Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 4 сентября 1976 года 3 стр. В мизни всегда есть место подвигу Н Е Б О ПОКОРЯЕТСЯСИЛЬНЫМ Теоретическая подготовка , на земные тренировки , методиче ские занятия отнимали у кур сантов много времени. Ма первом плане были мате риальная часть самолета , дви гатели, спецобразование , ра диотехника , аэродинамика , на вигация, м е теорология , черче ние, иностранный язык , физи ческая подготовка , специальные дисциплины ... Д л я того , чтобы попасть на аэродром , предстояло сдать немало зачетов . Иван отчетливо помнит, как он первый раз сел в самолет* ную кабину. Она была точной копией рабочего места летчи ка в подлинном самолете . Че р е з каких-нибудь тридцать се кунд ощущение условности у курсанта Кашина исчезло . Жи ли приборные стрелки , колы хался авиагоризонт, работал двигатель . Но вот. все теоретические зачеты сданы . Курсанта Каши на допустили на аэродром . Но летать ещ е рано. Теория и на земное обучение продолжа лись. Ивану, как и его одно курсникам , казало сь , что уж слишком много даю т им тео рии. Спустя годы , избранная профессия и жизнь заставили Кашина сделать вывод: надо учиться постоянно. В против ном случае ем у не видеть воз душных лайнеров. ‘ )(с ♦ * В один из обычных учебных дней Кашин с инструктором со вершили полет по кру гу и при землились. Инструктор рассте гнул при вязные ремни, выбрался из своей кабины и сказал ; — Хорошо . Лети сам . Делай все так же , как со мной. Наконец-то первый самостоя тельный вылет? Не помня себя от радости , Иван вырулил на линию ис полнительного старта , по радио запросил разрешение на взлет и услышал в наушниках шлемо фона ; — Вам вылет разрешаю? Кашин вычертил прямоуголь ник над границей аэродрома , рассчитал посадку и нор мально приземлился около по садочных знаков. Все было от менно! Все совершенно точно? Иван Кашин понимал: слож ное всегда начинается с про стого . Поэтому он, овладевая малыми кренами , набивал р у ку, тренировал глаз на средних высотах, стремился выработать в себе подлинную , а не мни мую уверенность . Постепенно за плечами Ка шина накопился опыт, заклкэ- чавшийся в пятидесяти трех са мостоятельных полетах , девяти часах восемнадцати минутах налета . Много это или мало? Д л я то го, чтобы окончательно убе диться в пригодности к летной работе , — вполне достаточно . Для того , чтобы считать себя летчиком , — совсем ничтожная малость . Экзамен на мужество и. А . Кашин много времени ежегодно проводил на опера тивных точках . С ранней вес ны и до поздн й осени рас сеивал он над полями химика ты . В 1965 году его экипаж Продолжение- Нач. в Иг 176 даже стал рекордсменом — об работал за сезон 33 тысячи гек таров. За высокие показатели и хорошее качество обработки полей Кашину выносились бла годарности , вручались по четные грамоты , дважды пор трет помещался на доске По чета. Министр гражданской авиации С С С Р наградил его знаком «Отличник Аэрофло та» . Трудом , желанием постоян но повышать свои знания и стремлением к непрерывному совершенствованию летного ма стерства добивался он призна ния. Лариса радовалась успехам мужа . Его любовь к избранной профессии сама собой переда лась и ей . Да только вот не стали привычными тягостные и томительные дни разлук . ...Ш ел апрель 1967 года . Точ нее, семнадцатый день этого месяца , который на всю жизнь оставил неизгладимый след в их памяти . В аэропорту платили аванс. М уж был на сельскохозяйст венных работах , и Лариса р е шила съездить за зарплатой . Едва она появилась в аэро порту, как услышала : — Кашин шлепнулся , — об ронил кто-то , пробегая мимо нее. Никто толком не знал, что произошло . Строились ра з личные предположения . Но они не утешали Ларису. Став ж е ной летчика , она изо дня в день постоянно готовила се бя к подобной ситуации: в небе всякое случается . Но это подсознательно . В сознании горькое сообщение почти ни когда не укладывается не толь ко сразу , но даже долгое вре- мя спустя . Закрыв руками заплаканное лицо, Лариса опустилась на ска- ме.йку. Сколько здесь проси дела она, не помнила. Из тяж кого оцепенения ее вывел ра^ ботник аэропорта , подбежав ший с радостной улыбкой на лице: — Кончай реветь , живой твой Иван? — Жив-о-о-й! — еле слышно протянула она. — Ну да , живой, только что сообщили . «Значит, действительно , про изошло что-то серьезное» , — подумала Лариса, не проронив больше ни слова. Тракторист , объезжая на «Бе ларуси» стоящий на дороге самолет , громко бранился . — Не могли сесть в другом месте , колеси теперь ... Самолет занимал всю про езж ую часть дороги , оставив лишь по 20 сантиметров у каж дого края . Напарник Ивана Кашина А р кадий Глухов попробовал на щупать ногой твердую почву на обочине дороги , но утонул в липкой грязи . Очистив боти нок о твердый грунт , пошел на др у гую сторону . Там повто рилось то же самое. — Ю велирная работа, коман дир, — крикнул Аркадий , до вольно потирая руки . Уж е неделю на своем неуто мимом труженике АН-2 летали они над полями колхоза «Но вая жизнь» Новозыбкинского района Брянской области . Ра бота спорилась. И Кашин рас считывал через денек— другой отправиться в соседнее хозяй ство, чтобы огляде ть там поса дочную площадку , договорить ся в правлении о предстоящей работе. В тот апрельский день пило ты проснулись рано, и самолет поднялся над полями с первы ми лучами солнца. Заканчивал ся десятый полет, когда на вы ходе из гона экипаж вдруг ощутил тряску двигателя . До посадочной площадки было далеко . Командир прика зал ; — Идем на вынужденную? Кашин развернул самолет над перелеском и направил его на ра здел . На полоске земли м еж д у полями двух колхозов замелькали частые блюдца во ды — садиться нельзя . С молниеносной быстротой приходили варианты. «Да ря дом где-то дорога» , — мельк нула мы сль . Пилоты выровняли машину. Мотор работал с сильными перебоями , угрожающ е ревел, мог остановиться в любую ми нуту. То убирая газ, то снова на бирая обороты винта, Кашин стал заходить на мокрую лен ту дороги , быстро расширяв шуюся под самолетом от сни жения. Скорость подходила к критической. Раненый мотор самолета сдавал . Сильные руки Кашина и Глу хова сжали штурвалы . Машину тянуло в сторону . Профиль до роги оказался неровным — один край выше другого . Медленно тормозя , самолет остановился . Выбитая в одном из цилинд ров свеча вместе с гнездом могла стоить жизней . Искусно посадив в невероятно сложных условиях почти падавший са молет , летчики выдержали эк замен на зрелость . Э то случилось на десятом го д у службы Кашина в граждан ской авиации. Тогда Иван А нд реевич особенно остро почув ствовал, как много значат в профессии летчика отличное знание материальной части, бы строта реакции и умение в считанные секунды принять единственно правильное р е шение. Случай этот был зафиксиро ван в положенных документах , а в личном деле командира са молета АН-2 И. А . Кашина по явилась запись : «При отказе двигателя в воздухе экипаж не растерялся , проявил хладнокро вие, выдержку и благополучно произвел вынужденную посад ку». Когда неисправность устрани ли, Иван Андреевич обратился к членам комиссии, прилетев шим из Брянска , с просьбой доставить свой АН в аэропорт. — Да?! — не то спрашивая, не то у тверждая , сказал пред седатель , переглянувшись с присутствующими . — Пожалуй, и я с тобой .— И, махнув рукой, скомандовал : — Поехали? С женой Иван Андреевич встретился в аэропорту уже в сум ерках . Широко улыбаясь , он шел ей навстречу. Лариса бросилась к нему, а он, бережно прижимая ее и вытирая катившиеся по щекам жены слезы , успокаивал : — Ну , не надо! Видишь, все нормально.— И, спохватившись, спросил ; — А Виталька где? ...Лариса открыла глаза , ког д а в доме было уже светло. Она все еще не верила, что муж рядом и пристально рас сматривала его . Он спал ти хим, спокойным сном. Лариса чуть не вскрикнула: на левом виске мужа ра збе жались серебристые паутинки. А . ЗЛОБИНА . Окончание следует . Швея-мотористка фабрики массового пошива М. В. Иванцова трудится под девизом; «Десятую пятилетку — за 4 года!» Еже дневно перевыполняет задание на 25—30 процентов. с блокиотоАЧ по училищу ЗОВУТ ДОРОГИ ДАЛЬНИЕ КА КУЮ П РОФ ЕССИЮ ИЗБРАТЬ! Белоруссия и Казахстан, Ар хангельская и Волгоградская области, Липецк, Курск , Воро неж. О р ел ... Из этих мест при езжаю т ребята в Елец , чтобы поступить в техническое учили ще № 1, В сентябре прошлого года был сдан в эксплуатацию но вый корпус, и училище расши рило учебную базу. План при ема на 1976— 1977 учебный год довольно большой : 650 чело век, а всего здесь буде т зани маться в этом году свыше ты ся чи юношей и девушек . Они смогут получить профессии по- ■ мощника машиниста теплово за, дежурного по станции, проводника пассажирских ваго нов, слесаря по ремонту теп ловозов и дру гие . А группы слесарей контрольно - измери тельных приборов набираются в училище впервые. В них бу д у т готовить специалистов по ремонту электровозов и ди зель-поездов . Да, растет старейшее в горо де училище. И в кабинете за вуча В. И. Кокоткина тоже идет прием «новичков», толь ко не учащихся, а будущих пре подавателей и мастеров. Начался учебный год . Ребята и их наставники уверенно бе рутся за дело . Д ЕЛО РУК КАЖ ДО ГО Первое сентября — начало учебы . Но не все ребята шли в этот день в аудитории. Учащи еся нового набора по традиции отправляются в колхозы на сельскохозяйственные работы. Училище хорошо подготовле но к занятиям . Многие кабине ты оборудованы современными техническими средствами ; ря дом с рабочим местом пре подавателя находится доска , ко торую можно легко превратить в экран для дневного кино; тут же — телевизор , магнитофон , плакатница. Пульт управления помещен в преподавательском столе. На стенах «говорящие» стенды наглядных пособий: за горающиеся в нужный момент лампочки-«подсказки» помога ют ребятам быстрее разо браться в сложном устройстве изучаемого прибора. Но в кабинете тепловозного хозяйства нет таких техниче ских средств обучения. Зато здесь собран действующий ме ханизм тепловоза в натураль ную величину, оборудовано ра бочее место машиниста, И бу дущие железнодорожники , не выходя из аудитории, изучают принципы ее работы. Трудно поверить, что все оформление кабинетов — д е ло рук самих преподавателей и учащихся. Тем не менее год назад только что построенное здание встретило хозяев пусты ми комнатами, голыми стенами. И сразу же началась работа: из учащихся были созданы творческие бригады по обору дованию аудиторий. И в сво бодное от занятий время ребя та вместе с преподавателями благоустраивали училище. Большую фантазию и мастерст во проявили при этом руково дитель начальной военной под готовки Б. В. Себекин , препо . даватели А . И. Волков, Г. М . Онищенко, учащиеся В. Мосин, В. Копейкин, А . Сафронов . В училище начались занятия. И а освоении выбранной професси ей ребятам б уду т помогать технические средства , которые они сделали своими руками . ОНИ НЕ ПРОСТО УЧАТСЯ «Товарищи учащиеся! Дадим инструмент отличного качест ва важнейшему пусковому объ екту 10-й пятилетки— Камскому автозаводу» . Этот плакат ви сит у входа на второй этаж мастерских . Здесь воспитанники технического училища изучают слесарное дело . Изготовить мо- /ю ток , гаечный ключ, тиски совсем непросто. Тем более, что потом этими инструментами будут работать люди на К ам АЗе . Но, пожалуй, это и самое главное для ребят: знать, что здесь они не просто учат ся обращаться с металлом , — их продукция идет в дело . Рядом с плакатом размещ е ны стенды , на которых пред ставлены изделия , изготовлен ные учащимися, фотографии победителей конкурса на зва ние лучшего исполнителя сле сарных работ. К началу учебного года здесь не просто оформлены новые стенды и плакахы. Со сдачей в эксплуатацию нового корпуса возросло число учащихся — значит, и мастерские должны расширяться. Поэтому скоро здесь б уде т оборудован еще один, четвертый по счету, цех для обучения слесарному делу . А три старых — отремонтирова ны и оформлены для занятий. Они имеют справочный мате риал, техническую документа цию, созданы уголки самоконт роля , где учащиеся могут сами проверить качество изделия и правильность его обработки. Над техническим оснащением мастерских тоже работали ре бята под руководством масте ров П. И. Туленинова, А. С . Кузнецова, И. А , Карпухина. И новички, придя сюда, сра зу попадают в рабочую атмос ф ер у — здесь давно подгото вились к началу занятий. В. ПАЛЬЧУН , наш внештатный корреспондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz