Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 15 января 1976 года 3 стр. ПЯТИЛЕТНА, УЧИТЕЛЬ, КАЧЕСТВО Осуществить дальнейшее развитие системы НАРОДНО ГО ОБРАЗОВАНИЯ в соответ ствии с требованиями научно- технического прогресса и за дачами неуклонного повыше ния культурно-технического и образовательного уровня трудящихся, улучшения под го товки квалифицированных кадров рабочих и специали стов. (Из проекта ЦК КПСС к XXV съезду). Сегодня на страницах нашей г а з е т ы м ы н а ч и н а е м р а з г о в о р о т о м , к а к н е к о т о р ы м у ч и т е - л я м - к о м м у н и с т а м н а п р о т я ж е - НИИ м н о г и х л е т у д а в а л о с ь и у д а е т с я р а б о т а т ь б е з о т с т а ю - щ и х , д о б и в а т ь с я в ы с о к о г о к а - ч е с т в а о б у ч е н и я в с о о т в е т с т - ВИИ с т р е б о в а н и я м и н а у ч н о - т е х н и ч е с к о г о п р о г р е с с а , с о б - щ и м у р о в н е м с о в р е м е н н ы х н а у ч н ы х з н а н и й . Э ТО БЫЛ УРОК -ПРАЗД НИК. Иначе е го не на зовешь. И не только потому, что он соответствовал совре менным требованиям. Но и потому , что начало и конец е го составляли так назы ваемое необходимое ком по зи ционное обрамление. Потому что все на ур о ке подчинялось поставленной теме: и словар ная работа, и оформление , и постановка проблем . Это был вводный ур о к . Но он задумывался и осуществил ся так, ка к необходимо сегод - ня= на нем была глубо ко про думанная портретная характе ристика Некрасова, богатый словарный запас, умение ре бят пользоваться рецензией, ставить вопросы, читать статью. Чувствовалось: сейчас, на уро ке в 5-ом, Софья С оломо новна готовит учащихся к тому, что узнают они в старших классах. Высокая эмоциональность применения технических средств. Умелый и тонкий идей но -художественный анализ од ного из стихотворений Некра сова, Об всем этом говорили учителя других ш кол города, присутствующие на уроке . Все они единодушно пришли к вы воду: у р о к Софьи Соломонов ны Хренниковой — образец, песня. Она прививает и воспи тывает чувство гражданина. О к о н ч е н у р о к Класс опу стел. Ребята ушли, сами того не подозревая, что уно сят что-то большое и светлое, которое останется у них на всю жизнь . Ушли. А учитель остался. Он устал, но по лицу, по чуть заметной улыбке догадываешь ся: он беспредельно счастлив. Я жду , когда мож но начать разговор . Софья Соломонов на, чувствуя это, вопроситель но смотрит на меня. Я сразу спрашиваю о том, ка к же ей удается все это. — Как мне удается? — по вторяет она.— Просто Трудом Вспоминаются слова Гене рального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, что «самая суть коммуниста определяется тем, что граждане обладают высо кой степенью сознательности и чувством ответственности пе ред. обществом, высокими нравственными качествами. Именно поэтому воспитание общественного сознания всех граждан — одна из важ нейших составных частей про цесса коммунистическо го строи тельства». Такую задачу обязан осущ е ствлять каждый учитель, и она, преподаватель русс ко го язы ка и литературы, отлично по нимает это. — Цель ваших уроков, к р о ме познавательности? — задаю вопрос, чувствуя, что беседа будет интересной. — Всегда стараюсь на заня тиях по литературе выделить идейную сущность произведе ния, показать прогрессивную роль ее. Вот вспомните работу на ур о ке над стихотворением Некрасова «На Волге». Мы от мечали, что поэт был потря сен видом несчастных бурла ков, тянувших баржи по реке , и возмущался долготерпени ем, звал к восстанию. —Так, значит, идейно-поли тическое и нравственное вос питание — главное для вас? — Да. Но не только это, поскольку есть еще и эстети ческое воспитание И основ ное для меня— соединить все вместе. Сочетать. Дополнять одно другим , Я МЫСЛЕННО возвращаюсь и уро ку и вспоминаю, ка к умно отвечали ребята, как продумывали каждый свой от вет, ка к мысленно искали его в тексте. И не случайно. Софья Соло моновна учит своих воспитан ников сознательно и глубоко воспринимать идейно -художе ственное богатство литератур ного произведения, развивать их художественный вкус. Уже в пятом классе она ста вит перед учащимися такие вопросы, которые заставляют думать. Обычно в средних классах художественный анализ дол жен быть минимальный, и по этому С. С. Хренникова выби рает структурную основу. — Говорю им, — объясняет она, — что в стихотворении двойное видение Волги Поче му? Спрашиваю, как в детстве поэт воспринимал Волгу и как теперь? И ребята довольно ос мысленно отвечают, стара.ются своим чтением передать и ра дость, и восхищение, и возм у щение Некрасова, легко улав ливают веселую рит.мику и ч /в - ствуют отяжелевший стих там, где поэта потрясает судьба бурлаков. — Софья Соломонрвна, а что дает привлечение смежных видов искусств, и в частности живописи? —У ро ки литературы при званы расширять кр у го з ор де тей. Сочетание литературы с другими видами искусства да ют богатейшую во зм ожн? :ть осуществить это. Ребята уже знают, чем отличается портрет Я от фотографии, умеют «прочи- » тать» его, учатся анализиро вать картины великих худож ников. Помните, как интерес но они рассказывали о «Бур лаках на Волге» Репина? И ПЕРЕД ГЛАЗАМИ сразу словно всплыл маленький эпизод урока, когда пятиклас сница вступлением, передачей мысли о том, что изображено на иллюстрации, заключитель ным словом заставила всех с большим вниманием слушать, как и когда писалась картина, что переживал сам художник, что чувствует зритель. — А результат? — Нам, учителям, нелегко. Только когда видишь, как свер кают ребячьи глаза, как ждут от тебя нового и увлекатель ного, забываешь,, что трудно. Помнишь и знаешь лишь одно — большего счастья не нужно. Речь о пятом «а» средней школы N2 15, А сколько таких классов было в жизни заслу женной учительницы , Россий ской Федерации С. С. Хренни ковой?! Об одном открытом уроке . А сколько их дано ею за три дцать лет работы, и в скольких ребячьих сердцах оставили они добрый свой след?! О поисках и находках, кото рые повышали эффективность урока, рождали интерес, жела ние знать больше и лучше. О творчестве Н. А. Некра со ва— лишь одном звене в огромной цепи имен русской и советской литературы, кото рая помогает воспитывать и воспитывает в человеке прек расное. А результат естествен: полное отсутствие неуспевэкз- щих. Уже который год!... Но поиски не прекращаются. Работа тоже. Ведь можно и нужно повышать качество зна ний. Так что первая победа — I лишь шаг к другой Более ве сомой. Более значимой. Н. БЕЛЫХ. ПУСТЬ НУ,Щ БОЛЬШЕ ТАКИХ ЛЮ.ТЕЙ Лишь только стрелки часов, дрогнув , приблизятся к циф ре «9», из дверей помеще ния отдела доставки районного узла связи с туго набитыми сумками выходят почтальоны. Они спешат доставить своим адресатам свежие газеты, ж у р налы, письма. 28 человек работает в кол - лекцтве отдела доставки к о р респонденции Годовой план 1975 года завершен ими до срочно, принятые обязательства успешно выполнены Почтальон Елена Семеновна М уковникова— ударник ком м у нистического труда. Вот что пи шет А. И. Ишкова, проживаю щая на улице Мира, в доме N2 30: «Елена Семеновна М у- ковникова очень любит свою работу, отличается культурой поведения, честностью». Красноречивая оценка тру да почтальона. Недаром гово рится: «Нс место красит че ловека, а человек— место». Валентина Егоровна Сер ге ева пришла в отдел доставки ученицей. Первое время теря лась, Но сейчас В. Е. Серге ева — одна из лучших поч тальонов районного узла свя зи, председатель цехового ко митета профсоюза отдела до ставки. И в ее адрес поступает немало слов благодарности. «Пусть будет больше таких лю дей, ка к наш почтальон Вален тина Егооовна Сергеева», — пишет Людмила Николаевна Залетова. Валентина Егоровна не одна. Ее о кр уж аю т такие ж е неуто мимые труженицы ; Анна Ива новна Тихонова, Мария Кузь минична Смирнова, Вера Гаври ловна Жилкина, Мария М иро - ■ новна Салькова, Александра Александровна Жукалина, ее дочь Валентина и другие . Неоценимую помощь работ никам районного узла связи оказывают шоферы Виктор Се ливанов и Владимир Богатиков. Работать с о гоньком им по могает социалистическое со ревнование. И среди победите лей — имя оператора Алек сандры Андреевны Силкиной. Д ружны й коллектив сложил ся под руководством начальни ка отдела доставки корреспон денции Тамары Тихоновны Ку- щенко. С большими трудовы ми успехами идут они к XXV съезду КПСС. В. АЛЕКСЕЕВ, наш внештатный корреспондент. Газета выступила. Меры приняты «НЕ СПЕШАТ» — под таким заголовком в № 219 газеты «Красное знамя» за прошлый год была напечатана замет ка- В ней подвергался критике начальник строй управления Х 2 6 треста «Елецтяжстрой» М. Т. Дорохин з а , медлитель ность с вывозкой с заво да ЖБИ-5 панелей на вновь строящийся мясо жировой корпус мясо комбината- Как сообщил директор завода железобетонных изделий Н. В. Проскуря ков, в настоящее время панели вывезены и смон тированы. С жалобой на затянувшийся ре.монт часов обратил ся в редакцию пенсионер К. Ф. Николаенко. Его пись мо мы отослали в елецкий филиал «Рембыттехннки». Инженер-техн.злог .Л. Е- Голиков сообщил «Красному знамени», что часы починены н возвращены заказчи ку. Мастер С- .М. Андреев, затянувший ремонт, обсуж дён на заседании цехового комитета. О некачественном пошиве одежды в ателье «Фанта зия» написала в редакцию студентка педагогического института Н. Фомина. «;Меры приняты, брак устранен, — сообщила ди ректор фабрики К. В. Черных. — Закройщица В- Г. Стягова по итогам работы за декабрь лишена премии»- * » <• В. М. Клоков обратился в редакцию с жалобой на то. что его телевизор длительное время не могут отре- монтнровать- Главный инженер телеателье А Д. Коротеев сооб щил, что сейчас телевизор В. М. Клокова работает исправно. П 1 > л в о ч м Л н г О В ы е : Более пятнадцати лет работает токарем в инструментальном цехе завода тракторных гидроагрегатов Александр Петрович Кон нов- За это время он стал высококвалифицированным специалис том. Ему поручают изготовлять сложные детали для оснастки, приспособлений. Передовик производства систематически пере выполняет сменные задания. Сейчас А. П, Коннов активно участвует в социалистическом со* ревновании за достойную встречу XXV съезда КПСС и добивает ся высоких результатов. Н.А С Н И М К Е : А. П. Коннов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz