Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» Ш 12 апреля 1977 года ф 3 стр. НА Т ЕМ Ы М О Р А Л И ЧТОБЫ СЕРДЦЕ СТАЛО ЧУТКИ Недавно в одном магазине я наблюдала та кую оценку. М о ­ лоденькие мамы-продавщицы, пользуясь отсутствием по купа ­ телей, показывали дру г д р у ­ гу фотографии своих детишек. Одна из них, сокрушаясь, приго ­ варивала: «Моя-то дохлая. Я ей говорю : ты же подохнешь, дура ! Ведь не ест ничего, оп ­ ределенно подохнет». И лас­ ково посматривала на снимок своей дочки. Подруги не уж а с ­ нулись грубым словам. Язык ее был для них нормальным, обычным языком. А я представила эту маму еше девочкой. И услышала, ка к «загоняет» ее мать из-под д о ж ­ дя: «Иди домой! Убью ! Опять заболеешь, зараза этакая !» И какой же вырастет та малыш­ ка, что «не ест ничего», если из самых родных уст с младенче­ ства слышит груб ую речь? Т а к от родителей к детям переда­ ется эстафетой грубость в об­ ращении, в чувствах. Поговорите с любой учитель­ ницей начальных классов. И она расскажет, что ребенок, ка к правило, приносит в класс ма­ неру поведения и речь своих родителей, которые, бывает та к нередко, ни в коем случае не м о гут служить эталоном нрав­ ственности. Если такой ребе­ но к вступает в конфликт с то ­ варищами, он говорит грубые и даж е нецензурные слова. Он не умеет сдерживать чувств, дерется. Смеется, если его то ­ варищ падает или роняет в грязь портфель. Почему? Д а потому, что в семье его не нау ­ чили понимать чувства других людей, сочувствовать им. Часто школьник, объясняя, почему он ударил товарища, отвечает: «Он меня толкнул . Дома папа говорит: заденут— дай сдачи. Я и дал». На упрек учителя, зачем учить мальчика вести себя агрессивно, отец не­ доумевает: «Теперь все резкие. Не научится отталкивать, всег­ да в хвосте будет...» И растет маленький человек, не понима­ ющий ч у ж ую боль, нравствен­ но слепой и глухой . Ка ким же он вырастет? Грубость слов и поведения, заимствованные детьми у взрос­ лых, рождаю т и грубость чувств. В детском саду умный воспитатель зорко следит, что­ бы речь ребенка была кул ь т ур ­ ной, отношения с детьми—доб­ рожелательными. Он исполь­ зует к а ж д ую подходящ ую си ­ туацию , чтобы научить детей сопереживанию. Чтобы ребе­ нок плакал не только тогда, когда разбил свое колено. Ч то ­ бы сердце его стало тревож ­ ным, отзывчивым, хрупким , потому что «подлинная душев­ ная стойкость, мужество, вер­ ность принципам немыслимы именно без тонкости и хр уп ко ­ сти», — учит педагог и тонкий психолог В. Сухомлинский . ...Мальчик лечил зубы . Лег спать после обеда позже дру ­ гих детей. Намучился и спит крепко. А дети проснулись, ш у ­ мят. Воспитательница В. Н. Чуева тихо говорит: «Олег ис­ пытал боль, дадим ему отдох ­ нуть». Дети затихли. Одева­ ясь бесшумно, шепчут дру г д р у ­ гу : «Тише, Олег спит, ему бы ­ ло больно». Выходят из спаль­ ни на цыпочках. В тон же группе детского са ­ да № 24 ребенок болел, пропу ­ стил много занятий по подготов­ ке в ш колу . Екатерина Н и кола ­ евна сумела возбудить в детях сочувствие, стремление помочь мальчику. К а к трогательно и деятельно было их участие! К а к радовались они, когда он наверстал упущенное! В том и другом случае вос­ питательница учила детей очень н уж ном у и тонкому чув ­ ству — сопереживанию. Чтобы никогда не проходили они рав­ нодушно мимо ч ужо го горя, мимо чужой беды. Совершенно недопустимо, чтобы родители, воспитатели, учителя унижали достоинство ребенка. Ребенок* которого зо­ вут дураком , оболтусом, обезь­ яной, теряет самоуважение, ж е ­ лание быть хорошим, уважение к взрослым. П ривы кнув к гр у ­ бости, он не реагирует на кор ­ ректное, уважительное отно ­ шение. Вырастая, приносит в свой производственный кол ­ лектив нежелание и неумение сдерживаться. Бестактность, прямая грубость и оскорбле­ ния, к сожалению , еще нередко встречаются в нашей жизни . Ко гда грубиянам делают за ­ мечания, привлекают к ответу, многие из них удивляются: «Подумаешь, нельзя слова ска ­ зать». А его грубое «слово» — один из самых сильных раздра­ жителей, оказывающих губи ­ тельное действие на сердце и нервную систему человека. Вся ­ кое проявление грубости, в ко ­ нечном счете, ведет к «деваль­ вации» чувств. Проявления нежности, чувствительности не­ которая часть молодежи начи­ нает стесняться. В кинотеатре «Прожектор» шел фильм «Восхождение» по повести В. Быкова «Сотников». Фильм о мужестве, страданиях, стойкости , бескомпромиссности советских людей перед звери­ ным лицом врагов-фашистов. О страшных душевных муках бойца, не устоявшего перед страхом смерти и предавшего друзей. Глубокая трагедия, разыграв­ шаяся на экране. заставляла сердце сжиматься, нервы на­ прягались. И вдруг— смех! Не случайный, нервный смех, а дружны й и громкий хохот группы парней в зрительном зале. Он показался чудовищ ­ ным. Над чем смеялась молодежь? Боец Рыбак, только что выбив­ ший чурбан из-под ног о тваж ­ ного партизана Сотникова, а перед тем давший согласие ид ­ ти в полицаи ,—ужаснулся со­ деянному. Не в силах жить, он пытается повеситься на ремне. Ремень не выдерживает его тяжести — обрывается... В за ­ ле смех! Жестокие муки сове­ сти толкают его в петлю рпять и опять, но в укороченный ре­ мень не проходит его голова. А в зале... хохот !!! Многие, с кем я беседовала, выйдя из кинотеатра, плакали, потрясенные не только искусст ­ вом, но и эмоциональной слепо­ той, грубостью восприятия ча­ сти молодых зрителей. О тсут ­ ствием духовной культуры , нравственной воспитанности. Семья, воспитатель, учитель в ответе за нравственное воспита­ ние детей, за культуру чувств и взаимоотношений. Н уж н о уж е сейчас правильно предви­ деть самые далекие последст­ вия маленьких событий в ж и з ­ ни ребенка и не упустить ниче­ го, что может послужить его духовном у обогащению. Очень хорошо сказала своим маленьким ученикам одна учи- ' тельница начальных классов, объясняя, что такое «пятилет­ ка качества»: «Лучше должны строиться дома, машины, до ­ роги. Л учше должна обрабаты­ ваться земля. Все долж но стать лучше. И прежде всего человек, его характер, отношение к лю ­ дям». О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР. В Доме пионеров Что изменилось? Городское общество «Садо­ вод» насчитывает в своих ря ­ дах 700 членов. Возглавляет их правление, состоящее из 17 человек. На состоявшемся недавно собрании членов общества был заслушан отчет правления о проделанной работе- Без­ условно, и садоводы, и правле­ ние за истекшие два года ело-: жа р у ки не сидели. Однако м но гое из того, что намеча­ лось осуществить, не вы­ полнено и поныне- Не электри ­ фицированы и не засыпаны щебнем д оро ги дачных посел ­ ков. Не произведена инвента­ ризация дач- Нарушался устав общества по проведению собраний— они проходили очень редко . Да и на этот раз на отчетно -выбор ­ ном присутствовало всего 98 членов общества. А большин ­ ство— 600 человек— не приняло в нем участие. Пассивность эту во м но гом порождает само правление- Сейчас урожай плодов, ягод на участках значительно снизил­ ся. Причина то го — распрост­ ранение болезней деревьев и кустарников. Парша, тля, клещ губят урожай . А ка к вести с ними борьбу— никто не зна­ ет. Ибо правление пропагандой агрономических , садоводче­ ских знаний не занимается, не приглашает специалистов для читки лекций. Да что специа­ листов, провести обмен опытом и то не м ож е т правление. Сейчас на участках садово­ ды - любители ведут обработ­ ку древостоя химикатами. Каждый опрыскивает деревья чем хочет и ка к хочет — на свое усмотрение- Иногда вред от такой обработки наносится плодовым деревьям не толь­ ко на одном участке, но и на соседних. Избраны состав правления, ревизионная комиссия. Возгла­ вил правление, как и в прош ­ лые годы, И. Д . Михиенков . Хотелось бы, чтобы не оста­ лись в его деятельности старые недостатки. В. НИКИТИН, зав общественной приемной газеты «Красное знамя». В Д ом е пионеров прошел традиционный город ской кон ­ кур с ш кольников на лучшего чтеца. В этом году он прово ­ дился под девизом : «Славься, отечество наше свободное !» и посвящался 60-летию Великого О ктября . В нем приняло участие 55 человек. В исполнении ребят прозвучали произведения, рас­ крывающие величие дел, свер ­ шенных советским народом , могущество любимой Родины- Жю ри отметило 12 лучших, чье чтение отличалось эмоцио ­ нальностью, динамикой , прони к ­ новенностью . Выразительно про ­ читали кон курсны е произведе ­ ния выпускники средней школы № 22 Владимир Ермаков, Сер ­ гей Коломыцев, ученица 8 клас­ са 97-й средней школы Надя Гнездилова, ученица 10 клас­ са средней ш колы № 24 Марга ­ рита Чурикова. От каждой школы в кон кур се участвовало четыре представи­ теля. По общей сумме баллов первое место заняли чтецы ш колы № 21, вторыми были ре ­ бята из средней ш колы № 22, третье место поделили чтецы школ №№ 7 и 2. В. ПАВЛОВА, дире ктор Дома пионеров. „КЛУБ ИНТЕРЕСНЫХ ВСТРЕЧ" Более года во Дворце культу­ ры завода «Эльта» работает «Клуб интересных встреч». Ру­ ководит им заведующая детским сектором Валентина Ивановна Кирилина. Помочь ребятам вы­ брать правильную дорогу в жиз­ ни, стать нужными своей Ро­ дине людьми — вот главная цель деятельности клуба. Здесь организуются встречи пионеров с ельчанами — героями войны, передовиками производства.1 Активное участие в работе «Клуба интересных встреч» принимают студентки факуль­ тета русского языка и литера­ туры педагогического института Людмила Парфенова и Ольга Не­ стерова. На очередную встречу, нося­ щую название «Всегда в пу­ ти», были приглашены Вален­ тин Павлович Ильинский, ма­ шинист-инструктор колонны локомотивного депо, награжден­ ный орденами Ленина и Тру­ дового Красного Знамени, и Алексей Спиридонович Витер, шофер транспортного цеха за­ вода «Эльта», кавалер ордена «Знак Почета». В. И. Ильинскому было дове­ рено представлять вместе с другими коммунистами област­ ную партийную организацию на XXV съезде КПСС. Ребята с огромным интересом слушали воспоминания Валентина Павло­ вича о незабываемых днях ра­ боты съезда. В. П Ильинский рассказал также о мощи совре­ менных локомотивов, о роман­ тике дальних поездок. А. С. Витер посвятил свою жизнь трудной, но очень инте­ ресной профессии шофера. За­ таив дыхание, слушали пионе­ ры рассказ Алексея Спиридо­ новича об участии в Великой Отечественной войне, когда он, рискуя жизнью, доставлял на своей машине боеприпасы на боевые позиции. «Не страшны тебе ни зной, ни слякоть, резкий поворот и косогор...» Эти строки из пес­ ни ведущая Людмила Парфенова посвятила опытному шоферу, чьи руки уверенно держат руль любой машины. Окончив школу, ребята вы­ берут свою дорогу в жизни. Од­ ни из них станут рабочими, другие — летчиками или шо­ ферами, третьи — машиниста­ ми или хлеборобами. Но несом­ ненно одно: встречи с интерес­ ными людьми помогут им пра­ вильно выбрать будущую про­ фессию. Ю . КРИЦЫН студент пединститута. НА С Н И М К Е : сборщица второго цеха элементного завода М а ­ рия Николаевна Иванова. Она участвует в сборке батарей «Кро ­ на ВЦ». При наклейке этикеток на источники тока Мария’ Николаевна выполняет норму выработки на 110— 115 процентов, или больше, чем намечено в ее обязательствах к 60-летию Советской власти. « • Фото А. БОЕВА . Информцентр сообщает О Для механической обра­ ботки алюминиевых и медных сплавов машиностроители Воронежа предлагают сма- зочно - охлаждающую жид­ кость. В ее состав входят ми­ неральное масло, аммониевая соль жирных кислот, бензоль­ ная кислота, фтористый нат­ рий и вода. Состав готовят простым механическим смеши­ ванием компонентов. Применение новой жидкости позволяет повысить стойкость инструмента из быстрорежу­ щих сталей в 4— 5 раз. Чис­ тота обработанной поверхности достигает 7— 8 класса. Эконо­ мический эффект от внедре­ ния 10000 рублей. * * * Более подробные сведения об этих новшествах можно по­ лучить в ЦНТИ по адресу: Ли- пецн-5, пр. Мира, 33. Теле­ фон 3-04-80.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz