Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)
« К Р А С Н О Е ЗНАМ Я » ® 8 февраля 1977 года ® 2 стр. Коллектив завода тракторных гидооагрегатов выполнил январ ский план кооперативных поставок Харьковскому тракторному за воду. В этом есть немалая заслуга фрезеровщика второго механо сборочного цеха комсомольца Геннадия Киселева. Молодой про изводственник обрабатывает шток цилиндра Ц-151. При норме 110 деталей он изготавливает в смену на 10— 16 штук больше. Этот небольшой задел позволяет сборщикам гидроузлов трудиться с высокими темпами, досрочно выполнять задания. Фото А. БО Е В А . АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА ПУТЬ УКАЗАЛО КИНО Тому более четверти века прошло. В годы послевоенного восстановления «появился на карте» завод «Прожекторные угли». Первой продукцией его электроугольного профиля бы- ли угольные столбы. А пер вым, кто из ельчан прикоснул ся подушечками своих паль цев к этим деликатным издели ям, была розовощекая, жизне радостная девушка. Вера. Вера Касторных. Вера Марковна Булавина. Однажды на завод приш ло письмо: объявился новый потребитель столбов. Просьбу уважили, и посылка с сотней изделий ушла. А вскоре нель зя было не посмеяться. Оказа- | лоеь, наши угольные столбы намеревались... вкопать в зем лю. Да, конечно, техническая некомпетентность. Но ведь и вправду — много ли знает не посвященный человек об элект- троугольных изделиях! А меж ду тем они в наш век бук вально повсюду: от электриче ской бритвы и пылесоса до современной техники. Щетки. Угли. Контакты. Аноды. Уплотнительные коль ца. Самосмазывающиеся под шипники. Мембраны. Плаети- | ны. Диски.' Цоколи. Порош- . ки. Термопары... Однако речь о столбах, и р оговоримся сразу: столб — это ! не стержень, как каждый пред- ! ставляет себе понятие «столб». $ Столб в работе — это «живое», пульсирующее сердце автомати- ' ческого регулятора напряжения ; и тока. Столб —это электриче- < ское сопротивление. Но соп ротивление демпфирующее: е непостоянное, изменяющееся, : приспосабливающееся, реаги рующее. В системе регулято- 5 ра самонастраивающееся на ! оптимальный режим. ! Появлению угольных столбов на свет предшествуют многие операции классической элект- роугольной технологии. Но рождаются они на сборке. Выра жаясь фигурально: девушки- сборщицы—их повивальные баб ки. Каждая профессия выдви гает свои требования. Одна— способность к мгновенной ре акции, другая — физические данные, третья — музыкаль ную ритмику движений... Профессия сборщицы уголь ных столбов требует исключи тельной сосредоточенности, от ключения от внешних раздражи телей. Еще острого зрения. Еще личной гигиены — потли вость рук исключается. Но, пожалуй, самое главное — от сутствие эмоций — невозмути мость, терпение. Характеристики каждого типа столбов жестко оговорены. Методики снятия данных—то же. Но выше уже было ска зано, что столбы неустойчивы. Они непостоянны — «плывут», «сдвигаются», «восстанавлива ются», снова «сползают». Они, как настроение человека: то сговорчив, то нервничает, то придет в себя. А все пото му, что столб, хотя и еди ница — он же комплект. Угольный столб популярно— это стопка тонюсеньких плас- тинок-шайб. Электрический ток проходит по столбу от шайбы к шайбе. Мостики-кон такты случайны, неоднородны... Сожми — они сомкнутся— сопротивление упадет. Отпус ти — раздвинутся, контактов станет меньше — сопротивле ние восстановится, но... не аб= солютно — чуть больше, чуть меньше. Однако это «чуть» не должно никогда перейти гра ницы. В комнате с широкими окна ми на южную сторону, за длинными столами, на высоких табуретах сидят неразговорчи А. САКЕЛЛАРИ С Л Е Д ОЧЕРК вые, миловидные девушки. Одни, склонив головы, будто неторопливые птицы, по одно му зернышку-шайбе рассмат ривают их. Другие, набрав на стерженек, смотрят «на про свет», вставляют столбик-стопку в испытательную установку. Двигаются ползунки реостатов. Сухо пощелкивают переклю чатели. Беззвучно колеблются стрел ки приборов - вольтметров, амперметров, индикаторов. Иногда прошелестят слова, по нятные только посвященным: «верх», «низ», «кратность», «деформация», «холодное», «горячее», «обратный ход»... Сборочное отделение. Свы ше двадцати лет Вера Марков на была «первой скрипкой» этого негромкого, минорного женского «оркестра». Два де сятка лет вела «первую пар тию». Была пионером освое ния, инициатором саратов ского метода. Была приме ром. Была старшим товари щем и наставником молодых, в том числе и девчушки-подрост ка Гали Афониной — Галины Гавриловны Фалиной, вырос шей за эти годы до начальни ка своего Первого цеха. Бежит время... цветущая девушка пя тидесятых, сборщица Вера ста ла недавно бабушкой. У стар шей дочери Люси — кстати, она работает здесь же испыта телем углей в физической ла боратории — появилась своя дочурка. На пороге —пятьдесят—пен сионный возраст. Уже не сколько лет Вера Марковна на другой работе — сейчас на вы рубном прессе. —Какая уж сборщица в очках! Работа такая, — задумавшись, говорит она. — Вот вы думае те, я спокойная... Нет. И я пе реживала. Бывает, два—три дня готовишь партию 200 штук, а предъявишь, случится трещин ку найдут, или деформация на полсотки выскочит, а то крат ность шайб подведет... Мало, что всю партию перепроверять бесплатно. Стыдно. А виду по казывать нельзя. Хорошо, у нас такой уговор: одной вер нут — все на помощь — и в обед, и после работы... Да, время бежит, но комму нист Вера Марковна Булавина живет напряженной жизнью цеха и завода. Она в партий ной комиссии по контролю деятельности администрации по снижению себестоимости. Аги татор. Член цеховой комиссии по культуре. —Настоящий коммунист,—го ворит о ней секретарь партбю ро завода В. П. Дунаев, — на таких, как Булавина, держится устойчивая работа передово го Первого цеха. Всю свою сознательную жизнь она про стая, скромная, в общем-то, малоприметная работница... —Я счастлива, — утверждает Вера Марковна и, разговорив шись, вспоминает: — Кончила семилетку я во второй школе (аттестат зрелости получила потом, в вечерней). Жили мы тогда рядом с элементным за водом. Мимо наших окон каж дое утро шли рабочие в за водскую проходную. Верите ли, как мне тогда хотелось Фа- гать с ними: вынуть из кар машка пропуск, подойти к сво ему станку. Не сразу, а мечта моя сбылась. Не подумайте только, что это я задним чис лом... Нет, и тогда, и потом хо тела я быть простой работни цей. Рядовой — как все. Я довольна своей судьбой. Не представляю, как жить от дельно от людей. Пусть до сих пор я тревожусь за цех, за на шу общую работу, за шайбы и столбы — ведь здесь у меня другая семья, и в ней мои за душевные подруги —Оля Фро лова, Юля Черных — всем мы делимся между собой: весе лым и печальным. Вместе пе реживаем, радуемся, совету емся, мечтаем. Я очень хорошо понимаю, как это много — свой коллектив — большая, родная, близкая семья... А то еще: увидишь — высо ко-высоко ясная точечка дви жется — светлый след в небе оставляет, и задумываешься: ведь и наш труд вливается в общий труд республики, помо гает осуществлять заветные мечты человечества. И на душе становится хорошо. Я хочу рассказать об одном уже немолодом человеке, ельчанине, за плечами которого — трудная жизнь. Долгие го ды, с самых детских лет, не смотря на приходившие иног да сомнения, носил он на шее истертый латунный крестик. Сейчас крестик с оборванной тесемкой лежит в столе. Ког да этого человека спросили: «Что же послужило последним, как говорится, толчком к от ходу от религии?», он ответил коротко, но очень определенно: «Кино». Оказывается, совсем случай но ему довелось увидеть фильм, поставленный по повес ти Владимира Тендрякова «Чу дотворная». События, о кото рых рассказывалось в картине, во многом перекликались с тем, что пришлось пережить этому человеку в детстве. Его потрясло мужество малень кого безбожника Родьки Гуля ева, который вступил в бой с темной силой вековых тради ций. И вот вновь, уже сознатель но, встал перед верующими вопрос, на который ответил фильм: «Так ли уж человеко любива религия?» Я рассказала случай этот для того, чтобы показать важность кино в атеистической пропа ганде. Конечно, ни один фильм не сделает человека сразу ате истом. Но он заставляет зрите ля размышлять, сопоставлять правду жизни с правдой ис кусства, правильно оценивать события. А если верующий че ловек начинает думать—вера его неизбежно рушится. Церковь всегда стремилась использовать в своих интересах эстетические потребности лю дей. Система эмоционального воздействия сохранилась и по сей день: в театральности бо гослужения, в проникновен ном звучании церковных хо ров, в продуманности религи озных обрядов. Мы должны противопоставить церкви не только логически убедитель ную, но и эмоционально до ходчивую пропаганду. И здесь трудно переоценить значение искусства кино. В настоящее время в прокате находится немало советских и зарубежных фильмов атеисти ческого направления. Огром ную пользу приносят доку ментальные, научно - популяр ные фильмы. Сейчас редкий атеистический вечер проходит без показа ки нофильма. Однако организато ры вечеров не всегда умело подбирают иллюстрированный материал. Нередко лекции, по священные 1<ритике идеологии мусульманства, заканчиваются фильмами, разоблачающими ка толиков. Для того. чтобы не допускать подобных ошибок, педагогам, пропагандистам, работникам клубов и проката нужно подбирать фильмы стро го по имеющемуся каталогу. Религия все еще находит жертвы в стране, и в частности в нашем городе. Вырваться из цепей религии, найти дорогу из мрака во многом помогают атеистические фильмы. Вот уже третий год при ки нотеатре «Прожектор» работа ют киноклуб «Атеист» и универ ситет «Здоровье». Члены общества «Знание» чи тают лекции, после чего де монстрируются художествен ные, хроникально - докумен тальные, научно - популярные кинокартины. Например, по те ме «Как человек создал бога», демонстрировался фильм «Божьи свидетели», по теме «Наука и производство» — фильм «Здравствуй, атом!», по теме «Наука и здоровье чело века» — фильм «Сновидение». Занятия в клубе проходят два раза в месяц. Посещать его могут все желающие. В 1973— 1974 годах киноклуб «Атеист» существовал при та бачной фабрике. Партийной и профсоюзной организациям на предприятии и нам, работникам кинофикации, нужно возобно вить работу этого клуба. В Постановлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» го ворится о том, что некоторые партийные руководители «при миренчески относятся к пере житкам прошлого в сознании людей». Мне кажется, что всем партийным, профсоюзным и комсомольским организациям города нужно обратить на ука зание партии особое внимание, развивать атеистическую про паганду. И, как одну из ее форм, шире использовать ки ноискусство. Л. КОТЛЯРОВА. заместитель директора кинотеатра «Россия». Ленинградская область. «От высокого качест ва работы каждого — к высокой эффективности труда коллектива» -г- под таким девизом с первых дней 1977 года трудятся эксплуатацион ники Ленинградской атомной электростанции имени В- И. Ленина. Досрочно выполнив произ водственное задание первого года десятой пяти летки, они 1 &ШИЛИ также успешно завершить 1977 год. С момента пуска ЛАЭС выработала более 20 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. На снимке: блочный щит управления ЛАЭС. Фото О. Пороховникова (Фотохроника ТАСС)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz