Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 4 июня 1977 года ф 3 стр. ПО ЗАЛАМ К Р А Е В Е Д Ч Е С К О Г О М У З Е Я ЭКСОПАНЫТ РАСКАЗЫВАЮТ В залах нашего музея мож­ но увидеть среди образцов резь­ бы по дереву шкафчик, иден­ тичный знаменитому поленов- скому, который находится сей­ час в музее-усадьбе Абрамцево. . . .В нескольких километрах от Москвы есть музей-усадьба Абрамцево. В 1840— 1870-е годы усадьба принадлежала Аксако­ вым. Ее посещали Н . В . Го­ голь, И. С . Тургенев. В ней С . Т . Аксаков написал «Семей­ ную хронику», «Детские годы Багрова-внука». Затем усадьба в 1870 году перешла в руки крупного промышленника-меце- ната С . И. Мамонтова и стала одним из центров русской худо­ жественной жизни. Там собира­ лись, подолгу жили и работали В . М. Васнецов, М. М. Анто­ кольский, М. А. Врубель, К . А. Врубель, К . А . Коровин, В . Д . Поленов. И. Е . Репин, предста­ вители музыкальной культуры, Ф . М. Шаляпин. Абрамцевское объединение русских художников сыграло заметную роль в истории рус­ ского искусства. Одним из ак­ тивных участников этого объ­ единения была Елена Дмитри­ евна Поленова, русская худож ­ ница второй половины 19-го века. Приехав в Москву в 80-е го­ ды, она вливается в группу х у ­ дожников, объединяющихся во­ круг ее брата В . Д . Поленова — известного к тому времени художника-пейзажиста, препо­ давателя Московского училища живописи, зодчества и ваяния. И Елена Дмитриевна становится одним из энтузиастов, которые много сделали для сохранения и развития народного искусства. «Цель наша — подхватить еще живущее народное творче­ ство и дать ему возможность развернуться, мы ищем главным образом вдохновенья и об­ разцов. ходя по избам и при­ глядываясь к тому, что состав­ ляет предметы их обихода... Это искусство положительно еще не умерло в народе» (Из письма Поленовой). С этой целью художники по­ бывали во многих губерниях России, собирая изделия с резь­ бой по дереву, предметы кресть­ янского ^ыта, различные образ­ цы мебели. К 1885 году в Аб ­ рамцево была организована ма­ стерская, бессменным руково­ дителем которой являлась Е . Д . Поленова. В мастерскую были привлечены народные умельцы резьбы. росписи по дереву из окрестных деревень. Так благо­ даря образовавшемуся кружку в 90-х годах X I X века в Под­ московье возник крестьянский промысел — абрамцево-кудрин- ская резьба по дереву. Многие изделия выполнялись по рисун­ кам Е . Д . Поленовой. Они име­ ются и сохраняются в различ­ ных музеях нашей страны. В частности, в музее Абрамцево сохраняется оригинальный по форме, интересный по созданию шкафчик с колонкой геометри­ ческой резьбы. Общая его фор­ ма предложена В. Д . Полено­ вым, некоторые детали были взяты Е . Д . Поленовой из му­ зея, ее альбомных набросков, о т­ дельные детали — из различных деревень. Точная копия его есть и в на­ шем музее. В. ЛИЛЬ, научный сотрудник музея. Осенняя элегия в Есть какая-то грустная тайна В неприюте осенних полей. Все живое здесь как бы случайно, Не случайно лишь кликов звучанье Улетающих вдаль журавлей. Ты замри при прощании этом. Не мешай одиноким полям Насладиться последним приветом, Наглядеться вослед журавлям . Д а и сам под несущимся плачем Не стыдись, коль стуманится взгляд. Пожелай им в полете удачи, Чтоб весной возвратились назад. Чтобы вновь твои меньшие братья Песни счастья вернули полям. Чтобы те распахнули объятья Им, родимым своим сыновьям. А пока над пустынным простором, Как надежды, все тая вдали, Над прогоном, над стылым угором. Над моею печалью и горем Льют прощальный мотив журавли. М. ГЛ А З К О В . I И живу я на земле доброй За себя и за того парня. Песня льется широко, свободно. В красном уголке типографии выступает агитбригада Дома культуры. Члены ее —учащиеся ли­ пецкого областного культпросветучилища. На снимке А . Боева Владимир Карлусов (слева) и Игорь Ве­ селков. I ПЕСНЯ-ЕГ0 СУДЬБА Недавно в нашем городе выступил с концертами лауреат всесоюзных конкурсов Вадим Мулерман. Сегодня наш вне­ штатный корреспондент Э . Шилова рассказывает о своей встрече с ним. Бывают встречи, которые за­ поминаются, оставляют добрый след в душе, вселяют радость. Сегодня я осталась на повтор­ ный концерт, чтобы еще и еще раз послушать песни в испол­ нении Вадима Мулермана. Мне захотелось увидеть артиста не только на сцене, но и побывать за кулисами, вникнуть глубже в работу музыкального коллек­ тива, скрытую от глаз зрите­ лей. ...За сценой нет суеты и шу­ ма. Все рас 9 читано по мину­ там. Последние замечания му­ зыкального руководителя ан­ самбля Анатолия Давидовича, пианиста, композитора. Конфе­ рансье, артист Москонцерта Леонид Дубниикий, несколько взволнован. Ему желают «ни пуха ни пера». Дружными аплодисментами встречают зрители выход веду­ щего, дарят артисту букет цветов. Потом волнующая встреча с популярным исполнителем эст­ радных песен Вадимом Мулер- маном. В зале тишина. Мягкий красивый голос. Сдержанные жесты. Контакт со зрителями установлен быстро. Звучат песни о Родине, о земле, трудных дорогах вой­ ны, о любви — нежные, заду­ шевные, волнующие. Йз них много новых, только что записанных на пластинку. И с­ полняется «Здравствуй, карна­ вал» А. Морозова. Игра света на сцене, живая манера ис­ полнения, располагающая улыб­ ка певца. Кажется , будто только что побывал на веселом празд­ нике — большом карнавале. Вадим Мулерман поет на сце­ не уже 15 лет. Начинал арти­ стическую Деятельность в Т ул ь ­ ской филармонии. А вообше-то страсть к пению появилась у него еще с детства, со школы. — Чьи песни вам особенно нравятся? — спросила я у не­ го. — Люблю исполнять произ­ ведения Леонида Мартынова, особенно «Балладу об отце», «Сказку» , — ответил Вадим. — В моем репертуаре также песни московского композитора Вячеслава Добрынина. А сов­ сем недавно познакомился с молодым талантливым компо­ зитором из Ленинграда Алек­ сандром Морозовым. И вот'сей­ час на нашей сцене постоян­ но звучат его веселые шуточ­ ные «Элизабет», «Смеялся ме­ сяц молодой», «Камушки», ро­ манс, нз-водяшин на размыш­ ление и грусть «Я вас не то­ роплю». — Современные песни поют сейчас многие. Есть , наверное. и у вас, не только как у пев­ ца, но и как у слушателя, свои любимые исполнители? — Конечно. И главный среди них — мой большой друг Э д у ­ ард Хиль. В Росконцерте вме­ сте со мною работают Вале­ рий Ободзинский, Галина Не­ нашева, Николай Соловьев. Иногда мы обмениваемся мне­ ниями по поводу наших выступ­ лений. ...Льются песни со сцены. То тихо, то громко. Голосу певца часто вторит эхо. — Как достигаете вы такого эффекта? — поинтересовалась я у звукооператора Александра Абакумова, окончившего ин­ ститут культуры. — У нас очень сложная ап­ паратура, — сказал он. — Она дает возможность звучать го­ лосу певца мягко, выразитель­ но, дает большое разнообразие звуковых оттенков. ...Перерыв. Артисты отдыха­ ют. Теперь самое время побе­ седовать с ними. — Вадим является руководи­ телем нашего ансамбля «Ребята с Арбата». Коллектив молодой, ему всего четыре года Но мы уже выступали в Ужгороде, Ивано-Франковске. Мукачево. Только что вернулись из зару­ бежной поездки. Нас тепло встретили зрители в Дрездене и Берлине, — рассказывает ги та ­ рист Юрий Ковальчук. — Мулерман очень требовате­ лен к себе и к нам. Работать с ним сложно, но интересно, — дополняет его член ансамбля Геннадий Васильев. — К каж ­ дому концерту он готовится с полной серьезностью независи­ мо от того, выступает ли он в столицах иди в деревнях. Для него нет больших и маленьких сцен. Ес ть просто зритель, для которого он поет е душой, с полной отдачей своего таланта . Песня, зритель, сиена — вся его жизнь. Последняя песня концерта — «День Победы» После нее — цветы, цветы, цветы. Бурные аплодисменты. Многие аплоди­ руют стоя. — В Ельце я выступаю тре­ тий раз. И всегда с большой охотой. Очень благодарные у вас слушатели, — высказал свое мнение о зрителях Вадим Мулерман. Коллектив ансамбля уехал в этот же вечер, хотя концерт закончился очень поздно. Пред­ стояли новые выступления в Липецке, Орле, Брянске. Э. ШИЛОВА, преподаватель средней школы № 24. С больш им КУАЛА-ЛУМПУР. С большим успехом здесь прошел кино­ фестиваль, посвященный 60-й годовщине Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции. В течение недели в совет­ ском культурном центре сто­ лицы Малайзии демонстрирова­ лись документальные, хрони­ кальные и научно-популярные у сп е х ом ленты из Советского Союза, Болгарии, ГДР, Польши1 и Че­ хословакии. Представители ма­ лайзийской общественности по­ знакомились с достижениями народов социалистических стран в экономической, социальной и культурной областях. 1ТАСС). «Я БУДУ Эти слова Пабло Неруды стали названием богато иллю­ стрированной книги, выпущен­ ной издательством «Детская литература» тиражом пятьде­ сят тысяч экземпляров. В сбор­ ник, подготовленный поэтом и переводчиком Павлом Грушко, вошли отрывки из мемуаров великого чилийца «Признаюсь, что я жил», а также стихи, раскрывающие гражданскую ЖИТЬ...» направленность поэзии Неру­ ды, пронизанные любовью к народу Чили и ненавистью к его угнетателям. В сентябрьские дни 1973 го­ да навсегда остановилось сердце одного из величайших поэтов современности, народ­ ного певца и трибуна, который до последнего вздоха сражал­ ся за светлое будущее чилий­ ского народа. Он не смог пе­ режить трагедии, обрушив­ шейся на его родину. Но его стихи сказали за него: Опять пожар, опять потоки крови, опять в поместьях завозились свиньи, вновь ожили громилы преисподней, сатрапы, перепроданные с торга... ...опять ликуют грязные торговцы континентальным воздухом и хлебом и палачи, заплывшие жирком, и выползшие из конур князьки, которым лишь одно в утеху— пытки и голодом задушенный народ... Чилийские фашисты, движи­ мые бессильной злобой и стра­ хом, сожгли тысячи экземпля­ ров книг Неруды, уничтожили часть его архива, надругались над его могилой. Хунта пытает­ ся заставить народ забыть имя поэта, его произведения, но тщетно. Популярность Пабло Неруды продолжает расти не только в Чили, но и за его рубежами. Его имя присваивается ко­ раблям и улицам, площадям, домам культуры. Его пьеса «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» идет в театрах Москвы и Мадоида, Буэнос- Айреса и Варшавы... На кино- и телестудиях создаются филь­ мы о жизни и творчестве поэта, на многие языки пере­ водятся его произведения. И новая книга, изданная в нашей стране, еще одно тому под­ тверждение. Владимир КИРИЛЛОВ, корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz