Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАЛСЯ» 15 мая 1976 года 3 стр. У ш л с в г о с т я х з ш з л л я к п о э т м ш х а ш л г л а з к о в я приветствую новую книгу стихов Михаила Глазкова* «Здравствуй!» — радостно гово­ рю я поэту, как другу, который вошел в мое сердце. Вошел на­ долго, ибо не перед каждым раскрывается сердце. Но как не распахнуться ему перед такими строками: Благодарить судьбу свою спешу За то, что здесь, в России, я родился. Что к тайнам ее светлым приобщился И с ней одним дыханием дышу. Поэт приглашает читателя в свой родной край, милые с дет­ ства леса, «синь долин и озер­ ных глубин». «Там я свой», — говорит он, перефразируя сво­ его предшественника Дмитрия Блынского (главное, что здесь я — парень свой»), который в свою очередь перефразировал— не столько сердцем, сколько стихом — своего великого пред­ течу Сергея Есенина. Так пере- хи. Автор вспоминает, как ма­ тери, проводив мужей на фронт, сняли «с чердаков сиротливые косы». До сих пор поэт воспри­ нимает мир через призму фрон­ товой образности: «сосен зеле­ ные кители»- Ситуации давне­ го, но незабываемого времени направляют песенный лад стиха: Мне помнится; В лицо жестоко Поземкой с запада мело. Худое слово — голодовка — Тогда пришло в мое село. Война была не только порой драматической юности, но и школой мужества, гражданского долга, об этом поэт говорив в стихотворении «Траншея». Да и нс только в нем, ибо граж­ данственность лежит в основе мировоззрения Михаила Глазко­ ва, что и привлекает читателя в его книге. Он воздает дань погибшим на войне: если бы не они, для нас, оставшихся, нс пел бы сейчас «на голубой чере­ мухе скворец». Значит, надо -------------------------------- I П е с н я I Родине дается эстафета преемственно­ сти. По-есенински звучит строка Михаила Глазкова: «Заглядев­ шись, небесная просинь опро­ кинулась в мельничный пруд». И подобная перекличка не слу­ чайна: в ее основе не узко об­ разные ассоциации, а глубинное родство патриотов. Это родство ощущаешь и в привязанности к родной реке, столь ощутимой в русской поэзии. Ока у Есенина, Невестница у Соколова-Мики- това, Воргол у Михаила Глаз­ кова- «Полюби ты мое При- ворголье, своим краем его назо­ ви», — обращается он к читате­ лю. Полюбить — да, но ведь чтобы сродниться, нужно вместе жизнь прожить. И действительно, идя вместе с поэтом по страницам его кни­ ги, убеждаешься еще раз, что только искренние сыновние чувства к Родине способны за­ жечь высокое вдохновение. Сти­ хотворение «Полынь-т.рава» на­ поминает знаменитый «Емшан» Майкова. только здесь симво­ лом родного края предстает горькая полынь. Почему именно полынь? Потому, что она горчи­ ла на губах после тяжелого труда в деревенскую страду военного времени. Вот пути по­ знания Родины и источники сложной любви к ней. Недаром имя всей книге Глазкова дало именно это стихотворение: тема патриотизма — основная в кни­ ге. Автор не декларирует ее. он образно, конкретно показывает становление г атриотического чувства, становление нелегкое и драматичное. Становление самого поэта пришлось на военные годы, и то, что он тогда видел и чувст­ вовал, осталось навсегда а серд­ це и стихе, пересыпанном коло­ ритными деталями быта и эпо- •Михаил Глазков. «Полынь- трава». Изд. «Советский писа­ тель». М., 1975 г. быть верным их памяти, не обеднять, не разменивать себя в жизни. Вы^ру верного жиз­ ненного пути посвящено стихо­ творение «Парнями пятнадцати­ летними...» Своими размышле­ ниями о современности автор напитывает и исторические сюжеты. Стихотворение «Курб­ ский в Ливонии» — о тяжести измены: «смертным, тяжким са­ ваном на тело ложатся латы с польского плеча». Жадными к жизни, спасенной ими, энергичными и требова­ тельными возвращались фрон­ товики в родные города и села- 06 этом и поныне напоминают неумолчные строфы Алексея Не- догонова, Николая Грибачева, Владимира Жукова. Лирический герой Михаила Глазкова сродни их лирическому герою первых послевоенных лет. Он озабочен жизнью родного края, его пер­ спективами и трудностями. Че­ ловек сегодняшнего дня, он поднимает важнейшие вопросы современности. Михаил Глазков известен н как поэт-сатирик. В прошлом году была издана также книга его сатирических стихов «Ку­ вырком с Олимпа». Сатириче­ ские мотивы дают о себе знать и в книге лирики («Не боюсь подлецов очевидных...»). Это и понятно: подлинная гражданст­ венность — не узко жанровое понятие' Но она вовсе не пред­ лагает духовного доктринерст­ ва. душевной сухости. Такие стихотворения, как «.Мне де­ вочка рукой махнула вслед...», показывают сердечную отзыв­ чивость нашего поэта. Принци­ пиальность вовсе не противоре­ чит ей. но ее укрепляет. Зная подлинную цену не только доб­ ру, но и злу, с тем большим эн­ тузиазмом поэт отдается нскрен нему восторгу, весенней раско­ ванности («День сегодня на редкость светел . ..» ) .1 Стих Михаила Глазкова прост и четок. он привлекает естест­ венной повествовательностью, ощутимой, например, в зачине стихотворения, посвященного по­ эту Владимиру Фирсову: Мы колесим в автобусе под Минском, Стихи читаем в селах и в цехах На белорусском, русском, украинском — На всех понятных братских языках. Порой простоту отождествля­ ют с примитивом. Но история литературы учит, что к просто­ му стиху приходят и поэты, разуверившиеся в сложных фор­ малистических исканиях. Давно известно. что, если человеку есть что сказать, то он выска­ зывает сокровенное в доступной форме, чтобы быть услышанным и понятным.Но простота стихо­ вых коиструкпий вовсе не оз­ начает образной обедненности— в этом еще раз убеждает кни­ га Глазкова. Тевтонские кресты видятся ему «как на Руси зло­ вещие погосты». А вот какой драматический образ рождают раздумья о погибших бойцах: «да проросла в глазницах сон- трава. тихонько обойдя корня­ ми пули». в том-то и сила патриотиче­ ски настроенного поэта, что для него образ — не цель, а средст­ во. Он не увлекается формой в ущерб содержанию, и потому многообразие идейно - темати­ ческого содержания его твор­ чества рождает разнообразие формальных приемов. В стихах о загранице уместно частушеч­ ное построение стиха с харак­ терным для этого поэтического жанра параллелизмом: «Лиры есть — плати и плавай, нет — от моря поворот. Коль богат— имеешь право обирать простой народ». А в стихотворении «Урок» использована форма П0ИТЧИ, которой становится по­ ученье косца, пригодное на все случаи в жизни; «Ровней иди». В стихотворении «Память» автор обращается к приему звукового повтора: память «мое детство ведет по войне, босиком по ко­ лючей стерне». Этот прием при­ менен и в стихотворении «Будет трудно тебе — позови...», но здесь — неудачно. Замечаешь в книге и ритмиче­ ские поиски («Дума про Богда­ на Хмельницкого»). Оригиналь­ но строфическое построение не­ которых стихотворений («Мне девочка рукой махнула вслед..») Видим мы и интересные рифмы: конца—косца, винт—вид, тронь — трон. Однако порой, как ска­ зал поэт, «в объятиях повили­ ки трудно гибнет доверчивый злак». Несколько схематично написано стихотворение «Поэт в Карабихе». Общими словами страдает «Баллада о кургане». Легковесно стихотворение «Лю­ бава». Но вспомним стихотворение Михаила Глазкова «День сегод­ ня на редкость светел...». В его городскую квартиру случайно залетел «иванчаевый ветер» с милой сердцу родины. Он при­ нес очарование ро.тных лесов и лугов, вдохнул в сердце свежесть юности, и поэт навстречу ветру родины распахивает все окна в доме. Так пусть же этот ветер чаше стучится в раму, выдува­ ет из поэтического хозяйства все . ненужное и случайное, пусть еще звонче и полновес­ ней звучит солнечная песня о Родине! Владислав ШОШИН , •кандидат филологических наук, член Союза писателей. 113 ГРЕЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ Недавно в составе группы советских писателей Михаил Глазков побывал в Греции, в древней Элладе, знакомой иам по школь­ ным учебникам.________________ Результатом поездки по Греции явились путевые заметки, а так­ же цикл стихов, которые мы сегодня предлагаем вниманию чита­ телей «Красного знамени». Дв а Ва с илия Ваеилиосу Гаралеасу, зем ­ ледельцу, ветерану грече ­ ско го Сопротивления. Шел корабль по морю синему, А на палубе вдвоем Толковали два Василия О житье-бытье своем Вспоминали так, без выбора, Каждый свой поход и бой. Воевал один под Выборгом И в Салониках —другой. Властно памятью влекомые, От пейзажей далеки. Говорили, как знакомые. Или даже земляки. То один глаза сощуривал, Б прошлом роясь, то другой. Угощались молча куревом, Спички жгли наперебой. Как же тут не единиться им — Ведь один в стране родной Занят рожью да пшеницей И оливами— другой. — Сообща-то мы осилили Вон какую, брат, войну!.. Шел корабль по морю синему 'И курили два Василия, Думу думая одну. Гнев Э л л а ды Фашиствующие молодчики бросили сегодня ночью гранату в помещение магазина «Совет­ ская книга» в Афинах. (Из газеты «Правда» от 25 марта с. г.) Институтская стена. Рдеет алая гвоздика. Нет могил здесь, а поди-ка. Чья-то дань души видна. В скорбном трауре стена — Здесь студентов расстреляли. В чем же их была винп? И была ль она? Едва ли! Встали за свои права. В смертном страхе против бунта Танки выставила хунта, — С кровью смешана трава... Хунта Е тартар сметена. Только небо снова мглисто, И опять рука фашистов Притаившихся видна. В жажде крови волчья сыть Подло тянется с гранатой. Не позволят, волосатой, Луч свободы погасить! В убежденной правоте Патриоты непреклонны. Хоть на тесные колонны Тайно дулом водят те. Никогда фашизм не сыт Лишь одной кровавой тризной, ...Флаг Эллады укоризной Над Акрополем висит В ГОДЫ войны с гитлеровской Германией он был водружен здесь греческими студентами вместо сброшенного ими фа­ шистского флага.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz