Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 27 февраля 1976 года стр. ПЯТИЛЕТКА. УЧИТЕЛЬ. КАЧЕСТВО. НЕ ИМЕТЬ В КЛАССЕ НЕУСПЕВАЮЩ В газете «Красное знамя» № 10, 36 шла речь о проблеме вто­ рогодничества. Об отсутствии отстающих по русс ком у язы ку и литературе, по всем предметам в начальных классах у некоторых учителей. Сегодня наш разговор продолжает преподаватель географии средней школы № 8 Екатеэнна Терентьевна Саранцева. Каждый учебный год ставит пе­ ред учителем географии боль­ шие задачи — борьбу за ка ­ чество, за повышение эффек­ тивности, воспитание на уроках чувства гордости за свою Ро­ дину, любви и преданности. В учительской работе все важно, особенно сейчас, когда учитель должен учить детей на уровне нынешних мировых стан­ дартов школьных знаний. Тре­ бовательный наш век врывает­ ся в ш кольные программы . Все большее число ребят приходится вести через трудно ­ сти. Раньше более простому нд всех могли научить, а теперь надо сложному учить всех. Пути и средства повышения качества преподавания гео гра ­ фии разнообразны . Главное в работе — выполнять современ ­ ные научные требования в обу ­ чении ш кольников. Извечный вопрос педагогики, ка к возбудить интерес ученика к учебной работе. Ведь он у многих непостоянен, непрочен и даже невысок. Вот здесь и задаешь вопрос : где выход? Ищешь его. Ищешь повышения качества обучения и воспита­ ния, новые приемы активной, познавательной деятельности ученика. Здесь прежде всего опираешься на научные зна­ ния природы общ е го и осо­ бенно интеллектуального раз­ вития ребенка. Сегодняшне.му ш кольнику надо не только дать сумму знаний по предме ­ ту, но и научить каж д о го из них таким навыкам мыслитель­ ной деятельности, при помощи которы х они могли бы сами по ­ полнять их. Понимаешь, что среди 30— 35 учеников нет и двух одинако ­ вых. Одним сразу ясно, другим нет. Поэтому я уделяю внима­ ние изучению личности ребен ­ ка, правильной гсстановке во­ просов (проблемных и инфор­ мационных), приемам исполь­ зования наглядных пособий и технических средств, связи с ж и знью и др. Одной из особенностей обу ­ чения географии является ло­ гическое задание, рассчитанное на эмоциональный эффект, на возбуждение интереса к теме, обязательное воздействие на чувство ученика, его эмоции. ■ Например, тема «Природные зоны». Задается вопрос учащимся «Определите зону, о которой пойдет речь в стихотвор'ении, и скажите, по каким признакам вы это сделаете?» Читаю сти­ хотворение- Свищет ветер кругом . В белой пене — валы. Серый бере г покрылся туманом. Ни души. Я один на вершине скалы. Над ревущим с утра океаном . Определяют , рассказывают. В процессе такого задания проявляются элементы само­ стоятельной мыслительной де ­ ятельности. Овладеть теорией и методом науки, даже з самой элементар­ ной форме нельзя без^ само­ стоятельной работы. Если ученик будет получать только готовую информацию , если он будет только слушать, смотреть и запоминать, его зна­ ния будут поверхностными . А з жизни важно не только знать, а и уметь применять знания. Самостоятельная работа про ­ водится при повторении и за­ креплении. а также при изуче­ нии нового материала. Ставят­ ся задачи, которые требуют объяснений причинно-следст­ венных связей геогрд(1>ических и других явлений. Вопросы «объяснить», «доказать», «зачем и почему». Например, «почему в Восточной Сибири целесооб­ разнее размещать энергетиче­ ские производства?» Самостоятельная работа по­ зволяет добывать знания, точ­ но, четко отвечать на постав­ ленные вопросы, выделять глав­ ное и второстепенное в изучае­ мом , составлять и анализиро­ вать различные графики, диа­ граммы, схемы ' и таблицы, вы­ полнять разнообразные практи­ ческие работы. Очень важным методическим приемом является оппонирова­ ние ответов. Суть приема оппо­ нирования ответов заключается в том, чтобы научить школьни­ ков сознательно анализировать свой ответ или ответ товарища, уметь отметить его достоинст­ ва и недостатки, дополнить или исправить (если в этом есть необходимость). Такой прием помогает акти­ визировать внимание учащихся на уро ке . Д внимание, ка к писал К. Д . Ушинский, есть именно та дверь, через ко то ­ рую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Такой прием имеет большое значение в IV классе по приро ­ доведению . Он помогает учить ш кольников вниманию, а к ку ­ ратному выполнению домашних заданий. На уроках географии всегда чувствуется пульс жизни , огра ­ ничиваться учебником невоз­ можно . Ребята с большим ж е ­ ланием составляют рассказ по пройденной теме в виде гео­ графических сочинений, «путе­ шествий». К таким урокам учащиеся специально готовят­ ся, подбирают литературу. Это расширяет их кр у го з о р и выэьн вает интерес к предмету. Про ­ водятся «Путешествия по стра­ нам и континентам», вечера «Путешествие в «Страну знаний». На каж дом ур о ке географии изучается одинаковый для всех объем учебного материа­ ла, но не все дети е го усваи­ вают. Поэтому важно осуществ­ лять индивидуальный подход на каж дом уро ке , учитывая осо­ бенности ученика. Виды работы различные. Ра­ бота по карточкам , контурным картам. Дифференцирован­ ный подход дает возможность привлечь к работе более сла­ бых и тех, кто бывает невнима­ телен на уроках . И не только при проверке домашнего задания, но и при изучении нового мате­ риала. Заранее раздаю им кар ­ точки (перед сообщением но­ вой темы), они читают вопросы, а после объяснения отвечают на них. Это заставляет внима­ тельно слушать рассказ учителя. География располагает боль­ шими возможностями знако ­ мить учащихся с профессиями. При изучении любой темы выделяется вопрос о значении профессии. Темы «План и карта», «Кли- 'мат» рассказываю о труде метеоролога, «Вода суши» — о гидролога:; и гидростроителях, «Земля и ее движение» ~ о работе воздухоплавателей и космонавтов. При изучении в старших классах темы «Страны социали­ стические и капиталистические» использую широкие во зм ожно ­ сти всех видов работ. Изучаются темы: «Болгария» или «ГДР», и на уроках рабо­ тают корреспонденты , ж урна - листъ1, специалисты (металлур­ ги, экономисты и др.). Они (учащиеся) используют матери­ ал газет, журналов , радио и телевидения. Такой вид приво­ дит к активизации интересов старшеклассников, к более у г ­ лубленному познанию жизни народов и политической карты мира. М но го других видов работ. М все они активизируют ребят, заставляют заниматься пассип- ных: у них появляется желание участвовать в уроке . Это повышает качество зна­ ний и ответственность А зна­ чит, дает возможность не иметь в классе неуспевающих. ЧТОБЫ ВСЕ ДРУЖИЛИ С КНИГОЙ с каждым годом в библиоте­ ка х растет число читателей, увеличивается их активность. Особое внимание уделяется об ­ служиванию рабочих и служа­ щих непосредственно по месту работы. Этому способствуют передвижки и пункты выдачи книг. В централизованной си­ стеме городских библиотек их 25. Ими пользуются свыше двух тысяч рабочих и служащих. Такая форма обслуживания имеет большие преимущества: экономит время читателей и в то же время дает им право ин­ дивидуального заказа на лите­ ратуру. Наше отделение занимается организацией передвижек и пунктов выдачи, руководит их работой, чтобы полнее удовлет­ ворять запросы читателей. Только в этом году открыты пункты выдачи в горполиклини ­ ке № 1, на заводе пивобезалко­ гольных напитков. Книжные фонды централизо­ ванной системы библиотек на­ считывают свыше 200 тысяч э к ­ земпляров общественно-поли­ тической, художественной и другой литературы по различ­ ным отраслям знаний. Задача библиотек — полнее использо­ вать такое духовное богатство для образования и воспитания ельчан. В этом большом и важном де­ ле принимают участие и обще ­ ственники. Успех работы пере ­ движек во м но гом зависит от их отношения к порученному де­ лу, от активности и |Инициати- вы. Телефонистка город ской по­ жарной охраны Лидия Ефимов­ на Полякова — одна из лучших общественниц, отдавшая 28 лет работе с кни гой . Она не только сама любит кни гу , но и приоб ­ щает к чтению других. Из года в год Лидия Ефимов­ на раз в месяц посещает цент­ ральную библиотеку, подбира­ ет книги . Она хорошо знает вкусы, запросы людей, умеет заинтересовать каж до го новин­ кой. Умелыми и активными про ­ пагандистами литературы явля­ ются библиотекари-общест­ венники Ю . М. Ю рикова (Елец­ кое отделение Госбанка), Т. М. Иванова (Ленинское отделение Госбанка), Р. Н. Локотецкая ( го ­ родская санитарно-эпидемиоло­ гическая станция), В. Д . Пищу- лин (известковый завод). Они постоянно удовлетворяют м но ­ гие запросы читателей. Там, где администрация, пар­ тийные и профсоюзные орга ­ низации оказывают поддерж ку , создают условия для работы библиотекарей -общественников, там и дела лучше; больше чи­ тателей и шире пропагандиру­ ется литература. Д о л г общественников — ока ­ зывать постоянную и системати­ ческую помощь рабочим, ИТР, служащим в формировании марксистско -ленинского м иро ­ воззрения, в повышении про ­ фессиональной квалификации, культуры производства, содей» ствовать росту экономических знаний. Приблизить кни гу к производ ­ ству, сделать ее достоянием каждо го трудящегося — об этом должны заботиться библиотека­ ри, активно способствующие ре ­ шению задач экономического и культурного строительства, коммунистического воспитания трудящихся. 3. КУРАСОВА, зав. отделением нестационарного обслуживания центральной городской библиотеки им. М. Горького. ДОВЕРИЕ И КОНТРОЛЬ Недавно наблюдал я такой случай. Человек вошел в авто­ бус, и его сразу же окружили пассажиры: «Берите билет. Этот автобус работает без ко нд у к ­ тора». И мне подумалось, что этот новый вид обслу>йивачия пассажиров оправдывает себя. Люди чувствуют доверие и стараются его не потерять. Автобусов, работающих без кондукторов , у нас пока три. Они обслуживают маршруты №№ 8 и 5. На них работают лучшие водители В. Н. Графов, И. И. Кислых, А В. Каверин. Н. В. Лученков, Н. С. Красоз, А. М. Сподарев, С. Н. Белоусов и В. Т. Колединкин. Они вовре­ мя объявляют остановки, веж ­ ливо напоминают пассажирам о стоимости проезда, необхо ­ димости е го оплаты. Автобусы оборудованы двумя кассами- полуавтоматами. В них можно опустить пять копее к в любом наборе. Удобно пользоваться и кассой -копилкой . Она не тре­ бует специальной разменноГ монеты. К сожалению, далеко не все -’ ассажиоы сознательны, еше необходим контроль за опла­ той проезда. Рейды контроле ­ ров проводятся по заранее раз­ работанным графикам и прино ­ сят ощутимые оезультаты. На­ рушителей штрафуют, достав­ ляют в горотдел милиции, на них составляют акты, материалы направляют на место работы. В. КОБЗЕВ, тполняющий обязанности начальника эксплуатации автоколонны № 1499. СВЕРДЛОВСК. Первую про­ дукцию изготовил на агрегатах второй очереди цеха холодной прокатки трансформаторной стали коллектив Верх - Исет- ского металлургического заво­ да. С пуском нового оборудова­ ния проектная мощность цеха- гиганта удвоена и достигла 200 тысяч тонн высококачест­ венного электротехнического ме<алла в год. Производство холоднокатаной стали создано на Верх-Исет- скои заводе в девятой пяти­ летке. По сравнению с горя­ чекатаным металлом новая продукция более экономична. Прокатчики обязались освоить мощности цеха досрочно. На снимке: новый термиче­ ский пролет второй очереди це­ ха. Фото А. Грахова, (Фотохроника ТАСС). СООБЩЯЕТ ^ Для сокращения вспомога­ тельного времени при механи­ ческой обработке деталей на фрезер^ных станках на Костром ­ ском заводе автоматических линий используется патрон для крепления концево го инстру­ мента Требуется всего 10 се­ кунд , чтобы установить резец в патроне. В комплект входит приспособление для безудар ­ ного извлечения инструмента из переходных втулок. Внедрение этого новшества позволяет сохранить фрезы от преждевременно го износа, по­ вышает культуру производст­ ва. На одном из предприятий Тамбовской области внедрена новая притирочная паста для хромированных и нехромиро - ванных поршневых колец и других деталей. Она представ­ ляет собой смесь отдельных компонентов м и кропорош ков электрокорунда с керосином и индустриальным маслом Свою работоспособность ласта со­ храняет в течение 12 дней при использовании станка в три смены. Применение нового матери­ ала сокращает машинное вре­ мя притирки в 2 раза и поз ­ воляет высвободить 25 процен ­ тов оборудования. Экономический эффект о ко ­ ло 14 тысяч рублей. На предприятиях города Ле­ нинграда нашли применение универсальные калибры для шпоночных пазов. Каждый ка­ либр' охватывает широкий диа­ пазон диаметров валов посред ­ ством сменных вставок. Последние выполнены в виде двухсторонних калибров -пробок и могут применяться как в сборке с корпусом -призмой , так и самостоятельно. Универсальный мерительный инструмент м ожет найти широ­ кое применение на машино­ строительных предприятипх, особенно в мелкосерийном производстве Более подробные сведения м ож но получить в ЦИТИ; г. Липецк, пр. Мира, 70. или по телефону 3-04-80.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz