Красное знамя. 1977 г. (г. Елец)

« К Р А С Н О Е ЗНАМ Я » ® 8 февраля 1977 года ® 2 стр. Коллектив завода тракторных гидооагрегатов выполнил январ­ ский план кооперативных поставок Харьковскому тракторному за­ воду. В этом есть немалая заслуга фрезеровщика второго механо­ сборочного цеха комсомольца Геннадия Киселева. Молодой про­ изводственник обрабатывает шток цилиндра Ц-151. При норме 110 деталей он изготавливает в смену на 10— 16 штук больше. Этот небольшой задел позволяет сборщикам гидроузлов трудиться с высокими темпами, досрочно выполнять задания. Фото А. БО Е В А . АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА ПУТЬ УКАЗАЛО КИНО Тому более четверти века прошло. В годы послевоенного восстановления «появился на карте» завод «Прожекторные угли». Первой продукцией его электроугольного профиля бы- ли угольные столбы. А пер­ вым, кто из ельчан прикоснул­ ся подушечками своих паль­ цев к этим деликатным издели­ ям, была розовощекая, жизне­ радостная девушка. Вера. Вера Касторных. Вера Марковна Булавина. Однажды на завод приш­ ло письмо: объявился новый потребитель столбов. Просьбу уважили, и посылка с сотней изделий ушла. А вскоре нель­ зя было не посмеяться. Оказа- | лоеь, наши угольные столбы намеревались... вкопать в зем­ лю. Да, конечно, техническая некомпетентность. Но ведь и вправду — много ли знает не­ посвященный человек об элект- троугольных изделиях! А меж­ ду тем они в наш век бук­ вально повсюду: от электриче­ ской бритвы и пылесоса до современной техники. Щетки. Угли. Контакты. Аноды. Уплотнительные коль­ ца. Самосмазывающиеся под­ шипники. Мембраны. Плаети- | ны. Диски.' Цоколи. Порош- . ки. Термопары... Однако речь о столбах, и р оговоримся сразу: столб — это ! не стержень, как каждый пред- ! ставляет себе понятие «столб». $ Столб в работе — это «живое», пульсирующее сердце автомати- ' ческого регулятора напряжения ; и тока. Столб —это электриче- < ское сопротивление. Но соп­ ротивление демпфирующее: е непостоянное, изменяющееся, : приспосабливающееся, реаги­ рующее. В системе регулято- 5 ра самонастраивающееся на ! оптимальный режим. ! Появлению угольных столбов на свет предшествуют многие операции классической элект- роугольной технологии. Но рождаются они на сборке. Выра­ жаясь фигурально: девушки- сборщицы—их повивальные баб­ ки. Каждая профессия выдви­ гает свои требования. Одна— способность к мгновенной ре­ акции, другая — физические данные, третья — музыкаль­ ную ритмику движений... Профессия сборщицы уголь­ ных столбов требует исключи­ тельной сосредоточенности, от­ ключения от внешних раздражи­ телей. Еще острого зрения. Еще личной гигиены — потли­ вость рук исключается. Но, пожалуй, самое главное — от­ сутствие эмоций — невозмути­ мость, терпение. Характеристики каждого типа столбов жестко оговорены. Методики снятия данных—то­ же. Но выше уже было ска­ зано, что столбы неустойчивы. Они непостоянны — «плывут», «сдвигаются», «восстанавлива­ ются», снова «сползают». Они, как настроение человека: то сговорчив, то нервничает, то придет в себя. А все пото­ му, что столб, хотя и еди­ ница — он же комплект. Угольный столб популярно— это стопка тонюсеньких плас- тинок-шайб. Электрический ток проходит по столбу от шайбы к шайбе. Мостики-кон­ такты случайны, неоднородны... Сожми — они сомкнутся— сопротивление упадет. Отпус­ ти — раздвинутся, контактов станет меньше — сопротивле­ ние восстановится, но... не аб= солютно — чуть больше, чуть меньше. Однако это «чуть» не должно никогда перейти гра­ ницы. В комнате с широкими окна­ ми на южную сторону, за длинными столами, на высоких табуретах сидят неразговорчи­ А. САКЕЛЛАРИ С Л Е Д ОЧЕРК вые, миловидные девушки. Одни, склонив головы, будто неторопливые птицы, по одно­ му зернышку-шайбе рассмат­ ривают их. Другие, набрав на стерженек, смотрят «на про­ свет», вставляют столбик-стопку в испытательную установку. Двигаются ползунки реостатов. Сухо пощелкивают переклю­ чатели. Беззвучно колеблются стрел­ ки приборов - вольтметров, амперметров, индикаторов. Иногда прошелестят слова, по­ нятные только посвященным: «верх», «низ», «кратность», «деформация», «холодное», «горячее», «обратный ход»... Сборочное отделение. Свы­ ше двадцати лет Вера Марков­ на была «первой скрипкой» этого негромкого, минорного женского «оркестра». Два де­ сятка лет вела «первую пар­ тию». Была пионером освое­ ния, инициатором саратов­ ского метода. Была приме­ ром. Была старшим товари­ щем и наставником молодых, в том числе и девчушки-подрост­ ка Гали Афониной — Галины Гавриловны Фалиной, вырос­ шей за эти годы до начальни­ ка своего Первого цеха. Бежит время... цветущая девушка пя­ тидесятых, сборщица Вера ста­ ла недавно бабушкой. У стар­ шей дочери Люси — кстати, она работает здесь же испыта­ телем углей в физической ла­ боратории — появилась своя дочурка. На пороге —пятьдесят—пен­ сионный возраст. Уже не­ сколько лет Вера Марковна на другой работе — сейчас на вы­ рубном прессе. —Какая уж сборщица в очках! Работа такая, — задумавшись, говорит она. — Вот вы думае­ те, я спокойная... Нет. И я пе­ реживала. Бывает, два—три дня готовишь партию 200 штук, а предъявишь, случится трещин­ ку найдут, или деформация на полсотки выскочит, а то крат­ ность шайб подведет... Мало, что всю партию перепроверять бесплатно. Стыдно. А виду по­ казывать нельзя. Хорошо, у нас такой уговор: одной вер­ нут — все на помощь — и в обед, и после работы... Да, время бежит, но комму­ нист Вера Марковна Булавина живет напряженной жизнью цеха и завода. Она в партий­ ной комиссии по контролю деятельности администрации по снижению себестоимости. Аги­ татор. Член цеховой комиссии по культуре. —Настоящий коммунист,—го­ ворит о ней секретарь партбю­ ро завода В. П. Дунаев, — на таких, как Булавина, держится устойчивая работа передово­ го Первого цеха. Всю свою сознательную жизнь она про­ стая, скромная, в общем-то, малоприметная работница... —Я счастлива, — утверждает Вера Марковна и, разговорив­ шись, вспоминает: — Кончила семилетку я во второй школе (аттестат зрелости получила потом, в вечерней). Жили мы тогда рядом с элементным за­ водом. Мимо наших окон каж­ дое утро шли рабочие в за­ водскую проходную. Верите ли, как мне тогда хотелось Фа- гать с ними: вынуть из кар­ машка пропуск, подойти к сво­ ему станку. Не сразу, а мечта моя сбылась. Не подумайте только, что это я задним чис­ лом... Нет, и тогда, и потом хо­ тела я быть простой работни­ цей. Рядовой — как все. Я довольна своей судьбой. Не представляю, как жить от­ дельно от людей. Пусть до сих пор я тревожусь за цех, за на­ шу общую работу, за шайбы и столбы — ведь здесь у меня другая семья, и в ней мои за­ душевные подруги —Оля Фро­ лова, Юля Черных — всем мы делимся между собой: весе­ лым и печальным. Вместе пе­ реживаем, радуемся, совету­ емся, мечтаем. Я очень хорошо понимаю, как это много — свой коллектив — большая, родная, близкая семья... А то еще: увидишь — высо­ ко-высоко ясная точечка дви­ жется — светлый след в небе оставляет, и задумываешься: ведь и наш труд вливается в общий труд республики, помо­ гает осуществлять заветные мечты человечества. И на душе становится хорошо. Я хочу рассказать об одном уже немолодом человеке, ельчанине, за плечами которого — трудная жизнь. Долгие го­ ды, с самых детских лет, не­ смотря на приходившие иног­ да сомнения, носил он на шее истертый латунный крестик. Сейчас крестик с оборванной тесемкой лежит в столе. Ког­ да этого человека спросили: «Что же послужило последним, как говорится, толчком к от­ ходу от религии?», он ответил коротко, но очень определенно: «Кино». Оказывается, совсем случай­ но ему довелось увидеть фильм, поставленный по повес­ ти Владимира Тендрякова «Чу­ дотворная». События, о кото­ рых рассказывалось в картине, во многом перекликались с тем, что пришлось пережить этому человеку в детстве. Его потрясло мужество малень­ кого безбожника Родьки Гуля­ ева, который вступил в бой с темной силой вековых тради­ ций. И вот вновь, уже сознатель­ но, встал перед верующими вопрос, на который ответил фильм: «Так ли уж человеко­ любива религия?» Я рассказала случай этот для того, чтобы показать важность кино в атеистической пропа­ ганде. Конечно, ни один фильм не сделает человека сразу ате­ истом. Но он заставляет зрите­ ля размышлять, сопоставлять правду жизни с правдой ис­ кусства, правильно оценивать события. А если верующий че­ ловек начинает думать—вера его неизбежно рушится. Церковь всегда стремилась использовать в своих интересах эстетические потребности лю­ дей. Система эмоционального воздействия сохранилась и по сей день: в театральности бо­ гослужения, в проникновен­ ном звучании церковных хо­ ров, в продуманности религи­ озных обрядов. Мы должны противопоставить церкви не только логически убедитель­ ную, но и эмоционально до­ ходчивую пропаганду. И здесь трудно переоценить значение искусства кино. В настоящее время в прокате находится немало советских и зарубежных фильмов атеисти­ ческого направления. Огром­ ную пользу приносят доку­ ментальные, научно - популяр­ ные фильмы. Сейчас редкий атеистический вечер проходит без показа ки­ нофильма. Однако организато­ ры вечеров не всегда умело подбирают иллюстрированный материал. Нередко лекции, по­ священные 1<ритике идеологии мусульманства, заканчиваются фильмами, разоблачающими ка­ толиков. Для того. чтобы не допускать подобных ошибок, педагогам, пропагандистам, работникам клубов и проката нужно подбирать фильмы стро­ го по имеющемуся каталогу. Религия все еще находит жертвы в стране, и в частности в нашем городе. Вырваться из цепей религии, найти дорогу из мрака во многом помогают атеистические фильмы. Вот уже третий год при ки­ нотеатре «Прожектор» работа­ ют киноклуб «Атеист» и универ­ ситет «Здоровье». Члены общества «Знание» чи­ тают лекции, после чего де­ монстрируются художествен­ ные, хроникально - докумен­ тальные, научно - популярные кинокартины. Например, по те­ ме «Как человек создал бога», демонстрировался фильм «Божьи свидетели», по теме «Наука и производство» — фильм «Здравствуй, атом!», по теме «Наука и здоровье чело­ века» — фильм «Сновидение». Занятия в клубе проходят два раза в месяц. Посещать его могут все желающие. В 1973— 1974 годах киноклуб «Атеист» существовал при та­ бачной фабрике. Партийной и профсоюзной организациям на предприятии и нам, работникам кинофикации, нужно возобно­ вить работу этого клуба. В Постановлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» го­ ворится о том, что некоторые партийные руководители «при­ миренчески относятся к пере­ житкам прошлого в сознании людей». Мне кажется, что всем партийным, профсоюзным и комсомольским организациям города нужно обратить на ука­ зание партии особое внимание, развивать атеистическую про­ паганду. И, как одну из ее форм, шире использовать ки­ ноискусство. Л. КОТЛЯРОВА. заместитель директора кинотеатра «Россия». Ленинградская область. «От высокого качест­ ва работы каждого — к высокой эффективности труда коллектива» -г- под таким девизом с первых дней 1977 года трудятся эксплуатацион­ ники Ленинградской атомной электростанции имени В- И. Ленина. Досрочно выполнив произ­ водственное задание первого года десятой пяти­ летки, они 1 &ШИЛИ также успешно завершить 1977 год. С момента пуска ЛАЭС выработала более 20 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. На снимке: блочный щит управления ЛАЭС. Фото О. Пороховникова (Фотохроника ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz