Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 2 ноября 1976 года 3 стр. Д лт и л ет ж са . У ж ит е л ь . К & -ч е ст в о , ОЖИВАЮТ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Качество урока... От каких слагаемых зависит оно? Мож­ но говорить о подготовленно­ сти класса к изучению нового материала, о наглядности и тех­ нических средствах обучения. О дисциплине учеников и на­ учном уровне информации учи­ теля. Об умении учащихся са­ мостоятельно мыслить. О про­ блеме интереса. В конечном же счете речь пойдет об учителе. Все зависит от него — от ка­ чества его знаний, его педаго­ гического чутья и умения. ...На урок истории в 4-м классе СШ Л'Ь 23 прихожу за­ ранее Сажусь за последнюю парту, внимательно оглядыва­ юсь вокруг. Все говорит о том, что это не просто класс, а ка­ бинет истории. На стенах порт­ реты наших славных предков. В шкафах школьный фильмо- фонд, масса наглядных посо­ бий. Исторические карты по теме урока на специальных приспособлениях могут быть передвинуты по желанию учи­ теля. Плакат и картины, зага­ дочно пока обращенные лицом к доске. На столике поблески­ вает киноаппарат. На доске запись: тема урока «Раз­ гром немецких рыцарей» и уз­ ловые вопросы. Еще минута — и класс по­ лон шумливых, разгоряченных беготней ребят, таких далеких от проблем X I I I века! А имен­ но туда должна увести их се­ годня преподаватель истории Н. П. Жуковская. История — наука. Не сказ­ ка. Язык ее документален и потому для детского уха — сух. И если учитель не увлечет, не заставит работать не только ум. память, но и воображение десятилетнего ребенка, — исто­ рия останется лишь бледной тенью прошлого. Тенью, кото­ рая растает, не оставив следа. Урок начинается с повторе­ ния прошлого материала. Уче­ ники рассказывают о Куликов­ ской битве. Все как обычно: находят на карте Киевскую Р усь , объясняют, кто такие татаро-монголы, говорят о княжеских распрях... Не очень активны, не особенно сосредо­ точенны. И по сторонам по­ глядывают, и вертятся не­ множко. И вдруг все в настрое класса .меняется. Мальчики тянут ру­ ки, желая дополнить отвечаю­ щих. Какие живые интонации, какие яркие подробности, с каким воодушевлением излага­ ется встреча-поединок Пере- света с Челубеем перед нача­ лом битвы! Какую «пружинку» нажал учитель? Он повернул лицом к ученикам картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», известную им по прошлому уроку. И картина разбудила дремавшее воображение, эмо­ ции, память о пережитом на том уроке волнении. Еще раз обращаются взоры на стенной портрет, где Дмит­ рий Донской в шлеме смотрит воинственно и .мудро. Ребята живо, как о событиях недавних, рассказывают про ельчан. что принимали участие в Ку.чиков- ской битве, вспоминают, что поле Куликово совсем близко: всего в каких-то 80 километрах. И про сигналы тревоги, что высоко поднимались столбом дыма над полями и лесами. И о зверствах врага. Хорошо от­ вечают на вопросы, почему та­ таро-монголам удалось поко­ рить большую часть Р уси и по­ чему удалось победить их на Куликовом поле. Мальчик ста­ рательно вычерчивает на дос­ ке схему расположения войск, сошедшихся па кровавый бой. Изучается новая тема. И в том, как строится это изуче­ ние. я вижу глубокое понима­ ние учителем возрастной психо- .чогии своих учеников. Все как обычно: рассказ учителя по плану, записанному на доске, обращение к карте... Но инто­ нации учителя завораживают: так рассказывают былины и сказки. Читает получившая опе­ режающее задание ученица от­ рывок из поэмы Симонова «Ледовое побоище» — ребята затаили дыхание. Теперь уже с особым вни.манием рассматри­ вают портрет Александра Яро­ славина, который разбил шве­ дов и получил имя Невского. Гордое, прекрасное лицо. Оживление охватывает класс, когда еще одни плакат повора­ чивается к ним лицом. Он ри­ сует расположение войск на Чу'дском озере. Черная краска — тяжело вооруженные немец­ кие рыцари, красная — рус­ ские воины. Преимущества рус­ ского военного строя вызы­ вают у ребят восхищение. В конце урока они, жести­ кулируя и горячась, будут рассказывать, как гибла вра­ жеская сила под натиском сме­ лых русских воинов. Они пра­ вильно сфюрмулируют причину победы и смогут провести па­ раллель между прошлым и на­ стоящим, вспомнив войну с не­ мецко-фашистской ордой. И, наконец, кинофрагмент из фильма «.Александр Невский». Битва на льду. Так горячо, не­ посредственно воспринимать прошлое — 1242-й! — может заставить лишь волшебная си­ ла искусства. ...Гаснет экран. В классе вновь светло. Идет беседа. Гляжу на возбужденные лица детей, слушаю их ответы. Они усвоили материал урока. Бо­ лее того — прочувствовали. Удивлялись и восхищались. Ис­ пытали гордость за свой народ. Смеялись и презирали врагов, .А как важен эмоциональный настрой там, где речь идет о воспитании патриотизма! Давно подмечено: чтобы зна­ ние исторического факта со­ вершило свою работу, оно .должно затронуть не только УМ. но и всколыхнуть сердце. Учитель добился той цели, о которой записал в плане урока: показать учащимся, почему новгородцы сумели одержать победу над сильным врагом, продолжить воспитание патрио­ тизма, гордости за свой напод. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница шко.ды РСсРСР ЛЮБЯТ ШКОЛЬНИКИ кино Читатель продолжает разговор на тему „Наш город — наши заботы" ПРОЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБСУЖДЕН считает Н. Юрьев, автор этого письма в унисон со многими чита­ телями хочу сказать — новая рубрика в газете «Красное знамя» «Наш город — наши заботы» оправдана и, безус­ ловно, необходима. Кому, как не нам, жителям, заботиться о благоустройстве жилища. Большинство читателей с ду­ шевной болью пишут о неот­ ложных нуждах города. На этом фоне статья главного ар­ хитектора города Ю . Камин­ ского «Елец. Каким он будет?» вызывает недоумение. Автор утверждает, что за­ стройка города ведется в соот­ ветствии с проектом, разрабо­ танным московским институ­ том «Мосгипрогор». Трудно в это поверить. И сомнение сеет сам автор, называя бес­ покоящие его два вопроса, две проблемы, связанные с созданием современного обли­ ка города. Цитирую Ю. Каминского: «Первая из них (имеются в ви­ ду проблемы — Н. Ю .) — неком­ плектность застроек. То есть, в типовых проектах зданий нет встроенных помещений для размещения в них предприятий торговли, быта, культуры». Но коль таких проектов со встро­ енными помещениями нет, оче­ видно, есть проект магазина, бытового пункта как отдельно стоящего здания. Почему тогда их не строят? Если же встройку помещений производят, то о каком «стро­ гом сартветствии проекту» мо­ жет идти речь? Ведь его нару­ шают. Зачем вообще тогда при­ нимать к исполнению «дефект­ ный» проект? Второй проблемой, вызы­ вающей опасения главного архитектора, является не­ желание строителей подчинять­ ся плану и проекту. А где то­ гда, позвольте спросить. Госу­ дарственный архитектурно- строительный контроль? Куда он смотрит? Совершенно согласен с ут­ верждением, что сочетание па­ нельных, кирпичных и оштука­ туренных зданий зрительно воспринимается лучше. Но со­ вершенно не украшает уро­ дующая облик дома разноко­ лерная окраска стен, оконных проемов, балконов, произво­ димая самими квартиросъем­ щиками. В проекте застройки города наверняка есть раско- леровка зданий и сооружений, ее и нужно придерживаться. Разрешая квартиросъемщикам рвскрашивать стены квартир в любые, милые их сердцу, то­ на, необходимо категорически запретить самодеятельность ЖКО, домоуправлений при ок­ раске фасадов. Статья грешит и такими пара­ доксами: «Генеральный план предусматривает сохранение в центре города (а границах улиц Комсомольской, 9-го Декабря, вдоль левого берега Сосны и улицы Лермонтова) старой, ис­ торически сложившейся пла­ нировки улиц, памятников древнего зодчества». И тут же: «По мере роста города вверх и вширь площадь имени В. И. Ленина будет утрачивать свое назначение как централь­ ная площадь Ельца. Как только будет сдан в эксплуатацию Дом торговли, старое здание магазина «Детский мир» сне­ сут». А как же сохранить в та- ко.м случае старую, историчес­ ки сложившуюся планировку? Мне помнится доклад тов.- Каминского на совещании ак­ тива строительных работников, проходившем в клубе строи­ телей в марте 1970 года. Пер­ спектива застройки города вы­ сотными домами, созданная в статье, слово в слово повторя­ ет этот доклад. Прошло более 6 лет. А что сделано в этом направлении? Можно ли счи­ тать 9-этажную группу на уг­ лу улиц Октябрьской и Лер­ монтова началом высотного строительства в Ельце? Помнится, на этом совеща­ нии экспонировались планше­ ты проекта застройки города (в основном район Лучка). По­ чему бы не выставить на обо­ зрение граждан весь проект, сопроводив показ толковой, доходчивой лекцией. Тем бо­ лее, что помещение для это­ го имеется — фойе кинотеатра «Россия». Проект застройки города должен быть обсужден широ­ кой общественностью, всеми гражданами Ельца. Н. ЮРЬЕВ, пенсионер. Около 60 тысяч юных зрителей обслужил в этом году кинотеатр «Орленок». У нас организуются фести­ вали, тематические показы фильмов, обсуждение их. Работают киноклубы по интересам- Для учаши.хся пятых-седь­ мых классов создан клуб «Юный натуралист», объединяющий лю­ бителей природы и путешест­ вий. В нем ребята ознакомят­ ся с новым и интересным в животном и растительном мире, увидят фильмы о дружбе че­ ловека с животными. Клуб «Аленушка», органи­ зованный совместно с библио­ текой им. Пушкина, самые ма­ ленькие зрители посещают не первый год. Они просмотрели немало интересных фильмов, познакомились с книжными но­ винками. И сейчас ребят ждут увлекательные мероприятия. Хорошо прошло первое заня­ тие клуба «Светофор». В гости к ребятам пришли работник отделения Г.АИ ГО 15Д П. С. Пашков и члены клуба юных инспекторов движения. Они рассказали, как органи­ зована его работа- Занятие за­ кончилось демонстрацией филь­ ма «Трудовые будни клуба ЮИД», снятого кинолюбителя­ ми. В «Светофоре» дети ознако­ мятся с правилами уличного движения, дорожными знаками, увидят художественные и до­ кументальные фильмы. Состоялось первое занятие клуба «Сказка», созданного для учащихся первых - четвертых к.чассов совместно с Домом пи­ онеров и детской библиотекой нм. Пушкина. Ребята с удо­ вольствием просмотрели спек­ такль кукольного театра Дома пионеров «Петрушка-иност­ ранец». В клубе ребята встретятся со сказочными героями, с юны­ ми участниками художествен­ ной самодеятельности. в. ТОКАРЕВА, педагог - воспитатель детского кинотеатра «Орленок»- Ударным трудом встречает 59-ю годовщину Великого Октября коллектив завода «Эльта». Впереди соревнующихся идет и мон­ тажница металлозаготовительного цеха Татьяна Дмитриевна Ивашкова. Ее ежедневная выработка— 110 процентов. Фото А. БОЕВА. В СООБЩАЕТ^ Патрон - леркометчикодержа- тель внедрен на Армавир­ ском заводе испытательных машин. Предназначен он для нарезания резьб на токарных станках как лерками, так и метчиками. Корпус его крепит­ ся в пиноли задней бабки станка. Для подвода патрона к обрабатываемой детали и его отвода после нарезания резьбы служит рукоятка. С помощью леркометчико- держателя можно нарезать резьбы на прутковых деталях диаметром от 10 до 24 милли­ метров и длиной 90 миллимет­ ров. Внедрение данного приспо­ собления повышает произво­ дительность труда, облегчает работу станочника и исключа­ ет перекос резьбы. « * * На трикотажном комбинате «Дружба» города Нальчика разработан и внедрен аппарат для сваривания деталей из по­ лиэтилена и капрона Аппарат состоит из вентилятора-воз­ духонагревателя с отводящим шлангом, понижающего транс­ форматора и сварочного писто­ лета. Под действием горячего воз­ духа полиэтилен и капрон пла­ вятся, заполняя стыки или тре­ щины. После охлаждения по­ лучается прочное соединение Температура нагрева пластмасс регулируется подачей воздуха или изменением расстояния от сопла до свариваемых деталей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz