­ рии. Фото Е. Логвинова. (Фотохроника ТАСС). ЧТОБЫОВЛАДЕТЬ СРЕДЦАМИНАВСЕГДА Закончились экзамены по ли­ тературе в 10-х классах. Прове­ рены сочинения, прослушаны устные ответы. Еще свежи впе­ чатления. Память воскрешает молодые лица — взволнован­ ные и спокойные, растерянные и собранные — такие разные, как и характер ответов. ...Перед экзаменаторами — выпускники отличника народно­ го просвещения Н. И. Агапито­ вой (СШ № 21). Из 29 человек в этом классе по сочинению имеют хорошие и отличные оценки 24. Их речь литератур- не, композиционно стройна. Основательное знание програм­ мы сочетается со стремлением оформить ответ так, как этого постоянно требовал учитель: выпускники делают вступление, обобщают факт, в заключение— выводы. Запомнились содержательные ответы сестер Какуниных, Ро­ дионовой, Лопатиной, Майорни- ковой, Лаухиной. У них отлич­ ный литературный язык. Из про­ слушанных методистами гороно 14 человек 13 получили «4» и «5». Основательное знание про­ граммы показали и выпускники Н. А. Тутушкиной (СШ N2 8). Бо­ лее 50 процентов из них полу­ чили у требовательного отлич­ ника народного просвещения и взыскательной экзаменационной комиссии хорошие и отличные отметки. Серьезное знание литерату­ роведческих вопросов показал выпускник этой школы Кар­ ташов. На мой вопрос: «Что вам дало изучение школьного курса литературы?» юноша ответил: «Литература мне помогла вы­ работать правильное мировоз- зоение. Дала художественную картину пооШлого и настояще­ го. Открыла перспектив" обще­ ственного развития. Помогла моему развитию в эстетиче­ ском плане». Хорошее впечатление оста­ вили экзамены в СШ N2 2 (учи­ тель С. Р. Воргольская) у ин­ спектора гороно Р. Н. Парфе­ новой. Помимо твердо усвоен­ ной программы выпускники об­ наружили вкус к современной советской поэзии. Много чи­ тали наизусть из произведений Р. Рождественского, С . Острово- го, К. Симонова, М. Джали­ ля, Р. Казаковой и других лю­ бимых поэтов. Сказались результаты работы поэтического клуба «Пушкин­ ские вечеоа» для 7— 10 клас­ сов, работающего под руковод­ ством завуча школы К. Г. Ш е ­ пелевой. Прекрасно отвечали Ефремова, Лаврова, Ткаченко, Мелюта. Высокого мнения о знаниях и культуре ответов учащихся оста­ лись представители области и Министерства просвещения, ИДУТ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ присутствовавшие на экзаменах в СШ N2 15. Они отмечают хо­ рошее содержание ответов, уверенность и глубину знаний, умение анализировать произве­ дения в единстве формы и содержания, увязывая его с ми­ ровоззренческими позициями автора. Блестящими были от­ веты Попова, Завгородней, Ба­ ранниковой, которые сумели выразить и свое личное отно­ шение к рассматриваемым во­ просам. В экзаменационных успехах учащихся как нельзя ярче ска­ зался стиль работы отличника народного просвещения Г. В. Вакула. Наступило время послеэкза- менационных размышлений. Критического рассмотрения ито­ гов экзаменов. Время выводов, которые должны будут учесть в целом предметные комиссии школ и каждый учитель литера­ туры в частности. Какие недостатки являются характерными для экзаменов? Нынешние устные ответы (и письменные работы тоже) зер­ кально отражают многие беды и ошибки, на которые из года в год жалуются и экзаменаторы вузов. В ответах многих выпускников не прослеживается связь рас­ сматриваемого литературного явления с эпохой. Заметен свой­ ственный многим старшеклас­ сникам подход к художествен­ ному произведению как конг­ ломерату образов и идей. Не чувствуется знания трех перио­ дов освободительного движе­ ния, определяющих развитие литературы. Посредственные учащиеся, как правило, сбиваются на пе­ ресказе содержания, не уме­ ют выделить главного, не дела­ ют выводов и обобщений. И не многие, очень не мно­ гие помнят художественные тек­ сты. Думаешь с грустью: если не вынес из школы дивных строк Пушкина и Лермонтова, Некра­ сова и Маяковского, значит, прошел мимо литературы как искусства. И еще: чтение большинства , учащихся маловыразительно. Редка собственная оценка ли­ тературного факта, героя, про­ изведения в целом. Слаб ху­ дожественный анализ. Пишется это не для того, что­ бы еще и еще раз сказать о недостатках в преподавании литературы. Речь о том, чтобы решительнее использовать в школе возможности програм­ мы для более широкого эстети­ ческого и нравственного вос­ питания учащихся. Чтобы изучение программных произведений и хорошо орга­ низованное внеклассное чтение способствовали выработке у школьников умения наслаж­ даться яркой строкой, свежим образом. Чтобы проблематику произве­ дения учащиеся увязывали с исторической эпохой, не остав­ ляли без внимания своеобра­ зие и художественное мастер­ ство писателя. Пусть литература для моло­ дежи не кончается с экзамена­ ми, а владеет их сердцами всю жизнь. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz