Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
« К Р А С Н О Е ЗНАМЯ » @ 26 февраля 1977 года ф 3 стр. ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ Богатство Дмитриева —С чего начнем?—обратился ко мне мой собеседник, сле сарь-наладчик завода «Эльта» Александр Владимирович Дмитриев. Мы договорились с ним о том, что он покажет свою лич ную библиотеку. Действитель но, с чего же начать? На меня смотрели сотни книг, одетых в переплеты с замысловатыми рисунками и узорами. —Моя коллекция разбита н= несколько разделов, — сказал Александр Владимирович. — Здесь, например, серия «Жизнь замечательных людей». Он положил передо мной стопку книг, попутно рассказы вая о каждой. Это была лите ратура о жизни и творчестве художников Ренуара, Леонар до да Винчи, Брейгеля, Тулуз- Лотрека, русских писателей и поэтов. Об одном только А . С . Пушкине у него подобрано 20 книг. И каждая представляет огромный интерес. Немало и других произведений, из кото рых можно многое узнать об истории русской литературы и ее творцах. Рядом с серией «Жизнь за мечательных людей» располо жились полные собрания ста ринных сочинений западных и русских авторов. Они принад лежат перу Г. Успенского, В. Немировича - Данченко, А . Пушкина, Г. Гейне, Дж . Бай рона, В. Шекспира и других ма стеров слова мировой литера туры. Ряд изданий рассказывает о судьбе книг, об их собирате лях, Имеются старые записи о книголюбах и их встречах. Взять, к примеру, «Записки старого книжника». Речь идет о торговце уникальными изда ниями Ф . Г. Шилове. Он один из тех, кто заложил основу библиотек имени В. И. Ле нина и Салтыкова-Щедрина, Ака демии наук СССР и Пушкин ского дома. Отдельные произведения на книжной полке А. Дмитриева являются редкостными. По темнел от времени первый экземпляр книги «Чернец». Ее автор русский поэт Иван Ива нович Козлов (1779— 1840 гг.) не каждому известен. Он со здал свое произведение в 1825 году, через четыре года после того, как ослеп. Или взять тво рение английского писателя С. Ричардсона «Памела или вознагражденная доброде тель». Произведению 180 лет. Этой книгой Самюэл Ричард сон положил начало буржуаз ному семейно - бытовому ро ману. где подверг острой кри тике нравы дворянства. ...Лю^ов». к книге у Дмитри ева проявилась рано. Ему еще не Дыло пяти лет, а он уже умел читать. Этому маленького Сашу научил его отец, работ ник завода тракторных гидро агрегатов Владимир Яковле вич Дмитриев. Он тоже боль шой книголюб. Свою страсть к литературе и сыну передал, научил его ценить книгу — ис точник знания. От простого увлечения кни- гами, которые Александр в дет стве читал просто запоем, он перешел к самостоятельному изучению истории русской ли тературы. Можно сказать, стал исследователем в этой области. Для него уже мало знать со держание попавшего к нему произведения. Не один час свободного времени он по свящает поиску, стараясь со брать больше нового об авто рах книг, глубже заглянуть в их жизнь и творчество. Александр хочет не просто видеть перед собой образы, созданные, ска жем, гением русской поэзии А. С . Пушкиным, но и жаждет узнать, познакомиться с тем, как трудился поэт, как рожда лись его герои. Все до под робностей. А. Дмитриев поддерживает связь с десятками книголюбов, живущих в различных концах страны, и работниками букини стических магазинов. Перепи сывается с ними. Его часто приглашают на встречи книго любов, которые проходят в Москве, Воронеже и других го родах СССР . Постоянное увлечение книгой, этим источником мудрости и знаний, позволяет Александру Владимировичу расширять свой кругозор, развивать эруди цию, духовно расти. Именно духовно. Ведь не хлебом еди ным живет современный ра бочий. А . Дмитриев может часами рассказывать много интерес ного о судьбе своих книг, об их создателях, об истории род ного края, о литературе оте чественной, зарубежной. Личная библиотека А. Дмит риева по существу стала об щественной. Многие ельчане, товарищи по работе, просто знакомые пользуются его ли тературным богатством. Растет число посетителей личной библиотеки рабочего, а это значит, что пополняется армия читателей в нашей стране, которая по данным журнала «ЮНЕСКО» является самой читающей страной в мире. А. МЕЛЬНИКОВ. КУРОРТНЫЙ РОМАН — Хватит, пора с этим покон чить. Всякий роман, как бы он ни был хорош, должен иметь конец. Да и годы уже не те. А как славно и неожиданно все началось. Я закрыл глаза и, закинув ноги на край стола, начал рас качиваться на задних ножках стула. — Сухуми. Дом отдыха. Солнце. Море. Свет. Много све та. Кругом экзотичная зеЛень. Горы. Душа так и просит чего- нибудь необыкновенного. А вино! Ах, какое вино! Оно кру жило голову. Мысли пенились. Кровь закипала. Жена до сих пор не догадывается, что со мной было. Ах, что было! Эти бесконечно короткие три года. Три года я упивался счастьем приобщения к прекрасному. А сколько раз я пытался порвать все. Я действительно рвал, но потом... — А что, если молва пойдет? Прославят, ей-ей прославят. На работе проходу не дадут. Но я не боюсь. Конечно, жена узнает, разговор будет. Как мог? Когда? Где? А ведь, если бы тогда не зашел на почту за бумагой, ничего бы не получи лось. Нет, надо прислушаться к голосу разума и пора на этом ставить точку. Рецензент солидного журна ла, куда я отправил свой ро ман, сообщил, что находит мою вещь довольно-таки оригиналь ной, но слишком объемной. Читатели сейчас дорожат вре менем. Хотя форма обращения ко мне была чрезвычайно друже любной, выражение «вещь до вольно-таки» покоробило меня. Тем не менее, скрипя пером, я резецировал несколько пей зажных зарисовок, занимав ших почти пятьдесят страниц. Прокрустированную рукопись я отправил в другой журнал. Получив ее назад, я уже не удивился, что они нашли слиш ком растянутыми и натурали стичными любовные сцены. Набросив на отношения ге роев несколько фиговых ли сточков и оборвав их кое-где на полуслове, я выкроил из творения одну повесть и два юмористических рассказа. Следующий адресат еще раз упрекнул меня за многословие в рассказе и обилие второсте пенных лиц. Я учел пожела ние и разогнал всех знако мых и родственников, оста вив героев одних в трехком натной кооперативной кварти ре с бутылкой шампанского. Когда я раскрыл тощий кон верт с возвращенным из сле дующей редакции романом, я нашел обрывок от бумажной салфетки. На нем нетвердой рукой, но с выражением неиз менного и глубокого уважения указывалось мне, что молодые, еще не женатые влюбленные, одни, без родственников и вдруг в трехкомнатной коопе ративной квартире? Нонсенс. Не типично. Шампанское из моего романа почему-то пропа ло. «Видимо, товарищ тонко намекает мне, что у нас алко гольная пропаганда запреще на», — догадался я. Мне стало стыдно. Но, пере силив себя, я отобрал у влюб ленных незаконно полученную квартиру и выпроводил их на улицу. Вместе с жилплощадью и брызгами шампанского, пре дусмотрительно уничтоженного рецензентом, испарились по следние два десятка предло жений. Я свернул оставшийся роман солдатским треугольником, прилепил марку и бросил в почтовый ящик. Вынося мусор из корзины, я обратил внимание на забор вокруг площадки с контейнера ми. На нем полуметровыми буквами было написано: «Сте п а+ К а тя= любовь». У меня не было после этого никаких сомнений, что литера турные критики набросятся на меня, обвиняя в плагиате. Денис ЭВЛИДИЙ. « К /г о в о ш е л н а с м е р т ь и м я ж и з н и » О подвигах советских людей, боевых и трудовых, написано много. И все-таки с радостью встречаешь новую книгу о них. Это сборник очерков Георгия Осипова «Товарищ Т.». (Москва, «Известия» 1976 г.). В очерке «Таинственный 5 а—V е» запе чатлен образ бойца за совет скую власть Александра Алек сандровича Вермишева, отдав шего делу революции свои та ланты писателя, юриста, изоб ретателя. В 1906 г. в камере политиче ской тюрьмы «Кресты» он на писал одну из первых в исто рии русской драматургии рево люционных пьес «За правдой» о событиях Кровавого воскре сенья. Она стала художествен ной иллюстрацией к словам В. И. Ленина о 9 января, как о дне, когда была расстреляна ве ра рабочих в царя. Пьесу он издал на собствен ные средства в частной типо графии. чтобы обойти цензуру, но против автора возбудили су дебное дело, обвиняя его в подстрекательстве к «заведомо бунтовщическим деяниям». Пьеса вместе с произведениями Маркса, Энгельса, Лафарга, Пле ханова, Ленина, Льва Толстого, Луначарского попала в список запрещенных изданий, автор — в Шлиссельбургскую крепость. В стихотворениях А. Верми шева громко звучит протест против насилия. Его девиз— «бороться, чтобы жить и жить, чтобы бороться, свою же жизнь, свою борьбу продлить». Обстановка в стране требова ла создания нового, подлинно революционного театра. «Рево люция любит театр, и в рево люционное время он оживляет ся и расцветает», — писал жур нал «Вестник театра». Но новых пьес, отражающих революционную действитель ность, еще не было. Политуправ ление Петроградского воен ного округа объявило конкурс на лучшую пьесу о гражданской войне. Конечно, Вермишев при нял в нем участие. Так роди лась «Красная правда», одна из первых советских пьес о классовой борьбе в деревне, о кулаках, ставших опорой белым войскам, о Красной Армии, му жественно защищающей завое^ вания Октября. «Красная правда» агитацион на, но в ней широко и подроб но воспроизведена и бытовая обстановка. Это отметил и оце нил М. Горький: «Не мелодра ма, а бытовая агитационная пьеса на современную тему». 31 августа 1919 г. Александр Вёрмишев, комиссар осо бого запасного батальона, и его бойцы ушли с репетиции «Крас ной правды» в бой с мамонтов- цами за «красную правду». Ока зались пророческими стихи ко миссара: «Во имя жизни насмерть он стоял. Сраженный пулей вражеской, он пал На боевом посту, но гибелью своей Он возвестил начало новых дней Без рабства, без цепей». А по фронтовым и красноар мейским театрам страны шла триумфальным маршем «Крас ная правда». Премьера ее со стоялась в ноябре 1919 года в Петроградском • Героическом театре. Ее ставили театры Моск вы, Кронштадта, Пензы, Сара това. На окраине Ростова еще шли бои с белыми частями, а в теат ре уже готовили пьесу для красноармейцев. Народный ар тист Бабочкин писал по этому поводу: «Как живой свидетель, я подтверждаю, что агитацион ный успех пьесы был громад ным... в конце спектакля возни кали овации, сила которых те перь уже забыта...» В Саратове по окончании спектакля «зрители... в едином порыве поднялись со своих мест и запели «Интернационал». Очерк Георгия Осипова дает обаятельный образ рыцаря трех революций, верного своей при сяге красноармейца: «Не уступлю я знамя дорогое, Не уроню скрижаль всемирных грез, Не посрамлю я имя боевое, Не оскверню народных чистых слез». В. АНИКЕЕВА, работник областной б и б п и ь т а и и .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz