Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 4 сентября 1976 года 3 стр. В мизни всегда есть место подвигу Н Е Б О ПОКОРЯЕТСЯСИЛЬНЫМ Теоретическая подготовка , на­ земные тренировки , методиче­ ские занятия отнимали у кур ­ сантов много времени. Ма первом плане были мате­ риальная часть самолета , дви­ гатели, спецобразование , ра­ диотехника , аэродинамика , на­ вигация, м е теорология , черче­ ние, иностранный язык , физи­ ческая подготовка , специальные дисциплины ... Д л я того , чтобы попасть на аэродром , предстояло сдать немало зачетов . Иван отчетливо помнит, как он первый раз сел в самолет* ную кабину. Она была точной копией рабочего места летчи­ ка в подлинном самолете . Че­ р е з каких-нибудь тридцать се­ кунд ощущение условности у курсанта Кашина исчезло . Жи­ ли приборные стрелки , колы­ хался авиагоризонт, работал двигатель . Но вот. все теоретические зачеты сданы . Курсанта Каши­ на допустили на аэродром . Но летать ещ е рано. Теория и на­ земное обучение продолжа­ лись. Ивану, как и его одно­ курсникам , казало сь , что уж слишком много даю т им тео ­ рии. Спустя годы , избранная профессия и жизнь заставили Кашина сделать вывод: надо учиться постоянно. В против­ ном случае ем у не видеть воз­ душных лайнеров. ‘ )(с ♦ * В один из обычных учебных дней Кашин с инструктором со­ вершили полет по кру гу и при­ землились. Инструктор рассте гнул при­ вязные ремни, выбрался из своей кабины и сказал ; — Хорошо . Лети сам . Делай все так же , как со мной. Наконец-то первый самостоя­ тельный вылет? Не помня себя от радости , Иван вырулил на линию ис­ полнительного старта , по радио запросил разрешение на взлет и услышал в наушниках шлемо­ фона ; — Вам вылет разрешаю? Кашин вычертил прямоуголь­ ник над границей аэродрома , рассчитал посадку и нор­ мально приземлился около по­ садочных знаков. Все было от­ менно! Все совершенно точно? Иван Кашин понимал: слож ­ ное всегда начинается с про­ стого . Поэтому он, овладевая малыми кренами , набивал р у ­ ку, тренировал глаз на средних высотах, стремился выработать в себе подлинную , а не мни­ мую уверенность . Постепенно за плечами Ка­ шина накопился опыт, заклкэ- чавшийся в пятидесяти трех са­ мостоятельных полетах , девяти часах восемнадцати минутах налета . Много это или мало? Д л я то ­ го, чтобы окончательно убе ­ диться в пригодности к летной работе , — вполне достаточно . Для того , чтобы считать себя летчиком , — совсем ничтожная малость . Экзамен на мужество и. А . Кашин много времени ежегодно проводил на опера­ тивных точках . С ранней вес­ ны и до поздн й осени рас­ сеивал он над полями химика­ ты . В 1965 году его экипаж Продолжение- Нач. в Иг 176 даже стал рекордсменом — об­ работал за сезон 33 тысячи гек­ таров. За высокие показатели и хорошее качество обработки полей Кашину выносились бла­ годарности , вручались по­ четные грамоты , дважды пор­ трет помещался на доске По­ чета. Министр гражданской авиации С С С Р наградил его знаком «Отличник Аэрофло та» . Трудом , желанием постоян­ но повышать свои знания и стремлением к непрерывному совершенствованию летного ма­ стерства добивался он призна­ ния. Лариса радовалась успехам мужа . Его любовь к избранной профессии сама собой переда­ лась и ей . Да только вот не стали привычными тягостные и томительные дни разлук . ...Ш ел апрель 1967 года . Точ­ нее, семнадцатый день этого месяца , который на всю жизнь оставил неизгладимый след в их памяти . В аэропорту платили аванс. М уж был на сельскохозяйст­ венных работах , и Лариса р е ­ шила съездить за зарплатой . Едва она появилась в аэро­ порту, как услышала : — Кашин шлепнулся , — об­ ронил кто-то , пробегая мимо нее. Никто толком не знал, что произошло . Строились ра з­ личные предположения . Но они не утешали Ларису. Став ж е­ ной летчика , она изо дня в день постоянно готовила се­ бя к подобной ситуации: в небе всякое случается . Но это подсознательно . В сознании горькое сообщение почти ни­ когда не укладывается не толь­ ко сразу , но даже долгое вре- мя спустя . Закрыв руками заплаканное лицо, Лариса опустилась на ска- ме.йку. Сколько здесь проси­ дела она, не помнила. Из тяж ­ кого оцепенения ее вывел ра^ ботник аэропорта , подбежав­ ший с радостной улыбкой на лице: — Кончай реветь , живой твой Иван? — Жив-о-о-й! — еле слышно протянула она. — Ну да , живой, только что сообщили . «Значит, действительно , про­ изошло что-то серьезное» , — подумала Лариса, не проронив больше ни слова. Тракторист , объезжая на «Бе­ ларуси» стоящий на дороге самолет , громко бранился . — Не могли сесть в другом месте , колеси теперь ... Самолет занимал всю про­ езж ую часть дороги , оставив лишь по 20 сантиметров у каж­ дого края . Напарник Ивана Кашина А р ­ кадий Глухов попробовал на­ щупать ногой твердую почву на обочине дороги , но утонул в липкой грязи . Очистив боти­ нок о твердый грунт , пошел на др у гую сторону . Там повто­ рилось то же самое. — Ю велирная работа, коман­ дир, — крикнул Аркадий , до ­ вольно потирая руки . Уж е неделю на своем неуто­ мимом труженике АН-2 летали они над полями колхоза «Но­ вая жизнь» Новозыбкинского района Брянской области . Ра­ бота спорилась. И Кашин рас­ считывал через денек— другой отправиться в соседнее хозяй­ ство, чтобы огляде ть там поса­ дочную площадку , договорить­ ся в правлении о предстоящей работе. В тот апрельский день пило­ ты проснулись рано, и самолет поднялся над полями с первы­ ми лучами солнца. Заканчивал­ ся десятый полет, когда на вы­ ходе из гона экипаж вдруг ощутил тряску двигателя . До посадочной площадки было далеко . Командир прика­ зал ; — Идем на вынужденную? Кашин развернул самолет над перелеском и направил его на ра здел . На полоске земли м еж д у полями двух колхозов замелькали частые блюдца во­ ды — садиться нельзя . С молниеносной быстротой приходили варианты. «Да ря­ дом где-то дорога» , — мельк­ нула мы сль . Пилоты выровняли машину. Мотор работал с сильными перебоями , угрожающ е ревел, мог остановиться в любую ми­ нуту. То убирая газ, то снова на­ бирая обороты винта, Кашин стал заходить на мокрую лен­ ту дороги , быстро расширяв­ шуюся под самолетом от сни­ жения. Скорость подходила к критической. Раненый мотор самолета сдавал . Сильные руки Кашина и Глу­ хова сжали штурвалы . Машину тянуло в сторону . Профиль до­ роги оказался неровным — один край выше другого . Медленно тормозя , самолет остановился . Выбитая в одном из цилинд­ ров свеча вместе с гнездом могла стоить жизней . Искусно посадив в невероятно сложных условиях почти падавший са­ молет , летчики выдержали эк­ замен на зрелость . Э то случилось на десятом го­ д у службы Кашина в граждан­ ской авиации. Тогда Иван А нд ­ реевич особенно остро почув­ ствовал, как много значат в профессии летчика отличное знание материальной части, бы­ строта реакции и умение в считанные секунды принять единственно правильное р е ­ шение. Случай этот был зафиксиро­ ван в положенных документах , а в личном деле командира са­ молета АН-2 И. А . Кашина по­ явилась запись : «При отказе двигателя в воздухе экипаж не растерялся , проявил хладнокро­ вие, выдержку и благополучно произвел вынужденную посад­ ку». Когда неисправность устрани­ ли, Иван Андреевич обратился к членам комиссии, прилетев­ шим из Брянска , с просьбой доставить свой АН в аэропорт. — Да?! — не то спрашивая, не то у тверждая , сказал пред­ седатель , переглянувшись с присутствующими . — Пожалуй, и я с тобой .— И, махнув рукой, скомандовал : — Поехали? С женой Иван Андреевич встретился в аэропорту уже в сум ерках . Широко улыбаясь , он шел ей навстречу. Лариса бросилась к нему, а он, бережно прижимая ее и вытирая катившиеся по щекам жены слезы , успокаивал : — Ну , не надо! Видишь, все нормально.— И, спохватившись, спросил ; — А Виталька где? ...Лариса открыла глаза , ког­ д а в доме было уже светло. Она все еще не верила, что муж рядом и пристально рас­ сматривала его . Он спал ти­ хим, спокойным сном. Лариса чуть не вскрикнула: на левом виске мужа ра збе­ жались серебристые паутинки. А . ЗЛОБИНА . Окончание следует . Швея-мотористка фабрики массового пошива М. В. Иванцова трудится под девизом; «Десятую пятилетку — за 4 года!» Еже­ дневно перевыполняет задание на 25—30 процентов. с блокиотоАЧ по училищу ЗОВУТ ДОРОГИ ДАЛЬНИЕ КА КУЮ П РОФ ЕССИЮ ИЗБРАТЬ! Белоруссия и Казахстан, Ар ­ хангельская и Волгоградская области, Липецк, Курск , Воро­ неж. О р ел ... Из этих мест при­ езжаю т ребята в Елец , чтобы поступить в техническое учили­ ще № 1, В сентябре прошлого года был сдан в эксплуатацию но­ вый корпус, и училище расши­ рило учебную базу. План при­ ема на 1976— 1977 учебный год довольно большой : 650 чело­ век, а всего здесь буде т зани­ маться в этом году свыше ты ся­ чи юношей и девушек . Они смогут получить профессии по- ■ мощника машиниста теплово­ за, дежурного по станции, проводника пассажирских ваго­ нов, слесаря по ремонту теп ­ ловозов и дру гие . А группы слесарей контрольно - измери­ тельных приборов набираются в училище впервые. В них бу­ д у т готовить специалистов по ремонту электровозов и ди­ зель-поездов . Да, растет старейшее в горо­ де училище. И в кабинете за­ вуча В. И. Кокоткина тоже идет прием «новичков», толь ­ ко не учащихся, а будущих пре­ подавателей и мастеров. Начался учебный год . Ребята и их наставники уверенно бе­ рутся за дело . Д ЕЛО РУК КАЖ ДО ГО Первое сентября — начало учебы . Но не все ребята шли в этот день в аудитории. Учащи­ еся нового набора по традиции отправляются в колхозы на сельскохозяйственные работы. Училище хорошо подготовле­ но к занятиям . Многие кабине­ ты оборудованы современными техническими средствами ; ря­ дом с рабочим местом пре­ подавателя находится доска , ко­ торую можно легко превратить в экран для дневного кино; тут же — телевизор , магнитофон , плакатница. Пульт управления помещен в преподавательском столе. На стенах «говорящие» стенды наглядных пособий: за­ горающиеся в нужный момент лампочки-«подсказки» помога­ ют ребятам быстрее разо­ браться в сложном устройстве изучаемого прибора. Но в кабинете тепловозного хозяйства нет таких техниче­ ских средств обучения. Зато здесь собран действующий ме­ ханизм тепловоза в натураль­ ную величину, оборудовано ра­ бочее место машиниста, И бу­ дущие железнодорожники , не выходя из аудитории, изучают принципы ее работы. Трудно поверить, что все оформление кабинетов — д е ­ ло рук самих преподавателей и учащихся. Тем не менее год назад только что построенное здание встретило хозяев пусты­ ми комнатами, голыми стенами. И сразу же началась работа: из учащихся были созданы творческие бригады по обору­ дованию аудиторий. И в сво­ бодное от занятий время ребя­ та вместе с преподавателями благоустраивали училище. Большую фантазию и мастерст­ во проявили при этом руково­ дитель начальной военной под­ готовки Б. В. Себекин , препо . даватели А . И. Волков, Г. М . Онищенко, учащиеся В. Мосин, В. Копейкин, А . Сафронов . В училище начались занятия. И а освоении выбранной професси­ ей ребятам б уду т помогать технические средства , которые они сделали своими руками . ОНИ НЕ ПРОСТО УЧАТСЯ «Товарищи учащиеся! Дадим инструмент отличного качест­ ва важнейшему пусковому объ­ екту 10-й пятилетки— Камскому автозаводу» . Этот плакат ви­ сит у входа на второй этаж мастерских . Здесь воспитанники технического училища изучают слесарное дело . Изготовить мо- /ю ток , гаечный ключ, тиски совсем непросто. Тем более, что потом этими инструментами будут работать люди на К ам АЗе . Но, пожалуй, это и самое главное для ребят: знать, что здесь они не просто учат­ ся обращаться с металлом , — их продукция идет в дело . Рядом с плакатом размещ е­ ны стенды , на которых пред­ ставлены изделия , изготовлен­ ные учащимися, фотографии победителей конкурса на зва­ ние лучшего исполнителя сле­ сарных работ. К началу учебного года здесь не просто оформлены новые стенды и плакахы. Со сдачей в эксплуатацию нового корпуса возросло число учащихся — значит, и мастерские должны расширяться. Поэтому скоро здесь б уде т оборудован еще один, четвертый по счету, цех для обучения слесарному делу . А три старых — отремонтирова­ ны и оформлены для занятий. Они имеют справочный мате­ риал, техническую документа­ цию, созданы уголки самоконт­ роля , где учащиеся могут сами проверить качество изделия и правильность его обработки. Над техническим оснащением мастерских тоже работали ре­ бята под руководством масте­ ров П. И. Туленинова, А. С . Кузнецова, И. А , Карпухина. И новички, придя сюда, сра­ зу попадают в рабочую атмос­ ф ер у — здесь давно подгото­ вились к началу занятий. В. ПАЛЬЧУН , наш внештатный корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz