Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 14 февраля 1976 года ^ 3 стр. 'V ПОЭТИЧЕСКАЯ РУБРИКА ВЕЛИЧАЮТ ЕГО ПЕТРОВИЧЕМ НАШ КАЛЕНДАРЬ I ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН М УС А Д Ж А Л И Л Ь 15 февраля исполняется 70 лет со дня рождения выдающе гося татарского поэта. Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии Мусы Д ж а лиля (1906— 1944). Его имя стало символом мужества, не сгибаемой воли, стойкости, безграничной любви к Родине. М уса Д ж а л ил ь вступил в татар с кую советскую литературу на заре ее становления. В стихах он передает атмосферу трудово го героизма, взволнованно гово рит о великих созидательных делах советского народа («На заводе Орлее», «Ударник-пар тизан», «На весеннем пути» ). Многие стихи Дж а л ил я прони заны симпатией к рабочим за рубежных стран, чувством дружбы , интернационализма («Весы», «О смерти», « Д ж и м » ) . В 30-е годы поэт создает пре красные лирические произведе ния («Зайтуне», «Синеглазая озорница», «Зимние стихи» ). Он выступает ка к литературовед, публицист, крити к , переводчик. Муса Джалиль был одним из организаторов Татарского госу дарственного театра оперы и балета, ныне носящего его имя С первых дней Великой Оте чественной войны Джалиль ушел на фронт. На переднем крае он пишет пламенные , сти хи, призывающие к борьбе с фашистскими захватчиками за свободу и независимость социа листического Отечества («Перед атакой», «Из госпиталя»), В 1442 году, тяжелораненный, по эт попадает в плен. В фашист ских застенках он ппололжает вести активную борьбу. Приго воренный к смертной казни. Муса Джалиль созпает волную щие. полные ж гучей ненависти К врагам произведения, вошез- гаие в цикл «Моабнтская тет радь». НА С Н И М К Е ; Муса Д ж а лиль. Фгто.хеоиика ТАСС. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ Ответственность родителей за воспитание детей красной нитью проходит через наше законодательство. Так, статья 18 Основ законодательства о браке и семье обязывает роди телей «воспитывать своих детей в духе морального кодекса строителя коммунизма , забо титься об их физическом раз витии, обучении и подготовке к общественно полезной дея тельности». Как видим, соглас но закону воспитание не м о жет рассматриваться родите лями ка к дело, которым они вправе заниматься (или не за ниматься) по собственному ус мотрению . Это их обществен ная и государственная обязан ность, за нее они лично отве чают перед законом . ' Отдельные положения наше го законодательства преду сматривают ответственность ка к самих несовершеннолетних, так и их родителей. Если ребенок не ходит в ш колу, к родителям могут при меняться . меры общественно го воздействия; обсуждение на товарищ еском суде, на собра нии коллектива, на родитель ском комитете школы . В. МЕРКУЛОВ, следователь ГОВД. Д О Б Р Ы Е С О В Е Т Ы Д ево ч ку в семье надо учить не только обслуживать себя, но и делать что-то для других. ДЕВОЧКА ДОЛЖ НА УМЕТЬ: в 3 года — одеться, умыться, помочь накрыть на стол, разло жить свои игруш ки ; в 4 года — зашнуровать бо тинки, вытереть пыль, полить цветы; в 5 лет — пришить пуговицу, убрчать постель, постирать лен точки, платье с куклы , помочь принести маме п о куп ку из ма газина; в 6 лет — вымыть чайную по суду, погладить под наблюде нием мамы ленточки, подмести пол, сшить маленькую наволоч ку, приготовить из готового теста, пользуясь формочками, печенье; в 7 лет — почистить, нарезать овощи для винегрета.. салата, приготовить фрукты для ком п о та, перебрать крупу , пришить вешалку к халатику, на поло тенце: в 8 лет — купить в л.'дгвзь'не продукты ! молоко , хлеб, поль зоваться пылесосом, ухаживать га школьной формой стирать и пришивать манжеты, воротнич ки, чистить щеткой пальто, бо тинка*: ^ в 9— 10 лет — вышивать, сварить яйцо, картошку, вы тереть пол. УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ Как мно го теплых, хороших слов сказано об учителе!... Они всегда с нами, те, кто вложил в наши р у ки тетрадь и ручку , научил писать, считать, видеть мир по-новому. Подрастая, одни ученики сме няют за школьными партами других . Из ш иро ко распахну тых дверей школы ребята всту пают в большую жизнь , разъ езжаются по стране. Но на всегда с ними остаются их на ставники. Для меня — это учительница литературы Зоя Антоновна Черкасова. Она учила нас по нимать прекрасное, любить людей, приносить пользу. К каж дом у она умела подобрать ключик , с каждым находила время поговорить по душам. Проводимые ею уро ки лите ратуры — это откровенный раз говор с советскими писателя ми и поэтами: Фадеевым , Островским , Есениным, Блоком. За все это мы, ученики Зои Антоновны , и любим нашу учи тельницу. Воспитала она в нас и стрем ление к знаниям. М ногие из моих одноклассников сейчас продолжаю т учиться; Л. Зайце ва и Ю . Воротынцев — в Воро неж ском медицинском инсти туте, Т. Рыбинцепа — в Липецком педагогическом институте, Р. Мацан — в Ленинградском медицинском . С коро должны получить офицерское звание Э. Шаматура и А. Тарасик. В этом тоже заслуга нашей Зои Антоновны . Г. ВИЛКОВА. бывшая ученица Ю-б класса школы № 21. Величают все его Петровичем, По-сыновьи любит детвора. Спозаранку В ватнике рабочем Он выходит с нашего двора. Стать крепка , Хоть белою ладонью Старость прикоснулася к виску. Смотрит он, Чтоб люди в каждом доме Слышали по радио Москву. Чтоб горели в избах, В окнах школы Лампочки уютно и легко. Из села столбы шагают в поле, Уводя далеко-далеко. К дяде Ване Часто в гости ходят Ребятишки лунным вечерком . Он к столу их весело проводит И душистым угостит чайком. I Поведет рассказ, Да так речисто, Что тесней садятся Дети в кр у г ,— Про войну. Про то, ка к бил фашистов Вася Теркин — его лучший друг. О секретах тока И моторов И других технических вещей,.. Ведь он видит Будущих монтеров, Комбайнеров, Слесарей, шоферов В куч ке любопытных малышей. Слушают с вниманьем Мальчуганы И качают молча головой: «Да, недаром грудь У дяди Вани Украшает орден трудовой!» М. ГЛАЗКОВ. З а ш а х м а т н о й д о с н о й Лишь только за столик сяду, Как сразу теряю покой Слежу всеобъемлющим взглядом За шахматною доской. И помнится, помнится ясно Вчерашний мне тур роковой , Когда под атакой опасной Остался мой фланг ферзевой. Казалось, близка уж развязка: Три пешки взяты под конвой, Ладья оказалась под связкой, Короля заслоняя собой. И, хищно о чем-то беседуя, Пузатые, ка к бадьи, Ф ер зя моего преследовали Две вражеские ладьи. И вот почти все безнадежно. Надеяться больше нельзя. Но слышится шепот тревожный Находчивого ферзя. Он пешке шептал внимательной; — Рвануться попробуй в тыл, А мы со слоном обязательно Поддержим тебя что есть сип1 ...Не выдержал я и сдался. А сердце щемила боль. И на доске улыбался Злорадно чужой король. ...В глазах победителей— радость. Но гордо пленные шли, М ою лишь жестокую слабость Их взгляды простить не могли. А. ЧЕРНЫШЕВ. ЛАЗЕР В ЦЕХЕ На Московском машинострои тельном заводе «Красный О к тябрь» завершен монтаж пер вого промышленного лазерно го станка. Лазер легко режет пластину из титана —металла, который трудно поддается об работке при помощи обычного инструмента. В случае необхо димости станок может выпол нить и роль сваренного аппара та. Кроме того, он умеет «чи тать»: станок обрабатывает, режет тугоплав 1 {;<е металлы по заданному конструкторами чертежу. «МАЛЮТКИ» С «УРАЛМАША» 100 -тысячная стиральная ма шина «Малютка» отправлена в торговую сеть с «Уралмаша». Поточное производство «Малю ток» организовано в цехе то-: варов народного потребления. Здесь выпускают также ком п лекты кухонной мебели и д р у гую бытовую продукцию , Спе- циал;-зированные цехи и участ ки по изготовлению товаров наро.дного потребления дейст вуют на многих предприятиях области. ВЕЛИКАН ЛЛЯ ВЕЛИКАНА Комба^4н для добычи угля в мощных пластах изготовлен на гоояорском мащ ипостроите ль ном заводе имени Кирова (Дочеикая обла :ть). Предназ начен он для новой в Кузбассе шахты «Распадская» — самой крупной в Советском Союзе. А грегат позволит вести выем ку пласта толщиной до пяти метров и не послойно а з одни грием . Это сведет к м*ицимуму •потери угля, неизбежньге пои действующей нь<не технологии. Новичок 8 «семействе» машин, облегчающих труд шахтеров, способен добывать до пятна дцати тонн топлива в минуту. ПОЛНОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Ф ото В. МЕРКУЛОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz