Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 26 апреля 1977 года ф 3 стр, Пятилетка. Учители. Качество. ------------- СЧАСТЕЬДАРУЕТТРУД Жизненная д оро га начинается в ш коле Отсюда ж е берет на­ чало трудовой путь. От школы во м но гом зависит, верный это будет путь или ошибочный. Бу­ дет ли дело спориться в руках человека, или всю жизнь из р у к валиться. А в конечном счете— будет ли счастлив человек, по­ тому что, ка к прекрасно сказал педагог К. Д . Ушинский ; «Если вы удачно выберете труд и вло­ жите в него всю душу, то сча­ стье само вас отыщет». Помочь молодым выбрать профессию — серьезнейшая пе ­ дагогическая проблема. Реша­ ется она не быстро: все 10 лет ш кольной ж и зни ученик гото ­ вится стать человеком труда. С перво го класса, с первой с тро ­ ки в тетради— ш кола учит а к к у ­ ратности, ответственности за дело, трудолю бию . В мастер ­ ской , в к р уж к е , в учебном тру ­ де, на субботнике учитель стремится научить работать ш кольника . И так научить, что­ бы он трудиться хотел и лю ­ бил. Наши школы накопили изрядный опыт труд ово го вос ­ питания и профессиональной ориентации м олодежи . Более трети выпускников прошло го года по окончании школы включились в сферу матери­ ального производства и быто­ вого обслуживания. В СШ № 1 уж е м но го лет готовят м олодеж ь к овладе­ нию профессией продавца. В СШ № 2 юноши получают ра­ бо ч ую профессию в учебном цехе элементного завода. Из СШ № 24 ребята выходят с правами вождения автомобиля. Как ж е обстоит дело там. где нет учебной базы на про ­ изводстве? ...Во 2 классе СШ № 21 у учи ­ тельницы А. Л. Кулешовой де ­ ти рассказали мне, кем они хотят быть и почему. Слава и Вадим— военными, ка к их папы. И горь— кон с тр у ктором машин. У Тани мама врач— и она хочет быть врачом. Оля, которая «с детства любит детей»— учите­ лем. Есть в классе шофер и даже клоун , который хочет, чтобы людям было весело. Д етские мечты. Но, заметьте, мечты о гуманных, нужных лю ­ дям профессиях. И рождаю тся эти мечты в процессе воспита­ тельной работы, ориен тирую ­ щей детей осмысливать свое место в жизни . В сочинениях восьмиклассни­ ков у учительницы 3. А. Черка­ совой вижу уже размышления о будущем труде. «Найти свое место в жизни трудно , поэтому необходимо уж е сейчас д у ­ мать о выборе профессии, узнавать ка к м ож н о больше о разных специальностях, — пи ­ шет В. Черных.— Над этим я за­ думался давно, я выбрал про ­ фессию машиниста». Ю ра Киселев пишет о рабо ­ те литейщика ; «Сильная, кра ­ сивая работа» — и далее: «Мне эта профессия нравится тем, что ее имеют только смелые и сильные люди , крепкие , м у ж е ­ ственные». Таня Подвязкина , мечтающая стать врачом, очень верно п о д ­ мечает, что под готовка к буд у ­ щей профессии носит нравст­ венный характер : «У нас, се­ годняшних ш кольников , еще все впереди . А пока надо ста­ раться быть добрыми , внима ­ тельными к людям , честным'и, дисциплинированными. И тогда все мечты сбудутся». Эти мысли, чувства— резуль­ тат психологической под го тов ­ ки к труду. По м но гим кана­ лам протекает этот процесс. Тут и выставка научно -попу ­ лярной литературы по проф ­ ориентации, и экскурсии на производство , и встречи с людьми разных специально­ стей, и специальная рубри ка «Кем быть» в еженедельной ш кольной газете. Беседы и ве­ чера. И еще м но гое другое , что предусмотрено годовым пла­ ном работы школы . В прошлом году из 106 вы­ пускни ков СШ N° 21 ушли в институт и средние специаль­ ные учебные заведения 53 че­ ловека. Остальные поступили в ГПТУ и начали работать. Как же подготовила их школа к тр у ­ ду? Хорошо трудятся девочки , обученные машинопигн Л. А. О гневой , 6 лет ведущей дело­ производство . И в этом году 60 девуш ек охотно учатся, д об ­ росовестно печатают материа­ лы для методических кабине­ тов и гороно . Мальчики в ГПТУ имеют по то карном у и слесар­ ном у делу только «4» и «5». Они говорят, что их хорошо подготовили к труду ш коль­ ные мастерские. ...Ш кольные мастерские . Зна­ чение их о гром но в трудовом , физическом , нравственном вос­ питании м олодежи . В этой ш ко ­ ле ими заведует отличник на­ р одн о го просвещения А. С. К урский , председатель методи ­ ческо го объединения ш кол го ­ рода по техническом у труду. В ш коле он ведет ур о ки тру ­ да с первых дней ее сущест­ вования. Хорошо оборудована слесарная мастерская. В каби ­ нете машиноведения— он же токарная мастерская — станки токарные, фрезерные Алек­ сандр Семенович убежден , что труд воспитывает гражданскую зрелость, трудолюбие , дис­ циплинированность лишь то г ­ да, ко гда ребята делают кон ­ кретные, полезные вещи. — Немало приходится поло­ мать голову над тем, чтобы увя­ зать учебную про грамм у с практическими нуждами пред ­ приятия. Иначе ученик не по­ чувствует морального удовлет­ ворения от своего труда,— го ­ ворит Александр Семенович. — В настоящее время 9— 10 классы работают над выполне­ нием заказа завода медобору - дования. По его чертежам р е ­ бята готовят разные стержни, шайбы, крю ч ки для операци ­ онных столов. В этом году ма­ стерские сдали заводу 3645 д е ­ талей. Сознание: мы помо га ­ ем заводу выполнять план— вдохновляет юношей., Я беру в р у ки добротно сде ­ ланные циркули для металла, тисочки, клещи, кусачки. А А. С. Курский уважительно, как о рабочих людях, говорит о вы ­ пускниках Цыбе, Сахарове, М еркулове , Ачкасове, отмечая технический вкус, хорошее владение слесарным инстру­ ментом, умение разбираться в чертежах. По токарном у де ­ лу ребята имеют I I— III разря ­ ды. Собираются после школы идти на завод. Хорошее попол ­ нение получит рабочий класс! ...В перерыве м еж д у смена­ ми в столярной мастерской ви­ ж у мальчиков. Усердно и лов­ ко пилят, строгают. Оказывает­ ся, шестиклассникам мало у р о ­ ков труда. Алеша Дудин дела­ ет для ш колы модель подвод ­ ной лодки . Ранее смастерил танк и самолет. Мальчик как работает, так и говорит— нето­ ропливо, уверенно. Собирается после 10 класса стать слеса­ рем. Таким ж е рабочим, как его дедуш ка. Так начинается человек труда... М но го практических навыков получают девочки на уроках домоводства. Труд женщины , хозяйки дома, постигается под ру ководством знающего , увле­ ченного своим делом педагога Н. С. Бирюковой . Д евочки охот­ но шьют, посещают к р уж о к вязания на спицах. Ребят го­ товит к труду весь строй ш кольной жизни , в ко тор ую органически входит профессио­ нальная ориентация. «Нужно еще многое нашей школе , чтобы труд в ней был действительно великим воспи­ тателем. Нужны кабинеты профориентации, где была бы собрана вся информация о п р о ­ изводственной жизни . Городу нужны строители, станочники. Мы должны заинтересовать ре­ бят этими профессиями. Сле­ довало бы создать учебный комбинат для средних школ города с типовыми учеб­ но-производственными мастер ­ скими по профилю холодной обработки металлов. Учить д е ­ вочек отделочным работам. А главное— еще целенаправлен­ нее формировать характер че­ ловека труда» — считает д и р е к ­ тор СШ № 21 Н. Н. Голощапов. Да, ш коле небезразлично, куда ее ученики понесут свои познания. Будут ли стойкими , избрав профессию , или не устоят перед первыми трудно ­ стями и соблазнами. И потому, ко гда мы говорим о ком м ун и ­ стическом воспитании, мы име­ ем в виду прежде всего вос­ питание трудом , в труде, для труда, без ко торо го , по словам Чехова, «не м ож е т быть чистой и радостной жизни». О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР. К О Н С Т Р У К Т О Р Когда пришла пора выбирать профессию , Ю ра Перцев не задумывался над этим во­ просом . Для него он был р е ­ шен давно. Вывод сделать по­ могли рассказы отца о своем предприятии . Он часто брал сына с собой. Но настоящее знакомство с заводом у Ю ры началось тогда, ко гда он при ­ шел туда работать. — Тот день, — вспоминает сейчас конструктор завода «Гидропривод» Ю рий Анатоль­ евич Перцев, — запомнился м не на всю жизнь . Чувство р о ­ бости, скованность, волнение испытал я, ко гда шел через проходную , предъявив пропуск , уж е не ка к наблюдатель, а ка к полноправный член коллекти ­ ва. Свою трудовую жизнь Ю ра начал токарем . Исполнитель­ ный, отзывчивый, он сразу снискал уважение товарищей . И они помогали всегда. За коро ткий сро к он в совер ­ шенстве освоил свою проф ес ­ сию Стал сам активно пом о ­ гать молодым рабочим . Смен ­ ные задания перевыполнял на 15— 20 процентов. Руководство завода обратило внимание на передовика п р о и з ­ водства и решило послать его учиться очно в Брянский инсти­ тут транспортно го машиностро ­ ения — Пять лет учебы. — говорит Ю рий Анатольевич, — прошли для меня незаметно. И вот я с дипломом вновь на родном за­ воде. Тепло и радушно встре­ тил меня коллектив и принял в свою семью , здесь я стал ин- ж енером -кон с тр у ктором . Вначале ему поручали ра зра ­ ботку мелких приспособлений , но это длилось недолго . Про ­ шло нем но го времени , и ему стали доверять более сложные задания. Первую большую победу он одержал при разра ­ ботке стенда для испытания ре гулируемых насосов. А даль­ ше пошли дела посложнее . О борудование для кон троль ­ ного испытания лопастных на­ сосов по всем параметрам, гидромоторов , моечно - су­ шильного арегата. Самым большим достижением м ож н о считать ра зрабо тку стан­ ка для шлифовки пазов ротора. Три месяца конструктор бился над ним. Часами пропадал в це­ хе, беседовал с рабочими , со ­ ветовался. Большую помощь оказал ему механик десятого цеха Павел Андреевич Зуев, несколько десятков вариантов перебрали они, и наконец правильное решение было най­ дено. Этот новый станок почти полностью изживет ручной труд. В настоящее время кон с тр у к ­ тор занимается разработкой гидравлической машины для механизации отдельных опера ­ ций на изготовлении баков гид ­ ростанций Г-48. Раньше здесь применялись песчаные с терж ­ ни, что приводило к большим материальным затратам. Теперь они станут металлическими, к о ­ торые м ож н о будет использо­ вать м но го кра тно В результате облегчится труд рабочих, умень ­ шится производственная пло ­ щадь, возрастет выработка ли­ тейщиков. По этим примерам видно, что человек душой болеет за п о р у ­ ченное дело и, самое главное, не стоит на одном месте, все время находится в творческом поиске . На областном слете ра­ ционализаторов и изобретате­ лей ему вручен ценный пода­ ро к . Неоднократно Ю рий А на ­ тольевич был победителем со­ циалистического соревнования, награждался денежными пре ­ миями. На мой вопрос, чем занима­ ется он в свободное время. — Да у меня его почти и «е бывает, — сказал он,— вечера­ ми преподаю в техникуме . Ну и, конечно , дом , семья... Так закончилась моя бесе­ да с человеком , который на­ ходит радость в своей работе и делает все возможное , чтобы облегчить труд своим товари­ щам. В. КАРЛИН. Кожевенный завод, носящий имя Владимира Ильича Ленина, — одно из крупнейших промышленных предприятии нашего горо­ да. Оснащенный современным оборудованием, имеющий высоко­ квалифицированные кадры, он обеспечивает обувные фабрики страны хромом, кожами . Одна из тех, кто активно борется за честь заводской марки ,— разведчица ко ж отделочного участка Тамара М акаровна Повали­ ева. Медаль «За трудовую доблесть» — яркое свидетельство того, что производственница,успешно выполняет свои социалистические обязательства. Фото А. БОЕВА . ПОЖАРАМ — ЗАСЛОН ---------------------------------------------- ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ Что такое электричество? Это свет, а та кж е тепло. Но от не­ правильного пользования электронагревательными при ­ борами , при нарушении монта­ жа электрических сетей м ож е т быть беда Е. И. Мерецкова , прожи ваю ­ щая по улице Сосновке, 67, на протяжении нескольких лет не производила ремонта о све ­ тительной электросети. И золя ­ ция устарела, и кор о т ко е за ­ мыкание привело к пожару. К. И. Ершова, проживающая по улице Северной, 84, остави­ ла без присмотра вклю ченную в сарае лампочку смонтирован­ ную вблизи сгораемых конст ­ рукций . В результате такой бес­ печности — пожар. Г. Т. Ивановой, прожи ваю ­ щей по улице Казинской , 3, причинен материальный ущерб также из-за ее невнимательно­ сти: пожар начался от в клю ­ ченной в сарае электроплитки. Чтобы в дом не пришла беда, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности при экс­ плуатации электропроводки и бытовых электронагреватель­ ных приборов. Не допускайте эксплуатации ветхой электропроводки. не заклеивайте ее обоями и бума­ гой, не пользуйтесь бумажны­ ми абажурами. Помните, пожар легче пре­ дупредить, чем потушить! А. ЗАЦЕПИН, старший инспектор государственного пожарно го надзора Елецкого ГО ВЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz