Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 2 июня 1976 года 3 стр. ПЯТИЛЕТКА. УЧИТЕЛЬ. КАЧЕСТВО. „НИКАКИХ ДЕТСКИХ КАТАСТРОФ..;* «Пятилетка- Учитель. Качество». Под такой рубрикой был начат большой разговор о проблеме второгодничества. Все авторы материалов, помещенных на страницах нашей газе­ ты, рассказывали о положительных результатах своей работы в школах, делились немалым многолетним опытом, знакомили чи­ тателей с интересными учебными новинками и находками, с творческими методами, применяемыми ими и их коллегами на практике. Сегодня тему разговора продолжает заведующий гороно Ана­ толий Иванович Самохин. Думается, что не все еще вопросы этой важной проблемы об­ суждены, что беседы с читателями будут' вестись и в дальней­ шем, ведь лучшее всегда должно усваиваться всеми, браться на вооружение. В условиях полного перехода ко всеобщему среднему обра ­ зованию проблема предупре ­ ждения и преодоления неуспе­ ваемости и второгодничества приобретает особо важное зна­ чение. Уже давно доказано, что каждый здоровый ученик м ож е т «осилить» ш кольную про грамму . Однако процент тех детей, у которы х это поче ­ м у-то не получается, еще до ­ статочно велик- В чем же дело? Часто получается так, что, говоря медицинским языком , мы не знаем, чем болен ребе­ нок, и лечим е го чем попало, а болезнь прогрессирует . Д р у ­ гими словами, мы часто не знаем истинных причин неуспе­ ваемости, и тогда наши меры Красивая одежда. К а к много она значит, ка к порой поднима­ ет настроение человека, вызыва­ ет радостную улыб ку . Ведь она создает доброе настроение. При­ ятно видеть и школьников, и учащихся технических училищ в оригинальной н аккуратной фор­ ме. Ее шьют на фабрике массо­ вого пошива. От выдумки, лов­ кости, мастерства швей зависит и качество их изделий Вот и стараются мастерицы дарить людям хорошее. Среди тех, кто с душой тру­ дится, ком у ельчане говорят спасибо, швея-мотористка Нина Андреевна Прокофьева, ко то ­ рую вы видите на снимке. Чет­ вертый десяток лот шьет она. И не было еще тако го дня, чтобы она не справилась с заданием, чтобы выполнила его плохо. Значит, она нужна людям- Фото А . Боева. по борьбе с нею оказываются малоэффективными. Отдельные ученики отлича­ ются слабым мышлением . Они хотят учиться лучше, огорчают­ ся от неудач в учебе, но у них нет интереса к знаниям, не вос­ питаны воля и трудолюбие . Д ру гие неуспевающие — та­ кие ученики, у которых доволь­ но высокое качество мысли­ тельной деятельности и отри­ цательное отношение к учебе. Более «трудные» среди неус­ певающих — это ребята, при­ выкшие списывать, по^ 1 ьзовать- ся подсказкой , обманывать ро ­ дителей, учителей. Они избе­ гают не только учебной , но и любой дру гой работы. Полови­ на из них ничем не увлекает­ ся, а остальные, в лучшем слу­ чае, занимаются спортом . Чтобы правильно и объектив­ но разобраться в причинах не­ успеваемости, надо знать, что они заключаются в том, как учитель учит и как ученик учится. Следует откровенно при­ знать, что во многих случаях неуспеваемость вызывается не­ достатками в работе педагога. Низкая педагогическая культу­ ра некоторых преподавателей наносит школе очень большой вред. Если бы м ож но было из­ мерить какими -то величинами удельный вес различных фак­ торов, порождающих неуспе­ ваемость, то, думаю , недостат­ ки в проведении уро ков зани­ мали бы далеко не последнее место- Неуспеваемость в какой-то мере порождается и тем, что мы в большинстве случаев всех учим одинаково. А ведь нель­ зя найти ни одно го класса, в ко тором ученики одинаково бы усваивали новый материал. Поэтому проблема индиви’ дуальных различий в обучении школьников — очень серьез­ ная работа. Зная индиви­ дуальные особенности, ка­ чество знаний учеников, мож но помочь слабым и разумно за­ грузить сильных учеников. Преодоление неуспеваемости и второгодничества возможно лишь при самом внимательном, доброжелательном отношении учителя к ученику — растуще­ му человеку, будущему стро­ ителю коммунизма Именно это заботливое от­ ношение к каж дом у ученику, знание всех особенностей его характера и отличает учителей, работающих без второгодни ­ ков. Еще одно важнейшее усло­ вие преодоления неуспевае­ мости: вера учителей в позна­ вательные возможности всех учеников, убежденность, что м ож но работать без второгод ­ ников, воспитание психологиче­ ской возможности педагогиче­ ского коллектива к ликвидации неуспеваемости. А пока педагогического бра­ ка в нашей работе много. Ежегодно одна сотая часть всех учащихся остается на по ­ вторный год обучения, то есть 120— 130 человек. Значит, у этой сотни ребятишек, у их ро ­ дителей испорчено настрое­ ние. Нанесен материальный ущерб стране, ведь на обучение одного ребенка в школе в течение учебного го­ да расходуется 1470 рублей государственных средств. «Никаких детских катастроф, никаких неудач. никаких про ­ центов брака, даже выражен­ ных сотыми долями единицы, у. нас быть не должно»,— говорил великий русский педагог и пи­ сатель А. С- Макаренко. Пусть ж е эти мудрые слова его станут для каждо го учите­ ля, каж до го воспитателя мери ­ лом всей их работы. А. САМОХИН, заведующий гороно . I Д о п о л ж е ш а е те ст&тъе „П&зтжтъ свмщ еш ж а * * " н а д о б р о - д о б р о «Человеку надо знать и беречь свои корни . Тогда и воздух, ко ­ торым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой сто­ ят его ноги, будет дороже, и все, что идет из его рук , будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в ве­ ках». Эти слова принадлежат современному советскому писате­ лю В. М. Пескову. Человеческая память.-. Благодарность человеческая... Любовь и уважение к своим предкам... 9 января в газете «Красное знамя» была опубликована статья «Память священна», рассказывающая о беспорядках на старом кладбище. Множество писем получила редакция в ответ на нее. Читатели делились своими мнениями. Некоторые из этих откликов были напечатаны 18 марта. Газета вновь возвратилась к этой те­ ме 31 марта в корреспонденции «Словом дело не заменишь». Сегодня мы печатаем новые материалы: обзор писем читателей и ответ начальника милиции Д . Г. Змеевского. У меня не столе письма От­ клики на материалы «Память священна», опубликованные в нашей газете. Разные люди пи­ сали их. И с разных точек зре ­ ния подходят они к напечатан­ ному. Но все они глубоко взволнованы, возмущены бес­ порядками на кладбище.. В. Колчев пишет в своем письме о том . что пионеры и комсомольцы восьмилетней школы № 16 взяли шефство над могилой погибших воинов на Ольшанском кладбище, но до конца дело не довели. Они ограничились убор кой могил и посадкой цветов. м еж д у тем не все имена захороненных здесь известны. Установить их — долг красных следопытов Неплохо было бы назвать от­ дельные улицы поселка имена­ ми героев Великой Отечествен­ ной войны. «Мой сын умер, когда ему исполнилось девятнадцать лет... Кажется, что это было только вчера. Но. пока жива я, он будет жить в моем сердце. Я помню его улыбку, его голос. Я знаю, ка к бы поступил он в том или ином случае. Я люблю его. Большой мраморный памят­ ник поставили ему на старом город ском кладбище. Здесь еще острее чувствуешь постоян­ ную тяжесть потери и скорби. Но у ко го -то поднялась рука на самое доро гое . Ведь били не по мертвым . По живым». Это горькие строчки из пись­ ма О. Ф . Кербицковой , Не за­ живает ее рана, не утихает боль. А ведь таких, ка к она, много. «К сожалению, редко бывают на кладбище работники ком би ­ ната коммунальных предприя­ тий и благоустройства, — сооб­ щает С. Шаталова. — Иначе им сразу бы бросились в глаза за­ пущенность и грязь. М усор вы­ возят очень редко , плохо под ­ метают даже центральную ал­ лею». Нет порядка . и на новом кладбище. «У меня умерла жена, — чи- д таем мы в письме И. Ф . Низова. — Но когда мы привезли ее на кладбище, в заказанную нами могилу уже ко го -то захоронили. Пришлось копать новую самим. Но даже лопат нам не дали». О том, что на новом кладби­ ще не привозят воду для поли­ ва цветов, и о других фактах не­ радивого отношения работни­ ков зеленого хозяйства к своим обязанностям сообщают нам А. Д. Говорова, Т. П. Иванова. С. Ф . Щедрина и другие. Память человеческая. Она не терпит равнодушия. Не прощает его. Г ИВАНОВА. Н А К А З А Н Ы З А Х У Л И Г А Н С Т В О В районе Новых домов соз­ дан опорный пункт обществен­ ности, в ко тором постоянно де­ ж урят работники милиции и дружинники , в маршрут патру­ лирования их включено и клад­ бище. В результате проделанной ра­ боты органами милиции, вне­ штатными работниками, членами ДН Д было задержано на кладби­ ще несколько преступников и правонарушителей, к которым приняты соответствующие меры. Среди привлеченных к уголов­ ной ответственности в 1974— 75 г. г. рабочий механизированной колонны № 90 А. А. М еренков (материалы на него направлены в товарищеский суд по месту ра­ боты), В. С. Никифоров, прожи ­ вающий в Рабочем поселке, 43 (осужден к двум годам лишения свободы), В. В. Хромых и А. С. Климанов, живущие на улицах Л. Толстого, 75, и Кооператив­ ной, 12 (осуждены на год ис­ правительных работ с удержа ­ нием двадцати процентов зара­ ботной платы), учащиеся вось­ мых классов средних школ №№ 3, 21 М . Сергеев, Е. Белоусов, В. Миронов. Их родители упла­ тили штраф. За мелкое хулиганство нака­ заны учащаяся ГПТУ-4 В. По­ лосина, работники горгаза А. Урюпин и завода «Прожектор ­ ные угли» А. Хорошилов Они выражались нецензурными словами. Народнь 1 м судом По­ лосина и Хорошилов оштрафо­ ваны, а Урюпин подвергнут ис­ правительным работам сроком на два месяца. В 1976 г. в городской вытрезви­ тель доставлены А Г. Ефремов (улица Мира, 162), В. А. Лебе­ дев (Коммунаров , 117), Ю . А. Слива (Полянская, 6), М . М. Сергеев (Мира, 96) и другие. Д . З.МЕЕВСКИЙ, начальник ГОВД. Наш календарь К. А. ТРЕНЕВ I Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения известного, пи­ сателя, драматурга Константина Андреевича Тренева (1876— 1945). Д о революции К . А. Тренев представлял реалистиче­ скую линию в русской классиче­ ской литературе. Его талант в полную меру проявился после Великого Октября. Такие ко ­ ренные черты художни ка , к а к . народность, патриотизм, граж ­ данственность, ярко раскрылись в его драматургии. В своей луч­ шей пьесе «Любовь Яровая», удостоенной Государственной премии СССР, Тренев выступил одним из зачинателей драма­ тургии социалистического ре­ ализма. Показывая человека в революционной борьбе, это про^ изведение отличается широтой социально-исторических обоб­ щений. Заметным явлением в истории советской драматургии были и такие произведения Тре­ нева, ка к «Пугачевщина», «На берегу Невы», «Гимназисты», «Полководец», «Анна Лучнни- на». Пьесы писателя, реалисти­ чески воссоздающие образ на­ рода, любимы миллионами со­ ветских зрителей. Фотохроника ТАСС М ы --- з а мир Я и мои ровесники знаем о Великой Отечественной войне только из книг, фильмов и рас­ сказов старших. Мы не слыша­ ли взрывов снарядов, воя си­ рен, не видели счастливых лиц женщин , встречающих вернув­ шихся с победой сыновей и мужей. Но День Победы — это и наш праздник. В этот день герои­ ческое прошлое народа как бы приближается- Бабушка до­ стает из сундука выцветшую пилотку деда, перечитывает похоронную телеграмму и дол ­ го сидит молча, тихонько ути­ рая слезу кончиком платка. А мы идем к братским мо ­ гилам, чтобы выразить свою благодарность погибшим вои­ нам. Да, мы не знаем войны, не хотим ее. Но тем сильнее от­ ветственность нашего поколе­ ния за мир на земле Хочется, чтобы чаще прихо­ дили к нам в гости участники освобождения Ельца, чтобы больше маршрутов по местам, где проходила оборона горо ­ да, предложило экскурсионное бюро , чаще организовывались туристические походы по мес­ там боевой славы. Г. НЕВАКШОНОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz