Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ* 19 марта 1976 года 3 стр- ПЯТИЛЕТКА, УЧИТЕЛЬ, КАЧЕСТВО п О ш с к «Человек оставляет себя в человеке. В атом — человеческое бессмертие». (В. А. СУХОМЛИНСКИЙ). Учитель и ученик. Как важно их взаимопонимание. Как необхо ­ димо взаимное уважение этих двух людей : одно го старшего, опытного и д р у го го , лишь вступающего в жизнь . О том , ка к простые, чисто человеческие отношения в ш коле по ­ могаю т всему учебном у процессу , и в частности борьбе с отстаю­ щими, рассказывает сегодня заслуженная учительница школы РСФСР, п р е п о ^ в а т е л ь химии средней ш колы Не 3 Евгения Нико ­ лаевна КОПАЕВА. Самым трудным для себя считаю правильное, объектив­ ное оценивание знаний уча­ щихся. П режде чем поставить оцен­ ку , внимательно изучаю учени­ ка — человека. М ож н о без преувеличения сказать, что во­ прос о взаимоотношениях учи­ теля с учащимся является ре­ шающим и определяющ им всю педа го гическую нашу деятель­ ность. Как бы ни были высоки зна­ ния учителя и ка к бы ни была хороша о го методическая под ­ готовка, все г го окажется мало использованным, если не будут достигнуты правильные взаимо­ отношения, не будет создан ав­ торитет учителя. Известно, что учителя ребята уважают за е го требователь­ ность и справедливость. Все, что оскорбляет и унижа­ ет учащихся, д олж но быть от­ вергнуто. В то ж е время нельзя допускать и панибратских от­ ношений. Учителя, вступающие на путь заискивания перед учащимися, допускаю т грубейш ую ошибку, чаще всего непоправимую . Ценю мнение учащихся по во­ просам постановки преподава­ ния предметов. В конце года особенно тща­ тельно анализирую свою рабо ­ ту, выявляя все положительное в ней и недостатки. Учащиеся десятых классов помо гаю т мне в анализе работы. Вот часть анкет, высказывания 8 которы х являются для меня критерием . — Я хочу быть настоящим пе­ дагогом , — пишет десятиклас­ сница — Пусть все ур о ки про ­ ходят так же интересно, как химия. — Я люблю химию. Ее пре­ подавание, подача материала, небезразличное отношение Евгении Николаевны к нам, учащимся, делают свое дело ,— делится своими мыслями дру ­ гая выпускница. — Она учит нас быть настоящими людьми. И это для нас самое главное. — Я очень люблю у р о ки - экскурсии по химии, ко гда пе­ ред нами весь технологический процесс в совокупности , когда мы видим взаимосвязь всех производственных циклов так, ка к это есть в самом производ ­ стве, в жизни , — читаю в анке­ те д р у го го своего ученика.— И, кром е того, налицо для нас во время экскурсий практическое применение всех своих знаний. Вот почему, по м оем у мне ­ нию, экскурсии на производст­ во вызывают у учащихся актив­ ную работу мысли, являются одним из методов активизации их познавательной деятельно­ сти. Вот почему экскурсии не­ обходимы и важны. Оценивание знаний учащихся. Сейчас е го модно осуществлять дифференцированно. Я больше уделяю внимания индивидуальной работе. О пи ­ раюсь на сильных учеников, тех, ком и нравится химия. Обучение на уро ке должно носить именно индивидуальный характер. Если не учитывать этого, то результаты могут Рк'ть не такими, какие хотелось бы иметь; сильный работает не спеша, не в меру своих сия, слабый отстает, и часто мы его ругаем . А ведь добиваться успеха на всех этапах обучения должен каждый ученик. Вот почему, я считаю, что, зная возможности ребят, учи­ тывая их способности, нужно использовать различные сред­ ства и методы на уроках . Вся работа по индивидуально­ м у обучению складывается у меня из изучения учащихся, разработки урока . Первое охватывает многие стороны ; непосредственные раз ­ говоры и беседы, разнообра з ­ ные задания и поручения, учет ответов на уроках. Учитываю также и этап изу­ чения нового материала. И здесь все должно быть проду ­ мано. Чтобы объяснение было хо­ рош о и твердо усвоено ребята­ ми, нужно обеспечить знание основ, составляющих тот или иной предмет. Часто использую опережаю ­ щие задания до уро ка для сла­ бых и средних учеников, а ш кольники с большими воз­ можностями и способностями работают по специальному пла­ ну. И это помогает мне четко строить и проводить у р о к так, что ни одной минуты не теря­ ется без дела. Все проверено , все н*ц|СВоем месте. А если каждый из моих уче­ ников занят делом , старатель­ но выполняет полученное зада­ ние, стоемится к лучшему ре­ зультату, то итогом могут быть безупречная дисциплина, тиши­ на, порядо к на уроке . Но я не одна в своей рабо ­ те. У меня постоянно есть по­ мощ ники . Это успешно зани­ мающиеся мальчики и девочки , неплохо справляющиеся с учеб­ ной программой . Они не только выполняют тре­ бования учителей, решают по­ ставленные задачи, но и успе­ вают разъяснять, на примерах показывать и доказывать тем, ком у что-то непонятно. Так, в седьмых классах со слабыми работают звеньевые (Михайлова, Владыкина]. В старших про вож у индиви­ дуальные встречи, беседы, за­ четы. Это дает воз.можность чаще спрашивать старшеклассников, а следовательно, и лучше, тща­ тельнее оценивать их знания, контролировать. Это помогает мне больше времени уделять на уро ке изу­ чению нового материала, по­ вторению его. Да и самим ребя ­ там так легче Работа с тетрадями; здесь у меня бережное отношение к тоуду ученика. Предъявляю тре ­ бования (высокие) к себе и, ко ­ нечно, к ребятам. Никаких сни­ схождений сильным ш кольни­ кам. Все ученики для меня люби ­ мые, милые! Работая, помню , что нет пло­ хих учеников, есть плохие учи­ теля. Е. КОПАЕВА, заслуженная учительница школы РСФСР. Всего лишь одна сторона ра­ боты учителя. Но насколько она сильна, доро га и действенна! Как велики ее результаты! Пожалуй, нет и не было в ш коле ученика, который не помнил бы Е. Н. Копаеву. Бесконечные праздничные поздравления, частые письмэ- благодарности, просто телефон­ ные звонки н встречи — вот что навсегда останется в сердце этой советской учительницы. ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПО ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ в материалах XXV съезда КПСС еще раз с большой яр­ костью проявилась забота на­ шей рартии о дальнейшем по­ вышении эффективности сель­ ско го хозяйства, индустриализа­ ции земледелия и животновод ­ ства. Так, в нынешней пятилет­ ке селу должно быть поставле­ но не менее 1900 тысяч трак­ торов, сотни тысяч других сельскохозяйственных машин. Эта цифра накладывает на коллектив завода тракторных гидроагрегатов особую ответ­ ственность. Именно наше пред ­ приятие должно обеспечить всю эту технику гидроузлами , без которых не обойтись сегодняш ­ нему трактору и дру гим маши­ нам, используемым на полях страны. Наши рабочие, инженерно - технические работники и служа­ щие заранее подготовились к выполнению этой ответственной задачи. Так, за минувшее пяти­ летие разработано и осущест­ влено 220 технико -организаци ­ онных мероприятий , благодаря чему получен экономический эффект о полтора миллиона рублей. Освоено 330 новых тех­ нологических процессов, спро ­ ектировано и внедрено а про ­ изводство 450 прогрессивных приспособлений. Как известно, оборудование по мере ускорения техническо­ го прогресса морально стареет, не обеспечивает выполнения задач сегодняшнего дня . Де ­ монтировать его для завода убыточно. Да и где так скоро найдешь замену? Поэтому специалисты завода избрали наиболее экономичный путь. Было модернизировано более сорока единиц устарев­ шего оборудования. Силами за­ водских конструкторов , инже ­ неров и техников механизирова­ но 86 процентов всех по гру ­ зочно -разгрузочных процессов. Больши.м техническим достиже­ нием для нас явилось внедре­ ние в производство автоматиче­ ской линии покраски гидроуз ­ лов в электростатическом поле. Внедрение новшества улучшило культуру труда и в 2 раза повы­ сило производительность по кра ­ сочных работ. В период подготовки к до­ стойной встрече XXV съезда партии коллективы наших це­ хов, участков приняли на себя повышенньрв социалистические обязательства. Они успешно выполнены. На днях подведены итоги предсъездовского соревнова­ ния, Наиболее эффективно и производительно несли трудо ­ вую вахту в честь XXV съезда партии коллективы смен, воз­ главляемые коммунистами В. И. Поваляевым и Б. Г. Ерохиным. Лучшими по профессии по праву признаны сверловщицы A. И.' Журавлева, М. Н. С кури - дика. А. Н. Бунина,, токари B. П. Сидоров, А. А. Сапрыкин, фрезеровщики В, С, Цуканов, Н. И. АЛясоедоа и другие . Это их ударный, творческий труд позволил коллективу ко дню открытия съезда дополни­ тельно к плану изготовить 2950 гидроузлов на 87 тысяч рублей. Отличились и рационализато­ ры завода. Новаторами п р о и з ­ водства дополнительно к ранее принятым обязательствам вне­ дрено шесть предложений, что позволило получить более ше­ сти тысяч рублей условного э кономическо го эффекта. Луч­ шими из них стали инженеры И. Г. Лабузов, В. Г. Родионов, Б. И. Мельников, Еще больше предстоит нам сделать в будущем ; добиться прироста продукции по отноше­ нию к прошлому году почти на 20 процентов, подготовить для аттестации на государственный Знак качества не менее двух гидроузлов, ввести в строй дей­ ствующих новый механосбороч ­ ный корпус общей площадь;о более 10 тысяч квадратных метров. Задачи серьезные. Но коммунисты завода, проф сою з ­ ный и комсомольский актив полры уверенности в сво­ их творческих силах, желания ответить на решения XXV съез­ да нашей партии новыми успе­ хами в социалистическом со­ ревновании за досрочное за­ вершение прогоаммы первого года пятилетки. В. РЯПОЛОВ, инженер завода тракторных гидроагрегатов. Электромеханик КИПа Елецкой дистанции связи комсомолка Любовь Нико­ лаевна Линченко работа­ ет всего два года- За этот небольшой срок она изу­ чила сложное устройство аппаратуры. Товарищи по работе избрали ее профор­ гом цеха и членом мест­ ного ко.митета. На снимке: Л. Н. Лин­ ченко ремонтирует кодо­ вую ячейку автоблокиров­ ки. Фото А. Боева. НАМ О ТВЕЧАЮ Т НЕТ-ФОРМАЛИЗМУ о недостатках в социалисти­ ческом соревновании работни­ ков трикотажной фабрики, до ­ пущенном формализме при при­ нятии производственниками ин­ дивидуальных обязатель-ств, го ­ ворилось в статье «Что за обя­ зательством», опубликованной в 21 газеты «Красное знамя». «Данная статья, — отвечают секретарь партбюро Л . Сидель­ никова и председатель фабкома Л . Четверикова, — обсуждена на расширенном заседании фаб­ ричного комитета. Критика в наш адрес признана правиль­ ной. Рассмотрены все индиви­ дуальные социалистические обя­ зательства. Ряду рабочих сде­ ланы .замечания. Пункты , нося- шне общий характер, исключе­ ны По опыту три ко таж ны х фаб. рик г. Воронежа рабочими при­ няты кнднвндуалыше комплекс­ ные обязательства во досроч­ ному выпо.знению задания деся­ той пятилетки. Развернуто социалистическое соревнование между участками и отдельными произво.дствен- инцамн. Кроме того, партийным бюро выявлены недостатки при подведении итогов соревно­ вания. Приняты соответствую- шне меры по их исправлению. .Многие трикотажницы под­ держали почин Калининского камвольного комбината по раз­ вертыванию социалистического соревнования под девизом «Российским товарам — отлич­ ное качество». Н А Б Е Р ЕЖ Н Ы Е Ч Е Л НЫ . На Камском автомобильном за . воде включен главный конвей­ ер. Со сборочной линии начали сходить трехосные тягачи мо­ дели «5320», снабженные 210- сильным дизелем. Выпуск первых серийных ав­ томобилей с маркой «КамАЗ» — хороший подарок многоты­ сячного коллектива строителей, монтажников , специалистов XXV съезду КПСС . • НА С Н И М К Е ; « К ам А З ы . на г.тавном сборочно.м конвейере. Зам. редактора В. А. А К У Л Е Н К О .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz