Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 23 октября 1976 года ф 3 стр. «Не научишься в годы отрочества и ранней юности сознательно идти на преодоление трудностей — никто не сможет заставить тебя быть дисциплинированным, настойчивым, трудолюбивым». В. А . СУХОМ ЛИНСКИЙ . ВОСПИТЫВАТЬ ЮНОЕ ПОКНОИЛЕВ ТРУДЕ Какими станут наши мальчишки и девчонки в будущем? На­ стоящими гражданами, полезными обществу, или пойдут по скользкой дорожке? Судьбы юных волнуют, заботят всех и каждого. И не случайно на очередном заседании совета клу­ ба «Подросток» обсужден вопрос «Трудовое воспитание уча­ щихся» О том, как прошло заседание, рассказывается на этой полосе. Навыки коллективной работы Подготовка подрастающего по­ коления к жизни, к труду, вос­ питание у учащихся интереса к честной и производительной работе на пользу общества, ор­ ганизованности, трудовой ини­ циативы и творческого отноше­ ния к делу — об этом постоян­ но заботятся учителя, семья, общественность- Педагогический коллектив средней школы №' 97, форми­ руя у детей коммунистическую убежденность, воспитывает у них и такие качества, как тру­ долюбие- Учителя начальных классов А . А . Высоцкая, 3. П. Бабай- цева, Л. И. Сибикина, М- И. Тимченко, И. М. сромина и дру­ гие дают ребятам глубокие и прочные знания, приучают их следить за рабочим местом в школе и дома, дежурить в классе, помогать родителям, старшим. Участвуя во всех видах таких работ, ребята получают психо­ логическую зарядку, подготав­ ливаются к переходу от про­ стого труда к более сложному. Вместе с тем уже в этом воз­ расте им прививаются навыки культуры труда и умение соче­ тать в нем физические усилия и творческую мысль. Учащиеся четвертых —седь­ мых классов активно начинают трудовую деятельность. Осо­ бое внимание этому уделяют классные руководители В. Г. Ломакина, Г. А. Белых, В, С. Черных, Н. Н Нестерова, Т. А. Макарова, В. Н. Копытина. Дежурство по классу, школе, самообслуживание, сбор маку­ латуры, металлолома — это и многое другое делают ребята. Дети сажают деревья, ку­ старники, рыхлят почву в школьном саду и скверах. С большим желанием они уча­ ствуют с шефами в озеленении и уборке территории, работают в теплице, где выращивают цветы для цехов локомотивного депо. Школьники принимают ак­ тивное участие в субботниках и воскресниках по благоустройст­ ву города, на железнодорож­ ном узле. Пионеры регулярно проводят тимуровские рейды Они помо­ гают пенсионерам, инвалидам и ветеранам Великой Отечествен­ ной войны—приносят воду, дро­ ва, уголь, ходят за продуктами. Изготавливают игрушки для детских садов. Вся эта работа выполняется коллективно: классом, пионер­ ским отрядом, комсомольской организацией. Вот здесь и фор­ мируются навыки коллективно­ го труда. В школе ребята решают задачи по различным учебным предметам, им дают ориенти­ ровку по многим важным воп­ росам. Физика, химия, биоло­ гия ведут их в мир природы, история и литература — в мир общественных явлений- Мате­ матика, астрономия дают мно­ гое каждому. Но есть еще не^ ведомое, перед которым сто­ ят подростки, — мир профес­ сий. Как известно, найти насто­ ящее место в жизни не так-то просто. И в этом детям помо­ гают старшие. На последнем этапе школь­ ного обучения учащиеся гото­ вят себя к трудовой деятельно­ сти на производстве. Классные руководители Г. М. Кузнецова, Н. 3. Усачева, Л. И- Туленинова, А . Н. Юрикова и другие, укрепляя связь с про­ изводством, родителями, делают многое по профориентации. Ребята активно участвуют в ра­ боте клуба знатоков профессий- а в учебных мастерских умело применяют полученные теоре­ тические знания по основам на­ ук на практике, закрепляют на­ выки культуры труда Выполняя ту ли иную работу, ребята психологически гото­ вятся к самостоятельности. Старшеклассники формируют­ ся в бригады, которые ежегод­ но ремонтируют мебель, учеб­ но-наглядные пособия, кабине­ ты, здание школы, спортпло­ щадки. Словом, трудовое воспитание учащихся на уроке и во время внеклассных мероприятий по­ ложительно сказывается на формировании коммунистиче­ ского отношения к -груду, по­ могает учителям готовить до­ стойную смену. П. МУХИН, отличник народного просвещения. По примеру старших Любовь к рабочей профес­ сии. Она воспитывается у юных в труде, на примере старших. Большую роль в подготовке молодого поколения к жизни могут сыграть производствен­ ные коллективы. С 1962 го­ да на элементном заводе дей­ ствует оборудованный школь­ ный цех. Сюда ежедневно, на­ чиная с восьмого класса, прихо­ дят учащиеся подшефной шко­ лы № 2. Заводские специалисты прививают ребятам трудовые навыки, помогают им осваивать токарное, фрезерное и слесар­ ное дело. Этот цех — пер­ вая ступенька для многих на пути в рабочий класс- Сейчас в нем проходят курс обучения 186 старшеклассников. Думает­ ся, такие цехи можно создать и на других предприятиях. Это позволит лучше проводить профориентацию учащихся. Комсомольские и пионер­ ские организации обязаны по­ стоянно заниматься трудовым воспитанием учащихся. помо­ гать педагогическим коллекти­ вам готовить их к самостоя­ тельной жизни В ряде школ слабо организо­ вано руководство трудовым воспитанием, в результате не все комсомольцы и пионеры принимают участие в общест­ венно полезном труде. Не все­ гда учитываются психология ребят, их возрастные особен­ ности В дружинах слабо прово^ Не одно поколение обучила за 29 лет работы I снимке нашего внештатного фотокорреспондента преподаватель химии средней школы № 8 Алек- | И. Стягова). Она прививает юным любовь к труду, Сандра Матвеевна Выокова (ее вы видите на | воспитывает их настоящими патриотами. дятся мероприятия по проф­ ориентации. Она сводится в ос­ новном к сборам, тематическим вечерам, на которых выступают передовики производства Не прививается любовь к рабочей профессии. Надо поддер­ живать тесную связь с пред­ приятиями, знакомить ребят с теми, кто стоит у станков, чтобы они увидели, по-настоящему поняли красоту труда рабоче­ го человека и захотели сами пойти на завод. Д . КОЛЧЕВ, инженер по подготовке кадров элементного завода. В. ПАВЛОВА, директор Дома пионеров. Чтобы труд был в радость Труд должен приносить под­ растающему поколению ра­ дость. Многим ребятам боль­ шое удовлетворение доставля­ ет техническое творчество. Де­ тям всегда приходится по ду­ ше то, что они делают сво­ ими руками- Занятия в круж­ ках не только расширяют знания, но и развивают сме­ калку, творческие способности- Приобретают юные умельцы и трудовые навыки. Но во многих наших школах технические кружки работают слабо, а в некоторых не созданы. Не всегда в семье воспитыва­ ют у детей трудолюбие. Случа­ ется, что родители совсем ос­ вобождают их ог домашних дел и считают, что поступают правильно. А жизнь требует, что­ бы мальчики и девочки с ран­ них лет приучались к посильно- му труду. Плохо и то, что не­ которые отцы и матери, сами не участвующие в благоустрой­ стве и озеленении города, за­ прещают и детям занимать­ ся общественно полезным трудом. А ведь они должны служить ребятам добрым при­ мером. Больше внимания тру­ довому воспитанию детей по месту жительства должны уде­ лять домоуправления, советы общественности микрорайонов. Д. ТЕЛЬНЫХ, член городской организации общества «Знание» А- ГРИГОРЬЕВА, член совета содействия кинотеатра «Россия». Дело большой важности Подготовка рабочего попол­ нения в училищах профтехобра­ зования — дело большой госу­ дарственной важности. В нашем училище, например, ребята своими руками выпуска­ ют сложную продукцию— то­ карные, обдирочно - шлифо­ вальные станки и многое дру­ гое (на 300 тысяч рублей в год). Успех трудового воспитания во многом зависит от квалифи­ кации, опыта мастеров и пре­ подавателей- К сожалению, в наших училищах имеют место случаи, когда мастерами рабо­ тают люди, не имеющие доста­ точных знаний и опь 1 та Чтобы хорошо организовать подготов­ ку будущих рабочих, нужна и крепкая материальная база. А она есть че везде. Так, в ТУ-2 контингент учащихся постоян­ но растет, а учебный корпус старый. Здание приспособлено к занятиям, а новое начнут строить только в 1977 году- Нередко приходится сталки­ ваться с фактами, когда выпуск­ ники технических училищ не едут на место назначения, а некоторые вообще не хотят работать. Большая вина за это ложится на тех, кто готовил их, помогал осваивать профессию. Значит, в коллектизах не все сделали, чтобы будущие ра­ бочие осознали важность и не­ обходимость труда на благо общества, значит, у них не выра­ ботаны привычки и умение работать- Эти качества надо постоянно воспитывать в про­ цессе учебы, практики. Запол­ нять добрыми, интересными делами и свободное время каждого подростка И. БАСКАКОВ, директор ТУ-2. С . МАКЕЕВА, помощник прокурора. Главная задача школы Воспитывать гражданина, пат­ риота. активного строителя коммунизма — главная задача советской школы- Необходима связь обучения с производи­ тельным трудом- Основные проблемы развития экономики страны, ускорение научно-тех­ нического прогресса предъяв­ ляют высокие требования и и организации трудового воспи­ тания подрастающего поколе­ ния. Однако и в этом есть серьез­ ные упущения. В большинстве школ на уроках труда ребят на учат работе с чертежами, с тех­ нической документацией Не вносятся в практику и элементы социалистического соревнова­ ния. Плохо оборудованы ма­ стерские. Нередко преподава­ тели труда не прививают детям настоящих навыков и умений, не могут найти путь к сердцу ребят, чтобы заинтересовать их. Хотелось, чтобы в условиях Ельца по примеру ряда горо­ дов были созданы учебные производственные комбинаты. Здесь ребята могут овладе­ вать профессией. работать творчески, видеть плоды свое­ го труда- Это поможет форми­ рованию высоких моральных качеств юных. Т. СЕЛЕЗНЕВА, старший преподаватель пединститута. Нерешенные проблемы Да, в трудовом воспитании учащихся много положитель­ ного Но есть, кроме указанных выше, и другие нерешенные проблемы. На предприятиях но­ вичкам нужно создавать нор­ мальные условия для работы, окружать их заботой и внима­ нием, помогать им стать настоя­ щими рабочими людьми. Пра­ вильное трудовое воспитание в семье — одно из условий уменьшения случаев правона­ рушений среди детей. Судьбы юных в наших руках. Будущую смену надо боль­ ше воспитывать на трудовых традициях старших, повышать роль родительских комитетов, советов содействия семье и школе предприятий М. КРУГЛОВА, председатель горнарсуда И. ПОЛУНИНА, инспектор детской комнаты милиции. Полосу е заседания совета клуба «Подросток» подготови­ ла Н. ЯКОВЛЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz