Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 15 января 1976 года 3 стр. ПЯТИЛЕТНА, УЧИТЕЛЬ, КАЧЕСТВО Осуществить дальнейшее развитие системы НАРОДНО ­ ГО ОБРАЗОВАНИЯ в соответ­ ствии с требованиями научно- технического прогресса и за­ дачами неуклонного повыше­ ния культурно-технического и образовательного уровня трудящихся, улучшения под го ­ товки квалифицированных кадров рабочих и специали­ стов. (Из проекта ЦК КПСС к XXV съезду). Сегодня на страницах нашей г а з е т ы м ы н а ч и н а е м р а з г о в о р о т о м , к а к н е к о т о р ы м у ч и т е - л я м - к о м м у н и с т а м н а п р о т я ж е - НИИ м н о г и х л е т у д а в а л о с ь и у д а е т с я р а б о т а т ь б е з о т с т а ю - щ и х , д о б и в а т ь с я в ы с о к о г о к а - ч е с т в а о б у ч е н и я в с о о т в е т с т - ВИИ с т р е б о в а н и я м и н а у ч н о - т е х н и ч е с к о г о п р о г р е с с а , с о б - щ и м у р о в н е м с о в р е м е н н ы х н а у ч н ы х з н а н и й . Э ТО БЫЛ УРОК -ПРАЗД ­ НИК. Иначе е го не на­ зовешь. И не только потому, что он соответствовал совре­ менным требованиям. Но и потому , что начало и конец е го составляли так назы­ ваемое необходимое ком по зи ­ ционное обрамление. Потому что все на ур о ке подчинялось поставленной теме: и словар­ ная работа, и оформление , и постановка проблем . Это был вводный ур о к . Но он задумывался и осуществил­ ся так, ка к необходимо сегод - ня= на нем была глубо ко про ­ думанная портретная характе­ ристика Некрасова, богатый словарный запас, умение ре ­ бят пользоваться рецензией, ставить вопросы, читать статью. Чувствовалось: сейчас, на уро ке в 5-ом, Софья С оломо ­ новна готовит учащихся к тому, что узнают они в старших классах. Высокая эмоциональность применения технических средств. Умелый и тонкий идей ­ но -художественный анализ од ­ ного из стихотворений Некра ­ сова, Об всем этом говорили учителя других ш кол города, присутствующие на уроке . Все они единодушно пришли к вы­ воду: у р о к Софьи Соломонов­ ны Хренниковой — образец, песня. Она прививает и воспи­ тывает чувство гражданина. О к о н ч е н у р о к Класс опу ­ стел. Ребята ушли, сами того не подозревая, что уно­ сят что-то большое и светлое, которое останется у них на всю жизнь . Ушли. А учитель остался. Он устал, но по лицу, по чуть заметной улыбке догадываешь­ ся: он беспредельно счастлив. Я жду , когда мож но начать разговор . Софья Соломонов­ на, чувствуя это, вопроситель­ но смотрит на меня. Я сразу спрашиваю о том, ка к же ей удается все это. — Как мне удается? — по­ вторяет она.— Просто Трудом Вспоминаются слова Гене­ рального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, что «самая суть коммуниста определяется тем, что граждане обладают высо­ кой степенью сознательности и чувством ответственности пе ­ ред. обществом, высокими нравственными качествами. Именно поэтому воспитание общественного сознания всех граждан — одна из важ­ нейших составных частей про ­ цесса коммунистическо го строи ­ тельства». Такую задачу обязан осущ е ­ ствлять каждый учитель, и она, преподаватель русс ко го язы­ ка и литературы, отлично по ­ нимает это. — Цель ваших уроков, к р о ­ ме познавательности? — задаю вопрос, чувствуя, что беседа будет интересной. — Всегда стараюсь на заня­ тиях по литературе выделить идейную сущность произведе ­ ния, показать прогрессивную роль ее. Вот вспомните работу на ур о ке над стихотворением Некрасова «На Волге». Мы от­ мечали, что поэт был потря­ сен видом несчастных бурла­ ков, тянувших баржи по реке , и возмущался долготерпени ­ ем, звал к восстанию. —Так, значит, идейно-поли­ тическое и нравственное вос ­ питание — главное для вас? — Да. Но не только это, поскольку есть еще и эстети­ ческое воспитание И основ­ ное для меня— соединить все вместе. Сочетать. Дополнять одно другим , Я МЫСЛЕННО возвращаюсь и уро ку и вспоминаю, ка к умно отвечали ребята, как продумывали каждый свой от­ вет, ка к мысленно искали его в тексте. И не случайно. Софья Соло­ моновна учит своих воспитан­ ников сознательно и глубоко воспринимать идейно -художе ­ ственное богатство литератур­ ного произведения, развивать их художественный вкус. Уже в пятом классе она ста­ вит перед учащимися такие вопросы, которые заставляют думать. Обычно в средних классах художественный анализ дол­ жен быть минимальный, и по ­ этому С. С. Хренникова выби­ рает структурную основу. — Говорю им, — объясняет она, — что в стихотворении двойное видение Волги Поче­ му? Спрашиваю, как в детстве поэт воспринимал Волгу и как теперь? И ребята довольно ос­ мысленно отвечают, стара.ются своим чтением передать и ра ­ дость, и восхищение, и возм у ­ щение Некрасова, легко улав­ ливают веселую рит.мику и ч /в - ствуют отяжелевший стих там, где поэта потрясает судьба бурлаков. — Софья Соломонрвна, а что дает привлечение смежных видов искусств, и в частности живописи? —У ро ки литературы при­ званы расширять кр у го з ор де ­ тей. Сочетание литературы с другими видами искусства да­ ют богатейшую во зм ожн? :ть осуществить это. Ребята уже знают, чем отличается портрет Я от фотографии, умеют «прочи- » тать» его, учатся анализиро­ вать картины великих худож ­ ников. Помните, как интерес­ но они рассказывали о «Бур­ лаках на Волге» Репина? И ПЕРЕД ГЛАЗАМИ сразу словно всплыл маленький эпизод урока, когда пятиклас­ сница вступлением, передачей мысли о том, что изображено на иллюстрации, заключитель­ ным словом заставила всех с большим вниманием слушать, как и когда писалась картина, что переживал сам художник, что чувствует зритель. — А результат? — Нам, учителям, нелегко. Только когда видишь, как свер­ кают ребячьи глаза, как ждут от тебя нового и увлекатель­ ного, забываешь,, что трудно. Помнишь и знаешь лишь одно — большего счастья не нужно. Речь о пятом «а» средней школы N2 15, А сколько таких классов было в жизни заслу­ женной учительницы , Россий­ ской Федерации С. С. Хренни­ ковой?! Об одном открытом уроке . А сколько их дано ею за три ­ дцать лет работы, и в скольких ребячьих сердцах оставили они добрый свой след?! О поисках и находках, кото ­ рые повышали эффективность урока, рождали интерес, жела­ ние знать больше и лучше. О творчестве Н. А. Некра­ со ва— лишь одном звене в огромной цепи имен русской и советской литературы, кото ­ рая помогает воспитывать и воспитывает в человеке прек­ расное. А результат естествен: полное отсутствие неуспевэкз- щих. Уже который год!... Но поиски не прекращаются. Работа тоже. Ведь можно и нужно повышать качество зна­ ний. Так что первая победа — I лишь шаг к другой Более ве­ сомой. Более значимой. Н. БЕЛЫХ. ПУСТЬ НУ,Щ БОЛЬШЕ ТАКИХ ЛЮ.ТЕЙ Лишь только стрелки часов, дрогнув , приблизятся к циф­ ре «9», из дверей помеще ­ ния отдела доставки районного узла связи с туго набитыми сумками выходят почтальоны. Они спешат доставить своим адресатам свежие газеты, ж у р ­ налы, письма. 28 человек работает в кол - лекцтве отдела доставки к о р ­ респонденции Годовой план 1975 года завершен ими до ­ срочно, принятые обязательства успешно выполнены Почтальон Елена Семеновна М уковникова— ударник ком м у ­ нистического труда. Вот что пи­ шет А. И. Ишкова, проживаю ­ щая на улице Мира, в доме N2 30: «Елена Семеновна М у- ковникова очень любит свою работу, отличается культурой поведения, честностью». Красноречивая оценка тру­ да почтальона. Недаром гово ­ рится: «Нс место красит че­ ловека, а человек— место». Валентина Егоровна Сер ге ­ ева пришла в отдел доставки ученицей. Первое время теря­ лась, Но сейчас В. Е. Серге ­ ева — одна из лучших поч­ тальонов районного узла свя­ зи, председатель цехового ко ­ митета профсоюза отдела до ­ ставки. И в ее адрес поступает немало слов благодарности. «Пусть будет больше таких лю ­ дей, ка к наш почтальон Вален­ тина Егооовна Сергеева», — пишет Людмила Николаевна Залетова. Валентина Егоровна не одна. Ее о кр уж аю т такие ж е неуто­ мимые труженицы ; Анна Ива­ новна Тихонова, Мария Кузь ­ минична Смирнова, Вера Гаври­ ловна Жилкина, Мария М иро - ■ новна Салькова, Александра Александровна Жукалина, ее дочь Валентина и другие . Неоценимую помощь работ­ никам районного узла связи оказывают шоферы Виктор Се­ ливанов и Владимир Богатиков. Работать с о гоньком им по­ могает социалистическое со­ ревнование. И среди победите­ лей — имя оператора Алек­ сандры Андреевны Силкиной. Д ружны й коллектив сложил­ ся под руководством начальни­ ка отдела доставки корреспон ­ денции Тамары Тихоновны Ку- щенко. С большими трудовы ­ ми успехами идут они к XXV съезду КПСС. В. АЛЕКСЕЕВ, наш внештатный корреспондент. Газета выступила. Меры приняты «НЕ СПЕШАТ» — под таким заголовком в № 219 газеты «Красное знамя» за прошлый год была напечатана замет­ ка- В ней подвергался критике начальник строй­ управления Х 2 6 треста «Елецтяжстрой» М. Т. Дорохин з а , медлитель­ ность с вывозкой с заво­ да ЖБИ-5 панелей на вновь строящийся мясо­ жировой корпус мясо­ комбината- Как сообщил директор завода железобетонных изделий Н. В. Проскуря­ ков, в настоящее время панели вывезены и смон­ тированы. С жалобой на затянувшийся ре.монт часов обратил­ ся в редакцию пенсионер К. Ф. Николаенко. Его пись­ мо мы отослали в елецкий филиал «Рембыттехннки». Инженер-техн.злог .Л. Е- Голиков сообщил «Красному знамени», что часы починены н возвращены заказчи­ ку. Мастер С- .М. Андреев, затянувший ремонт, обсуж­ дён на заседании цехового комитета. О некачественном пошиве одежды в ателье «Фанта­ зия» написала в редакцию студентка педагогического института Н. Фомина. «;Меры приняты, брак устранен, — сообщила ди­ ректор фабрики К. В. Черных. — Закройщица В- Г. Стягова по итогам работы за декабрь лишена премии»- * » <• В. М. Клоков обратился в редакцию с жалобой на то. что его телевизор длительное время не могут отре- монтнровать- Главный инженер телеателье А Д. Коротеев сооб­ щил, что сейчас телевизор В. М. Клокова работает исправно. П 1 > л в о ч м Л н г О В ы е : Более пятнадцати лет работает токарем в инструментальном цехе завода тракторных гидроагрегатов Александр Петрович Кон­ нов- За это время он стал высококвалифицированным специалис­ том. Ему поручают изготовлять сложные детали для оснастки, приспособлений. Передовик производства систематически пере­ выполняет сменные задания. Сейчас А. П, Коннов активно участвует в социалистическом со* ревновании за достойную встречу XXV съезда КПСС и добивает­ ся высоких результатов. Н.А С Н И М К Е : А. П. Коннов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz