Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 24 января 1976 года ® 3 стр. Ч С Т Р А Н И Ц К 150-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина | у н а с в вОСТПЯХ 27 января исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, великого са тирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826— 1889). Его имя стоит в одном ряду с именами Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Идейный преемник снеистового Виссариона», М. Е. Салтыков-Щедрин вместе с Н. А. Некрасовым положил на чало новому этапу в развитии русской сатиры — революцион но-демократическому. В его про изведениях заключены глубо чайшие социальные обобщения, воссозданы все главные явления русской жизни. Писатель обрушивал гневную сатиру, злой сарказм на много численные пороки русского об щественного и политического строя, с непревзойденным ма стерством обличал жестокость, произвол, взяточничество, бю рократизм правящих классов царской России. Его гениальная «История одного города» яви лась разящей сатирой на всю систему самодержавия. В рома не «Господа Головлевы» Салты ков-Щедрин образом Порфирия Головлева (Иудушка) вынес самый беспощадный приговор крепостническому строю. Зло бодневным политическим содер жанием были наполнены и «Сказки», в которых ярко про явились могучий комический дар, выразительность эзоповского языка писателя. Ярким свидетельством рево люционного значения щедрин ской сатиры явилось использо вание образов его произведений в трудах В. И. Денина. Фотохроника ТАСС Шел 1848 год . Во Ф ранции— . революция. Николай I и его ми нистры в страхе ожидаю т ' на родно го восстания в России. В это время в журнале «Отечест венные записки» появилась по весть «Запутанное дело». Сразу ж е после прочтения нового произведения один реакцион ный литератор писал своему зна ком ому : «Не м о гу надивить ся глупости цензоров , пропу скающих подобные сочинения. Тут ничего больше не дока зы вается, ка к необходимость гильотины для всех богатых и знатных». ским, его страстные, полные ненависти к царизму статьи. Годы вятской ссылки не про шли для писателя бесследно. Накопленный за это время ма териал он использовал в «Гу бернских очерках», имевших необычный успех. Перед чи тателем вставала целая гале рея представителей .царского чиновничества и дворянства — взяточников, грабителей, вы могателей, мошенников , сутяг, пошляков... С искренней лю бовью рисует писатель обра зы простых людей. Как верно отмечал Добролю бов , «...ве Р А З Я Щ Е Е ОРУЖИЕ САТИРЫ Автор письма верно опреде лил суть повести: ее герой, бедняк и неудачник, приходит к мысли о необходимости ре волюционной борьбы против эксплуататоров — «волков». Вскоре повестью заинтересо валось секретное отделение, в ней были обнаружены «вред ный образ мыслей и пагубное стремление к распростране нию идей, потрясших уж е всю Западную ' Европу и ни спро вергших власти и обществен ное спокойствие». Автора кра мольного произведения поса дили на гауптвахту, а через два дня, по высочайшему повеле нию, в сопровождении жан д арм ско го офицера отправили в ссылку — в город Вятку. Так начал свой творческий путь Михаил Евграфович Сал тыков, подписывавший свои сочинения псевдонимом : Н. Щедрин . То, что писатель в первых же своих книгах заклеймил анти народность политического строя царской России, не было случайностью. С детских лет соприкоснулся он с произво лом власть имущих, наблюдал нищету и бесправие трудово го люда. «Я вырос на лоне кре постного права, — вспоминал он позже , — вскормлен м оло ком крепостной кормилицы , воспи тан крепостными мам ками и, на конец , обучен грамоте к р е постным грамотеем . Все ужа сы этой вековой кабалы я ви дел в их наготе». Большое влияние на ф орм и рование взглядов Салтыкова оказало знакомство с Белин ликолепен контраст м ежд у простодушной верой, живыми , сильными чувствами п р о с т о людинов и надменной пустотой генеральши Дарьи Михайлов ны или гадостным фарфаронст- вом откупщика Хрептюгина...» Большинство самых кр уп ных и значительных произве дений великого сатирика бы ло создано в 60—80-е годы прошлого века. Как известно, отмена крепостно го права не улучшила и не могла улучшить положение трудово го народа. Классовые противоречия в об ществе еще более обострились. На арену борьбы выдвинулось революционное народничест во. Салтыков -Щ едрин и Не красов выступают ка к достой ные соратники Чернышевского и Добролю бова — признанных вождей русской революцион ной демократии . Беспощадную сатиру на си стему царского самодержавия, на антинародную политику пра вящих классов содержит про изведение Салтыкова-Щедри на «История одно го города». Бездушие, тупость, мерзости полицейскЬ - бю ро кра тическо го строя России олицетворены здесь в образах глуповских градоначальников. Тут и Бру- дастый с «особливым устройст вом» в голове, издающим толь ко два слова — «раз-зорю» и «не потерплю». Тут и Бородав кин, что спалил тридцать три деревни и с помощ ью этой ме ры взыскал недоимо к два р уб ля с полтиною. Под стать этим «героям» и Прыа^ обладатель фаршированной головы, люби тель «приношений, делаемых в натуре». У грюм -Бурчеев , Пе рехват -Залихватский, Негодяев — нет числа подобным отврати тельным типам, порожденным м иром насилия и чистогана. Нарождающ уюся буржуазию , рост нового хищника-эксплуа- татора писатель с большой художественной силой показал в очерках «Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо», «Современная идиллия» и в других произведениях. Новый хищник, по словам сатирика, «проникает всюду, захватыва ет все места, захватывает все куски , интригует, сгорает за вистью, подставляет ногу, стре мится, спотыкается, встает и опять стремится...» Но ка к бы ни были сильны хищники-эксплуататоры, они обречены. Это глубокое убеж дение писателя блестяще во площено в образе Иудушки, персонажа знаменитого рома на «Господа Головлевы». Гнус ный лицемер и стяжатель. Иу душ ка доводит до гибели всю семью Головлевых, а по том гибнет и сам. Этот класси ческий образ двурушника и предателя не раз использовал В. И. Ленин в своих выступле ниях, направленных против вра гов Коммунистической пар тии и трудящихся. В последние годы своей ж и з ни Салтыков-Щедрин работал над «Сказками», наполненны ми, так же, ка к и другие его произведения, злободневным политическим содержанием . В одной из сказок, обращаясь к людям, «согбенным под игом работы и загубленным нуж дою» , писатель говорил «...Про бьет... желанный час, и явится свет, ко торо го не победит тьма. И вы свергнете с себя иго тоски, горя и нужды , кото рое удручает вас». Этот чад пробил в октябре 1917 года. И сегодня мы, со ветские люди, наши друзья за рубеж ом добрым словом вспо минаем классика русской и мировой литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щед рина. великого писателя-патрио -1 та. Его произведения — острое Г и действенное ор ужи е против всяко го угнетения человека, эксплуатации, против происков врагов мира и социализма. Книги Салтыкова-Щедрина зо вут к торжеству светлого и прекоасного . С КОШЕЧКИН, кандидат философских наук. п о э т Мих. Глазков для САМЫХ МАЛЕНЬКИХ Л Е С Н Ы Е РАБОТНИЧКИ Раздается в роще стук: Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Это дятел всю весну Лечит хворую сосну. * * ♦ Без оглядки на лису, Не жалея ножек, Мастерит жилье в лесу Торопыга - ежик. К бережку плывет бобер, Он смекалист и хитер: Подгрызет кругом осину. Чтоб упала на плотику, И рулит с другим бревном Прямиком в подводный дом. То с личинкой, то с травинкой, То левее, то правей День-деньской своей ' тропинкой Поспешает муравей. Меж стволами ловки Вьются мухоловки. В будний день и в выходной Темп один у крошек. Очищают лес родной От противных мошек. Белка с ели наземь — скок! Цап грибок! Еще грибок! На сучок боровичок Наколола и —молчок. В злой буран и в холода Будет вкусная еда. В тысяча первый цветок Пчелка сует хоботок. Так от цветка да к цветку И соберет нам медку. К Н И Г А О БЕЛА КУНЕ «Бела Кун — выдающийся де ятель вен герско го и междуна родного революционного дви жения» — так называется выпу щенная издательством «Мысль» монография. Авторы ее — д о к тора исторических наук М ар тин Лебович и Иван Гранчак— в течение многих пет изучали материалы по истории венгер ско го рабочего движения, свидетельства венгерской и советской прессы, д о к у менты архивов СССР и ВНР. Это позволило им обстоятель но и всесторонне осветить жизнь и деятельность Бела Ку на. В кни ге подробно рассказы вается о деятельности Бела Куна ка к члена Революционно го правительственного совета Венгерской советской респуб лики, народного комиссара иностранных дел, члена Кол легии по военным делам, о его самоотверженной борьбе про тив внешних и внутренних вра гов Советской Венгрии. Георгий КОРОТКЕВИЧ. (АПН). «ПРИСТОРОНИЛСЯ» В ОВКЕ 8. Вовка ходит в пер вый класс. Каждое утро, вскочив с по стели, он первым делом подбе гает к окну и прилипает носом к стеклу. Смотрит — не при ехала ли машина за папой. Вчера во дворе вышел спор. На высоких тонах поговорили ; два шофера. Один обвинял другого, что тот не к месту по ставил машину: ни пройти из- за нее, ни проехать. Вовка слышал этот спор и, наверное, оттого сегодня тор жественно доложил папе: — Папа, папа, посмотри, дя дя Петя сегодня присторонился. Вовка имел в виду, что шо фер сегодня поставил машину не на проезжей части, как вче ра. а в стороне от дороги. «ЧЕСТНОЕ ВРАЧЕВСКОЕ. А ЛЕНКЕ ШЕСТЬ. Она ходит в детский сад. Мама у Аленки—врач, и девочка очень любит ее. А еще любит ходить с мамой в кино. — Мам, а в воскресенье в ки но пойдем? — спрашивает Аленка. — Пойдем, — соглашается мама- — Честное, честное врачев. ское? — Честное врачевское, —под тверждает мама и прячет улыбку в уголки губ. «ГОРЕВАЯ НЕДЕЛЯ» К а к , внучек, дела? —спра шивает бабушка Саньку. — Спрашивали? I — Спрашивали, — вздохнув, отвечает Санька. — Ну и что получил? — Тройку, — объясняет ба бушке внук. — Опять тройку.— И добавляет. — Вся неде ля, бабушка, у меня какая-то горевая получилась. «САМАЯ ЛУЧШАЯ» АМ, а наша учительница самая, самая лучшая,— I прямо с порога торжественно I заявил первоклассник Юра. [ — Почему же это она са- ; мая лучшая? — спросила сына ' мама. — Да.., знаешь, у нее какое красивое платье... - М ^ «ОБЪЯСНИЛИСЬ» АМ, а фамилии как по лучились? — Как? — переспросила ма ма. — А вот как. Были време на, когда фамилий у людей не было, а только имена. Выйдет мальчик гулять, а сосед сосе да спрашивает, чей он. Объяс няет сосед: «Да Дмитриев сын. Того, что на краю дерев ни живет». Сегодня сказал «Дмитриев сын», Дмитрия значит, завтра, а потом Дмитриев фамилия ста ла. —А Алексея сын — Алексеев значит? — Алексеев- — А Филиппа — Филиппов? — Филиппов. — А Карпа — Карпов? — Карпов. — А Акулин? От акулы, что ли?... А. ЩЕДРИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz