Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ^ 1 июня 1976 года 3 стр. ЛЕРЕДОБОЙ ОПЫТ. КАК ОН ВНЕДРЯЕТСЯ? В о т с т ОКАЗАЛСЯ НА ЭЛЕМЕНТНОМ ЗАВОДЕ АКСАЙСКИЙ МЕТОД НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В Н Е Коллектив элементного заво­ да недавно перешел на новую систему оплаты труда Это за­ метно отразилось на норм иро ­ вании производства Количест­ во технически обоснованных норм возросло с 65 до 76,8 процента. Новая система по­ ложительно сказалась на зара­ ботной плате электрохимиков . В среднем у сдельщиков она поднялась на 15— 18 процентов. За выполнение технически обо ­ снованных норм им выплачи­ вается премия в размере 10 процентов от их заработка. За каждый процент перевыполне­ ния задания размер вознаграж ­ дения возрастает. Конечно, заметные сдвиги в решении такого важного во­ проса, ка к нормирование, есть- Но м ож но ли считать работу законченной? Вероятно, об этом думать пока еще рано- Ведь на предприятии еще свыше 23 процентов, или 4.540 норм яв­ ляются опытно-статистическими, то есть подлежащими пересмот­ ру. Его м ож но ускорить лишь в том случае, если в этом важ­ ном мероприятии примут уча­ стие не только лица, ответствен­ ные за нормирование труда, но и сами рабочие. В этом от­ ношении поучителен опыт А к - сайского завода пластмасс, одобренный ВЦСПС. Электро­ химики сделали попытку по­ следовать примеру аксайцев еще в минувшем пятилетии. О том, что из этого вышло, рас­ скажем подробнее. В течение пятилетки такую инициативу проявили 400 чело­ век. Это лишь небольшая часть общего количества сдельщиков- В результате их активности пе­ ресмотрено 169 норм Скажем сразу, не густо. Всего 0,9 про ­ цента от общего количества норм . Вот какая картина вырисовы­ вается при анализе проделан­ ной работы по годам. Наибо­ лее урожайными были 1973 и 1974 годы. В течение этого пе­ риода было пересмотрено норм больше, чем за остальные три года. А в 1975 году изменено всего 14 норм. Чем же объяснить ни зкую ак­ тивность электрохимиков? На заводе уж е шесть лет дей­ ствует положение о премирова ­ нии рабочих, предложивших повысить им норму- Согласно условиям на вознаграждение должны использоваться 10 про­ центов от экономии , получен­ ной в течение шести месяцев. Эти условия одинаковы для всех независимо от размера повышения своей нормы. Явная уравниловка Кроме того, на А ксайском заводе выплачива­ ется вознаграждение в несколь­ ко раз больше. А для сдельщи­ ка это небезразлично. Но даже такие условия не выполняются. Остановимся на конкретном примере. Сборщи ­ ца седьмого цеха М Сафроно­ ва в мае прошлого года по­ просила повысить ей норм у на 10 процентов Раньше за из­ готовление 160 батарей ей вы­ плачивали 3 рубля 32 копейки . За ту же сумму она обязалась выпускать 176 источников тока. То есть расценки на одно изде­ лие снизились примерно на 0,9 копейки , что позволяет в тече­ ние полугода сберечь 135 руб ­ лей. Десять процентов от данной суммы , или примерно 13— 14 рублей, следовало выплатить М. Сафроновой. Но она не получила ни копейки , так же. ка к и десятки других рабочих. Как же тут прижиться передо­ вому опыту и стоит ли гово ­ рить об активности рабочих, когда их инициатива ничем не подкреплялась Дело, в кото ­ ром должен быть заинтересо­ ван коллектив, заглохло На предприятии слабо велась под­ готовительная работа по внед­ рению аксайского метода, не было массовой пропаганды его. Не все работники отдела тру­ да и зарплаты, а они по своему положению находятся ближе всего к нормированию затрат, знают, что такое м«?»тод аксай­ цев. М ож но представить, на­ сколько в этом вопросе осве­ домлены рядовые производ ­ ственники. У многих вообще нет о нем ни како го представ­ ления. Не удивительно, что в нынеш­ нем году по просьбе рабочих не пересмотрено ни одной нор­ мы, хотя возможности такие имелись. Вновь обратимся к примерам. В январе в десятом цехе средняя выработка соста­ вила 129 процентов, в феврале ^ 1 3 0 Наблюдалось высокое пе­ ревыполнение норм и по дру ­ гим цехам- О чем это говорит? Всякая норма, будь даже она технически обоснованная, не стоит на месте. Она растет, так ка к совершенствуется произвоД'* ство, обновляется техника, по­ вышается уровень механизации. Поэтому убеждаешься, что здесь имеется немало неис­ пользованных резервов. Иначе ка к объяснить тот факт, что уже через два месяца после пересмотра норм они вновь подскочили до 130 процентов. Выходит, не все учли нормиров­ щики. Да и не могут они под­ метить все резервы на каждом рабочем месте лучше самих производственников. Видимо, это и нужно учитывать при при­ влечении к нормированию не­ посредственных исполнителей с тем, чтобы повышать у рабочих сознательность, воспитывать коммунистическое отношение к труду* И чем успешнее это бу­ дет осуществляться, тем рань­ ше на смену опытно-статисти­ ческой придет техниче­ ски обоснованная норма, тем выше станет эффективность производства К сожалению, на элементном заводе не учли та­ кой особенности. Хотя «подско­ чившие» с начала года нормы и пересмотрены, сделано это обычным способом, без при­ менения аксайского метода Та­ кой подход снижает роль ря ­ довых производственников в важном деле. Рано передовой опыт нормирования вышел в отставку. Видимо, следует поду­ мать о том, как возобновить начатую, но не доведенную до конца работу по добровольно­ му пересмотру рабочими своих норм . А. МЕЛЬНИКОВ- -А. Высоких показателей в социа­ листическом соревновании до­ билась в мае о^резчица к о ж от­ делочного цеха кожзавода име­ ни В. И. Ленина Валентина Лукьяновна Шаталова. Особое внимание при выполнении рабо­ ты уделяла качеству продукции . Это позволяло ей сдавать про­ дукцию с первого предъявле­ ния. Она награждена знаком сУдарник девятой пятилетки». Фото А . БОЕВА . и з п о ч т ы К Л У Б А « П О Д Р О С Т О К » У Ч Р Е Ж Д Е Н И Я К У Л Ь Т У Р Ы И Д Е Т И МУЗЫНУ-НАЖДОМУ «БЕЗ М У ЗЫ К А Л Ь Н О Г О ВО СПИ ТАНИЯ НЕВО ЗМ ОЖ НО ПО Л Н О Ц Е Н Н О Е УМ С ТВ Е Н НО Е РАЗВИТИЕ » . в. А. Сухомлинский. Ученые подсчитали, что млад­ шие ш кольники у нас имеют в году полностью свободных 180 дней (каникулы , праздники) и еще около 50— 70 дней набира­ ется из тех часов, которые оста­ ются у детей после приготовле­ ния уроков. К а к же сделать, чтобы это время не растрачи­ валось попусту, не заполнялось празд^. ЛИОН скукой , поисками приключений? К а к направить из ­ быточную энергию детей на что- то полезное и разумное? Одним из важны х средств, способствующих культурному развитию человека, является му ­ зыка. Но поче.му-то сейчас многие взрослые люди не только сами не признают классики , но и стре­ мятся вызвать отврашение к ней у своих детей. И вот молодежь, отдельные паши школьники то ­ же начинают утверждать, что серьезная музыка устарела, н у ж ­ на только эстрадная. И беда не только в том, что они обкрадывают себя, отказы ­ ваясь от прекрасной музыки Чайковского , Моцарта или Бет­ ховена. За это их можно только пожалеть. Но главная беда в том, что они вообще не понима­ ют музыки , не могут отличить в ней хорошего от дурного. Современными композиторами создано немало замечательных эстрадных произведений, напи­ сано много хороших песен. Но ПС они интересуют ребят. Эст­ радные ансамбли нм нравятся не мелодичные, а те, что игра ­ ют с треском и грохотом, а в песне их радует бессмысленное повторение звуков ; ла-ла-.та. М еж д у тем хороша и полезна только музыка, заставляющая думать, вызывающая у нас глу­ бокие переживания. Только она помогает человеку понять и уви ­ деть настоящую красоту. Ведь назначение музыки — не только развлекать, доставлять нам удо ­ вольствие. «Она очень многому учит нас, — говорит компози­ тор Д . Б. Кабалевский . — Она так же, к а к и книга , делает нас лучше, умнее и добрее». Наши музыкальные работни­ ки многое делают, чтобы при­ общить к настоящей музыке широкие массы школьников — детей и подростков. Большую работу ведет музы­ кальное училище. Организует ее преподаватель Е. А. Цитта, энтузиаст музыкального про­ светительства. В подготовке кон ­ цертов ему помогают А. Н. П о ­ пов, В. Ю. Клим чук . Ю. В. Бо­ родин, Е. Ф. Пожидаев и д ру ­ гие. Читают лекции и ведут бесе­ ды о музыке И. Б. Надеждин, Е. А. Ц и г га н учащиеся теоре­ тического отделения О. Морга- чев, Е. Жиганова , Е. Рыжкова и другие. В этом году лекции- концерты были проведены в средних школах Л»№ I, 3, 15, 8 н 21. Наибольший интерес у ре­ бят вызвали темы: «Детские альбо.мы Ш умана и Чайковско ­ го», «Сказки в операх Римско­ го-Корсакова», «Советские ком ­ позиторы ■ песенники детя.м и юношеству». Кро.ме того, в учи­ лище созданы постоянные кон ­ цертные бригады, которые гото­ вят праздничные программы и выступают с ними в дни рево­ люционных праздников по ш ко ­ лам, в Доме пионеров и рабочих клубах. Организует эту работу преподаватель А. Н. Попов. А к ­ тивное участие в концертах при­ нимают учащиеся Т. Полухина, А. Гусарова, Л . Шевлякова, С. Моргачев, Л . Морковина, А. Юннн. Немало хорошего по пропа­ ганде музыки среди школьни­ ков проводят и детские музы­ кальные школы. В дни недели музыки (1— 7 марта) они выступали с концер­ тами и беседами о музыке во всех общеобразовательных ш ко ­ лах и некоторых клубах. Хоро­ шо понимая, что умение слу­ шать и восприни.мать музыку надо развивать с детства, учи­ теля музыкальных школ боль­ шое внимание уделяют сейчас детским садам. Ш кола № 1 взяла шефство над яслями-са­ дом «Подснежник». Малыши с удовольствием слушают кон­ церты ребят, которые проводит молодая учительница, выпуск­ ница елецкого училища Т. Б. Калашник. Воспитанники школы .ХЬ 2 вы ­ ступают с концертами в детса­ дах засосеиского района. С большим увлечением работает с малышами Н . Н. Черных, то ­ ж е молодой специалист. Систематическую работу по музыка.тьному воспитанию под­ растающего поколения ведет школа X» 1 в созданном при к и ­ нотеатре «Россия» клубе «В .мире музыки». Здесь периоди­ чески на детских сеансах про­ водятся по абонементам концер­ ты и беседы о музыке. Напри­ мер, очень интересно прошло за­ нятие «М узы ка— народная по­ требность». Юные зрители про­ слушали беседу Т. Б. Калашник и детский концерт, затем по­ смотрели фильм «Северная рап­ содия». Лекции-концерты в киноклубе проводили та кж е учителя В. М. Валяев, Е. Д . Соломахин и дру­ гие. Организатором и вдохнови­ телем этого является Анна Сер­ геевна Протопопова — дирек­ тор музыкальной школы № 1. В работе клуба принимает уча­ стие и школа X» 2. Здесь д важ ­ ды выступал их хоровой кол ­ лектив. Постоянным местом пропагандистской музыкальной работы для нее является сред­ няя школа - интернат 8, где по специально разработанной программе систематически чи­ таются учителями лекции о русской и зарубежной музыке, даются детские концерты. Р у ко ­ водит всем этим энергичная и инициативная учительница Е. П. Белокопытова. Важную пропагандистскую роль играют та кж е отчетные концерты музыкальных школ. Они пользуются в городе боль­ шой популярностью у любите­ лей музыки , и это повышает чувство ответственности испол­ нителей. Недавно такой кон ­ церт провела в Доме культуры школа Х« 1, а в конце мая с ним выступила 2-я музыкальная. Радостно узнавать , ' что хоро­ шая музыка у нас все-таки проникает в среду молодежи, что исполнители ее очень охот­ но несут людям. Но, к со­ жалению, в общеобразователь­ ных школах они иногда попада­ ют в та кую обстановку, в кото ­ рой просто невозможно дать хороший концерт. Так было, на­ пример, в школе Х“ 12 (совер­ шенно негодный инструмент и беспорядок в зале). Надо ска ­ зать, что и в ряде других школ пианино находится в самом за ­ пущенном состоянии (не только расстроено, а и с отломанными клавишами ). К а к же даются там уроки пения? Вообще у нас в городе поче.му-то всюду пе­ ние считается второстепенным пред.чето.м, а музыкальные фа­ культативы редко где и ведутся. М ежду тем во многих школах страны сейчас осуществляется интереснейшая работа по эсте­ тическому воспитанию: ставят­ ся детские оперы, проводятся школьные праздники песни и т. п. В 1975 году издательство «Просвещение» выпустило за мечательную к н и ж к у В. Н. Че пурова «Музыка и пение в шко ле». В ней рассказывается о мно голетнем опыте работы опер ной студии в обыкновенной об шеобразовательной школе гор Щелково. А в Ельце разве нель зя организовать такие студии? Это по силам и музыкальному училищу, и школам, и Дому пи­ онеров. А. БИРЮКОВА, руководитель народного университета эстетики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz