Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 27 февраля 1976 года стр. ПЯТИЛЕТКА. УЧИТЕЛЬ. КАЧЕСТВО. НЕ ИМЕТЬ В КЛАССЕ НЕУСПЕВАЮЩ В газете «Красное знамя» № 10, 36 шла речь о проблеме вто рогодничества. Об отсутствии отстающих по русс ком у язы ку и литературе, по всем предметам в начальных классах у некоторых учителей. Сегодня наш разговор продолжает преподаватель географии средней школы № 8 Екатеэнна Терентьевна Саранцева. Каждый учебный год ставит пе ред учителем географии боль шие задачи — борьбу за ка чество, за повышение эффек тивности, воспитание на уроках чувства гордости за свою Ро дину, любви и преданности. В учительской работе все важно, особенно сейчас, когда учитель должен учить детей на уровне нынешних мировых стан дартов школьных знаний. Тре бовательный наш век врывает ся в ш кольные программы . Все большее число ребят приходится вести через трудно сти. Раньше более простому нд всех могли научить, а теперь надо сложному учить всех. Пути и средства повышения качества преподавания гео гра фии разнообразны . Главное в работе — выполнять современ ные научные требования в обу чении ш кольников. Извечный вопрос педагогики, ка к возбудить интерес ученика к учебной работе. Ведь он у многих непостоянен, непрочен и даже невысок. Вот здесь и задаешь вопрос : где выход? Ищешь его. Ищешь повышения качества обучения и воспита ния, новые приемы активной, познавательной деятельности ученика. Здесь прежде всего опираешься на научные зна ния природы общ е го и осо бенно интеллектуального раз вития ребенка. Сегодняшне.му ш кольнику надо не только дать сумму знаний по предме ту, но и научить каж д о го из них таким навыкам мыслитель ной деятельности, при помощи которы х они могли бы сами по полнять их. Понимаешь, что среди 30— 35 учеников нет и двух одинако вых. Одним сразу ясно, другим нет. Поэтому я уделяю внима ние изучению личности ребен ка, правильной гсстановке во просов (проблемных и инфор мационных), приемам исполь зования наглядных пособий и технических средств, связи с ж и знью и др. Одной из особенностей обу чения географии является ло гическое задание, рассчитанное на эмоциональный эффект, на возбуждение интереса к теме, обязательное воздействие на чувство ученика, его эмоции. ■ Например, тема «Природные зоны». Задается вопрос учащимся «Определите зону, о которой пойдет речь в стихотвор'ении, и скажите, по каким признакам вы это сделаете?» Читаю сти хотворение- Свищет ветер кругом . В белой пене — валы. Серый бере г покрылся туманом. Ни души. Я один на вершине скалы. Над ревущим с утра океаном . Определяют , рассказывают. В процессе такого задания проявляются элементы само стоятельной мыслительной де ятельности. Овладеть теорией и методом науки, даже з самой элементар ной форме нельзя без^ само стоятельной работы. Если ученик будет получать только готовую информацию , если он будет только слушать, смотреть и запоминать, его зна ния будут поверхностными . А з жизни важно не только знать, а и уметь применять знания. Самостоятельная работа про водится при повторении и за креплении. а также при изуче нии нового материала. Ставят ся задачи, которые требуют объяснений причинно-следст венных связей геогрд(1>ических и других явлений. Вопросы «объяснить», «доказать», «зачем и почему». Например, «почему в Восточной Сибири целесооб разнее размещать энергетиче ские производства?» Самостоятельная работа по зволяет добывать знания, точ но, четко отвечать на постав ленные вопросы, выделять глав ное и второстепенное в изучае мом , составлять и анализиро вать различные графики, диа граммы, схемы ' и таблицы, вы полнять разнообразные практи ческие работы. Очень важным методическим приемом является оппонирова ние ответов. Суть приема оппо нирования ответов заключается в том, чтобы научить школьни ков сознательно анализировать свой ответ или ответ товарища, уметь отметить его достоинст ва и недостатки, дополнить или исправить (если в этом есть необходимость). Такой прием помогает акти визировать внимание учащихся на уро ке . Д внимание, ка к писал К. Д . Ушинский, есть именно та дверь, через ко то рую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Такой прием имеет большое значение в IV классе по приро доведению . Он помогает учить ш кольников вниманию, а к ку ратному выполнению домашних заданий. На уроках географии всегда чувствуется пульс жизни , огра ничиваться учебником невоз можно . Ребята с большим ж е ланием составляют рассказ по пройденной теме в виде гео графических сочинений, «путе шествий». К таким урокам учащиеся специально готовят ся, подбирают литературу. Это расширяет их кр у го з о р и выэьн вает интерес к предмету. Про водятся «Путешествия по стра нам и континентам», вечера «Путешествие в «Страну знаний». На каж дом ур о ке географии изучается одинаковый для всех объем учебного материа ла, но не все дети е го усваи вают. Поэтому важно осуществ лять индивидуальный подход на каж дом уро ке , учитывая осо бенности ученика. Виды работы различные. Ра бота по карточкам , контурным картам. Дифференцирован ный подход дает возможность привлечь к работе более сла бых и тех, кто бывает невнима телен на уроках . И не только при проверке домашнего задания, но и при изучении нового мате риала. Заранее раздаю им кар точки (перед сообщением но вой темы), они читают вопросы, а после объяснения отвечают на них. Это заставляет внима тельно слушать рассказ учителя. География располагает боль шими возможностями знако мить учащихся с профессиями. При изучении любой темы выделяется вопрос о значении профессии. Темы «План и карта», «Кли- 'мат» рассказываю о труде метеоролога, «Вода суши» — о гидролога:; и гидростроителях, «Земля и ее движение» ~ о работе воздухоплавателей и космонавтов. При изучении в старших классах темы «Страны социали стические и капиталистические» использую широкие во зм ожно сти всех видов работ. Изучаются темы: «Болгария» или «ГДР», и на уроках рабо тают корреспонденты , ж урна - листъ1, специалисты (металлур ги, экономисты и др.). Они (учащиеся) используют матери ал газет, журналов , радио и телевидения. Такой вид приво дит к активизации интересов старшеклассников, к более у г лубленному познанию жизни народов и политической карты мира. М но го других видов работ. М все они активизируют ребят, заставляют заниматься пассип- ных: у них появляется желание участвовать в уроке . Это повышает качество зна ний и ответственность А зна чит, дает возможность не иметь в классе неуспевающих. ЧТОБЫ ВСЕ ДРУЖИЛИ С КНИГОЙ с каждым годом в библиоте ка х растет число читателей, увеличивается их активность. Особое внимание уделяется об служиванию рабочих и служа щих непосредственно по месту работы. Этому способствуют передвижки и пункты выдачи книг. В централизованной си стеме городских библиотек их 25. Ими пользуются свыше двух тысяч рабочих и служащих. Такая форма обслуживания имеет большие преимущества: экономит время читателей и в то же время дает им право ин дивидуального заказа на лите ратуру. Наше отделение занимается организацией передвижек и пунктов выдачи, руководит их работой, чтобы полнее удовлет ворять запросы читателей. Только в этом году открыты пункты выдачи в горполиклини ке № 1, на заводе пивобезалко гольных напитков. Книжные фонды централизо ванной системы библиотек на считывают свыше 200 тысяч э к земпляров общественно-поли тической, художественной и другой литературы по различ ным отраслям знаний. Задача библиотек — полнее использо вать такое духовное богатство для образования и воспитания ельчан. В этом большом и важном де ле принимают участие и обще ственники. Успех работы пере движек во м но гом зависит от их отношения к порученному де лу, от активности и |Инициати- вы. Телефонистка город ской по жарной охраны Лидия Ефимов на Полякова — одна из лучших общественниц, отдавшая 28 лет работе с кни гой . Она не только сама любит кни гу , но и приоб щает к чтению других. Из года в год Лидия Ефимов на раз в месяц посещает цент ральную библиотеку, подбира ет книги . Она хорошо знает вкусы, запросы людей, умеет заинтересовать каж до го новин кой. Умелыми и активными про пагандистами литературы явля ются библиотекари-общест венники Ю . М. Ю рикова (Елец кое отделение Госбанка), Т. М. Иванова (Ленинское отделение Госбанка), Р. Н. Локотецкая ( го родская санитарно-эпидемиоло гическая станция), В. Д . Пищу- лин (известковый завод). Они постоянно удовлетворяют м но гие запросы читателей. Там, где администрация, пар тийные и профсоюзные орга низации оказывают поддерж ку , создают условия для работы библиотекарей -общественников, там и дела лучше; больше чи тателей и шире пропагандиру ется литература. Д о л г общественников — ока зывать постоянную и системати ческую помощь рабочим, ИТР, служащим в формировании марксистско -ленинского м иро воззрения, в повышении про фессиональной квалификации, культуры производства, содей» ствовать росту экономических знаний. Приблизить кни гу к производ ству, сделать ее достоянием каждо го трудящегося — об этом должны заботиться библиотека ри, активно способствующие ре шению задач экономического и культурного строительства, коммунистического воспитания трудящихся. 3. КУРАСОВА, зав. отделением нестационарного обслуживания центральной городской библиотеки им. М. Горького. ДОВЕРИЕ И КОНТРОЛЬ Недавно наблюдал я такой случай. Человек вошел в авто бус, и его сразу же окружили пассажиры: «Берите билет. Этот автобус работает без ко нд у к тора». И мне подумалось, что этот новый вид обслу>йивачия пассажиров оправдывает себя. Люди чувствуют доверие и стараются его не потерять. Автобусов, работающих без кондукторов , у нас пока три. Они обслуживают маршруты №№ 8 и 5. На них работают лучшие водители В. Н. Графов, И. И. Кислых, А В. Каверин. Н. В. Лученков, Н. С. Красоз, А. М. Сподарев, С. Н. Белоусов и В. Т. Колединкин. Они вовре мя объявляют остановки, веж ливо напоминают пассажирам о стоимости проезда, необхо димости е го оплаты. Автобусы оборудованы двумя кассами- полуавтоматами. В них можно опустить пять копее к в любом наборе. Удобно пользоваться и кассой -копилкой . Она не тре бует специальной разменноГ монеты. К сожалению, далеко не все -’ ассажиоы сознательны, еше необходим контроль за опла той проезда. Рейды контроле ров проводятся по заранее раз работанным графикам и прино сят ощутимые оезультаты. На рушителей штрафуют, достав ляют в горотдел милиции, на них составляют акты, материалы направляют на место работы. В. КОБЗЕВ, тполняющий обязанности начальника эксплуатации автоколонны № 1499. СВЕРДЛОВСК. Первую про дукцию изготовил на агрегатах второй очереди цеха холодной прокатки трансформаторной стали коллектив Верх - Исет- ского металлургического заво да. С пуском нового оборудова ния проектная мощность цеха- гиганта удвоена и достигла 200 тысяч тонн высококачест венного электротехнического ме<алла в год. Производство холоднокатаной стали создано на Верх-Исет- скои заводе в девятой пяти летке. По сравнению с горя чекатаным металлом новая продукция более экономична. Прокатчики обязались освоить мощности цеха досрочно. На снимке: новый термиче ский пролет второй очереди це ха. Фото А. Грахова, (Фотохроника ТАСС). СООБЩЯЕТ ^ Для сокращения вспомога тельного времени при механи ческой обработке деталей на фрезер^ных станках на Костром ском заводе автоматических линий используется патрон для крепления концево го инстру мента Требуется всего 10 се кунд , чтобы установить резец в патроне. В комплект входит приспособление для безудар ного извлечения инструмента из переходных втулок. Внедрение этого новшества позволяет сохранить фрезы от преждевременно го износа, по вышает культуру производст ва. На одном из предприятий Тамбовской области внедрена новая притирочная паста для хромированных и нехромиро - ванных поршневых колец и других деталей. Она представ ляет собой смесь отдельных компонентов м и кропорош ков электрокорунда с керосином и индустриальным маслом Свою работоспособность ласта со храняет в течение 12 дней при использовании станка в три смены. Применение нового матери ала сокращает машинное вре мя притирки в 2 раза и поз воляет высвободить 25 процен тов оборудования. Экономический эффект о ко ло 14 тысяч рублей. На предприятиях города Ле нинграда нашли применение универсальные калибры для шпоночных пазов. Каждый ка либр' охватывает широкий диа пазон диаметров валов посред ством сменных вставок. Последние выполнены в виде двухсторонних калибров -пробок и могут применяться как в сборке с корпусом -призмой , так и самостоятельно. Универсальный мерительный инструмент м ожет найти широ кое применение на машино строительных предприятипх, особенно в мелкосерийном производстве Более подробные сведения м ож но получить в ЦИТИ; г. Липецк, пр. Мира, 70. или по телефону 3-04-80.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz