Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 21 мая 1977 года ф 3 стр. ♦ На темы воспитания ♦ Из новых стихов А. Синельниковой Кто сказал, что бальные танцы сейчас не в моде? Посмотрите, с каким удовольствием танцуют их молодые. На снимке нашего внештатного корреспондента Ю. Дементеева вы видите юношей и девушек из танцевального коллектива сред ней школы № 95. Он сравнительно молодой — был создан че тыре года назад. Но уже довольно известный. Школьники часто выступают на вечерах, перед шефами — работниками дистан ции пути. Руководитель танцевального коллектива — Раиса Мельникова. Она учит восьмиклассников танцевать не только бальные танцы, но и русские народные, современные. Одного взгляда было доста точно, чтобы понять: у Сеньки что-то случилось. Он, когда я ему открыла дверь, не позво нил, дурачась. трижды, не сказал привычного «Мама, при вет». Не получила я и тради ционного поцелуя. Сенька выглядел очень устав шим. Он нехотя переступил порог, постоял немного и мед ленно опустил портфель на ма ленький стульчик. Я не стала ни о чем расспра шивать его: ушла в комнату, прислушиваясь к каждому шо роху в коридоре. Вот Сенька снял куртку — зашуршала ткань, вот кинул на вешалку шапку — как удар кнута, щелкнула о стену завязка. По том все стихло. Я осторожно выглянула из комнаты. Увидев, что я наблюдаю за ним, Сенька отошел от зеркала. — Что-нибудь случилось, Сень? — Ничего не случилось, — буркнул Сенька. Я больше не задавала ему вопросов. Прошло минут десять—пятна дцать, когда я вдруг услышала похныкивания; так Сенька все гда выражал свою обиду. Я подошла к нему. Взяла его за плечи и сказала: —А, может быть, по тому, что случилось, вовсе и не стоит хныкать? — Да ..а, сама не знаешь, — упрекнул меня сын — Не знрю, — спокойно со гласилась я, хотя сердце мое дрогнуло. — Но ты ведь мне обязательно расскажешь, А вдвоем мы легче решим, как быть. — Да...а, они теперь не будут со мной играть ,— выдавил из себя Сенька и вдруг залился слезами. — Кто они? — Ребята...а Дав Сеньке поплакать не множко: по пустякам он слезы лить бы не стал, я принялась успокаивать его. Постепенно мне удалось выяснить с ним случившееся. Закончился четвертый урок, когда Сенька с ребятами дружно высыпали на школьный двор. Они уже вышли за ворота, ког да его окликнул наш сосед по подъезду —шестиклассник Вов ка Шевель. — Сеньк, иди-ка ударь вон того пацана, — и он показал на Сережу Блохина — Сеньки- ного одноклассника. — А может, слабо? — видно, заметив Сенькину нерешитель ность, подзадорил его Вовка. — Пусть только полезет, — погрозил Сережка. Вовка Шевель подзадоривал Сеньку, 3 «б» был на стороне Сепежки. И все-таки первым начал Сенька. Он ударил Сережку, Сережка его. и произошла по тасовка. 3 «б» обещал пожало ваться на Сеньку учительнице. Я ожидала всего, чего угод но, только не этого. С самого раннего детства, еще когда Сенька ходил в младшую груп пу детсада, я внушала ему; — Сдачи умей давать, но сам никогда не задирайся Не помню случая, чтобы сын не последовал этому моему со вету. Вот и совсем недавно порадо валась я за него. За то, что сумел постоять за себя. За свое человеческое достоинство. В тот день он пришел из школы чуть позже обычного. Взбудораженный, раскраснев шийся. Его курточка болонья со спины вся была в грязи. — Что же это ты, мил друг, курточку так выпачкал?— — упрекнула я Сеньку. — Это, мам, не я. Это ребята из 9 класса, — просто ответил сын. ...Сенька возвращался до мой, когда на углу — здесь кончалась школьная ограда и начинался темный безлюдный переулок — его встретили два парня из 9-го класса — Эй, пацан, а ну иди сюда! — тоном приказа позвал его один из них. — Чего надо? — спросил Сенька — Деньги есть? Давай сю да. — и парень протянул руку. Я уже не раз слышала о том, что старшеклассники от бирали у малышей деньги, ко торые им родители давали на завтраки, а если те добром не отдавали или денег вовсе не оказывалось, награждали «ви новных» тумаками, а то и из рядно колотили. — Ну. а ты? — с тревогой спросила я Сеньку. — А я, мам, говорю: «Кто ты мне такой, чтоб я тебе да вал деньги?» — Ну, а он? Сенька потупился: <_ — А он... меня ударил. Потом они шли и ногами в спину ме ня пинали. — Ты что же, не мог убе жать? — Мог, — недовольно бурк нул сын. — Не хотел. Сейчас, глядя на Сеньку, я думала о том, как была горда за него. За то, что он не смало душничал даже перед силой, что, не желая убегать, он вы ражал протест против насилия. Он боролся. По-своему. Как мог. Как умел. А теперь?... Те перь мне было больно. И стыд но за него. — А что, — спросила я Сень ку. — Сережа тебе сделал что-нибудь плохое, что ты ре шил ударить его? — Не...ет, — продолжал всхлипывать Сенька. — Ниче го не сделал. —За что же ты его ударил? — Вова сказал; «Ударь». Я нанимала: произошло что-то ужасное. Омерзительное. Мой сын ни за что, ни про что уда рил человека. Только потому, что кто-то попросил его об этом. Значит, если я сейчас ска жу ему укради... «Нет, нет. нет, — пульси ровала в голове мысль. — Н е т ..» Мне хотелось наброситься на сына с криком и бранью, а мо жет, и хлопнуть его так. чтобы запомнил он на всю свою жизнь, за что я подняла на него руку, чтобы навсегда отбить у него охоту жить чужим умом — не своим собственным. С трудом проглотив подсту пивший к горлу комок, я спро сила Сеньку. —А как ты думаешь, почему Вова сам не ударил Сережу? — Н... не знаю,— споткнулся Сенька. — Наверно, звонок на урок был. —Нет, Сенька, — сказала я сыну и опустила ему руку на плечо. —Он знал, что ему при дется отвечать за свой посту пок, вот и научил тебя. Вот ты считаешь его своим другом. А друг-то он тебе ока зался плохой. Видишь, как он подвел тебя. Даже все ребята от тебя отвернулись. И пра вильно сделали. Сенька вдруг вывернулся из- под моей руки, убежал в свсуо комнату и громко, навзрыд за-_ плакал. Я долго сидела неподвижно. Если плакал —значит, пережи вал. О чем вот только: о том, что ударил без всякой причины, или о том, что все ребята не будут теперь играть с ним? Впрочем, все это так тесно взаимосвязано между собой. Сам-то он хоть понимает это? Наверное, если знает, за что ре бята могут отвернуться от не го. Ну, а раз понимает, раз4 переживает, значит, запомнит и больше не захочет повторить подобного. Если бы можно было быть уверенной в этом. Вот и еще одна проблема. Решай — ты же мать. Плач затих. Я вошла в 0ень- кину комнату. —Ну что, сын, —спросила я. — Горько тебе? — Д... да, — ответил Сенька. —Плохо ведь поступил, прав да? —Правда. —Наверное, мне надо пойти к Вове и сказать, чтобы он ни когда больше не приходил к нам. Как старший, он должен помогать тебе стат^ лучше, а он толкнул тебя на плохой по ступок. Я уже собиралась покинуть Сенькину комнату, когда он испуганно заметил: —Мама, ну не ходи. Не на до, — Помолчав, добавил:—Я сам. Это «я сам», очень обрадова ло меня. Если честно, на подоб ное я не рассчитывала. Ну что ж , пусть сам. Воюет с хамством — сам. Вступает в единоборство со своими недо статками— сам. Борется за свое самоутверждение — сам. Мое дело пробуждать эти стремления, а все остальное пусть делает сам. Иначе ему человеком не вырасти. Я так и не задала сыну вопроса, хотя он меня волнует и поныне. «А если я тебе ска жу укради, ты украдешь?» Очень боюсь. Что он мне от ветит: —Если ты просишь... А может, стоит все-таки спро сить его об этом, ведь, ‘ когда ясен недуг, легче его лечить? Сколько еще сложного и трудного предстоит пройти мне — матери, ведь моему сы ну пока только десять. Всего десять. Хватит ли сил быть страте гом в вечных его боях местно го значения? Чтобы побольше побед — поменьше поражений. А. БОРИНА. Рассветы Поутру, светило, не спеши. Пусть еще подремлют твои глазки! Больно уж рассветы хороши. Словно непридуманные сказки . Открывает радости мои Клю чи ком заржавленным ку знечи к . П ро любовь распелись соловьи. Только что ж на это им отвечу? Странная ты женщина, душа. То ль хо зяй кою живешь, то ль гостьей? Нам с тобой шагнуть осталось шаг, А мечтаний — на тысячеверстье! Тише пой, не разбуди птенцов. Зря из гне зд чтоб не тянули шейки. Белу свету в ясное лицо Из сочинений «Пусть все воины станут космонавтами!» «Либо пошли в кино, или ку да-нибудь». «Бедная птичка (снегирь) никак не могла вырваться из объятий хулигана». «Травка (собака) подошла к Митраше и подала ему зад ние ноги». хороши... Дай хоть час вглядеться хорошенько ! Вот заря бессонная встает Розовее девичьей улыбки. На уш ко пчеле про день поет Белый граммоф ончи к повилики. Нет красивей слова: благодать! Стелется— что травуш ка по ветру. Кто подскажет, л а к еще назвать Летние российские рвссвепй? Ах, куда спешишь, душа, куда? Весь простор и взором не окинешь . Поглядись— как в зеркало пруда: . Вон глаза счастливые какие ! ШКОЛЬНИКОВ «Настя пошла по более ходя чей тропе». «Петька — малый неваж ный». «Снегирь смотрел на него измученным взглядом». «Летчик заминировал путь». Выписала Н. ЯКУНИНА, студентка пединститута. А. СИНЕЛЬНИКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz