Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАЛСЯ» 15 мая 1976 года 3 стр. У ш л с в г о с т я х з ш з л л я к п о э т м ш х а ш л г л а з к о в я приветствую новую книгу стихов Михаила Глазкова* «Здравствуй!» — радостно гово рю я поэту, как другу, который вошел в мое сердце. Вошел на долго, ибо не перед каждым раскрывается сердце. Но как не распахнуться ему перед такими строками: Благодарить судьбу свою спешу За то, что здесь, в России, я родился. Что к тайнам ее светлым приобщился И с ней одним дыханием дышу. Поэт приглашает читателя в свой родной край, милые с дет ства леса, «синь долин и озер ных глубин». «Там я свой», — говорит он, перефразируя сво его предшественника Дмитрия Блынского (главное, что здесь я — парень свой»), который в свою очередь перефразировал— не столько сердцем, сколько стихом — своего великого пред течу Сергея Есенина. Так пере- хи. Автор вспоминает, как ма тери, проводив мужей на фронт, сняли «с чердаков сиротливые косы». До сих пор поэт воспри нимает мир через призму фрон товой образности: «сосен зеле ные кители»- Ситуации давне го, но незабываемого времени направляют песенный лад стиха: Мне помнится; В лицо жестоко Поземкой с запада мело. Худое слово — голодовка — Тогда пришло в мое село. Война была не только порой драматической юности, но и школой мужества, гражданского долга, об этом поэт говорив в стихотворении «Траншея». Да и нс только в нем, ибо граж данственность лежит в основе мировоззрения Михаила Глазко ва, что и привлекает читателя в его книге. Он воздает дань погибшим на войне: если бы не они, для нас, оставшихся, нс пел бы сейчас «на голубой чере мухе скворец». Значит, надо -------------------------------- I П е с н я I Родине дается эстафета преемственно сти. По-есенински звучит строка Михаила Глазкова: «Заглядев шись, небесная просинь опро кинулась в мельничный пруд». И подобная перекличка не слу чайна: в ее основе не узко об разные ассоциации, а глубинное родство патриотов. Это родство ощущаешь и в привязанности к родной реке, столь ощутимой в русской поэзии. Ока у Есенина, Невестница у Соколова-Мики- това, Воргол у Михаила Глаз кова- «Полюби ты мое При- ворголье, своим краем его назо ви», — обращается он к читате лю. Полюбить — да, но ведь чтобы сродниться, нужно вместе жизнь прожить. И действительно, идя вместе с поэтом по страницам его кни ги, убеждаешься еще раз, что только искренние сыновние чувства к Родине способны за жечь высокое вдохновение. Сти хотворение «Полынь-т.рава» на поминает знаменитый «Емшан» Майкова. только здесь симво лом родного края предстает горькая полынь. Почему именно полынь? Потому, что она горчи ла на губах после тяжелого труда в деревенскую страду военного времени. Вот пути по знания Родины и источники сложной любви к ней. Недаром имя всей книге Глазкова дало именно это стихотворение: тема патриотизма — основная в кни ге. Автор не декларирует ее. он образно, конкретно показывает становление г атриотического чувства, становление нелегкое и драматичное. Становление самого поэта пришлось на военные годы, и то, что он тогда видел и чувст вовал, осталось навсегда а серд це и стихе, пересыпанном коло ритными деталями быта и эпо- •Михаил Глазков. «Полынь- трава». Изд. «Советский писа тель». М., 1975 г. быть верным их памяти, не обеднять, не разменивать себя в жизни. Вы^ру верного жиз ненного пути посвящено стихо творение «Парнями пятнадцати летними...» Своими размышле ниями о современности автор напитывает и исторические сюжеты. Стихотворение «Курб ский в Ливонии» — о тяжести измены: «смертным, тяжким са ваном на тело ложатся латы с польского плеча». Жадными к жизни, спасенной ими, энергичными и требова тельными возвращались фрон товики в родные города и села- 06 этом и поныне напоминают неумолчные строфы Алексея Не- догонова, Николая Грибачева, Владимира Жукова. Лирический герой Михаила Глазкова сродни их лирическому герою первых послевоенных лет. Он озабочен жизнью родного края, его пер спективами и трудностями. Че ловек сегодняшнего дня, он поднимает важнейшие вопросы современности. Михаил Глазков известен н как поэт-сатирик. В прошлом году была издана также книга его сатирических стихов «Ку вырком с Олимпа». Сатириче ские мотивы дают о себе знать и в книге лирики («Не боюсь подлецов очевидных...»). Это и понятно: подлинная гражданст венность — не узко жанровое понятие' Но она вовсе не пред лагает духовного доктринерст ва. душевной сухости. Такие стихотворения, как «.Мне де вочка рукой махнула вслед...», показывают сердечную отзыв чивость нашего поэта. Принци пиальность вовсе не противоре чит ей. но ее укрепляет. Зная подлинную цену не только доб ру, но и злу, с тем большим эн тузиазмом поэт отдается нскрен нему восторгу, весенней раско ванности («День сегодня на редкость светел . ..» ) .1 Стих Михаила Глазкова прост и четок. он привлекает естест венной повествовательностью, ощутимой, например, в зачине стихотворения, посвященного по эту Владимиру Фирсову: Мы колесим в автобусе под Минском, Стихи читаем в селах и в цехах На белорусском, русском, украинском — На всех понятных братских языках. Порой простоту отождествля ют с примитивом. Но история литературы учит, что к просто му стиху приходят и поэты, разуверившиеся в сложных фор малистических исканиях. Давно известно. что, если человеку есть что сказать, то он выска зывает сокровенное в доступной форме, чтобы быть услышанным и понятным.Но простота стихо вых коиструкпий вовсе не оз начает образной обедненности— в этом еще раз убеждает кни га Глазкова. Тевтонские кресты видятся ему «как на Руси зло вещие погосты». А вот какой драматический образ рождают раздумья о погибших бойцах: «да проросла в глазницах сон- трава. тихонько обойдя корня ми пули». в том-то и сила патриотиче ски настроенного поэта, что для него образ — не цель, а средст во. Он не увлекается формой в ущерб содержанию, и потому многообразие идейно - темати ческого содержания его твор чества рождает разнообразие формальных приемов. В стихах о загранице уместно частушеч ное построение стиха с харак терным для этого поэтического жанра параллелизмом: «Лиры есть — плати и плавай, нет — от моря поворот. Коль богат— имеешь право обирать простой народ». А в стихотворении «Урок» использована форма П0ИТЧИ, которой становится по ученье косца, пригодное на все случаи в жизни; «Ровней иди». В стихотворении «Память» автор обращается к приему звукового повтора: память «мое детство ведет по войне, босиком по ко лючей стерне». Этот прием при менен и в стихотворении «Будет трудно тебе — позови...», но здесь — неудачно. Замечаешь в книге и ритмиче ские поиски («Дума про Богда на Хмельницкого»). Оригиналь но строфическое построение не которых стихотворений («Мне девочка рукой махнула вслед..») Видим мы и интересные рифмы: конца—косца, винт—вид, тронь — трон. Однако порой, как ска зал поэт, «в объятиях повили ки трудно гибнет доверчивый злак». Несколько схематично написано стихотворение «Поэт в Карабихе». Общими словами страдает «Баллада о кургане». Легковесно стихотворение «Лю бава». Но вспомним стихотворение Михаила Глазкова «День сегод ня на редкость светел...». В его городскую квартиру случайно залетел «иванчаевый ветер» с милой сердцу родины. Он при нес очарование ро.тных лесов и лугов, вдохнул в сердце свежесть юности, и поэт навстречу ветру родины распахивает все окна в доме. Так пусть же этот ветер чаше стучится в раму, выдува ет из поэтического хозяйства все . ненужное и случайное, пусть еще звонче и полновес ней звучит солнечная песня о Родине! Владислав ШОШИН , •кандидат филологических наук, член Союза писателей. 113 ГРЕЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ Недавно в составе группы советских писателей Михаил Глазков побывал в Греции, в древней Элладе, знакомой иам по школь ным учебникам.________________ Результатом поездки по Греции явились путевые заметки, а так же цикл стихов, которые мы сегодня предлагаем вниманию чита телей «Красного знамени». Дв а Ва с илия Ваеилиосу Гаралеасу, зем ледельцу, ветерану грече ско го Сопротивления. Шел корабль по морю синему, А на палубе вдвоем Толковали два Василия О житье-бытье своем Вспоминали так, без выбора, Каждый свой поход и бой. Воевал один под Выборгом И в Салониках —другой. Властно памятью влекомые, От пейзажей далеки. Говорили, как знакомые. Или даже земляки. То один глаза сощуривал, Б прошлом роясь, то другой. Угощались молча куревом, Спички жгли наперебой. Как же тут не единиться им — Ведь один в стране родной Занят рожью да пшеницей И оливами— другой. — Сообща-то мы осилили Вон какую, брат, войну!.. Шел корабль по морю синему 'И курили два Василия, Думу думая одну. Гнев Э л л а ды Фашиствующие молодчики бросили сегодня ночью гранату в помещение магазина «Совет ская книга» в Афинах. (Из газеты «Правда» от 25 марта с. г.) Институтская стена. Рдеет алая гвоздика. Нет могил здесь, а поди-ка. Чья-то дань души видна. В скорбном трауре стена — Здесь студентов расстреляли. В чем же их была винп? И была ль она? Едва ли! Встали за свои права. В смертном страхе против бунта Танки выставила хунта, — С кровью смешана трава... Хунта Е тартар сметена. Только небо снова мглисто, И опять рука фашистов Притаившихся видна. В жажде крови волчья сыть Подло тянется с гранатой. Не позволят, волосатой, Луч свободы погасить! В убежденной правоте Патриоты непреклонны. Хоть на тесные колонны Тайно дулом водят те. Никогда фашизм не сыт Лишь одной кровавой тризной, ...Флаг Эллады укоризной Над Акрополем висит В ГОДЫ войны с гитлеровской Германией он был водружен здесь греческими студентами вместо сброшенного ими фа шистского флага.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz