Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 21 апреля 1976 года О 2 стр. ^\& 3 Знания, идейнуюубежденность— на службу пятилетке В жизнь большинства произ ­ водственных коллективов нашего города прочно аошли школы коммунистическо го труда. Опыт показывает, что учеба в них су­ щественно помогает участникам соревнования находить эффек­ тивные пути выполнения социа­ листических обязательств, вскры ­ вать и приводить в действие дополнительные резервы роста производительности труда, спо­ собствует развитию духа кол ­ лективизма, взаимопонимания, высокой требовательности. Ш колы содействуют приобре ­ тению политических знаний, практических навыков вы соко ­ производительного труда, при ­ общают тружеников заводов, фабрик, строек, предприятий к управлению делами производ ­ ства. Сейчас в городе насчитывает­ ся 163 школы коммунистическо ­ го труда. Обучается в них 3649 человек. За годы девя­ той пятилетки число ш кол воз­ росло почти в 4 раза. Слушате­ ли изучают курс «Основы эконо ­ мических знаний», а также «Со­ циализм и труд». Основной их контингент составляют моло ­ дые люди в возрасте до 30 лет. Почти две тысячи слушателей участвуют в соревновании за коммунистический труд. Наибольшее количество школ создано, естественно, на кр уп ­ нейших наших предприятиях: заводах элементном, «Эльта», «Гидропривод», тракторных гидроагрегатов, в тресте столо­ вых и ресторанов, в коммуналь­ ных предприятиях. Руководите­ лями их являются начальники цехов, отделов, мастера, техно­ логи, заведующие магазинами, столовыми, другие спе^^иалисты предприятий и учреждений . Почти половина руководителей ^ ч л е н ы Коммунистической пар­ тии, подавляющее большинство — люди с высшим и средним специальным образованием- Занятия идут по единой про ­ грамме, утвержденной Д ом ом политического просвещения об ­ кома КПСС и областным сове­ том проф сою зов . На предприя ­ тиях города имеется немало про ­ пагандистов, владеющих в со­ вершенстве методикой препо ­ давания, умеющих просто, по- деловому увязывать изучаемый материал с конкретными дела­ ми коллектива. Большое внимание в школах уделили изучению материалов XXV съезда КПСС. Успешной учебе способствовал городской семинар руководителей школ коммунистическо го труда. Лек­ ции на нем прочитали препода­ ватель педагогического инсти­ тута И. С. Глотов, инструктор промышленно -транспортного от­ дела ГК КПСС В. 3. Белых, заве­ дующая партийным кабинетом гор ком а КПСС В. Д Гладкая. Были основательно проработа­ ны не только материалы съез­ да, но и прослушаны ре ком ен ­ дации по методике их препода­ вания, рассмотрены перспекти ­ вы развития Ельца на текущее пятилетие. Всем пропагандис­ там были выданы планы заня­ тий. Все это позволило р у ко вод и , телям проводить их более це­ ленаправленно, грамотно, до ­ ходчиво. А отсюда и большая практическая отдача . Так, слушатели школы ком ­ м унистического труда метал- лозаготовительного цеха заво­ да «Эльта» — бригада штам­ повщиц Александры Гаврилов­ ны Вобликовой, — подсчи­ тав свои возможности , выступи­ ли с ценной инициативой: за­ дания 10 пятилетки завершить за 4 года. Этот почин передо­ виков (а бригада 12 раз выхо­ дила победителем в заводском соревновании по достойной встрече XXV съезда КПСС, она признана одной из лучших в от­ расли) был одобрен админи­ страцией, партийным, профсо­ юзным и ком сомольским ком и ­ тетами «Эльты». На заводе «Гидропривод» в честь XXV съезда КПСС все слушатели школ пересмотрели свои личные планы-обязатель­ ства в сторону увеличения и ус­ пешно их выполнили. Здесь все труженики , посещающие заня­ тия «рабочих университетов», удостоены знаков «Ударник девятой пятилетки» и «Победи­ тель социалистического сорев­ нования». Отдавая должное положи ­ тельному, анализируя и исполь­ зуя накопленный опыт практи­ ческо го руководства школами коммунистическо го труда, нель­ зя умалчивать и о недостатках. Не на всех еще предприятиях широка сеть обучения. Например, на швейной фабрике массового пошива, заводах медицинско го оборудования, «Прожекторные угли». Здесь школ явно недо­ статочно, руководители еще слабо обеспечиваются про грам ­ мным материалом, методиками- Имеют место отставания от программ . Профсоюзные ком и ­ теты предприятий не вносят необходимые изменения, учи­ тывающие специфику работы слушателей, в учебные планы, не у всех еще пропагандистов школ имеются надлежащие ус­ ловия для проведения занятий. На элементном заводе они идут в о в р е м я о б е д е н н о г о п е р е р ы в а прямо на производственных участках, в сутолоке и тесноте. КПД таких занятий низок- Решения XXV съезда КПСС выдвинули грандиозные задачи перед советским народом . Пла­ ны партии предусматривают дальнейший подъем эффектив­ ности общественного производ ­ ства, улучшение качества рабо­ ты на каж дом рабочем месте, укрепление дисциплины и лич­ ной ответственности за поручен ­ ное дело. Эти задачи решать и каж дом у руководителю , каж до ­ м у слушателю школ комм уни ­ стического труда. Вот почему деятельность школ в соответст­ вии с велением времени необ­ ходимо неустанно улучшать, со­ вершенствовать. Н. ШАПОВАЛОВ, председатель горсовпрофа. Е С Л И Д Е Л О П О Д У Ш ПО ЛИЧНОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ПЛАНУ РАБОТАЕТ ПРОПАГАНДИСТ ЗАВОДА «ЭЛЬТА» В. А. АРХИПЕНКО Второй год Владимир Алек­ сандрович Архипенко , замести­ тель начальника цеха по выпус­ ку товаров ш иро ко го потребле­ ния завода «Эльта», является пропагандистом в своем кол ­ лективе, руководителем школы основ марксизма-ленинизма по изучению диалектического ма­ териализма. Два года сро к в общем -тэ небольшой. Но и за это время он снискал на заводе уважение коллег - пропагандистов. Его имя часто м ож но услышать сре­ ди лучших бойцов идеологиче­ ско го фронта. Причин столь быстрого успеха на трудном поприще несколько. Здесь, несомненно, сказывают­ ся методическое мастерство руководителя, его обширный багаж знаний, личная эрудиция и компетентность во многих производственных и житейских вопросах. Применение активных форм учебы: привлечение слу­ шателей к изучению экономиче ­ ских, производственных вопро ­ сов, выступления слушателей перед товарищами по труду— все это, вместе взятое, делает занятия глубокими по содержа ­ нию, действенными- Но главное все же состоит в том, что Владимир Александро ­ вич не только добросовестно выполняет партийное поруче ­ ние, но и любит свое непростое дело пропагандиста, глубоко убежден в его необходимости. Успеху способствует также и целенаправленность, система­ тичность, что придает работе личный творческий план про ­ пагандиста. В нем он преду­ сматривает скрупулезное изу­ чение работ Ф . Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина, посе­ щение занятий семинара при город ском комитете КПСС. М ногое намеченное В. А. А р ­ хипенко успешно претворяет в жизнь , в конкретные дела. Ска­ жем , им поданы и внедрены два рационализаторских пред ­ ложения. Условный экономиче ­ ский эффект новинок составил около двух тысяч рублей. Дея ­ тельное участие В. А. Архипен­ ко и его слушатели принимают в техническом совершенствова­ нии производства, заканчивая монтаж новой линии по обра­ ботке стеклоизделий. Владимир Александрович готовит слуша­ телей технолога Екатерину Рож­ кову и конструктора Валентину Голодную к выполнению обя­ занностей политинформатора. Непростое, важное и нуж ­ ное поручение выполняет ком ­ мунист В. А. Архипенко . И хо­ тя оно отнимает у него немело личного времени, приносит массу хлопот и различных про ­ блем, дело ему нравится А раз так, то оно ему не в тя­ гость, а в радость. И каждый день занятий приносит ему ни с чем не сравнимое удовлетворе­ ние: его занятий ждут, его пони мают, плоды его труда претво­ ряются в жизнь . В. ДЕМИН. Умело, просто, доходчиво Шесть пропагандистов сети партийного, два — ком сомоль ­ ско го политического просве­ щения кожевенно го завода имени В. И. Ленина ведут пла­ номерное изучение материалов XXV съезда КПСС на занятиях в кр уж ка х и школах. Умело, доходчиво, просто и последовательно излагают слу­ шателям тему «Основные на­ правления развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 го ды , главный экономист пред ­ приятия Петр Станиславович Краскин, старший инженер тех­ отдела Софья Михайловна За­ цепина, главный бухгалтер Ра­ иса Ивановна Зверева. Слуша­ тели уже изучили Отчетный до ­ клад ЦК КПСС XXV съезду пар­ тии Отличительной чертой этих пропагандистов является их вы­ сокое методическое мастерство, умение из общ е го выделить частное. Показать личную при­ частность слушателей к тем большим и серьезным задачам, которые выдвигает партия перед советскими людьми в пятилетке. В. НИКОЛАЕЕ На заводе «Гидропривод» 10 кр уж ко в ком сомольской полит­ сети, такие, ка к «Основы эконо ­ мических знаний», «Молодежи о партии», «Основы правовых зна­ ний». Занятия в них ведут 17 пропагандистов, у 15-ти — выс­ шее образование. М ож но часто наблюдать та­ кое явление — у одно го р у ко ­ водителя занятия проходят ж и ­ во, интересно, а у дру го го — скучно. Почему так бывает? Как достигнуть того, чтобы слуша­ тели охотней посещали занятия, ждали их? Пропаганда — средство по­ знания действительности, кото ­ рая имеет свою специфику. Первое неоценимое качество ее — познавательная цен­ ность. Лекция, ничего не даю ­ щая слушателям, не может вызвать у них интереса. А что­ бы их увлечь, необходима опо ­ ра на жизнь , реальную действи­ тельность. Нужна диалектиче­ ская постановка вопроса, так ка к только это способствует формированию научного м иро ­ воззрения у слушателей. Ведь его нельзя одолжить у товари­ ща, а нужно выработать само­ му пропагандисту. В настоящее время в нашем распоряжении мно го средств информации; телевидение, оа- дио, газеты, кино и другие. Они ежедневно сообщают о собы­ тиях. оценивают их. Но ничего ЗНАНИЯ-ЗАЛОГ МАЁСРТСТНА не м ож е т заменить слушателям самостоятельную работу мыс­ ли, творческое общение с про ­ пагандистом, собственные раз­ мышления. Пропагандист Н. Голубева использует практические зада­ ния. Она поручает слушателям изучить ряд вопросов, близких к их непосредственной работе. Так, по теме «Хозяйственный расчет производственного пред ­ приятия» слушатели — токари, сборщики , фрезеровщики — по­ лучили задание проанализиро­ вать организацию внутрихозяй­ ственного расчета в заготови­ тельном цехе. Каждый высказался по этому поводу на очередном занятии. Оно показало, что материал ус­ воен хорошо. Многие руководители школ, кр уж ко в в своей работе исполь­ зую т технические средства. На заводе имеются десять фильмо­ скопов. магнитофоны. Диафиль­ мы и кинопроекторы берем в библиотеке горкома партии. Применение технических средств позволяет пропагандистам по ­ вышать уровень занятий, акти­ визировать слушателей. Но, к тожалению , технические средст­ ва используются еще слабо. А ведь именно они как нельзя лучше поддерживают контакт слушателей и лектора. Что это так, я убедился на своем опыте. По теме «Себестоимость про ­ дукции и ее структура» проде ­ монстрировал слушателям кр уж ка «Основы экономических знаний» десятого механического цеха фильм «Себестоимость и цена промышленной пр о д у к ­ ции». В нем на конкретных при­ мерах, в доступной форме по­ казаны пути снижения себестои­ мости. Фильм помог закрепить знания. Большой интерес для . пропа­ гандиста представляют принци­ пы и методы обучения, соблю ­ дение которых также повышает интерес к занятиям Например, на гляд не тц занятиях облег- ■*ет усвоение. Недавно мне довелось побы­ вать на занятиях в 4 механиче­ ском цехе. Беседу на тему «Материальное производство — основа жизни общества. Побе­ да социализма в СССР» . вела заведующая технической би­ блиотекой А. Ф . Рябцева. Она доходчиво раскрыла тему. При­ меняя метод сравнения, приво­ дила для примера цифры и фак­ ты экономической л изни заво­ да. К примеру ; производитель­ ность труда на «Гидропоиеоде» в девятой пятилетке возросла на 55,7 процента. А ка к же де­ ло обстояло по годам? Ясное представление об этом слушатели получили, когда А. Ф . Рябцева использовала на­ глядное пособие. В нем графи­ чески показан рост производи ­ тельности с разбивкой по го­ дам- В 1971 году — 1,7 про ­ цента, в 1972 — 5,9, в 1973 — 11,2, в 1974 — 17.3, в 1975— 19,1. Распространенный недостаток среди пропагандистов — отрыв от аудитории. Часто контакт поддерживается главным обра­ зом с конспектом , а не со слушателями. Конечно, искусст­ во свободного владения живым словом приходит не сразу, но к этому мы должны постоянно стремиться. Слушатели непременно свя­ зывают занятия с личностью лектора. Только человек, глу бо ко и твердо убежденный в правоте дела, за которое он ратует, м ож е т убеждать других И в этом нам, пропагандистам, особенно молодым , помогают учеба в университете мар ксиз ­ ма-ленинизма при ГК КПСС, встречи с партийными и совет­ скими работниками, руководи ­ телями и специалистами пред ­ приятий, изучение материалов XXV съезда КПСС. Ю . БЕРЕЗИН, инженер -конструктор завода «Гидропривод».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz