Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ^ 1 июня 1976 года 3 стр. ЛЕРЕДОБОЙ ОПЫТ. КАК ОН ВНЕДРЯЕТСЯ? В о т с т ОКАЗАЛСЯ НА ЭЛЕМЕНТНОМ ЗАВОДЕ АКСАЙСКИЙ МЕТОД НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В Н Е Коллектив элементного заво да недавно перешел на новую систему оплаты труда Это за метно отразилось на норм иро вании производства Количест во технически обоснованных норм возросло с 65 до 76,8 процента. Новая система по ложительно сказалась на зара ботной плате электрохимиков . В среднем у сдельщиков она поднялась на 15— 18 процентов. За выполнение технически обо снованных норм им выплачи вается премия в размере 10 процентов от их заработка. За каждый процент перевыполне ния задания размер вознаграж дения возрастает. Конечно, заметные сдвиги в решении такого важного во проса, ка к нормирование, есть- Но м ож но ли считать работу законченной? Вероятно, об этом думать пока еще рано- Ведь на предприятии еще свыше 23 процентов, или 4.540 норм яв ляются опытно-статистическими, то есть подлежащими пересмот ру. Его м ож но ускорить лишь в том случае, если в этом важ ном мероприятии примут уча стие не только лица, ответствен ные за нормирование труда, но и сами рабочие. В этом от ношении поучителен опыт А к - сайского завода пластмасс, одобренный ВЦСПС. Электро химики сделали попытку по следовать примеру аксайцев еще в минувшем пятилетии. О том, что из этого вышло, рас скажем подробнее. В течение пятилетки такую инициативу проявили 400 чело век. Это лишь небольшая часть общего количества сдельщиков- В результате их активности пе ресмотрено 169 норм Скажем сразу, не густо. Всего 0,9 про цента от общего количества норм . Вот какая картина вырисовы вается при анализе проделан ной работы по годам. Наибо лее урожайными были 1973 и 1974 годы. В течение этого пе риода было пересмотрено норм больше, чем за остальные три года. А в 1975 году изменено всего 14 норм. Чем же объяснить ни зкую ак тивность электрохимиков? На заводе уж е шесть лет дей ствует положение о премирова нии рабочих, предложивших повысить им норму- Согласно условиям на вознаграждение должны использоваться 10 про центов от экономии , получен ной в течение шести месяцев. Эти условия одинаковы для всех независимо от размера повышения своей нормы. Явная уравниловка Кроме того, на А ксайском заводе выплачива ется вознаграждение в несколь ко раз больше. А для сдельщи ка это небезразлично. Но даже такие условия не выполняются. Остановимся на конкретном примере. Сборщи ца седьмого цеха М Сафроно ва в мае прошлого года по просила повысить ей норм у на 10 процентов Раньше за из готовление 160 батарей ей вы плачивали 3 рубля 32 копейки . За ту же сумму она обязалась выпускать 176 источников тока. То есть расценки на одно изде лие снизились примерно на 0,9 копейки , что позволяет в тече ние полугода сберечь 135 руб лей. Десять процентов от данной суммы , или примерно 13— 14 рублей, следовало выплатить М. Сафроновой. Но она не получила ни копейки , так же. ка к и десятки других рабочих. Как же тут прижиться передо вому опыту и стоит ли гово рить об активности рабочих, когда их инициатива ничем не подкреплялась Дело, в кото ром должен быть заинтересо ван коллектив, заглохло На предприятии слабо велась под готовительная работа по внед рению аксайского метода, не было массовой пропаганды его. Не все работники отдела тру да и зарплаты, а они по своему положению находятся ближе всего к нормированию затрат, знают, что такое м«?»тод аксай цев. М ож но представить, на сколько в этом вопросе осве домлены рядовые производ ственники. У многих вообще нет о нем ни како го представ ления. Не удивительно, что в нынеш нем году по просьбе рабочих не пересмотрено ни одной нор мы, хотя возможности такие имелись. Вновь обратимся к примерам. В январе в десятом цехе средняя выработка соста вила 129 процентов, в феврале ^ 1 3 0 Наблюдалось высокое пе ревыполнение норм и по дру гим цехам- О чем это говорит? Всякая норма, будь даже она технически обоснованная, не стоит на месте. Она растет, так ка к совершенствуется произвоД'* ство, обновляется техника, по вышается уровень механизации. Поэтому убеждаешься, что здесь имеется немало неис пользованных резервов. Иначе ка к объяснить тот факт, что уже через два месяца после пересмотра норм они вновь подскочили до 130 процентов. Выходит, не все учли нормиров щики. Да и не могут они под метить все резервы на каждом рабочем месте лучше самих производственников. Видимо, это и нужно учитывать при при влечении к нормированию не посредственных исполнителей с тем, чтобы повышать у рабочих сознательность, воспитывать коммунистическое отношение к труду* И чем успешнее это бу дет осуществляться, тем рань ше на смену опытно-статисти ческой придет техниче ски обоснованная норма, тем выше станет эффективность производства К сожалению, на элементном заводе не учли та кой особенности. Хотя «подско чившие» с начала года нормы и пересмотрены, сделано это обычным способом, без при менения аксайского метода Та кой подход снижает роль ря довых производственников в важном деле. Рано передовой опыт нормирования вышел в отставку. Видимо, следует поду мать о том, как возобновить начатую, но не доведенную до конца работу по добровольно му пересмотру рабочими своих норм . А. МЕЛЬНИКОВ- -А. Высоких показателей в социа листическом соревновании до билась в мае о^резчица к о ж от делочного цеха кожзавода име ни В. И. Ленина Валентина Лукьяновна Шаталова. Особое внимание при выполнении рабо ты уделяла качеству продукции . Это позволяло ей сдавать про дукцию с первого предъявле ния. Она награждена знаком сУдарник девятой пятилетки». Фото А . БОЕВА . и з п о ч т ы К Л У Б А « П О Д Р О С Т О К » У Ч Р Е Ж Д Е Н И Я К У Л Ь Т У Р Ы И Д Е Т И МУЗЫНУ-НАЖДОМУ «БЕЗ М У ЗЫ К А Л Ь Н О Г О ВО СПИ ТАНИЯ НЕВО ЗМ ОЖ НО ПО Л Н О Ц Е Н Н О Е УМ С ТВ Е Н НО Е РАЗВИТИЕ » . в. А. Сухомлинский. Ученые подсчитали, что млад шие ш кольники у нас имеют в году полностью свободных 180 дней (каникулы , праздники) и еще около 50— 70 дней набира ется из тех часов, которые оста ются у детей после приготовле ния уроков. К а к же сделать, чтобы это время не растрачи валось попусту, не заполнялось празд^. ЛИОН скукой , поисками приключений? К а к направить из быточную энергию детей на что- то полезное и разумное? Одним из важны х средств, способствующих культурному развитию человека, является му зыка. Но поче.му-то сейчас многие взрослые люди не только сами не признают классики , но и стре мятся вызвать отврашение к ней у своих детей. И вот молодежь, отдельные паши школьники то же начинают утверждать, что серьезная музыка устарела, н у ж на только эстрадная. И беда не только в том, что они обкрадывают себя, отказы ваясь от прекрасной музыки Чайковского , Моцарта или Бет ховена. За это их можно только пожалеть. Но главная беда в том, что они вообще не понима ют музыки , не могут отличить в ней хорошего от дурного. Современными композиторами создано немало замечательных эстрадных произведений, напи сано много хороших песен. Но ПС они интересуют ребят. Эст радные ансамбли нм нравятся не мелодичные, а те, что игра ют с треском и грохотом, а в песне их радует бессмысленное повторение звуков ; ла-ла-.та. М еж д у тем хороша и полезна только музыка, заставляющая думать, вызывающая у нас глу бокие переживания. Только она помогает человеку понять и уви деть настоящую красоту. Ведь назначение музыки — не только развлекать, доставлять нам удо вольствие. «Она очень многому учит нас, — говорит компози тор Д . Б. Кабалевский . — Она так же, к а к и книга , делает нас лучше, умнее и добрее». Наши музыкальные работни ки многое делают, чтобы при общить к настоящей музыке широкие массы школьников — детей и подростков. Большую работу ведет музы кальное училище. Организует ее преподаватель Е. А. Цитта, энтузиаст музыкального про светительства. В подготовке кон цертов ему помогают А. Н. П о пов, В. Ю. Клим чук . Ю. В. Бо родин, Е. Ф. Пожидаев и д ру гие. Читают лекции и ведут бесе ды о музыке И. Б. Надеждин, Е. А. Ц и г га н учащиеся теоре тического отделения О. Морга- чев, Е. Жиганова , Е. Рыжкова и другие. В этом году лекции- концерты были проведены в средних школах Л»№ I, 3, 15, 8 н 21. Наибольший интерес у ре бят вызвали темы: «Детские альбо.мы Ш умана и Чайковско го», «Сказки в операх Римско го-Корсакова», «Советские ком позиторы ■ песенники детя.м и юношеству». Кро.ме того, в учи лище созданы постоянные кон цертные бригады, которые гото вят праздничные программы и выступают с ними в дни рево люционных праздников по ш ко лам, в Доме пионеров и рабочих клубах. Организует эту работу преподаватель А. Н. Попов. А к тивное участие в концертах при нимают учащиеся Т. Полухина, А. Гусарова, Л . Шевлякова, С. Моргачев, Л . Морковина, А. Юннн. Немало хорошего по пропа ганде музыки среди школьни ков проводят и детские музы кальные школы. В дни недели музыки (1— 7 марта) они выступали с концер тами и беседами о музыке во всех общеобразовательных ш ко лах и некоторых клубах. Хоро шо понимая, что умение слу шать и восприни.мать музыку надо развивать с детства, учи теля музыкальных школ боль шое внимание уделяют сейчас детским садам. Ш кола № 1 взяла шефство над яслями-са дом «Подснежник». Малыши с удовольствием слушают кон церты ребят, которые проводит молодая учительница, выпуск ница елецкого училища Т. Б. Калашник. Воспитанники школы .ХЬ 2 вы ступают с концертами в детса дах засосеиского района. С большим увлечением работает с малышами Н . Н. Черных, то ж е молодой специалист. Систематическую работу по музыка.тьному воспитанию под растающего поколения ведет школа X» 1 в созданном при к и нотеатре «Россия» клубе «В .мире музыки». Здесь периоди чески на детских сеансах про водятся по абонементам концер ты и беседы о музыке. Напри мер, очень интересно прошло за нятие «М узы ка— народная по требность». Юные зрители про слушали беседу Т. Б. Калашник и детский концерт, затем по смотрели фильм «Северная рап содия». Лекции-концерты в киноклубе проводили та кж е учителя В. М. Валяев, Е. Д . Соломахин и дру гие. Организатором и вдохнови телем этого является Анна Сер геевна Протопопова — дирек тор музыкальной школы № 1. В работе клуба принимает уча стие и школа X» 2. Здесь д важ ды выступал их хоровой кол лектив. Постоянным местом пропагандистской музыкальной работы для нее является сред няя школа - интернат 8, где по специально разработанной программе систематически чи таются учителями лекции о русской и зарубежной музыке, даются детские концерты. Р у ко водит всем этим энергичная и инициативная учительница Е. П. Белокопытова. Важную пропагандистскую роль играют та кж е отчетные концерты музыкальных школ. Они пользуются в городе боль шой популярностью у любите лей музыки , и это повышает чувство ответственности испол нителей. Недавно такой кон церт провела в Доме культуры школа Х« 1, а в конце мая с ним выступила 2-я музыкальная. Радостно узнавать , ' что хоро шая музыка у нас все-таки проникает в среду молодежи, что исполнители ее очень охот но несут людям. Но, к со жалению, в общеобразователь ных школах они иногда попада ют в та кую обстановку, в кото рой просто невозможно дать хороший концерт. Так было, на пример, в школе Х“ 12 (совер шенно негодный инструмент и беспорядок в зале). Надо ска зать, что и в ряде других школ пианино находится в самом за пущенном состоянии (не только расстроено, а и с отломанными клавишами ). К а к же даются там уроки пения? Вообще у нас в городе поче.му-то всюду пе ние считается второстепенным пред.чето.м, а музыкальные фа культативы редко где и ведутся. М ежду тем во многих школах страны сейчас осуществляется интереснейшая работа по эсте тическому воспитанию: ставят ся детские оперы, проводятся школьные праздники песни и т. п. В 1975 году издательство «Просвещение» выпустило за мечательную к н и ж к у В. Н. Че пурова «Музыка и пение в шко ле». В ней рассказывается о мно голетнем опыте работы опер ной студии в обыкновенной об шеобразовательной школе гор Щелково. А в Ельце разве нель зя организовать такие студии? Это по силам и музыкальному училищу, и школам, и Дому пи онеров. А. БИРЮКОВА, руководитель народного университета эстетики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz