Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
I «КРА СНО Е ЗНАМЯ» 8 января,1977 года 2 стр. Л л т я л е т к а . Учит ель , Качество . К двухтысячному году им будет, примерно, 40 лет. Воз раст зрелого мастера, зрелой мысли, зрелой воли. Их дея тельность определит развитие культуры, науки, техники. От их нравственных и политических понятий будет зависеть атмо сфера человеческих отноше ний. И то, будет ли на земле мир. А сейчас они — ученики. Ка кими будут они *— таким будет будущее. Думаю об этом, гля дя на очень взрослых, подтя нутых, серьезных десятиклас сников школы № 21 на уроке новейшей истории у отличника народного просвещения О. В. Щербаковой. Ветром вчерашних событий овеяно начало урока. В руках учителя — свежие номера га зет. Со страницы «Комсомоль ской правды» глядит исхудалое лицо получившего свободу Луиса Корвалана. В «Правде»— портрет Л. И. Брежнева, неуто мимого борца за упрочение социализма. Тексты приветст венных телеграмм от комму нистических партий мира в свя зи с его 70-летием. Два волнующих события. Чи ли и Советский Союз. Разде ленные тысячами километров, они в этих событиях тесно свя заны одним фактором — ро стом влияния мировой системы социализма. В борьбе за осво бождение Л. Корвалана прини мали участие все демократи ческие силы Земли. Во главе же стоял Советский Союз с авторитетом Коммунистиче ской партии и ее руководите ля. Так газетная информация в руках учителя превращается в связующую нить между мате риалом школьной программы и жизнью. Ольга Васильевна знакомит учеников с задачей урока: «Се годня вы должны обобщить полученные знания по вопросу — образование системы социа лизма. Вы должны доказать превосходство социалистиче ской системы и социалистиче ского образа жизни в сравне нии с капиталистической систе мой. Показать усиление влия ния стран социалистического содружества на ход мировых событий. Проследить, в чем выражается углубление общего кризиса капитализма». Пока учительница ставит пе ред десятиклассниками цель повторительно - обобщающего урока, присматриваюсь к ним Главное впечатление — глубо кая сосредоточенность. Перед каждым книжечка — Отчетный доклад ЦК XXV съезду КПСС. Раскрыта рабочая тетрадь по истории: к концу урока у каж дого должен быть самостоя тельно составленный план бе седы. Потом, после урока, перели стывая эти рабочие тетради с тщательными записями узловых вопросов, планами, схемами, диаграммами, тезисами, знако мясь с ленинскими тетрадями (в них конспектируются перво источники, документы партии), я убеждаюсь, насколько серь езно отношение к предмету. Новейшая история. В школь ной программе, как и общест воведение, она занимает осо бое место: закладывает основы политической зрелости, маркси стско-ленинского понимания об- 8 щественных явлений. Она учит школьников быть гражданами. А стать гражданином — вовсе не просто.И успех обучения за висит прежде всего от учителя. От идейно-политической остро ты преподавания. От глубины связи теории с практикой жиз ни. От умения добиться серь езного отношения учащихся к своему предмету. От качества каждого урока. Примерно 70 процентов де сятиклассников у Ольги Василь евны имеют «4» и «5». Вслушиваюсь в вопросы учи теля. Все они требуют умения мыслить, из моря сложнейшей информации извлекать нужные факты и строить из них логиче скую систему неопровержимых доказательств. Напоминая предвидение В. И Ленина о том, что социа лизм превратится из силы на циональной в международную, учительница предлагает при вести факты, говорящие о вли янии стран социализма на ми ровую систему. Ответ ученицы конкретен и облечен в хоро шую литературную форму. Слушаем о победе Вьетнама, свободе Лаоса, Камбоджи О победе социализма на Кубе. О признании суверенитета ГДР, укреплении границ Польши, Чехословакии... Вопрос за вопросом: что лежит в основе содружества социалистических стран? Чем отличается оно от союза капи талистического? Обстоятельные ответы убеж дают: ученики хорошо знают материалы XXV съезда КПСС, следят за периодической пе чатью. Рассказывают о Совете Экономической Взаимопомощи и Варшавском Договоре. О со вещании политического кон сультативного комитета в нояб ре этого года в Бухаресте. Да ют справку — сравнение пока зателей темпов роста промыш ленной продукции стран СЭВ и «Общего рынка». Уместно звучит на уроке маг нитофонная запись, сделанная преподавателем по недавней телепередаче «Университет мил лионов»: представитель ГДР рассказывает о темпах роста национального дохода стран социализма. Ольга Васильевна побуждает прослеживать причинно-след ственные связи, выявлять ос новные закономерности обще ственного развития, воссозда вать целостную картину мира. Среди ее вопросов и такие: «Если бы вам поручили на писать доклад о преимуществах социалистического способа производства и образа жизни, какие бы моменты выделили вы, как основные? А если бы вы писали иссле дование о мире капитализма, что отметили как основу его? ...Происходит ли в капиталисти ческом мире научно-техниче ская революция?», ч Каждый вопрос Ольги Василь евны заставляет обращаться к многообразию текущей полити ческой жизни. Говоря об углуб лении капиталистического кри зиса, учащиеся приводят дан ные о падении уровня произ водства в Японии, США , ФРГ . О кризисах валютном, энерге тическом, политическом, куль турном, экономическом Вспо минают злободневный материал о «скандале века», связан ном с подкупом фирмой «Лок- хид» политических деятелей стран капитала. Называют ра зительные цифры: 15 миллио нов безработных. Стройные, логичные ответы говорят о знаниях, которые не могут не лечь в основу патрио тических, коммунистических убеждений! Мастерство учителя видно в самом способе мышления уче ников. Всякое явление ими рассматривается в сопоставле нии Особенно оптимистичны на фоне деградации капитализма данные, приводимые ими о со циалистической программе 10-й пятилетки. Улучшение условий труда, отдыха, образования... Повышение уровня заработной платы... Каждый 5-й житель бу дет иметь отдельную квартиру... Строительство школ на 70 мил лионов мест... Обязательное десятилетнее обучение... Преподаватель подводит ито ги. По-новому сильно, веско звучат слова из доклада Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС : «Социализм уже сегод ня оказывает огромное воз действие на мысли и чувства сотен миллионов людей на Земле. Он обеспечивает людям труда свободу, подлинно де мократические права, благосо стояние, широчайший доступ к знаниям, прочную уверенность в будущем...» Плакат на доске утверждает: «События последних лет с но вой силой подтверждают, что капитализм — это общество, лишенное будущего...» Краткая проверка составленного по бе седе плана. Урок окончен. Как много вместилось в эти 45 ми нут! 12 человек получили от личные оценки. Среди них Б. Трофимычев, М. Чумаков, М. Есина, Л. Зайковская, С . Гон- | чаров, С. Водолагин. Воспитание граждан не кон чается уроком. Много лет О. В. Щербакова руководит школьным лекторием. Десяти классники успешно выступают с лекциями. Может быть, ответы О. Комковой и Т. Кожевиной на уроке были глубокими по содержанию, яркими по форме и по этой причине. Успешно прошел в школе общественный смотр политических знаний, ор ганизованный по инициативе комитета комсомола. Эрудиция, разносторонняя культура, прекрасный язык, ак тивные педагогические требо вания Ольги Васильевны, утвер жденной Министерством про свещения в звании учителя-ме тодиста, обеспечивают высокую успеваемость ее учеников Время властно требует от учителя истории воспитания гражданина. Человека с разви тым самосознанием, обострен ной гражданской совестью, ши роким историческим кругозо ром. Чтобы гражданин этот не только мыслил, но и посту пал по-государственному, от вечая за все, происходящее вокруг. А главное — берег за воевания социализма. Этой задаче отдает О. В Щербакова — мастер педаго гического труда — энергию ума и сердца. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР . На снимке —шлифовщик цеха № 55 завода «Прожекторные уг ли» Петр Сергеевич Вольных. При норме 34 тысячи киноуглей ударник коммунистического труда обрабатывает в смену 45 ты сяч изделий. Фото А . Б О Е В А . Читатели продолжают разговор на тему «НАШ ГОРОД — НАШИ ЗАБОТЫ» ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Газета выступила, Что сделано? 19 ноября прошлого года в газете «Красное знамя» была напечатана корреспонденция « С ЕМ Ь РАЗ П РИМ Е Р Ь » . В ней, в частности, говорилось о том, что нередко сроки испол нения заказов в химчистке не выполняются, приемщики обра щаются с клиентами грубо. Дивектор Липецкого пооиз- водственного объединения по химической чистке и крашению одежды тов. Гаркушин отве тил редакции, что проведена проверка. Виновные в задержке заказа наказаны. За грубое отношение к посе тителям работник приемного пункта № 5 М. П. Рыбин пре дупрежден. Внимательно перечитала все статьи и заметки, публикуемые в газете под рубрикой «Наш город — наши заботы». Мне понравились предложения пен сионера Юрьева в заметке «Проект должен быть обсуж ден», В. Иванова в корреспон денции «Когда благоустройство не устроено». Поддерживаю предложения В. Шамина, выска занные в статье «Какое лицо у Ельца?», касающиеся озеленения и благоустройства. Хочу обратить внимание на те «детали», которые действи тельно украшают, придают уют, своеобразие городу. В статье главного архитектора Ю . М. Каминского «Елец. Каким он будет?» совершенно не сказано о них: о новых парках,1 скве рах, рощах, площадях, водое мах, фонтанах, архитектуре малых форм. Ведь без всего этого город не может быть ин тересным и красивым. Восста навливать и беречь надо не только памятники и дома, но и неповторимо красивые уголки природы, творение человече ского ума и рук в прикладном искусстве. У меня сохранились фото графии 30—40 годов, которые показывают, сколько в Ельце было заповедных уголков, уничтоженных войной или за пущенных в наши дни. Я не бу ду писать о Петровском парке, который за 30 послевоенных лет мы никак не можем восста новить. О нем уже писали. Но о ботаническом саде невозмож но спокойно вспоминать Сюда на экскурсию приходило нема ло школьников, взрослых, пен сионеров, чтобы полюбоваться красивыми аллеями, чудной бе седкой, упорядоченным хаосом камней, водоемом. Теперь нет любимого уголка, который вос питывал бы эстетически и при вивал посетителям любовь к природе. Вспоминается ручей Лучок, «одетый» в каменные стены, его пороги. Ручей, журча и брызгая чистой водой, при влекал к себе много ребяти шек и взрослых. Красив был и Ельчик с мостиками. В нем ку пались и дети, и взрослые. А сколько ельчан спускалось по красивой каменной лестнице к реке Сосне! Сейчас всего это го нет. Считаю важным восста новить хотя бы часть памятных исторических мест, чтобы по казать молодым, а также буду щим ельчанам и туристам, ка ким был Елец в прошлом. После войны, несмотря на тя желые условия жизни, в пер вую очередь мы восстанавли вали и создавали скверы име ни Пушкина, Ани Гайтеровой, Революции (возле Дома куль туры), табачников и другие. Возникли стадионы, позже был заложен парк имени 40-летия Октября. С тех пор прошло 20 лет. Го род вырос не только по числен ности населения в три раза, но и по площади. Появились новые поселки, микрорайоны. А где же парки, скверы с фонтанами и памятниками? Где новые пло щади и водоемы? Где спортив ные сооружения или хотя бы площадки? Их нет! И мы не знаем, будут ли они в ближай шее время, есть ли в перспек тиве. Ботанический сад был прине сен в жертву городскому. Но разве это решило проблему досуга ельчан? А когда будет благоустраиваться парк 40-ле тия Октября? Сейчас идет интенсивное строительство жилья в 5-м мик рорайоне. При этом уничтожа ется школьный сад. А он 'ведь является не только украшени ем, но и материальной, и мо ральной ценностью. Что же взамен его предполагается? Все эти вопросы и проблемы нас, ельчан, очень волнуют. Тем бо лее, что строители не выполня ют проекты по созданию зеле ных зон отдыха. Приведу пример. Между дет ским садом № 32 и домом № 101 должна быть построена спортивная детская площадка, а между нею и домами №№ 105, 107 — зеленая зона отдыха. Строители ни того, ни другого не создали. Там, где должны расти розы, стоят му сорные контейнеры. Очень хочется, чтобы против магазина «Юбилейный» был создан сквер. Посадить здесь лучшие виды кустарника и деревьев, установить памят ник коммунарам, в честь которых названа улица. Между котельной и гаражами можно соорудить небольшой спортив ный комплекс с хоккейным и футбольным полями. Между домами №№ 103, 105, 107 и 103-а, 103-6, 103-в спланиро вать площадь, посадить бере зовую рощу, посеять траву. Во круг рощи разбить аллею, по которой можно зимой катать ся на лыжах, а летом— на вело сипеде. Прорабский домик ис пользовать для работы с деть ми. В конце школьного сада, в правой стороне его, можно ис пользовать котлован под пруд или' водоем. Здесь же целесо образно создать дендрарий, сказочный уголок природы для отдыха детей. Установить кра сивое освещение. Словом, если подумать, с ду шой отнестись к делу, можно не только восстановить былую красоту города, но и приумно жить ее. А. ГРИГОРЬЕВА, пенсионерка. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz