Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

I «КРА СНО Е ЗНАМЯ» 8 января,1977 года 2 стр. Л л т я л е т к а . Учит ель , Качество . К двухтысячному году им будет, примерно, 40 лет. Воз­ раст зрелого мастера, зрелой мысли, зрелой воли. Их дея­ тельность определит развитие культуры, науки, техники. От их нравственных и политических понятий будет зависеть атмо­ сфера человеческих отноше­ ний. И то, будет ли на земле мир. А сейчас они — ученики. Ка­ кими будут они *— таким будет будущее. Думаю об этом, гля­ дя на очень взрослых, подтя­ нутых, серьезных десятиклас­ сников школы № 21 на уроке новейшей истории у отличника народного просвещения О. В. Щербаковой. Ветром вчерашних событий овеяно начало урока. В руках учителя — свежие номера га­ зет. Со страницы «Комсомоль­ ской правды» глядит исхудалое лицо получившего свободу Луиса Корвалана. В «Правде»— портрет Л. И. Брежнева, неуто­ мимого борца за упрочение социализма. Тексты приветст­ венных телеграмм от комму­ нистических партий мира в свя­ зи с его 70-летием. Два волнующих события. Чи­ ли и Советский Союз. Разде­ ленные тысячами километров, они в этих событиях тесно свя­ заны одним фактором — ро­ стом влияния мировой системы социализма. В борьбе за осво­ бождение Л. Корвалана прини­ мали участие все демократи­ ческие силы Земли. Во главе же стоял Советский Союз с авторитетом Коммунистиче­ ской партии и ее руководите­ ля. Так газетная информация в руках учителя превращается в связующую нить между мате­ риалом школьной программы и жизнью. Ольга Васильевна знакомит учеников с задачей урока: «Се­ годня вы должны обобщить полученные знания по вопросу — образование системы социа­ лизма. Вы должны доказать превосходство социалистиче­ ской системы и социалистиче­ ского образа жизни в сравне­ нии с капиталистической систе­ мой. Показать усиление влия­ ния стран социалистического содружества на ход мировых событий. Проследить, в чем выражается углубление общего кризиса капитализма». Пока учительница ставит пе­ ред десятиклассниками цель повторительно - обобщающего урока, присматриваюсь к ним Главное впечатление — глубо­ кая сосредоточенность. Перед каждым книжечка — Отчетный доклад ЦК XXV съезду КПСС. Раскрыта рабочая тетрадь по истории: к концу урока у каж­ дого должен быть самостоя­ тельно составленный план бе­ седы. Потом, после урока, перели­ стывая эти рабочие тетради с тщательными записями узловых вопросов, планами, схемами, диаграммами, тезисами, знако­ мясь с ленинскими тетрадями (в них конспектируются перво­ источники, документы партии), я убеждаюсь, насколько серь­ езно отношение к предмету. Новейшая история. В школь­ ной программе, как и общест­ воведение, она занимает осо­ бое место: закладывает основы политической зрелости, маркси­ стско-ленинского понимания об- 8 щественных явлений. Она учит школьников быть гражданами. А стать гражданином — вовсе не просто.И успех обучения за­ висит прежде всего от учителя. От идейно-политической остро­ ты преподавания. От глубины связи теории с практикой жиз­ ни. От умения добиться серь­ езного отношения учащихся к своему предмету. От качества каждого урока. Примерно 70 процентов де­ сятиклассников у Ольги Василь­ евны имеют «4» и «5». Вслушиваюсь в вопросы учи­ теля. Все они требуют умения мыслить, из моря сложнейшей информации извлекать нужные факты и строить из них логиче­ скую систему неопровержимых доказательств. Напоминая предвидение В. И Ленина о том, что социа­ лизм превратится из силы на­ циональной в международную, учительница предлагает при­ вести факты, говорящие о вли­ янии стран социализма на ми­ ровую систему. Ответ ученицы конкретен и облечен в хоро­ шую литературную форму. Слушаем о победе Вьетнама, свободе Лаоса, Камбоджи О победе социализма на Кубе. О признании суверенитета ГДР, укреплении границ Польши, Чехословакии... Вопрос за вопросом: что лежит в основе содружества социалистических стран? Чем отличается оно от союза капи­ талистического? Обстоятельные ответы убеж­ дают: ученики хорошо знают материалы XXV съезда КПСС, следят за периодической пе­ чатью. Рассказывают о Совете Экономической Взаимопомощи и Варшавском Договоре. О со­ вещании политического кон­ сультативного комитета в нояб­ ре этого года в Бухаресте. Да­ ют справку — сравнение пока­ зателей темпов роста промыш­ ленной продукции стран СЭВ и «Общего рынка». Уместно звучит на уроке маг­ нитофонная запись, сделанная преподавателем по недавней телепередаче «Университет мил­ лионов»: представитель ГДР рассказывает о темпах роста национального дохода стран социализма. Ольга Васильевна побуждает прослеживать причинно-след­ ственные связи, выявлять ос­ новные закономерности обще­ ственного развития, воссозда­ вать целостную картину мира. Среди ее вопросов и такие: «Если бы вам поручили на­ писать доклад о преимуществах социалистического способа производства и образа жизни, какие бы моменты выделили вы, как основные? А если бы вы писали иссле­ дование о мире капитализма, что отметили как основу его? ...Происходит ли в капиталисти­ ческом мире научно-техниче­ ская революция?», ч Каждый вопрос Ольги Василь­ евны заставляет обращаться к многообразию текущей полити­ ческой жизни. Говоря об углуб­ лении капиталистического кри­ зиса, учащиеся приводят дан­ ные о падении уровня произ­ водства в Японии, США , ФРГ . О кризисах валютном, энерге­ тическом, политическом, куль­ турном, экономическом Вспо­ минают злободневный материал о «скандале века», связан­ ном с подкупом фирмой «Лок- хид» политических деятелей стран капитала. Называют ра­ зительные цифры: 15 миллио­ нов безработных. Стройные, логичные ответы говорят о знаниях, которые не могут не лечь в основу патрио­ тических, коммунистических убеждений! Мастерство учителя видно в самом способе мышления уче­ ников. Всякое явление ими рассматривается в сопоставле­ нии Особенно оптимистичны на фоне деградации капитализма данные, приводимые ими о со­ циалистической программе 10-й пятилетки. Улучшение условий труда, отдыха, образования... Повышение уровня заработной платы... Каждый 5-й житель бу­ дет иметь отдельную квартиру... Строительство школ на 70 мил­ лионов мест... Обязательное десятилетнее обучение... Преподаватель подводит ито­ ги. По-новому сильно, веско звучат слова из доклада Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС : «Социализм уже сегод­ ня оказывает огромное воз­ действие на мысли и чувства сотен миллионов людей на Земле. Он обеспечивает людям труда свободу, подлинно де­ мократические права, благосо­ стояние, широчайший доступ к знаниям, прочную уверенность в будущем...» Плакат на доске утверждает: «События последних лет с но­ вой силой подтверждают, что капитализм — это общество, лишенное будущего...» Краткая проверка составленного по бе­ седе плана. Урок окончен. Как много вместилось в эти 45 ми­ нут! 12 человек получили от­ личные оценки. Среди них Б. Трофимычев, М. Чумаков, М. Есина, Л. Зайковская, С . Гон- | чаров, С. Водолагин. Воспитание граждан не кон­ чается уроком. Много лет О. В. Щербакова руководит школьным лекторием. Десяти­ классники успешно выступают с лекциями. Может быть, ответы О. Комковой и Т. Кожевиной на уроке были глубокими по содержанию, яркими по форме и по этой причине. Успешно прошел в школе общественный смотр политических знаний, ор­ ганизованный по инициативе комитета комсомола. Эрудиция, разносторонняя культура, прекрасный язык, ак­ тивные педагогические требо­ вания Ольги Васильевны, утвер­ жденной Министерством про­ свещения в звании учителя-ме­ тодиста, обеспечивают высокую успеваемость ее учеников Время властно требует от учителя истории воспитания гражданина. Человека с разви­ тым самосознанием, обострен­ ной гражданской совестью, ши­ роким историческим кругозо­ ром. Чтобы гражданин этот не только мыслил, но и посту­ пал по-государственному, от­ вечая за все, происходящее вокруг. А главное — берег за­ воевания социализма. Этой задаче отдает О. В Щербакова — мастер педаго­ гического труда — энергию ума и сердца. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР . На снимке —шлифовщик цеха № 55 завода «Прожекторные уг­ ли» Петр Сергеевич Вольных. При норме 34 тысячи киноуглей ударник коммунистического труда обрабатывает в смену 45 ты­ сяч изделий. Фото А . Б О Е В А . Читатели продолжают разговор на тему «НАШ ГОРОД — НАШИ ЗАБОТЫ» ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Газета выступила, Что сделано? 19 ноября прошлого года в газете «Красное знамя» была напечатана корреспонденция « С ЕМ Ь РАЗ П РИМ Е Р Ь » . В ней, в частности, говорилось о том, что нередко сроки испол­ нения заказов в химчистке не выполняются, приемщики обра­ щаются с клиентами грубо. Дивектор Липецкого пооиз- водственного объединения по химической чистке и крашению одежды тов. Гаркушин отве­ тил редакции, что проведена проверка. Виновные в задержке заказа наказаны. За грубое отношение к посе­ тителям работник приемного пункта № 5 М. П. Рыбин пре­ дупрежден. Внимательно перечитала все статьи и заметки, публикуемые в газете под рубрикой «Наш город — наши заботы». Мне понравились предложения пен­ сионера Юрьева в заметке «Проект должен быть обсуж­ ден», В. Иванова в корреспон­ денции «Когда благоустройство не устроено». Поддерживаю предложения В. Шамина, выска­ занные в статье «Какое лицо у Ельца?», касающиеся озеленения и благоустройства. Хочу обратить внимание на те «детали», которые действи­ тельно украшают, придают уют, своеобразие городу. В статье главного архитектора Ю . М. Каминского «Елец. Каким он будет?» совершенно не сказано о них: о новых парках,1 скве­ рах, рощах, площадях, водое­ мах, фонтанах, архитектуре малых форм. Ведь без всего этого город не может быть ин­ тересным и красивым. Восста­ навливать и беречь надо не только памятники и дома, но и неповторимо красивые уголки природы, творение человече­ ского ума и рук в прикладном искусстве. У меня сохранились фото­ графии 30—40 годов, которые показывают, сколько в Ельце было заповедных уголков, уничтоженных войной или за­ пущенных в наши дни. Я не бу­ ду писать о Петровском парке, который за 30 послевоенных лет мы никак не можем восста­ новить. О нем уже писали. Но о ботаническом саде невозмож­ но спокойно вспоминать Сюда на экскурсию приходило нема­ ло школьников, взрослых, пен­ сионеров, чтобы полюбоваться красивыми аллеями, чудной бе­ седкой, упорядоченным хаосом камней, водоемом. Теперь нет любимого уголка, который вос­ питывал бы эстетически и при­ вивал посетителям любовь к природе. Вспоминается ручей Лучок, «одетый» в каменные стены, его пороги. Ручей, журча и брызгая чистой водой, при­ влекал к себе много ребяти­ шек и взрослых. Красив был и Ельчик с мостиками. В нем ку­ пались и дети, и взрослые. А сколько ельчан спускалось по красивой каменной лестнице к реке Сосне! Сейчас всего это­ го нет. Считаю важным восста­ новить хотя бы часть памятных исторических мест, чтобы по­ казать молодым, а также буду­ щим ельчанам и туристам, ка­ ким был Елец в прошлом. После войны, несмотря на тя­ желые условия жизни, в пер­ вую очередь мы восстанавли­ вали и создавали скверы име­ ни Пушкина, Ани Гайтеровой, Революции (возле Дома куль­ туры), табачников и другие. Возникли стадионы, позже был заложен парк имени 40-летия Октября. С тех пор прошло 20 лет. Го­ род вырос не только по числен­ ности населения в три раза, но и по площади. Появились новые поселки, микрорайоны. А где же парки, скверы с фонтанами и памятниками? Где новые пло­ щади и водоемы? Где спортив­ ные сооружения или хотя бы площадки? Их нет! И мы не знаем, будут ли они в ближай­ шее время, есть ли в перспек­ тиве. Ботанический сад был прине­ сен в жертву городскому. Но разве это решило проблему досуга ельчан? А когда будет благоустраиваться парк 40-ле­ тия Октября? Сейчас идет интенсивное строительство жилья в 5-м мик­ рорайоне. При этом уничтожа­ ется школьный сад. А он 'ведь является не только украшени­ ем, но и материальной, и мо­ ральной ценностью. Что же взамен его предполагается? Все эти вопросы и проблемы нас, ельчан, очень волнуют. Тем бо­ лее, что строители не выполня­ ют проекты по созданию зеле­ ных зон отдыха. Приведу пример. Между дет­ ским садом № 32 и домом № 101 должна быть построена спортивная детская площадка, а между нею и домами №№ 105, 107 — зеленая зона отдыха. Строители ни того, ни другого не создали. Там, где должны расти розы, стоят му­ сорные контейнеры. Очень хочется, чтобы против магазина «Юбилейный» был создан сквер. Посадить здесь лучшие виды кустарника и деревьев, установить памят­ ник коммунарам, в честь которых названа улица. Между котельной и гаражами можно соорудить небольшой спортив­ ный комплекс с хоккейным и футбольным полями. Между домами №№ 103, 105, 107 и 103-а, 103-6, 103-в спланиро­ вать площадь, посадить бере­ зовую рощу, посеять траву. Во­ круг рощи разбить аллею, по которой можно зимой катать­ ся на лыжах, а летом— на вело­ сипеде. Прорабский домик ис­ пользовать для работы с деть­ ми. В конце школьного сада, в правой стороне его, можно ис­ пользовать котлован под пруд или' водоем. Здесь же целесо­ образно создать дендрарий, сказочный уголок природы для отдыха детей. Установить кра­ сивое освещение. Словом, если подумать, с ду­ шой отнестись к делу, можно не только восстановить былую красоту города, но и приумно­ жить ее. А. ГРИГОРЬЕВА, пенсионерка. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz