Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 26 апреля 1977 года ф 3 стр, Пятилетка. Учители. Качество. ------------- СЧАСТЕЬДАРУЕТТРУД Жизненная д оро га начинается в ш коле Отсюда ж е берет на чало трудовой путь. От школы во м но гом зависит, верный это будет путь или ошибочный. Бу дет ли дело спориться в руках человека, или всю жизнь из р у к валиться. А в конечном счете— будет ли счастлив человек, по тому что, ка к прекрасно сказал педагог К. Д . Ушинский ; «Если вы удачно выберете труд и вло жите в него всю душу, то сча стье само вас отыщет». Помочь молодым выбрать профессию — серьезнейшая пе дагогическая проблема. Реша ется она не быстро: все 10 лет ш кольной ж и зни ученик гото вится стать человеком труда. С перво го класса, с первой с тро ки в тетради— ш кола учит а к к у ратности, ответственности за дело, трудолю бию . В мастер ской , в к р уж к е , в учебном тру де, на субботнике учитель стремится научить работать ш кольника . И так научить, что бы он трудиться хотел и лю бил. Наши школы накопили изрядный опыт труд ово го вос питания и профессиональной ориентации м олодежи . Более трети выпускников прошло го года по окончании школы включились в сферу матери ального производства и быто вого обслуживания. В СШ № 1 уж е м но го лет готовят м олодеж ь к овладе нию профессией продавца. В СШ № 2 юноши получают ра бо ч ую профессию в учебном цехе элементного завода. Из СШ № 24 ребята выходят с правами вождения автомобиля. Как ж е обстоит дело там. где нет учебной базы на про изводстве? ...Во 2 классе СШ № 21 у учи тельницы А. Л. Кулешовой де ти рассказали мне, кем они хотят быть и почему. Слава и Вадим— военными, ка к их папы. И горь— кон с тр у ктором машин. У Тани мама врач— и она хочет быть врачом. Оля, которая «с детства любит детей»— учите лем. Есть в классе шофер и даже клоун , который хочет, чтобы людям было весело. Д етские мечты. Но, заметьте, мечты о гуманных, нужных лю дям профессиях. И рождаю тся эти мечты в процессе воспита тельной работы, ориен тирую щей детей осмысливать свое место в жизни . В сочинениях восьмиклассни ков у учительницы 3. А. Черка совой вижу уже размышления о будущем труде. «Найти свое место в жизни трудно , поэтому необходимо уж е сейчас д у мать о выборе профессии, узнавать ка к м ож н о больше о разных специальностях, — пи шет В. Черных.— Над этим я за думался давно, я выбрал про фессию машиниста». Ю ра Киселев пишет о рабо те литейщика ; «Сильная, кра сивая работа» — и далее: «Мне эта профессия нравится тем, что ее имеют только смелые и сильные люди , крепкие , м у ж е ственные». Таня Подвязкина , мечтающая стать врачом, очень верно п о д мечает, что под готовка к буд у щей профессии носит нравст венный характер : «У нас, се годняшних ш кольников , еще все впереди . А пока надо ста раться быть добрыми , внима тельными к людям , честным'и, дисциплинированными. И тогда все мечты сбудутся». Эти мысли, чувства— резуль тат психологической под го тов ки к труду. По м но гим кана лам протекает этот процесс. Тут и выставка научно -попу лярной литературы по проф ориентации, и экскурсии на производство , и встречи с людьми разных специально стей, и специальная рубри ка «Кем быть» в еженедельной ш кольной газете. Беседы и ве чера. И еще м но гое другое , что предусмотрено годовым пла ном работы школы . В прошлом году из 106 вы пускни ков СШ N° 21 ушли в институт и средние специаль ные учебные заведения 53 че ловека. Остальные поступили в ГПТУ и начали работать. Как же подготовила их школа к тр у ду? Хорошо трудятся девочки , обученные машинопигн Л. А. О гневой , 6 лет ведущей дело производство . И в этом году 60 девуш ек охотно учатся, д об росовестно печатают материа лы для методических кабине тов и гороно . Мальчики в ГПТУ имеют по то карном у и слесар ном у делу только «4» и «5». Они говорят, что их хорошо подготовили к труду ш коль ные мастерские. ...Ш кольные мастерские . Зна чение их о гром но в трудовом , физическом , нравственном вос питании м олодежи . В этой ш ко ле ими заведует отличник на р одн о го просвещения А. С. К урский , председатель методи ческо го объединения ш кол го рода по техническом у труду. В ш коле он ведет ур о ки тру да с первых дней ее сущест вования. Хорошо оборудована слесарная мастерская. В каби нете машиноведения— он же токарная мастерская — станки токарные, фрезерные Алек сандр Семенович убежден , что труд воспитывает гражданскую зрелость, трудолюбие , дис циплинированность лишь то г да, ко гда ребята делают кон кретные, полезные вещи. — Немало приходится поло мать голову над тем, чтобы увя зать учебную про грамм у с практическими нуждами пред приятия. Иначе ученик не по чувствует морального удовлет ворения от своего труда,— го ворит Александр Семенович. — В настоящее время 9— 10 классы работают над выполне нием заказа завода медобору - дования. По его чертежам р е бята готовят разные стержни, шайбы, крю ч ки для операци онных столов. В этом году ма стерские сдали заводу 3645 д е талей. Сознание: мы помо га ем заводу выполнять план— вдохновляет юношей., Я беру в р у ки добротно сде ланные циркули для металла, тисочки, клещи, кусачки. А А. С. Курский уважительно, как о рабочих людях, говорит о вы пускниках Цыбе, Сахарове, М еркулове , Ачкасове, отмечая технический вкус, хорошее владение слесарным инстру ментом, умение разбираться в чертежах. По токарном у де лу ребята имеют I I— III разря ды. Собираются после школы идти на завод. Хорошее попол нение получит рабочий класс! ...В перерыве м еж д у смена ми в столярной мастерской ви ж у мальчиков. Усердно и лов ко пилят, строгают. Оказывает ся, шестиклассникам мало у р о ков труда. Алеша Дудин дела ет для ш колы модель подвод ной лодки . Ранее смастерил танк и самолет. Мальчик как работает, так и говорит— нето ропливо, уверенно. Собирается после 10 класса стать слеса рем. Таким ж е рабочим, как его дедуш ка. Так начинается человек труда... М но го практических навыков получают девочки на уроках домоводства. Труд женщины , хозяйки дома, постигается под ру ководством знающего , увле ченного своим делом педагога Н. С. Бирюковой . Д евочки охот но шьют, посещают к р уж о к вязания на спицах. Ребят го товит к труду весь строй ш кольной жизни , в ко тор ую органически входит профессио нальная ориентация. «Нужно еще многое нашей школе , чтобы труд в ней был действительно великим воспи тателем. Нужны кабинеты профориентации, где была бы собрана вся информация о п р о изводственной жизни . Городу нужны строители, станочники. Мы должны заинтересовать ре бят этими профессиями. Сле довало бы создать учебный комбинат для средних школ города с типовыми учеб но-производственными мастер скими по профилю холодной обработки металлов. Учить д е вочек отделочным работам. А главное— еще целенаправлен нее формировать характер че ловека труда» — считает д и р е к тор СШ № 21 Н. Н. Голощапов. Да, ш коле небезразлично, куда ее ученики понесут свои познания. Будут ли стойкими , избрав профессию , или не устоят перед первыми трудно стями и соблазнами. И потому, ко гда мы говорим о ком м ун и стическом воспитании, мы име ем в виду прежде всего вос питание трудом , в труде, для труда, без ко торо го , по словам Чехова, «не м ож е т быть чистой и радостной жизни». О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР. К О Н С Т Р У К Т О Р Когда пришла пора выбирать профессию , Ю ра Перцев не задумывался над этим во просом . Для него он был р е шен давно. Вывод сделать по могли рассказы отца о своем предприятии . Он часто брал сына с собой. Но настоящее знакомство с заводом у Ю ры началось тогда, ко гда он при шел туда работать. — Тот день, — вспоминает сейчас конструктор завода «Гидропривод» Ю рий Анатоль евич Перцев, — запомнился м не на всю жизнь . Чувство р о бости, скованность, волнение испытал я, ко гда шел через проходную , предъявив пропуск , уж е не ка к наблюдатель, а ка к полноправный член коллекти ва. Свою трудовую жизнь Ю ра начал токарем . Исполнитель ный, отзывчивый, он сразу снискал уважение товарищей . И они помогали всегда. За коро ткий сро к он в совер шенстве освоил свою проф ес сию Стал сам активно пом о гать молодым рабочим . Смен ные задания перевыполнял на 15— 20 процентов. Руководство завода обратило внимание на передовика п р о и з водства и решило послать его учиться очно в Брянский инсти тут транспортно го машиностро ения — Пять лет учебы. — говорит Ю рий Анатольевич, — прошли для меня незаметно. И вот я с дипломом вновь на родном за воде. Тепло и радушно встре тил меня коллектив и принял в свою семью , здесь я стал ин- ж енером -кон с тр у ктором . Вначале ему поручали ра зра ботку мелких приспособлений , но это длилось недолго . Про шло нем но го времени , и ему стали доверять более сложные задания. Первую большую победу он одержал при разра ботке стенда для испытания ре гулируемых насосов. А даль ше пошли дела посложнее . О борудование для кон троль ного испытания лопастных на сосов по всем параметрам, гидромоторов , моечно - су шильного арегата. Самым большим достижением м ож н о считать ра зрабо тку стан ка для шлифовки пазов ротора. Три месяца конструктор бился над ним. Часами пропадал в це хе, беседовал с рабочими , со ветовался. Большую помощь оказал ему механик десятого цеха Павел Андреевич Зуев, несколько десятков вариантов перебрали они, и наконец правильное решение было най дено. Этот новый станок почти полностью изживет ручной труд. В настоящее время кон с тр у к тор занимается разработкой гидравлической машины для механизации отдельных опера ций на изготовлении баков гид ростанций Г-48. Раньше здесь применялись песчаные с терж ни, что приводило к большим материальным затратам. Теперь они станут металлическими, к о торые м ож н о будет использо вать м но го кра тно В результате облегчится труд рабочих, умень шится производственная пло щадь, возрастет выработка ли тейщиков. По этим примерам видно, что человек душой болеет за п о р у ченное дело и, самое главное, не стоит на одном месте, все время находится в творческом поиске . На областном слете ра ционализаторов и изобретате лей ему вручен ценный пода ро к . Неоднократно Ю рий А на тольевич был победителем со циалистического соревнования, награждался денежными пре миями. На мой вопрос, чем занима ется он в свободное время. — Да у меня его почти и «е бывает, — сказал он,— вечера ми преподаю в техникуме . Ну и, конечно , дом , семья... Так закончилась моя бесе да с человеком , который на ходит радость в своей работе и делает все возможное , чтобы облегчить труд своим товари щам. В. КАРЛИН. Кожевенный завод, носящий имя Владимира Ильича Ленина, — одно из крупнейших промышленных предприятии нашего горо да. Оснащенный современным оборудованием, имеющий высоко квалифицированные кадры, он обеспечивает обувные фабрики страны хромом, кожами . Одна из тех, кто активно борется за честь заводской марки ,— разведчица ко ж отделочного участка Тамара М акаровна Повали ева. Медаль «За трудовую доблесть» — яркое свидетельство того, что производственница,успешно выполняет свои социалистические обязательства. Фото А. БОЕВА . ПОЖАРАМ — ЗАСЛОН ---------------------------------------------- ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ Что такое электричество? Это свет, а та кж е тепло. Но от не правильного пользования электронагревательными при борами , при нарушении монта жа электрических сетей м ож е т быть беда Е. И. Мерецкова , прожи ваю щая по улице Сосновке, 67, на протяжении нескольких лет не производила ремонта о све тительной электросети. И золя ция устарела, и кор о т ко е за мыкание привело к пожару. К. И. Ершова, проживающая по улице Северной, 84, остави ла без присмотра вклю ченную в сарае лампочку смонтирован ную вблизи сгораемых конст рукций . В результате такой бес печности — пожар. Г. Т. Ивановой, прожи ваю щей по улице Казинской , 3, причинен материальный ущерб также из-за ее невнимательно сти: пожар начался от в клю ченной в сарае электроплитки. Чтобы в дом не пришла беда, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности при экс плуатации электропроводки и бытовых электронагреватель ных приборов. Не допускайте эксплуатации ветхой электропроводки. не заклеивайте ее обоями и бума гой, не пользуйтесь бумажны ми абажурами. Помните, пожар легче пре дупредить, чем потушить! А. ЗАЦЕПИН, старший инспектор государственного пожарно го надзора Елецкого ГО ВЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz