Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» Ш 12 апреля 1977 года ф 3 стр. НА Т ЕМ Ы М О Р А Л И ЧТОБЫ СЕРДЦЕ СТАЛО ЧУТКИ Недавно в одном магазине я наблюдала та кую оценку. М о лоденькие мамы-продавщицы, пользуясь отсутствием по купа телей, показывали дру г д р у гу фотографии своих детишек. Одна из них, сокрушаясь, приго варивала: «Моя-то дохлая. Я ей говорю : ты же подохнешь, дура ! Ведь не ест ничего, оп ределенно подохнет». И лас ково посматривала на снимок своей дочки. Подруги не уж а с нулись грубым словам. Язык ее был для них нормальным, обычным языком. А я представила эту маму еше девочкой. И услышала, ка к «загоняет» ее мать из-под д о ж дя: «Иди домой! Убью ! Опять заболеешь, зараза этакая !» И какой же вырастет та малыш ка, что «не ест ничего», если из самых родных уст с младенче ства слышит груб ую речь? Т а к от родителей к детям переда ется эстафетой грубость в об ращении, в чувствах. Поговорите с любой учитель ницей начальных классов. И она расскажет, что ребенок, ка к правило, приносит в класс ма неру поведения и речь своих родителей, которые, бывает та к нередко, ни в коем случае не м о гут служить эталоном нрав ственности. Если такой ребе но к вступает в конфликт с то варищами, он говорит грубые и даж е нецензурные слова. Он не умеет сдерживать чувств, дерется. Смеется, если его то варищ падает или роняет в грязь портфель. Почему? Д а потому, что в семье его не нау чили понимать чувства других людей, сочувствовать им. Часто школьник, объясняя, почему он ударил товарища, отвечает: «Он меня толкнул . Дома папа говорит: заденут— дай сдачи. Я и дал». На упрек учителя, зачем учить мальчика вести себя агрессивно, отец не доумевает: «Теперь все резкие. Не научится отталкивать, всег да в хвосте будет...» И растет маленький человек, не понима ющий ч у ж ую боль, нравствен но слепой и глухой . Ка ким же он вырастет? Грубость слов и поведения, заимствованные детьми у взрос лых, рождаю т и грубость чувств. В детском саду умный воспитатель зорко следит, что бы речь ребенка была кул ь т ур ной, отношения с детьми—доб рожелательными. Он исполь зует к а ж д ую подходящ ую си туацию , чтобы научить детей сопереживанию. Чтобы ребе нок плакал не только тогда, когда разбил свое колено. Ч то бы сердце его стало тревож ным, отзывчивым, хрупким , потому что «подлинная душев ная стойкость, мужество, вер ность принципам немыслимы именно без тонкости и хр уп ко сти», — учит педагог и тонкий психолог В. Сухомлинский . ...Мальчик лечил зубы . Лег спать после обеда позже дру гих детей. Намучился и спит крепко. А дети проснулись, ш у мят. Воспитательница В. Н. Чуева тихо говорит: «Олег ис пытал боль, дадим ему отдох нуть». Дети затихли. Одева ясь бесшумно, шепчут дру г д р у гу : «Тише, Олег спит, ему бы ло больно». Выходят из спаль ни на цыпочках. В тон же группе детского са да № 24 ребенок болел, пропу стил много занятий по подготов ке в ш колу . Екатерина Н и кола евна сумела возбудить в детях сочувствие, стремление помочь мальчику. К а к трогательно и деятельно было их участие! К а к радовались они, когда он наверстал упущенное! В том и другом случае вос питательница учила детей очень н уж ном у и тонкому чув ству — сопереживанию. Чтобы никогда не проходили они рав нодушно мимо ч ужо го горя, мимо чужой беды. Совершенно недопустимо, чтобы родители, воспитатели, учителя унижали достоинство ребенка. Ребенок* которого зо вут дураком , оболтусом, обезь яной, теряет самоуважение, ж е лание быть хорошим, уважение к взрослым. П ривы кнув к гр у бости, он не реагирует на кор ректное, уважительное отно шение. Вырастая, приносит в свой производственный кол лектив нежелание и неумение сдерживаться. Бестактность, прямая грубость и оскорбле ния, к сожалению , еще нередко встречаются в нашей жизни . Ко гда грубиянам делают за мечания, привлекают к ответу, многие из них удивляются: «Подумаешь, нельзя слова ска зать». А его грубое «слово» — один из самых сильных раздра жителей, оказывающих губи тельное действие на сердце и нервную систему человека. Вся кое проявление грубости, в ко нечном счете, ведет к «деваль вации» чувств. Проявления нежности, чувствительности не которая часть молодежи начи нает стесняться. В кинотеатре «Прожектор» шел фильм «Восхождение» по повести В. Быкова «Сотников». Фильм о мужестве, страданиях, стойкости , бескомпромиссности советских людей перед звери ным лицом врагов-фашистов. О страшных душевных муках бойца, не устоявшего перед страхом смерти и предавшего друзей. Глубокая трагедия, разыграв шаяся на экране. заставляла сердце сжиматься, нервы на прягались. И вдруг— смех! Не случайный, нервный смех, а дружны й и громкий хохот группы парней в зрительном зале. Он показался чудовищ ным. Над чем смеялась молодежь? Боец Рыбак, только что выбив ший чурбан из-под ног о тваж ного партизана Сотникова, а перед тем давший согласие ид ти в полицаи ,—ужаснулся со деянному. Не в силах жить, он пытается повеситься на ремне. Ремень не выдерживает его тяжести — обрывается... В за ле смех! Жестокие муки сове сти толкают его в петлю рпять и опять, но в укороченный ре мень не проходит его голова. А в зале... хохот !!! Многие, с кем я беседовала, выйдя из кинотеатра, плакали, потрясенные не только искусст вом, но и эмоциональной слепо той, грубостью восприятия ча сти молодых зрителей. О тсут ствием духовной культуры , нравственной воспитанности. Семья, воспитатель, учитель в ответе за нравственное воспита ние детей, за культуру чувств и взаимоотношений. Н уж н о уж е сейчас правильно предви деть самые далекие последст вия маленьких событий в ж и з ни ребенка и не упустить ниче го, что может послужить его духовном у обогащению. Очень хорошо сказала своим маленьким ученикам одна учи- ' тельница начальных классов, объясняя, что такое «пятилет ка качества»: «Лучше должны строиться дома, машины, до роги. Л учше должна обрабаты ваться земля. Все долж но стать лучше. И прежде всего человек, его характер, отношение к лю дям». О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР. В Доме пионеров Что изменилось? Городское общество «Садо вод» насчитывает в своих ря дах 700 членов. Возглавляет их правление, состоящее из 17 человек. На состоявшемся недавно собрании членов общества был заслушан отчет правления о проделанной работе- Без условно, и садоводы, и правле ние за истекшие два года ело-: жа р у ки не сидели. Однако м но гое из того, что намеча лось осуществить, не вы полнено и поныне- Не электри фицированы и не засыпаны щебнем д оро ги дачных посел ков. Не произведена инвента ризация дач- Нарушался устав общества по проведению собраний— они проходили очень редко . Да и на этот раз на отчетно -выбор ном присутствовало всего 98 членов общества. А большин ство— 600 человек— не приняло в нем участие. Пассивность эту во м но гом порождает само правление- Сейчас урожай плодов, ягод на участках значительно снизил ся. Причина то го — распрост ранение болезней деревьев и кустарников. Парша, тля, клещ губят урожай . А ка к вести с ними борьбу— никто не зна ет. Ибо правление пропагандой агрономических , садоводче ских знаний не занимается, не приглашает специалистов для читки лекций. Да что специа листов, провести обмен опытом и то не м ож е т правление. Сейчас на участках садово ды - любители ведут обработ ку древостоя химикатами. Каждый опрыскивает деревья чем хочет и ка к хочет — на свое усмотрение- Иногда вред от такой обработки наносится плодовым деревьям не толь ко на одном участке, но и на соседних. Избраны состав правления, ревизионная комиссия. Возгла вил правление, как и в прош лые годы, И. Д . Михиенков . Хотелось бы, чтобы не оста лись в его деятельности старые недостатки. В. НИКИТИН, зав общественной приемной газеты «Красное знамя». В Д ом е пионеров прошел традиционный город ской кон кур с ш кольников на лучшего чтеца. В этом году он прово дился под девизом : «Славься, отечество наше свободное !» и посвящался 60-летию Великого О ктября . В нем приняло участие 55 человек. В исполнении ребят прозвучали произведения, рас крывающие величие дел, свер шенных советским народом , могущество любимой Родины- Жю ри отметило 12 лучших, чье чтение отличалось эмоцио нальностью, динамикой , прони к новенностью . Выразительно про читали кон курсны е произведе ния выпускники средней школы № 22 Владимир Ермаков, Сер гей Коломыцев, ученица 8 клас са 97-й средней школы Надя Гнездилова, ученица 10 клас са средней ш колы № 24 Марга рита Чурикова. От каждой школы в кон кур се участвовало четыре представи теля. По общей сумме баллов первое место заняли чтецы ш колы № 21, вторыми были ре бята из средней ш колы № 22, третье место поделили чтецы школ №№ 7 и 2. В. ПАВЛОВА, дире ктор Дома пионеров. „КЛУБ ИНТЕРЕСНЫХ ВСТРЕЧ" Более года во Дворце культу ры завода «Эльта» работает «Клуб интересных встреч». Ру ководит им заведующая детским сектором Валентина Ивановна Кирилина. Помочь ребятам вы брать правильную дорогу в жиз ни, стать нужными своей Ро дине людьми — вот главная цель деятельности клуба. Здесь организуются встречи пионеров с ельчанами — героями войны, передовиками производства.1 Активное участие в работе «Клуба интересных встреч» принимают студентки факуль тета русского языка и литера туры педагогического института Людмила Парфенова и Ольга Не стерова. На очередную встречу, нося щую название «Всегда в пу ти», были приглашены Вален тин Павлович Ильинский, ма шинист-инструктор колонны локомотивного депо, награжден ный орденами Ленина и Тру дового Красного Знамени, и Алексей Спиридонович Витер, шофер транспортного цеха за вода «Эльта», кавалер ордена «Знак Почета». В. И. Ильинскому было дове рено представлять вместе с другими коммунистами област ную партийную организацию на XXV съезде КПСС. Ребята с огромным интересом слушали воспоминания Валентина Павло вича о незабываемых днях ра боты съезда. В. П Ильинский рассказал также о мощи совре менных локомотивов, о роман тике дальних поездок. А. С. Витер посвятил свою жизнь трудной, но очень инте ресной профессии шофера. За таив дыхание, слушали пионе ры рассказ Алексея Спиридо новича об участии в Великой Отечественной войне, когда он, рискуя жизнью, доставлял на своей машине боеприпасы на боевые позиции. «Не страшны тебе ни зной, ни слякоть, резкий поворот и косогор...» Эти строки из пес ни ведущая Людмила Парфенова посвятила опытному шоферу, чьи руки уверенно держат руль любой машины. Окончив школу, ребята вы берут свою дорогу в жизни. Од ни из них станут рабочими, другие — летчиками или шо ферами, третьи — машиниста ми или хлеборобами. Но несом ненно одно: встречи с интерес ными людьми помогут им пра вильно выбрать будущую про фессию. Ю . КРИЦЫН студент пединститута. НА С Н И М К Е : сборщица второго цеха элементного завода М а рия Николаевна Иванова. Она участвует в сборке батарей «Кро на ВЦ». При наклейке этикеток на источники тока Мария’ Николаевна выполняет норму выработки на 110— 115 процентов, или больше, чем намечено в ее обязательствах к 60-летию Советской власти. « • Фото А. БОЕВА . Информцентр сообщает О Для механической обра ботки алюминиевых и медных сплавов машиностроители Воронежа предлагают сма- зочно - охлаждающую жид кость. В ее состав входят ми неральное масло, аммониевая соль жирных кислот, бензоль ная кислота, фтористый нат рий и вода. Состав готовят простым механическим смеши ванием компонентов. Применение новой жидкости позволяет повысить стойкость инструмента из быстрорежу щих сталей в 4— 5 раз. Чис тота обработанной поверхности достигает 7— 8 класса. Эконо мический эффект от внедре ния 10000 рублей. * * * Более подробные сведения об этих новшествах можно по лучить в ЦНТИ по адресу: Ли- пецн-5, пр. Мира, 33. Теле фон 3-04-80.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz