Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

« К Р А С Н О Е ЗНАМ Я » ® 10 марта 1977 года ® 3 стр. Д я г я л е т к а . У т а т е л ь , К а т е с г в о . В И Х РУКАХ БУДУЩ ЕЕ П РИ РОДЫ На снимке: слесарь локомотивного депо Василий Алексеевич Черепенников. Он ремонтирует дизели пассажирских теплово­ зов ТЭП-60. Производственник в лесть 60-м годовщины Великого Октября принял высокие социалистические обязательства. Фото А. Б О Е В А . НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ Законы пишутся для всех Тема урока географии в 5 классе СШ № 8 буднична в своем названии, как любая из учебных тем: «Использование рек в хозяйственной деятель­ ности человека. Охрана водое­ мов». Ведет урок заслуженная учительница школы РСФСР Е. Т. Саранцева. Обычный. А меня не покидает светлое ощу­ щение праздника. Ловлю себя, как в детстве, на радостной готовности вни­ кать в каждое слово любимо­ го учителя. Вижу эту готов­ ность на лицах пятиклассников. Чувствую их глубокое внима­ ние. Действует живая реакция не только на мысль—на инто­ нацию учителя. Они увлечены. Им интересно. Они сопережи­ вают! Все, о чем говорит им Екатерина Терентьевна, не только интересно, но и окра­ шено глубоким чувством. Стремлением не только пока­ зать значение рек в народном хозяйстве и судьбах народа, но и воспитать в детях береж­ ное, любовное отношение к природе, к водным источни­ кам. ...Сент-Экзюпери. Едва ли знают его те мальчики и де­ вочки, что читают плакат на доске: «Вода! Ты не просто не­ обходима для жизни. Ты и есть жизнь. Ты величайшее в мире богатство. Ты даешь нам бес­ конечно простое счастье». Пройдут годы. Читая книги отважного француза, ребята встретят эти строки. Вспомнят урок географии, проникновен­ ный голос: «Вдумайтесь в эти слова!». И они размышляют. Вода. С помощью ее можно не только утолить жажду. Не только вы­ мыть лицо, сварить обед. Ника­ кой лимонад не заменит воду. Идут пароходы по рекам... Кто- то вспоминает: чтобы выпла­ вить 1 тонну металла, нужно 25 тонн воды. Пытаются предста­ вить свой город без живитель­ ной влаги. В голосе девочки волнение: погибнут деревья, остановятся заводы. заглохнет жизнь. —На прошлом уроке мы по­ знакомились с тем, как рожда­ ются реки. Мы любим их, они нам дороги. Мы ласково назы­ ваем их Волга-матушка, Амур- батюшка. Ока-красавица. Ре­ ки—наше богатство, счастье. Чтобы ценить. использовать и беречь его, надо многое знать, — говорит Екатерина Терен­ тьевна. Ученики показывают реки на стенной карте, работают над контурными, рассказывают, как влияет рельеф на характер те­ чения, сравнивают равнинные реки с горными. Обращает на себя внимание поэтичность их речи. Прослеживает путь Анга­ ры от Байкала к Енисею Игорь Гридчин: «Хороша Ангара! Ее воды чисты и прозрачны. Она любимая дочь Байкала...» Маль­ чик называет ее «сверкающей жемчужиной вод». Вместе с учительницей, раскрывающей значение реки для людей, класс находит и отмечает на картах Братскую ГЭС . Ребята любят географию и охотно выполняют совет учи­ теля— готовясь к уроку, подби­ рать поэтические строки о ре­ ках, писать сочинения. Галя Ефанова читает наизусть из Че­ хова; «Я не видел реки велико­ лепнее Енисея. Пусть Волга на­ рядная, скромная. грустная красавица, зато Енисей—могу­ чий, неистовый богатырь, ко­ торый не знает, куда девать свои силы и молодость». «А теперь знает Енисей, ку­ да девать свои силы?» — воп­ рос Екатерины Терентьевны. В ответ ребята находят Красно­ ярскую ГЭС . Они слушают рассказ учительницы о том, как стоял над Енисеем Чехов и ме­ чтал о полной, смелой и ум­ ной жизни, которая должна осветить со временем эти бе­ рега. И еще о том, что В. И. Ленин писал матери из села Шушенское о страшной дико­ сти тех мест. «Как изменились они?» Лес рук — все хотят рассказать о городах, выросших за годы С о ­ ветской власти, о Саяно-Шу­ шенской ГЭС. Затаив дыхание, слушает класс историю о том, как американский ученый, при­ ехавший посмотреть Братскую ГЭС , сняв шляпу, низко покло­ нился турбинам и сказал, что он преклоняется перед советски­ ми рабочими, сотворившими это чудо. Рассказывая о Волге, ученики не ограничиваются сообщени­ ем, откуда берет она начало, какими притоками питается. Оля Баженко читает о ней сти­ хи Маршака. Саша Брюханов говорит о славных городах на ее берегах. Он тоже нашел стихи о Волге. Учительница об­ ращает внимание учеников на одну из прочитанных им не­ красовских строк: «Науки во­ ды углубят». Что это значит? Так из поэтической строки вы­ растает беседа о водохранили­ щах, каналах, созданных совет­ скими людьми. —Мы глубоко благодарны им за великий труд. Никто не забыт и ничто не забыто— это относится не только к воен­ ным подвигам, но и ко всему доброму, что делают люди на Земле, — внушает Екатерина Терентьевна своим воспитан­ никам. А я думаю : как нужны школе умные педагоги, понимающие природу. Какой природа могу­ чий рычаг воспитания в их устах. Увлекателен рассказ учитель­ ницы о проблемах, возникаю­ щих в процессе освоения для хозяйственных нужд рек, кана­ лов и водоемов. И содержит он очень важную мысль о ме­ сте человека на Земле и о его роли в круговороте вещей. О том, что цивилизация не долж­ на вступать в войну с приро­ дой. Тема охраны вод раскрыва­ ется на уроке в свете огром­ ной заботы партии и прави­ тельства о сохранении приро­ ды. Закон, запрещающий спу­ скать загрязненные воды в ре­ ки, рубить леса и распахивать землю на их берегах. Борьба за чистоту Байкала. Обо всем речь идет как о деле, лично касающемся каждого в классе. ...Именно в юном возрасте человек должен усвоить: вар­ варское отношение к природе —преступление. Ира Шмыга- лева не успела на уроке ска­ зать, что она думает об этом. Вот и написала она на листоч­ ке: «Сейчас мы говорим о ве­ ликих реках, а я хочу сказать о своей Быстрой Сосне. Ведь у каждого есть своя речка! Не­ важно, если она маленькая. Это тоже сокровище. Можно заново построить разрушенный город. Посадить новый лес. Выкопать пруд. Но речку, если она умирает, возродить труд­ но. А она питает город. Нет незначительных рек! Надо бе­ речь каждый ключик чистой воды». Было на этом уроке все, что требуется современной мето­ дикой: работа коллективная и индивидуальная с картой, на­ блюдения над картиной — ка­ нал в Каракумах, кинофраг­ мент о Байкальском озере, повторение пройденного и размышление над новым мате­ риалом. Если попытаться коротко объ­ яснить. в чем сила этого уро^ ка, можно сказать: в высоком качестве воспитания в сочета­ нии познания с поэтическим и глубоко патриотическим чув­ ством, без которого не может вырасти настоящий хозяин Земли. Был такой момент в уроке. Гена Кондаков закончил чтение домашнего сочинения о Бай­ кале словами: «Много еще секретов у озера!» Вниматель­ но окинула взором ребячьи лица Екатерина Терентьевна и сказала задумчиво: «Будут среди вас географы, геологи, гидрологи. И когда-нибудь кто- то из вас пришлет мне письмо: я разгадал эти секреты!» Е. Т. Саранцева убеждена, что экологическое воспитание надо начинать с детства. Ибо там, где нет понимания челове­ ком своего места в природе, вырастает потребитель, без­ думно разбазаривающий ее да­ ры. «А н ам— говорит она. — ну­ жен хозяин своей Земли, эко­ номный и с поэтической лю­ бовью к ней». ...Гляжу на Екатерину Терен­ тьевну и понимаю весь глубо­ кий смысл слов. высказанных в Президиуме Центрального Совета Всероссийского обще­ ства охраны природы: «Буду­ щее охраны природы в руках обыкновенного школьного учи­ теля». УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Расскажите, пожалуйста, как и в каком случае происходит расторжение трудового до­ говора по инициативе админи­ страции. (Из письма К. ВЛАДИМИРОВА.) Трудовой договор, заключен­ ный на неопределенный срок, а также срочный трудовой до­ говор до истечения срока его действия могут быть расторг­ нуты администрацией пред­ приятия, учреждения, органи­ зации лишь в случаях, преду­ смотренных ст. 33 КЗОТ РСФСР . А именно: 1) ликвидации предприятия, учреждения, организации, со­ кращения численности или шта­ та работников; 2) обнаружившегося несоот­ ветствия рабочего или служа­ щего занимаемой должности или выполняемой работе, вследствие недостаточной ква­ лификации, либо состояния здоровья, препятствующих про­ должению данной работы; 3) систематического неиспол­ нения рабочим или служащим без уважительных причин обя­ занностей, возложенных на не­ го трудовым договором или правилами внутреннего трудо­ вого распорядка; 4) прогула без уважительных причин (в том числе появле­ ния на работе в нетрезвом со­ стоянии); 5) неявки на работу в тече­ ние более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетру­ доспособности, не считая отпус­ ка по беременности и родам. За рабочими и служащими, ут­ ратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболевани­ ем. место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установ­ ления инвалидности; 6) восстановления на работе рабочего или служащего, ра­ нее выполнявшего эту работу. Не допускается увольнение работника по инициативе ад­ министрации в период времен­ ной нетрудоспособности (кро­ ме увольнения по п. 5 ст. 33 КЗОТ) и в период пребывания его в ежегодном отпуске, за исключением случаев полной ликвидации учреждения, пред­ приятия, организации. Увольнения по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 ст. 33 КЗОТ, допускаются, если невозможно перевести работ­ ника с его согласия на другую оаботу. Запрещается расторжение трудового договора по иници­ ативе администрации без сог­ ласия фабричного, заводского, местного комитета профессио­ нального союза. Ибо растор­ жение трудового договора без предварительного согласия профсоюзного органа являет­ ся незаконным, а уволенный работник подлежит восстанов­ лению на прежней работе. Так, 27-го сентября 1976 года Елецкий городской народный суд вынес решение о восста­ новлении на работе гражданки Кравцовой. Кравцова рабо­ тала заправщицей АЗС № 3. В сентябре 1976 года она была уволена с работы по ст. 33 КЗОТ за то, что грубо наруша­ ла порядок отпуска нефтепро­ дуктов. Однако администрация уволила ее без согласия мест­ кома профсоюза, поскольку из 11 членов местного комитета на заседании присутствовало только 5, т. е. менее 2/3 от общей численности членов месткома. Это противоречит требованию закона. С уд вос­ становил Кравцову на преж­ нем месте работы. Гражданка Волкова работа­ ла счетоводом - кассиром в Елецкой ПМК. За нарушение трудовой дисциплины она бы­ ла уволена с работы фактиче­ ски без санкции профсоюзно­ го органа, что явилось причи­ ной восстановления ее судом на прежней работе. Дважды администрацией мясо- птицекомбината незаконно увольнялась с работы брига­ дир колбасного цеха Бакае­ ва, и дважды суд восстанав­ ливал ее на прежнем месте работы. Во всех указанных случаях суд выносил частные опреде­ ления в адрес руководителей указанных выше предприятий. При этом обращал их внима­ ние на недопустимость грубо­ го нарушения закона при увольнении работников по ини­ циативе администрации. С ру­ ководителей в пользу восста­ новленного работника взыс­ кана заработная плата за вре­ мя вынужденного прогула. Решения судов способствуют укреплению социалистической законности и гарантируют не­ зыблемость трудовых прав граж­ дан. Ведь законы в нашей стране пишутся для всех граж­ дан. Перед ними все равны: и руководители, и подчиненные. н. ПЛОХИХ, адвокат городской юридической консультации. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР . ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА МАРТ ВЕСНА НЕ Февраль этого года имел свои отличительные черты: длитель­ ные оттепели и большое коли­ чество осадков. Аналогичная теплая погода с таянием снега и льда отмеча­ лась в 1961 году, а такого количества осадков не было в ТОРОПИТСЯ течение последних 30 лет. Первый весенний месяц не принес ожидаемого значи­ тельного потепления. После длительных февральских отте­ пелей наступило похолодание, которое продлится более поло­ вины марта. При этом ночные температуры в пределах 8— 14 градусов мороза. а в отдельные ночи понизятся до минус 20 . Днем 2— 7 градусов ниже нуля, лишь к концу ме­ сяца дневные температуры по­ высятся до оттепелей. Осадков выпадет меньше нормы. Основное их количество ожидается в первой половине марта. А. СОЛОДКО, начальник гидрометеостанции г. Ельца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz