Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 24 июня 1976 года 2 стр. ВШЁ] ОЕШЕНИРОШ ш д т ь е м с | ^ 1 1 Ь С 1 ш г 0 рщ 1 т»я рзгсматршайт наш аашндйш^ш общего* й йт т йт м ,^ У ^ о м д а ц у . В ее р 1 Шенйе доджйы днесШ дас?оИ 1 ш 11 нндад нш г р а с л к ЭЯОЙОМЛШ1 “ ^ - а «> Ф о тохроника ТАСС. Профсоюзная жизнь: наставничество — веление времени М О Л О Д Ё Ж И И Д Т И Д А Л Ь Ш Е М олодежь всегда ищет себе образец для подражания . Ча­ ще всего им становится тот человек, интеллект и мораль­ ные качества ко то р о го высоки. Какие качества человеческой души ее более привлекают? С ко го хочется делать жизнь? Социологи давно установи­ ли — с того, кто хороший специалист на производстве, кто справедлив, добр , заботлив и внимателен к о кр уж ающ им . Но дело не только в том , на ко го молодые хотят походить, хотя и это важно. Социологи также установили и тот факт, что физическое развитие нынешнего поколения идет го ­ раздо быстрее, чем ф ормирова ­ ние духовного облика, м иро ­ воззрения. Наставники и призваны ус­ корить воспитание гражданина. Они должны привить новичку не только профессиональные на­ выки, передать свое мастерство, но и способствовать его духов­ ному росту, раскры тию твор ­ ческих способностей. Эта проб ­ лема важна не только для на­ шей больницы , но и для каж д о ­ го предприятия страны. Именно поэтому наставничество стало движением . В нашем коллективе оно заро ­ дилось три года назад. Первы­ ми наставниками, повинуясь ве­ лению сердца, стали заведую ­ щая отделением А. А. Киселе­ ва, старшие медицинские сест­ ры Г. Н. Звягина, Р. А. Воро- тынцева, медсестры В. А. Пар- шенцева, Т. И. Говорова, заве­ дующая аптекой А , А. Перепе- ляк. Каждый из них брал шеф­ ство над молодыми коллегами. Сейчас ряды зачинателей это­ го движения значительно попол ­ нились. У нас трудятся 42 нас­ тавника. У медиков есть одна мудрая заповедь: «Не повреди». Смысл ее близок к наставниче­ ству. Ведь старший товар+«щ должен в первую очередь заме­ тить в юном дру ге хорошев, что есть в характере. Не повредить, развить это качество глубже , помочь человеку делать себя лучше — это задачи, безуслов­ но, сложные. Вот почему местный комитет больницы , администрация учебе наставников уделяю т первосте­ пенное внимание. Организована школа наставников с двухгодич ­ ной про граммой обучения. Для координирования работы, обобщения и распространения опыта лучших наших шефов был создан совет наставников. Возглавила его А. А . Киселева. Разработано и утверждено «По­ ложение о наставниках». Лекции в ш коле читают глав­ ный врач больницы Н. И. Се­ видова, преподаватели педагоги­ ческо го института Т. П. Селезне­ ва, А. К. Ф ед ор чен ко , замести­ тель председателя гори спол ко ­ ма В. И. Богдан и другие това­ рищи . Тематика их разнообраз ­ на. Например : «В. И. Ленин, Н. К. Крупская о воспитании м олоде ­ ж и в духе коммунистической морали», «Педагогическое на­ следие А. С. Макаренко», «На­ ставник, его роль в формирова ­ нии морального облика юных». Кром е лекций , проводятся се­ минарские занятия, обмен опы ­ том работы. Вместе с индивидуальной используется коллективная фор­ ма воспитания нашей смены. Организуются встречи молодых специалистов с ветеранами тру­ да, участниками Великой Оте­ чественной войны, слеты удар ­ ников. Популярными стали кон ­ курсы профессионального мас­ терства, посвящение в медики. Словом, старшие стремятся сделать так, чтобы молодое по- копекме врачей больницы № 2 стало не только продолжателе.м нашего дела, но и шло дальше. М. МИНКОВА, заместитель главного врача больницы N2 2. О Б Р А З Е Ц МАРКСИСТСКОГО АНАЛИЗА И 6 0 - л е т и ю р а б о т ы В . И . Ленина , , Им пе ри али зм , на н вы сш ая с т а д и я к а п и т а л и з м а ’ * о ЕЛОВЕ4ЕСТВО ВСЕГДА с * большой признательностью отмечает вьу^ающиеся о ткры ­ тия и научные подвиги. Одно из таких научных открытий — ленинский анализ империализма. Находясь в эмиграции в Ш вей ­ царии, В. И. Ленин в январе — июне 1916 г. написал кни гу «Им­ периализм , ка к высшая стадия капитализма». Отдельные во­ просы империализма были ис­ следованы им в ряде трудов 1915—1917 годов и более по зд ­ него периода, однако названная кни га — наиболее систематиче­ ский и обобщающий труд по империализму. О б империализме до Ленина писали мно гие ученые различ­ ных направлений. Они обраща­ ли внимание на такие новые явления в развитии капитализма на р убеж е XIX— XX веков, ка к возросшая роль банков во всех сферах экономической деятель­ ности, новые формы кон курен т ­ ной борьбы м еж д у крупнейши ­ ми капиталистическими пред ­ приятиями, экономическая и политическая экспансия импе­ риалистических держав в ко ­ лониях и т. д. Однако никто из них не см о г обнаружить скры ­ тую от поверхностного наблю ­ дения общ ую связь явлений, создать полную и подлинно на­ учную концепцию развития ка ­ питализма в новых условиях. Одни рассматривали империа­ лизм только ка к политику, дру ­ гие искали природу империа­ лизма не в сфере материально­ го производства, а в сфере кредита, финансов. Третьи объ­ ясняли сущность монополисти­ ческо го капитализма чуть ли не врожденной природой людей к захватам, их потребностью к экспансии. Заслуга Ленина в том, что он сумел не только подметить но­ вые явления в развитии капи­ тализма, но и глубоко проана­ лизировать их и теоретически обобщить. Работа «Империа­ лизм, ка к высшая стадия капи­ тализма»,— продолжение и раз­ витие учения К. Л^аркса о капи­ тализме в новых экономиче ­ ских условиях, сложившихся к началу XX века. М еж д у «Капиталом» Маркса и работой Ленина «Империализм, ка к высшая стадия капитализ­ ма» существует прямая теоре ­ тическая преемственность, про ­ слеживается строгая логическая связь. Так же, как и Маркс , Ле­ нин стремился использовать все то полезное, что было сделано другими исследователями. Он прочел и подробно за конспе к ­ тировал о гром ное количество кни г и статей на немецком , французском и английском язы­ ках. Его выписки и конспекты составляют объемный том «Те­ тради по империализму». Ленин научно доказал, что в своем развитии капиталистиче­ ское общество не остается не­ изменным, хотя е го эксплуата­ торская сущность сохраняется. Он дает следующее определе ­ ние империализма: «Империа­ лизм есть капитализм на той стадии развития, ко гда сложи ­ лось господство монополий и финансового капитала, приоб ­ рел выдающееся значение вы­ воз капитала, начался раздел мира международными треста­ ми и закончился раздел всей территории земли крупнейши ­ ми капиталистическими страна­ ми». (ПСС. т. 27, стр. 387). В ТРЕХ ПЕРВЫХ ГЛАВАХ сво­ ей кни ги Ленин исследовал тенденцию, отмеченную еще М арксом , и пришел к выводу о том, что на новой стадии раз­ вития капитализма в экономике начинают господствовать ги­ гантские монополии. Эти объ­ единения капиталистов сосредо ­ точивают в своих руках значи­ тельную долю производства и сбыта товаров, что дает им воз­ можность господствовать на рынке , диктовать цены и полу­ чать монопольно высокие при­ были. Ленин обнажил процесс вза­ имопроникновения промышлен­ ных и банковских монополий, их сращивание. Вместе с финансо­ вым капиталом возникает и оп ­ ределенная прослойка монопо ­ листической буржуазии — фи­ нансовая олигархия. Эти люди— некоронованные короли моно ­ полистических империй, подлин­ ные правители в любой импе­ риалистической державе. Они полностью контролирую т ее э кон ом и ку и политику. Это по­ ложение осталось в силе и в наши дни. Примером могут служить решающие позиции р у ­ ководителей ведущих финансо­ вых групп в э кономике США , ФРГ, Франции и других стран. М аркс показал, что развитие капитализма порождает «...ин­ тернациональный характер ка­ питалистического режима» (К. М аркс и Ф . Энгельс, соч., т. 23, стр. 772), то есть' рас­ пространяет господство магна­ тов капитала на весь мир . Эта идея получила свое дальней­ шее развитие. В своей кни ге Ленин доказал, что империа­ лизм — это умирающий капи­ тализм, канун социалистической революции, И этот вывод ока ­ зался пророческим . В феврале 1917 года в России разразилась бурж уа зно - демократическая революция, которая вскоре пе­ реросла в революцию социали­ стическую . Октябрьская рево ­ люция в России была не истори­ ческой случайностью, ка к пы­ таются ее представить некото ­ рые буржуазные историки, а за­ кономерным началом новой эпохи — эпохи мировой социа­ листической революции, нача­ лом перехода от капитализма к социализму во всемирном мас­ штабе. Именно об этом гово­ рит рождение и развитие м иро ­ вой социалистической системы, ставшей решающей силой ми­ рово го развития. О БЩИЙ КРИЗИС КАПИТА­ ЛИЗМА — характерное яв­ ление для наших дней. 70-е го ­ ды отмечены новым сдвигом в его дальнейшем развитии. Кри ­ зисные явления в экономи ка ныне охватили все главные ка­ питалистические страны; США , Японию, ФРГ, Францию , Ан ­ глию, Италию. Это самое тя­ желое потрясение капиталисти­ ческой э кономики со времен второй мировой войны. Экономический спад в обла­ сти производства сопровождает­ ся бурным ростом инфляции и ростом цен. Стоимость жизни во многих развитых капитали­ стических странах возрастает ежегодно более чем на 20 про ­ центов, стремительно увеличи­ вается безработица. В 1975 го­ ду только в главных капитали­ стических странах число безра­ ботных достигло 1,5— 17 миллио­ нов человек. М оже т быть, впер­ вые в истории капитализма в числе безработных оказались значительные отряды квалифи­ цированных рабочих, интелли­ генции. молодежи . Внезапные и одновременные изменения кур ­ сов национальных валют, пани­ ка на биржах, гигантские раз­ меры спекуляций ценными бу ­ магами — свидетельство глубо­ ко го кризиса, в котором нахо­ дится капиталистическая валют­ ная система. Все это усугубля­ ется трудностями , вызванными сырьевым, энергетическим и продовольственным кризисами. 70-е годы отмечены и даль­ нейшим обострением противо­ речий м еж д у империалистиче­ скими странами, с одной сто­ роны, и противоречиями м еж д у империализмом и развиваю­ щимися странами — с другой . П режде всего обращает на се­ бя внимание глобальный харак­ тер столкновения интересов им ­ периалистических и развиваю­ щихся стран. Если в недавнем прошлом острая борьба шла по отдельным видам сырья, то сейчас вся сфера сырьевого производства стала ареной ост­ рейшего противоборства импе­ риалистических и развивающихся стран. Если раньше, ка к прави­ ло, одна монополия выступала против одной или нескольких стран, то сейчас группы м но го ­ национальных монополий пыта­ ются скоординировать свои дей­ ствия против большинства раз­ вивающихся стран. В ряде слу­ чаев развивающимся странам удается выступить единым фронтом против империалисти­ ческих монополий, их действия приобретают все более насту­ пательный и активный характер. Конечно, все эти особенности не м огут не придать борьбе, ко ­ торая развернулась в рамках мировой капиталистической си­ стемы, особо го накала. В наши дни происходит и дальнейшее обострение главно­ го классового противоречия ка­ питалистического мира: антаго­ низма м еж д у трудом и капита­ лом. Показатель роста соци­ альной напряженности — мас­ штабы забастовочной борьбы в развитых капиталистических странах. В 1972 году здесь ба­ стовало около 43 миллионов че­ ловек, в 1973 — 45 миллионов, в 1974 — 48 миллионов чело­ век. Современный этап общего кризиса капитализма характери­ зуется и растущей его полити­ ческой неустойчивостью. В 1974 — 1975 гг., например, произо ­ шла смена правительств пра к ­ тически во всех развитых капи­ талистических странах. В боль­ шинстве стран развитого капи­ тализма происходит усиление влияния левых сил, рост влия­ ния социалистических идей. З А 60 ЛЕТ после создания В. И. Лениным труда «Им­ периализм, ка к высшая стадия капитализма» в капиталистиче­ ском мире произошли сущест­ венные изменения. Анализ этих изменений мы находим в тру­ дах марксистов многих стран, в документах коммунистических и рабочих партий. Однако ос­ новой подлинно научной трак­ товки современной стадии ка ­ питализма являются ленинские взгляды. Ленинское учение об истори­ ческом месте империализма оп ­ ределило перспективу развития революционного процесса. Оно послужило основой про грам ­ мных документов русских ком ­ мунистов, под руководством которых победила социалисти­ ческая революция и построено в СССР развитое социалистиче­ ское общество. На ленинское учение опирается м еждународ ­ ное рабочее и коммунистиче­ ское движение. Оно позволи­ ло рабочему классу всего мира разработать ясную программу борьбы за социализм. Народам развивающихся стран оно от­ крыло перспективу их борьбы против империализма за свое национальное освобождение. Ю рий ПОПОВ, доктор экономических наук. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz