Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 14 июня 1977 года ф 2 стр, Комсомольское собрание: каким ему быть! ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ТАК МОЖНО НАЗВАТЬ СОБРАНИЕ КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА. КОТОРОЕ СОСТОЯЛОСЬ НА ЗАВОДЕ ТРАКТОРНЫХ К а з а н с к и й п о л и э т и л е н ГИДРОАГРЕГАТОВ. Сначала несколько цифр. На нашем предприятии каждый пя тый — комсомолец. Каждый четвертый — молодой рабочий в возрасте до 30 лет. Ежегод но в коллектив приходит попол нение: 125— 130 подростков, из которых около 40 не имеют среднего образования. Это не могло не обеспокоить комсомольскую организацию. Тем более что в десятой пяти летке проходит всесоюзный смотр под девизом «Каждому молодому труженику — сред нее образование». Вот почему вопрос «Задачи комсомольской организации по повышению общеобразователь ного, политического и техниче ского уровня юношей и деву шек» был вынесен на повестку дня нашего собрания. Нет случайности и в том, что проведено оно именно сейчас, когда завершен 1976/77 учеб ный год во всех формах обу чения. Мне часто приходится бывать на собраниях. И вот что заме тил. Ход собрания, активность его участников, эффективность принимаемых решений во мно гом зависят от выбора повест ки дня. Ее актуальности. Помню случай, когда в одном из це хов комсомольцы обсуждали вопрос о соревновании. Не о действенности его. не об эф фективности. А просто говори ли о том, что надо соревно ваться. Хотя это и так понятно каждому. Результат — собра ния не получилось, время три дцати комсомольцев было за трачено зря. У нас такого не произошло. Готовились тщательно. Заранее оповестили всех о дате и месте проведения собрания. Заранее пригласили директора завода Н. С . Гриднева, секретаря парт кома Н. А, Черных, директора ШРМ № 3 В. П. Подколзина. Пои подготовке комитет ВЛКСМ провел небольшое ис следование двух групп моло дых производственников в воз расте от 18 лет до 21 года (стаж работы на заводе от го да до 3 лет). В первую группу были включены 15 юношей и девушек (из цехов первого, второго и инструментального), которые учатся в ШРМ, технику мах, кружках комсомольского политпросвещения. Во вторую группу (из тех же цехов) — столько же человек, но не охва ченных никакими формами учебы. Выяснилось, что все участники первой группы рабо тают без брака, сменные зада ния перевыполняют на 10— 12 процентов, активно участвуют в общественной жизни. У моло дых рабочих второй группы все показатели почти в два раза ниже. Результаты исследования ис пользовала в докладе секре тарь комитета ВЛКСМ Галина Астафьева . Сколько важных проблем было в нем затронуто! Приятна для всех похвала ди ректора ШРМ № 3 В. П. Под колзина: «Завод в основном справился в прошедшем учеб ном году с проблемой образова ния». Но в повестке дня стоит слово «Задачи...» Значит, их нужно, их предстоит решать. А, следовательно, и разговор больше — о недостатках, упу щениях. Да, сказала Г. Астафьева, план набора в ШРМ был пере выполнен. Но из 270 человек, направленных на учебу, 58 вы было, 29 не аттестованы. Много пришлось разговаривать с Ана толием Шевкуном, Александ ром Клоковым, Тамарой Пашен- цевой и другими. Беседы эти проходили в парткоме, завкоме, комитете ВЛКСМ. А в цехах контроль за учебой ведется сла бо. С трудом здесь прижива ются такие формы, как специ альные табели успеваемости и посещаемости. В настоящее время на пред приятии не имеют средне го образования 250 человек в возрасте до 30 лет. Всего же не охвачено никакими формами учебы 320 производственников. Разумеется, доклад, насыщен ный цифрами и фактами, заста вил не только задуматься каж дого, но и высказать свое мне ние. Предложения были деловые, конкретные. Сверловщица вто рого механосборочного цеха Лидия Осипова и инженер Ва лентина Сочетаева из инстру ментального дали высокую оценку заводским классам — новой форме обучения: «Очень удобны они для тех, кто не может посещать школу вече ром. Если в прошедшем учеб ном году их закончили около 60 человек, теперь желающих гораздо больше. На новый учебный год нужно увеличить этот контингент». Контролер ОТК Нина Мануй лова из собственных наблюде ний сделала вывод: чем ниже разряд, тем ниже качество продукции. «Курсы повышения квалификации просто необходи мы», — сказала она. — А нам нужно наладить техническую учебу, — заявила токарь МСК Валентина Ефремо ва. — Оборудование новое, современное. Необходимые же знания есть не у каждого. Татьяна Ларина — замести тель секретаря комитета ВЛКСМ. Она говорила о поли тической и экономической уче бе комсомольцев. Более 120 человек на итоговом Ленин ском уроке «Революционный держим шаг!» показали проч ные знания. Т. Ларина предло жила создать в новом учеб ном году еще один кружок «Основы экономических зна ний». Как видим, все выступления— забота о повышении уровня об разования своих сверстников. Комсомольское собрание. Каким оно должно быть? Этот вопрос волнует многих комсо мольцев, секретарей комитетов ВЛКСМ. Думаю , что наше со брание удалось. Потому что по вестка дня не была случайной, подготовка велась тщательная, а разговор получился серьез ный, деловой. И постановле ние принято с конкретными сроками, конкретными испол нителями. Верится, что оно бу дет выполнено: за школьные парты в новом учебном году сядут около 300 молодых агре гатчиков. Да, собрание сыграло воспи тательную и организаторскую роль. Считаю, именно таким оно и должно быть. И. СЕЛЕЗНЕВ. фрезеровщик. ОТ РЕДАКЦИИ : Интересный вопрос о том, каким должно быть комсомольское собрание, затронул И. Селезнев. Мы приглашаем к разговору наших читателей: напишите, как проходят собрания в вашей организации? Какие темы. проблемы решаете вы на них? Какова действенность собраний! Ждем ваших писем. Татарская АССР . Десяти мар кам казанского полиэтилена присвоен государственный Знак качества. Теперь более пятиде сяти процентов этой продукции объединения «Органический синтез» аттестовано почетным пятиугольником. Исходным сырьем для про изводства полиэтилена является нефть, добываемая на промыс лах Татарии. Мощные установки Нижнекамского нефтехимком- бината, рассчитанные на выпуск, сотен тысяч тонн продукта в год, вырабатывают сжиженный газ — этилен. По трубопроводу этилен поступает на производ ственное объединение «Орга нический синтез», где его поли- меризуют. Казанский полиэтилен широко используется в народном хо зяйстве СССР , экспортируется в другие страны. На верхнем снимке: панорама Нижнекамского нефтехимком- бината. На среднем снимке: полиэти лен в гранулах. На нижнем снимке: на одном из нефтяных промыслов Тата рии. Фото Е. Логвинова. (Фотохроника ТАСС). ЧТОБЫОВЛАДЕТЬ СРЕДЦАМИНАВСЕГДА Закончились экзамены по ли тературе в 10-х классах. Прове рены сочинения, прослушаны устные ответы. Еще свежи впе чатления. Память воскрешает молодые лица — взволнован ные и спокойные, растерянные и собранные — такие разные, как и характер ответов. ...Перед экзаменаторами — выпускники отличника народно го просвещения Н. И. Агапито вой (СШ № 21). Из 29 человек в этом классе по сочинению имеют хорошие и отличные оценки 24. Их речь литератур- не, композиционно стройна. Основательное знание програм мы сочетается со стремлением оформить ответ так, как этого постоянно требовал учитель: выпускники делают вступление, обобщают факт, в заключение— выводы. Запомнились содержательные ответы сестер Какуниных, Ро дионовой, Лопатиной, Майорни- ковой, Лаухиной. У них отлич ный литературный язык. Из про слушанных методистами гороно 14 человек 13 получили «4» и «5». Основательное знание про граммы показали и выпускники Н. А. Тутушкиной (СШ N2 8). Бо лее 50 процентов из них полу чили у требовательного отлич ника народного просвещения и взыскательной экзаменационной комиссии хорошие и отличные отметки. Серьезное знание литерату роведческих вопросов показал выпускник этой школы Кар ташов. На мой вопрос: «Что вам дало изучение школьного курса литературы?» юноша ответил: «Литература мне помогла вы работать правильное мировоз- зоение. Дала художественную картину пооШлого и настояще го. Открыла перспектив" обще ственного развития. Помогла моему развитию в эстетиче ском плане». Хорошее впечатление оста вили экзамены в СШ N2 2 (учи тель С. Р. Воргольская) у ин спектора гороно Р. Н. Парфе новой. Помимо твердо усвоен ной программы выпускники об наружили вкус к современной советской поэзии. Много чи тали наизусть из произведений Р. Рождественского, С . Острово- го, К. Симонова, М. Джали ля, Р. Казаковой и других лю бимых поэтов. Сказались результаты работы поэтического клуба «Пушкин ские вечеоа» для 7— 10 клас сов, работающего под руковод ством завуча школы К. Г. Ш е пелевой. Прекрасно отвечали Ефремова, Лаврова, Ткаченко, Мелюта. Высокого мнения о знаниях и культуре ответов учащихся оста лись представители области и Министерства просвещения, ИДУТ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ присутствовавшие на экзаменах в СШ N2 15. Они отмечают хо рошее содержание ответов, уверенность и глубину знаний, умение анализировать произве дения в единстве формы и содержания, увязывая его с ми ровоззренческими позициями автора. Блестящими были от веты Попова, Завгородней, Ба ранниковой, которые сумели выразить и свое личное отно шение к рассматриваемым во просам. В экзаменационных успехах учащихся как нельзя ярче ска зался стиль работы отличника народного просвещения Г. В. Вакула. Наступило время послеэкза- менационных размышлений. Критического рассмотрения ито гов экзаменов. Время выводов, которые должны будут учесть в целом предметные комиссии школ и каждый учитель литера туры в частности. Какие недостатки являются характерными для экзаменов? Нынешние устные ответы (и письменные работы тоже) зер кально отражают многие беды и ошибки, на которые из года в год жалуются и экзаменаторы вузов. В ответах многих выпускников не прослеживается связь рас сматриваемого литературного явления с эпохой. Заметен свой ственный многим старшеклас сникам подход к художествен ному произведению как конг ломерату образов и идей. Не чувствуется знания трех перио дов освободительного движе ния, определяющих развитие литературы. Посредственные учащиеся, как правило, сбиваются на пе ресказе содержания, не уме ют выделить главного, не дела ют выводов и обобщений. И не многие, очень не мно гие помнят художественные тек сты. Думаешь с грустью: если не вынес из школы дивных строк Пушкина и Лермонтова, Некра сова и Маяковского, значит, прошел мимо литературы как искусства. И еще: чтение большинства , учащихся маловыразительно. Редка собственная оценка ли тературного факта, героя, про изведения в целом. Слаб ху дожественный анализ. Пишется это не для того, что бы еще и еще раз сказать о недостатках в преподавании литературы. Речь о том, чтобы решительнее использовать в школе возможности програм мы для более широкого эстети ческого и нравственного вос питания учащихся. Чтобы изучение программных произведений и хорошо орга низованное внеклассное чтение способствовали выработке у школьников умения наслаж даться яркой строкой, свежим образом. Чтобы проблематику произве дения учащиеся увязывали с исторической эпохой, не остав ляли без внимания своеобра зие и художественное мастер ство писателя. Пусть литература для моло дежи не кончается с экзамена ми, а владеет их сердцами всю жизнь. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz