Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 2 ноября 1976 года 3 стр. Д лт и л ет ж са . У ж ит е л ь . К & -ч е ст в о , ОЖИВАЮТ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Качество урока... От каких слагаемых зависит оно? Мож но говорить о подготовленно сти класса к изучению нового материала, о наглядности и тех нических средствах обучения. О дисциплине учеников и на учном уровне информации учи теля. Об умении учащихся са мостоятельно мыслить. О про блеме интереса. В конечном же счете речь пойдет об учителе. Все зависит от него — от ка чества его знаний, его педаго гического чутья и умения. ...На урок истории в 4-м классе СШ Л'Ь 23 прихожу за ранее Сажусь за последнюю парту, внимательно оглядыва юсь вокруг. Все говорит о том, что это не просто класс, а ка бинет истории. На стенах порт реты наших славных предков. В шкафах школьный фильмо- фонд, масса наглядных посо бий. Исторические карты по теме урока на специальных приспособлениях могут быть передвинуты по желанию учи теля. Плакат и картины, зага дочно пока обращенные лицом к доске. На столике поблески вает киноаппарат. На доске запись: тема урока «Раз гром немецких рыцарей» и уз ловые вопросы. Еще минута — и класс по лон шумливых, разгоряченных беготней ребят, таких далеких от проблем X I I I века! А имен но туда должна увести их се годня преподаватель истории Н. П. Жуковская. История — наука. Не сказ ка. Язык ее документален и потому для детского уха — сух. И если учитель не увлечет, не заставит работать не только ум. память, но и воображение десятилетнего ребенка, — исто рия останется лишь бледной тенью прошлого. Тенью, кото рая растает, не оставив следа. Урок начинается с повторе ния прошлого материала. Уче ники рассказывают о Куликов ской битве. Все как обычно: находят на карте Киевскую Р усь , объясняют, кто такие татаро-монголы, говорят о княжеских распрях... Не очень активны, не особенно сосредо точенны. И по сторонам по глядывают, и вертятся не множко. И вдруг все в настрое класса .меняется. Мальчики тянут ру ки, желая дополнить отвечаю щих. Какие живые интонации, какие яркие подробности, с каким воодушевлением излага ется встреча-поединок Пере- света с Челубеем перед нача лом битвы! Какую «пружинку» нажал учитель? Он повернул лицом к ученикам картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», известную им по прошлому уроку. И картина разбудила дремавшее воображение, эмо ции, память о пережитом на том уроке волнении. Еще раз обращаются взоры на стенной портрет, где Дмит рий Донской в шлеме смотрит воинственно и .мудро. Ребята живо, как о событиях недавних, рассказывают про ельчан. что принимали участие в Ку.чиков- ской битве, вспоминают, что поле Куликово совсем близко: всего в каких-то 80 километрах. И про сигналы тревоги, что высоко поднимались столбом дыма над полями и лесами. И о зверствах врага. Хорошо от вечают на вопросы, почему та таро-монголам удалось поко рить большую часть Р уси и по чему удалось победить их на Куликовом поле. Мальчик ста рательно вычерчивает на дос ке схему расположения войск, сошедшихся па кровавый бой. Изучается новая тема. И в том, как строится это изуче ние. я вижу глубокое понима ние учителем возрастной психо- .чогии своих учеников. Все как обычно: рассказ учителя по плану, записанному на доске, обращение к карте... Но инто нации учителя завораживают: так рассказывают былины и сказки. Читает получившая опе режающее задание ученица от рывок из поэмы Симонова «Ледовое побоище» — ребята затаили дыхание. Теперь уже с особым вни.манием рассматри вают портрет Александра Яро славина, который разбил шве дов и получил имя Невского. Гордое, прекрасное лицо. Оживление охватывает класс, когда еще одни плакат повора чивается к ним лицом. Он ри сует расположение войск на Чу'дском озере. Черная краска — тяжело вооруженные немец кие рыцари, красная — рус ские воины. Преимущества рус ского военного строя вызы вают у ребят восхищение. В конце урока они, жести кулируя и горячась, будут рассказывать, как гибла вра жеская сила под натиском сме лых русских воинов. Они пра вильно сфюрмулируют причину победы и смогут провести па раллель между прошлым и на стоящим, вспомнив войну с не мецко-фашистской ордой. И, наконец, кинофрагмент из фильма «.Александр Невский». Битва на льду. Так горячо, не посредственно воспринимать прошлое — 1242-й! — может заставить лишь волшебная си ла искусства. ...Гаснет экран. В классе вновь светло. Идет беседа. Гляжу на возбужденные лица детей, слушаю их ответы. Они усвоили материал урока. Бо лее того — прочувствовали. Удивлялись и восхищались. Ис пытали гордость за свой народ. Смеялись и презирали врагов, .А как важен эмоциональный настрой там, где речь идет о воспитании патриотизма! Давно подмечено: чтобы зна ние исторического факта со вершило свою работу, оно .должно затронуть не только УМ. но и всколыхнуть сердце. Учитель добился той цели, о которой записал в плане урока: показать учащимся, почему новгородцы сумели одержать победу над сильным врагом, продолжить воспитание патрио тизма, гордости за свой напод. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница шко.ды РСсРСР ЛЮБЯТ ШКОЛЬНИКИ кино Читатель продолжает разговор на тему „Наш город — наши заботы" ПРОЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБСУЖДЕН считает Н. Юрьев, автор этого письма в унисон со многими чита телями хочу сказать — новая рубрика в газете «Красное знамя» «Наш город — наши заботы» оправдана и, безус ловно, необходима. Кому, как не нам, жителям, заботиться о благоустройстве жилища. Большинство читателей с ду шевной болью пишут о неот ложных нуждах города. На этом фоне статья главного ар хитектора города Ю . Камин ского «Елец. Каким он будет?» вызывает недоумение. Автор утверждает, что за стройка города ведется в соот ветствии с проектом, разрабо танным московским институ том «Мосгипрогор». Трудно в это поверить. И сомнение сеет сам автор, называя бес покоящие его два вопроса, две проблемы, связанные с созданием современного обли ка города. Цитирую Ю. Каминского: «Первая из них (имеются в ви ду проблемы — Н. Ю .) — неком плектность застроек. То есть, в типовых проектах зданий нет встроенных помещений для размещения в них предприятий торговли, быта, культуры». Но коль таких проектов со встро енными помещениями нет, оче видно, есть проект магазина, бытового пункта как отдельно стоящего здания. Почему тогда их не строят? Если же встройку помещений производят, то о каком «стро гом сартветствии проекту» мо жет идти речь? Ведь его нару шают. Зачем вообще тогда при нимать к исполнению «дефект ный» проект? Второй проблемой, вызы вающей опасения главного архитектора, является не желание строителей подчинять ся плану и проекту. А где то гда, позвольте спросить. Госу дарственный архитектурно- строительный контроль? Куда он смотрит? Совершенно согласен с ут верждением, что сочетание па нельных, кирпичных и оштука туренных зданий зрительно воспринимается лучше. Но со вершенно не украшает уро дующая облик дома разноко лерная окраска стен, оконных проемов, балконов, произво димая самими квартиросъем щиками. В проекте застройки города наверняка есть раско- леровка зданий и сооружений, ее и нужно придерживаться. Разрешая квартиросъемщикам рвскрашивать стены квартир в любые, милые их сердцу, то на, необходимо категорически запретить самодеятельность ЖКО, домоуправлений при ок раске фасадов. Статья грешит и такими пара доксами: «Генеральный план предусматривает сохранение в центре города (а границах улиц Комсомольской, 9-го Декабря, вдоль левого берега Сосны и улицы Лермонтова) старой, ис торически сложившейся пла нировки улиц, памятников древнего зодчества». И тут же: «По мере роста города вверх и вширь площадь имени В. И. Ленина будет утрачивать свое назначение как централь ная площадь Ельца. Как только будет сдан в эксплуатацию Дом торговли, старое здание магазина «Детский мир» сне сут». А как же сохранить в та- ко.м случае старую, историчес ки сложившуюся планировку? Мне помнится доклад тов.- Каминского на совещании ак тива строительных работников, проходившем в клубе строи телей в марте 1970 года. Пер спектива застройки города вы сотными домами, созданная в статье, слово в слово повторя ет этот доклад. Прошло более 6 лет. А что сделано в этом направлении? Можно ли счи тать 9-этажную группу на уг лу улиц Октябрьской и Лер монтова началом высотного строительства в Ельце? Помнится, на этом совеща нии экспонировались планше ты проекта застройки города (в основном район Лучка). По чему бы не выставить на обо зрение граждан весь проект, сопроводив показ толковой, доходчивой лекцией. Тем бо лее, что помещение для это го имеется — фойе кинотеатра «Россия». Проект застройки города должен быть обсужден широ кой общественностью, всеми гражданами Ельца. Н. ЮРЬЕВ, пенсионер. Около 60 тысяч юных зрителей обслужил в этом году кинотеатр «Орленок». У нас организуются фести вали, тематические показы фильмов, обсуждение их. Работают киноклубы по интересам- Для учаши.хся пятых-седь мых классов создан клуб «Юный натуралист», объединяющий лю бителей природы и путешест вий. В нем ребята ознакомят ся с новым и интересным в животном и растительном мире, увидят фильмы о дружбе че ловека с животными. Клуб «Аленушка», органи зованный совместно с библио текой им. Пушкина, самые ма ленькие зрители посещают не первый год. Они просмотрели немало интересных фильмов, познакомились с книжными но винками. И сейчас ребят ждут увлекательные мероприятия. Хорошо прошло первое заня тие клуба «Светофор». В гости к ребятам пришли работник отделения Г.АИ ГО 15Д П. С. Пашков и члены клуба юных инспекторов движения. Они рассказали, как органи зована его работа- Занятие за кончилось демонстрацией филь ма «Трудовые будни клуба ЮИД», снятого кинолюбителя ми. В «Светофоре» дети ознако мятся с правилами уличного движения, дорожными знаками, увидят художественные и до кументальные фильмы. Состоялось первое занятие клуба «Сказка», созданного для учащихся первых - четвертых к.чассов совместно с Домом пи онеров и детской библиотекой нм. Пушкина. Ребята с удо вольствием просмотрели спек такль кукольного театра Дома пионеров «Петрушка-иност ранец». В клубе ребята встретятся со сказочными героями, с юны ми участниками художествен ной самодеятельности. в. ТОКАРЕВА, педагог - воспитатель детского кинотеатра «Орленок»- Ударным трудом встречает 59-ю годовщину Великого Октября коллектив завода «Эльта». Впереди соревнующихся идет и мон тажница металлозаготовительного цеха Татьяна Дмитриевна Ивашкова. Ее ежедневная выработка— 110 процентов. Фото А. БОЕВА. В СООБЩАЕТ^ Патрон - леркометчикодержа- тель внедрен на Армавир ском заводе испытательных машин. Предназначен он для нарезания резьб на токарных станках как лерками, так и метчиками. Корпус его крепит ся в пиноли задней бабки станка. Для подвода патрона к обрабатываемой детали и его отвода после нарезания резьбы служит рукоятка. С помощью леркометчико- держателя можно нарезать резьбы на прутковых деталях диаметром от 10 до 24 милли метров и длиной 90 миллимет ров. Внедрение данного приспо собления повышает произво дительность труда, облегчает работу станочника и исключа ет перекос резьбы. « * * На трикотажном комбинате «Дружба» города Нальчика разработан и внедрен аппарат для сваривания деталей из по лиэтилена и капрона Аппарат состоит из вентилятора-воз духонагревателя с отводящим шлангом, понижающего транс форматора и сварочного писто лета. Под действием горячего воз духа полиэтилен и капрон пла вятся, заполняя стыки или тре щины. После охлаждения по лучается прочное соединение Температура нагрева пластмасс регулируется подачей воздуха или изменением расстояния от сопла до свариваемых деталей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz