Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 24 января 1976 года ® 3 стр. Ч С Т Р А Н И Ц К 150-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина | у н а с в вОСТПЯХ 27 января исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, великого са­ тирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826— 1889). Его имя стоит в одном ряду с именами Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Идейный преемник снеистового Виссариона», М. Е. Салтыков-Щедрин вместе с Н. А. Некрасовым положил на­ чало новому этапу в развитии русской сатиры — революцион­ но-демократическому. В его про­ изведениях заключены глубо­ чайшие социальные обобщения, воссозданы все главные явления русской жизни. Писатель обрушивал гневную сатиру, злой сарказм на много­ численные пороки русского об­ щественного и политического строя, с непревзойденным ма­ стерством обличал жестокость, произвол, взяточничество, бю­ рократизм правящих классов царской России. Его гениальная «История одного города» яви­ лась разящей сатирой на всю систему самодержавия. В рома­ не «Господа Головлевы» Салты­ ков-Щедрин образом Порфирия Головлева (Иудушка) вынес самый беспощадный приговор крепостническому строю. Зло­ бодневным политическим содер­ жанием были наполнены и «Сказки», в которых ярко про­ явились могучий комический дар, выразительность эзоповского языка писателя. Ярким свидетельством рево­ люционного значения щедрин­ ской сатиры явилось использо­ вание образов его произведений в трудах В. И. Денина. Фотохроника ТАСС Шел 1848 год . Во Ф ранции— . революция. Николай I и его ми­ нистры в страхе ожидаю т ' на­ родно го восстания в России. В это время в журнале «Отечест­ венные записки» появилась по­ весть «Запутанное дело». Сразу ж е после прочтения нового произведения один реакцион ­ ный литератор писал своему зна ком ому : «Не м о гу надивить­ ся глупости цензоров , пропу ­ скающих подобные сочинения. Тут ничего больше не дока зы ­ вается, ка к необходимость гильотины для всех богатых и знатных». ским, его страстные, полные ненависти к царизму статьи. Годы вятской ссылки не про ­ шли для писателя бесследно. Накопленный за это время ма­ териал он использовал в «Гу­ бернских очерках», имевших необычный успех. Перед чи­ тателем вставала целая гале­ рея представителей .царского чиновничества и дворянства — взяточников, грабителей, вы­ могателей, мошенников , сутяг, пошляков... С искренней лю ­ бовью рисует писатель обра­ зы простых людей. Как верно отмечал Добролю бов , «...ве­ Р А З Я Щ Е Е ОРУЖИЕ САТИРЫ Автор письма верно опреде ­ лил суть повести: ее герой, бедняк и неудачник, приходит к мысли о необходимости ре ­ волюционной борьбы против эксплуататоров — «волков». Вскоре повестью заинтересо­ валось секретное отделение, в ней были обнаружены «вред­ ный образ мыслей и пагубное стремление к распростране­ нию идей, потрясших уж е всю Западную ' Европу и ни спро ­ вергших власти и обществен­ ное спокойствие». Автора кра ­ мольного произведения поса­ дили на гауптвахту, а через два дня, по высочайшему повеле­ нию, в сопровождении жан ­ д арм ско го офицера отправили в ссылку — в город Вятку. Так начал свой творческий путь Михаил Евграфович Сал­ тыков, подписывавший свои сочинения псевдонимом : Н. Щедрин . То, что писатель в первых же своих книгах заклеймил анти­ народность политического строя царской России, не было случайностью. С детских лет соприкоснулся он с произво ­ лом власть имущих, наблюдал нищету и бесправие трудово го люда. «Я вырос на лоне кре ­ постного права, — вспоминал он позже , — вскормлен м оло ком крепостной кормилицы , воспи­ тан крепостными мам ками и, на­ конец , обучен грамоте к р е ­ постным грамотеем . Все ужа ­ сы этой вековой кабалы я ви­ дел в их наготе». Большое влияние на ф орм и ­ рование взглядов Салтыкова оказало знакомство с Белин­ ликолепен контраст м ежд у простодушной верой, живыми , сильными чувствами п р о с т о ­ людинов и надменной пустотой генеральши Дарьи Михайлов­ ны или гадостным фарфаронст- вом откупщика Хрептюгина...» Большинство самых кр уп ­ ных и значительных произве ­ дений великого сатирика бы­ ло создано в 60—80-е годы прошлого века. Как известно, отмена крепостно го права не улучшила и не могла улучшить положение трудово го народа. Классовые противоречия в об ­ ществе еще более обострились. На арену борьбы выдвинулось революционное народничест­ во. Салтыков -Щ едрин и Не ­ красов выступают ка к достой­ ные соратники Чернышевского и Добролю бова — признанных вождей русской революцион ­ ной демократии . Беспощадную сатиру на си­ стему царского самодержавия, на антинародную политику пра­ вящих классов содержит про ­ изведение Салтыкова-Щедри­ на «История одно го города». Бездушие, тупость, мерзости полицейскЬ - бю ро кра тическо ­ го строя России олицетворены здесь в образах глуповских градоначальников. Тут и Бру- дастый с «особливым устройст­ вом» в голове, издающим толь­ ко два слова — «раз-зорю» и «не потерплю». Тут и Бородав­ кин, что спалил тридцать три деревни и с помощ ью этой ме ­ ры взыскал недоимо к два р уб ­ ля с полтиною. Под стать этим «героям» и Прыа^ обладатель фаршированной головы, люби­ тель «приношений, делаемых в натуре». У грюм -Бурчеев , Пе­ рехват -Залихватский, Негодяев — нет числа подобным отврати­ тельным типам, порожденным м иром насилия и чистогана. Нарождающ уюся буржуазию , рост нового хищника-эксплуа- татора писатель с большой художественной силой показал в очерках «Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо», «Современная идиллия» и в других произведениях. Новый хищник, по словам сатирика, «проникает всюду, захватыва­ ет все места, захватывает все куски , интригует, сгорает за­ вистью, подставляет ногу, стре­ мится, спотыкается, встает и опять стремится...» Но ка к бы ни были сильны хищники-эксплуататоры, они обречены. Это глубокое убеж ­ дение писателя блестяще во­ площено в образе Иудушки, персонажа знаменитого рома ­ на «Господа Головлевы». Гнус­ ный лицемер и стяжатель. Иу­ душ ка доводит до гибели всю семью Головлевых, а по­ том гибнет и сам. Этот класси­ ческий образ двурушника и предателя не раз использовал В. И. Ленин в своих выступле­ ниях, направленных против вра­ гов Коммунистической пар­ тии и трудящихся. В последние годы своей ж и з ­ ни Салтыков-Щедрин работал над «Сказками», наполненны­ ми, так же, ка к и другие его произведения, злободневным политическим содержанием . В одной из сказок, обращаясь к людям, «согбенным под игом работы и загубленным нуж ­ дою» , писатель говорил «...Про­ бьет... желанный час, и явится свет, ко торо го не победит тьма. И вы свергнете с себя иго тоски, горя и нужды , кото­ рое удручает вас». Этот чад пробил в октябре 1917 года. И сегодня мы, со­ ветские люди, наши друзья за рубеж ом добрым словом вспо­ минаем классика русской и мировой литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щед­ рина. великого писателя-патрио -1 та. Его произведения — острое Г и действенное ор ужи е против всяко го угнетения человека, эксплуатации, против происков врагов мира и социализма. Книги Салтыкова-Щедрина зо­ вут к торжеству светлого и прекоасного . С КОШЕЧКИН, кандидат философских наук. п о э т Мих. Глазков для САМЫХ МАЛЕНЬКИХ Л Е С Н Ы Е РАБОТНИЧКИ Раздается в роще стук: Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Это дятел всю весну Лечит хворую сосну. * * ♦ Без оглядки на лису, Не жалея ножек, Мастерит жилье в лесу Торопыга - ежик. К бережку плывет бобер, Он смекалист и хитер: Подгрызет кругом осину. Чтоб упала на плотику, И рулит с другим бревном Прямиком в подводный дом. То с личинкой, то с травинкой, То левее, то правей День-деньской своей ' тропинкой Поспешает муравей. Меж стволами ловки Вьются мухоловки. В будний день и в выходной Темп один у крошек. Очищают лес родной От противных мошек. Белка с ели наземь — скок! Цап грибок! Еще грибок! На сучок боровичок Наколола и —молчок. В злой буран и в холода Будет вкусная еда. В тысяча первый цветок Пчелка сует хоботок. Так от цветка да к цветку И соберет нам медку. К Н И Г А О БЕЛА КУНЕ «Бела Кун — выдающийся де­ ятель вен герско го и междуна ­ родного революционного дви­ жения» — так называется выпу­ щенная издательством «Мысль» монография. Авторы ее — д о к ­ тора исторических наук М ар­ тин Лебович и Иван Гранчак— в течение многих пет изучали материалы по истории венгер­ ско го рабочего движения, свидетельства венгерской и советской прессы, д о к у ­ менты архивов СССР и ВНР. Это позволило им обстоятель­ но и всесторонне осветить жизнь и деятельность Бела Ку­ на. В кни ге подробно рассказы ­ вается о деятельности Бела Куна ка к члена Революционно­ го правительственного совета Венгерской советской респуб­ лики, народного комиссара иностранных дел, члена Кол­ легии по военным делам, о его самоотверженной борьбе про ­ тив внешних и внутренних вра­ гов Советской Венгрии. Георгий КОРОТКЕВИЧ. (АПН). «ПРИСТОРОНИЛСЯ» В ОВКЕ 8. Вовка ходит в пер­ вый класс. Каждое утро, вскочив с по­ стели, он первым делом подбе­ гает к окну и прилипает носом к стеклу. Смотрит — не при­ ехала ли машина за папой. Вчера во дворе вышел спор. На высоких тонах поговорили ; два шофера. Один обвинял другого, что тот не к месту по­ ставил машину: ни пройти из- за нее, ни проехать. Вовка слышал этот спор и, наверное, оттого сегодня тор­ жественно доложил папе: — Папа, папа, посмотри, дя­ дя Петя сегодня присторонился. Вовка имел в виду, что шо­ фер сегодня поставил машину не на проезжей части, как вче­ ра. а в стороне от дороги. «ЧЕСТНОЕ ВРАЧЕВСКОЕ. А ЛЕНКЕ ШЕСТЬ. Она ходит в детский сад. Мама у Аленки—врач, и девочка очень любит ее. А еще любит ходить с мамой в кино. — Мам, а в воскресенье в ки­ но пойдем? — спрашивает Аленка. — Пойдем, — соглашается мама- — Честное, честное врачев. ское? — Честное врачевское, —под­ тверждает мама и прячет улыбку в уголки губ. «ГОРЕВАЯ НЕДЕЛЯ» К а к , внучек, дела? —спра­ шивает бабушка Саньку. — Спрашивали? I — Спрашивали, — вздохнув, отвечает Санька. — Ну и что получил? — Тройку, — объясняет ба­ бушке внук. — Опять тройку.— И добавляет. — Вся неде­ ля, бабушка, у меня какая-то горевая получилась. «САМАЯ ЛУЧШАЯ» АМ, а наша учительница самая, самая лучшая,— I прямо с порога торжественно I заявил первоклассник Юра. [ — Почему же это она са- ; мая лучшая? — спросила сына ' мама. — Да.., знаешь, у нее какое красивое платье... - М ^ «ОБЪЯСНИЛИСЬ» АМ, а фамилии как по­ лучились? — Как? — переспросила ма­ ма. — А вот как. Были време­ на, когда фамилий у людей не было, а только имена. Выйдет мальчик гулять, а сосед сосе­ да спрашивает, чей он. Объяс­ няет сосед: «Да Дмитриев сын. Того, что на краю дерев­ ни живет». Сегодня сказал «Дмитриев сын», Дмитрия значит, завтра, а потом Дмитриев фамилия ста­ ла. —А Алексея сын — Алексеев значит? — Алексеев- — А Филиппа — Филиппов? — Филиппов. — А Карпа — Карпов? — Карпов. — А Акулин? От акулы, что ли?... А. ЩЕДРИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz