Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 12 октября 1976 года 9 3 стр. Шлтилетхсл, У т г д х е д ь . ХСл'чсество, „ДОСТАТОЧНОодин РАЗ...УВИДЕТЬ“ В прошлом учебном году на страницах «Крас ного знамени» были опубликованы материалы о повышении качества знаний учащихся, о борь бе с второгодничеством. Сейчас газета продол жает разговор под рубрикой «Пятилетка. Учи тель. Качество». Роль наглядности в обучении и воспитании школьников — одна из важных проблем, стоящих перед школой. Об этом и пойдет рассказ в ряде материалов, которые на печатает редакция. «Достаточно одий раз в жиз ни увидеть верблюда, услы шать соловья, почувствовать вкус сахара, полюбоваться раз валинами Рима, чтобы помнить всю жизнь», — это утвержде ние одного из выдающихся пе дагогов как нельзя лучше вы ражает педагогическую суть наглядности в обучении и вос питании человека. Сейчас уже невозможно представить себе современную школу без технических средств, помогающих услышать, увидеть, полюбоваться, прочувствовать и запомнить то, что предлагает школьная программа. Применя ются магнитофоны, проигры ватели. фильмоскопы. Учебное кино занимает осо бое место в повышении каче ства знаний учащихся. Силь нейшим образом воздействует на развитие внимания, наблю дательности, творческого во ображения, помогает работе памяти, затрагивая эмоциональ ную сферу школьника, учебное кино формирует и его миро воззрение. Забота государства о качест ве знаний и убеждений школьника видна уже в том, как оснащается школа кино оборудованием. Все наши сред ние и восьмилетние школы име ют киноаппаратуру, кабинеты- классы, приспособленные для демонстрации учебных кино лент. Незаменимым помощником школе является межрайонная школьная фильмотека. Вот уже 16 лет заведует ею М. В. Мо розов, отличник народного про свещения, 30 лет отдавший вос питанию учащейся молодежи. Человек большого трудолю бия, он делает все, чтобы учебное кино прочно вошло в практику обучения и воспита ния школьника. За последние пять лет фильмотека в 14 раз увеличила свой фонд, и сейчас в ней насчитывается 3150 филь мокопий по всем учебным предметам. Еще пять лет назад одна школа в среднем брала не бо лее 80 фильмов в год, в про шлом учебном году — 220! Всего к услугам фильмотеки за последний учебный год школы обратились около 4 ты сяч раз. Фильмотека организо вала подготовку лаборантов и учителей. 450 человек сдали эк замены и получили права ки нодемонстраторов. В методическом уголке филь мотеки каждый из них может получить индивидуальную кон сультацию у Михаила Василье вича Морозова. Его часто мож но встретить и в школах, где он устраняет неполадки в ки ноаппаратуре. Работает в фильмотеке филь- мопроверщицей добросовестней шая К. В. Баранова. Именно онй‘’^ает фильмокопиям новую жизнь. От ее скрупулезной, нелегкой работы зависит каче ство проекции. Сантиметр за сантиметром просматривает она бесчисленное количество кинолент, подчищая, подклеи вая, чтобы ученики увидели чет кое изображение на школьных экранах. ...Идет урок географии по теме «Равнинные и горные ре ки». Объяснение учителя за крепляется показом кинофраг мента. Пятиклассники с огром ным вниманием следят за кад рами. После урока спрашиваю Галину Владимировну Шульц: «Что дает ученику и учителю учебное кино?» Отличник на родного просвещения, влюб ленный в свой предмет, отве чает: — Трудно переоценить зна чение кинофильма. Особенно для 5-го класса, где заклады ваются основы наук. Просмот рев фильм, дети хорошо пред ставляют себе, как образуются реки, насколько широки воз можности в использовании вод ных ресурсов. Они образно представляют себе разницу между рекой горной и равнин ной. Урок доставляет удоволь ствие и учителю, потому что от веты учащихся глубокие, впе чатления яркие, речь обога щенная. А вот суждение заслужен ной учительницы школы Евге нии Николаевны Копаевой (СШ № 3), много лет активно использующей кинофрагменты на уроках. — Нет необходимости дока зывать, сколь велика роль учебного кино как средства наглядности в обучении химии и активизации мыслительной деятельности учащихся. Оно оказывает неоценимую по мощь в изучении технологии химического производства. На киноуроках ребята получают наглядное представление о масштабах и сложности уст ройства химзавода... ...Фильмы по литературе, ис тории. Фильмы, воспитывающие любовь к природе. Фильмы, по могающие профориентации, нравственному воспитанию учащихся. Фильмы в помощь изучающим иностранные язы ки. Все ли это богатство ис пользуется на уроках и во вне классной работе? И всеми ли школами? Работники фильмотеки по могают разобраться, что скры вается за оптимистическими средними цифрами —220 филь мокопий на школу в учебном го ду. Активнее других исполь зуют учебное кино СШ № 1, № 3, 24, 2, школа-интернат N° 8. На их счету по 200 и больше фильмоуроков А вот СШ № 23 при равных возможностях взя ла в фильмотеке за год лишь 72 фильма, № 12 — 41, а восьмая школа с февраля до конца учебного года— ни од ного. Не лучше дело и в восьми летних школах №№ 6, 17, где просмотрено всего по 38 и 33 кинофрагмента. Решающую роль в использо вании учебного фильма играет, конечно, степень заинтересо ванности учителя в качестве знаний учащихся. Красноречи вое сравнение; с января и до конца учебного года по химии школа N° 1 взяла 15 фильмов, а № 15 — лишь 1. В тех школах, где нет лабо ранта, заинтересованные учи теля не считают за труд брать самим нужные фильмы, как это делают, например, Людми ла Александровна Фастова, На дежда Георгиевна Атаманова. Совершенно не пользуются учебными кино учителя анг лийского и французского язы ков. Бесполезно лежат фильмы по технологии швейного про изводства, штамповке металлов, а между тем не мешало бы ориентировать учащихся на эти профессии. Не все школы брали инте ресные и нужные для воспита ния молодых граждан фильмы: «Право на труд и обязанность трудиться», «Охрана природы» и другие. К сожалению, зача стую учителя, имеющие права кинодемонстраторов, не ис пользуют их, перекладывая свои обязанности на лаборан тов, которые не в состоянии обеспечить систематический показ учебных фильмов. По-разному относятся к име ющемуся кинооборудованию в школах. В СШ № 3 до сих пор работает киноаппарат с шест- надцатилетним «стажем». в СШ № 15 из 7 аппаратов рабо тают 4, в СШ № 23 из четырех лишь один. Кстати, в фильмоте ке всегда можно взять напро кат из обменного фонда кинопроектор, трансформатор, усилитель, чтобы не простаива ла школьная киноаппаратура. Что самое главное для нор мального использования учеб ного кино в школьном 1976—77 учебном году? На этот вопрос М. В. Морозов отвечает: —Более тесный контакт школ с] фильмотекой. Школы должны давать заблаговременно заяв ки на всю учебную четверть. Вовремя брать и возвращать фильмы. Следить за исправ ностью аппаратуры. Контролиро вать, насколько все учителя используют кино — это могу чее средство повышения каче ства знаний учащихся и форми рования их духовного мира. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительнииа школы РСФСР. Техническое творчество На элементном заводе а це лях дальнейшего развития твор ческой инициативы рабочих, служащих, инженерно - техни ческих работников, успешного выполнения планов и обяза тельств 1976 года по созданию рационализаторского фонда де сятой пятилетки с 25 сентября по 15 декабря объявлен кон курс на лучшую постановку ра боты по рационализации и изо бретательству. Победителями будут считать ся коллективы, которые за пе риод конкурса обеспечат наи большее количество рациона лизаторских предложений, ис пользованных в производстве, и получат от их внедрения значи тельный экономический эф фект. На каждый отдел, цех да но задание, в котором опреде лено, сколько должно быть внедрено предложений и ка кая будет получена от них экономия. Для руководства и подведе ния итогов конкурса создана комиссия. В нее вошли главные специалисты завода. Предсе дателем комиссии утвержден заместитель главного инжене ра И. П. Тутов. В БРИЗ уже поступили первые предложения. Так, расточники инструментального цеха П. Т. Муравейко и А . Ю. Меренков усовершенствовали приспособ ление для выпуска источников тока. Это новшество уже внед рено в производство, что дает немалый экономический эф фект. Предложение технолога Е. П. Шепина позволит повы сить качество изготовления по люсов батарей КБС, элементов «Марс». Ряд других усовершен ствований технологических про цессов предлагают осущест вить мастер В. И. Кириллов, ст. технолог Н. Ф . Широков, конст руктор В. И. Федооов и другие, О. НИКОЛАЕВ. в м и о . ч З б а и И л т с я е ае ш ч в о е , ф т и ые м р рн н а а а в д е т ц з о а ж к т е о ь н л ы о л н е н т с ы о , т ч н т Л и о » т 1 п ы 4 р 9 с о 9 я в ч е .А л к л и з е л а к о с м е р й е у т л Д р е м о м в и . т а р Е в и т сл о е и бы все эти маршруты, пройденные дорожью и бетону, в дождь и снег, об И ъ с е а д е и в н ы и м ть п в о о б д е и з н непрерывный, то вып!ло бы. что он. как космонавт, несколько раз обогнул нашу планету. Труд каждого из нас сложен. Шофера особенно- Требующт!Й глубокого знания своего дела, ведь в практике нередки ситуации, когда водитель остается о ти ди н н е на мо о ж д е и т н . с Не н о е б и . с х п о р д а и в м н а ой бым с а т ш р и о н та ой р , е а ак п ц о и м и о , щ и ь бо пр о и н й а о в д и н ль а но п е озв р о е л ш и е т ни м е г . н Нов у е ж н н н о о от п мри ен н н ят о ь е зд ед о и р н ов ст ь в е е , н н н е о да п р р о а м д р и аб ц о и ч н и с й ко д го ен о ь смА о л т е р к а се . я Тр Д у м д ит э р т и от е , ви н ч а а кон н е а ц ч , ина т е р т е с б я ует с м о е т человека не только любви, но и преданности-^ лет В к се и . , м ш э о т ф и е м р к п а е ч р е в с о т г в о ам кл о а т с в с е а ча А е . т Д . уд И ар са н е и в к . 9-й пяти ВКЛА1ВМИРОВУЮ Издательство «Хеловнеба» («Искусство») в Тбилиси под готовило к выходу в свет на грузинском языке полное со-^ брание сочинений Шекспира, Богато оформленное, снаб женное научными чомментария- ми, уникальное издание содер жит свыше 300 оригинальных иллюстраций. К работе при влечено более тридцати масте ров изобразительного искус ства Грузии, таких, как член- корреспондент Академии ху дожеств СССР Серго Кобулад- зе, лауреат Государственной премии СССР Николай Игнатов, заслуженные художники рес публики 3-/раб Нижарадзе, Тенгиз Мирзашвили и другие. Каждый из них занят иллюстри рованием одного—двух произ ведений великого английского драматурга. Главный редактор издания, профессор Тбилис;кого уни верситета Нико Киасашвили говорит; —Нашей основной задачей была подготовка переводов не издававшихся на грузинском язы ке произведений Шекспира. Основная работа пришлась на подготовку самого текста. Клас сическими признаны блестя щие переводы Иване Мачабе- ли. Сейчас привлечены новые талантливые переводчики, из вестные своими работами по классической мировой литера туре. Речь идет о переводах Эмзара Квитаишвили, Тамары Эристави и других. Подписчики получат первую книгу издания, в которую вой дут «Ричард III», «Укрощение строптивой», «Комедия оши бок», «Генрих VI», «Два верон ца», «Тит Андроник», уже в этом году. Арсен ЕРЕМЯН. (АПН). НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕ.АгИИ СССР Андрей Яковлевич Эшпай ро дился в 1925 году в городе Коть- модемьпнске в Поволжье. Из вестный композитор достойно представляет советскую много национальную музыку во всем мире. В своем творчестве смело осваивает почти все современ ные формы музыки, охватывая многие жанры от песни до сим фонии и балета. А. Эшпай— участник Великой Отечествен ной войны, кавалер нескольких орденов и медалей. Он—лауре ат конкурсов Всемирных фести валей молодежи и студентов, заслуженный деятель искусств Марийской, Мордовской и Якут ской АССР. народный артист РСФСР. Андрей Яковлевич избран сек ретарем Союза композиторов РСФСР. За кантату «Ленин с нами». Второй концерт для фортепья но с оркестром А. Я. Эшпай представлен на соискание Госу дарственной пре,мчи СССР . На сни.мке: А. Я. Эшпай. Фото В. Савостьянова (Фотохроника 1АСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz