Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 23 октября 1976 года ф 3 стр. «Не научишься в годы отрочества и ранней юности сознательно идти на преодоление трудностей — никто не сможет заставить тебя быть дисциплинированным, настойчивым, трудолюбивым». В. А . СУХОМ ЛИНСКИЙ . ВОСПИТЫВАТЬ ЮНОЕ ПОКНОИЛЕВ ТРУДЕ Какими станут наши мальчишки и девчонки в будущем? На стоящими гражданами, полезными обществу, или пойдут по скользкой дорожке? Судьбы юных волнуют, заботят всех и каждого. И не случайно на очередном заседании совета клу ба «Подросток» обсужден вопрос «Трудовое воспитание уча щихся» О том, как прошло заседание, рассказывается на этой полосе. Навыки коллективной работы Подготовка подрастающего по коления к жизни, к труду, вос питание у учащихся интереса к честной и производительной работе на пользу общества, ор ганизованности, трудовой ини циативы и творческого отноше ния к делу — об этом постоян но заботятся учителя, семья, общественность- Педагогический коллектив средней школы №' 97, форми руя у детей коммунистическую убежденность, воспитывает у них и такие качества, как тру долюбие- Учителя начальных классов А . А . Высоцкая, 3. П. Бабай- цева, Л. И. Сибикина, М- И. Тимченко, И. М. сромина и дру гие дают ребятам глубокие и прочные знания, приучают их следить за рабочим местом в школе и дома, дежурить в классе, помогать родителям, старшим. Участвуя во всех видах таких работ, ребята получают психо логическую зарядку, подготав ливаются к переходу от про стого труда к более сложному. Вместе с тем уже в этом воз расте им прививаются навыки культуры труда и умение соче тать в нем физические усилия и творческую мысль. Учащиеся четвертых —седь мых классов активно начинают трудовую деятельность. Осо бое внимание этому уделяют классные руководители В. Г. Ломакина, Г. А. Белых, В, С. Черных, Н. Н Нестерова, Т. А. Макарова, В. Н. Копытина. Дежурство по классу, школе, самообслуживание, сбор маку латуры, металлолома — это и многое другое делают ребята. Дети сажают деревья, ку старники, рыхлят почву в школьном саду и скверах. С большим желанием они уча ствуют с шефами в озеленении и уборке территории, работают в теплице, где выращивают цветы для цехов локомотивного депо. Школьники принимают ак тивное участие в субботниках и воскресниках по благоустройст ву города, на железнодорож ном узле. Пионеры регулярно проводят тимуровские рейды Они помо гают пенсионерам, инвалидам и ветеранам Великой Отечествен ной войны—приносят воду, дро ва, уголь, ходят за продуктами. Изготавливают игрушки для детских садов. Вся эта работа выполняется коллективно: классом, пионер ским отрядом, комсомольской организацией. Вот здесь и фор мируются навыки коллективно го труда. В школе ребята решают задачи по различным учебным предметам, им дают ориенти ровку по многим важным воп росам. Физика, химия, биоло гия ведут их в мир природы, история и литература — в мир общественных явлений- Мате матика, астрономия дают мно гое каждому. Но есть еще не^ ведомое, перед которым сто ят подростки, — мир профес сий. Как известно, найти насто ящее место в жизни не так-то просто. И в этом детям помо гают старшие. На последнем этапе школь ного обучения учащиеся гото вят себя к трудовой деятельно сти на производстве. Классные руководители Г. М. Кузнецова, Н. 3. Усачева, Л. И- Туленинова, А . Н. Юрикова и другие, укрепляя связь с про изводством, родителями, делают многое по профориентации. Ребята активно участвуют в ра боте клуба знатоков профессий- а в учебных мастерских умело применяют полученные теоре тические знания по основам на ук на практике, закрепляют на выки культуры труда Выполняя ту ли иную работу, ребята психологически гото вятся к самостоятельности. Старшеклассники формируют ся в бригады, которые ежегод но ремонтируют мебель, учеб но-наглядные пособия, кабине ты, здание школы, спортпло щадки. Словом, трудовое воспитание учащихся на уроке и во время внеклассных мероприятий по ложительно сказывается на формировании коммунистиче ского отношения к -груду, по могает учителям готовить до стойную смену. П. МУХИН, отличник народного просвещения. По примеру старших Любовь к рабочей профес сии. Она воспитывается у юных в труде, на примере старших. Большую роль в подготовке молодого поколения к жизни могут сыграть производствен ные коллективы. С 1962 го да на элементном заводе дей ствует оборудованный школь ный цех. Сюда ежедневно, на чиная с восьмого класса, прихо дят учащиеся подшефной шко лы № 2. Заводские специалисты прививают ребятам трудовые навыки, помогают им осваивать токарное, фрезерное и слесар ное дело. Этот цех — пер вая ступенька для многих на пути в рабочий класс- Сейчас в нем проходят курс обучения 186 старшеклассников. Думает ся, такие цехи можно создать и на других предприятиях. Это позволит лучше проводить профориентацию учащихся. Комсомольские и пионер ские организации обязаны по стоянно заниматься трудовым воспитанием учащихся. помо гать педагогическим коллекти вам готовить их к самостоя тельной жизни В ряде школ слабо организо вано руководство трудовым воспитанием, в результате не все комсомольцы и пионеры принимают участие в общест венно полезном труде. Не все гда учитываются психология ребят, их возрастные особен ности В дружинах слабо прово^ Не одно поколение обучила за 29 лет работы I снимке нашего внештатного фотокорреспондента преподаватель химии средней школы № 8 Алек- | И. Стягова). Она прививает юным любовь к труду, Сандра Матвеевна Выокова (ее вы видите на | воспитывает их настоящими патриотами. дятся мероприятия по проф ориентации. Она сводится в ос новном к сборам, тематическим вечерам, на которых выступают передовики производства Не прививается любовь к рабочей профессии. Надо поддер живать тесную связь с пред приятиями, знакомить ребят с теми, кто стоит у станков, чтобы они увидели, по-настоящему поняли красоту труда рабоче го человека и захотели сами пойти на завод. Д . КОЛЧЕВ, инженер по подготовке кадров элементного завода. В. ПАВЛОВА, директор Дома пионеров. Чтобы труд был в радость Труд должен приносить под растающему поколению ра дость. Многим ребятам боль шое удовлетворение доставля ет техническое творчество. Де тям всегда приходится по ду ше то, что они делают сво ими руками- Занятия в круж ках не только расширяют знания, но и развивают сме калку, творческие способности- Приобретают юные умельцы и трудовые навыки. Но во многих наших школах технические кружки работают слабо, а в некоторых не созданы. Не всегда в семье воспитыва ют у детей трудолюбие. Случа ется, что родители совсем ос вобождают их ог домашних дел и считают, что поступают правильно. А жизнь требует, что бы мальчики и девочки с ран них лет приучались к посильно- му труду. Плохо и то, что не которые отцы и матери, сами не участвующие в благоустрой стве и озеленении города, за прещают и детям занимать ся общественно полезным трудом. А ведь они должны служить ребятам добрым при мером. Больше внимания тру довому воспитанию детей по месту жительства должны уде лять домоуправления, советы общественности микрорайонов. Д. ТЕЛЬНЫХ, член городской организации общества «Знание» А- ГРИГОРЬЕВА, член совета содействия кинотеатра «Россия». Дело большой важности Подготовка рабочего попол нения в училищах профтехобра зования — дело большой госу дарственной важности. В нашем училище, например, ребята своими руками выпуска ют сложную продукцию— то карные, обдирочно - шлифо вальные станки и многое дру гое (на 300 тысяч рублей в год). Успех трудового воспитания во многом зависит от квалифи кации, опыта мастеров и пре подавателей- К сожалению, в наших училищах имеют место случаи, когда мастерами рабо тают люди, не имеющие доста точных знаний и опь 1 та Чтобы хорошо организовать подготов ку будущих рабочих, нужна и крепкая материальная база. А она есть че везде. Так, в ТУ-2 контингент учащихся постоян но растет, а учебный корпус старый. Здание приспособлено к занятиям, а новое начнут строить только в 1977 году- Нередко приходится сталки ваться с фактами, когда выпуск ники технических училищ не едут на место назначения, а некоторые вообще не хотят работать. Большая вина за это ложится на тех, кто готовил их, помогал осваивать профессию. Значит, в коллектизах не все сделали, чтобы будущие ра бочие осознали важность и не обходимость труда на благо общества, значит, у них не выра ботаны привычки и умение работать- Эти качества надо постоянно воспитывать в про цессе учебы, практики. Запол нять добрыми, интересными делами и свободное время каждого подростка И. БАСКАКОВ, директор ТУ-2. С . МАКЕЕВА, помощник прокурора. Главная задача школы Воспитывать гражданина, пат риота. активного строителя коммунизма — главная задача советской школы- Необходима связь обучения с производи тельным трудом- Основные проблемы развития экономики страны, ускорение научно-тех нического прогресса предъяв ляют высокие требования и и организации трудового воспи тания подрастающего поколе ния. Однако и в этом есть серьез ные упущения. В большинстве школ на уроках труда ребят на учат работе с чертежами, с тех нической документацией Не вносятся в практику и элементы социалистического соревнова ния. Плохо оборудованы ма стерские. Нередко преподава тели труда не прививают детям настоящих навыков и умений, не могут найти путь к сердцу ребят, чтобы заинтересовать их. Хотелось, чтобы в условиях Ельца по примеру ряда горо дов были созданы учебные производственные комбинаты. Здесь ребята могут овладе вать профессией. работать творчески, видеть плоды свое го труда- Это поможет форми рованию высоких моральных качеств юных. Т. СЕЛЕЗНЕВА, старший преподаватель пединститута. Нерешенные проблемы Да, в трудовом воспитании учащихся много положитель ного Но есть, кроме указанных выше, и другие нерешенные проблемы. На предприятиях но вичкам нужно создавать нор мальные условия для работы, окружать их заботой и внима нием, помогать им стать настоя щими рабочими людьми. Пра вильное трудовое воспитание в семье — одно из условий уменьшения случаев правона рушений среди детей. Судьбы юных в наших руках. Будущую смену надо боль ше воспитывать на трудовых традициях старших, повышать роль родительских комитетов, советов содействия семье и школе предприятий М. КРУГЛОВА, председатель горнарсуда И. ПОЛУНИНА, инспектор детской комнаты милиции. Полосу е заседания совета клуба «Подросток» подготови ла Н. ЯКОВЛЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz