Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 16 апреля 1977 года ® 3 стр. / я * ^ я в и ц и ^выходногодня Г* ОРОД горел . «Юнкерсы» на- * летели из-за гор оголтелыми стаями, сыпали бомбы на б е з защитные искореженные квар талы и безнаказанно улетали. Зенитные пулеметы стояли только в порту— там шла спеш ная эвакуация детей и ране ных. Фашистские стервятни ки несколько раз пытались прорваться к молу, но за гради тельный пулеметный огонь сбил с них спесь: три бом бо во за, волоча за собой аспидные шлейфы дыма, нашли свой ко нец в пучинах моря . Батальон м ор с кой пехоты, а вернее, две оставшиеся роты ,— одна полностью полегла на подступах к город у , — о копал ся в полуверсте от причала. Каменистая земля стала для м оря ков р убеж ом , за которым не было места. Войска под напором врага ночью остави ли город , и м ор с ким пехотин цам предстояло удерживать порт еще целые сутки, пока не закончится эвакуация... 1 ^ ОМБАТ Ефанов, осунувший- *'■ ся, почерневший и нервный от боев и недосыпания, обходил позицию , окидывая придирчи вым глазом наспех отрытые окопчи ки . С ко р о с гор повалят гитлеровцы , будет очень жарко . Способен ли его потрепанный и поредевший батальон вы стоять на голом , каменистом пятачке? Подбежал ординарец . — Товарищ капитан! Радио грамма. Комбат взял из его р у к ли сток бумаги , не останавлива ясь, стал читать. Вдруг ре з ко остановился. — Ты знаешь, что тут написа но? — спросил у ординарца . — Никак нет. товарищ капи тан! — Никак нет... никак нет, — обратив на м оря ка отсутствую щий взгляд, с непонятной сер дитостью про говорил комбат. — В таком пекле... с одной- единственной ротой!.. 11ТАБ бригады в радиограм - ме командиру батальона приказывал передать одну роту для охранения направляющихся в тыл судов с ранеными : в м о ре появились немецкие катера- охотники. Ефанов ясно понимал новую задачу, одна ко сознание проте стовало, мешало спокойно раз мышлять. Как же м ож но удер жать порт силами одной роты измотанных, усталых моряков? Неужели там, в тылу, не на шлось сотни бойцов для со провождения транспортов? Но приказ есть приказ. Его не об суждают, даже мысленно, а вы полняют четко и неукоснитель но. Иначе чего бы они стоили, приказы ! Командиры рот, узнав о только что полученном при ка зе, тоже сначала, ка к и к о м бат, выразили недоумение, п о том сожаление, что придется раздружать роты в такой тя желый момент. Но приказ есть приказ, ничего не поде лать. Л Б ОДНОМ лишь не гово - рили вслух ни оба ком р о - ты, ни комбат Ефанов, но про себя каждый подумал, что рота, которая останется здесь, на ка менистом берегу, поляжет вся. Помощи ниоткуда не будет, от ход исключен , а враг не дол жен пройти. — Ваши предложения? — глу хим голосом обратился Ефанов к стоящим рядом командирам . — Кто останется? — Я! — решительно сказал комроты - два Богатиков. — М оя рота первая, мне и оставаться, — не менее реши тельно отозвался комроты - один Куреев. — Так кто останется? — слов но бы не слыша, в раздум чи - РАССКАЗ МОРСКОЕ КАНАТ М. ГЛ А ЗКО В вости переспросил комбат и тут же самому себе ответил:— Я м о г бы и приказать, ком у остаться, но лучше пойдите са ми к м орякам и поговорите с ними. И тут нужен больше чем приказ . Жизнь отдавать при дется... сознательно отдавать. — Есть пойти к ротам !— почти одновременно отозвались командиры . АК ПЕРВАЯ, так и вторая роты настойчиво и едино душно заявили, что их место здесь, на последнем рубеже . Комбат Ефанов собирался уже сам решить, ка кой роте отдать предпочтение, ка к вдруг матрос Сагайдзчный из первой роты, широкоплечий украинец , с не по ко р но выбивающимся из-под бе с ко зы р ки (чубом, подал не ожиданный I совет: — Товаршф капитан, ра зре шите обратиться! — Слушаю. — Пусть нас м ор с кой канат рассудит. — Что еще за канат?— недо уменно бур кн ул Ефанов. — Чья рота канат перетянет, та здесь и зистанеться. Комбат удивленно вскинул брови : — Кто это тебя надоумил, Сагайдзчный? — Та сам, товарищ капитан!.. Тот ж е Сагайдзчный, взяв с собой троих моряков , немедля отправился к причалу, где швартовался к стене очеред ной транспорт. Ц ЕРЕЗ полчаса м оря ки воз- 1 вратились к окопам , таща на плечах, с помощ ью обломка лодочной мачты, бухту м о р ско го каната. Как раз выдалось затишье, не было в небе «юн- керсов», молчали в порту пу леметы. Ефанов приказал полуротам остаться в окопах на случай вне запности вражеско го > появле ния, остальным м орякам д о зволил быстро собраться, чтобы беспристрастно самим решить свою дальнейшую судьбу. Каждая рота послала самых : рослых и сильных, каждой ро- ; те не хотелось уступать право на последний, смертный, бой. Сагайдзчный вместе с те ми, ходившими в порт, м оря ка ми м и гом раскатал притащен ную бухту, длинный-предлин- ный канат, посеревший от во ды, ветров и солнца, лег на 1 ред кую , выцветшую от вет ров же и солнца трэву р о к о вой чертой, ко то р ую не пре ступить и не избежать. Все теперь должна решить сила— сила мышц и духа, сила само отверженной любви к боевым побратимам и клокочущ ей в сердцах ненависти к рвущ им ся вглубь Родины поработите^ дям. Капитан Ефанов, еще более нервный, то и дело тревожно поглядывал в небо, торопил командиров рот: — Время! Время! Приступай те скорее !.. 1А ВОТ матросы , по полуроте с каждой стороны, сбр о сив бушлаты и оставшись в тель няшках, по команде ухватились за канат. Молодые , сильные тела напряглись в едином по рыве. в страстной стремлении — победить. Канатными узлами вздулись мускулы на руках, пот ручьями тек с бронзовых лиц, клубами вздымалась из-под ног белесая пыль. Звонкой стру ной напрягся канат, моряки словно слились с ним. Но ни та, ни другая сторона не подалась ни на шаг. Время как бы оста новилось. Словно бы не доносился из- за гор глухой гул накатываю щейся вражеской лавины, не шла в порту эвакуация и не сидели поблизости в окопах, ожидая финала— кто кого? — остальные м оря ки батальона... Но вот дрогнула первая по лурота, еле заметное смятение передалось по изнуренной це почке, а еще через минуту на метился явный перевес на стороне ее соперников. У к о м роты - один заходили желваки на потускневшем лице. Вторая полурота перетянула канат. О С Е РЕШИЛОСЬ просто и " вовремя : в небе появи лись «мессершмидты», готовые вот-вот броситься в пике. — По о копам !— подал ком ан ду комбат Ефанов. После налета немецких ш турмовиков комроты - один Куреев построил своих м оря ков и, откозыряв , доложил комбату : — Первая рота готова к вы ходу в порт! Комбат Ефанов молча о г лядел ряды м оря ков и сказал односложно : — Ведите. И рота ушла. А ПОЛЧАСА спустя с горных отро гов сползли на кам е нистую равнину и устремились вперед вражеские бронетран спортеры с пехотой. М оря ки готовились к бою. ПИЯВКИ В ДЖУНГЛЯХ Пиявки в нашем представле нии — обитатели рек , прудов и озер . В центральных ж е и г о р ных районах острова Ш ри Лан ка, где воздух отличается по вышенной влажностью , встре чаются поражающие воображ е ние сухопутные пиявки. Небольшие, длиной в два— два с половиной сантиметра, и тонкие, словно спички, эти су щества, затаившись на деревьях, в кустарниках или траве, терпе ливо поджидаю т свою жертву — человека или теплокровное животное . Неприметные для глаз, с гибким , эластичным те лом, пиявки набрасываются на путника, проникаю т под одежду , ка к бы плотно ни была она на дета. А, присасываясь, наносят малюсенькие, вначале не ощ у тимые раны, которые скоро начинают жечь и кровоточить. Для защиты от этих существ, как в стародавние времена, ис пользуется со к лимона, а также созданные недавно химические вещества — репелленты. Несколько видов сухопутных пиявок, родственных ланкий ским, обнаружены в некоторых странах Азии, Африки , Ам ери ки и даже... Европы Ю . МАСЛОВ. (.АПН). Д Н Е В Н И К ИСКУССТВ На снимке В, Д . Прозорова сцена из спектакля «Инженеры» . Эту пьесу Елены Каллинской показали недавно артисты народ ного театра. В главных ролях И, Никольская и Е. Беклемишев. К . о мс о мо ль с е р д ц е в г О композиторе-песеннике луч - ным аккордам И горя научил т е всего говорят его песни: если их поют, знают и любят в народе, значит, его произве дения отозвались в людях , а сам он получил признание. Минувшим летом на празд нике советско-польской д р у ж бы в Калинин градской области мне довелось услышать в ис полнении польских юношей и девушек задорную и веселую пе сню «Дударики» . В ответ на мой вопрос, о ткуда они ее зна ют, услышал : «Это же одна из популярных белорусских на родных песен. У ф с в Поль ше ее знают и охотно поют...» Познакомившись позднее с автором «Дудариков» , белорус ским композитором Игорем Лученком , я рассказала ему об этом случае. Он обрадовал ся: нет лучшей похвалы для композитора, когда люди по ют еТо песни и считают их на родными. А Владимир М уля- вин, руководитель ансамбля «Песняры», на репетиции ко то рого состоялся этот разговор, заметил: — Ко гда мы поем в белорус ских городах и селах песни Л ученка , особенно такие, ка к «Алеся», «Ж уравли на Полесье летят», их тоже считают свои ми, народными. Известен такой случай ; ко гда ансамбль «Пес няры» впервые исполнял в М и н ске его песню «Хатынь», все пять тысяч человек в зале вста ли и слушали стоя: ...Стой- человек! Море, за стынь! Замрите в полете, птицы! Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь Вечным огнем нам в лица... О ткуда такое редкое сочета ние: задушевность . мелодий и широкое, почти симфоническое звучание песен И горя Л учен ка? Тридцативосьмилетнего ком позитора считают молодым. И, наверное, не только потому, что молоды его песни. Молод он сам своей яркой, живо на все реагирующей натурой. П оэто му не случайно Л ученок стал за несколько лет своего песен ного творчества самым популяр ным молодежным композито ром в Белоруссии, да, п о ж а луй , и в стране. Е го песни «Стоят на рейде наши бриган тины», «Старая буденовка», «Комсомольская юность» мо лодежь любит за романтичес кую приподнятость, мелодич ную легкость. В чем творческое кредо ком позитора? Ответ на этот во прос можно , думается, наити в биографии х уд ож ни ка , его повседневной жизни , труде. Родился И горь в маленьком городке Марьина Горка под Минском . Первым музыкаль- вернувшиися с фронта отец, сельский врач, м у зы кан т -лю битель. В 13 лет Л учено к по ступил в специальную среднюю музыкальную ш колу при Бело русской государственной , кон серватории по классу цимбал и фортепьяно, потом стад сту дентом консерватории по клас су композиции у профессора Анатолия Богатырева. В с ту денческие годы он начал серь езно изучать музыкальный фольклор, много ходил по се лам, слушал сельских певцов. Фантазия на белорусскую тему для фортепьяно, кантата « К у р ган» по поэме Янки Купалы — первые музыкальные работы Л ученка - композитора. П о зд нее камерная инструменталь ная музыка переплелась в его творчестве с песенной. Моло дой композитор звучно, мас штабно заявил о себе в ис кусстве песнями - балладами, прославляющими подвиг совет ского народа в годы войны. Им присущи лирико -патриоти ческое звучание, гражданствен ность, народность, т. е. те ка чества, которые столь хара к терны для исполнительского искусства «Песняров», с ко то рыми Лученка связывает мно голетнее творческое содружест во. Вот что рказал об этом со дружестве руководитель группы Владимир М улявин : —И горь многое сделал для нашего ансамбля, мы с лю бовью поем его песни. Нас сближает с ним творческое о т ношение к белорусской народ ной музыке, к песенной инто нации нашей поэзии, к новому музыкальному прочтению ее на современной основе. Именно в результате нашего творческого сотрудничества и родилась одна из самых удачных, на мой взгляд, песен Л учен ка— «Насле дие» на слова Янки Купалы . П.есня «Наследие», которую И горь Л ученок считает для се бя программной ,— это песня о родной Белоруссии, о ее про шлом, настоящем, будущем. В 1972 году на Всесоюзном песен ном конкурсе , посвященном 50- летию образования СССР , она была удостоена премии. ...Работоспособность И. Л у ченка, сочетающаяся с боль шой общественной деятельно стью, не может не вызы вать восхищения. Преподава тель консерватории, замести тель председателя Правления Союза композиторов БССР, член жю ри Всесоюзных к о н к у р сов молодежных песен— вот далеко не полный перечень его «квалификации» наряду с ос новной — композиторской . Лидия РЕЗНИКОВА. (АПН)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz