Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
« К Р А С Н О Е ЗНАМ Я » ® 10 марта 1977 года ® 3 стр. Д я г я л е т к а . У т а т е л ь , К а т е с г в о . В И Х РУКАХ БУДУЩ ЕЕ П РИ РОДЫ На снимке: слесарь локомотивного депо Василий Алексеевич Черепенников. Он ремонтирует дизели пассажирских теплово зов ТЭП-60. Производственник в лесть 60-м годовщины Великого Октября принял высокие социалистические обязательства. Фото А. Б О Е В А . НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ Законы пишутся для всех Тема урока географии в 5 классе СШ № 8 буднична в своем названии, как любая из учебных тем: «Использование рек в хозяйственной деятель ности человека. Охрана водое мов». Ведет урок заслуженная учительница школы РСФСР Е. Т. Саранцева. Обычный. А меня не покидает светлое ощу щение праздника. Ловлю себя, как в детстве, на радостной готовности вни кать в каждое слово любимо го учителя. Вижу эту готов ность на лицах пятиклассников. Чувствую их глубокое внима ние. Действует живая реакция не только на мысль—на инто нацию учителя. Они увлечены. Им интересно. Они сопережи вают! Все, о чем говорит им Екатерина Терентьевна, не только интересно, но и окра шено глубоким чувством. Стремлением не только пока зать значение рек в народном хозяйстве и судьбах народа, но и воспитать в детях береж ное, любовное отношение к природе, к водным источни кам. ...Сент-Экзюпери. Едва ли знают его те мальчики и де вочки, что читают плакат на доске: «Вода! Ты не просто не обходима для жизни. Ты и есть жизнь. Ты величайшее в мире богатство. Ты даешь нам бес конечно простое счастье». Пройдут годы. Читая книги отважного француза, ребята встретят эти строки. Вспомнят урок географии, проникновен ный голос: «Вдумайтесь в эти слова!». И они размышляют. Вода. С помощью ее можно не только утолить жажду. Не только вы мыть лицо, сварить обед. Ника кой лимонад не заменит воду. Идут пароходы по рекам... Кто- то вспоминает: чтобы выпла вить 1 тонну металла, нужно 25 тонн воды. Пытаются предста вить свой город без живитель ной влаги. В голосе девочки волнение: погибнут деревья, остановятся заводы. заглохнет жизнь. —На прошлом уроке мы по знакомились с тем, как рожда ются реки. Мы любим их, они нам дороги. Мы ласково назы ваем их Волга-матушка, Амур- батюшка. Ока-красавица. Ре ки—наше богатство, счастье. Чтобы ценить. использовать и беречь его, надо многое знать, — говорит Екатерина Терен тьевна. Ученики показывают реки на стенной карте, работают над контурными, рассказывают, как влияет рельеф на характер те чения, сравнивают равнинные реки с горными. Обращает на себя внимание поэтичность их речи. Прослеживает путь Анга ры от Байкала к Енисею Игорь Гридчин: «Хороша Ангара! Ее воды чисты и прозрачны. Она любимая дочь Байкала...» Маль чик называет ее «сверкающей жемчужиной вод». Вместе с учительницей, раскрывающей значение реки для людей, класс находит и отмечает на картах Братскую ГЭС . Ребята любят географию и охотно выполняют совет учи теля— готовясь к уроку, подби рать поэтические строки о ре ках, писать сочинения. Галя Ефанова читает наизусть из Че хова; «Я не видел реки велико лепнее Енисея. Пусть Волга на рядная, скромная. грустная красавица, зато Енисей—могу чий, неистовый богатырь, ко торый не знает, куда девать свои силы и молодость». «А теперь знает Енисей, ку да девать свои силы?» — воп рос Екатерины Терентьевны. В ответ ребята находят Красно ярскую ГЭС . Они слушают рассказ учительницы о том, как стоял над Енисеем Чехов и ме чтал о полной, смелой и ум ной жизни, которая должна осветить со временем эти бе рега. И еще о том, что В. И. Ленин писал матери из села Шушенское о страшной дико сти тех мест. «Как изменились они?» Лес рук — все хотят рассказать о городах, выросших за годы С о ветской власти, о Саяно-Шу шенской ГЭС. Затаив дыхание, слушает класс историю о том, как американский ученый, при ехавший посмотреть Братскую ГЭС , сняв шляпу, низко покло нился турбинам и сказал, что он преклоняется перед советски ми рабочими, сотворившими это чудо. Рассказывая о Волге, ученики не ограничиваются сообщени ем, откуда берет она начало, какими притоками питается. Оля Баженко читает о ней сти хи Маршака. Саша Брюханов говорит о славных городах на ее берегах. Он тоже нашел стихи о Волге. Учительница об ращает внимание учеников на одну из прочитанных им не красовских строк: «Науки во ды углубят». Что это значит? Так из поэтической строки вы растает беседа о водохранили щах, каналах, созданных совет скими людьми. —Мы глубоко благодарны им за великий труд. Никто не забыт и ничто не забыто— это относится не только к воен ным подвигам, но и ко всему доброму, что делают люди на Земле, — внушает Екатерина Терентьевна своим воспитан никам. А я думаю : как нужны школе умные педагоги, понимающие природу. Какой природа могу чий рычаг воспитания в их устах. Увлекателен рассказ учитель ницы о проблемах, возникаю щих в процессе освоения для хозяйственных нужд рек, кана лов и водоемов. И содержит он очень важную мысль о ме сте человека на Земле и о его роли в круговороте вещей. О том, что цивилизация не долж на вступать в войну с приро дой. Тема охраны вод раскрыва ется на уроке в свете огром ной заботы партии и прави тельства о сохранении приро ды. Закон, запрещающий спу скать загрязненные воды в ре ки, рубить леса и распахивать землю на их берегах. Борьба за чистоту Байкала. Обо всем речь идет как о деле, лично касающемся каждого в классе. ...Именно в юном возрасте человек должен усвоить: вар варское отношение к природе —преступление. Ира Шмыга- лева не успела на уроке ска зать, что она думает об этом. Вот и написала она на листоч ке: «Сейчас мы говорим о ве ликих реках, а я хочу сказать о своей Быстрой Сосне. Ведь у каждого есть своя речка! Не важно, если она маленькая. Это тоже сокровище. Можно заново построить разрушенный город. Посадить новый лес. Выкопать пруд. Но речку, если она умирает, возродить труд но. А она питает город. Нет незначительных рек! Надо бе речь каждый ключик чистой воды». Было на этом уроке все, что требуется современной мето дикой: работа коллективная и индивидуальная с картой, на блюдения над картиной — ка нал в Каракумах, кинофраг мент о Байкальском озере, повторение пройденного и размышление над новым мате риалом. Если попытаться коротко объ яснить. в чем сила этого уро^ ка, можно сказать: в высоком качестве воспитания в сочета нии познания с поэтическим и глубоко патриотическим чув ством, без которого не может вырасти настоящий хозяин Земли. Был такой момент в уроке. Гена Кондаков закончил чтение домашнего сочинения о Бай кале словами: «Много еще секретов у озера!» Вниматель но окинула взором ребячьи лица Екатерина Терентьевна и сказала задумчиво: «Будут среди вас географы, геологи, гидрологи. И когда-нибудь кто- то из вас пришлет мне письмо: я разгадал эти секреты!» Е. Т. Саранцева убеждена, что экологическое воспитание надо начинать с детства. Ибо там, где нет понимания челове ком своего места в природе, вырастает потребитель, без думно разбазаривающий ее да ры. «А н ам— говорит она. — ну жен хозяин своей Земли, эко номный и с поэтической лю бовью к ней». ...Гляжу на Екатерину Терен тьевну и понимаю весь глубо кий смысл слов. высказанных в Президиуме Центрального Совета Всероссийского обще ства охраны природы: «Буду щее охраны природы в руках обыкновенного школьного учи теля». УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Расскажите, пожалуйста, как и в каком случае происходит расторжение трудового до говора по инициативе админи страции. (Из письма К. ВЛАДИМИРОВА.) Трудовой договор, заключен ный на неопределенный срок, а также срочный трудовой до говор до истечения срока его действия могут быть расторг нуты администрацией пред приятия, учреждения, органи зации лишь в случаях, преду смотренных ст. 33 КЗОТ РСФСР . А именно: 1) ликвидации предприятия, учреждения, организации, со кращения численности или шта та работников; 2) обнаружившегося несоот ветствия рабочего или служа щего занимаемой должности или выполняемой работе, вследствие недостаточной ква лификации, либо состояния здоровья, препятствующих про должению данной работы; 3) систематического неиспол нения рабочим или служащим без уважительных причин обя занностей, возложенных на не го трудовым договором или правилами внутреннего трудо вого распорядка; 4) прогула без уважительных причин (в том числе появле ния на работе в нетрезвом со стоянии); 5) неявки на работу в тече ние более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетру доспособности, не считая отпус ка по беременности и родам. За рабочими и служащими, ут ратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболевани ем. место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установ ления инвалидности; 6) восстановления на работе рабочего или служащего, ра нее выполнявшего эту работу. Не допускается увольнение работника по инициативе ад министрации в период времен ной нетрудоспособности (кро ме увольнения по п. 5 ст. 33 КЗОТ) и в период пребывания его в ежегодном отпуске, за исключением случаев полной ликвидации учреждения, пред приятия, организации. Увольнения по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 ст. 33 КЗОТ, допускаются, если невозможно перевести работ ника с его согласия на другую оаботу. Запрещается расторжение трудового договора по иници ативе администрации без сог ласия фабричного, заводского, местного комитета профессио нального союза. Ибо растор жение трудового договора без предварительного согласия профсоюзного органа являет ся незаконным, а уволенный работник подлежит восстанов лению на прежней работе. Так, 27-го сентября 1976 года Елецкий городской народный суд вынес решение о восста новлении на работе гражданки Кравцовой. Кравцова рабо тала заправщицей АЗС № 3. В сентябре 1976 года она была уволена с работы по ст. 33 КЗОТ за то, что грубо наруша ла порядок отпуска нефтепро дуктов. Однако администрация уволила ее без согласия мест кома профсоюза, поскольку из 11 членов местного комитета на заседании присутствовало только 5, т. е. менее 2/3 от общей численности членов месткома. Это противоречит требованию закона. С уд вос становил Кравцову на преж нем месте работы. Гражданка Волкова работа ла счетоводом - кассиром в Елецкой ПМК. За нарушение трудовой дисциплины она бы ла уволена с работы фактиче ски без санкции профсоюзно го органа, что явилось причи ной восстановления ее судом на прежней работе. Дважды администрацией мясо- птицекомбината незаконно увольнялась с работы брига дир колбасного цеха Бакае ва, и дважды суд восстанав ливал ее на прежнем месте работы. Во всех указанных случаях суд выносил частные опреде ления в адрес руководителей указанных выше предприятий. При этом обращал их внима ние на недопустимость грубо го нарушения закона при увольнении работников по ини циативе администрации. С ру ководителей в пользу восста новленного работника взыс кана заработная плата за вре мя вынужденного прогула. Решения судов способствуют укреплению социалистической законности и гарантируют не зыблемость трудовых прав граж дан. Ведь законы в нашей стране пишутся для всех граж дан. Перед ними все равны: и руководители, и подчиненные. н. ПЛОХИХ, адвокат городской юридической консультации. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР . ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА МАРТ ВЕСНА НЕ Февраль этого года имел свои отличительные черты: длитель ные оттепели и большое коли чество осадков. Аналогичная теплая погода с таянием снега и льда отмеча лась в 1961 году, а такого количества осадков не было в ТОРОПИТСЯ течение последних 30 лет. Первый весенний месяц не принес ожидаемого значи тельного потепления. После длительных февральских отте пелей наступило похолодание, которое продлится более поло вины марта. При этом ночные температуры в пределах 8— 14 градусов мороза. а в отдельные ночи понизятся до минус 20 . Днем 2— 7 градусов ниже нуля, лишь к концу ме сяца дневные температуры по высятся до оттепелей. Осадков выпадет меньше нормы. Основное их количество ожидается в первой половине марта. А. СОЛОДКО, начальник гидрометеостанции г. Ельца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz