Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 12 октября 1976 года 9 3 стр. Шлтилетхсл, У т г д х е д ь . ХСл'чсество, „ДОСТАТОЧНОодин РАЗ...УВИДЕТЬ“ В прошлом учебном году на страницах «Крас­ ного знамени» были опубликованы материалы о повышении качества знаний учащихся, о борь­ бе с второгодничеством. Сейчас газета продол­ жает разговор под рубрикой «Пятилетка. Учи­ тель. Качество». Роль наглядности в обучении и воспитании школьников — одна из важных проблем, стоящих перед школой. Об этом и пойдет рассказ в ряде материалов, которые на­ печатает редакция. «Достаточно одий раз в жиз­ ни увидеть верблюда, услы­ шать соловья, почувствовать вкус сахара, полюбоваться раз­ валинами Рима, чтобы помнить всю жизнь», — это утвержде­ ние одного из выдающихся пе­ дагогов как нельзя лучше вы­ ражает педагогическую суть наглядности в обучении и вос­ питании человека. Сейчас уже невозможно представить себе современную школу без технических средств, помогающих услышать, увидеть, полюбоваться, прочувствовать и запомнить то, что предлагает школьная программа. Применя­ ются магнитофоны, проигры­ ватели. фильмоскопы. Учебное кино занимает осо­ бое место в повышении каче­ ства знаний учащихся. Силь­ нейшим образом воздействует на развитие внимания, наблю­ дательности, творческого во­ ображения, помогает работе памяти, затрагивая эмоциональ­ ную сферу школьника, учебное кино формирует и его миро­ воззрение. Забота государства о качест­ ве знаний и убеждений школьника видна уже в том, как оснащается школа кино­ оборудованием. Все наши сред­ ние и восьмилетние школы име­ ют киноаппаратуру, кабинеты- классы, приспособленные для демонстрации учебных кино­ лент. Незаменимым помощником школе является межрайонная школьная фильмотека. Вот уже 16 лет заведует ею М. В. Мо­ розов, отличник народного про­ свещения, 30 лет отдавший вос­ питанию учащейся молодежи. Человек большого трудолю­ бия, он делает все, чтобы учебное кино прочно вошло в практику обучения и воспита­ ния школьника. За последние пять лет фильмотека в 14 раз увеличила свой фонд, и сейчас в ней насчитывается 3150 филь­ мокопий по всем учебным предметам. Еще пять лет назад одна школа в среднем брала не бо­ лее 80 фильмов в год, в про­ шлом учебном году — 220! Всего к услугам фильмотеки за последний учебный год школы обратились около 4 ты­ сяч раз. Фильмотека организо­ вала подготовку лаборантов и учителей. 450 человек сдали эк­ замены и получили права ки­ нодемонстраторов. В методическом уголке филь­ мотеки каждый из них может получить индивидуальную кон­ сультацию у Михаила Василье­ вича Морозова. Его часто мож­ но встретить и в школах, где он устраняет неполадки в ки­ ноаппаратуре. Работает в фильмотеке филь- мопроверщицей добросовестней­ шая К. В. Баранова. Именно онй‘’^ает фильмокопиям новую жизнь. От ее скрупулезной, нелегкой работы зависит каче­ ство проекции. Сантиметр за сантиметром просматривает она бесчисленное количество кинолент, подчищая, подклеи­ вая, чтобы ученики увидели чет­ кое изображение на школьных экранах. ...Идет урок географии по теме «Равнинные и горные ре­ ки». Объяснение учителя за­ крепляется показом кинофраг­ мента. Пятиклассники с огром­ ным вниманием следят за кад­ рами. После урока спрашиваю Галину Владимировну Шульц: «Что дает ученику и учителю учебное кино?» Отличник на­ родного просвещения, влюб­ ленный в свой предмет, отве­ чает: — Трудно переоценить зна­ чение кинофильма. Особенно для 5-го класса, где заклады­ ваются основы наук. Просмот­ рев фильм, дети хорошо пред­ ставляют себе, как образуются реки, насколько широки воз­ можности в использовании вод­ ных ресурсов. Они образно представляют себе разницу между рекой горной и равнин­ ной. Урок доставляет удоволь­ ствие и учителю, потому что от­ веты учащихся глубокие, впе­ чатления яркие, речь обога­ щенная. А вот суждение заслужен­ ной учительницы школы Евге­ нии Николаевны Копаевой (СШ № 3), много лет активно использующей кинофрагменты на уроках. — Нет необходимости дока­ зывать, сколь велика роль учебного кино как средства наглядности в обучении химии и активизации мыслительной деятельности учащихся. Оно оказывает неоценимую по­ мощь в изучении технологии химического производства. На киноуроках ребята получают наглядное представление о масштабах и сложности уст­ ройства химзавода... ...Фильмы по литературе, ис­ тории. Фильмы, воспитывающие любовь к природе. Фильмы, по­ могающие профориентации, нравственному воспитанию учащихся. Фильмы в помощь изучающим иностранные язы­ ки. Все ли это богатство ис­ пользуется на уроках и во вне­ классной работе? И всеми ли школами? Работники фильмотеки по­ могают разобраться, что скры­ вается за оптимистическими средними цифрами —220 филь­ мокопий на школу в учебном го­ ду. Активнее других исполь­ зуют учебное кино СШ № 1, № 3, 24, 2, школа-интернат N° 8. На их счету по 200 и больше фильмоуроков А вот СШ № 23 при равных возможностях взя­ ла в фильмотеке за год лишь 72 фильма, № 12 — 41, а восьмая школа с февраля до конца учебного года— ни од­ ного. Не лучше дело и в восьми­ летних школах №№ 6, 17, где просмотрено всего по 38 и 33 кинофрагмента. Решающую роль в использо­ вании учебного фильма играет, конечно, степень заинтересо­ ванности учителя в качестве знаний учащихся. Красноречи­ вое сравнение; с января и до конца учебного года по химии школа N° 1 взяла 15 фильмов, а № 15 — лишь 1. В тех школах, где нет лабо­ ранта, заинтересованные учи­ теля не считают за труд брать самим нужные фильмы, как это делают, например, Людми­ ла Александровна Фастова, На­ дежда Георгиевна Атаманова. Совершенно не пользуются учебными кино учителя анг­ лийского и французского язы­ ков. Бесполезно лежат фильмы по технологии швейного про­ изводства, штамповке металлов, а между тем не мешало бы ориентировать учащихся на эти профессии. Не все школы брали инте­ ресные и нужные для воспита­ ния молодых граждан фильмы: «Право на труд и обязанность трудиться», «Охрана природы» и другие. К сожалению, зача­ стую учителя, имеющие права кинодемонстраторов, не ис­ пользуют их, перекладывая свои обязанности на лаборан­ тов, которые не в состоянии обеспечить систематический показ учебных фильмов. По-разному относятся к име­ ющемуся кинооборудованию в школах. В СШ № 3 до сих пор работает киноаппарат с шест- надцатилетним «стажем». в СШ № 15 из 7 аппаратов рабо­ тают 4, в СШ № 23 из четырех лишь один. Кстати, в фильмоте­ ке всегда можно взять напро­ кат из обменного фонда кинопроектор, трансформатор, усилитель, чтобы не простаива­ ла школьная киноаппаратура. Что самое главное для нор­ мального использования учеб­ ного кино в школьном 1976—77 учебном году? На этот вопрос М. В. Морозов отвечает: —Более тесный контакт школ с] фильмотекой. Школы должны давать заблаговременно заяв­ ки на всю учебную четверть. Вовремя брать и возвращать фильмы. Следить за исправ­ ностью аппаратуры. Контролиро­ вать, насколько все учителя используют кино — это могу­ чее средство повышения каче­ ства знаний учащихся и форми рования их духовного мира. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительнииа школы РСФСР. Техническое творчество На элементном заводе а це­ лях дальнейшего развития твор­ ческой инициативы рабочих, служащих, инженерно - техни­ ческих работников, успешного выполнения планов и обяза­ тельств 1976 года по созданию рационализаторского фонда де­ сятой пятилетки с 25 сентября по 15 декабря объявлен кон­ курс на лучшую постановку ра­ боты по рационализации и изо­ бретательству. Победителями будут считать­ ся коллективы, которые за пе­ риод конкурса обеспечат наи­ большее количество рациона­ лизаторских предложений, ис­ пользованных в производстве, и получат от их внедрения значи­ тельный экономический эф ­ фект. На каждый отдел, цех да­ но задание, в котором опреде­ лено, сколько должно быть внедрено предложений и ка­ кая будет получена от них экономия. Для руководства и подведе­ ния итогов конкурса создана комиссия. В нее вошли главные специалисты завода. Предсе­ дателем комиссии утвержден заместитель главного инжене­ ра И. П. Тутов. В БРИЗ уже поступили первые предложения. Так, расточники инструментального цеха П. Т. Муравейко и А . Ю. Меренков усовершенствовали приспособ­ ление для выпуска источников тока. Это новшество уже внед­ рено в производство, что дает немалый экономический эф ­ фект. Предложение технолога Е. П. Шепина позволит повы­ сить качество изготовления по­ люсов батарей КБС, элементов «Марс». Ряд других усовершен­ ствований технологических про­ цессов предлагают осущест­ вить мастер В. И. Кириллов, ст. технолог Н. Ф . Широков, конст­ руктор В. И. Федооов и другие, О. НИКОЛАЕВ. в м и о . ч З б а и И л т с я е ае ш ч в о е , ф т и ые м р рн н а а а в д е т ц з о а ж к т е о ь н л ы о л н е н т с ы о , т ч н т Л и о » т 1 п ы 4 р 9 с о 9 я в ч е .А л к л и з е л а к о с м е р й е у т л Д р е м о м в и . т а р Е в и т сл о е и бы все эти маршруты, пройденные дорожью и бетону, в дождь и снег, об И ъ с е а д е и в н ы и м ть п в о о б д е и з н непрерывный, то вып!ло бы. что он. как космонавт, несколько раз обогнул нашу планету. Труд каждого из нас сложен. Шофера особенно- Требующт!Й глубокого знания своего дела, ведь в практике нередки ситуации, когда водитель остается о ти ди н н е на мо о ж д е и т н . с Не н о е б и . с х п о р д а и в м н а ой бым с а т ш р и о н та ой р , е а ак п ц о и м и о , щ и ь бо пр о и н й а о в д и н ль а но п е озв р о е л ш и е т ни м е г . н Нов у е ж н н н о о от п мри ен н н ят о ь е зд ед о и р н ов ст ь в е е , н н н е о да п р р о а м д р и аб ц о и ч н и с й ко д го ен о ь смА о л т е р к а се . я Тр Д у м д ит э р т и от е , ви н ч а а кон н е а ц ч , ина т е р т е с б я ует с м о е т человека не только любви, но и преданности-^ лет В к се и . , м ш э о т ф и е м р к п а е ч р е в с о т г в о ам кл о а т с в с е а ча А е . т Д . уд И ар са н е и в к . 9-й пяти­ ВКЛА1ВМИРОВУЮ Издательство «Хеловнеба» («Искусство») в Тбилиси под­ готовило к выходу в свет на грузинском языке полное со-^ брание сочинений Шекспира, Богато оформленное, снаб­ женное научными чомментария- ми, уникальное издание содер­ жит свыше 300 оригинальных иллюстраций. К работе при­ влечено более тридцати масте­ ров изобразительного искус­ ства Грузии, таких, как член- корреспондент Академии ху­ дожеств СССР Серго Кобулад- зе, лауреат Государственной премии СССР Николай Игнатов, заслуженные художники рес­ публики 3-/раб Нижарадзе, Тенгиз Мирзашвили и другие. Каждый из них занят иллюстри­ рованием одного—двух произ­ ведений великого английского драматурга. Главный редактор издания, профессор Тбилис;кого уни­ верситета Нико Киасашвили говорит; —Нашей основной задачей была подготовка переводов не издававшихся на грузинском язы­ ке произведений Шекспира. Основная работа пришлась на подготовку самого текста. Клас­ сическими признаны блестя­ щие переводы Иване Мачабе- ли. Сейчас привлечены новые талантливые переводчики, из­ вестные своими работами по классической мировой литера­ туре. Речь идет о переводах Эмзара Квитаишвили, Тамары Эристави и других. Подписчики получат первую книгу издания, в которую вой­ дут «Ричард III», «Укрощение строптивой», «Комедия оши­ бок», «Генрих VI», «Два верон­ ца», «Тит Андроник», уже в этом году. Арсен ЕРЕМЯН. (АПН). НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕ.АгИИ СССР Андрей Яковлевич Эшпай ро­ дился в 1925 году в городе Коть- модемьпнске в Поволжье. Из­ вестный композитор достойно представляет советскую много­ национальную музыку во всем мире. В своем творчестве смело осваивает почти все современ­ ные формы музыки, охватывая многие жанры от песни до сим­ фонии и балета. А. Эшпай— участник Великой Отечествен­ ной войны, кавалер нескольких орденов и медалей. Он—лауре­ ат конкурсов Всемирных фести­ валей молодежи и студентов, заслуженный деятель искусств Марийской, Мордовской и Якут­ ской АССР. народный артист РСФСР. Андрей Яковлевич избран сек­ ретарем Союза композиторов РСФСР. За кантату «Ленин с нами». Второй концерт для фортепья­ но с оркестром А. Я. Эшпай представлен на соискание Госу­ дарственной пре,мчи СССР . На сни.мке: А. Я. Эшпай. Фото В. Савостьянова (Фотохроника 1АСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz