Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 9 о к тяб р я 1976 го д а ф 3 стр . Поэзия Бунина (Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет...». М. ГОРЬКИЙ. в .творчестве нашего земля ка писателя Бунина значитель ное место занимает поэзия, которая в меньшей степени из вестна широкому кругу чита телей, чем прозаические произ ведения. Опубликованная издательст вом «Детская литература» его книга «Стихотворения» (Моск ва, 1976 год) знакомит нас с лирической поэзией, отме ченной высоким мастерством, гармонией чувств и мысли. Еще в раннем возрасте Иван Алексеевич начал писать сти хи, по его словам, подражая Лермонтову и Пушкину. Первое его стихотворение было опуб ликовано в 1887 году, а с 1888 года он стал регулярно печа таться в книжках «Недели». О мотивах ранних стихотво рений Бунина можно судить по его признанию в «Автобиогра фической заметке»: «Я помню, что в ту пору мне все казалось очаровательно: и люди, и при рода, и старинный с цветными окнами дом бабки, и соседние усадьбы, и охота, и книги, один вид которых давал мне почти физическое наслаждение, и каждый цвет, каждый запах...» Детство Бунин провел недалеко от Ельца, в том краю России, который является родиной мно гих русских писателей, где бога тейший русский язык. Прочны ми узами связана поэзия Бу нина с его родными местами, с народным языком. Наиболее значительные из ранних стихов посвящены родной природе. Открывается книга програм мным стихотворением. Шире, грудь, распахнись для принятия Чувств весенних —минутных гостей! Ты раскрой мне, природа, объятия. Чтоб я слился с красою твоей! Ты, высокое небо, далекое, Беспредельный простор голубой! Ты, зеленое поле широкое! Только к вам я стремлюся душой! В 1900 году Иван Алексеевич опубликовал поэму «Листопад», которую посвятил Максиму Горькому. Это одно из лучших произведений русской пейзаж ной лирики об осенней поре. Здесь особенно явственно про явилась связь с мотивами рус ского народного творчества. Поэма «Листопад» принесла Бунину известность. В 1903 го ду за нее вместе с переводом «Песни о Гайавате» Лонгфелло он был удостоен Пушкинской премии Российской академии наук. Тема детства одна из замет ных в его поэзии. Вот отрывок из стихотворения «Детство». Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок—как шелк... Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол-гигант, тяжелый, величавый. Бунин не только певец моло дости и счастья, но и трагизма, скорби, одиночества. Крайне тяжело сложилась молодость писателя; бедность, неокон ченная гимназия, разрыв с любимой, неудачный брак, смерть единственного пяти летнего сына,—все это не мог ло не сказаться на его творче стве. Сюда уходят корнями мо тивы одиночества в лирике. Он вспоминал: «Я рос без сверст ников, в юности их тоже не имел да и не мог иметь. Про хождение обычных путей юно сти— гимназия, университет — мне не было дано. Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал». Некоторые стихи развивают тему смерти в философском плане. Поэт оплакивает смерть эпохи, с которой его связыва ли кровные узы. «Вечная» те ма жизни и смерти рассматри вается с жизнеутверждающих позиций. Сложными были отношения Бунина с декадентами. С одной стороны, это сказалось в куль те «чистого искусства», отказа от общественной жизни, с дру гой—Бунин не разделял идей ных устремлений декадентов. В поэзии он отстаивал лучшие традиции русской классики, которые подвергались дискре дитации декадентами. Бунин уделял большое внима ние поэтическим переводам с английского, французского, итальянского и других языков, которые являются классиче скими. Он переводил Лонгфел ло, Байрона, Петрарку, Мицке вича, Шевченко. Его творчество высоко цени ли Лев Толстой, Максим Горь кий, Александр Блок. Тол стой в беседе с Горьким ска зал: —Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но креп ко пахнет в оврагах сыростью грибной...». И далее добавил: —Очень хорошо, очень вер но! В поэзии отражаются его впе чатления от многочисленных поездок за границу, он много путешествовал. В эмиграции стихов было написано немного, в них звучат мотивы одиночест ва, тоски по Родине, любви, ко торую Бунин сохранил до кон ца своих дней. И в заключение хочется при вести слова . Константина Паус товского о Бунине из «Золотой розы»: «Бунин прожил слож ную, иногда противоречи вую жизнь. Он много видел, знал, много любил и ненави дел, много трудился, не раз ошибался, но всю жизнь вели чайшей, нежнейшей,' неизмен ной его любовью была родная страна, Россия». Об этом, в частности, красно речиво свидетельствуют стро ки, полные глубокого лиризма и большой любви к родным краям; И цветы, и шмели, и трава. и колосья. И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет — господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?». И забуду я все —вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав— И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленам припав. В. КОНДРАТЬЕВ, научный сотрудник Елецкого краеведческого музея. С грибным лукошком Как хорошо прохладным зю- ревым утром, оставив шумную суету города, побродить с лу кошком по лесу. Вдыхаешь полной грудью терпкий аромат хвои и первых опавших листь ев, к которым примешивается пряный запах грибов, и радо стью наполняется твое сердце. Ступаешь осторожно, боясь спугнуть эту сказочную красо ту. Деревья, точно заколдован ные великаны, упирают свои кудрявые головы в бездонную синь неба. Вдруг выстрелит под ногами сучок, и разнесет этот звук по лесу многоголосое эхо. И вновь наступает звенящая тишина. • Только где-то в глубине отчет ливо слышно, как работает в своей «кузнице» дятел. Внимательно смотришь по сторонам, заглядываешь под мохнатые ели и наконец заме чаешь на березовом пне среди чащи россыпи опят — пре красных даров осеннего леса! Найдешь пять-шесть таких кучек, и лукошко твое заметно тяжелеет. Побродишь по лесу часа три, отмеришь не один километр, а усталости не чувствуешь. Лишь разыграется волчий аппетит. Присядешь на гладко срезан ный пенек, достанешь еду и уписываешь за обе щеки, на блюдая за маленькой пичугой, которая прыгает с дерева на дерево и, занятая своим делом, не обращает на тебя ни малей шего внимания. И вот уже снова ты идешь по лесу, снова заглядываешь в укромные места, ложбинки, снова срезаешь опята... Богаты наши леса, богаты и красивы. Именно с любви к природе и начинается любовь к родной земле, к Родине. В. НОЯБРЬСКИЙ. ЛИСТОПАД, ЛИСТОПАД.. Фотоэтюд А. РОМАНЕНКО. Н О В ЕЛ Л А ЖАТВА Из леса мы возвращались ве чером автобусом. С букета* 1!1 цветов и корзинами, наполнен ными грибами. Уставшие, опья ненные запахами чуть тронуто го желтизной леса. Ехали молча; не говорилось и не пелось. То ли от усталости, то ли от обилия впечатлений. Сенька, уткнувшись носо.ч в стекло, не спускал глаз с доро ги, где уже с зажженными фа рами проносились груженные зерном машины. Шла убороч ная. Наш шофер торопился. —К девяти дома будем, — объяснял он, время от времени поглядывая на часы. —К футбо лу как раз успеем. —И подда вал газку. Старенький П.АЗик мелко мелко вздрагивал и, подмигивая почему-то фарами, мчался по новенькому, только что уложен ному асфальту. В автобусе, несмотря на от крытые окна, было жарко. Пах ло созревшими хлебами, кото рые сплошной стеной стояли по обе стороны дороги. Слышно было, как где-то далеко рокота-' ли комбайны. —Поле горит! Смотрите, поле горит! —вдруг закричал Сень ка. Шофер резко затор.мозил и первым выпрыгнул из машины. ...Мы били по полыхающей и словно сухие поленья потрес кивающей пшенице, пытаясь сбить пламя, кто че.ч мог. Шо фер—пиджако.ч, я— невесть как оказавшимся в руках чехлом от сиденья, моя сос.чуживица Ма рия Николаевна —пустым вед ром. Остальные топтали огонь ногами. Только потом я за.четнла Сеньку. За.метила и ужасну лась —он был рядом с нами. Размахивая свитером, бил им по горящей пшенице и пригова ривал: ■^Вот тебя. Вот тебя. Бросившись к сыну, я схвати ла его в охапку и потащила в сторону от огня. Он болтал ногами, вырывался и кричал; —Пусти, пусти! Ты же сама говорила, что я мужчина. Огонь скоро потушили—подо спели на помощь комбайнеры. Уселись кружком в мягкую траву. Молчали. Тишина стояла необыкновен ная. Дул Ветерок. Мягкий, мяг кий. Пели, как будто ничего не случилось, неугомонные перепе ла: «Спать пора! Спать пора!». Небо совсем потемнело. Сверкнули первые звезды. Один из ко.мбайнеров — высокий, статный — встал первым. Сде лал широкий круг в сторону по ля. Сказал: —Пошлв, ребята. Работа ждет. Нагнулся, сорвал пучок травы и приложил к щеке. —Больно, Ваенльич? —спро сил его среднего роста, корена стый парнишка. —Ничего, — пробасил тот.— До свадьбы подживет. И вдруг, повернувшись к Сеньке, сказал: —Ну-ка, сынок, пойдем со мной. Сенька вопросительно погля дел на меня. —Иди, иди,—подбодрила я сына. Васильнч подождал, когда Сенька подошел к нему, сорвал, словно зачерпнул, горсть пше ничных колосьев. Протянул их Сеньке и сказал: —Бери-ка. сын, награду. Ты то же .хлеб спасал. Придет весна— посеешь эти зерна. И будет у тебя свое поле. Шофер возился с машиной. Комбайны рокотали уже дале ко от нас. —Мам, —спросил Сенька,—а почему они домой не идут? Уже ведь поздно. Ты, когла темно. всегда с работы приходишь. —Работают, —ответила я, ду мая о Васильиче и колосьях, им подаренных. —Хлеб ждать не может. —Почему? —Переспеют колосья — осы паться начнут, и тогда у людей будет меньше хлеба. Чтоб это го не случилось, и работают комбайнеры день н ночь. —А когда спят? —На рассвете. Чуть-чуть. —А потом опять на работу? —Опять. Трудно им очень. Но хотят они, чтобы у таких детей, как ты, было много-много бу лок, печенья, пирожных. Ком байнеры берегут каждое зер нышко, и ты должен беречь хлеб. Я говорила и чувствовала, что все слова мои—ничто по сравне нию с подарком Васильича. Я поглядела на Сеньку. Он сидел, прижавшись ко мне, и, будто роскошный букет, дер жал в руках пшеничные колосья. А. БОРИНА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz